УДК 85.14я73 ББК 75(075)
М.В. КАДЫРОВА З.З. МИРЗАБОЕВ
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ
Изобразительная деятельность, как и всякая другая, требует определенных умений и навыков, от которых во многом зависят результативность художественной работы в целом. Без необходимых элементарных навыков ученик не в состоянии нарисовать тот или иной предмет, явление действительности или выполнить декоративную работу. Развитие технических навыков содействует проявлению художественно - творческих способностей. (1, 151)
Технические навыки рисования включают в себя технику линии, тушевки, манеру рисунка и живописи, а также способ использования различных изобразительных материалов, где особое значение уделяется правильному и умелому изображению контура поверхностей, форм предметов.
В изобразительной деятельности, как и в других видах деятельности, накоплен большой опыт многих поколений.
В рисовании опыт взрослого для детей вступает как образец действия, по которому ускоренным путем можно усвоить определенные навыки.
Как известно, дети очень непосредственны в своем творчестве. Эту непосредственность некоторые специалисты расценивают как проявление таланта. Стараясь сохранить эту непосредственность, они лишают детей художественного образования. Одни из них считают, что овладение техническими навыками необходимо только художникам, а школьники могут обойтись без этого. Другие полностью отрицают необходимость системы накопления знаний и навыков.
Мы в своих исследованиях с учетом целей, задач и взаимосвязи всех видов занятий изобразительного искусства на основе местного материала и национальных художественных традиций разработали систему заданий для 1 - 6 классов по формированию технических навыков.
В начальных классах предусматривается формирование следующих навыков: проведение прямых линий (горизонтальные, вертикальные, наклонные); остановка провидимой линии в необходимой точке; произвольное изменение размаха движения, проведение однородных и параллельных (прямая, дуга, окружность), волнистых линий; изменение направления линий; работы концом и по ворсу кистей как в одном, так и в различных направлениях; проведение тонких и широких линий кистью; работы с различными художественными материалами и инструментами при различных приемах изображения.
В 4-6 классах закрепляются полученные ранее навыки изображения, формируются новые навыки - различные приемы работы: штриховка, мазок, тушевка, замывка, отмывка, штриховка по форме предметов.
Краеведческий материал и национальные художественные традиции, заключенные в систему занятий изобразительным искусством, чаще всего проявляются в передаче в рисунке форм, пропорций, строения, пространственного положения, цвета предметов в процессе переработки форм растительного и животного мира, в самостоятельном применении простейших приемов декоративной работы, в рисовании предметов природы, быта, труда, элементов оформления сооружений. (2, 185)
Технические навыки изображения у детей формируются различными путями, основными из которых являются:
- правильное определение содержания задания и отбор материала при последовательном нарастании трудности; чувственное знакомство с особенностями изображаемых объектов и явлений действительности; передача в рисунке ритмичности в изображении; умение видеть и изображать различные формы; систематическое проведение упражнений; использование методов подражания; словесное воздействие на учеников; эмоциональность объектов изображения; прочное усвоение детьми правил рисования; использование различных художественных материалов.
Необходимо отметить, что на всех путях развития технических навыков значительную роль играет краеведческий материал, который ускоряет и облегчает процесс формирования техники рисования. (4, 60)
(3,12)
Первое и самое необходимое условие успешного решения задач формирования технических навыков - это правильное определение задания, отбор содержания занятий и последовательность их проведения. Именно здесь проявляется большое значение краеведческого материала, содействующее созданию системы занятий изобразительным искусством.
Определяя содержание занятий и последовательность их проведения, необходимо учитывать интересы детей. Формирование технических навыков нельзя отделять от других задач курса изобразительного искусства в школе. Успех развития технических навыков во многом зависит от систематичности работы и от строгого соблюдения последовательности в усложнении учебных задач. Эти учебные задачи должны быть четко разработаны по принципу перехода от простого к сложному, от более легкого к более трудному. Детей надо приучать к постепенному и целенаправленному развитию технических навыков. (6, 120)
Для развития технических навыков очень важно сформировать у детей правильные представления об особенностях изображаемых объектов.
Большие возможности для формирования технических навыков представляют уроки рисования с натуры, где широко используется краеведческий материал.
В процессе изучения натуры на уроках изобразительного искусства учащиеся находят сходные и отличительные черты, устанавливают причинно - следственные связи в процессе восприятия новых знаний и навыков. Развитие мышления является важнейшей задачей обучения и воспитания.
В процессе беседы дети отмечают, что они часто видят и хорошо знают особенности этих предметов: их форму, цвет, строение, величину, пропорции. Технические навыки более успешно развиваются у детей, которые хорошо разбираются в сути задания, сначала познают особенности объектов натуры.
На уроках декоративного рисования продолжается совершенствование техники исполнения.
Как формированию технических навыков, так и познанию особенностей народного искусства эффективно способствуют стилизация учащимися природных форм, изображение отдельных элементов народного искусства, рекомендованных учителем.
Как известно, развитие технических навыков осуществляется при выполнении учебных задач, которые связаны с изображением форм отдельных предметов или их групп.
Технические навыки совершенствуются в разнообразных упражнениях с использованием материалов народного искусства. В развитии технических навыков, особенно в начальных классах значительную роль играет метод демонстрации, показа выполнения движения. Учитель показывает, как держать изобразительный инструмент, как овладеть точными движениями, как провести линии, штрихи, наложить тени. Практический показ поможет детям лучше усвоить приемы двигательного опыта.
Метод демонстрации сочетается со словесным воздействием. Благодаря слову овладение двигательными качествами приобретает сознательный характер и регулируется.
Эффективность работы по формированию технических навыков изображения зависит от создания в классе особых условий, которые содействовали бы эмоциональному восприятию образцов народного искусства. Для этого необходимо вызвать у детей интерес, удивление, практическую потребность в их изображении. (7, 90)
Формирование технических навыков - не самоцель, а средство общего и художественного развития учащихся. Поэтому формирование технических навыков с опорой на краеведческий материал и национальные художественные традиции должно осуществляться во взаимосвязи с другими задачами уроков изобразительного искусства. Технические навыки должны помогать детям правильно передавать формы, строение предметов, точнее воплощать авторский замысел, формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. (8, 65)
Таким образом формирование технических навыков на основе краеведческого материала и национальных художественных традиций во многом завист от развития у школьников наблюдательности, умения самостоятельно анализировать формы, строение, цвет, пропорции изображаемых объектов, от развития образно - эмоционального восприятия окружающей действительности. Развитие навыков должно решаться комплексно, целенаправленно, во взаимодействии различных путей и методов.
Использование краеведческого материала положительно сказывается не только на повышении уровня знаний, но и развивает у учащихся любовь и интерес к изобразительному и декоративно -прикладному искусству, а также к окружающей действительности, к природе. Применение краеведческих знаний на уроках вырабатывает привычку привлекать свой личный опыт, а также сведения из других источников при усвоении програмного материала.
Уроки изобразительного искусства с использованием краеведческого материала - это существенная важная часть художественного воспитания, формирования у учащихся эстетического
восприятия действительности, развития навыков изобразительной деятельности и потребностей вносить прекрасное в жизнь.
Использование краеведческого материала на уроках даёт возможность устанавливать тесную связь обучения с жизнью, способствует развитию у учащихся таких качеств, как интерес и любознательность, наблюдательность и зрительная память, умение обобщать знания, получаемые из разных источников.
Всесторонние знакомство с искусством родного края, окружающей действительностью способствует накоплению большого запаса знаний, которые имеют важное перспективное значение для дальнейшего успешного изучения таких учебных предметов, как биология, география, история, литература.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство в системе межпредметных связей / А.Д. Алехин -Москва, 1984. - 151 - 158с.
2. Беда Т.В. Основы изобразительной грамоты / Т.В. Беда - Москва, 1981. - 239с.
3. Ванслав В.В. Прекрасное в действительности и в искусстве / В.В. Ванслав - Москва, 1957. - 39с.
4. Ершов Н.Н. Каратаг и его ремесло / Н.Н. Ершов - Душанбе: Дониш, 1984. - 120с.
5. Исоев А.Б. Таджикский костюм в контексте народной художественной культуры. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / А.Б. Исоев - Москва: 1992 - 16с.
6. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 - 3 классах / В.С. Кузин - М., 1979 - 266с.
7. Краснов Н.В. Беседы по искусству в средней школе / Н.В. Краснов - Москва: Искусство, 1970. -176с.
8. Липский В.Н. Эстетическая культура личности / В.Н. Липский - Москва: Знание, 1987. - 128с.
REFERENCES:
1. Alekhin A.D. Pictorial art in the system of intersubject communications / Moscow, 1984. - 151 - 158p.
2. Beda T.V. The fundamentals of pictorial arts / T.V. Beda - Moscow, 1981. - 239p.
3. Vanslav V.V. Fine in reality and in art / V.V. Vanslav - Moscow, 1957. - 39p.
4. Ershov N.N. Karatag and craft / N.N. Ershov - Dushanbe: Knowledge, 1984. - 120p.
5. Isoev A.B. Tajik costume in the context of national culture. (The abstract) / A.B. Isoev - Moscow, 1992. - 16p.
6. Kuzin V.S. Methods of teaching fine arts in grades 1 - 3 / V.S. Kuzin - Moscow: Education, 1979. -266p.
7. Krasnov N.V. Conversations on art in high school / N.V. Krasnov - Moscow: Art, 1970. - 176p.
8. Lipsky V.N. Aesthetic culture of personality / V.N. Lipsky - Moscow: Knowledge, 1987. - 128p.
Анъанщои милли- бадей ва масолехц махалли дар такомули малакахр фаъолияти тасвиргарии хонандагон
Вожахои калиди: минтацавй, анъана, санъат, малаш, тасвири, хонандагон, бадей, уацицатй.
Мацолаи мазкур ба масъалауои мухтасари таълим, нацши анъанщои бадей дар тарацциёти санъати халци тоцик бахшида шудааст.
Мавзущои овардашуда ба тарбияи эстетикии хонандагон мусоидат менамояд. Зеро мавзуи асосии расмкашии хонандагон мушоуидаи уаёт буда, фаъолияти тасвиркунй дар хонандагон як мацсади муайяни дарки щцщатро ба вуцуд меорад.
Аз пешнщодуои муаллимон бармеояд, ки омузгор ба хонандагон бщри мушоуида маводуои аз уама намоёнро пешнщод мекунад ва онро бо ощо мууокима менамояд, ки чй тавр бояд хонандагон онро тасвир намоянд.
Дар пешнщодуои муаллифон истифодаи анъанщои бадей дар намудуои дарси санъати тасвирй бо мисощо асоснок карда шудааст, ки ба раванди таълим таъсир расонида, барои мщсулнок гузаронидани дарсуои санъати тасвирй ёрии амали мерасонад.
Аз хулосщои муаллифон бармеояд, ки гуфторуои мазкур дар ташаккули меъёри коллективй, уиссиёти маънавию эстетикии хонандагон акс меёбад. Ин фаъолият инкишофи муносибати хонандагонро нисбат ба табиат ва бауо додан ба он таъсири зиёдро мерасонад.
Краеведческий материал и национальные художественные традиции как важное условие совершенствования технических навыков в изобразительной деятельности учащихся
Ключевые слова: краеведческий, традиция, искусство, навыки, изобразительное, учащихся, художественной, действительности.
В статье отмечается, что изобразительная деятельность, требует определенных умений и навыков, от которых во многом зависит результативность художественной работы.
Авторы приходят к выводу, что развитие технических навыков содействует проявлению художественно - творческих способностей. Особое внимание уделено изучению учащимися национально - художественных традиций таджикского народного искусства.
На основе изучения, устанавливается, что формирование технических навыков - не самоцель, а средство общего художественного развития учащихся.
На основе анализа установлено, что формирование технических навыков с опорой на краеведческий материал и национальные художественные традиции должно осуществляться во взаимосвязи с другими задачами уроков изобразительного искусства.
На основе полученных результатов эксперимента авторы дают обобщенную характеристику, что использование краеведческого материала на уроках даёт возможность устанавливать тесную связь обучения с жизнью, способствует развитию у учащихся таких качеств, как интерес и любознательность, наблюдательность и зрительная память, умение обобщать знания, получаемые из разных источников.
Local History Material and National Artistic Traditions as an Important Condition of Improving of the Technical Skills in the Pictorial Activity of Pupils
Keywords: local history, tradition, art, skills, pictorial, pupils, artistic, reality.
The article notes out that the pictorial activity requires certain abilities and skills, from which largely depends the potency of artistic work.
The authors come to the conclusion that the development of technical skills promotes the manifestation of artistic - creative abilities. Particular attention paid to pupils' studying national - artistic traditions of Tajik folk art.
On the base of studying, it is established that the formation of technical skills - is not an end in itself, but a means of general artistic development of pupils.
On the base of analyze, it is established that the formation of technical skills based on local history material and national artistic traditions should be carried out in conjunction with other task of pictorial art lessons.
On the basis of the obtained results of the experiment, the authors give a generalized characteristic that the use of local history material in the lessons makes it possible to establish a close connection between learning and life, contributing to the development of students' qualities such as interest and curiosity, observation and visual memory, the ability to generalize knowledge, received from different sources.
Маълумот дар бораи муаллифон:
Цодирова Мунаввара Вохцдова, дотсенти кафедраи нацшакашй, геометрияи тасвири ва методикаи таълими Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б. Fафуров (Чумуурии Тоцикистон, ш. Хуцанд) E-mail: qadirova@mail.ru
Мирзобоев Зикрулло Зиедуллоевич, муалллими кафедраи нацшакашй, геометрияи тасвири ва методикаи таълими Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б.Гафуров (Чумуурии Тоцикистон, ш. Хуцанд), E-mail: zikrillo.mirzoboеv@mail.ru Сведения об авторах:
Кадырова Мунаввара Вахидовна, доцент кафедры черчения, начертательной геометрии и методики преподавания Худжандского государственного университета имени академика Б.Г. Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail: qadirova@mail.ru Мирзабоев Зикрилло Зиедуллоевич, преподаватель кафедры черчения, начертательной геометрии и методики преподавания Худжандского государственного университета имени академика Б.Г. Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail: zikrillo.mirzoboev@mail.ru The information about authors:
Kadirova Munavvara Vakhidovna, Associats Professor of the department of drawing, descriptive geometry and teaching methodology under Khujand State University named after academician B.G. Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), E-mail: qadirova@mail.ru
Mirzaboev Zikrillo Ziyodulloevich, iecturer of the department of a drawing, a drawing's geometry and the method of teaching in Khujand State University by named academician B.G. Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), E-mail: zikrillo.mirzoboev@mail.ru
УДК 159.9+37(575.3)
ББК 88+74.00 (2 тадж) З.И. НОРОВА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ЦЕНТРОВ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Выдающиеся психологи мира путём исследований доказали, что ребёнок в раннем возрасте развивается гораздо быстрей. Вначале развития ребёнок имеет лишь органические потребности (в воздухе, тепле, пище, сне) Они удовлетворяются с помощью механизма безусловных рефлексов (главный из них- пищевой), на основе которых происходит первоначальное приспособление ребёнка к внешней среде. В процессе взаимодействия с окружающим миром у ребёнка постепенно возникают новые потребности - потребность в общении, потребность в движениях, потребность в манипулировании предметами, интерес к окружающему.
Постепенно усложняющаяся ориентировка в окружающем мире ведёт к развитию ощущений и восприятий, в первую очередь, зрительных, которые начинают играть ведущую роль в ростке ребёнка и становятся основным средством познания.
По мере развития ребёнка расширяются и обогащаются формы его общения со взрослыми. От форм эмоциональной реакции на взрослого (улыбка, оживлённые движения при виде матери или при ласковых звуках её голоса) ребёнок постепенно переходит к реагированию на слова определённого значения, начинает понимать их.
Ещё в начале 19-го века учёные в своих исследованиях предпочитали не уделять внимание на дошкольный период развития детей. Всем казалось, что настоящая личность развивается только в школе, а в дошкольное воспитание входит лишь игра и детские развлечения. Но со временем выяснилось, что подготовительный к школе этап к играет наиболее важную роль в последующем развитии детей. Исследования доказали что в период от 3 до 7 лет организм ребёнка очень быстро развивается и адаптируется ко всему, его окружающему пришли к выводу.(3, 234-235)
У ребёнка в начале этого возраста появляется потребность участвовать в жизни взрослых, семьи: выполнять простейшие поручения, иметь несложные обязанности (сначала по самообслуживанию). С каждым днём растёт интерес к окружающему.
Общественное дошкольное воспитание - целенаправленный процесс воспитания и обучения детей в период дошкольного детства в условиях общественных воспитательных учреждений.
Понятие традиционно использовалось в период становления и развития дошкольного образования в советские годы, предполагало целенаправленное создание в дошкольных учреждениях условий (материальных, духовных, организационных) для развития детей. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста в интересах ребёнка, общества, государства, сопровождающееся констатацией достижения ребёнком- дошкольником -образовательного уровня (образовательного ценза), установленного государством(6, 12).
Независимость суждений, упорство, самостоятельность, целеустремлённость - это такие качества личности, которые складываются в дошкольном возрасте и развиваются в последующей жизни. У детей формируются первоначальные элементы планомерной деятельности, способность к определению последовательности действий, оценка их успешности, готовность к выявлению и исправлению допущенных ошибок, интерес не только к результату, но и к способу выполнения заданий. Развитие личности ребёнка в дошкольном детстве стало предметом исследований педагогов с разных точек зрения. По мере развития науки, техники, культуры, производства и общественных отношений богаче и многообразнее становился опыт людей. Это усложняло передачу его подрастающим поколениям. Воспитание стало требовать высокого мастерства. Возникла специальная наука о воспитании -педагогика. Её предметом является подрастающее поколений в соответствии целями и задачами, выдвигаемыми конкретными историческими этапами развития общества. Великий славянский педагог-гуманист Я.А.Коменский (1592-1670) одним из первых в истории воспитания разработал передовую для своего времени педагогическую теорию. В своём труде «Великая дидактика» он впервые обосновал необходимость строить обучение в соответствии с природой детей, их возрастными особенностями. Содержанием обучения должны быть
реальные знания, полезные для жизни и практической деятельности. Я.А.Коменский разработал и обосновал классно - урочную систему занятий, принципы наглядного, постепенного и прочного обучения, ряд правил обучения. Его педагогическая система получила широкое распространение во многих странах, а целый ряд её положений вошел в современную педагогику. Педагогика в свою очередь, тесно связана с психологией. При решении многих вопросов воспитания и обучения педагог должен использовать знания по детской и педагогической психологии, изучающей объективные закономерности формирования духовного облика человека под влиянием воспитания, и психологические особенности детей разных возрастов, а также психологические закономерности усвоения ими знаний, умений навыков, развития их самостоятельности и творчества, формирования личности учащегося. Это имеет большое значение для правильной организации учебно-воспитательного процесса.(1, 5) Педагогика имеет дело с человеком не только как с общественным явлением, но и как с живым существом, организмом. Поэтому для правильной организации учебно-воспитательного процесса необходимо знать биологические закономерности роста и развития этого организма, что становится известно благодаря изучению возрастной физиологии и физиологии высшей-нервной деятельности человека, раскрывающей особенности формирования и развития его психики. Способность к передвижению расширяет контакты ребёнка с окружающим миром. Примерно с полутора лет заметен большой прогресс речи. Речевое общение со взрослыми имеет исключительно важное значение в психическом развитии ребёнка. Резкий недостаток (дефицит) общения со взрослыми приводит к заметному отставанию в психическом развитии ребёнка. Игра становится ведущей деятельностью, через игру ребёнок овладевает действиями, отображает окружающую жизнь, совершенствует способность к точным движениям.(2, 10-11)
Положительные результаты, полученные в ходе подготовки детей к школе, заложили основу для организации дошкольного образования. Психолого-педагогические исследования доказали, что ребёнок, подготовленный к школе, гораздо развитый, чем ребёнок, пришедший в первый класс без подготовки. Сегодня, когда общество прогрессирует во всех сферах, возникла потребность новейших методах подготовки ребёнка к школе, а значит в организации Центров развития детей. Они и психологически, и педогогически влияют на развитие и воспитание детей, содействующий адаптации и развитию в школе. Умственное развитие ребёнка происходит как в ходе общения со взрослыми, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения. Важнейшую роль играет при этом осуществляемый на занятиях в центрах развития процесс умственного воспитания, способтвующий не олько в получении ребенком знаний и развитию его мыслительной деятельности, но и формированию определённых качеств личности.(1, 1-2)
Из года в год усложняются задачи образовательно- воспитательной работы в дошкольных учреждениях, совершенствуются содержание и методы обучения детей на занятиях. При этом учитывается, что детей надо знакомить с достаточно простыми зависимостями, в процессе познания которых существенную роль играют специфические формы мышления детей-дошкольников, а именно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В этом возрасте на развитии ребёнка сказывается ближайшая перспектива поступления в школу. Все больше требований и дома, и в центре развития предъявляют к его психическим процессам: памяти, мышлению, вниманию, личностным проявлениям. И под влиянием соответствующих упражнений, деятельности наличном уровень психического развития неуклонно повышается. Большую роль в развитии ребёнка играют рисование, лепка, элементарное конструирование, в процессе которых ребёнок познаёт окружающий мир, развиваются его эстетические чувства и способности. В процессе игры, элементарных форм трудовой деятельности и под влиянием специальных занятий лепкой, рисованием, конструированием расширяется и углубляется восприятие окружающего мира, психические процессы (наблюдение, запоминание) становятся более произвольными (хотя не произвольность и в этом возрасте является их основной характеристикой). Внимание становится более устойчивым и длительным, у детей развивается способность в известных пределах планировать свою деятельность, организовывать её.
Воспитание -длительный и сложный процесс, основы которого закладываются ещё в семье, задолго до начала обучения в школе.(4, 31-32)
Воспитательная работа имеет свою логику. По мнению А.С.Макаренко, методика воспитания и методика образования являются более или менее самостоятельными отделами педагогики. «Разумеется, - говорит он, всякая работа в классе есть всегда работа