Научная статья на тему 'Ж.Ж. РУССО О СВОБОДНОМ ВОСПИТАНИИ И ЕСТЕСТВЕННОМ ПОСЛЕДСТВИИ ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ'

Ж.Ж. РУССО О СВОБОДНОМ ВОСПИТАНИИ И ЕСТЕСТВЕННОМ ПОСЛЕДСТВИИ ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
350
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ходжаназаров А.

Данная статья посвящена анализу теории воспитания Ж.Ж.Руссо и его использование методов поощрения и наказания. Автор считает, что основной точкой зрения воспитания является единство потребности и уважения к личности обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ж.Ж. РУССО О СВОБОДНОМ ВОСПИТАНИИ И ЕСТЕСТВЕННОМ ПОСЛЕДСТВИИ ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ»

ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Мухаббат Иззатова

В статье рассматриваются формирования политики Правительства Республики Таджикистан в области дошкольного образования. Автор ссылается на роль Конституции страны, Закона Республики Таджикистан «Об образовании», Положений о дошкольных учреждений, Национальном концепции образования и др. нормативным документам сферы образования. Автором анализирована разработка учебно-методической базы дошкольных учреждений научными сотрудниками, преподавателями вузов и практическими работниками.

Ключевые слова: нормативно-правовые документы, дошкольные учреждений, методическая база, учебно-воспитательный процесс, педагогическая просвещения родителей.

FORMATION OF NORMATIVE, LEGAL, EDUCATIONAL AND METHODICAL BASES OF PRESCHOOL INSTITUTIONS

Muhabbat Izzatova

In this article the author examined formation of policy of the Government of the Republic of Tajikistan in the field of preschool education. The author refers to the role of Constitution of the Republic of Tajikistan, the Law of the Republic of Tajikistan "On education", Provisions on preschool institutions, Concept of national education and other normative documents of education field. The author analyzed development of educational and methodical base of preschool institutions by researchers, teachers of higher education institutions and field personnel.

Key words: normative and legal documents, preschool institutions, methodical base, educational process, pedagogical education of parents.

Сведения об авторе: Иззатова Мухаббат Ибодовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного воспитания Кулябского государственного университета им. Абуабдулло Рудаки, тел.: (+992) 918 253535.

Information about the author: Izzatova Muhabbat Ibodovna, PhD in pedagogical sciences, associate professor of Preschool education chair in Kulob State University named after Abuabdullo Rudaki, tel. (+992) 918 253535.

Ж.Ж. РУССО О СВОБОДНОМ ВОСПИТАНИИ И ЕСТЕСТВЕННОМ ПОСЛЕДСТВИИ ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ

А. Ходжаназаров

Директор средней школы № 9 города Истаравшан Согдийской области,

Республики Таджикистан

Руссо исходит из того, что многие педагоги при организации процесса воспитания не берут в расчет тот педагогический факт, что дети, прежде чем стать взрослыми являются детьми и соответственно ведут себя.

Рис. № 1 «Воспитание - период взросления»

В деле воспитания есть две стороны - воспитатель и воспитанник «Нет матери нет и дитя. Между ними взаимные обязанности; и если они дурно выполняются одной стороной, то и другая сторона станет ими пренебрегать. Дитя должно любить свою мать прежде, чем будет знать, что должно ее любить» (1, 208).

Между воспитателем и воспитанником должно быть взаимопритяжения, взаимосуществование, формой проявления которой может быть любовь, материнская, отцовская, детская и т. д. Найти золотую середину, по мнению Руссо в деле воспитания является главным и здесь поощрение и наказание играют ведущую роль «При рождении ребенок кричит; первое детство его проходит в плаче. Мы или делаем, что ему нравится, или требуем от него, что нам нравится: сами подчиняемся его прихотям или его подчиняем нашим - никакой середины! Ему приходится давать приказания или получать. Таким образом, его первые идеи- идеи власти и рабства» (1,209).

Естественность должна провялятся в форме поиска данной середины. Односторонность приводит к диктатуре, к жестокости по отношению к ребенку, если самим воспитателям подчинятся воле ребенка. Одно хуже другого, поэтому с одной стороны необходимо учитывать естественное право ребенка и уважать его, а с другой требовать от него выполнения соответствующих обязательств, одно не должно доминировать над другим, Принцип свободного воспитания, свободного развития для Руссо превыше всего. Свободное воспитание направлено, в конечном счете, на формирования самостоятельности в ребенке.

А это, по мнению Руссо достигается за счет соблюдения субординации между командованием и подчинением, свободой и ограничением свободы, зависимостью и независимостью, постепенного приобретения жизненного опыта, постепенного взросления. Вот что отмечает в связи с этим Руссо: «Держите ребенка в одной зависимости от вещей, и вы будете следовать порядку природы в постепенном ходе его воспитания. Противопоставляйте его неразумной воле одни только физические препятствия или такие наказания, которые вытекают из самих действий и которые он при случае припоминает; нет нужды запрещать дурной поступок, достаточно помешать совершению его» (1, 226). «Вознаграждайте в нем недостаток силы равно настолько, насколько это нужно ему, чтобы быть свободным, а не властным; пусть он, принимая ваши услуги с некоторого рода смирением, мечтает о том моменте, когда сумеет, обойтись и без них и когда будет иметь честь сам служить себе» (1,226).

У Руссо свобода выступает как естественное состояние человека, как для воспитателя, так и для воспитанника. Даже наказание должно иметь естественный характер. Руссо так же требует от воспитателей придерживаться «золотой середины» при взаимоотношении с воспитанниками, который способствует формированию делового взаимоотношения с воспитанниками, основываясь на взаимоуважении и сотрудничество. «Бывает излишек суровости, и бывает излишек мягкости. Того и другого нужно одинаково избегать. Если не обращаете внимания на страдание детей, вы подвергаете опасности их здоровье и жизнь, делаете их несчастными в настоящем; если же вы с излишней заботливостью охраняете их от малейшего страдания, то вы приготовляете им большие бедствия, делаете их изнеженными, чувствительными; вы их выводите из положения людей, к которому они со временем возвратятся помимо вашей воли» (1, 227).

Принцип свободного воспитания это не удовлетворение всех нужд и запросов воспитанников. Как раз это совмещение свободы и ограничения в разумном сочетании и соотношения. «Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным? Это приучить его не встречать ни в чем отказа; так как желания его постоянно будут возрастать вследствие легкости удовлетворения их, то рано или поздно невозможность вынудить вас помимо вашей воли прибегнуть к отказу, и эти непривычные отказы принесут ему больше мучений, чем самое лишение того, чего он желает» (1, 228).

В данном случае удовлетворение просьбы ребенка является поощрением, а отказ наказанием. Поэтому воспитателю необходимо сбалансированное отношение, которое исключает односторонность в этом тонком воспитательном процессе. Если нужда, запрос, впрочем, потребность ребенка исходит из объективной необходимости, то его просьбу следует удовлетворить, т. е отказ есть форма проявления наказания. В

следующий раз он не будет выдвигать такой запрос, потому, что он не удовлетворяется. Он будет начинать, анализировать какие его просьбы удовлетворяется, а какие нет. Это уже процесс формирования его сознания. Он начинает выделять главное от второстепенного, нужного от ненужного. Это будет уже большой прогресс в деле воспитания и самовоспитания. Вот это действительно будет отказ - наказание как средство воспитания. Ведь и в будущем человеку нужно не все, а самое важное без которого нельзя обойтись. Если все же идут на удовлетворение всех запросов ребенка, то это, в конце концов, может, перерасти в диктатуру ребенка над окружающими людьми, такой диктатор поставит всех на колени. Больше всего Руссо опасается именно такого поворота событий: «Кажется, что он своим нежным личиком, своим трогательным видом так и просит, чтобы каждый, кто к нему подходит, проникся жалостью к его слабости и позаботился ему помочь. Что после этого может быть противнее и непристойнее того, как властный и упрямый ребенок командует всем окружающим и, не стесняясь, принимает тон господина по отношению к людям, которым стоит только его покинуть, чтобы он погиб?» (1, 228).

Из этого сказания Руссо вытекает, что поощрение в форме удовлетворения всех потребностей ребенка приводит к тому, что такой важный механизм воспитания, каковым является, самовоспитание исключается из арсенала средств воспитания. Это приводит к торможению развития и саморазвития ребенка. Когда мы говорим, что Руссо отстаивает принципы свободного воспитания, мы должны исходить из того, что он сторонник относительной свободы, а не абсолютной. Разница между ними очень великое. Дать свободу ребенку это поощрение, это признание его прав, но когда ребенок выходит за рамки этой свободы, он уже ущемляет права других людей, потому, что там, где кончается граница свободы ребенка, начинается граница свободы других людей, права других людей. Выходя за рамки своей границы, ребенок нарушает чужую границу, за что он должен получать наказание. Поэтому ребенок не должен злоупотреблять своей свободой, он должен на учится признавать и свободу других людей. Он должен найти при помощи воспитателя свою позицию в обществе, и это позиция ни в коем случае не должно быть господствующим, а таковым каковым она должна быть в реальной действительности. Только такой воспитательный подход позволяет у него сформировать чувство уважения к окружающим людям, наряду с чувством самоуважения, осознания чувства собственного достоинства. Руссо никак не соглашается с системой воспитания в раннем детском возрасте, когда ведущее место занимает рассуждение, Особенно в этом преуспевал Джон Локк, против которого и выступал Руссо: «Рассуждать с детьми было основным правилом Локка, оно в большой моде и теперь; однако успех его, мне кажется, вовсе не доказывает, что его и действительно нужно пускать в ход; что касается меня, то я не видал ничего глупее детей, с которыми много рассуждали» (1, 229).

Правота Руссо, по нашему мнению, заключается в том, что метод рассуждения Локком используется гораздо раньше, когда еще у ребёнка не сформировано сознание на должном уровне, т. е. его разум еще не может руководить его поведением. И совершенно прав Руссо, когда говорит: «Если бы дети слушались голоса разума, они не нуждались бы в воспитании». Говоря с ним с самого малого возраста непонятным для них языком, мы приучаем их отделываться пустыми словами, проверять всё, что им говорят, считать себя такими же умными, как и наставники, быть спорщиками и упрямцами; а чего думаем достигнуть от них разумными доводами, все это получается исключительно в силу алчности, страха, тщеславия, к которым мы вынуждены всегда прибегать вдобавок к доводам разума» (1, 229).

Непонимание

Воспитанник ранний возраст

Алчность,

страх, тщеславие

Рис. № 2 «Результат применения метода рассуждения в раннем детском возрастем»

При таком подходе дети делают вид, что они все поняли, и вследствие этого якобы повинуются воле старших. Таким образом, рассуждение о дурном поступке, которое составляет основу уроков нравственности далеко не всегда приносит пользу, а в большинстве случаев вред.. Особенно если сами взрослые не соблюдают все правила этикета. Решительно выступая против неправильного использования метода рассуждения в раннем деском возрасте Руссо рекомендует: «Не запрещайте ему того, от чего он должен воздерживаться, поставьте ему только препятствие, без объяснений, без рассуждений; что ему позволяйте с первого слова, без упрашивания, без просьб и особенно без условий. Дозволяйте с удовольствием, отказывайте лишь с сожалением; пусть все отказы ваши будут бесповоротны, пусть не колеблет вас никакая настойчивость; пусть сказанное вами «нет» будет несокрушимой стеной, так, чтобы, испытав раз 5-6 перед ней свои силы, ребенок не пытался уже опрокинуть ее» (1, 231).

Поощрение и наказание как подсистема системы воспитания зависимо от нее, потому правильная система воспитания выступает как основа правильного применения поощрения и наказания, и наоборот неправильная организация системы воспитания выступит как основа неправильного применения поощрения и наказания. Исходя из этой трактовки, рассуждение, об отрицательном и положительном поступке малолетним детям в форме нравственного урока порождает почву для неправомерного применения поощрения и наказания. Поэтому поводу сам Руссо отмечает следующее: « Во-первых, налагая на них обязанность, которой они не чувствуют, вы вооружаете их против вашей тирании и отвращаете от любви к вам, далее вы научите их быть - скрытными, двоедушными, лживыми- из желания вырвать награду или укрыться от наказания; наконец, приучая их покрыть всегда тайный мотив каким-нибудь выдымим мотивом, вы сами даете им средство беспрестанно обманывать вас, скрывать от вас свой истинный характер и при случае отделываться от вас и от других пустыми словами» (1, 230).

Таким образом, пустословие воспитателей формирует пустословие у воспитанников, слова как ценность, как воспитательная ценность исчезает из арсенала средств воспитания. Поэтому если слова теряют свое истинное назначение, они теряют свою воспитательную ценность. Это наносит большой вред не только в раннем детском возрасте, но и в будущем, когда дети будут понимать смысл слов, тогда у них появится разрыв между словом и делом. Это уже очень опасный симптом, который очень трудно перевоспитывать. Как видим такой поворот событий имеет свой объективный причинно-следственный характер. По мнению Руссо, великим воспитателем человека является сама природа. Руссо рекомендует родителям и педагогам в деле воспитания идти за природой, потому что природа никогда не допускает ошибку. Она направляет человека на истинный путь развития и совершенства. В прочем и до Руссо данная педагогическая аксиома была озвучена многим великими педагогами. Руссо требует: «Уважайте детство и не торопитесь судить о нем ни в хорошую, ни в дурную сторону. Дайте исключениям обнаружится, доказать себя, подольше укрепится, прежде чем принимать по отношению к ним особые методы. Дайте дольше действовать природе, прежде чем возьметесь вместо нее, что бы не помешать, таким образом, ее работе» (1,241).

Конечно, Руссо абсолютизирует её роль, поэтому многие педагоги часто критикуют Руссо за предоставление чрезмерной свободы. Для Руссо очень важно, чтобы ребенок осознал естественное последствие своего дурного поведения. Руссо для характеристики данной идеи приводит следующий воспитательный эпизод: «Неугомонный ребенок ваш портит всё, до чего ни дотронется, Вы не должны сердиться; удалить только с глаз долой всё, что он может испортить, Он ломает свою мебель - не торопитесь заменить ее новой; дайте ему почувствовать вред лишения. Он бьет окна в своей комнате; пусть на него ночь и день дует ветер - не бойтесь, что он получит насморк: лучше ему быть с насморком, чем сумасбродом. Никогда не жалуйтесь на неудобства, которые он вам причиняет, но постарайтесь, чтобы он первый почувствовал их» (1, 237).

Если все это не действует то, по мнению Руссо его следует запереть в темноту, в комнату без окон, до тех пор, пока он не о сознает свою вину и не даст обещания не бить

стекол. При этом такой подход воспитателю полезен тем, что ребенок осознает, что каждая вешь, выполняет определенную функцию в жизни человека и если сломать эту вещь, то появляется определенные неудобства. Таким образом, формируется определенное отношение к вещам. Вещи создают условия уюта и комфорта в нашей жизни и к ним следует относиться бережно. Более того, в них вложен труд человека. Один раз правильно наказав ребенка за этот или иной дурной поступок, в дальнейшем его можно предостеречь от неправильного поведения. И наоборот один раз, неправильно наказав ребенка, воспитатель как бы отделяет его от себя, а не от дурного поведения, вследствие этого ребенок получает многократное наказание в дальнейшей своей жизни.

Литература:

1. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие /Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. - М.:

2. Педагогика. 1987.- 416 с.

3. Константинов Н.А. и др. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982. - 447 с.

Ж.Ж. РУССО О СВОБОДНОМ ВОСПИТАНИИ И ЕСТЕСТВЕННОМ ПОСЛЕДСТВИИ ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ

А. Ходжаназаров

Данная статья посвящена анализу теории воспитания Ж.Ж.Руссо и его использование методов поощрения и наказания. Автор считает, что основной точкой зрения воспитания является единство потребности и уважения к личности обучающегося.

Ключевые слова: свободное воспитание, права и обязанности ребёнка, естественность воспитания, методы воспитания.

JAN JACK RUSSO ABOUT FREE UPBRINGING AND NATURAL CONSEQUENCES'

OF ENCOURAGEMENT AND PUNISHMENT

A. Hojanazarov

The given article is devoted to the problem of analyzing the theory of free upbringing of Russo and according to it of using the methods of encouragement and punishment. The main point of this theory is the unity of demanding and respecting the personality of pupils by teachers.

Key word: free education, right and the responsibility of children, naturality of education, methods of education.

Сведения об авторе: Ходжаназар Абдурашид Кушназарович - директор средней общеобразовательной школы №9 имена Т. Зиёваддинова города Истаравшан, Согдийской области, Республика Таджикистан, тел.: (+992) 92 7507991, е-mail: [email protected]

Information about the author Hojanazarov Abdurashid Qushnazarovich, Director of Secondary school № 9 named after T.Ziyovidinov, Istaravshan city, Sughd region, Republic of Tajikistan, тel. (+992) 92 7507991, e- mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.