Научная статья на тему 'Исследование компонентов готовности детей в предшкольном и адаптационном периоде'

Исследование компонентов готовности детей в предшкольном и адаптационном периоде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
276
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРЕРЫВНОЕ И НЕПРЕРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / COMPONENTS OF READINESS / PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / DISCONTINUOUS AND CONTINUOUS TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гусова А. Д.

В данной статье рассмотрена актуальность изменения новых проблем в области педагогической психологии. В научной работе изучена адаптация первоклассников к начальному школьному обучению при условии преемственности дошкольного и школьного образования города Владикавказ. В статье представлены результаты компонентов готовности в предшкольном возрасте и адаптационном периоде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF COMPONENTS OF READINESS OF CHILDREN IN THE PRESCHOOL AGE AND ADAPTATION PERIOD

The article deals with the relevance of changing of new problems in the field of pedagogical psychology. In this scientific research was studied the adaptation of first-graders to primary school education on condition of the continuity of preschool and school education in Vladikavkaz. The article presents the results of the components of readiness in the preschool age and the adaptation period.

Текст научной работы на тему «Исследование компонентов готовности детей в предшкольном и адаптационном периоде»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-4-2-101-105

ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ В ПРЕДШКОЛЬНОМ И АДАПТАЦИОННОМ ПЕРИОДЕ

Гусова А.Д.

ORCID: 0000-0002-7560-5157, Северо-Осетинский Государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ, Российская Федерация

В данной статье рассмотрена актуальность изменения новых проблем в области педагогической психологии. В научной работе изучена адаптация первоклассников к начальному школьному обучению при условии преемственности дошкольного и школьного образования города Владикавказ. В статье представлены результаты компонентов готовности в предшкольном возрасте и адаптационном периоде.

Ключевые слова: компоненты готовности; психологическая адаптация; прерывное и непрерывное обучение.

RESEARCH OF COMPONENTS OF READINESS OF CHILDREN IN THE PRESCHOOL AGE AND ADAPTATION PERIOD

GusovaA.D.

ORCID: 0000-0002-7560-5157, North Ossetian State University named after Kosta Levanovich Khetagurov,

Vladikavkaz, Russian Federation

The article deals with the relevance of changing of new problems in thefield of pedagogical psychology. In this scientific research was studied the adaptation of first-graders to primary school education on condition of the continuity of preschool and school education in Vladikavkaz. The

article presents the results of the components of readiness in the preschool age and the adaptation period.

Keywords: components of readiness; psychological adaptation; discontinuous and continuous training.

Актуальность нашего исследования обусловлена изменением новых проблем в области психологических проблем детей и заключается в том, что непрерывное образование возможно в том случае, если реализована единая линия развития ребёнка на этапах дошкольного и начального детства. Только такой подход может дать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, и две начальные ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребёнка, получаемое в дошкольном учреждении. Это может формировать некоторые компоненты готовности у детей в предшкольном возрасте и у младшего школьника в период адаптации.

Проблема исследования: психологическая адаптация дошкольников к школьному обучению и начальному образованию в условиях непрерывного обучения действительно актуальна. Одним из важнейших её аспектов является психологическая под держка младшего школьника и психическое развитие детей на этапе адаптации к школе.

Целью нашего исследования являются изучение компонентов готовности в предшкольном возрасте в период адаптации первоклассника к начальному школьному обучению в условиях прерывного и непрерывного обучения.

Объектом исследования является психологическая готовность к школьному обучению детей 6-7 лет и ад аптация первоклассника к школе.

Предметом исследования является особенности развития психологической готовности к школе, адаптация первоклассников в условиях прерывного и непрерывного обучения.

Гипотеза исследования: имеются значимые различия в компонентах готовности в предшкольном возрасте и у первоклассника в условиях непрерывного обучения.

Методы исследования: Дня решения поставленных задач в исследовании использовалась методика ИМАТОН в апробации Ясю-

ковой JI. А. «Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе».

Математическая обработка полученных данных осуществлялась посредством стандартных методов статистики: корреляционного анализа в компьютерной программе статистической обработки данных по t-критерию Стьюдента (Studenta). Всего: N=324. «SPSS 17.0» (Наследов, 2007).

Научная новизна: впервые изучена адаптация первоклассников к начальному школьному обучению при условии преемственности дошкольного и школьного образования школы в условиях прерывного и непрерывного обучения города Владикавказ.

Для изучения психологической готовности детей к школе в условиях прерывного и непрерывного обучения было проведено сравнение данных, полученных при помощи вышеуказанной методики ИМАТОН. Анализ полученных результатов первого (в детском саду) и повторного(в первом классе) тестирования школьников особенностей интеллектуального развития и эмоциональной сферы детей в условиях детский сад-школа показал, что после перехода в школу в условиях непрерывного образования у детей имеется положительная динамика в показателях: развитие речи, визуальное структурное мышление на уровне р < 0,05. Полученные данные свидетельствуют о том, что имеются значимые различия в логическом мышлении и эмоциональном фоне. Показатели по этим процессам значительно улучшились (уровень значимости различий р < 0,001) в первом классе. Следует отметить, что эмоциональный фон у детей также улучшился. Именно система непрерывного образования благоприятно влияет на адаптацию первоклассника к новой социальной ситуации развития и на эффективность учебной деятельности первоклассника.

Правомерен вывод о том, что, обучение детей по системе непрерывного образования («Детский сад-школа») оказывает позитивное влияние на адаптацию первоклассников к школе. Следует отметить, что исследование познавательного развития и эмоциональной сферы детей, которые обучаются по системе непрерывного образования, выявило аналогичные тенденции в развитии интеллектуальной и эмоциональной сфер.

Правомерно предположить, что при переходе в школу настроение у детей существенно улучшилось, причем показатели достигли почти того же уровня, что и у школьников из Владикавказа. Этот результат отличается от показателей эмоциональной адаптации к школе детей, не обучающихся в условиях непрерывного образования. Полученные данные свидетельствуют о положительном влиянии в обеспечении психологической готовности к школе и школьной адаптации в условиях непрерывного образования.

Таким образом, правомерен вывод о желательности преемственности в системе непрерывного образования детей подготовительных групп детского сада и начальной школы и ценности ее развивающего влияния. Данная система обучения делает более успешной психологическую адаптацию к школе первоклассников.

В процессе проведения психологической диагностики дошкольников к школе и школьной адаптации первоклассников при обучении прерывного и непрерывного обучения, была проведена диагностика познавательных процессов и эмоциональной сферы у дошкольников и у первоклассников.

Необходимо отметить, что результаты эмпирического исследования адаптации первоклассников к начальному школьному обучению при условиях преемственности дошкольного и школьного образования и в обычных условиях позволяют сделать ряд выводов и предположений. Проблема психологической адаптации дошкольников к школьному обучению и начальному образованию в условиях непрерывного обучения действительно актуальна.

В процессе исследования изучены компоненты готовности в предшкольном возрасте в период адаптации первоклассника к начальному школьному обучению в условиях прерывного и непрерывного обучения. Для проверки гипотезы нами использовался метод статистического анализа и определения оценки достоверных различий с применением ^критерий Стьюдента.

Следует отметить, в ходе исследования мы пришли к выводу, что детей следует готовить к школе в предшкольном возрасте в условиях непрерывного образования детский сад-начальная для успешной адаптации.

Список литературы

1. Немов P.C. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1-2: Психология образования. 3-е изд. [Текст] / P.C. Немов. М.: ВЛАДОС, 2000. 608 с. - ISBN: 5-691-00553-9(1)

2. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе [Текст] / JI.A. Ясюкова // Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. СПб.: 1999. 184 с. - ISBN: 5-7822-0024-3

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-4-2-105-112

ВОЗМОЖНОСТИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРЕСА К УЧЕБЕ

Ерохина Л.Д.Трифонова Г.А.2, Урядова В.В.3, Ерохин А.К.4

ЮКСГО: 0000-0001-8524-8117, ФГАУ ВО Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Российская Федерация 2ФГБОУ ВО Дальневосточный технический рыбохозяйственный университет, г. Владивосток, Российская Федерация

3ORCID 0000-0001-6943-4892,4ORCID: 0000-0001-6420-3040, ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный медицинский университет г. Владивосток, Российская Федерация

Возрастающий объем коммуникативных процессов вытесняет традиционные трансляционные методы обучения. Необходимо понять, как изменения в информационно-культурной среде сказались на мироощущении современного человека, и как происходит процесс передачи информации с помощью медиатехнологий. Авторы, исходя из метода обобщения, стремятся обобщить ряд теорий, рассматривающих конструктивные последствия воздействия современных технологий на сознание студентов и возможности усвоения знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.