Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com
2019, №1, Том 7 / 2019, No 1, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-1-2019.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/18PSMN 119.pdf
Статья поступила в редакцию 25.12.2018; опубликована 13.02.2019
Ссылка для цитирования этой статьи:
Норова З.И., Шалагинова К.С. Оценка эффективности и анализ перспектив развития деятельности Центров развития ребёнка (на примере республики Таджикистан) // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №1, https://mir-nauki.com/PDF/18PSMN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Norova Z.I., Shalaginova K.S. (2019). Evaluation of the effectiveness and analysis of the development prospects of child development Centers (on the example of the Republic of Tajikistan). World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/18PSMN119.pdf (in Russian)
УДК 376 ГРНТИ 14.23.21
Норова Зарина Исмаиловна
Исследовательский институт имени А. Джами, Душанбе, Республика Таджикистан
Академия образования Соискатель E-mail: [email protected]
Шалагинова Ксения Сергеевна
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого», Тула, Россия
Доцент
Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=495547
Оценка эффективности и анализ перспектив развития деятельности Центров развития ребёнка (на примере республики Таджикистан)
Аннотация. В статье представлен опыт работы авторов по оценке эффективности деятельности Центров развития в республике Таджикистан. Актуальность исследования и необходимость ведения подобной работы обусловлена критической ситуацией, сложившейся в государстве. Более 80 % детей в возрасте до 7 лет по разным причинам не посещают дошкольные учреждения. Вместе с тем социализации этой категории детей в один из самых главный периодов жизни ребенка происходит преимущественно на улице. Приходя в школу, дети не имеют элементарных навыков, многие только в школе впервые в жизни видят книгу. Решению проблемы детского развития в государстве призвано создание сети Центров для дошкольников различного. В статье анализируются результаты исследования по оценке деятельности Центров преимущественно в период подготовке детей к школе. Приводятся результаты проведенного исследования, их обсуждение, намечаются перспективы дальнейшего развития Центров в республике Таджикистан.
Одним из центральных вопросов, особенно в отдаленных центрах сельской местности, является вопрос, связанный с поиском способов и средств улучшения материально-технических условий пребывания детей в центрах. Наряду с улучшением материально-технических условий целесообразно уделить внимание профессиональному росту и развитию педагогов Центров.
https://mir-nauki.com
Важно обеспечить работу Центров специально разработанными методическими рекомендациями по работе с детьми дошкольного возраста, с опорой не столько на школьную программу, сколько на программу последней (подготовительной) группы (с учетом специфику дошкольного возраста и ориентации на ведущий вид деятельности). Необходимо и оправдано расширять доказавшую свою эффективность стратегию поддержки международными фондами профессионального развития педагогов, включив в нее расширенную базу детских центров наряду с детскими садами.
Целесообразно всячески содействовать вовлечению родителей в работу Центров (мастер-классы, совместные мероприятия, семинары и т. п.).
Ключевые слова: Центр развития ребёнка; оценка эффективности деятельности; критерии оценки; перспективы развития Центров
В настоящее время по уровню охвата населения дошкольным образованием республика Таджикистан находится на последнем месте среди стран СНГ. В систему дошкольного образования вовлечены по разным статистическим данным всего порядка 10-12 % детей, тогда как в Белоруссии (для сравнения) 95 % детей в возрасте 3-7 лет посещают дошкольные учреждения1.
Можно выделить, по меньшей мере, три основные причины, объясняющие подобное положение дел. С одной, стороны, это элементарная нехватка дошкольных учреждений, «отставание» роста их строительства от реальных потребностей государства, особенно в сельской местности. Как отмечает экономист Ходжимухаммад Умаров, количество детских дошкольных учреждений из года в год сокращается. «Эти тенденции представлены следующим образом: в 1991 г. в стране функционировало 944 дошкольных учреждения. Их количество в 2000 г. составляло 502 единицы, в 2010 г. - 488. Численность детей, охваченных такими учреждениями, в 1991 г. составляла 141,5 тыс. человек, в 2000 г. - 53,4 тыс. человек, в 2010 г. - 62,4 тыс. человек».
Вторая причина напрямую связана с экономической составляющей. Не все семьи могут позволить себе водить ребенка в детский сад. Справедливости ради отметим, что посещение ребенком детского сада, если речь идет о государственном учреждении составляет в среднем порядка 12 сомони в месяц. Эту сумму может себе позволить большая часть семей. Однако на практике дела обстоят иначе. В соответствии с постановлением председателя города Душанбе №140 от 27.02.2007 с целью улучшения качества образования, воспитания и питания в дошкольных образовательных учреждениях разрешено повышать месячную плату с согласия родителей. В связи с этим плата за детский сад составляет уже порядка 30-70 сомони, что для многих таджикских семей весьма ощутимо. Конечно, деньги идут в первую очередь на питание, приобретение мебели, игрушек, учебного материала и т. п. Между тем, именно необходимость платить обозначенную сумму для многих семей становится поводом для отказа от услуг дошкольного учреждения.
Проводя анализ сложившейся ситуации, считаем необходимым учесть и еще одну причину, связанную с национальными особенностями. Многие не работающие мамы, а таких в государстве достаточно много, не считают целесообразным посещение дошкольных учреждений. Главный аргумент подобной родительской позиции звучит достаточно просто -«я дома, могу сама присмотреть за своим малышом, научить его читать и писать», - именно так ответило порядка половины мам, участвующих в нашем опросе.
1 http://news.tj/ru/news/90-detei-v-tadzhikistane-ne -poluchayut-do shko lno go-obrazovaniya.
Между тем анализ классических исследований в первую очередь российских и советских ученых позволяет говорить о важности и необходимости решения проблем современного детства. Современная социальная ситуация развития личности, как отмечают многие авторы (И.В. Дубровина, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман и др.), характеризуется кризисом детства, связанного с разрывом между жизнью взрослых и жизнью детей, с потерей смысловой связи, преемственности и между поколениями. Основанием для такого вывода служит кризис современной системы образования, обусловливающий необходимость кардинальных изменений всей системы [1-4].
Как отмечает Д.И. Фельдштейн, в современных условиях возрождение и модернизация «...российской образовательной системы требуют глубинного понимания специфики функционирования и воспроизводства современного Детства, его исторической, социокультурной и психологической составляющих в контексте тех принципиально важных изменений, которые произошли в человеческом обществе вообще, российском обществе в частности» [5].
Осознавая все более увеличивающийся разрыв связи между поколениями и нарастающую опасность деструктирования системы культурно-исторического наследия, психологическая наука ставит вопрос о необходимости определения сущности, содержания и позиций взрослого мира и мира детства как специфических субъектов взаимодействия и необходимости выделения и раскрытия пространства (структуры и содержания) их взаимодействия, в рамках которого и обеспечивается продуктивное развитие личности ребенка [6].
Исследования российских ученых находят свой непосредственный отклик и подтверждение в ситуации, сложившейся в республике Таджикистан.
Создание сети центров для дошкольников различного вида во многом призвано решить проблемы детского развития. В России в настоящее время накоплен достаточно богатый опыт функционирования подобных центров (Е.М. Кочнева, Н.В. Лисицина, С.Б. Малых, В.В. Рубцов, Л.К. Селявина, Л.Ф. Сербина и др.). Обращает на себя внимание их вариативность, региональная специфика, широкий спектр предлагаемых услуг.
Именно на опыт российских коллег мы преимущественно опирались при обосновании и разработки модели деятельности подобных центров. Кроме того, учитывали Национальную стратегию развития образования республики Таджикистан до 2020 года, в которой отмечается следующее. «Используя все формы организации дошкольного образования», довести охват детей образовательными программами к 2020 г. до 50 %». Согласно Стратегии, этот результат будет достигаться в Таджикистане путем дальнейшего развития частных детских садов, центров развития ребенка, разработки и внедрения новых форм семейных и двухсменных детских садов [7].
При этом в Министерстве образования ставку делают в первую очередь на Центры развития ребенка. В каждый центр развития ребенка входит 2-3 группы обучения, которые посещают дети от 4 до 6 лет. В Таджикистане такие центры создаются при каждом районе, где имеется школа, и по данным Министерства образования, на сегодняшний день существует уже более 700 подобных Центров [8].
К сожалению, Центры посещают преимущественно дети старшего дошкольного возраста и находятся там не более 4 часов. Между тем, первый шаг сделан. Имеются первые результаты подобной практики, требующие анализ и осмысления.
В период с сентября 2016 по май 2017 гг. нами было организовано и проведено исследование, целью которого явился анализ и оценка эффективности разработанной нами модели деятельности Центров развития ребенка. Площадку исследования составили Центры
развития, функционирующие в республики Таджикистан Шахринавского района (2 группы), городов Гиссар и Турсунзаде (4 группы) и района Рудаки (12 групп). В общей сложности в исследовании приняли участие порядка 500 детей и 40 педагогических работников.
В исследовании принимали участие 18 Центров развития ребёнка, сегментированные в соответствии со значимыми параметрами, влияющими на качество дошкольного воспитания в республике. Анализу подверглись факторы, связанные с типом дошкольной организации (ЦРР) расположением в городе или в сельской местности.
Конкретными целями данного исследования являются:
1. Получение целостной картины об эффективности деятельности Центров развития детей, расположенных на территории Республики Таджикистан.
2. Разработка методологии, критериев оценки качества дошкольного образования, создания системы оценок, позволяющих оценить качество услуг, представляемых в Центрах.
При проведении исследования мы использовали два основных нормативных документа - Закон Республики Таджикистан «Об образовании» и закон Республики Таджикистан «О дошкольном образовании» (2013), признающие юридически различные модели обучения [3; 4].
В нашем исследовании речь пойдет в первую очередь о центрах, ориентирующихся на подготовке детей к школе и рассматривающих данную задачу в контакте приоритетных в своей деятельности.
В настоящее время на территории страны функционируют альтернативою учебные заведения по подготовке детей к школе, наиболее распространённым из которых, является Центр развития ребенка (ЦРР) (4-7 лет) [9].
В Стандарте дошкольного образования, регламентирующего деятельность центров указано, что программа предназначена для выбора способов и методов обучения, воспитания и обеспечения условий для подготовки к школе. Тексты, планы, методы и способы влияния на детей и на плановые учебно-методические мероприятия, обеспечение среды постоянного развития, методов и инструментов для сотрудничества родителей с учителями центра развития детей, исследование самостоятельного обучения, обучение друг у друга и многое другое, предоставляет возможность детям улучшать свои навыки и развиваться в целом [10].
Задачей педагогов наравне с формированием навыков чтение и письма, элементарной математической подготовкой, является подготовка детей к условиям пребывания в школе, знакомство с нормами и правилами школьной жизни. Кроме того, важным является развитие познавательной сферы детей, формирование навыков командного взаимодействия, умения «подчиняться» требованиям педагога, развитие коммуникативных навыков и т. д.
В арсенале педагогов - дидактические игры, чтение детской художественной литературы, различные сценки, проигрывание сюжетов прочитанных книг и т. п. [11].
На основании изучения лучшей международной практики, анализа опыта российских коллег, о котором речь шла выше, были определены ключевые параметры, которые подлежат изучению. Эти параметры формировались в соответствии с положениями Государственного стандарта дошкольного образования, национальной программой дошкольного образования «Рангинкамон» и другими нормативно-правовыми документами Республики Таджикистан.
Анализ мировой практики позволяет говорить о возможности двух видов инструментов и процедур оценивания:
1. Направлены на оценку условий развития ребенка в дошкольной организации. Страница 4 из 9
2. Предполагают оценку результатов деятельности детских центров.
В нашем исследовании акцент делался на первой парадигме, была применена методика оценки, в первую очередь, условий. Ни в коей мере, ни принижая значимости оценки результатов, именно этот подход видится нам наиболее целесообразным на начальных этапах оценки, поскольку позволяет использовать полученные результаты в целях оптимизации, повышения эффективности, поиска более новых условий с опорой на уже имеющиеся, хорошо зарекомендовавшие себя в работе с детьми.
В рамках исследования разработана методология исследования, которая в перспективе призвана лечь в основу создания национальной системы оценки и обеспечения качества дошкольного воспитания в республике. Разработанная методика исследования качества дошкольного воспитания применима для регулярного мониторинга качества воспитательной работы в ЦРР, как для внутренней оценки качества (при самоанализе Центров развития детей), так и для внешней экспертизы в рамках национальной системы оценки качества дошкольного воспитания. При этом основной задачей оценки качества является внесение улучшений, поддержка дошкольной организации в целях дальнейшего развития.
Нами проведено исследование качества услуг в системе дошкольного воспитания Республики Таджикистан, оказываемых дошкольными организациями - центрами развития ребёнка (ЦРР). В результате проведенного исследования создана рабочая команда, некий экспертный совет, который рассматривается как важный ресурс обеспечения качества всей системы образования.
Результаты нашего исследования по оценке качества дошкольного образования в Республике Таджикистан подтвердили важность профессиональной компетентности эксперта при внешнем оценивании качества услуг дошкольного воспитания и образования. В результате работы по программе был разработан и запущен механизм, повышающий объективность и одновременно доступность системы оценки: многопозиционная оценка качества, которая минимизирует односторонний характер любой экспертной оценки, с последующей дискуссией по согласованию системы оценок.
По результатам исследования нами были сделаны выводы и разработаны рекомендации.
При исследовании вовлеченности родителей в дошкольное воспитание и оценки уровня их удовлетворенности качеством воспитания детей было установлено, что многие родители пока не могут оценить уровень дошкольного воспитания в детских Центрах, что, возможно, объясняется ограниченным уровнем дошкольного воспитания в большинстве городов Таджикистана. Позиция родитель как заказчиков образования далека от критической, а уровень требований довольно низок. Родители испытывают сложности при оценке деятельности Центров, затрудняются при ответах на вопросы об условиях функционирования центров, не могут оценить качество предоставляемых услуг. Свои ответы сопровождают высказываниями типа «Как я могу оценивать работу педагога, ведь он - педагог», «Я не знаю, как должно быть», «Главное, что нравится ребенку» и т. д.).
В целом, общий уровень удовлетворенности родителей довольно высок и в городе, и в сельской местности. При этом, как уже было отмечено выше, критерии родительской оценки носят весьма поверхностный характер и в ряде случает вызывают сомнения. Сопоставляя эту картину с объективными показателями качества образовательной работы, можно смело делать вывод о невысоком уровне требовательности большинства родителей к работе Центров.
Родители, проживающие в городе, больше удовлетворены качеством дошкольного образования по сравнению с родителями, проживающие в сельской местности. Наибольшие различия между городом и сельской местностью обнаруживаются при оценке родителями условий жизнеобеспечения, качества еды, наличия игрушек и оборудования, несмотря на то,
что общие цифры оценки качества являются довольно высокими по данным параметрам. К тому же был обнаружен низкий уровень вовлеченности семьи в работу детского Центра, что, было связано с ограниченным доступом семьи к услугам дошкольного воспитания и образованию в Республике Таджикистан.
При этом обращает на себя внимание факт того, что уровень удовлетворенности качеством дошкольного воспитания у родителей, посещающих ДОУ, значимо выше, чем у родителей детей, посещающих ЦРР. В качестве одной из причин мы в своем исследовании рассматривает некоторое «недоверие» к Центрам как более новым практикам обучения детей, тогда как специфика детского сада кажется большинству родителей более традиционной и привычной.
Анализ показал, что средняя наполняемость групп для детей 3-6-х лет в селе существенно выше, чем в городских Центрах и доходит иногда до 30 детей, что сильно противоречит принятым международным нормам для категории детей данного возраста. Согласно установленным нормам группа не должна превышать количества детей 16-17 человек. Безопасными и комфортными условиями для ребенка данного возраста считается количество 10-12 человек в группе.
Смешанные группы детей в возрасте от 2,5 до 6-х лет переполнены как в городе, так и на селе. В свою очередь количество 35 человек в группах сельских детских Центрах вызывают серьезную тревогу и опасение, поскольку сильно затрудняет как образовательный, так и воспитательный процесс, и не соответствуют нормам безопасности пребывания детей в указанной группе. Наполняемость разновозрастных групп в городе и селе (от 30 до 36 детей в группе), включают три возрастных диапазона (от 3-х до 7 лет) представляют риск для безопасности и качества образования детей.
В сельских детских Центрах в половине случаев почти отсутствует второй воспитатель в группе, в то время как в городах ситуация намного лучше.
Важные результаты, обращающие на себя внимания и требующие анализа, были получены нами при анализе вопросов, касающихся подготовки педагогов и формирования кадрового потенциала. Речь идет, в первую очередь, о возможностях прохождения курсов повышения квалификации. Особенности прохождения курсов повышения квалификации различается у педагогов ДОУ и ЦРР. Педагоги Центров имеют возможность прохождения различных обучающих семинаров и тренингов всем составом в рамках международных проектов, поддержанных спонсорами.
Отличия прослеживаются и по критерию «базовое образование». Число педагогов, имеющих «дошкольное образование» в городских Центрах значимо превышает число педагогов в сельских дошкольных организациях. При этом число педагогов в сельских дошкольных организациях, имеющих базовое образование, несмотря, на усилия Министерства (курсы, различные программы), все еще остается незначительным.
Анализ и оценка результатов проведенного исследования позволили нам сформулировать рекомендации, соблюдение которых призвано повысить качество обучения детей в Центрах.
Одним из центральных вопросов, особенно в отдаленных центрах сельской местности, является вопрос, связанный с поиском способов и средств улучшения материально-технических условий пребывания детей в центрах. Имеет смысл изучение и анализ международного опыта. В частности, заслуживает внимание довольно распространенная стратегия развития частного и негосударственного сектора дошкольного образования, а также использование первых и последних этажей жилых помещений, одновременно с аккомодацией с нежилыми помещениями под нужды Центров.
https://mir-nauki.com
Для решения вопросов об улучшения материального положения в дошкольном образовании, рекомендуется инициировать специальный проект, в задачу которого будет входить разработка адекватных стратегий в соответствии со специфическими социокультурными и материально-техническими условиями в республике, в том числе, с опорой на международный опыт.
Наряду с улучшением материально-технических условий целесообразно уделить внимание профессиональному росту и развитию педагогов Центров. В ряде случаев методическая подготовка педагогов позволяет лишь заниматься «натаскиванием» детей на определенные виды учебных действий, даже без учета индивидуальных особенностей детей. Тогда как общее развитие предполагает развитие ребенка во всех областях, с учетом его индивидуальных особенностей, что в свою очередь требует высокой профессиональной квалификации педагогов с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, специфики современной ситуации развития детей. Современные дети признаны «качественно новыми» детьми, работа с которыми требует поиска новых более эффективных и конструктивных подходов и технологий.
Вышесказанное позволяет говорить о необходимости инноваций в профессиональной подготовке кадров, знакомства с современными тенденциями, освоение новых метод и технологий работы с дошкольниками. Считаем важным расширить базу профессионального развития педагогов ЦРР, полностью используя образовательный потенциал современных образовательных программ, реализуемых в Республике Таджикистан.
Важно обеспечить работу Центров специально разработанными методическими рекомендациями по работе с детьми дошкольного возраста, с опорой не столько на школьную программу, сколько на программу последней (подготовительной) группы (с учетом специфику дошкольного возраста и ориентации на ведущий вид деятельности). При этом оправдано готовить педагогов специально для работы в Центрах, исключительно с дошкольниками.
Необходимо и оправдано расширять доказавшую свою эффективность стратегию поддержки международными фондами профессионального развития педагогов, включив в нее расширенную базу детских центров наряду с детскими садами.
В сельских детских Центрах, где часто встречаются разновозрастные группы, эффективно и оправдано для повышения качества образования детей сократить, привести в соответствие с нормой количество детей на одного педагога путем добавления педагогов в группу, а также проводить специальное обучение педагогов современным технологиям работы с группами детей, имеющих разновозрастной состав.
Целесообразно всячески содействовать вовлечению родителей в работу Центров (мастер-классы, совместные мероприятия, семинары и т. п.). Этот аспект важен как с точки зрения обеспечения системы оценки качества дошкольного воспитания и образования в стране, так и повышения родительской компетентности, оптимизации детско-родительских отношений, формированию более адекватных и конструктивных родительских позиций и установок.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2009. - №3. - С. 17-21.
2. Слободчиков В.И., Шувалов A.B. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии. 2001. - №4. - С. 91-105.
3. Фельдштейн Д.И. Сущностные особенности современного Детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесс образования: Монография. М.: МПСИ, 2009. - 16 с.
4. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: Интерфакс, 1995. -288 с.
5. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства. - М.: МПСИ: Флинта, 1997.
6. Володько Н.В. Антропологический принцип построения психолого-педагогического пространства как службы сопровождения процесса детского развития // Гуманизация образования. - 2007. - № 9. - С. 112-114.
7. Национальная Концепция образования Республики Таджикистан. Душанбе: Изд-во «Матбуот», 2003. - С. 13.
8. Государственная программа развития сферы дошкольного образования на 20122016 годы в Республике Таджикистан. Душанбе: Изд-во «Офсет», 2016. - С. 191192.
9. Стандарт дошкольного образования. Душанбе изд-во «Офсет», 2016, С. 314-315.
10. Закон Республики Таджикистан «Об образовании» // «Марифати омузгор». -2013. - №7-8. - С. 11.
11. Закон Республики Таджикистан «О дошкольном обучении и воспитании» Душанбе: Изд-во «Офсет», 2016. - С. 261-264.
https://mir-nauki.com
Norova Zarina Ismailovnа
Research institute named after A. Jami, Republic Tajikistan, Dushanbe
Academy of education E-mail: [email protected]
Shalaginova Ksenia Sergeevna
Tula state pedagogical university named after L.N. Tolstoy, Tula, Russia
E-mail: [email protected]
Evaluation of the effectiveness and analysis of the development prospects of child development Centers (on the example of the Republic of Tajikistan)
Abstract. The article presents the authors' experience in assessing the effectiveness of development centers In the Republic of Tajikistan. The relevance of the study and the need to conduct such work due to the critical situation in the state. More than 80 % of children under the age of 7 do not attend pre-school for various reasons. However, the socialization of this category of children in one of the most important periods of the child's life occurs mainly on the street. Coming to school, children do not have basic skills, many only in school for the first time in my life see the book. To solve the problem of child development in the state is designed to create a network of centers for preschoolers of various kinds. The article analyzes the results of the study to assess the activities of the Centers mainly during the preparation of children for school. The results of the study, their discussion, outlined the prospects for further development of Centers in the Republic of Tajikistan.
One of the Central issues, especially in remote rural centres, is how to find ways and means to improve the material and technical conditions of children in the centres. Along with the improvement of material and technical conditions, it is advisable to pay attention to the professional growth and development of teachers of the Centers.
It is important to provide the Centers with specially developed guidelines for working with children of preschool age, based not so much on the school program, but on the program of the last (preparatory) group (taking into account the specifics of preschool age and orientation to the leading activity). It is necessary and justified to expand the proven strategy of support by international funds for the professional development of teachers, including an expanded base of children's centers along with kindergartens.
It is advisable to promote the involvement of parents in the work of the Centers (workshops, joint events, seminars, etc.).
Keywords: child development center; performance evaluation; evaluation criteria; development prospects of the Centers