УДК 159.9+37(575.3)
ББК 88+74.00 (2 тадж) З.И. НОРОВА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ЦЕНТРОВ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Выдающиеся психологи мира путём исследований доказали, что ребёнок в раннем возрасте развивается гораздо быстрей. Вначале развития ребёнок имеет лишь органические потребности (в воздухе, тепле, пище, сне) Они удовлетворяются с помощью механизма безусловных рефлексов (главный из них- пищевой), на основе которых происходит первоначальное приспособление ребёнка к внешней среде. В процессе взаимодействия с окружающим миром у ребёнка постепенно возникают новые потребности - потребность в общении, потребность в движениях, потребность в манипулировании предметами, интерес к окружающему.
Постепенно усложняющаяся ориентировка в окружающем мире ведёт к развитию ощущений и восприятий, в первую очередь, зрительных, которые начинают играть ведущую роль в ростке ребёнка и становятся основным средством познания.
По мере развития ребёнка расширяются и обогащаются формы его общения со взрослыми. От форм эмоциональной реакции на взрослого (улыбка, оживлённые движения при виде матери или при ласковых звуках её голоса) ребёнок постепенно переходит к реагированию на слова определённого значения, начинает понимать их.
Ещё в начале 19-го века учёные в своих исследованиях предпочитали не уделять внимание на дошкольный период развития детей. Всем казалось, что настоящая личность развивается только в школе, а в дошкольное воспитание входит лишь игра и детские развлечения. Но со временем выяснилось, что подготовительный к школе этап к играет наиболее важную роль в последующем развитии детей. Исследования доказали что в период от 3 до 7 лет организм ребёнка очень быстро развивается и адаптируется ко всему, его окружающему пришли к выводу.(3, 234-235)
У ребёнка в начале этого возраста появляется потребность участвовать в жизни взрослых, семьи: выполнять простейшие поручения, иметь несложные обязанности (сначала по самообслуживанию). С каждым днём растёт интерес к окружающему.
Общественное дошкольное воспитание - целенаправленный процесс воспитания и обучения детей в период дошкольного детства в условиях общественных воспитательных учреждений.
Понятие традиционно использовалось в период становления и развития дошкольного образования в советские годы, предполагало целенаправленное создание в дошкольных учреждениях условий (материальных, духовных, организационных) для развития детей. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста в интересах ребёнка, общества, государства, сопровождающееся констатацией достижения ребёнком- дошкольником -образовательного уровня (образовательного ценза), установленного государством(6, 12).
Независимость суждений, упорство, самостоятельность, целеустремлённость - это такие качества личности, которые складываются в дошкольном возрасте и развиваются в последующей жизни. У детей формируются первоначальные элементы планомерной деятельности, способность к определению последовательности действий, оценка их успешности, готовность к выявлению и исправлению допущенных ошибок, интерес не только к результату, но и к способу выполнения заданий. Развитие личности ребёнка в дошкольном детстве стало предметом исследований педагогов с разных точек зрения. По мере развития науки, техники, культуры, производства и общественных отношений богаче и многообразнее становился опыт людей. Это усложняло передачу его подрастающим поколениям. Воспитание стало требовать высокого мастерства. Возникла специальная наука о воспитании -педагогика. Её предметом является подрастающее поколений в соответствии целями и задачами, выдвигаемыми конкретными историческими этапами развития общества. Великий славянский педагог-гуманист Я.А.Коменский (1592-1670) одним из первых в истории воспитания разработал передовую для своего времени педагогическую теорию. В своём труде «Великая дидактика» он впервые обосновал необходимость строить обучение в соответствии с природой детей, их возрастными особенностями. Содержанием обучения должны быть
реальные знания, полезные для жизни и практической деятельности. Я.А.Коменский разработал и обосновал классно - урочную систему занятий, принципы наглядного, постепенного и прочного обучения, ряд правил обучения. Его педагогическая система получила широкое распространение во многих странах, а целый ряд её положений вошел в современную педагогику. Педагогика в свою очередь, тесно связана с психологией. При решении многих вопросов воспитания и обучения педагог должен использовать знания по детской и педагогической психологии, изучающей объективные закономерности формирования духовного облика человека под влиянием воспитания, и психологические особенности детей разных возрастов, а также психологические закономерности усвоения ими знаний, умений навыков, развития их самостоятельности и творчества, формирования личности учащегося. Это имеет большое значение для правильной организации учебно-воспитательного процесса.(1, 5) Педагогика имеет дело с человеком не только как с общественным явлением, но и как с живым существом, организмом. Поэтому для правильной организации учебно-воспитательного процесса необходимо знать биологические закономерности роста и развития этого организма, что становится известно благодаря изучению возрастной физиологии и физиологии высшей-нервной деятельности человека, раскрывающей особенности формирования и развития его психики. Способность к передвижению расширяет контакты ребёнка с окружающим миром. Примерно с полутора лет заметен большой прогресс речи. Речевое общение со взрослыми имеет исключительно важное значение в психическом развитии ребёнка. Резкий недостаток (дефицит) общения со взрослыми приводит к заметному отставанию в психическом развитии ребёнка. Игра становится ведущей деятельностью, через игру ребёнок овладевает действиями, отображает окружающую жизнь, совершенствует способность к точным движениям.(2, 10-11)
Положительные результаты, полученные в ходе подготовки детей к школе, заложили основу для организации дошкольного образования. Психолого-педагогические исследования доказали, что ребёнок, подготовленный к школе, гораздо развитый, чем ребёнок, пришедший в первый класс без подготовки. Сегодня, когда общество прогрессирует во всех сферах, возникла потребность новейших методах подготовки ребёнка к школе, а значит в организации Центров развития детей. Они и психологически, и педогогически влияют на развитие и воспитание детей, содействующий адаптации и развитию в школе. Умственное развитие ребёнка происходит как в ходе общения со взрослыми, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения. Важнейшую роль играет при этом осуществляемый на занятиях в центрах развития процесс умственного воспитания, способтвующий не олько в получении ребенком знаний и развитию его мыслительной деятельности, но и формированию определённых качеств личности.(1, 1-2)
Из года в год усложняются задачи образовательно- воспитательной работы в дошкольных учреждениях, совершенствуются содержание и методы обучения детей на занятиях. При этом учитывается, что детей надо знакомить с достаточно простыми зависимостями, в процессе познания которых существенную роль играют специфические формы мышления детей-дошкольников, а именно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В этом возрасте на развитии ребёнка сказывается ближайшая перспектива поступления в школу. Все больше требований и дома, и в центре развития предъявляют к его психическим процессам: памяти, мышлению, вниманию, личностным проявлениям. И под влиянием соответствующих упражнений, деятельности наличном уровень психического развития неуклонно повышается. Большую роль в развитии ребёнка играют рисование, лепка, элементарное конструирование, в процессе которых ребёнок познаёт окружающий мир, развиваются его эстетические чувства и способности. В процессе игры, элементарных форм трудовой деятельности и под влиянием специальных занятий лепкой, рисованием, конструированием расширяется и углубляется восприятие окружающего мира, психические процессы (наблюдение, запоминание) становятся более произвольными (хотя не произвольность и в этом возрасте является их основной характеристикой). Внимание становится более устойчивым и длительным, у детей развивается способность в известных пределах планировать свою деятельность, организовывать её.
Воспитание -длительный и сложный процесс, основы которого закладываются ещё в семье, задолго до начала обучения в школе.(4, 31-32)
Воспитательная работа имеет свою логику. По мнению А.С.Макаренко, методика воспитания и методика образования являются более или менее самостоятельными отделами педагогики. «Разумеется, - говорит он, всякая работа в классе есть всегда работа
воспитательная, но сводить воспитательную работу к образованию я считаю невозможным» (6; 2-6)
Психолого-педагогическими предпосылками создания дошкольного образования послужили следующиефакторы:
- идея дошкольного воспитания как подготовительная ступень к школьному обучению; -средство помощи семье в воспитании детей;
-развитие общественно-педагогического движения и определение личностей, которые творчески подходят к решению вопросов, связанных с улучшением системы образования; -существование переходных типов дошкольных учреждений: однокомплектные детские сады, летние и зимние детские площадки сельской местности;
- наличие детских учреждений в системе дошкольного образования;
- оказание информационно-консультативной методической помощи и поддержки педагогам дошкольных учреждений;(5, 262)
Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребёнок учится читать, писать, считать и слушать. Именно поэтому центры играют наиважнейшую роль в психолого -педагогической подготовке ребёнка к школе. Наличение детских центров говорит о том, что родители, особенно молодые семьи, стали обращать внимание на подготовку ребёнка к школе и его дошкольное воспитание, о заинтересованности общества и государства в дальнейшем росте центров и детей в них. Центры развития детей очень значимы в Таджикистане, особенно в сельской местности, и они должны не только развиваться, но и улучшать свою деятельность. Во всех развитых странах ближнего и дальнего зарубежья центры развития довольно разнообразны и эффективны, их деятельность направлена на развитие навыков детей, выявление и раскрытие их талантов: Данное обстоятельство подтверждает необходимость деятельности таких центров, роста их количества, так как они содействуют формированию горманично развитой личности.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Поддьяков,Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста/ Н.Н. Поддьяков и др./Просвещение,1984 .3-5С.
2.Лында, А.С. Педагогика/ А.С. Лында и др./Высшая школа, Москва, 1970.-10-19 С.
3.Крутецкий,В.А. Психология / В.А. Крутецкий/ Москва, Просвещение, 1986. 237-242 С.
4.Давлатов, М. Т. Развитие практической психологии в Таджикистане: проблемы и перспективы./ М.Т. Давлатов и др./Душанбе,2013.-31-32С.
5.Нормативно-правовые акты сферы дошкольного образования Республики Таджикистан/Сост. Иматова Л.М./Офсет, Душанбе, 2016,-262С.
6.Макаренко, А.С. Избранные педагогические сочинения. / А.С. Макаренко Учпедгиз,Москва,1949, 9 -12С
7.Рахмонова, Д.З. Некоторые проблемы повышения теоретического уровня начального обучения / Д.З. Рах,монова/ Учённые записи Худжанского государственного универститета имени академика Б.Гафурова №5 (52), 2017 (221-224с)
REFERENCES:
1.Poddyakov, N.N. Intellectual Upbringing of Children of Pre-School Age/ N.N. Poddyakov // Enlightenment, 1984. - P. 3 - 5.
2.Lynda ,A.S. Pedagogy/ A.S. Lynda et alia// - M.: Higher School, 1970. - P. 10 - 19.
3.Krutetsky, V.A. Psychology/Krutesky V.A. - M.: Enlightenment, 1986. - P. 237 - 242.
4.Davlatov, M.T. Development of Practical Psychology in Tajikistan: Problems and Perspectives/ M.T. Davlatov et alia / Dushanbe, 2013. - P. 31 - 32.
5.Normative-Legal Instruments in Reference to the Sphere of Pre-School Education of Tajikistan Republic/ Compiled by L.M. Imatova./ Offset. - Dushanbe, 2016. - 262 p.
6.Makarenko, A.S. Selected Pedagogical Compositions./ A.S. Makarenko / - M.: Educational-Pedagogical State Publishing-House, 1949. - P. 9 - 12.
7.Rahmonova, D.Z. Some Problems Concerned with Elevation of Theoretical Level of Primary Education./ D.Z. Rahmonova // Scientific Notes of Khujand State University named after acad. B. Gafurov. - № 5(52), 2017. - P. 221 - 224.
Замина^ои психологию-педагогии рушди марказуои инкишофи кудакон
Дар мацола заминщои психологию-педагогии рушди таусилоти томактаби алалхусус, марказуои инкишофи кудакон мавриди барраси царор дода шудаанд. Мауз чунин заминауо тавонистаанд, имруз баури фаъолияти пурсамари Марказуои инкишофи кудакон накши бузург ицро намоянд. Зарурату ауамияти фаъолияти марказуои инкишофи кудакон, циуати равониву педагогии онуо дар, омодагии кудакон ба мактаб ва рушди истеъдоди кудакон, ки мавзуи мубрами руз аст, мавриди таулилу барраси гардидаанд.
Психолого-педагогические предпосылки соверщенствования центров развития детей Ключевые слова: психология, педагогика, детские центры, подготовка к школе, развитие,
воспитание, дошкольное образование, значимость. В статье рассматривается психолого-педагогический процесс становления и развития системы дошкольного образования, т.е. центры развития ребёнка в Республике Таджикистан. Именно эти предпоссылки положили основу деятельности Центров развития ребёнка, которые играют значимую роль в психолого-педагогическом развитии детей. Оценивается их роль и значимость в подготовке ребёнка к школе, а также в развитии навыков и талантов детей.
Psychologic-Pedagogical Prerequisites of the Evolution of Children's Centers Development Key words: psychology, pedagogy, children's centers, training for school, development, upbringing,
pre-school education, significance. The article under consideration dwells on psychologico-pedagogical process beset with the formation and development of the system of pre-school education i.e., centers of child's evolution in Tajikistan Republic. Namely, these prerequisites laid the grounds of activity of Centers of children's development, which occupy a significant role in psycho-pedagogic development of children. The author assesses their role and significance in regard to training child for school; development of habits and talents of children being taken into account as well. Маълумот дар бораи муаллиф:
Норова Зарина Исмоиловна унвонцуй Пажууишгоуи рушди маорифи Академияи таусилоти Чумуурии Тоцикистон (Цущурии Тоцикистон ш. Душанбе),E-mail: [email protected] Сведения об авторе:
Норова Зарина Исмоиловна соискатель Института развития образования Академии образования Таджикистана (Республика Таджикистан, г. Душанбе),E-mail: zarina. norova@bk. ru Information on author:
Norova Zarina Ismoilovna, claimant for candidate degree of the Institute of development of education under the Academies Tajikistan education (Tajikistan Republic, Dushanbe ), E-mail: zarina.norova @bk.ru