ба монанди тугмачахо, чубчахо, доначахоро ба таври васеъ истифода мебаранд. Онхоро бо ангушт гирифта ба куттича ё халтача мегузоранд, кудакон бо хавас тугмачахоро ба ресмон мегузаронанд, бо кайчй шаклхои ашёро, ки мураббй кашидааст, мебурранд. Мураббй ва волидайн бо диккат харакату амали кудакро назорат мекунанд ва уро таъриф мекунанд.
Тавре дида мешавад, мутахассис-логопедхо дар самти фаъолияти кории худ бояд нозукихои ин касбро дар сатхи хуб дониста, дар муносибат бо хонандагони аз чихати чисмонй нокис ба тахкикот ва нишондодхои педагогиву физиологии олимони соха такя намоянд.
Адабиёт:
1. Кривовязова Н. Д. Обучение связной речи: Учебно-методическое пособие. - М.:
НМЦентр, 2000.
2. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
3. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец.
«Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.:
Просвещение, 1989.—223с.: ил.
4. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста.
Монография.- М., 2000. - 314 с.
ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ-ЛОГОПЕДОВ
В статье анализируются способы коррекции произношения у детей с нарушениями речи. Автор на основе анализа показывает положительное результаты логопедические результаты в случае нарушение определённых методов у детей с нарушениями речи.
Ключевые слова: нарушение речи, дизартрия, логопед, логопедические работы, произношение речи.
MAIN WORKS CORRECTIVE ACTIVITY OF EXPERTS SPEECH-THERAPISTS
The article analyzes the ways of correcting pronunciation in children with speech disorders. The author based on the analysis shows positive results of speech therapy results in the case of violation of certain methods in children with speech disorders.
Key words: speech impairment, dysarthria, speech therapist, logopedic of work, the pronunciation, speech.
Сведения об авторе: Атоева Латифа, ассистент Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, e-mail: [email protected]
Information about the author: Atoeva Latifa, an assistant of the Tajik State Pedagogical University named after S. Aini
РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН (НА ПРИМЕРЕ КЛАСТЕРНОГО БЮРО ЮНЕСКО АЛМАТЫ
(2006-2012)
Бобохонова С.
Институт развития образования Академии образования Таджикистана
За годы независимости для укрепления правовой основы и законодательной базы системы образования приняты Законы Республики Таджикистан «Об образовании» (27 декабря 1993 года, в новой редакции 10 мая 2004 года и 31 августа 2013 года), Законы Республики Таджикистан «О начальном профессиональном образовании» и «О высшем профессиональном и послевузовском образовании», Национальная Концепция образования Республики Таджикистан, Концепции развитии дошкольного воспитание в РТ (1993) Национальная Концепция воспитания, разработаны более 150
законодательных и нормативных актов, положений учебных заведений. Несомненно, все эти законодательный нормативно правовых документы отвечают требованиям международных нормативно-правовых актов.
Анализируя ситуацию, сложившуюся в сфере образования, глава государства Эмомали Рахмон отметил, что только после полного обеспечения политической стабильности (с 2000 года) Правительство республики вплотную занялось решением проблем образования, особенно дошкольного образования и систематически прилагает усилия к улучшению и реализации его условий и возможностей [10]. Главным достижением является то, что в стране создана законодательная база отрасли образования на уровне международных норм.
За последние годы Правительством Республики Таджикистан приняты соответствующие постановления и неотложные меры по развитию дошкольного образования, расширение сеть дошкольных учреждение.
Принята Государственная программа развития дошкольного образования (20062010, 2012-2016), Государственный стандарт дошкольного образования и другие, реализация которых позволило существенно совершенствовать воспитательно-образовательной деятельность.
Следует отметит, со стороны таджикских специалистов были разработаны и изданы ряд учебно-методических и научных пособий, которыми были направлены на улучшений воспитательно-образовательной работы [3, 4, 6, 7, 8].
Стоит отметить, что в республике впервые было разработано «Стандарт развития и раннего обучения детей дошкольного возраста», и утверждено Коллегией Минобразования РТ под № 20/6, от 31 декабря 2010 г. Данный документ разработан на основе анализа современных исследование в области дошкольной педагогики, детской психологии, учёта духовных и материальных ценностей таджикского народа.
А также в республике с целью ознакомления работников сферы дошкольного образования с новыми методами обучения, управление детскими учреждениями, пути развития восприятия детей дошкольного возраста через разные воспитательно-учебные деятельности, впервые был издан журнал «Субхи умед», был организован детско-юношеский телеканал «Бахористон».
В развитии отрасли дошкольного образования, улучшение учебно воспитательной работы, укрепление методической базы немаловажное значение имеет содействие международных организаций. Только при сотрудничестве (2006 -2012 г.) Республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Республики Таджикистан с Кластерным Бюро ЮНЕСКО (Алматы) были реализованы ряд проектов, которые были направлены на совершенствование практических умений и навыков воспитателей ДДУ, педагогов подготовительных классов (групп для детей неохваченных в ДДУ и учителей начальных классов). С участием широкий круг ученых и практических работников ДДУ, методистов были подготовлены и изданы 17 учебно-методических пособий для работников ДДУ.
В разработки учебно-методической пособии для работников ДДУ и педагогов подготовительных классах, групп в общеобразовательных школ и детских центров развития принимали участие преподаватели ТГПУ им. Садриддина Айни (Маджидова Б., Курбонова Г.), академик АОТ Каримова И.Х., научные работники Институт Развития образования при АОТ (Иматова Л., Мирхонова Н.), работники республиканского Института подготовки и переподготовки работников образования (Алиев А., Дадабоева М., Садикова М), работники ДДУ (Тургунова З., Саидова Г.) и другие которые имеют большой опыт практической работы, навыки по разработка учебно-методической работы.
На основе требование государственной программа воспитание и обучение в дошкольном учреждении «Рахнамои мураббй» (Путеводитель воспитателя, 2002г.), разработанные учебно-методические пособии были посвящены вопросам обучение русской разговорной речи (Каримова И.Х., Наджмиддинова М.), «Занимательная
математика» (Девоншоева Т.), «Дидактический материал по музыкальному воспитании» (А.Алиев), «Ознакомление с окружающим и патриотическая воспитание» (Маджидова Б.,Мирхонова Н.), «Сам сделай с нами сделай» (Дадабоева М., Курбонова Г.), «Развитие речи в старшем дошкольном возрасте» (Абдуллоев И.) и другие. Все эти учебно-методические пособий растпостронилась по республике в виде печатное и электроном версии.
В рамках проекта «Повышение навыков умений и методическая поддержка воспитателей дошкольных учреждений и учителей начальных классов по подготовке детей к школе». Реализовали «Краткосрочной учебной программы подготовки детей 5-7(6) лет к школе» принятой Коллегиям Министерство образования РТ от 01.12.-2009, №/8/120. Министерством образования Республики Таджикистан при техническом содействии Кластерного Бюро ЮНЕСКО в Алматы была создана рабочая группа по разработке учебно-методических модулей для воспитателей предшкольных групп и классов. Были разработаны 7 учебно-методических модулей. Эти модули были посвященный следующим вопросам:
- Психолого - педагогические особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
- Развитие речи;
- Познавательные способности;
- Физическое развитие;
- Эстетическое воспитание;
- Работа с родителями;
- Мониторинг и оценивание предшкольной подготовки.
Разработанные учебные модули были одобрены Академией образования и Министерством образования и наука Республики Таджикистан, утверждены коллегией Министерством образования и наука. Разосланы отделам и управлениям образования, дошкольным учреждениям, подготовительной классах общеобразовательным школам и центрам развития ребенка для ознакомления и использования.
Цель разработки учебно-методических модулей:
- обучение работников детских дошкольных учреждений, специалистов отделов и управлений образования и учителей предшкольных классов методикой изучения и практического использования разработанных учебно-методических модулей;
- организация обмен мнениями по структуре и содержании апробируемых учебно-методических модулей;
- оказание методической помощи воспитателям и педагогам в работе с детьми и родителями по вопросам подготовки детей к школе;
- систематизация и определение оптимальных и доступных воспитателям и учителям вариантов, способов использования учебно-методических модулей;
- содействие повышению профессиональных навыков, воспитателей и учителей предшкольных групп и классов;
- классификация критических замечаний и предложений участников процесса апробации, их использование для дальнейшего совершенствования структуры и содержания разработанных и вновь разрабатываемых учебно-методических модулей (пособий).
Задачи учебно-методических модулей является:
- определение степени приемлемости и доступности учебно-методических пособий со стороны слушателей;
- изучение потребности воспитателей детских дошкольных учреждений и учителей предшкольных классов, а так же родителей в новых учебно-методических пособиях по вопросам подготовки детей к школе;
- качественная оценка разработанных учебно-методических пособий, вариативность их применения;
- оказание методической помощи родителям по направлениям подготовки детей к школе;
- с учетом апробируемой учебной программы тренингов и курсов, внесение изменений в учебных программ курсов повышения квалификации работников дошкольных учреждений и учителей начальных классов общеобразовательных школ республики;
- создание методической базы для качественного и своевременного обеспечения реализации проекта «Повышение навыков, умений и методическая поддержка воспитателей детских дошкольных учреждений и учителей начальных классов по подготовке детей к школе» в соответствующих образовательных учреждениях;
- выработка новых предложений и направлений исследования в целях продолжения разработки следующего этапа проекта «Проблемы раннего развития ребенка в Республике Таджикистан»;
Эти модули предназначены для оказания методической помощи воспитателям, родителям и учителям начальных классов в их работе по подготовки детей к школе. Если учесть, что детские дошкольные учреждения республики охватывают только 10% детей дошкольного возраста, то вопросы подготовки детей дошкольного возраста к школе приобретают особую актуальность. Поэтому, при разработке учебно-методических модулей была поставлена цель создать первоначальную методическую базу для воспитателей, учителей начальных классов, а так же родителей для совершенствования их работы по подготовки детей к школе. По разработанным модулям составлена учебная программа для проведения тренингов и курсов повышения квалификации.
Стоит отметить, что каждая УММ (учебно-методические модули) не является догмой и каждый специалист может подходить к их использованию творчески, с учетом своей профессиональной подготовки, уровнем развития детей, готовности и педагогического образования родителей, социально-экономических возможностей образовательных учреждений родителей и детей.
Следует отметить, что все модули по программы краткосрочной подготовки детей к школе являются логически взаимосвязанный и они направлены на последовательное решений задач, подготовка детей к школе.
Учебный материал может практически использоваться в курсах повышение квалификации воспитателей и предшкольных групп и классов
После реализации и обобщения проекта были приняты следующие выводы и предложения для дальнейшего улучшения качество сферы дошкольного образования Республики Таджикистан:
• Представленные на апробацию учебно- методические модули соответствуют разделам и требованиям краткосрочной программы подготовки детей 5-7(6) лет к школе;
• Использованные составителями методика преподавания (интерактивные методы, игры, практические задания) отвечает требованиям к разработке подобных учебно-методических модулей.
• Представленные учебно-методические модули являются необходимым методическим пособием для организации и совершенствование работы по предшкольной подготовки детей к школе;
• Издание учебно-методичеких модулей для воспитателей и учителей предшкольных групп и классов является своевременной и важной методической поддержкой для всех заинтересованных лиц;
• Данные модули можно рекомендовать для использования на курсах повышения квалификации и переподготовки педагогов подготовительных групп и классов;
• Необходимо, в соответствии со структурой и содержанием учебно-методических модулей разработать наглядные пособия к ним;
• В дальнейшем, в качестве методической помощи следует обеспечить педагогов подготовительных групп и классов примерными конспектами уроков и занятий, календарно- тематическими планами.
• С учетом, представленных в учебно-методических модулях рекомендацией усилить сотрудничество родителей, детских дошкольных учреждений и учителей начальных классов в вопросах улучшения состояния подготовки детей к школе.
• Разработать варианты обучающих игр занятий, игры-упражнения, картинки (тематические) способствующие улучшению подготовки детей к школе.
• Увеличить количество разработок в качестве пособий, модулей, наглядных пособий особенно для оказания методической помощи родителям;
• На курсах повышения квалификации воспитателей детских дошкольных учреждений и учителей начальных классов шире использовать модульную систему обучения;
• Провести ежегодную республиканскую научно-методическую конференцию по проблемам раннего развития детей в Республике Таджикистан;
• В последующих разработках следует шире использовать выдержки из работ весьма известных ученых-педагогов, мудрость народной педагогики;
• Расширить практическую значимость и доходчивость вновь разрабатываемых учебных модулей, привести больше практических примеров;
• Представленные критерии и показатели оценки уровня предшкольной подготовки следует более конкретизировать.
Литература:
1. Законы Республики Таджикистан «Об образовании». - Душанбе, 2013.
2. Законы Республики Таджикистан «О начальном профессиональном образовании». -
Душанбе, 2003.
3. Иматова Л. Забони модарй калиди ганчинаи илму дониш. - Душанбе, 2000.
4. Каримова А. Ман ба мактаб омодаам. - Душанбе, 2011.
5. Краткосрочная программа подготовки детей 5-7 лет к школе. - Душанбе, 2009.
6. Лутфуллоев М., Иматова Л. Лафзи ширин. - Душанбе, 2005.
7. Маджидова Б. Каломи бадей дар кудакистон. - Душанбе, 2003.
8. Нарзуллоева М. Машгулиятхо оид ба тарбияи маданияти сенсории кудакони 3-4-сола. -
Душанбе, 2004.
9. Стандарт раннего развития и обучения ребёнка. - Душанбе, 2012.
РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН (НА ПРИМЕРЕ КЛАСТЕРНОГО БЮРО ЮНЕСКО АЛМАТЫ) (2006-2012)
В статье автор отмечает, что начиная с 2000 годаПравительство республики вплотную занялось решением проблем образования, особенно дошкольного образования. С целью укрепления правовой основы и законодательной базы принята Государственная программа развития детского дошкольного образования, Государственный стандарт дошкольного образования и др. реализация которых позволило существенно совершенствовать количественные и качественные показатели детских дошкольных учреждений. Это свидетельствуют о том, что проблемыв области дошкольного образования решаются на уровне государственной политики иимеют политическое, экономическое, социальное и культурно-просветительское значения.
Ключевые слова: детских дошкольных учреждений, дошкольного образования, учебно-методических и научных пособий.
THE ROLE OF INTERNATIONAL ORGANIZATIONS IN THE METHODICAL PROVISION OF CHILDCARE FACILITIES TAJIKISTAN (IN EXAMPLE THE UNESCO CLUSTER OFFICE
IN ALMATY) (2006-2012)
In article the author notes that since 2000 The Government of the republic closely was engaged in the solution of problems of educations, especially preschool education. The purpose of strengthening of a legal basis and legislative base accepted the state program of development of
children's preschool education, state standard of preschool education and wish other realization allowed to improve significantly quantitative and quality indicators of preschool facilities. It testify that problems in the field of preschool education are solved at the level of a state policy and have political economic, social and culturally educational values.
Key words: preschool education, preschool education, culturally educational.
Сведения об авторе: Бобохонова Ситора, соискатель Института развития образования Академии образования Таджикистана, e-mail: [email protected]
Information about the аuthor: Bobokhonova Sitora, researcher of Institute of a Development of Education, Academy of Education of Tajikistan
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ИЗУЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В РАЗВИТИИ ФАНТАЗИИ И РЕЧИ
УЧАЩИХСЯ
Афгонов М.
Отдел образования района Сино, г. Душанбе
Уроки внеклассного чтения в У-Х1 классах дают возможность учащимся получить представление о любимом крае и произведениях, посвященных ему. Обсуждение художественных произведений согласно внеклассному чтению, его обоснование неоспоримыми доказательствами становится причиной того, что учащиеся осведомляются о тайнах своего места жительства. Автобиографические и художественные произведения С.Айни «Герой таджикского народа Темурмалик» (6 класс), Дж.Икроми «Мой учитель, моя школа и я сам», Ф.Ниязи «Не говори, что лес пустой...» (7 класс), С.Улугзаде «Восе» (8 класс), Р.Джалиля «Сердце поэта» (9 класс), М.Каноата «Таджикистан - моё имя», Дж.Одинаева «Сочинение на свободную тему» (11 класс) охватывают различного рода краеведческие материалы.
В зависимости от особенностей обсуждаемой книги и подготовленности учащихся к уроку различными путями используют разного рода краеведческие материалы. Но не стоит ради дачи сведений о месте жительства усложнять уроки. Нужно довольствоваться только приведением примеров, фактов и неоспоримых доказательств. Например, при обсуждении исторического очерка С.Айни «Герой таджикского народа Темурмалик» учительница средней общеобразовательной школы № 1, г.Худжанда Мавзуна Рахимова с помощью метода беседы напоминает учащимся о событиях, изображённых в произведении. Она напоминает детям, что Темурмалик их земляк, уроженец Худжанда и привлекает учащихся к свободной беседе:
«Когда произошли события, приведённые в произведении? Каковы центральные образы произведения? Поведение кого из героев произведения Вам понравилось? Почему? Против кого воевал Темурмалик? Почему? Какие подвиги он совершил? Вам понравился его метод ведения войны? В чём причина отступления Темурмалика? Чем завершилась борьба Темурмалика? В чём причины поражения Темурмалика? Прокомментируйте следующий бейт:
Аромат савана с песка Родины мечтал, Эта мечта превратилась в песок, о как жаль!
Что вы ещё знаете о бесчинствах монголов? Как увековечена память Темурмалика в нашем крае? Потом учительница, показав учащимся карту боевых действий Темурмалика, внесла ясность в некоторые стороны их ответов. В конце урока подчеркнула, что все существующие рассказы о Темурмалике и его сражениях, заимствованы из народных рассказов.
Учитель средней общеобразовательной школы № 128 Гиссарского района Мирзоев Насим в 11 классе наряду с романом М. Шолохова «Целина» рекомендует роман Юсуфа Акобирова «Земля отцов», посвящённый освоению залежных земель