Научная статья на тему 'Педагогические взгляды на ненасильственное семейное воспитание в истории русской педагогики'

Педагогические взгляды на ненасильственное семейное воспитание в истории русской педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
774
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / NON-VIOLENT FAMILY UPBRINGING / ПЕДАГОГИКА / EDUCATION / ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ / PRINCIPLES OF EDUCATION / СЕМЬЯ / FAMILY / РОДИТЕЛИ / PARENTS / ДЕТИ / CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климова Наталья Игоревна

В статье проводится детальный анализ педагогических взглядов различных исследователей на ненасильственное семейное воспитание в истории русской педагогики. По результатам исследования удалось сформулировать вывод о том, что все деятели, занимающиеся данной проблематикой, рассматривали семью как главный источник формирования у детей гуманных чувств и идеалов. Кроме того, удалось выявить необходимость специальной подготовки родителей к процессу воспитания детей в семье по принципам ненасильственного взаимодействия с родителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical views on non-violent upbringing in the family in the history of Russian pedagogy

The article presents a detailed analysis of the pedagogical views of various researchers on nonviolent family education in the history of Russian pedagogy. According to the results of the study, it was possible to formulate a conclusion that all the figures involved in this problem, considered the family as the main source of the formation of children's humane feelings and ideals. In addition, it was possible to identify the need for special training of parents to the process of raising children in the family on the principles of non-violent interaction with parents.

Текст научной работы на тему «Педагогические взгляды на ненасильственное семейное воспитание в истории русской педагогики»

5. Приказ Минобрнауки России от06.10.2009 №373 (в ред. от31.12.2015) "Обутверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 №15785) // Бюллетень норматив-

ных актов федеральных органов исполнительной власти. №12. 22.03.2010.

б. Ялалова Ф.Г. Профессиональная многомерность: многомерные компетенции // Филология и культура. - 2015. - №2(40).

PEDAGOGICAL VIEWS ON NON-VIOLENT UPBRINGING IN THE FAMILY IN THE HISTORY OF RUSSIAN PEDAGOGY Klimova Natalya Igorevna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor, Department of Pedagogy, Kaluga State University named after К. E. Tsioikovsky, Kaluga

The article presents a detailed analysis of the pedagogical views of various researchers on nonviolent family education in the history of Russian pedagogy. According to the results of the study, it was possible to formulate a conclusion that all the figures involved in this problem, considered the family as the main source of the formation of children's humane feelings and ideals, in addition, it was possible to identify the need for special training of parents to the process of raising children in the family on the principles of non-vioient interaction with parents.

Keywords: non-vioient family upbringing; education; principles of education; family; parents; children.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ УДК 376.1 СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ИСТОРИИ РУССКОЙ ВАК РФ 13.00.01

ПЕДАГОГИКИ

В статье проводится детальный анализ педагогических взглядов различных @ Климова Н.И., 2018 исследователей на ненасильственное семейное воспитание в истории русской педагогики. По результатам исследования удалось сформулировать вывод о том, что все деятели, занимающиеся данной проблематикой, рассматривали семью как главный источник формирования у детей гуманных чувств и идеалов. Кроме того, удалось выявить необходимость специальной подготовки родителей к процессу воспитания детей в семье по принципам ненасильственного взаимодействия с родителями.

Ключевые слова: ненасильственное семейное воспитание; педагогика; принципы воспитания; семья; родители; дети.

Ускоренный темп современной жизни, постоянно повышающаяся ответственность и жесткость социально ролевых предписаний, низкая духовная и психологическая культура общения в семье приводят к нарушениям отношений между родителями и детьми. Забываются традиции душевного взаимодействия в семейных вопросах и делах. Стремление матерей к карьерному росту и зарабатыванию денег приводит к снижению роли отца в семье, что чревато потерей его ответственности за благополучие детей и их воспитание. Зачастую просто забывается все то хорошее в семейных отношениях, что передается из поколения в поколение.

Изучая в истории отечественной педагогики ненасильственные методы семейного воспитания, мы пришли к выводу, что наиболее интересным для нашего исследования является период конца XVIII -начала XX вв. Именно в этот период развития русского образования мы находим педагогические взгляды на ненасильственное семейное воспитание.

Анализ трудов выдающихся ученых показал, что идеи ненасильственного семейного воспитания имели черты, зависящие от позиции конкретного педагога по данной проблеме, сформированнос-ти его взглядов. Но во всех работах мы прослеживаем идеи построения семейного воспитания на принципе любви и взаимопонимания, особой душевной комфортной среды, где ребенок должен чувствовать себя спокойно и защищенно.

КЛИМОВА Наталья Игоревна, кандидат педагогических науки, доцент, кафедра Педагогики, Калужский государственный университет имени КЭ. Циолковского, Калуга

ЪС

ш

ъс о ш

<

С1 ш

80

Как отмечают многие исследователи истории русской педагогики (М.И.Демков,Л.М.Мод-залевский и др.), процесс становления отечественной педагогической мысли был сложным и противоречивым.

В России XVIII века, эпохе правления Екатерины II подход к образованию был тесно связан с педагогическими воззрениями европейских мыслителей, имевших огромное влияние на русское образование, в основу которого были заложены гуманистические педагогические идеи Я.А.Коменского, Ж.Ж. Руссо, Д. Локка. Поэтому представители официальной русской педагогики (И.И. Бецкой, Ф.И. Янкович де Ми-риево и др.) так же высказывали гуманистические идеи.

Но оппоненты данного подхода (Н.И. Новиков, А.Н. Радищев) считали, что самодержавный строй не может предложить гуманных идей в педагогике, так как он проповедует насилие и предлагали свои, ненасильственные методы воспитания, в том числе и семейного.

В работах А.Н. Радищева и Н.И. Новикова прослеживается мысль о том, что домашнее (семейное) воспитание - нелегкое и сложное дело, выходящее за рамки семьи: дети воспитываются для жизни в обществе. Поэтому целью семейного воспитания должно быть формирование "счастливых людей и полезных граждан" (Н.И. Новиков), а также начальное, запечатлевающееся на всю жизнь "образование ума и сердца сынов отечества" (А.Н. Ради-щев)[10]. Условиями такого "счастливого" воспитания теоретики определяют духовное общение в семье, внимание к развитию тела, ума, добрых нравов ребенка, сочетание любви и требовательности.

В трактате "О воспитании и наставлении детей" Новиков утверждает важность родительского примера: "Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между тем всеми другими примерами ничей другой в них не впитывается глубже и тверже примера родителей"[8].

Не менее важным принципом воспитания в семье Новиков считал уважение к ребенку, п редоста влен ие ему свободы, самостоятел ьно-сти (как важнейшего принципа ненасильственного воспитания). Он утверждал, что никто не в праве принуждать без особых на то причин другого человека, чтобы он исполнял его волю против своей собственной. По его мнению, дети должны учиться уступать необходимости, которая происходит из связи вещей и обстоятельств, а не по непременной воле своих родителей и воспитателей. Только так они

смогут стать кроткими и уступчивыми людьми, а не подлыми рабами [8].

Так как А. Н. Радищев и Н. И. Новиков подвергали жесткой критике крепостничество и существующую систему воспитания, они предложили новую систему гуманного, ответственного, ненасильственного семейного воспитания: уделять огромное значение раннему детству в формировании человека, изучению специфики развития детей, разработке ключевых задач воспитания детей-дошкольников, а также методов их воспитания [8,10].

В литературном творчестве В. Г. Белинского в первой половине XIX в. мы также находим ценные педагогические идеи семейного воспитания. Его взгляды, которые сыграли колоссальное значение в сфере семейного воспитания и обучения. Особо выделяются среди общей массы такие работы, как "О детских книгах (1840) - рецензии на две сказки Гофмана -и детских "Сказках дедушки Иринея".

Следует подчеркнуть, что В.Г. Белинский был ярко выраженным демократом и гуманистом, что отразилось на его взглядах. Так, в рамках своего мировоззрения он определил главную цель родительского воспитания -воспитать в ребенке человечность. По его словам, первичное воспитание должно видеть в ребенке не чиновника, не поэта, не ремесленника, а, прежде всего, человека, который мог бы впоследствии быть любым из них, при этом не переставая быть человеком" [1].

Виссарион Григорьевич предлагал опираться в воспитании на хорошие качества ребенка (которые обязательно присутствуют в каждом). Дело только в том, чтобы их выявить, развить, сформировать.

Родителям Белинский указывал на недопустимость жестоких мер воспитания, убеждал, что грубо ошибаются те, даже из "лучших отцов, которые почитают необходимым разделять себя с детьми строгостью, суровостью, недоступною важностью! Они думают этим возбудить к себе в детях уважение, и в самом деле возбуждают его, но уважение холодное, боязливое, трепетное, и тем отвращают их от себя и невольно приучают к скрытности и лживости1^]. Дети должны любить родителей не из страха наказаний или по требованию, потому что это прямой путь к эгоизму ребенка. Дети должны доверять родителям, а для этого родители должны быть открыты, откровенны, искренни, готовы принять детей и правых, и виноватых. Дети не должны сомневаться в том, что родители их очень любят, что они - самое дорогое сокровище их жизни. Своею лаской

родители могут добиться от детей того, чего захотят.

Таким образом, можно сделать вывод, что у Белинского ярко прослеживаются ненасильственные идеи семейного воспитания: идея свободы, отсутствия жестоких мер воздействия (наказаний, принуждения, строгости), добрых отношений, искреннегоучастия, безграничной любви.

Существенный вклад в развитие семейного ненасильственного воспитания внес Н.И. Пирогов.

В семейном воспитании детей дошкольного возраста Пирогов видел начало, с которого формируется нравственный человек. В своих работах он указывал на колоссальную роль матери в семейном воспитании э, об идеале матери-воспитательницы. По его словам, именно на матери лежит "будущность человечества". Кроме того, он был убежден, что необходимо бережно и внимательно относиться к детям, которые под влиянием воспитания и обучения, подобно мягкому воску, могут принять различные формы[9].

Огромное значение для понимания вопросов правильной постановки практики воспитания детей в семье имел трактат Н. А. Добролюбова "О значении авторитета в воспитании (1857) [4], где он вскрывает реакционные, антинаучные основы крепостнической системы воспитания детей и излагает новые положения теория воспитания в духе революционного демократизма.

Н. А. Добролюбов указывал, что фундамент крепостнической системы воспитания составляет полное подавление личности ребенка, пренебрежение его реальной жизнью и внутренней природой. В результате этого ребенок превращается в жертву педагогических расчетов. H.A. Добролюбов осуждал авторитарную, насильственную педагогику, которая требовали слепого повиновения и безусловного подчинения детей авторитету взрослого, совершенно не считалась с особенностями и склонностями детей, действовала средствами принуждения и насилия, приказаниями и запретами. При этом авторитарное воспитание предполагало, что дети не должны иметь собственной воли, а обязаны во всем слепо подчиняться требованиям родителей и просто старших по возрасту. Приказание воспитателя должно восприниматься высшим законом и исполняться без малейших рассуждений и, тем более, пререканий. Безусловное повиновение - главное и единственное условие воспитания у авторитарных родителей, которое,

по их мнению, своей последней целью имеет то, чтобы на место неразумной воли ребенка поставить разумную волю воспитателя[4].

Следует подчеркнуть, что Добролюбов выступал одновременно против предоставления детям безграничной свободы, а также слепого подчинения их авторитету взрослых. Он признавал необходимость разумного руководства старших младшими, воспитателя воспитанниками. Его главная идея состояла в гуманном характере воспитания.

В 60-х годах XIX века особое место уделял вопросам семейного воспитания К. Д. Ушинс-кий. Наиболее естественной средой воспитания он считал семью, так как в ней дети получают первые впечатления, приобретают элементарные знания, навыки и привычки, развивают свои задатки[12].

Как и Пирогов, исключительно важную роль в семейном воспитании Ушинский отводил матери. По его мнению, мать ближе всех к детям, она заботится о них с рождения, лучше понимает их индивидуальные запросы и особенности; если она не занята на работе вне дома, то имеет больше возможностей в процессе повседневной жизни оказывать положительное воздействие на детей.

В вопросах ненасильственного семейного воспитания нельзя обойти стороной идеи Л. Н.Толстого, приверженца ненасильственного воспитания, который главным условием воспитания без насилия детей в семье считал здоровый семейный уклад, согласие родителей, взаимное уважение между ними, единый подход к требованиям и методам, примерное поведение отца и матери, постоянное их нравственное самоусовершенствование, единомыслие, теплое общение родителей с детьми. Л. Н. Толстой выступал против применения телесных наказаний в семейном воспитании детей и защищал, так называемые, естественные наказания детей, которые, по его мнению, учат их связывать причину с последствиями дурных поступков[11].

Идеи ненасильственного семейного воспитания мы находим у А. С. Симонович, Е. Н. Во-довозовой, Е. И. Конради.

Е. Н. Водовозова требовала от воспитателей и родителей проявления гуманного отношения к детям. По ее убеждению, воспитание ребенка - это живое, творческое дело; "без педагогических знании, без самовоспитания, без любви к детям оно будет малоуспешным", -утверждала она и призывала родителей быть очень внимательными к нуждам детей, их потребностям, природным побуждениям. E.H. Во-

ЪС

ил

ъс о ш

<

С1 ш

82

довозова была решительной противницей телесных наказаний. Однако она не отрицала необходимости в отдельных случаях использовать в русле теории "естественных последствий" Руссо наказания с целью научить детей поступать в следующий раз более обдуманной.

Е. И. Конради в основу своей теории семейного воспитания ставит внимательное, любовное отношение родителей кдетям,учет их индивидуальных особенностей, а также предоставление условий для самостоятельных проявлений детьми своих мыслей, чувств, поступков. По ее мнению, ненасильственное воспитание в семье заключается в том, чтобы, изучив особенности детей, родители могли направить их к высоким и благородным целям, подготовить к будущей деятельности на благо родины[6].

Конради указывала на огромное значение комфортной, дружеской атмосферы в семье, теплых, бесконфликтных взаимоотношений родителей друг с другом как важного воспитательного фактора. Она утверждала, что главное в семейном воспитании детей должно заключаться в том, чтобы без принуждения пользоваться теми стимулами, которые естественно вытекают из хода детского развития.

Большую роль при этом она отводит установленному укладу жизни в семье, благодаря которым у детей повседневно вырабатываются устойчивые гуманные, здоровые навыки и привычки, необходимые для дальнейшей жизни.

Педагог утверждала, что в воспитании детей очень важным является метод убеждения как очень важный метод в плане ненасильственного взаимодействия, принимающий разные формы (разъяснения, беседы, советы и т. д.), а также домашнее чтение детских книжек, раскрывающих в яркой художественной, образной форме нравственные жизненные ценности.

Конради, также, как и Водовозова, не исключала мер продуманного, справедливого наказания детей, не унижающих их человеческого достоинства. Однако она выступала против так называемых естественных наказаний, применение которых широко пропагандировалось в русской педагогической журналистике того времени.

Безусловный вклад в конце XIX - начале XX вв. в развитиетеории семейной педагогики внесли П.Ф. Лесгафт ("Семейное воспитание ребенка и его значение") и П. Ф. Каптерев ("Энциклопедия семейного воспитания и обучения").

В книге "Семейное воспитание ребенка и его значение" П. Ф. Лесгафт показал огромную

роль умной, любящей, активно деятельной матери и смело выступил против произвола и насилия родителей над личностью ребенка в семье, царивших в то время в семейном воспитании. Педагог настойчиво предостерегал от насильственных, принуждающих методов. В своем труде "Школьные типы" П. Ф. Лесгафт показал, как часто в условиях семейного воспитания уродуется личность ребенка, как уже в дошкольные годы формируются разные отрицательные типы детей - лицемерные, честолюбивые, мягко забитые, злобно забитые, угнетенные. По его мнению, проявление того или иного типа ребенка является следствием насильственного воспитания в семье: "Ребенок не родится лицемером, а становится таковым в семье, не приучаясь рассуждать и не получая понятия о правде; он не появляется на свет честолюбивым, а таким делается постоянными поощрениями и восхищением его действиями и способностями"!?].

В своей книге "Семейное воспитание ребенка и его значение" П. Ф. Лесгафт изложил научные основы ненасильственного воспитания детей, он выдвинул родителям требование: "щадить личность своего ребенка", показал, какой результат дает сочетание свободы деятельности детей (наблюдение деятельности взрослых, явлений окружающей жизни, выяснение связи между ними и т. д.) и разумного руководства, любви и внимания к их нуждам и потребностям со стороны родителей. Правильно организованное семейное ненасильственное воспитание, по мнению педагога, должно создать такой правильный тип ребенка, в котором проявятся его ценнейшие качества: чуткость ко всему окружающему, самостоятельность, ответственность, правдивость, интерес к познанию. Педагог считал совершенно недопустимыми физические наказания детей, так как, по его мнению, они рождают в ребенке подозрительность, резкость и угловатость действий, замкнутость, неадекватную реакцию на внешние впечатления.

Ценным вкладом в развитие ненасильственной педагогики семейного воспитания были работы П.Ф. Каптерева: "Задачи и основы семейного воспитания", "О природе детей", "О детских играх и развлечениях", а также "Энциклопедия семейного воспитания и обучения". В этих трудах он выделил одну из отрицательных черт семейной педагогики того времени (безусловно, практикующую и в настоящее время) - приверженность к телесным наказаниям, которые категорически отрицал[5].

Ученый, проведя колоссальную работу, сформулировал вывод о том, что особое зна-

чение принадлежит комфортным, ненасильственным, нравственно-психологическим условиям воспитания детей в семье. Это означает, что доброжелательная обстановка в семье, внимание к индивидуальным особенностям детей, забота друг о друге, любовь, доброта, порядочность, правдивость, отсутствие ненависти и гнева, жестокости и злобы - именно эти общечеловеческие нравственные ценности семьи П.Ф. Каптерев считал необходимыми для воспитания детей.

Ещё один представитель, проповедующий ненасильственную педагогику, К. Н. Вентцель в своей "Декларации прав ребёнка" (одной из первых в мировой практике) в 1917 г. провозгласил для детей равные со взрослыми свободы и права (в т. ч. на развитие своих способностей и дарований, воспитание и образование, свободное выражение мыслей, создание детских организаций и объединений и др.) [2]. Наказания он предложил заменить мерами просветительского характера. К.Н. Венцель высказал идею, что ребенок имеет право выбирать себе воспитателей, уходить от родителей в случае дурного обращения, не посещать школу в принудительном порядке. Безусловно, он имел в виду не разрушение семьи и школы, а недопустимость противоправных действий в отношении детей и необходимость предоставления им возможностей активно проявлять свою жизненную позицию[2].

Таким образом, можно сделать вывод, что ученые-педагоги и общественные деятели исследуемого периода обращались к теме ненасильственного семейного воспитания, рассматривая семью как источник формирования у детей гуманных чувств и идеалов, а также подчеркивали необходимость специальной подготовки родителей к процессу воспитания

детей в семье по принципам ненасильственного взаимодействия с родителями.

Изученные идеи исследуемого периода выявили их инновационный характер, показали реальность и позитивность для переосмысления современных подходов к ненасильственному семейному воспитанию.

Примечания:

1. Белинский В.Г. О детских книгах / В.Г. Белинский // Избр. пед.соч./В.Г.Белинский. - М.: Педагогика, 1982. - 476 с.

2. Вентцель К.Н. Новые пути воспитания и образования детей / К.Н.Вентцель. - М., 1923. - 357 с.

3. Водовозова E.H. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста [Электронный ресурс], режим доступа: www.librolife.ru

4. Добролюбов H.A. О значении авторитета в воспитании [Электронный ресурс], режим доступа: www.az.lib.ru/

5. Каптерев П.Ф. Задачи семейного воспитания / П.Ф.Каптерев // Труды 1 Всероссийского съезда ' по семейному воспитанию. - СПб., 1914. - T 1. -279 с.

6. Конради Е. И. Исповедь матери. - СПб.: Тип. А. М. Котомина, 1876. - 672 с.

7. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М.: Педагогика, 1991. - 176 с.

8. Новиков Н.И. О воспитании и наставлении детей [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.az.lib.ru/

9. Пирогов Н.И. Вопросы жизни Дневник старого врача.[Электронный ресурс]. Режим доступа: www.knigogid.ru

10. Радищев А.Н. Беседа о том, что есть сын Отече-ства[Электронный ресурс]. Режим доступа: www.az.lib.ru/

11. Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность. T1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.e-libra.ru

12. Ушинский К.Д. / К.Д.Ушинский // Антология гуманной педагогики. - М. : ИД Ш.А. Амонашвили, 2002. - 220 с.

00 1-Н

о си

-О X

9

г-

CU

си

ч

s

83

STRUCTURAL COMPOSITION OF PEDAGOGICAL INTERACTION OF THE SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS Knyazeva A/¡sa Sergeevna, Postgraduate student, Department of Theory, History of Pedagogics and Educational Practice, Armavir State Pedagogical University; Deputy Director for Production Training, Armavir College of Management and Socio-information Technologies, Armavir

in the article, based on the element-by-element and block approaches, the structural composition of pedagogical interaction is revealed; represent different views and positions of representatives of various scientific schools on the definition of the structural composition of pedagogical interaction; the choice of a certain composition of pedagogical interaction is justified taking into account the concept of interaction, the specifics of the educational institution, the requirements of the FGOSSPO; the composition of the structural components of pedagogical interaction, determining its content and being indicators of the level of development of the subjects of the educational process in the STR is explained.

Keywords: element-wise and block approaches; structure of pedagogical interaction; interaction concepts; FGOS SPO; specificity of the educational institution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.