Humanity space International almanac VOL. 5, No 1, 2016: 6-12
Принципы воспитания эмпатии у молодежи в учреждениях культуры на основе духовных ценностей
Д.Б. Андреева
Московский Государственный Университет Культуры 141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная д.7 Moscow State University of Culture Library str. 7 , Khimki, Moscow Region 141406 Russia e-mail: mgukidissov@mail.ru
Ключевые слова: воспитание эмпатии, молодежь, учреждения культуры, духовные ценности.
Key words: empathy education, youth, culture, institutions and spiritual values. Резюме: В статье анализируются принципы воспитания эмпатии у молодежи в учреждениях культуры на основе духовных ценностей. Эмпатия выступает ведущим регулятором саморазвития субъекта учреждений культуры и характеризуются наличием у него системы знаний, отражающих содержательную сущность интеллектуальных, мировоззренческих и нравственных ценностей, а также способность прогнозировать и конструировать деятельность по осуществлению нравственно-моральных действий и социально- культурных идеалов..
Abstract: The article analyzes the principles of education of empathy in young people in cultural institutions on the basis of spiritual values. Empathy is the lead regulator of self-development of the subject of cultural institutions and are characterized by the presence of his knowledge of the system, reflecting the substantial nature of the intellectual, philosophical, and moral values, as well as the ability to predict and design activities for the implementation of moral and moral action, social and cultural ideals.
[Andreeva D.B. Principles of education of empathy in young people in cultural institutions on the basis of spiritual values]
Дефиниция аксиология происходит от греч. axios -ценность и logos - слово. Определяеться, как учение о ценностях, с философской точки зрения теория общезначимых ценностей, определяющих направленность деятельности личности, поступков, поведения.
Понятие ценности в научный оборот было введено И. Кантом, который соединил сферу нравственности и природу необходимости. Он первый понял, что ценности функционировать не могут, они только обладают значимостью, смыслообразующим, символическим содержанием.
Деятельность учреждения культуры обладает правом на поддержку со стороны государства, которое несет юридические и моральные обязательства перед прошлым, настоящим и будущим страны. Оно заботится о сохранении и развитии культурного наследия всех народов и этносов, населяющих нашу страну.
Поэтому среди принципов воспитания эмпатии у молодежи в учреждении культуры следует выделить: открытость и демократизм в структурировании при сохранении преемственности культурного развития, равенства прав и возможностей всех граждан и социальных групп в создании и использовании материальных и духовных ценностей.
Важное значение имеет и принцип регулирующей роли формирования социокультурной ситуации.
Принцип точного максимального учета культурной самобытности, идентичности посетителей учреждений культуры различных локальных и территориальных сообществ, и социума.
Важной проблемой является и то, что большинство людей имеют сильную тенденцию сохранять специфические привычки, то есть придерживаться старого стиля поведения. Реализация же потребности в самоактуализации требует наличия эмпатии у молодого человека.
Автор статьи в реализации принципов на основе аксиологического подхода руководствовался концепцией профессора А.Д. Жаркова: «Ценностно-ориентированный, активно-деятельностный подход к целостному
технологическому процессу в учреждениях культуры при организации и проведении массовых, групповых и индивидуальных форм досуга» (Жарков, 2016: 156).
Принцип индивидуального подхода предполагает учет индивидуальных потребностей, мотивации, запросов, интересов, творческих способностей, возможностей, психофизических особенностей и социальной среды обитания молодежи в условиях учреждений культуры. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника творческого коллектива в учреждениях культуры, а также носителей культурно-досуговых программ и других видов
предметной деятельности.
Принцип систематичности и целенаправленности предполагает осуществление деятельности учреждений культуры по воспитанию эмпатии у молодежи целеустремленно и последовательно, сочетая внутреннюю планомерность и внешнее взаимодействие всех социальных институтов, призванных заниматься воспитанием эмпатии у молодежи.
Важно направлять участников художественной самодеятельности, клубов по интересам, любительских объединений и посетителей - молодежь на общественно значимые дела. Общественно значимые дела и ценностные ориентации трансформируют молодежь в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим с собой и обществом (Лазарев, 2016).
Принцип преемственности в деятельности учреждениях культуры по воспитанию эмпатии у молодежи позволяет использовать исторический культурный опыт, преемственность поколений. Активизируя деятельность учреждений культуры на принципе преемственности досуга, социального знания и опыта, на проведение разумного досуга, его педагогики, можно заключить, что молодежь приобщается к культурному наследию, историческому происхождению социально-культурной деятельности. Преемственность для молодежи основывается на сохранении и развитии.
Принцип занимательности - заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всех видов, занятий в творческом коллективе, любительском объединении и клубах по интересам, культурно-досуговых программ на основе методов игры и иллюстрирования.
Вышеперечисленные принципы воспитания эмпатии у молодежи в учреждениях культуры предполагают их взаимопроникновение. Деятельность учреждений культуры отражается на субъекте деятельности, личности, а также на социуме, в котором живет молодежь.
Профессор Л.С. Жаркова считает, что «субъект деятельности человек превращается в субъект конкретной
профессиональной деятельности, т.е профессионала, специалиста широкого профиля, когда он высоконравственен». Она рассматривает, субъекта как носителя активности, выполняющего определенную деятельность, человека, обладающего способностью к сознательной саморегуляции и саморазвитию в этой деятельности» (Жаркова, 2015: 236), т.е субъект служит носителем активного начала, самоутверждающейся индивидуальностью. Эта мысль находит свое подтверждение и в исследовании.
Учитывая вышесказанное, а также то, что профессиональная среда специалистов учреждений культуры должна руководствоваться принципами.
При этом в качестве субъектов в учреждениях культуры может выступать огромная группа актива во всех коллективах художественной самодеятельности, клубов по интересам, любительских объединений, ценностные ориентации, мотивационно-целевые установки и стиль поведения и взаимоотношений которых во многом адекватен. Такая субъектность оказывает существенное влияние на воспитание психологических установок специалистов учреждений культуры и на актуальность эмпатии.
На основании вышеизложенного усматривается, что профессиональная деятельность определяется едиными принципами субъектов, определяющих общий характер их отношений, причем в процессе взаимодействия с объектом. Из этого следует, что опыт реализации принципов воспитания эмпатии у молодежи в учреждениях культуры можно охарактеризовать как осознанно освоенные специалистами формы, методы и средства конструктивного взаимодействия, целенаправленно используемые ими в процессе согласованного решения задач совместной деятельности. Опыт субъекта в учреждениях культуры можно представить как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: мыслительной, поведенческой, эмоциональной сферы.
В связи с этим следует отметить, что субъект взаимодействует как на межличностном уровне, так и на групповом, массовом. Его эффективность профессиональной деятельности обусловлена принципом включения молодых
людей в реальные социальные группы.
Учитывая то, что в нашей статье речь идет о воспитании эмпатии, специалисту учреждения культуры особое внимание необходимо уделить понятию «добро». Это база взаимодействия подразумевает межличностные контакты, возникающие между двумя или более людьми, совершающими совместные действия.
Эмпатия воспитывается в продуктивном сотрудничестве для достижения определенной цели, происходит по различным направлениям. И здесь конфликтное взаимодействие должно быть исключено.
Принцип «делаем добро» должен быть выражен этим принципом «разрешаются все конфликты взаимодействия», проявляющиеся в учреждениях культуры.
Мотивация «делать добро» иногда встречает противоречивые цели, стремления, планы личностей, принадлежащих отдельным молодым людям.
Для когнитивного фактора характерно столкновение различных ценностей, взглядов, точек зрения, интересов участников творческих коллективов. Их причинами могут служить столкновения принципов, которыми руководствуются художественная самодеятельность, клубов по интересам, любительских объединений.
Субъект деятельности в учреждениях культуры понимает психическое состояние активизации молодого человека, включающее осознание им своих целей, оценку имеющихся условий для доброго поступка. Мотивацию добра, волевых интеллектуальных усилий субъекта здесь характеризуют три взаимосвязанные стороны: моральная готовность, психологическая состоятельность и профессиональное мастерство. Качества, определяющие моральную готовность, относятся автором статьи к социально-культурной обусловленной стороне субъекта, психологическая - к индивидуальным особенностям психических процессов, профессиональная - к опыту личности.
Итак, эмпатия субъекта учреждений культуры - это нравственное качество личности, способной сочувствовать, сопереживать, сострадать, на деятельностном уровне. Принцип -руководящая идея, в деятельности субъекта. Эмпатия - это
интегративное качество субъекта, включающее его морально-волевую характеристику, выражающую степень готовности к реализации знаний, умений, навыков эмпатии при осуществлении социально- культурной деятельности. Категория эмпатии рассматривается у субъекта как совокупность знаний, умений, навыков, мотивов, поведенческих партнеров, присущих всем специалистам и сотрудникам - участникам художественной самодеятельности, клубов по интересам и любительских объединений.
Эмпатии выступают ведущим регулятором саморазвития субъекта учреждений культуры и характеризуются наличием у него системы знаний, отражающих содержательную сущность интеллектуальных, мировоззренческих и нравственных ценностей, а также способность прогнозировать и конструировать деятельность по осуществлению нравственно-моральных действий и социально- культурных идеалов.
Эта деятельность позволяет отслеживать уровень воспитания эмпатии у всех посетителей учреждений культуры. Воспитание эмпатии молодежи - это целевое становление социально-ценностных ориентаций, уважение к человеку и его жизни, милосердие, сострадание, гуманность,
общечеловечность, доброжелательность, гибкость,
исполнительность, ответственность, конфиденциальность. Критериями, то есть системой принципов воспитания эмпатии у молодежи в организационно- педагогических условиях воспитания эмпатии, могут быть: когнитивный, эмоционально-перцептивный, мотивационно-деятельностный,
обеспечивающие непрерывный и поэтапный процесс через углубление уже имеющихся знаний и приобретение новых.
Организационно-педагогические условия как
процессуальная составляющая обеспечивающая реализацию принципов воспитания эмпатии молодежи включают в себя педагогический контроль и коррекцию, комплексное диагностирование и оценку уровней сформированности общих принципов эмпатии, повышение личностной мотивации, активное использование современных технологий.
ЛИТЕРАТУРА
Андреева Д.Б. Воспитание эмпатии молодежи в учреждениях культуры на основе компетентностного подхода. - Гуманитарное пространтство. Международный альманах. Том 4. № 5: 645-651.
Бочкарева Е.Д. 2015. Педагогические условия воспитания исторической памяти у молодежи в учреждениях культуры. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том. 4. № 5: 658-666.
Бочкарева Е.Д. 2015. Концептуальные подходы к понятию «историческая память молодежи». - Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том. 4. № 5: 667-675.
Жарков А.Д. 2016. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. М., МГИК. 580 с.
Жарков А.Д. 2012. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. М.: МГУКИ. 480 с.
Жаркова Л.С. 2015. Мотивационное развитие личности в социально-культурном измерении : монография. М. 400 с.
Жаркова Л.С. 2013. Деятельность Учреждений культуры - фактор развития традиционных народных культур. - Культура и образование. №1(10): 79-85.
Жаркова А.А. 2014. Культурно-досуговая программа как существенный результат культурно-досуговой деятельности. - Культура и образование. № 2(13): 49-51.
Жаркова А.А. 2010. Развитие личности в условиях социально-культурной деятельности на основе парадигмального подхода: теоретические аспекты: монография. М.: МГУКИ. 177 с.
Лазарев М.А. 2016. Формирование художественной культуры в профессиональном становлении современного педагога: монография. Москва: МАО; Даугавпилс: ДУ. 180 с.
Лазарев М.А., Подвойский В.П., Ласкин А.А. 2015. Истоки античной культуры образования. - Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. No 1: 1-12 - URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/joumal_pdf/lazarev_laskin_podvoycky.pdf [15.02.2015]
Лазарев М.А., Фишер О.В. 2014. Освоение речевого этикета как эффективное направление оптимизации в изучении иностранного языка. -Инициативы XXI века. No 1: 31-32.
Получена / Received: 19.02.2016 Принята/Accepted: 24.02.2016