Научная статья на тему 'УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СФЕРЕ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ'

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СФЕРЕ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
423
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОПТИМИЗАЦИЯ / ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ШКОЛА / ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ МОТИВАЦИИ / СФОРМИРОВАННОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / РАЗРАБОТКА / РОДИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабури Хайрулло Мирзозода, Абдуллоева Надия Саидовна

В статье исследуются пути повышения эффективности дошкольных учреждений в подготовке детей к школе, а также анализируются следующие вопросы: основные задачи дошкольных учреждений в подготовке подрастающего поколения к школьной жизни, практические формы организации обучения учителями, пути совершенствования воспитания и развития личности дошкольников, комплексный план дошкольного образования в дошкольных учреждениях, содержание, формы и методы подготовки детей к школе, основные факторы, влияющие на мышление детей при подготовке к школе и многое другое. При этом проанализирована позиция воспитателей дошкольных учреждений в подготовке детей к школе, а также характеристики толерантности, профессиональных знаний, любви и уважения к личности детей, защиты здоровья учащихся, воспитания в духе единства и взаимопонимания. В статье также рассматривается роль родителей в подготовке детей дошкольного возраста к школе в сотрудничестве с педагогами дошкольных учреждений, определяются их обязанности и ответственность. Для всестороннего развития детей в дошкольных учреждениях, как подчеркивается в статье, немаловажна роль занятий по физкультуре и активных игр в физическом и умственном развитии детей.В следующей части статьи определены факторы, препятствующие всестороннему развитию дошкольников: в частности, малоподвижность некоторых детей, низкое качество питания, неудовлетворительная работа врачей детского сада, несоблюдение санитарно-гигиенических норм, переутомление, негативное влияние компьютерных игр, некомпетентность профессиональной деятельности воспитателя, безразличие родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING AND EDUCATIONAL ACTIVITIES OF PRE-SCHOOL INSTITUTIONS IN THE FIELD OF PREPARING CHILDREN FOR SCHOOL

The article dwells on ways to improve the performance of preschool institutions in preparing children for school and discusses the following issues: the main tasks of preschool institutions in preparing the younger generation for school life, practical forms of organizing training by teachers, ways to improve the education and development of young people, a comprehensive plan of early childhood education in preschool institutions, the content, forms and methods of preparing children for school, the main factors influencing the thinking of young people in preparation for school and more. At the same time, the position of preschool teachers in preparing children for school was analyzed, and the characteristics of tolerance, professional knowledge, love and respect for the personality of children, protection of students' health, upbringing in a spirit of unity and mutual understanding were highlighted. As well as, the authors analyzes the role of parents in preparing their pre-school children for school in cooperation with teachers of preschool institutions and defines their duties and responsibilities. For the comprehensive development of young people in preschool institutions the article highlights the role of physical education classes and active games in the physical and mental development of children. The next part of the article identifies the factors that hinder the overall development of pre-school children: in particular, the inactivity of some children, poor quality of food, unsatisfactory work of kindergarten doctors, non-compliance with sanitary and hygienic standards, overwork, the negative impact of computer games, the inadequacy of the professional activities of the coach, the insecurity of the parents.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СФЕРЕ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»

13.00.00.илм^0и ПЕДАГОГИКА 1З.ОО.ОО.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ I3.OO.OO.PEDAGOGICAL SCIENCES

13Ж01.ПЕДАШГИКАИ УМУМЙ,ТАЪРИХИ ПЕДАГОГИКА ВА ТА^СИЛОТ 13.00.01.ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ 13.00.01.GENERAL PEDAGOGICS, THE HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION

УДК 372 ББК 74.1

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СФЕРЕ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ

К ШКОЛЕ

ФАЪОЛИЯТИ ТАЪЛИМЙ-ТАРБИЯВИИ МУАССИСАХ^ОИ ТОМАКТАБЙДАР САМТИ БА МАКТАБ ОМОДА НАМУДАНИ

БАЧАГОН

TEACHING AND EDUCATIONAL ACTIVITIES OFPRE-SCHOOL INSTITUTIONS IN THE FIELD OF PREPARING CHILDREN FOR SCHOOL

Сабури Хайрулло Мирзозода, доктор педагогических наук, профессор; Абдуллоева Надия Саидовна, сосискатель кафедры социальной и профессиональной педагогики ГОУ "ХГУ имени акад. Б.Гафурова" (Таджикистан, Худжанд)

Сабури Хайрулло Мирзозода, доктори илмуои педагогика,профессор; Абдуллоева Надия Саидовна -унвонцуи кафедраи педагогикаи ицтимои ва касбии МДТ "ДДХ ба номи акад. Б.Гафуров" (Тоцикистон, Хуцанд )

Saburi Khairullo Mirzozoda, Dr. of Pedagogy,

Professor; Abdullaeva Nadiya Saidovna, applicant of the department of social and professional pedagogy under the SEI "KhSU named after acad.B.Gafurov" (Tajikistan, Khujand)

Ключевые слова: учебно-воспитательный процесс, оптимизация, дошкольные учреждения, формирование, развитие, школа, опытно-экспериментальная работа, знания, умения, навыки, подвижные игры, педагогический процесс, воспитательная деятельность, воспитание мотивации, сформированность, компетентностный подход, структурно-функциональная модель, разработка, родители

В статье исследуются пути повышения эффективности дошкольных учреждений в подготовке детей к школе, а также анализируются следующие вопросы: основные задачи дошкольных учреждений в подготовке подрастающего поколения к школьной жизни, практические формы организации обучения учителями, пути совершенствования воспитания и развития личности дошкольников, комплексный план дошкольного образования в дошкольных учреждениях, содержание, формы и методы подготовки детей к школе, основные факторы, влияющие на мышление детей при подготовке к школе и многое другое. При этом проанализирована позиция воспитателей дошкольных учреждений в подготовке детей к школе, а также характеристики толерантности, профессиональных знаний, любви и уважения к личности детей, защиты здоровья учащихся, воспитания в духе единства и взаимопонимания.

В статье также рассматривается роль родителей в подготовке детей дошкольного возраста к школе в сотрудничестве с педагогами дошкольных учреждений, определяются их обязанности и ответственность. Для всестороннего развития детей в дошкольных учреждениях, как подчеркивается в статье, немаловажна роль занятий по физкультуре и активных игр в физическом и умственном развитии детей.В следующей части статьи определены факторы, препятствующие всестороннему развитию дошкольников: в частности, малоподвижность некоторых детей, низкое качество питания, неудовлетворительная работа врачей детского сада, несоблюдение санитарно-гигиенических норм, переутомление, негативное влияние компьютерных игр, некомпетентность профессиональной деятельности воспитателя, безразличие родителей.

Вожа^ои калиди: раванди таълимй-тарбиявй, муассисауои томактаби, ташаккулёбй, мактаб,коруои тарбияви-ташхиси, дониш, майорат, бозщои серуаракат, раванди педагоги, фаъолияти тарбияви, тарбия, уавасмандгардони, ташаккул, муносибати босалоуият, коркард, волидон

Дар мацола роццои бецтар намудани фаъолияти муассисацои томактаби дар цодаи ба зинаи мактаб омода намудани хурдсолон мавриди тацциц царор дода шуда, масъалацои зерин матрац карда шудааст: вазифацои асосии муассисацои томактаби дар цодаи ба цаёти мактаби омода намудани насли хурдсол, шаклцои амалии ташкили корцои омодакуни аз тарафи мураббиён, рощои бецтар намудани тарбия ва ташаккули шахсияти хурдсолон, нацшаи мукаммали омодагии томактабии хурдсолон дар муассацои томактаби, мазмун, шакл ва методцои омода намудани хурдсолон ба мактаб, омилцои асосии ба фикрронии хурдсолон таъсир расонида дар самти омодаги ба фаъолияти мактаби ва гайрацо.

Хамзамон мавцеи мураббиёни муассисацои томактаби дар цодаи ба мактаб омода намудани хурдсолон тацлил карда шуда, хусусияти тацаммулпазири, социби дониши тахассуси будан, дуст доштан ва цурмат кардани шахсияти хурдсолон, цифзи саломатии шогирдон, дар руцияи мутацидаю цамдигарфацми тарбия намудани хурдсолонро доштани онцо алоцида цайд карда шудааст.Дар мацола мавцеи волидон дар омода намудани фарзандони синни томактабии худ ба мактаб дар цамкори бо мураббиёни муассисацои томактаби низ мавриди тацлил царор дода шуда, вазифа ва масъулияти онцо муайян карда шудааст.

Барои ташаккули цаматарафаи хурдсолон дар муассисацои томактаби дар мацола мавцеи дарсцои тарбияи цисмони ва бозицои серцаракат дар ташаккули цисмони ва ацлонии бачагон алоцида оварда шудааст. Дар цисмати дигар мацола омилцое, ки ба рушди цаматарафаи тарбиятгирандагони синни томактаби монеаги мекунанд, нишон дода шудааст: аз цумла, камцаракатии як цисми муайяни бачагон, сифати пасти хуроквори, фаъолияти гайрицаноатбахши пизишки богча, риоя нагардидани меёърцои санитарию гигиени, сарбории зиёд ва хаста шудани хурдсолон, таъсири манфии бозицои компютери, ба талабот цавобгуй набудани фаъолияти тахассусии мураббия, беътибории падару модар.

Key words: educational process, optimization, preschool institutions, formation, development, school, experimental work, knowledge, abilities, skills, outdoor games, pedagogical process, educational activities, education of motivation, formation, competent approach, structural and functional model, development , parents

The article dwells on ways to improve the performance of preschool institutions in preparing children for school and discusses the following issues: the main tasks of preschool institutions in preparing the younger generation for school life, practical forms of organizing training by teachers , ways to improve the education and development of young people, a comprehensive plan of early childhood education in preschool institutions, the content, forms and methods of preparing children for school, the main factors influencing the thinking of young people in preparation for school and more.

At the same time, the position ofpreschool teachers in preparing children for school was analyzed, and the characteristics of tolerance, professional knowledge, love and respect for the personality of children, protection of students' health, upbringing in a spirit of unity and mutual understanding were highlighted.

As well as, the authors analyzes the role of parents in preparing their pre-school children for school in cooperation with teachers of preschool institutions and defines their duties and responsibilities.

For the comprehensive development of young people in preschool institutions the article highlights the role of physical education classes and active games in the physical and mental development of children.

The next part of the article identifies the factors that hinder the overall development of pre-school children: in particular, the inactivity of some children, poor quality of food, unsatisfactory work of kindergarten doctors, non-compliance with sanitary and hygienic standards, overwork, the negative impact of computer games, the inadequacy of the professional activities of the coach, the insecurity of the parents.

Формирование готовности дошкольника к школьному образованию и обеспечение преемственности и взаимосвязи дошкольного и школьного образования является важнейшей задачей современного этапа развития системы образования. Дошкольное и начальное образование - это две составляющие единого в развитии духовного мира подрастающего поколения, и здесь реализация принципа преемственности приобретает особую значимость и актуальность. Важнейшей составляющей успешного включения в систему школьного обучения и адаптации к школьному образованию является выравнивание степени развития психологической и практической готовности детей к поступлению в школу. Отмеченная проблема разрешима в условиях обеспечения и реализации вариативности в подготовительной работе с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. В целях достижения необходимого уровня качества дошкольного образования на передней план выдвигается учебно-воспитательная деятельность детей, осуществляемая в процессе

организации разно о б разных видов деятельности дошкольников. Решение задачи дошкольного образования в практике работы дошкольных учреждений организуются в следующих формах:

> Полное дневное пребывание детей в ДОУ;

> Кратковременное пребывание детей в дошкольном учреждении;

> Группы коррекции для детей с ОНР;

> Консультации для родителей с участием специалистов высокой квалификации [6].

В дошкольных учреждениях, где проводилась опытно-экспериментальная работа, преддошкольная подготовка детей к обучению осуществляется путем организации дополнительного образования, которая сочетает в себе обучение, воспитание и развитие личности дошкольника и отличается от стандартного подхода. Данной системе подготовки характерно постоянное обновление содержания, форм и методов подготовки работы с детьми, творческий подход воспитателей к реализации педагогических задач. Вместе с тем дополнительное образование способствует осуществлению вариативного подхода в пространстве образования и позволяет учитывать возможности и интересы детей, а также пожелания их родителей. В нашей опытно-экспериментальной работе она реализовывалась по следующим направлениям:

> обеспечение качества и доступности дополнительного образования;

> обеспечение профессионалами высокого качества подготовки;

> создание условий эффективного сотрудничества работников ДОУ и школы;

> привлечение родителей детей с целью использования их образовательного потенциала;

> совершенствование организации и управления услуг в системе дополнительного образования.

Специалисты, которые будут работать с детьми в группах подготовки, должны владеть не только фундаментальными универсальными знаниями, умениями и навыками в профессиональной сфере, но и устойчивыми характеризующими профессиональную компетенцию качествами, которые свидетельствуют о пригодности к профессиональной деятельности. И их готовность должна отвечать новым требованиям новейших разработок, таким как: устойчивость в стрессовых ситуациях, способность конкурировать, выносливость, самозащита, здоровье и полноценная деятельность всего организма. Такие способности формируются в ходе учебно-воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях, ведь на занятиях создаются ситуации, которые требуют поступать наиболее рационально, невозмутимо, подобающе в рамках эмоционального возбуждения в стрессовой ситуации.

В вузах, где осуществляется подготовка специалиста, необходимо строить современное культурно-образовательное мышление будущего педагога в области воспитательной работы, направленное на детскую личность. Надо отметить, что уровень материально-технической базы, способствующей эффективной подготовке детей к школе в нашей республике, на сегодняшний день не отвечает требованиям современной жизни.

Большое значение в развитии мотивационно-ценностного отношения к воспитательной работе имеет отношение родителей к педагогическим знаниям, которые требуют их активного участия в воспитательной работе дошкольных учреждений. Позиция воспитанников к занятиям формируется на основании их увлечений и мотивации, она связана с воспитательным воздействием окружающей среды. Неполноценное проявление умственной активности - это плод несформированной системы привычек в годы обучения.

У воспитателя в рамках его работы должно быть сформировано цельное видение всего педагогического процесса и взаимодействие, способствующее эффективной подготовке детей к школе с духовными и физическими силами личности. У детей необходимо развивать интерес к формированию знаний, умений, навыков в целом, интерес к освоению всевозможных достоинств, способствующих процессу подготовки их к школе. Необходимо быть активными субъектами в воспитательной деятельности, где в полной мере задействованы все человеческие силы, цель которых основывается на формировании культурной личности, в наше время важно изменить мышление людей.

Огромное значение имеют различные мероприятия, дети, принимая в них участие, делятся своими мыслями со своими сверстниками, воспитателями, родителями. Такие мероприятия способствуют повышению внимания к осуществлению воспитательной работы в дошкольных учреждениях. Также не стоит забывать о влиянии общественности на мотивационно-ценностное отношение детей к обучению.

Необходимо развивать у детей интерес к знаниям и занятиям, но это не должно быть в виде принуждения, нужно воспитывать у них заинтересованность и убеждения в важности знаний.

Необходимо также помнить и о воздействии членов семьи, ведь пробелы в этой сфере являются, как доказывается в исследованиях, серьезным затруднением: в регулярности занятий для ребенка, а затем и подростка, взрослого.

По рассмотрении традиционной системы воспитательной работы можно сказать, что учебно-воспитательная деятельность в дошкольных учреждениях не в полной мере нацелена на развитие у детей мотивационно-ценностного отношения к занятиям.

С развитием общества значение физической культуры и спорта в жизни населения увеличивается. Это происходит за счет повышения значения уровня и самочувствия человека в физическом плане, в модели качества жизни, с воздействием неблагоприятных результатов современности, таких как нарушение функций организма, вредные привычки, изменение экологии в худшую сторону и т.п. Получается, что занятия в детском саду для большинства детей - единственная работа, с помощью которой можно получить хотя бы минимально необходимую двигательную нагрузку.

Воспитательная деятельность является единственной и активной формой, лишь в том случае, если она имеет для детей личную значимость. Для привлечения детей к занятиям необходим высокий уровень педагогической компетентности. Профессиональная культура и широкий кругозор воспитателя гарантируют результативность педагогического влияния, увеличивающего эмоциональный опыт детей, формирующего физические и психические качества, развивающего у них эмоциональную участливость, ценностную ориентацию.

Знания воспитательной деятельности являются инструментом педагогического влияния на мотивационно-потребностную сферу воспитанников. Познания являются основой убеждения, а образовательная направленность - реальный способ активизирования у воспитанников необходимости занятий.

Применение эффективных методов обучения с теоретическими аспектами способствует развитию заинтересованности воспитанников как к получению знаний и развитию умений, так и к практическим навыкам. Занятия должны способствовать удовлетворению духовных потребностей воспитанников. Знания, которые будут получены при овладении обязательным минимумом программного материала, составляют базу для понимания вопроса о здоровом образе жизни и обеспечивают теоретическую основу развития навыков и умений по физическому и психическому самосовершенствованию личности в течение всей жизни.

В системе воспитательной деятельности важное место отводится не только занятиям в группе, но и массовым мероприятиям, досугу, дню здоровья, которые характеризуются как наиболее оптимальная и эффективная форма активного отдыха воспитанников. Организовывая такие мероприятия, необходимо обратить внимание на климатические условия, особенности сезона и природные факторы. Положительных результатов можно достичь лишь при единении сил коллектива дошкольного учреждения и семьи.

На мероприятиях воспитанники участвуют в подвижных играх, эстафетах, танцах, аттракционах, упражнениях с простейшими элементами акробатики.

Такие праздники могут проводиться не только на территории дошкольного учреждения, но и в близлежащем парке, лесу, на стадионе.

Планируя мероприятие важно:

> обозначить главные задачи, дату, время, место проведения;

> разработать показательные выступления: парад участников, конкурсы, игры, соревнования;

> выделить ответственных людей за подготовку и проведение праздника;

> определить количество участников, а также гостей;

> определить порядок подведения итогов конкурсов, поощрение участников праздника.

Организовывая мероприятие воспитатель, должен помнить:

> неприемлемо выделение воспитанников, показывающих лучшие результаты: желательно, чтобы принимали участие все;

> не нужно много репетировать какие-то номера выступлений, особенно игр соревновательного характера, необходимо поддерживать у воспитанников интерес к разным видам игр и упражнений;

> необходимо разумное распределение нагрузки в разных видах деятельности.

Наряду с праздниками следует проводить организованную форму активного отдыха воспитанников — физкультурные досуги (1—2 раза в месяц, длительностью 30—50 минут). Такие мероприятия не нуждаются в специальной подготовке, они проводятся на материале, которым воспитанники уже владеют [1].

Педагогический процесс развития личной культуры у детей - сложный и многофакторный вопрос, над ним можно работать и исследовать его, ссылаясь на системную теорию, к которой относится психологическая теория деятельности Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева [2,С.7-4].Исходя из этой теории, педагогический результат любой деятельности зависит от нормальной мотивации включенных в эту деятельность воспитанников. Подготовленность субъекта к деятельности, к усвоению ценностей занятий зависит, прежде всего, от мотивационной подсистемы.

Чтобы выявить концептуальный подход к развитию личной культуры у воспитанников, необходимо вначале определить сущность педагогических понятий: «личная культура» и «воспитание личной культуры».

Ключевым моментом методологического положения является то, что воспитательная деятельность - это системообразующая основа воспитания личной культуры.

Под личной культурой понимается мыслительная и духовная сторона личности (знания, умения, навыки, предпочтения и ценностные установки), а также работоспособность личности (систематическое, добровольное выполнение).

Развитие личной культуры - это педагогический процесс, который направлен на достижение осмысленных, положительно мотивированных целей детей, на воспитание у них заинтересованности. Интерес к деятельности важен для воспитания личной культуры, как у детей, так и людей старшего возраста.

Идея занятий становится явной, когда понимается их объективная значимость, выявленная ценностями коллектива, их мнением и личностной значимостью таких занятий. Опираясь на смысл занятий, воспитанники выбирают мотивы и цели.

Заинтересованность мыслительными ценностями воспитательной деятельности определяется как следствие, как одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной сферы. При этом мотивация и интерес не ставятся на одной ступени. Мотивация является основой, источником, интерес же - следствием, проявлением процессов, происходящих в ней. Интерес, который возник на основе первичной необходимости ребенка в движениях, новых впечатлениях, новой информации, развиваясь, способен вылиться в новую, вторичную (духовную) потребность - в физическое совершенствование, которое станет основой для развития новых мотивов и интересов.

Для педагогической практики наиболее важным является определение средств, методов и методик воспитания мотивации у детей с целью развития у них личной культуры.

Способами и методами развития интереса к осуществлению воспитательной работы в деятельности дошкольных учреждений с целью воспитания у них личной культуры являются следующие компоненты педагогической реальности:

1) виды занятий и их элементы;

2) приемы, способы, методические средства обучения, воспитания и развития качеств;

3) компоненты содержания занятий;

4) структурные компоненты занятий и учебно-воспитательного процесса в единстве;

5) организационно-управленческие факторы;

6) организационные формы (рациональная организация) обучения, воспитания и развития;

7) плодотворность, результативность средств и методов обучения, воспитания и развития, а также способы повышения их результативности и эффективности;

8) средства наглядности и материально-техническое оснащение процесса воспитательной деятельности [3].

Перечисленные компоненты помогают формировать у воспитанников внутреннюю мотивацию и интерес к материальным и духовным ценностям, к систематическим занятиям.

На занятиях формирование мотивации осуществляется через творчество и эмоциональное переживание. Достижение эффективности занятий возможно при использовании таких форм, которые позволили бы создать атмосферу творчества и эмоционального переживания. В качестве способа построения занятий используется элемент театрализации, позволяющий достаточно эффективно добиваться формирования положительной мотивации к предметам.

Обобщая наработки дошкольного учреждения и отдельных педагогов по формированию положительной мотивации к обучению, можно создать модель, которая, при ее реализации на практике, позволит добиваться высоких результатов повышения мотивации детей к учебе.

Среди факторов, отрицательно влияющих на формирование интереса к осуществлению воспитательной работы в деятельности дошкольных учреждений, следующие:

> недостаточная активность воспитанников (гиподинамия);

> низкий уровень организации питания воспитанников;

> неэффективная система служб врачебного контроля над состоянием здоровья воспитанников;

> несоблюдение физиолого-гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса;

> минусы учебных программ и методик в организации здоровьесбережения в дошкольном учреждении;

> большой объем нагрузок на воспитанников, что приводит к переутомлению, стрессам;

> появление новых зависимостей у детей (компьютер, интернет, игровые приставки и др.), которые губительно влияют на здоровье воспитанников;

> низкий уровень компетентности педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений в вопросах здоровьесберегающего, здоровьеформирующего образования;

> недостаточность управленческой культуры в вопросах развития, укрепления и сохранения здоровья всех субъектов системы образования и др. [5].

> Проблема изучения формирования интереса к осуществлению воспитательной работы в деятельности дошкольных учреждений и ее осознанного культурного выбора в условиях массовой культуры актуализирована в связи с изменением характера влияния массовой культуры в современном мире. Среда, образуемая массовой и популярной культурой, предоставляет обществу свои модели, обладающие специфическими «потребительскими» качествами, на фоне информационно перенасыщенного пространства облегчающими взрослому человеку, а тем более дошкольнику, процесс восприятия и усвоения.

В обозначенных условиях формирование гармоничной личности, обладающей высоким уровнем формирования интереса к осуществлению воспитательной работы в деятельности дошкольных учреждений, представляет собой важнейшую педагогическую задачу. На данный момент трудноразрешимую и требующую педагогического мастерства, поскольку представляет собой в определенной степени процесс противодействия массовой волне, создающей предпосылки для формирования личности, способной порождать бездуховность и привносить его в социум.

В процессе формирования интереса к осуществлению воспитательной работы в деятельности дошкольных учреждений важнейшим условием является создание креативной образовательной среды, представляющей процесс педагогического сопровождения становление субъектности воспитанников в виде определенного рода педагогической модели.

Из требований исходит, что наиболее важными личностными результатами освоения воспитанниками основной образовательной программы являются сформированность потребностей, ценностей и чувств воспитанников, их эмоциональная отзывчивость - умение реагировать на образы посредством выражения эмоций (восприятие, интуиция). Данные личностные результаты есть проявление эмоционального компонента воспитанника.

Интеллектуальный компонент формирования интереса к осуществлению воспитательной работы в деятельности дошкольных учреждений проявляется у воспитанников через освоение ими следующих компетенций: готовности к саморазвитию, мотивации к занятию и познанию, умению выражать личностные убеждения (знания, суждения, отношения).

Оценочному компоненту формирования интереса к осуществлению воспитательной работы в деятельности дошкольных учреждений соответствуют следующие компетенции и личностные результаты освоения основной образовательной программы: ценностно-смысловые установки, умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; отражение индивидуально-личностной позиции. В целом формирование интереса к осуществлению воспитательной работы в деятельности дошкольных учреждений - это его способность осознавать и различать качества предмета в понятиях «прекрасное - безобразное».

Приведенная структура формирования интереса к осуществлению воспитательной работы в деятельности дошкольных учреждений позволяет выстроить модель компетенций и личностных результатов, которые формируют интерес к осуществлению воспитательной работы в деятельности дошкольных учреждений у воспитанников в процессе образования. В данной модели мы реализуем компетентностный подход к педагогической организации процесса формирования интереса к осуществлению воспитательной работы в деятельности дошкольных учреждений, что, соответственно, предусматривает разработку модели компетенций, которые должны быть освоены воспитанниками в процессе обучения. Сам процесс формирования интереса к осуществлению воспитательной работы в деятельности дошкольных учреждений должен быть целостным и охватывать все сферы личности:

физические знания , эмоции, а также поведение и деятельность по преобразованию среды по законам природы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разработанная нами структурно-функциональная модель педагогической организации формирования интереса к осуществлению воспитательной работы в деятельности дошкольных учреждений может быть реализована и на занятиях и во внеурочной форме обучения и может быть представлена в виде четырех блоков.

Блок 1 - теоретико-методологический. В нем операционализируются компоненты процесса формирования интереса к осуществлению воспитательной работы в деятельности

дошкольных учреждений.

Блок 2 - содержательный. Включает в себя компоненты реализации программы экспериментального исследования - задачи, методы и планируемые результаты ее диагностического, программно-содержательного и рефлексивного этапов.

Блок 3 - технологический. Включает в себя технологию организации процесса формирования интереса к осуществлению воспитательной работы в деятельности дошкольных учреждений, принципы, методы, средства и педагогические условия формирования интереса к осуществлению воспитательной работы в деятельности дошкольных учреждений во взаимодействии с внешней средой.

Блок 4 - оценочный. Включает в себя диагностический инструментарий для замера уровня состояния, которые формируют интерес к осуществлению воспитательной работы в деятельности дошкольных учреждений через его отдельные компоненты.

Следовательно, необходимыми педагогическими условиями реализации модели, которая формирует интерес к осуществлению воспитательной работы в деятельности дошкольных учреждений, являются:

> создание среды - организованной, творческой, образовательной, развивающей, в условиях которой формируется желание воспитанников искать творческие решения;

> разработка эффективных форм и методов осуществления воспитательной работы в деятельности дошкольных учреждений, позволяющей ощутить связь с их реальной жизнью и окружающим их социумом, сделает процесс формирования более конкретным, целенаправленным, привязанным к жизненным ситуациям - в противоположность абстрактному восприятию;

> формирование у детей положительной мотивации интереса к участию в воспитательной работе дошкольных учреждений и создание ситуации успеха в процессе формирования интереса к осуществлению воспитательной работы в деятельности дошкольных учреждений.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бесова, М.А. Познавательные игры от А до Я / М.А.Бесова — Ярославль: Академия развития, 2004. - 272 с.

2. Выготский.Л.С. Психология познания /Л.С.Выготский - М.: Просвещение, 1977.- 453 с.

3. Газман, О.С. В школу - с игрой /О.С.Газман — М.: Просвещение, 1991.- 334 с.

4. Леонтьев,В.Г.Исследование мотивационной сферы личности /А.М.Леонтьев - М.:1984-456 с.

5. Мачидова, Б.Педагогикаи томактабй. /Б.Мачидова -Душанбе: Сабрина К, 2015.-284с.

6. Педагогика: Учеб.пособие /В.Г. Рындак, Н.В. Алехина, И.В. Власюк, и др. Под ред.проф. В.Г. Рындак.- М.: Высш. шк., 2006.-495 с.

7. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир /С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер, 2012. - 224 с.

8. Сабуров, Х.М.Современная государственная политика Республики Таджикистан в области образования./ Х.М.Сабуров- //Таджикистан и современный мир.- 2014.№5(43)-С.129-138.

9. Шарипова, Н.Д. Равоншиноси муассисаи томактабй /Н.Д.Шарипова.- Душанбе: Бебок, 2018. - 104 с.

10. Шарифзода, Ф. Актуальные проблемы современной педагогики. Книга 1 / Ф. Шарифзода -Душанбе: Ирфон, 2009. - 459 с.

REFERENCES:

1. Besova, M.A Cognitive Games from A to I / M.A Besova. - Yaroslavl: Academy of Development, 2004. - 272 р.

2. Vygotsky, L.S Psychology of Cognition / L.S Vygotsky - M.: Enlightenment, 1977. - 453 р.

3. Gazman, O.S. At school - with a Game / O.S Gazman. - M.: Enlightenment, 1991. - 334 p.

4. Leontiev, V.G. Research of Motivational Sphere of Personality / A.M Leontiev. - М., 1984. - 456 p.

5. Majidova, B. School Pedagogy / B.Majidova. - Dushanbe: Sabrina К, 2015. - 284 p.

6. Pedagogy: manual / V.G. Ryndak, N.V. Alekhina, I. V. Vlasyuk, and others. Under the editorship of Professor. V.G. Ryndak. - M.: Higher School, 2006. - 495 p.

7. Rubinstein, S.L. Human-Being and the World / S.L. Rubinstein. - SPb.: Peter, 2012. - 224 p.

8. Saburov, Kh.M. Modern State Politics of Tajikistan Republic in the Field of Education. / Kh.M. Saburov // Journal "Tajikistan and the Modern World", №5(43). 2014.- P. 129-138.

9. Sharipova, N.D. Psychologist of Preschool Institutions / Sharipova N.D.- Dushanbe: Bebok, 2018. - 104 p.

10.Sharifzoda, F. Actual Problems of Modern Pedagogy. - Book 1 / F. Sharifzoda. - Dushanbe: Cognition, 2009. - 459 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.