Научная статья на тему 'Состояние обеспеченности педагогическими кадрами дошкольных образовательных учреждений города Душанбе'

Состояние обеспеченности педагогическими кадрами дошкольных образовательных учреждений города Душанбе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
510
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / педагогическая профессия / педагогические кадры / среднее специальное образование / профессиональные качества / повышение квалификации / методист / воспитатель дошкольного учреждения / этнокультурные ценности / городской Центр повышения квалификации работников образования города Душанбе / education / pedagogical profession / teaching staff (basic pedagogical personnel) / high special education / professional quality / re-training / methodologist / a tutor of pre- school institution / ethno-cultural values / the education employees re-training Center of Dushanbe city

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобохонова Ситора Сафаралиевна

Подготовка педагогических кадров со средним и высшим педагогическим образованием является одной из актуальных проблем современного таджикского общества. Обеспеченность дошкольных учреждений педагогическими кадрами зависит от подготовки квалифицированных кадров в педагогических колледжах и университетах. Душанбе, как столица страны, играет большую роль в обеспечении дошкольных учреждений кадрами. Все категории работников охвачены курсами повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров, но несмотря на это, дошкольные учреждения до сих пор нуждаются в работниках музыкального воспитания.В повышении квалификации переподготовки работников дошкольных учреждений, улучшении воспитательно-образовательной и методической работы помощь оказывает Центр повышения квалификации работников образования г.Душанбе. Все занятия на курсах проводятся квалифицированными специалистами с использованием инновационных методов и современных технологий обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бобохонова Ситора Сафаралиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The availability of pedagogic cadres in pre-school educational institutions of Dushanbe city

Training of specialist with a medium and high pedagogical education is one of the actual problems of the contemporary Tajik society. The provision of pre-primary schools with pedagogical staff depends on training of highly qualified specialists in colleges and Universities. Dushanbe city as a capital of the country has more opportunities in provision of pre-primary schools with a highly qualified staff. All the categories of specialists are involved in re-training, but in spite of this, the pre-primary schools need in music education employees. The education employees re-training Center of Dushanbe city supports the re-training of staff for pre-primary schools and the improvement of educational and methodic works. The courses are conducted by high qualified specialists with the use of innovation methods and modern technologies of education.

Текст научной работы на тему «Состояние обеспеченности педагогическими кадрами дошкольных образовательных учреждений города Душанбе»

НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№ 2(43) 2015

УДК 37с С.С. БОБОХОНОВА

ББК 63.3

СОСТОЯНИЕ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА ДУШАНБЕ

Подготовка педагогических кадров со средним специальным и высшим педагогическим образованием для дошкольного учреждения связана с социально-политическими и экономическими изменениями в обществе.

Подготовка кадров для общих и специальных дошкольных учреждений Таджикистана в 70-80 годы из числа воспитателей, логопедов, сурдопедагогов, олигофренопедагогов осуществлялась в учебных заведениях Союзных республик путем внеконкурсного приема и кооперации. Ежегодно такая подготовка велась в более чем 100 учебных заведениях страны по 121 специальности в университетах и педагогических институтах Москвы, Ленинграда, Ташкента, Киева, Новосибирска, Риги и других городов страны.

После распада СССР и приобретения независимости республики одним из важных вопросов, требующих скорейшего решения, являлся вопрос подготовки и обеспечения дошкольных учреждений кадрами со средним и высшим педагогическим образованием, повышения уровня воспитательно-образовательной работы.

Правительством Республики Таджикистан от 17.09.1993 года было принято Постановление «О включении средних профессиональных учреждений в категорию первой ступени высших учебных заведений». Педагогические колледжи г. Душанбе, Худжанда, Куляба и Курган-Тюбе были переведены в структуру государственных университетов. В практике подготовки педагогических кадров для дошкольных учреждений со средним образованием Душанбинский, Худжандский и Курган-Тюбинский педколледжи являлись и являются основной базой. На базе медицинских училищ были организованы самостоятельные медицинские колледжи в г.Душанбе, Худжанде, Кулябе и Курган-Тюбе, и они продолжали готовить сестер-воспитательниц для групп раннего возраста в дошкольных учреждениях.

В 1992-1993 учебном году Душанбинский педагогический институт был реорганизован в Таджикский государственный педагогический университет им. К.Ш.Джураева (ныне ТГПУ им.Садриддина Айни), который является одним из старейших (был организован в 1931г.), ведущих вузов, кузницей педагогических, научно-педагогических кадров республики.

В связи с изменением социально-экономических отношений в таджикском обществе изменилось отношение молодежи к педагогической профессии, в том числе воспитателя, музыкального работника, сестры-воспитательницы дошкольного учреждения. Это привело к снижению количества поступающих в педагогические училища и медицинские колледжи.

Приоритетным становятся специальности сферы торговли, менеджмента, права, экономики, сферы обслуживания. Обнаружена нехватка педагогических кадров, хотя их подготовка велась и ведется достаточно активно. Ежегодно педагогические училища, колледжи и педагогические профессиональные вузы выпускают определенное количество педагогов, в том числе воспитателей для дошкольных учреждений. Это позволило бы почти полностью обновить педагогический корпус. Однако по объективным и субъективным причинам лишь около 30-40% окончивших педагогические учебные заведения работают по избранной профессии.

Число специалистов, окончивших высшие педагогические учреждения, также сокращается. Об этом свидетельствует следующая таблица, отражающая педагогические кадры со средним специальным образованием в педагогическом колледже при ТГПУ им. Садриддина Айни.

Таблица 1. Педагогические кадры со средним специальным образованием в педагогическом колледже

при ТГПУ им. С. Айни

« 1992 1993 1994 1996 1997 1998 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Л X 1© г 5 >» £

225

НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES» № 2(43) 2015

§ § 110 79 76 67 52 33 12 8 6 10 10

S и В" у S > ч в V 2 д В

Дневная форма обучения Всего: 463

Учебный гол 1998 1999 2000 О о 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Количество выпускнико 44 20 24 14 - 16 18 19 25 16 19 20 35 27 32

Заочная форма обучения Всего: 329

Источник: отчёт Министерства образования и науки Республики Таджикистан.

Анализ и обобщение большого количества фактических материалов привели нас к выводу о том, что современный процесс обучения в дошкольных образовательных учреждениях требует от воспитателя достаточно высокого уровня интеллектуальной культуры. Исходя из этого, можно сказать, что одной из важнейших задач современной педагогической науки является не только овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками и формирование педагогической компетенции, но и развитие навыков познавательной, творческой деятельности.

В соответствии с Программой развития дошкольного образования в г.Душанбе на 2006-2010г., № 45-5 от 31 марта 2006 года и Постановлением Душанбинского Маджлиса народных депутатов 8 работников детских дошкольных учреждений прошли курс по изучению и распространению передового опыта в Российской Федерации, Турции и на Украине. Эти поездки способствовали улучшению воспитательно-образовательной работы в плане организации занятий и других направлений деятельности ДОУ.

Душанбе как столица страны, самый крупный научно-культурный центр републики, в котором проживает свыше 8 миллионов населения, в котором представлены все виды образовательных учреждений, играет важную роль в совершенствовании и развитии педагогической науки, в том числе дошкольной педагогики. В настоящее время в городе Душанбе функционируют 119 ДОУ, которые охватывают 25895 тыс. детей, в воспитательно-образовательную работу привлечены около тысячи воспитателей с высшим, средним специальным и общим образованием. Кроме того, воспитательно-образовательную задачу осуществляют 13 частных дошкольных учреждений с охватом 516 детей, 16 ведомственных дошкольных учреждений с охватом 3335 детей.

Постановлением Душанбинского Маджлиса народных депутатов №123 от 17 апреля 2008г., утверждена «Программа развития дошкольных учреждений в г.Душанбе на 2008-2015 гг.», предусматривающая восстановление, развитие ДОУ, улучшение воспитательно-образовательной работы и повышение квалификации, подготовку и переподготовку педагогических кадров для ДОУ.

Требования, предъявляемые к современному педагогу и руководителю дошкольного образовательного учреждения, определяют необходимость постоянного повышения психологопедагогических знаний, умений, навыков, совершенствование управленческой деятельности, изменение содержания и методов воспитательно-образовательной работы.

С учётом этих требований, организованы курсы повышения квалификации, подготовки и переподготовки всех категорий педагогических кадров ДОУ при республиканских и областных институтах повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере образования. Согласно Постановлению Мэра города Душанбе №403 от 30 августа 2000 года был организован Центр повышения квалификации работников образовательных учреждений г.Душанбе, где с 1 ноября начал функционировать кабинет дошкольного воспитания и образования.

На основе изучения опыта Душанбинского центра повышения квалификации работников образования, подготовки и переподготовки педагогических кадров дошкольных образовательных

226

НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№ 2(43) 2015

учреждений в 2010-2014 г.г.мы составили следующую таблицу (с учетом исследуемого периода), показывающую охват курсами всех категорий работников дошкольных учреждений курсами. Таблица 2.

№ Курсы повышения квалификации 2010 2011 2012 2013 2014 всего %

план выполнение план выполнение план выполнение план выполнение план выполнение план выполнение

1 Заведующие дошкольных учреждений 25 21 25 19 25 23 25 21 25 20 125 104 91

2 Методисты 25 20 - - - - - - 25 20 50 40 80

3 Воспитатели с высшим образованием 75 81 75 77 100 105 100 123 100 108 450 494 109

4 Музыкальные работники 25 25 25 19 50 44 88

Всего 125 122 100 96 125 128 150 169 175 167 675 682 101

Источник: отчет Управления образования г. Душанбе

Данная таблица показывает, что процент охвата курсами повышения квалификации больше среди воспитателей с высшим образованием 494 (109.8%), а также среди заведующих дошкольных учреждений 104 (91,1%). В 2011 и 2012 годах не были организованы курсы для методистов дошкольных учреждений. Это связано с тем, что во многих ДОУ отсутствует штат методиста и выполнение методических работ, руководство и контроль за воспитательно-образовательной работой возлагается на заведующего детским дошкольным учреждением.

До принятия суверенитета РТ музыкальных работников для дошкольных учреждений специально готовили в Душанбинском педагогическом училище на двух языках обучения: таджикском и русском. Также в институте искусства в г.Душанбе имени М.Турсунзода готовили учителей музыки и пения для начальных классов в школах, и они имели возможность работать в дошкольных учреждениях. В настоящее время подготовка специалистов по музыкальноэстетическому воспитанию со средним специальным и высшим образованием для ДОУ отсутствует.

Необходимо отметить, что в настоящее время не хватает 189 музыкальных работников в ДОУ Республики Таджикистан. Статистические данные показывают, что 44 музыкальных работника, проходивших курсы повышения квалификации работников образования, в данное время из-за низкой оплаты труда одновременно работают в нескольких местах (средняя заработная плата педагога с высшим образованием за одну ставку составляет 310 сомонов).

Таблица 3. Обеспеченность педагогическими кадрами ДОУ г. Душанбе

Уровень образования 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Высшее 278 301 339 352 364 454

Неполное высшее 59 46 33 60 99 96

Средне- специальное 346 367 356 289 355 371

Среднее общее 182 159 111 104 95 78

Всего 865 873 839 805 913 999

Источник: отчет Управления образования г.Душанбе за 2012 г.

227

НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№ 2(43) 2015

Решением Управления образования г.Душанбе от 26 марта 2010. №32/4 дошкольные учреждения №45, 55, 67, 79, 117, 136, 159 и детские сады-школы №1,4 для слушателей всех категорий (заведующих, методистов, воспитателей) работников сферы дошкольного образования признаны «Школами передового опыта». Все практические семинары, занятия, также мероприятия методико-консультативного характера организуются и проводятся на базе этих школьно-дошкольных учреждений. Это способствует изучению и внедрению передового опыта, инновационных технологий, использованию творческой работы передовых работников, осуществлению связи теории и практики дошкольных образовательных учреждений.

В программу курсов повышения квалификации, подготовки и переподготовки работников дошкольных учреждений включены теория и практика дошкольной педагогики, детская психология, экологическое воспитание, развитие речи, физическое воспитание, музыкальноэстетическое воспитание, технология обучения изобразительному искусству формирование элементарных математических представлений, обучение в возрастных группах дошкольного учреждения.

В учебные планы включены также предметы: история таджикского народа, восточные методы воспитания, правоведение и природоведение, краеведение, экономика, использование новых технологий (владение компьютером, компьютерные игры) с учетом уровня образования и обязанностей, инклюзивное обучение.

С учетом реализации «Государственной программы развития дошкольного воспитания в Республике Таджикистан на 2006-2010гг.» и «Государственной программы развития дошкольного воспитания в Республике Таджикистан на 2012-2016гг.» и с целью оказания психологической помощи детям, работникам ДОУ, родителям введена 0.5-1 ставка рабочей единицы психолога за счет финансирования родителей, общественных организаций.

Следует отметить, что психологи дошкольных учреждений нуждаются в разработке документов, определяющих статус психолога, материалов по оказанию психологической помощи детям, родителям, находившимся в состоянии аффекта, стресса, депрессии. Именно оказание психологической помощи родителям способствует сотрудничеству дошкольного учреждения с семьёй, повышению воспитательного потенциала семьи и реализации Закона РТ «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей».

Для слушателей всех категорий работников (воспитателей яслей, дошкольных групп, педагогических работников Детских домов, методистов, заведующих ДОУ, музыкальных работников, воспитателей школ-интернатов) организуются 18-дневные и 26-дневные курсы. Со слушателями курсов при участии опытных работников отрасли, ученых, представителей отделов Управления образования организуются следующие формы работы: круглые столы, семинары, конференции, творческие отчеты передовых воспитателей, заведующих; конкурс лучших практических работ. Проводятся дискуссии и анализ новых учебно-методических пособий, презентации новых пособий и книг для детей, обсуждение докладов, наглядных пособий, посещение передового дошкольного учреждения, просмотр обучающих видеоматериалов. Проводятся самостоятельные работы по планированию разделов программы воспитания, обучения и развития детей, по разработке лучших дидактических игр; встречи с ветеранами дошкольного образования.

К деятельности курсов повышения квалификации работников дошкольных учреждений привлечены преподаватели педагогических вузов: (Б. Маджидова - доктор педагогических наук, профессор; З.Ш. Курбонова - кандидат педагогических наук, доцент; Л.М.Таджибаева - кандидат педагогических наук, доцент; М. Нарзуллоева - старший преподаватель кафедры дошкольного образования ТГПУ им.Садриддина Айни), М.М.Иматова - доктор педагогических наук, научный работник института развития образования Академии образования РТ, опытные педагоги дошкольных учреждений города Душанбе: Н.А.Имелина, З.Т.Тургунова (ныне заведующая кабинетом дошкольного воспитания), победители профессиональных конкурсов (Дж.Н.Набиева Х.С.Мусоева, Д.Р.Валиева, З. Назарова и др).

В Центре повышения квалификации, подготовки и переподготовки работников образования

г. Душанбе в 2008 году 25 помощников воспитателей прошли 18-дневные курсы. Анализ программы обучения помощников воспитателей показывает, что в основном уделено внимание вопросам создания санитарно-гигиенических условий, сотрудничеству с воспитателями в организации и проведении летних оздоровительных мероприятий, особенностям работы в группах детей раннего возраста (от 1 года 6 месяцев до 3-4 лет) и профилактическим мероприятиям во время карантина. К проведению теоретических и практических занятий привлечены медицинские работники, представители городского санэпиднадзора и психологи.

228

НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№ 2(43) 2015

В разработке, совершенствовании и внедрении учебных планов и программы курсов повышения квалификации кадров учитываются мнения и предложения участников. В учебных планах и программах для слушателей курсов уделяется особое внимание использованию восточных методов и средств воспитания; семейным и национальным традициям, обычаям; духовным ценностям.

В ходе исследования мы заметили, что в игровой деятельности детей недостаточно используются национальные игрушки, отражающие духовные и материальные ценности народа. Мы считаем, что использование народных игрушек требует специального этно-педагогического исследования. Во многих дошкольных учреждениях города организованы этнографические музеи, в которых проводятся занятия по ознакомлению с традиционной народной культурой, национальными узорами, домашней утварью, вышивкой, музыкальными инструментами и другими предметами, способствующими воспитанию чувства патриотизма, формированию представлений об особенностях народной культуры.

В практическом плане городской Центр повышения квалификации работников образования города Душанбе является центром обмена передового опыта в управленческой деятельности и организации маркетинговых услуг в дошкольных образовательных учреждениях.

Образовательные учреждения, в том числе дошкольные учреждения развернули масштабную деятельность по предоставлению услуг дополнительного профессионального образования и переподготовки специалистов. Оплата таких услуг производится на принципах межбюджетного финансирования. Это модель профессионального обучения имеет меньше рыночных черт и может быть названа государственным социальным заказом.

Государственный контроль за услугами повышения квалификации и переподготовки кадров обусловлен не только социальной значимостью профессий, которые с ними связаны, но и общей целевой ориентацией нашего государства на инновационный путь развития. Государственная программа развития дошкольного воспитания на 2012-2016г. в Республике Таджикистан, утвержденная Правительством Республики Таджикистан от 4 октября 2011 г, №457, исходила из поэтапной реализации поставленных задач по повышению качества воспитательнообразовательной работы, по улучшению материально-технической базы, обеспечению кадрами и повышению правовых основ деятельности дошкольных учреждений.

ЛИТЕРАТУРА:

1. История дошкольной педагогики: учебное пособие.- М., 1989. -52 с.

2. Маркова, Т.А. Актуальные проблемы воспитания дошкольников в семье./Т.А.Маркова//Воспитание дошкольника в семье: Вопрос теории и методики. - М.,1979-198с.

3. Иркаев, М. Расцвет народного образования в Советском Таджикистане./М.Иркаев, И.Обидов ,О.Каримова.- Душанбе, 1987.- 264 с.

4. Постановление Душанбинского городского Маджлиса народных депутатов « О Программе развития дошкольных учреждений в городе Душанбе на период 2008-2015годы» , №127-13 от 17 апреля 2008 года.

5. Статистический сборник сферы образования Республики Таджикистан на 2013-2014 учебный год. - Душанбе, 2014-2015гг.

REFERENCES:

1. The history of pre-school pedagogy: а1ех1Ъоок- M., 1989. -52 p.

2. Markova, T.A. The vital issues of upbringing of pre-school children in the family / T.A.Markova // The upbringing of pre-school children in the family: The question of theory and methods. -M., 1979. -198 p.

3. Irkaev, M. The dawn of national education in the Soviet Tajikistan. / M.Irkaev, I.Obidov.,

O.Karimova.- Dushanbe, 1987.- 264 p.

4. The decision of Dushanbe city Majlis (Councel) of Peoples Delegates “On the Program of the development of pre-school institutes in Dushanbe city in 2008-2015 years”, №127-13 dated 17 April, 2008 year.

5. Statistics collection of the sector of education of the republic of Tajikistan in 2013-2014 academic year. Dushanbe, 2014-2015 y.

229

НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№ 2(43) 2015

Состояние обеспеченности педагогическими кадрами дошкольных образовательных учреждений города Душанбе

Ключевые слова: образование, педагогическая профессия, педагогические кадры, среднее специальное образование, профессиональные качества, повышение квалификации, методист, воспитатель дошкольного учреждения, этнокультурные ценности, городской Центр повышения квалификации работников образования города Душанбе.

Подготовка педагогических кадров со средним и высшим педагогическим образованием является одной из актуальных проблем современного таджикского общества. Обеспеченность дошкольных учреждений педагогическими кадрами зависит от подготовки квалифицированных кадров в педагогических колледжах и университетах. Душанбе, как столица страны, играет большую роль в обеспечении дошкольных учреждений кадрами. Все категории работников охвачены курсами повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров, но несмотря на это, дошкольные учреждения до сих пор нуждаются в работниках музыкального воспитания.

В повышении квалификации переподготовки работников дошкольных учреждений, улучшении воспитательно-образовательной и методической работы помощь оказывает Центр повышения квалификации работников образования г.Душанбе. Все занятия на курсах проводятся квалифицированными специалистами с использованием инновационных методов и современных технологий обучения.

The availability of pedagogic cadres in pre-school educational institutions of Dushanbe city

Keywords: education, pedagogical profession, teaching staff (basic pedagogical personnel), high special education, professional quality, re-training, methodologist, a tutor of pre- school institution, ethno-cultural values, the education employees re-training Center of Dushanbe city.

Training of specialist with a medium and high pedagogical education is one of the actual problems of the contemporary Tajik society. The provision of pre-primary schools with pedagogical staff depends on training of highly qualified specialists in colleges and Universities. Dushanbe city as a capital of the country has more opportunities in provision of pre-primary schools with a highly qualified staff. All the categories of specialists are involved in re-training, but in spite of this, the pre-primary schools need in music education employees.

The education employees re-training Center of Dushanbe city supports the re-training of staff for preprimary schools and the improvement of educational and methodic works. The courses are conducted by high qualified specialists with the use of innovation methods and modern technologies of education.

Сведения об авторе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бобохонова Ситора Сафаралиевна, соискатель Института развития образования Академии Образования Таджикистана (Республика Таджикистан, г. Дyшанбе),Е-mail: sitora1976@ mail.ru

Information about the author :

Bobokhonova Sitora Safaralievna, Researcher at the Institute of Development of Education, the Academy of Education of Tajikistan, (Republic of Tajikistan, Dushanbe), Е-mail: [email protected]

230

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.