УДК 159.922.4-057.875
ББК Ю954.25+Ю962.1 ГСНТИ 15.81.61 Код ВАК 19.00.04
Воробьева Ирина Владимировна,
кандидат психологических наук, доцент, кафедра акмеологии и менеджмента, Институт менеджмента и права, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
Жданова Наталья Евгеньевна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра психологии образования и профессионального развития, Российский государственный профессионально-педагогический университет; 620012, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, д. 11; e-mail: [email protected]
Кривощекова Марина Сергеевна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра профессионально-ориентированного образования, Институт
иностранных языков, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА ЭМПАТИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ И ЕЕ РОЛЬ В ТИПЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: эмпатия; этническая идентичность личности; тип этнической идентичности личности; эмпатические способности; студенчество.
АННОТАЦИЯ. В статье изложены результаты проведенного эмпирического исследования специфики эмпатии российских и иностранных студентов и определена ее взаимосвязь с типами этнической идентичности личности. Рассмотрено профессионально ориентированное образовательное пространство, так как оно обладает большим потенциалом для целенаправленного формирования готовности человека к общению с многонациональным окружением в силу наличия организованных процессов обучения, воспитания и развития, а также обеспечивает условия для проектирования психолого-педагогических технологий формирования эмпатийных способностей в условиях образовательной среды. Обнаружены и описаны сходство и характерные различия типов этнической идентичности у российских и иностранных студентов, раскрыты их содержательные характеристики. Определены возможные связи эмпатийных способностей личности с конкретным типом идентификации себя со своим этносом. В формате регрессионных моделей показана специфика изучаемых выборок, в рамках которой студенты, приехавшие в нашу страну из других государств, демонстрируют выбор более разнообразных объектов для эмпатийного восприятия в ситуациях межличностного взаимодействия. В заключении констатируется важная роль эмпатийных способностей личности как в адаптационных процессах для интеграции человека в новую среду, так и для снижения социальной напряженности в условиях мультикультурного диалога.
Vorob'eva Irina Vladimirovna,
Candidate of Psychology, Associate Professor of Department of Acmeology and Management, Institute of Management and Law, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Zhdanova Natal'ya Evgen'evna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Psychology of Education and Professional Development, Russian State Professional Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Krivoshchekova Marina Sergeevna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Professionally-oriented Education, Institute of Foreign Languages, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
SPECIFICITY OF EMPATHY OF FOREIGN STUDENTS AND ITS ROLE IN THE TYPE OF ETHNIC IDENTITY OF THE PERSON
KEYWORDS: empathy; ethnic identity of the person; type of ethnic identity of the person; empathic abilities; students.
ABSTRACT. The article presents the results of the empirical research of specificity of empathy of Russian and foreign students and determines its relationship to the types of ethnic identity of the individual. It considers a professionally-oriented education environment, as it has a great potential for the purposeful formation of a person's preparation to conduct dialogue with multinational environment due to the presence of organized processes, training and development, and provides an environment for the design of psychological and pedagogical technologies of formation of empathy skills in terms of education environment. The article discovers and describes the similarities and differences in the prevalence of specific types of ethnic identity among Russian and foreign students and reveals their content features. The authors find out the possible connection of empathetic abilities of the individual with a specific type of identifying themselves with their ethnic group. The format of regression models show the specificity of the studied sample, in which the students who came to our country from other countries, show a variety of different objects to the perception of empathy in situations of interpersonal interaction. In conclusion, the article states the important role of empathy abilities of the person in the adaptation process for the integration of the human being into a new environment, and for reduction of social tensions in a multicultural dialogue.
© Воробьева И. В., Жданова Н. Е., Кривощекова М. С., 2015
Радикальные изменения жизни, процессы глобализации и интеграции, постоянное расширение сфер международного, межнационального общения со всей очевидностью показывают, что дальнейшее развитие человечества возможно только в условиях диалога представителей разных национально-культурных и религиозных сообществ, способных понять и принять другую культуру в качестве равноценной своей родной культуре. Образовательная среда сегодня - это мультикультурное пространство взаимодействия, от качества организации которого будет зависеть степень межэтнической напряженности нашего общества в ближайшем будущем. В связи с чем, готовность человека к контактам с представителями различных культур, формируемая, в том числе, и в условиях образовательных учреждений, становиться актуальной и востребованной компетенцией, как для будущих профессионалов, так и для еще студентов учреждений профессиональной подготовки. При этом, безусловно, сам конструкт готовности человека к общению с многонациональным окружением требует детального формирования в семье, ближайшем окружении, других социальных группах и обществе в целом, в силу его уров-невой и компонентной структуры. Эмпатия или эмпатийные способности личности выступают в нем в качестве одного из элементов эмоциональной подсистемы, позволяющем понимать переживания, чувства и состояние другого человека.
Первые фундаментальные исследования эмпатии в отечественной психологии были проведены Т. П. Гавриловой, которая рассматривала ее как «специфическую способность человека эмоционально отзываться на переживание другого, будь то человек, животное или антропоморфизированный предмет» [6]. При этом автор считала, что эмпа-тия может возникать и при непосредственном восприятии переживаний другого человека, и в ситуации неблагополучия индивида, которая переживается как жалость, печаль, сострадание. А. А. Бодалев определял ее как способность понимать переживания другой личности и сопереживать ей в процессе межличностных отношений [3]. По мнению Г. М. Андреевой эмпатию можно рассматривать как эмоциональную идентификацию или эмоциональный компонент идентификации [2]. Согласно Л. Н. Джрназян, эмпатия рассматривается как особый способ и форма социальной перцепции, в качестве специфической формы социальной эмоциональной сенситивности, как продукт целостного морального, социального и когнитивного развития личности. Эмпатия находится в прямой зависимости от эмоционального прежнего опыта субъекта, от характеристик конкретной
социальной коммуникации [9]. Таким образом, исследователи изначально указывали на необходимость присутствия данного феномена в ситуации межличностного общения людей друг с другом.
Более современные исследования эм-патии уточняют и конкретизируют ее роль в процессах взаимодействия. Так, исследования В. А. Лабунской акцентировали в эмпа-тии способность индивида к адекватной интерпретации выразительного поведения другого человека [13]. Н. Н. Обозов считает, что благодаря эмпатии формируется система ценностей, которая в дальнейшем определяет поведение людей по отношению к другим людям [15]. С точки зрения В. П. Кузьминой эмпатийные способности личности обуславливаются системой детско-родительских отношений [12]. По мнению О. Б. Хлебодаро-вой, эмпатию необходимо рассматривать как неотъемлемую часть, механизм внутри системы ценностей личности [17]. В работах М. В. Алаевой подчеркивается значение эм-патии для процесса понимания другого человека [1].
Роль эмпатийных способностей в отождествлении личностью себя с какой-либо этнической группой раскрывается посредством феномена этнической идентичности. Этническая идентичность - это составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности [16]. С. Д. Гуриева характеризует этническую идентичность как динамичный и подверженный социальным изменениям в обществе феномен, который может видоизменяться, трансформироваться, адаптироваться и проявляться в новых формах. У этнической идентичности могут быть «пределы» или «пики» своего развития, она может испытывать «кризис», проявляться на разных уровнях (высокий, средний, низкий). Исследования автора подтвердили, что в современном обществе наблюдается процесс трансформации этнической идентичности, который, в частности, проявляется в том, что у этнического меньшинства, проживающего в окружении представителей многочисленной титульной национальности, в результате интенсивного длительного опыта взаимодействия с другой культурой уровень этнической идентичности понижается, а этнические модели поведения трансформируются в направлении к принимающей культуре [8]. При этом в структуре этнической идентичности, как считает Т. Г. Стефаненко, выделяются два основных компонента: когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирую-
щих признаков) и аффективный (чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств, отношение к членству в ней) [16]. Эмпатия, как способность понимать эмоциональное состояние другого человека, проявлять к нему сочувствие и сопереживание, во многом может обусловить процессы идентификации личности, так как с одной стороны она, безусловно, включена в аффективную составляющую этнической идентичности, а с другой является своеобразным индикатором, маркером тех социальных групп или объектов, которые вызывают у человека эмоцио-нально-эмпатийную реакцию.
Изучение специфики эмпатии иностранных студентов и ее роли в определенном типе этнической идентичности осуществлялось на базе высших учебных заведений г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 70 студентов очной формы обучения, из которых 30 человек являются представителями различных национальностей, а 40 - определили себя как «русские». Для измерения эмпатийных способностей использовался тест эмпатийного потенциала личности (И. М. Юсупов), тип этнической идентичности определялся посредством методики «Типы этнической идентичности» (Г. У. Солдатова, С. В. Рыжова). Данные подверглись математико-статистичес-кой обработке в программе IBM SPSS Statistics 20.0, в частности, были использованы дескриптивная статистика, сравнительный анализ (непараметрический U-критерий Манна-Уитни) и регрессионный анализ.
Результаты диагностики типов этнической идентичности иностранных студентов в сравнении с теми, кто является гражданином 18,0000
РФ, показали, что профили приоритетов респондентов относительно схожи (рисунок). Так, в подавляющем большинстве случаев, все студенты ориентированы на идентификацию со своей этнической группой, положительно относятся к ней и проявляют толерантность к представителям других культур. Вторая по распространенности вариация -этническая индифферентность, которая характеризуется размыванием собственной идентичности, при этом человек может формально относить себя к какой-либо национальности, но внутренне не отождествляет себя с ней, не использует соответствующие модели поведения, имеет иную систему ценностных ориентиров. Наименьшую распространенность составил тип этнической идентичности, представляющий по сути ее почти полное отсутствие - этнонигилизм. Такой человек, не рассматривает принадлежность к конкретной национальной культуре как что-то определяющее, как правило, он выбирает иные маркеры дифференциации социальных групп, а себя не соотносит ни с одной из них. Малая представленность данного типа в изучаемой выборке может с одной стороны быть проинтерпретирована как определенная возрастная особенность респондентов, которые в силу юношеского возраста и стоящих перед ними возрастных задач остро нуждаются в социальных ориентирах и более категоричны в отношениях. С другой - это может быть индикатором социальной ситуации, которая задает контекст личностного выбора юноши или девушки, и принадлежность к этнической группе в этом случае крайне важна (рис.1).
Рис. 1. Медиальные профили типов этнической идентичности
Сравнительный анализ показал, что профили медиан студентов из России и иностранных студентов имеют статистически достоверное различие лишь по одному показателю - этнонигилизму. Не смотря на его невысокую распространенность для обеих
выборок, респонденты, приехавшие в РФ из других стран более склонны к такому варианту этнической идентичности Щ=373,5, p=0,007). Можно предположить, что приезжие юноши и девушки переживая адаптационный период, в качестве возможной страте-
гии совладания со стрессом [10], а именно с неродной для них культурной средой, выбирают вариант понижения личностной значимости факта принадлежности к какой-либо этнической группе.
Для обнаружения связи эмпатийных способностей личности с конкретным ти-
пом этнической идентичности был проведен регрессионный анализ. Причем эмпатия рассматривалась по отношению к определенным реальным или вымышленным социальным группам (таблица 1).
Таблица 1
Результаты регрессионного анализа
Тивы этнической Линейная регрессионная модель
идентичности Коэффициент Уровень Элементы модели Коэффи- Уровень
множественной значимости циент рег- значимости
детерминации (Я2) модели (р) рессии (ß) элемента модели (рО
Студенты из РФ
Этнонигилизм 20,9% 0,013 Эмпатия к родителям -0,329 0,038
Эмпатия к пожилым людям 0,426 0,008
Этническая 13,5% 0,048 Эмпатия к незнакомым людям 0,385 0,039
индифферентность Общий уровень эмпатии -0,371 0,046
Этническая 14,1% 0,017 Эмпатия к детям 0,375 0,017
идентичность
Этноизоляционизм 18,9% 0,005 Эмпатия к пожилым людям 0,434 0,005
Иностранные студенты
Этническая иден- 47,3% 0,000 Эмпатия к героям художест- -0,462 0,028
тичность венных произведений
Общий уровень эмпатии 0,933 0,000
Этноэгоизм 36,6% 0,019 Эмпатия к родителям -0,447 0,016
Эмпатия к животным -0,374 0,051
Эмпатия к героям художест- -0,445 0,055
венных произведений
Эмпатия к незнакомым людям 0,530 0,050
Этноизоляционизм 20,0% 0,013 Эмпатия к детям -0,447 0,013
Этнофанатизм 28,3% 0,011 Эмпатия к животным -0,352 0,042
Эмпатия к героям художест- -0,374 0,045
венных произведений
Так, этнонигилизм у российских студентов, вероятно, обусловлен отсутствием эмоционального контакта с родителями и сочувствием, сопереживанием по отношению к пожилым людям. Отсутствие собственной этнической идентичности в данном случае детерминировано скорее взглядами более старших поколений, когда национальная культура была подчинена идеологическим взглядам, где человек был в первую очередь гражданином, а потом представителем этноса. Размытые границы идентификации себя с какой-либо культурой определяются общими маловыражен-ными эмпатийными способностями личности и ее предпочтениями эмоционально реагировать на незнакомых, чужих людей. Скорее всего, в данном варианте трансформировался сам механизм выстраивания социальных контактов, причиной которого могут быть яркие акцентуации личности, негативный опыт и т.п. [4] Этническая идентичность в своей норме связана с эмпа-тием по отношению к детям, как будущему народа, его потенциалу [5]. Этноизоляцио-низм согласуется с эмпатией к пожилым людям. В последнем случае, ориентация студента только на свою этническую группу, скорее подкрепляется ситуацией негативно-
го восприятия приезжих большинством российских пенсионеров и выступает в качестве реакции на социальную несправедливость.
В выборке иностранных студентов обнаруживаются совершенно иные закономерности. Так, адекватная этническая идентичность связана с высоким уровнем общих эмпатийных способностей личности и непринятием, отрицанием героев художественных произведений. Этноэгоизм или ситуативное возвеличивание своей культуры детерминировано отсутствием эмоционального контакта с родителями, неприятием животных, героев художественных произведений, но положительным отношением к незнакомым людям. Этноизоляционизм, характеризующийся как убежденность человека в превосходстве своего народа и стремлении к сохранению его «чистоты» за счет минимизации контактов с другими этносами инициируется эмоциональной сдержанностью по отношению к детям. Эт-нофанатизм, как крайне агрессивная форма этнической идентичности, обнаружил связи с низким уровнем эмпатии к животным и героям художественных произведений. Таким образом, можно заключить, что иностранные студенты демонстрируют гораздо
более разнообразные связи типа этнической идентичности и эмпатийных способностей, и если российские студенты локализовано ориентированы на такие социально значимые для них группы как родители, дети и пожилые люди, то иностранные студенты расширяют этот список животными и вымышленными персонажами художественных произведений.
В заключении необходимо отметить, что эмпатия как возможность человека понимать эмоциональное состояние другого чрезвычайно важна в любого рода социальных контактах, а в ситуациях межкультурного взаимодействия потребность в подоб-
ном ресурсе может многократно возрасти в силу наличия языковых, религиозных и других барьеров общения. Кроме того, помимо предупреждения конфликтов, развитые эмпатийные способности будут способствовать адекватной этнической идентичности личности без субъективного защитного искажения информации о представителях других этнических групп [11], что позволит снизить социальную напряженность нашего общества, обеспечит формирование гражданской позиции молодежи и создаст необходимые условия для развития муль-тикультурной среды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алаева М. В. Эмпатия как один из инструментов понимания психического состояния другого человека // Вестник Мордовск. ун-та. 2011. № 2. С. 102-105.
2. Андреева Г. М. Социальная психология : учебник для вузов. М. : Аспект Пресс, 2004.
3. Бодалев А. А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. 1994- №1. С. 122-127.
4. Валиев Р. А., Каримова В. Г. Структура готовности будущих педагогов к взаимодействию с иноэт-ничными субъектами образовательного пространства // Известия Саратовск. ун-та. Новая серия. Акмеоло-гия образования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 3. С. 244-247.
5. Валиев Р. А., Максимова Л. А. Региональная идентичность педагога как фактор психологической готовности к профессиональной деятельности в сфере воспитания ценностного отношения к малой родине // Педагогическое образование в России. 2015. № 8. С. 58-62.
6. Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Исторический обзор и современное состояние проблемы // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 147-156.
7. Гайсина Л. Ф. Формирование готовности студентов вуза к общению в мультикультурной среде : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2003.
8. Гуриева С. Д. Психология межэтнических отношений : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2010.
9. Джрназян Л. Н. Механизмы эмпатии в межличностных отношениях (на материале изучения малых студенческих групп) : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тбилиси, 1984.
10. Кружкова О. В. Индивидуальная детерминация субъективной значимости стресс-факторов городской среды в период юности // Психологические исследования. 2014. Т. 7. № 34. С. 3.
11. Кружкова О. В., Шахматова О. Н. Психологические защиты личности: учеб. пособие. Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2006.
12. Кузьмина В. П. Теоретический аспект исследовании эмпатии как актуальная проблема современной психологии // Вестник Вятск. гос. гум. ун-та. 2007. № 17. С. 107-112.
13. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание : учеб. пособ. Ростов н/Д. : Феникс, 1999.
14. Максимова Л. А. Развитие культурного интеллекта у педагога как условие эффективности профессиональной деятельности в поликультурной образовательной среде // Педагогическое образование в России. 2014. № 5. С. 36-40.
15. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л. : ЛГУ, 1979.
16. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: учебник. М. : Аспект-Пресс, 2014.
17. Хлебодарова О. Б. Эмпатия в структуре личности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 2. С. 52-54.
REFERENCES
1. Alaeva M. V. Empatiya kak odin iz instrumentov ponimaniya psikhicheskogo sostoyaniya drugogo chelo-veka // Vestnik Mordovsk. un-ta. 2011. № 2. S. 102-105.
2. Andreeva G. M. Sotsial'naya psikhologiya : uchebnik dlya vuzov. M. : Aspekt Press, 2004.
3. Bodalev A. A. O vzaimosvyazi obshcheniya i otnosheniya / / Voprosy psikhologii. 1994. №1. S. 122-127.
4. Valiev R. A., Karimova V. G. Struktura gotovnosti budushchikh pedagogov k vzaimodeystviyu s inoet-nichnymi sub"ektami obrazovatel'nogo prostranstva // Izvestiya Saratovsk. un-ta. Novaya seriya. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya. 2015. T. 4. № 3. S. 244-247.
5. Valiev R. A., Maksimova L. A. Regional'naya identichnost' pedagoga kak faktor psikhologicheskoy gotovnosti k professional'noy deyatel'nosti v sfere vospitaniya tsennostnogo otnosheniya k maloy rodine / / Pedagogi-cheskoe obrazovanie v Rossii. 2015. № 8. S. 58-62.
6. Gavrilova T. P. Ponyatie empatii v zarubezhnoy psikhologii. Istoricheskiy obzor i sovremennoe sostoyanie problemy // Voprosy psikhologii. 1975. № 2. S. 147-156.
7. Gaysina L. F. Formirovanie gotovnosti studentov vuza k obshcheniyu v mul'tikul'turnoy srede : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Orenburg, 2003.
8. Gurieva S. D. Psikhologiya mezhetnicheskikh otnosheniy : avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk. SPb., 2010.
9. Dzhrnazyan L. N. Mekhanizmy empatii v mezhlichnostnykh otnosheniyakh (na materiale izucheniya ma-lykh studencheskikh grupp) : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Tbilisi, 1984.
10. Kruzhkova O. V. Individual'naya determinatsiya sub"ektivnoy znachimosti stress-faktorov gorodskoy sredy v period yunosti // Psikhologicheskie issledovaniya. 2014. T. 7. № 34. S. 3.
11. Kruzhkova O. V., Shakhmatova O. N. Psikhologicheskie zashchity lichnosti: ucheb. posobie. Ekaterinburg : Ros. gos. prof.-ped. un-t, 2006.
12. Kuz'mina V. P. Teoreticheskiy aspekt issledovanii empatii kak aktual'naya problema sovremennoy psik-hologii // Vestnik Vyatsk. gos. gum. un-ta. 2007. № 17. S. 107-112.
13. Labunskaya V. A. Ekspressiya cheloveka: obshchenie i mezhlichnostnoe poznanie : ucheb. posob. Rostov n/D. : Feniks, 1999.
14. Maksimova L. A. Razvitie kul'turnogo intellekta u pedagoga kak uslovie effektivnosti professional'noy deya-tel'nosti v polikul'turnoy obrazovatel'noy srede // Pedagogicheskoe obrazovanie v Ros-sii. 2014. № 5. S. 36-40.
15. Obozov N. N. Mezhlichnostnye otnosheniya. L. : LGU, 1979.
16. Stefanenko T. G. Etnopsikhologiya: uchebnik. M. : Aspekt-Press, 2014.
17. Khlebodarova O. B. Empatiya v strukture lichnosti // Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obsh-chestvennye nauki. 2015. № 2. S. 52-54.
Статью рекомендует канд. психол. наук, доцент О. В. Кружкова.