Интернет-журнал «Мир науки» 2018, №6, Том 6 ISSN 2309-4265
World of Science. Pedagogy and psychology 2018, No 6, Vol 6 https://mir-nauki.com
Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №6, Том 6 / 2018, No 6, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-6-2018.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/85PSMN618.pdf
Статья поступила в редакцию 24.11.2018; опубликована 21.01.2019
Ссылка для цитирования этой статьи:
Гусова А.Д. Познавательное развитие и психоэмоциональное состояние в образовательном пространстве при непрерывном образовании у современных детей 6-9 лет // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/85PSMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Gusova A.D. (2018). Cognitive development and psycho-emotional state in the educational space with continuous training in today's 6-9-years-old children. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/85PSMN618.pdf (in Russian)
УДК 159.9 ГРНТИ 15.31.31
Гусова Альбина Дударбековна
ФГБОУ ВО «Северо -Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова»
Владикавказ, Россия Заведующий кафедрой «Психологии» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=693473
Познавательное развитие и психоэмоциональное состояние в образовательном пространстве при непрерывном образовании у современных детей 6-9 лет
Аннотация. В статье автором представлена проблема познавательного развития и психоэмоционального состояния в образовательном пространстве при непрерывном образовании у современных детей 6-9 лет, которое является важным периодом детей в образовательном пространстве в городе Владикавказ. Исследование в научной статье направлено на изучение познавательного развитие и устойчивость психоэмоционального состояния детей 6-9 лет, обучающихся по традиционной системе обучения и углубленной программы в условиях непрерывного обучения. Данное исследование было проведено, так как родителей и педагогов интересовал вопрос психоэмоционального состояние детей 6-9 лет. В статье предположение о том, что имеются значимые различия в познавательной сфере в предшкольном возрасте и в начальной школе. Исследование проводилось с помощью методики ИМАТОН в апробации Л.А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе». Статистическая обработка полученных данных осуществлялась посредством стандартных методов статистики: корреляционного анализа в компьютерной программе математической обработки данных по t-критерию Стьюдента с помощью программы IBM SPSS Statistics 22. В работе показано, что дети, обучающиеся по традиционной системе обучения недостаточно подготовлены к школьному обучению. Именно поэтому в период адаптации возникают проблемы, как в учебной деятельности, так и в адаптации. В статье отражены результаты эмпирического исследования, и то, что непрерывное образование детский сад - начальная школа оказывает позитивное влияние на образовательный процесс начальной школы.
https://mir-nauki.com
Ключевые слова: познавательное развитие; психоэмоциональное состояние; устойчивость; традиционная система обучения; углубленная программа
На современном этапе познавательного развития и психоэмоционального состояние у детей 6-9 лет в г. Владикавказ считается актуальной проблемой, так как у родителей и педагогов много лет очень часто возникают вопросы разного характера, перед тем как определить детей в начальную школу. В образовательном пространстве возникают новые проблемы в области познавательного развития и психоэмоционального состояния в образовательном пространстве при непрерывном образовании у современных детей 6-9 лет. Это проблема заключается в том, что непрерывное образование [1; 2] возможно в том случае, если осуществлено единое образовательное пространство.
Необходимо отметить, что одной из проблем в современном развитии ребенка 6-9 лет является познавательное развитие и психоэмоциональное состояние. Данная проблема является важным периодом детей в образовательном пространстве, на которую указывают многие авторы (А.В. Баранщиков, Г.М. Бреслав, А.Д. Гусова, Р.Н. Досаева, И.О. Карелина, Р.В. Овчарова, Н.А. Фомина, М.Н. Якимова, Л.А. Ясюкова, В. Ak^inar) [1-12].
Таким образом, целью нашего исследования является изучение познавательного развитие и устойчивость психоэмоционального состояния детей 6-9 лет, обучающихся по традиционной системе обучения (это дети, обучающиеся в обычных образовательных классах) и углубленной программе (это дети, обучающиеся в гимназических классах) в условиях непрерывного обучения.
Объектом исследования являются развитие речи, абстрактное мышление, зрительно-моторная координация и визуально структурное мышление, а также устойчивость состояния эмоциональной сферы детей 6-8 лет.
Предметом исследования являются компоненты готовности у детей 6-9 лет в детском саду и начальной школы.
В ходе исследования нами была выдвинута гипотеза исследования непрерывное образование детский сад - начальная школа оказывает позитивное влияние на образовательный процесс адаптации первоклассников. Имеются значимые различия в познавательной сфере в предшкольном возрасте и в начальной школе.
На основе нашего предыдущего опыта новизна исследования определяется тем, что впервые было проведено исследование, направленное на изучение познавательного развития и психоэмоциональное состояние детей 6-9 лет Владикавказа, обучающихся по разным системам обучения в условиях непрерывного обучения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в получении диагностических данных, отражающих познавательные процессы и устойчивость состояния эмоциональной сферы детей 6-8 лет, которые расширяют представление в адаптационном периоде при подготовке и адаптации первоклассника к начальному школьному обучению в условиях непрерывного обучения.
Методы исследования: для решения поставленных задач в исследовании использовалась методика ИМАТОН в апробации Л.А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе» [11]. Статистическая обработка полученных данных осуществлялась посредством стандартных методов статистики: корреляционного анализа в компьютерной программе математической обработки данных по t-критерию Стьюдента с помощью
Введение
https://mir-nauki.com
программы IBM SPSS Statistics 22. В исследовании принимало участие всего респондентов: N = 1222 (дети 6-9 лет), из них по традиционной системе (дети обучающиеся в обычных образовательных классах) - 611 респондентов. По углубленной программе (дети обучающиеся в гимназических классах) - 611 респондентов.
Обсуждение результатов: Психологическое исследование проводилось на разных респондентов в 2013-2018 гг., так как родителей и педагогов интересовал вопрос психоэмоционального состояния детей 6-9 лет в образовательном пространстве в предадаптационном и адаптационном периоде.
Психодиагностика проводилась для изучения познавательного развития и устойчивости психоэмоционального состояния детей 6-9 лет, обучающихся по традиционной системе обучения и углубленной программы в условиях непрерывного обучения. Респондентами являлись дети, которые обучались в образовательных учреждениях г. Владикавказ. Психологическое исследование проводилось, так как родители и педагоги были заинтересованы в проблеме психоэмоционального состояние детей в предшкольном и адаптационном периоде. А также их волновал вопрос, оказывает ли позитивное влияние на адаптацию начальной школы образовательное пространство, если, имеются значимые различия в познавательной сфере в предшкольном возрасте и у детей младших классов.
Психодиагностика особенностей познавательного развития и психоэмоционального состояние детей 6-9 лет показала, что после перехода в школу в условиях непрерывного образования у детей имеется положительная динамика в показателях: развитие речи, визуальное структурное мышление (на уровне р < 0,05). Полученные данные свидетельствует о том, что имеются значимые различия в логическом мышлении и в психоэмоциональном состоянии. Показатели по этим процессам значительно улучшились (уровень значимости различий p < 0,001). Следует отметить, что именно система непрерывного образования благоприятно влияет на адаптацию детей начальной школы и на эффективность учебной деятельности первоклассника.
Исследование познавательного развития и психоэмоционального состояния детей, которые обучаются по системе непрерывного образования, выявило аналогичные тенденции в развитии интеллектуальной сферы и психоэмоционального состояния. Правомерно предположить, что при переходе в школу психоэмоциональное состояние у детей существенно улучшилось. Этот результат отличается от показателей эмоциональной адаптации детей к школе, не обучающихся в условиях непрерывного образования.
Анализ результатов диагностики показателей развития познавательных процессов и психоэмоционального состояния показали, что различия в их познавательной сфере достаточно значимые. Сравнительный анализ результатов познавательного развития детей, в подготовительной группе обучающихся по углубленной и традиционной программах показывает, что у детей старшего дошкольного возраста остаются значимые различия только в двух показателях (на уровне значимых различий p < 0,05). У детей дошкольного возраста при обучении углубленной программы результаты диагностического исследования меняются в сторону понижения в показателе абстрактное мышление. Зрительно-моторная координация на уровне p < 0,05 меняется в сторону повышения у дошкольников, обучающихся по традиционной системе обучения, а в психоэмоциональном состоянии не выявлено значимых различий. По традиционной системе обучения имеются значимые различия у детей старшего дошкольного возраста в двух показателях: абстрактом мышлении и зрительно-моторной координации в положительную сторону.
https://mir-nauki.com
Выводы
Полученные данные свидетельствуют о том, что абстрактное мышление и зрительно-моторная координация имеют значимые различия в положительную сторону при подготовке дошкольников к школьному обучению по углубленным программам начального образования. Правомерен вывод о том, родители грамотно подобрали для своих детей детский сад по инновационной системе обучения, педагогов и специалистов [3-5]. Следовательно, инновационная система обучения хорошо развивает у детей 6-9 лет абстрактное мышление и зрительно-моторную координацию.
При этом расхождение между познавательным развитием детей, обучающихся по традиционной системе и углубленной программе, более выражено, чем в подготовительных классах детского сада. Возможно, это явление объяснимо тем, что при переходе в школу многие проблемы познавательного развития и эмоционального фона у детей заостряются и становятся более выраженными.
Таким образом, сравнивая результаты психологического исследования начальной школы, обучающихся по традиционной системе и инновационной углубленной программе, мы можем увидеть, что, несмотря на выявленные нами проблемы познавательного развития детей, не связанные с содержанием обучения, их эмоциональная адаптация к школе протекает достаточно благоприятно. Ожидание перехода в школу у детей в этих условиях не имеет негативной эмоциональной окраски и после перехода в школу эмоциональный фон не снижается. Следовательно, содержательная преемственность программ дошкольного и начального образования обеспечивает достаточно благополучную эмоциональную адаптацию к образовательному пространству. Следовательно, когда дети начальной школы передут в среднее звено образовательного пространство их адаптационный период пройдет удачно и благополучно.
Наши наблюдения показывают, что дети, обучающиеся по традиционной системе обучения недостаточно подготовлены к школьному обучению. Именно поэтому в период адаптации возникают проблемы, как в учебной деятельности, так и в адаптации. Необходимо отметить, что непрерывное образование детский сад - начальная школа оказывает позитивное влияние на адаптацию первоклассников, имеются значимые различия в познавательной сфере в предшкольном возрасте и у начальной школы.
Интернет-журнал «Мир науки» 2018, №6, Том 6 ISSN 2309-4265
World of Science. Pedagogy and psychology 2018, No 6, Vol 6 https://mir-nauki.com
ЛИТЕРАТУРА
1. Гусова А.Д. Исследование компонентов готовности детей в предшкольном и адаптационном периоде [Текст] // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. - Т. 8. - № 4-2. - С. 101-105.
2. Гусова А.Д. Проблема психологической адаптации детей к обучению в школе [Текст] // Вестник университета (Государственный университет управления). -2012. - №8. - С. 229-233.
3. Баранников А.В. Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе [Текст] // Вестник образования - 2004. -№12.
4. Бреслав Г.М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников [Текст] // Вопросы психологии. - №3, 84 - С. 53.
5. Гусова А.Д. Практикум по психодиагностике для детей 6-10 лет [Текст]: учебно-методическое пособие / А.Д. Гусова. - Владикавказ, 2016. - 180 с.
6. Досаева Р.Н. Современные подходы к проблеме коррекции эмоциональных состояний дошкольников [Текст] // Психология: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). - Уфа: Лето, 2012. -С. 108-114. - URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/35/2483/ (дата обращения: 25.11.2018).
7. Карелина И.О. Развитие эмоциональной сферы детей в дошкольной образовательной организации: избранные научные статьи [Текст]: - Прага: Vedecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2017. - 122 c.
8. Овчарова Р.В. Готовность ребенка к школьному обучению и адаптация в школе [Текст]: Практическая психология в начальной школе. - М.: 2005.
9. Фомина Н.А., Меньщиков В.Я., Созин Ю.М. Деятельностный и интегрированный подходы в решении задач физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] // Успехи современной науки и образования. 2016. - Т. 1. - №6. - С. 105108.
10. Шило Т.В., Редкова Ю.Н. Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). - Краснодар: Новация, 2017. - С. 48-51. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11749/ (дата обращения: 25.11.2018).
11. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе [Текст] // Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. - СПб.: 1999. - 184 с.
12. Ak^nar В. The Predictors of School Adaptation in Early Childhood Procedia [Text] // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013. № 93. doi: 10.1016/j.sbspro.2013.09.3387526-217-2.
https://mir-nauki.com
Gusova Albina Dudarbekovna
North Ossetian state university named after Kosta Levanovich Khetagurov, Vladikavkaz, Russia
E-mail: [email protected]
Cognitive development and psycho-emotional state in the educational space with continuous training in today's 6-9-years-old children
Abstract. In the thesis the author presents the problem of cognitive development and psycho-emotional state in the educational space with continuous training in today's 6 -9-years-old children which is an important period for children in the educational space in Vladikavkaz. The scientific research is aimed at studying the cognitive development and the stability of the psycho-emotional state of 6-9-years-old children who are taught according to the traditional system of education and an in-depth program in conditions of continuous training. The study was undertaken due to the interest related to the issue of psycho-emotional state of 6-9-years-old children from parents and teachers. The article suggests that there are significant differences in the cognitive sphere in pre-school age and in primary school. The thesis research was carried out using the IMATON methodology in testing L. Yasyukova "Forecast and prevention of the problems of teaching in primary school". Statistical processing of the data was carried out using standard statistical methods: correlation analysis in a computer program for mathematical data processing Student's t-criterion using IBM SPSS Statistics 22. The research shows that children studying under the traditional system of education are not sufficiently prepared for schooling. That is why during the period of adaptation the problems arise both in training activities and in adaptation. The article reflects the results of the empirical research and the fact that continuing training - kindergarten-primary school - has a positive impact on the educational process of primary school.
Keywords: cognitive development; psycho-emotional state; sustainability; traditional educational system; in-depth program
85PSMN618