Литература:
1. Амосов Н. М. Здоровье и счастье ребёнка. - М.: Знание, 1979. - 96 с.
2. Анисимова Н. В. Нравственность и здоровье // Классный руководитель. - 1999. - № 6. -С. 30-37.
3. Медицина и здоровье. Золотое правило здоровья, или новый государственный заказ // Учительская газета. - 2000. - № 43.
4. Смирнов И. Н. Здоровье человек как философская проблема // Вопросы философии. -1985. - № 7. - С. 81-83.
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ЛЕЧАТ НАРКОМАНОВ
В статье автор рассматриваетвопрос о здоровом образе жизни человека. Занятия физической культурой должны быть органично связаны с высшими нравственными целям и благородными стремлениями, так как роль физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела каждого человека.
Ключевые слова: алкоголизм и наркотизм, злоупотребление, табакокурению, здоровья, инвалидов, самоубийства, гармонию, жизнеобеспеченности.
PHYSICAL TRANING AND SPORT TREAT DRUC ADDICTS
In this article the author analyses the most important moments of the humanity accustomed to the bad habits of using drugs and strengthening of being healthy and keeping moral spirit of mankind. Going in for sport people must try to the safe life so as the role of the physical consists of harmonious development of every man.
Key words: alcohol and drug, bad influence of using cigarette, health, handicaps, commit suicide, harmony.
Сведения об авторах: Намозов Тошкул Буриевич, кандидат педагогических наук, заведующий кафедры физического воспитания Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, e-mail: [email protected]
Содиков Кудрат Имомович, старший преподаватель кафедры физического воспитания Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни
Information about the authors: Namozov Toshkul Burievich, Ph.D in Pedagogy, docent, head of the physical training chair, Tajik State Pedagogical University named after S. Aini
Sodiqov Qudrat Imomovich, senior teacher of the physical training chair, Tajik State Pedagogical University named after S. Aini
СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ
ТАДЖИКИСТАН
Иззатова М. И.
Кулябский государственный университет имени А. Рудаки
Анализ состояния системы дошкольного образования в исследуемый период позволяет утверждать, что процесс реформирования связан с социально-экономическими изменениями, происходящих в политической и культурной жизни общества. Эти изменения выражаются в формировании нормативно-правовых основ и обеспечении учебно-методической базы дошкольных учреждений, во внедрении новых технологий и педагогической инновации в учебно-воспитательной работе педагогических работников.
На наш взгляд, наиболее приемлемое направление в развитии дошкольных образовательных учреждений является улучшение финансирования и укрепление материальной базы за счет органов местной власти, частных лиц и других фондов. Необходим учет национальных компонентов и ориентация на педагогический потенциал нынешней системы дошкольного образования и при этом, в процессе реформирования необходимо учесть спрос населения на разные типы дошкольных учреждений и дополнительные образовательные услуги, оказываемые детям за счет
средств родителей (обучение иностранным языкам, математическая подготовка ребенка к школе, развитие творческих способностей в процессе изобразительной деятельности, лечебно-оздоровительные мероприятия, направленные на защиту и укрепление здоровья детей, коррекционно-педагогическая работа по профилактике и преодолению недостатков в психофизиологическом развитии отдельных детей).
Следует также учитывать состояние психофизического развития и демографического фактора, сложившегося в республике и к финансированию ДДУ больше привлекать НПО, дехканские и фермерские хозяйства, юридические и другие лица, и обеспечить условия для развития негосударственного частного сектора дошкольных учреждений, способствующего более широкому охвату детей ДДУ.
Сложившаяся ситуация с дошкольными образовательными учреждениями в сельской местности, низкий охват детей в воспитательно-образовательных учреждениях, горных и отдаленных кишлаках требует создания альтернативных семейных и разновозрастных дошкольных учреждений и классов, центров развития ребенка в сельских джамоатах. Поэтому следует усилить организацию воспитательно-оздоровительных дошкольных групп для детей, имеющих проблемы в психофизическом развитии, в поликлиниках, больницах, продумать другие формы работы, способствующие улучшению воспитания обучения и подготовки детей к школе.
Разработка и внедрение вариативных воспитательно-образовательных программ в разных типах дошкольных учреждений является требованием современной системы образования, в том числе дошкольного. С этой целью в республике задействован огромный научный потенциал в вузах страны (Душанбе, Куляб, Худжанд), педагогических колледжах, городских, областных и республиканских институтах повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, а также опытные кадры, способные заниматься научно-методической работой.
В разработку воспитательно-образовательных программ, учебно-методических пособий необходимо включить национальные и общечеловеческие ценности, способствующие воспитанию и развитию личности ребенка дошкольного возраста и формировании компетентности педагогических кадров.
С учетом масштабных задач, стоящих перед системой образования по охвату детей дошкольными учреждениями, Министерству образования республики необходимо продолжить реформирование системы. В сложной ситуации с материально-техническим обеспечением, организованностью ресурсов, нехваткой высококвалифицированных кадров, слабой методической базой, в решении проблем дошкольного образования привлечь другие министерства, ведомства, государственные и частные структуры.
Для улучшения учебно-воспитательной работы Министерству финансов и экономики, пересмотреть систему оплаты труда педагогических работников дошкольных учреждений и объем работы (часы работы), приравнять их к педагогам общеобразовательных школ.
В современной системе образования практикуются платные образовательные услуги, с учетом желаний родителей и индивидуальных возможностей детей (для одаренных детей с особыми потребностями). Мы считаем, что необходимо расширить оказание дополнительных образовательных услуг в дошкольных учреждениях. Эти услуги способствуют улучшению материальной базы учреждения, повышению уровня учебно-воспитательной работы, которые направлены на подготовку детей к новым типам общеобразовательных школ - гимназии, лицеи, также повышению методической готовности педагогов, получению дополнительных финансовых ресурсов.
С учетом сложившейся социально-экономической ситуации Министерству образования Республики, следует разработать законодательные инструктивно-методические инструкции, направленные на совершенствование деятельности дошкольных учреждений, их сотрудничество с семьей, с общественными и
неправительственными учреждениями, органами местной власти, ведомствами и хозяйствами.
В современном обществе происходит переосмысление преобразований в системе образования, происходящих в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменяется не только содержание воспитательно-образовательных работ, но и отношение человека к получению образования в частности, и образовательного процесса в целом во всех образовательных учреждениях, в том числе дошкольных.
Историко-педагогический опыт, накопленный после 20 годов прошлого века и до начала нынешнего века, находит должное применение в процессе совершенствования воспитательно-образовательной, управленческой деятельности всех звеньев образования (заведующих дошкольными учреждениями, отделов и управлений) с учетом сложившихся социально-экономической и культурно-политической ситуации страны.
Исходя из этого, всестороннее изучение и анализ процесса становления и развития дошкольных образовательных учреждений способствует поиску и решению оптимальных путей реформирования системы в период независимости и построения единого, суверенного демократического, светского общества, так как исторические условия становления и развития дошкольных образовательных учреждений в историко-педагогических, культурно-исторических исследованиях рассматривались в структуре развития всех образовательных учреждений в соответствии с поставленными целями и задачами.
Исследование становления и развития дошкольных образовательных учреждений показало, что в этом направлении с самого начала не была поставлена цель - создать национальный детский сад, потому что за все годы развития системы дошкольного образования не была подготовлена специальная программа воспитательно-образовательного процесса. Дошкольные учреждения пользовались лишь общесоюзными программами и учебно-методическими пособиями. Это серьезным образом повлияло на развитие родной речи детей, воспитание патриотизма, любви к национальным традициям, культуры и пр. Данное положение привело к тому, что в работе дошкольных учреждений в процессе воспитания, не учитывались региональные, национальные особенности, материально-бытовые и природные условия республики, особенности физического, нравственного, эстетического и трудового воспитания средствами национальных традиций и обычаев.
В разные периоды в ДДУ республики преобладали группы с русским языком обучения, нежели таджикским. Этому способствовало отсутствие высококвалифицированных кадров, научных исследований, программ, методического и дидактического материала на таджикском языке. Руководителями отделов образования (в масштабе районов, городов, областей) и Министерством образования акцент в основном направлялся на организацию групп с русским языком обучения. Методистами, инспекторами многих звеньев системы образования и заведующими ДДУ были преимущественно русскоязычные специалисты, им было трудно осуществлять методическую помощь и контроль над воспитательно-образовательной работой на языке местного населения.
Однако, что успешность выполнения воспитательно-образовательной работы определялось подготовленностью дошкольных учреждений к реализации «Программы воспитания и обучения в детском саду». Потому что до выпуска данной программы, не были разработаны нормативно-правовые и учебно-материальные документы, соответствующие особенностям республики, воспитанию детей в таджикских семьях и подготовке детей к обучению в школе. Нами осуществлена попытка составления таблиц по охвату детей в группах с таджикским языком обучения с 1950 до 1990 года . Не смотря на это, необходимые данные не были получены из материалов ежедневных статистических отчетов Министерства образования Таджикистана, так как в
вышеуказанные периоды, такие сопоставительные отчеты отделами образования не представлялись в вышестоящую организацию.
Поставленная на рубеже 60 годов ХХ века Советским Правительством задача удовлетворения потребностей советского народа в дошкольных учреждениях к 90 годам осталось невыполненной. Как известно, снижение темпов экономического развития в начале 70 - 80 -х годов отрицательно повлияло на количество и качество подготовки кадров среднего высшего педагогического образования. Это было связано с тем, что в системе народного образования накапливались серьезные негативные явления. Все эти отрицательные моменты имели место и в нашей республике, как составной части бывшего Советского Союза, хотя реформа охватывала всю систему народного образования и строилась на целостной концепции непрерывного образования, начиная с дошкольных учреждений.
Вопросы дошкольного воспитания рассматривались в контексте вопросов воспитания и обучения подрастающего поколения на съездах КПСС ЦК Таджикистана, Конституции СССР и РТ, по ним принимались различные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР и на республиканском, городском, областном уровне было принято много постановлений и решений. Но, принимаемые решения не были концептуальными, не определяли общей и новой стратегии развития системы дошкольного воспитания. К тому же, как правило, они полностью не выполнялись, в лучшем случае все ограничивалось полумерами, а часто и декларациями. Такие постановления и решения не могли остановить начинавшийся спад в образовании, а иногда содействовали ему. Чаще всего это коснулась сфере управления, финансирования и укрепления материальной базы дошкольных учреждений.
Следует отметить, что улучшение качества учебно-воспитательной работы в каждом периоде развития системы дошкольного образования определялось целями и задачами развития общества: строительством социалистического государства, завершением строительства социалистического общества и переходом к строительству коммунизма, ныне защитой достижений суверенитета страны и формированием национального самосознания, воспитанием патриотических чувств с малых лет и т.д.
Что касается разработки теории и практики дошкольного образования, как новой научно-методологической и научно -педагогической системы, с первых дней восстановления советского строя до нынешнего периода, предпринимались различные подходы и реформы для улучшения воспитательно-образовательной работы, обеспечения всестороннего развития и подготовки детей к школе и жизни.
Детские дошкольные учреждения функционировали как часть единой системы народного образования в СССР, и поэтому в общесоюзных работах, например, в статистических ежегодниках СССР, отражались состояние и развитие дошкольного воспитания школьного, высшего образования и другие проблемы Республики Таджикистан, связанные с социально-экономическим и духовным прогрессом в социалистическом обществе.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что научная теория и практика ДДУ, разработанная в ХХ веке, составляет основу системы дошкольного образования в постсоветском пространстве. Ее будут использовать творчески и креативно, учитывая при этом социально-экономический и социально-культурный уровень развития общества.
Нельзя отрицать, что сеть дошкольных образовательных учреждений получила развитие в 1945-1990гг. и этому способствовало:
- увеличение финансирования и ассигнования дошкольных учреждений на основе пятилетних и семилетних планов развития народного хозяйства СССР и народного хозяйства Таджикской ССР, принятых постановлений и решений очередных съездов, конференций, также «Закон об образовании» СССР и Таджикской ССР, Постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1959г. «О мерах по дальнейшему
развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» и др;
-привлечение родительских взносов на расширение ресурсной базы дошкольных учреждений;
- увеличение строительства дошкольных учреждений со стороны других ведомств, министерств, особенно колхозов и совхозов;
-совершенствование воспитательной и учебно-методической деятельности дошкольных учреждений на основе требований единой «Программы воспитания и обучения в детском саду», адаптированной к условиям нашей республики и методических разработок к данной программе;
- к разработке учебно-методических пособий, изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта подключились отделы дошкольных учреждений Министерства просвещения, методические кабинеты, институты усовершенствования учителей, практические работники, НИИПН республики и другие заинтересованные организации;
- получила продвижение научно-методическая и научно-исследовательская работа в области дошкольного воспитания на базе НИИПН республики и научно-преподавательского состава кафедр дошкольного воспитания при педагогических вузах, был переведен ряд необходимых материалов с русского на таджикский язык, организовывались научно-практические конференции, педагогические чтения, методические мероприятия, направленные на совершенствование учебно-воспитательной деятельности педагогических работников дошкольных учреждений;
- Правительством республики были приняты меры по подготовке педагогических кадров в средних и высших учебных заведениях, повышению квалификации работников дошкольных учреждений, путем организации дошкольных отделений и кафедр дошкольного воспитания в городах Душанбе, Куляб, Худжанд, Курган-Тюбе;
- организация краткосрочных курсов по подготовке воспитателей сельских детских садов, организация обучающих семинаров, курсов, при институтах усовершенствования учителей, улучшение оказании методической помощи практическим работникам;
Следует учитывать, что реформирование дошкольных образовательных учреждений в процессе перехода от одного социально-экономического и политического строя к другому, как и другие сферы образования, имеет свои особенности. Они выражаются в поиске эффективных форм и методов управления, совершенствования учебно-воспитательного процесса, новых технологий внедрения, учете требований рыночных отношений в образовании.
Общеизвестно, что решение проблемы реформирования и перспективы развития образования в стране, в первую очередь, требует определения политики Правительства в области образования, на основе которой разрабатываются нормативно-правовые основы и учебно-методическая база дошкольных учреждений. Учитывая это, нами анализирована разработка и формирование нормативно-правовых основ деятельности дошкольных учреждений после приобретения независимости страны до 2004 года.
После приобретения республикой независимости, улучшилось обеспечение дошкольных учреждений учебно-методическими пособиями на таджикском языке, способствующими повышению учебно-воспитательной работы, разрабатывались сценарии проведения национальных праздников, широко используются народные подвижные игры, осуществляется тесная связь с семьей, в воспитании и обучении детей. Однако дошкольные учреждения нуждаются в лучшем техническом оснащении, народных игрушках, совершенствование методов управления и т.д.
Перед Министерством образования и научно-педагогическими учреждениями стоит решение задач по разработке вариативных программ воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, учебно-методических пособий, созданию альтернативных дошкольных образовательных учреждений государственного, частного
и семейного типа, способствующих охвату детей воспитательно-образовательной работой, их подготовке к школе.
Проводимые реформы в сфере образования отражают заказ общества, продиктованный потребностями его дальнейшего развития по пути построения демократического, правого, светского, гражданского общества, укрепление мира и согласия, развития системы образования как приоритетной области жизни народа.
Литература:
1. Организация учебно-воспитательной работы на сезонных площадках колхозных детских садов / сост. С. Хамраева. - Душанбе, 1982. - 37 с.
2. Физическое воспитание детей дошкольного возраста / под ред. Е. Г. Лева-Горгеневской. -М., 1942. - 298 с.
3. Центральный Государственный Архив Таджикской ССР Д. 1943, опись 1, дело 2. С. 78-79.
4. Щелованов Н. М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. - М., 1960.
СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
В данной статье, автором рассматривается специфика развития дошкольных учреждений Республики Таджикистан в разные периоды. В статье справедливо акцентировано внимание на то, что реформирование дошкольных образовательных учреждений в процессе перехода от одного социально-экономического и политического строя к другому, как и другие сферы образования, имеет свои особенности, которые выражаются в поиске эффективных форм и методов управления, совершенствования учебно-воспитательного процесса, новых технологий внедрения, учете требований рыночных отношений в образовании.
Ключевые слова: дошкольное учреждение, реформа образования, учебно-воспитательный процесс, дети, образование.
SPECIFICS DEVELOPMENT PRESCHOOL INSTITUTIONS OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN In this article, the author examines the specifics of the development of preschool institutions in the Republic of Tajikistan in different periods. The article rightly emphasize the fact that the reform of preschool educational institutions in the process of transition from one socio-economic and political system to another, as well as other areas of education, has its own characteristics, which are expressed in the search for effective forms and methods of management, improvement of teaching educational process, introduction of new technologies, taking into account the requirements of market relations in education.
Key words: preschool center, education reform, teaching and educational process, children, education.
Сведения об авторе: Иззатова Мухаббат Иноятовна, доцент кафедры дошкольного воспитания Кулябского государственного университета, e-mail: [email protected]
Information about the author: Izzatova Muhabbat Inoyatovna, docent of the chair of preschool educational, Kulob State University named after A. Rudaki
КУДАКОНИ ДОРОИ НУЦСОНИ УЗВИ ШУНАВОИ ВА МУШКИЛОТИ ОЩО
Дадобоева М.
Донишгоуи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи С. Айнй
Таълим ва тарбияи кудакони дорои имкониятх,ои мавдуд дар гурухдо ва синфх,ои мукаррарии муассисах,ои таълиии тах,силоти умумй бояд дар асоси стандартх,ои тах,силоти умумй амалй гардад. Ташкили раванди таълиму тарбия бо кудакони дорои имкониятх,ои мавдуд тибки накшаи фардии таълим, ки ^онуни Ч,умх,урии Точикистон «Дар бораи маориф» кафолат медихдд, мувофики матлаб аст. Хушбахтона, мох,и апрели соли 2011 «Консепсияи миллии тах,силоти фарогир барои кудакони дорои имкониятх,ои