ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Мухаббат Иззатова
Кулябский государственный университет имени Абуабдулло Рудаки
После приобретения независимости, решение проблемы реформирования и перспективы развития образования в Таджикистане, требовало определение политики Правительства в области образования, выработку, утверждение и реализация нормативно-правовых основ всех образовательных учреждений, в том числе дошкольных. Это требовало целостное решение нормативно-правовых, социально -педагогических, учебно-воспитательных, организационно-педагогических,
методологических, финансово - хозяйственных и других проблем системы образования в научной основе и использованием опыта прошлого, при условии творческого подхода. Необходимо было учитывать, то что при Союзе ССР все дошкольные образовательные учреждения существовали в единое пространство и многие нормативно-правовые и ведомственные документы, программно-методическая база имели всесоюзный характера, определяющие политику правительства в области дошкольного образования. Естественно в годы независимости, появилась острая необходимость в становлении и развитии новой системы дошкольных образовательных учреждений, отвечающая новым требованиям социально-экономического и культурного развития Таджикистана.
Перед страной стояли задачи выявления закономерностей развития системы образования на будущее, определения содержания основной деятельности звенев, их структуру и управления.
Политика Правительства Республики Таджикистан была провозглашена в Конституции Республики Таджикистан, принятой после всенародного обсуждения в 1994г., в которой были внесены изменения также после всенародного обсуждения в 1999, 2003гг. В соответствии со статьёй 41 Конституции страны «Каждый гражданин имеет право на образование. Общее основное образование обязательно. Государство гарантирует общее основное обязательное бесплатное образование в государственных образовательных учреждениях. Каждый гражданин в рамках, определенных законом, может получить бесплатное общее среднее, начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование в государственных учебных заведениях.
Другие формы получения образования определяются законом.
Принятый Закон Республики Таджикистан «Об образовании (1993 с дополнением и изменением в 2000, новая редакция 2004г.), положил начало новому этапу развития дошкольных образовательных учреждений, в отечественной системе образования, продолжающегося в настоящее время. Государственная политика в области образования в статье 3, определена следующим образом: «Республика Таджикистан провозглашает образование одной из приоритетных отраслей».
Цель организации детских дошкольных учреждений, ясли, детских садов, детских домов (для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) и других дошкольных учреждений кратковременного, дневного, круглосуточного пребывания, семейные и другие приравненные к ним государственные и негосударственные, в том числе частные указаны в 16 статье данного Закона.
Задачи и функции дошкольного учреждения, особенно его организации, определяются применительно к национальным традициям, социально-экономическим, культурным условиям и конкретизируются в зависимости от типа дошкольного учреждения.
Перед Республиканским методическим центром Министерства образования, Научно-исследовательским института педагогических наук, стояла задача разработки,
утверждения и внедрения ведомственных документов с привлечением научных работников, преподавателей педагогических институтов, опытных практических работников по организационно-методической деятельности дошкольных образовательных учреждений. Время требовало разработку проектов положений о дошкольном учреждении, устава по дошкольному учреждению, с целью организации охраны жизни и здоровья детей в дошкольных учреждениях разного типа с учетом местных, социальных, культурных и климатических условий, санитарных правил дошкольных учреждений, положение о родительском комитете, положение о работе методических кабинетов (районных, городских, республиканских) ,положение о системе повышения квалификации воспитателей, методистов и заведующих (с учетом оттека кадров, внедрения новых образовательных вариативных программ финансовой -хозяйственности деятельности работников дошкольных учреждений , а в период перехода к рыночным отношениям и принимать меры по улучшению методической работы.
Принятие Закона РТ «Об образовании» (1993) и его реализация во всех звеньям системы образования, требовал разработку и внедрение положений, устава существующих образовательных, в том числе дошкольных учреждений. В соответствии со статей 28 Закона Республики Таджикистан «Об образовании», после широкого обсуждения работников дошкольных учреждений, родителей, учителей начальных классов, руководителей отделов образования и всей общественности, Правительством Республики Таджикистан , 12 октября 1995 года №627 было утверждено «Положение о дошкольных учреждениях», в котором были сформированы основные задачи дошкольных учреждений республики в зависимости от его вида. Порядок создания, организации и ликвидация воспитания соответственно производился в соответствии требований Закона РТ «Об образовании», с учетом особенностей работы дошкольных учреждений, были конкретизированы правила приема детей в дошкольное учреждение и комплектование групп с учетом возраста детей, финансово-хозяйственной деятельности, управления и руководства отделами образования, также права и обязанности работников, родителей, детей.
В 1999 году было разработано Положение о новых типах дошкольных учреждений (семейных и частных), в результате чего расширилась сеть альтернативных дошкольных образовательных учреждений: (семейные, частные, детский сад, школа, детские центры), способствующие широкому охвату детей дошкольному обучении, их воспитанию, их подготовке к школе.
При разработке Положения о новых типах дошкольных учреждений, учитывалось требование 14 статьи Закона РТ «Об образовании», в котором отмечается: «негосударственные образовательные учреждения, в том числе частные сдаются в эксплуатацию по решению совета учредителей (совета попечителей), по инициативе отдельного (отдельных) лица или другого правомочного органа и проходить государственную регистрацию в установленном порядке».
Далее, в соответствии с Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 27 ноября 1999 года, № 478, были внесены дополнительные изменения к «Положению о дошкольном учреждении». Однако, анализ в данное время показывает, что сети негосударственных дошкольных образовательных учреждений не получили развитие. По нашему мнению, данная ситуация связана с несоответствием ряда нормативно-правовых организационно-методических, хозяйственно-финансовых документов, также отсутствием вариативных учебно-воспитательных программно - методических основ образовательного процесса в дошкольных учреждениях, неконкурентоспособностью новых видов дошкольных учреждений, необоснованными и некомпетентными проверками со стороны органов местной власти, отсутствием определенных льгот и другими факторами, являющиеся помехой для развития семейных и частных дошкольных учреждений.
29 декабря 1994 года Министерство образования утвердило «Концепцию развития дошкольного воспитания в Республике Таджикистан», в разработке и обсуждении которого принимали активное участие работники Министерства образования, преподаватели Душанбинского государственного педагогического института им. Т.Г.Шевченко (ныне ТГПУ им. Садриддина Айни), Душанбинского педагогического училища, работники городского института усовершенствования, заведующие, методисты и воспитатели дошкольных учреждений. Министерству образования, Научно-исследовательскому институту педагогических наук, была поручена разработка Проекта программы развития речи и ознакомления, Республиканскому центру методической работы - разработка Проекта программы музыкального воспитания с учетом особенностей национального музыкального искусства и формирование элементарных математических представлений. К сожалению, эти поручения остались не выполненными.
27 марта 1995 года, под №60 Министерством образования Республики было утверждено «Положение о педагогическом совете дошкольного учреждения», в котором были определены задачи, содержание работы и организация его деятельности. Признано, что педагогический совет является постоянно действующим органом дошкольного учреждения для коллегиального рассмотрения вопросов учебно-воспитательной работы с детьми и методической работы с воспитателями.
Основными задачами педагогического совета являются: повышение уровня учебно-воспитательной работы с детьми, внедрение в практику дошкольного учреждения достижений педагогической науки и передового педагогического опыта, повышение педагогического мастерства воспитателей, развитие их творческой активности.
В 1996 году был организован Департамент аттестации, аккредитации и лицензирования образовательных учреждений при Министерством образования РТ и осуществлял свою функцию как аттестационное управление и занимается аттестацией всех типов образовательных учреждений, в том числе дошкольных. Департаментом разработано Положение об аттестации и аккредитации дошкольных учреждений.
Принятая Правительством Республики Таджикистан «Национальная концепция образования» (2000) определяет перспективные задачи политики государства в системе образования. Согласно Концепции, стратегической целью развития образования в Таджикистане, является построение современного базиса образования на основе национальных и общечеловеческих ценностей и вхождение в единое международное пространство.
В результате осуществления данной Концепции планируется решение следующих вопросов, направленные на улучшение и развитие системы дошкольного образования:
- создание общественного мнения о новых целях и задачах образования, педагогизация общественной среды;
- совершенствование здорового образа жизни через качественное образование, решение демографических проблем;
- увеличение количества дошкольных учреждений, подготовка детей к школе посредством отдельных центров, семейных детских садов, образовательных и других учреждений. Усиление ответственности родителей за воспитание и подготовку детей к школе. Подготовка и издание качественных учебников для воспитания детей дошкольного возраста;
- качественное улучшение среднего и высшего профессионального образования для достижения международных стандартов подготовки специалистов;
- повышение заработной платы работников образования.
Хотя не намечаются изменения принципов руководства в структуре дошкольных образовательных учреждений до 90-х годов, за 12 лет периода независимости страны (1992-2004), произошли огромные изменения в содержании учебно-воспитательной работы. До принятия Закона Республики Таджикистан « О языке» (22 июля 1989), основной язык обучения и воспитания был русский, особенно в больших городах и
245
поселках городского типа. Количество и наименование учебно-методической литературы было ограничено. Воспитатели, методисты, руководители дошкольных учреждений, инспекторы-методисты были представители русскоязычного населения, и естественно им было трудно оказать методическую помощь практическим работникам.
После подписания договора о Национальном соглашении и единстве в Таджикистане (27 июня 1997г.) и нормализации политического и социально-экономического положения, Правительством было уделено особое внимание улучшению материально-технической базы образовательных учреждений, повышению зарплаты педагогических работников, разработки и изданию учебных планов, программ, учебников, методических и дидактических материалов и пособий.
Систематически публиковались материалы на страницах газеты «Омузгор» под рубрикой «Фарханги волидон» («Образование родителей»), в которых были отражены особенности воспитания детей, традиционные методы воздействия на личность ребенка, опыт воспитания детей, наставления, изречения, афоризмы, пословицы, поговорки, образцы из наследий классиков таджикской литературы и другие материалы, которые оказывают большую помощь воспитателям дошкольных учреждений в работе с детьми и с родителями. Эти материалы являлись особенно ценными в воспитании культуры поведения, этики общения, в формировании нравственных качеств личности воспитателя, совершенствовании педагогического мастерства и культуры.
В процессе составления методического пособия для воспитателей детских дошкольных учреждений «Шиносоии кудакон бо табиат» («Ознакомление детей с природой» - Душанбе, 1993) Б. Маджидовой и Н. Гулямовой, авторами учтено и рекомендовано традиционное использование загадок, пословиц, поговорок, стихов в процессе ознакомления детей с природой, воспитания нравственных качеств личности, формирования экологических представлений.
В практике дошкольных учреждений стали широко использовать пособие «Панди Назокат» («Азбука вежливости»), составленное Н.М. Токаевой и Б. Маджидовой. В воспитании культуры поведения в разных возрастных группах авторами изучены материалы художественно-иллюстративного журнала «Чашма» («Родник»). Содержание работы по воспитанию культуры поведения соответствует возрастным особенностям детей и задачам воспитания, требованиям «Программы воспитания и обучения в детском саду».
В своих работах «Нури одамият» (Луч человечества) и «Тарбияи ахлок дар кудакистон» («Нравственное воспитание в детском саду») М. Исомиддинова в доступной форме раскрывает методы и приёмы воспитания нравственных качеств в семье и в детском саду с учётом народных традиций, обычаев, обрядов и ритуалов. Автор анализирует опыт воспитания, опирается на притчи, пословицы, поговорки, наследие классиков таджикской литературы, рекомендует воспитателям прививать уважение к религиозным праздникам Рамазан и Курбан, методом беседы о положительных качествах человека, организации и проведении праздников с использованием доступных для детей обрядов, ритуалов, церемоний. Например, сценарии этих праздников включают традиционное угощение, беседы старших (бабушек и дедушек) с детьми о месячном посте - руза только для взрослых, о ее вреде для самых маленьких, использование наставлений, назиданий, пословиц, поговорок, народных песен, показа правил гостеприимства и другие. Уделяется особое внимание развитию эстетических вкусов и интересов детей в проведении этих праздников, формированию нравственных представлений о честности, доброте, уважении и почитании взрослых, памяти ушедших из жизни, воспитанию культуры поведения, о культуре речи.
Заслуживают внимания, составленные автором сценарии проведения традиционных народных праздников Навруз, Мехргон, Иди забони модари, 8 Марта под названием «Чашни модарон» («Праздник матерей»), «Алла гуяд модарам» («Мама поёт колыбельную»), профессиональные трудовые праздники - «Ба чашни фархундаи
муаллимон» («Праздник ко Дню учителя»), «Чашни табибон» («Праздник врачей») и другие формированию нравственных качеств личности.
Следует отметить, что новая программа воспитания и обучения в детском саду «Рахнамои мурабби» (Путеводитель воспитателя),Душанбе 2002, разработанная лабораторией дошкольного воспитания - Б.Боевым, М.Кошоновой, Л.Иматовой с участием представителя Министерства образования Республики Таджикистан Девоншоевой Т.Ю., доктора пед.наук. профессора ТГПУ им.С.Айни Маджидовой Б. полно и последовательно продолжала традиции советской дошкольной педагогики, имеющей целью всестороннее развитие детей и предлагает использование общечеловеческих и национальных духовных ценности в умственном, нравственном и эстетическом воспитании детей.
Приказом Министерства образования Республики Таджикистан (от 13 марта 1996, №52) с целью реализации Концепции дошкольного воспитания был объявлен республиканский смотр-конкурс «Игрушки детям - руками воспитателей», который стал проводиться ежегодно.
Большое значение для совершенствования качества учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях имеет работа по повышению квалификации заведующих и воспитателей детских дошкольных учреждений, организованная кабинетом дошкольного образования в центре переподготовки и повышения квалификации работников образования при Хукумате города Душанбе.
Последнее, особенно важно для Таджикистана, поскольку в ближайшее десятилетие невозможно достичь большого охвата детей дошкольным воспитанием. Поэтому основное внимание должно быть уделено просвещению родителей, повышению образованности женщин, поощрению негосударственного сектора услуг, активизации роли общины в сельской местности, в создании специализированного ухода за детьми и их обучения в малых группах. Считаем, что Программа должна содействовать реализации задач семьи и общества в воспитании, обучении детей дошкольного возраста, их подготовке к школе и школьному образованию и затем для продуктивной жизни во взрослом мире.
В настоящее время разработкой воспитательно-образовательных программ, программно-методических пособий для ДДУ занимаются Министерство образования Республики Таджикистан, Академия образования Республики Таджикистан, Научно-исследовательский институт развития образования педагогических наук, Институты повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, преподаватели кафедр дошкольного воспитания высших педагогических учебных заведений, практические работники ДДУ.
Литература:
1. Атаулоева З.К. Развитие первых дошкольных учреждений в Туркистане. Дошкольная педагогика. Ученые записки. Т.ХХХ1У.вып. 1.Тошкент, 1962.-129-135.
2. Государственное Статистическое Агентство Республики Таджикистан. Душанбе 2000.
3. Концепция развития дошкольного воспитания в Республике Таджикистан. Вестник Министерства образования Республики Таджикистан. Душанбе 2003. 189-203с.
4. Концепция образования в Республике Таджикистан. Вестник Министерства образования. Душанбе 2004, с.76-88.
5. Народное хозяйство Таджикистана. Статистический ежедневник. Душанбе 19701990гг.
6. Национальная концепция образования Республики Таджикистан. Душанбе-2002.
7. Семейный кодекс Республики Таджикистан. Душанбе 1999-172с. (на таджикском и русском языке).
8. Щелованов Н.М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 1960.
ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Мухаббат Иззатова
В статье рассматриваются формирования политики Правительства Республики Таджикистан в области дошкольного образования. Автор ссылается на роль Конституции страны, Закона Республики Таджикистан «Об образовании», Положений о дошкольных учреждений, Национальном концепции образования и др. нормативным документам сферы образования. Автором анализирована разработка учебно-методической базы дошкольных учреждений научными сотрудниками, преподавателями вузов и практическими работниками.
Ключевые слова: нормативно-правовые документы, дошкольные учреждений, методическая база, учебно-воспитательный процесс, педагогическая просвещения родителей.
FORMATION OF NORMATIVE, LEGAL, EDUCATIONAL AND METHODICAL BASES OF PRESCHOOL INSTITUTIONS
Muhabbat Izzatova
In this article the author examined formation of policy of the Government of the Republic of Tajikistan in the field of preschool education. The author refers to the role of Constitution of the Republic of Tajikistan, the Law of the Republic of Tajikistan "On education", Provisions on preschool institutions, Concept of national education and other normative documents of education field. The author analyzed development of educational and methodical base of preschool institutions by researchers, teachers of higher education institutions and field personnel.
Key words: normative and legal documents, preschool institutions, methodical base, educational process, pedagogical education of parents.
Сведения об авторе: Иззатова Мухаббат Ибодовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного воспитания Кулябского государственного университета им. Абуабдулло Рудаки, тел.: (+992) 918 253535.
Information about the author: Izzatova Muhabbat Ibodovna, PhD in pedagogical sciences, associate professor of Preschool education chair in Kulob State University named after Abuabdullo Rudaki, tel. (+992) 918 253535.
Ж.Ж. РУССО О СВОБОДНОМ ВОСПИТАНИИ И ЕСТЕСТВЕННОМ ПОСЛЕДСТВИИ ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ
А. Ходжаназаров
Директор средней школы № 9 города Истаравшан Согдийской области,
Республики Таджикистан
Руссо исходит из того, что многие педагоги при организации процесса воспитания не берут в расчет тот педагогический факт, что дети, прежде чем стать взрослыми являются детьми и соответственно ведут себя.
Рис. № 1 «Воспитание - период взросления»