DOI: 10.12731/2218-7405-2017-2-2-81-85
ИЗУЧЕНИЕ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ДЕТЕЙ 6-8 ЛЕТ
Гусова А.Д.
ORCID: 0000-0002-7560-5157, Северо-Осетинский Государственный университет им. К.Л.Хетагурова, г. Владикавказ, Российская Федерация
В статье рассматривается познавательные процессы и устойчивость состояния эмоциональной сферы детей 6-8 лет. Анализируются компоненты готовности в период адаптации первоклассников к начальному школьному обучению в условиях непрерывного обучения. Представлены результаты исследования сравнительного анализа компонентов адаптационного периода и статистически достоверные значимые различия.
Ключевые слова: адаптация первоклассника к начальному школьному обучению; непрерывное обучение; детский сад-начальная школа.
THE STUDY OF THE ADAPTATION PERIOD OF 6-8-YEAR-OLD CHILDREN
GusovuA.D.
ORCID: 0000-0002-7560-5157, North Ossetian State University named after Kosta Levanovich Khetagurov, Vladikavkaz, Russian Federation
The article deals with the cognitive processes and the stability of the state of emotional sphere of 6-8-year-old children. It presents the analysis of the components of readiness of the first-former pupils to primary
school education in the period of adaptation in terms of lifelong learning. The results of the study of comparative analysis of the components of the adaptation period and statistically significant differences were presented in this article.
Keywords: adaptation of first-former pupil to primary school education; lifelong learning; kindergarten; primary school.
Актуальность нашего исследования обусловлена изменением новых проблем в области психических процессов у детей 6—8 лет и заключается в том, что непрерывное образование возможно в том случае, если реализована единая линия развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Только такой подход может дать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, поэтому и две начальные ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребёнка, получаемое в дошкольном учреждении. Это может формировать некоторые компоненты готовности у детей в подготовительном классе и у первоклассника в период адаптации, по настоящее время данная проблема действительно актуальна.
Целью исследования является изучение показателей познавательной сферы и устойчивости состояния эмоциональной сферы детей 6-8 лет в адаптационный период. Объектом исследования являются познавательные процессы и устойчивость состояния эмоциональной сферы детей 6-8 лет. Предметом исследования являются компоненты готовности у детей 6—8 лет в подготовительном классе и у первоклассника в период адаптации.
Психодиагностика проводилась с помощью методики «Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе» (ИМАТОН), которая была верифицирована и апробирована в 90 х годах в городе Санкт-Петербург и составителем, которой является JI.A. Ясюкова [2, с. 5]. Математическая обработка полученных данных осуществлялась посредством стандартных методов статистики: корреляционного анализа в компьютерной программе статистической обработки
данных no t-критерию Стьюдента (Studenta) г. Владикавказ. Всего: N=248 (детей 6-8 лет) «SPSS 17.0» (Наследов, 2007) [1, с. 147].
Научная новизна: изучены познавательные компоненты и устойчивость состояния эмоциональной сферы в адаптационном периоде и непрерывном обучении.
Практическая значимость исследования состоит в получении диагностических данных, отражающих познавательные процессы и устойчивость состояния эмоциональной сферы детей 6-8 лет, которые расширяют представление в адаптационном периоде при подготовке и адаптации первоклассника к начальному школьному обучению в условиях непрерывного обучения.
По результатам сравнительного анализа показателей познавательных процессов и устойчивости состояния эмоциональной сферы детей, посещавших образовательные учреждения типа «детский сад-школа» и обычные дошкольные образовательные учреждения, представили статистически достоверные различия показателей (на уровне р < 0,05), проявившиеся в следующих значениях: зрительно-моторной координации (при t = -1,2**), что указывает на высокий уровень значимых различий и вероятность ошибки на уровне 1%. Анализ полученных данных свидетельствует о том, что сравнительный анализ компонентов готовности у детей в учреждениях типа детский сад - школа и обычных образовательных учреждениях г. Владикавказ есть различия в показателях познавательной сферы и устойчивости состояния эмоциональной сферы.
При сравнительном анализе компонентов адаптации представлены статистически достоверные значимые различия на уровне (р < 0,05), проявившиеся в следующих значениях: образного мышления (при t = 3.6*), кратковременно-зрительной памяти (при t = 3.4*), что указывает на наличие связи и допустимых различий на уровне тенденции и вероятность ошибки на уровне 5%. Эти данные свидетельствует о том, что в динамике сравнительного анализа познавательных процессах и устойчивости состояний эмоциональной сферы образовательных учреждений адаптации есть различия в показателях познавательной сферы.
Таким образом, иа основании выше изложенного хочется отметить, что все дети адаптируются к новой социальной среде по-разному. При существовании непрерывного образования, социальная среда не будет влиять на адаптацию ребёнка к школе негативно. Адаптация будет осуществляться эффективно в том случае, если в образовательный процесс нашего региона ввести единый подход к программе, требования к первоклассникам, а также и индивидуальный подход к детям 6-8 лет. При непрерывном образовании создаются условия успешности в процессе адаптации детей первых классов к новой социальной среде.
Следовательно, эмоциональная сфера ухудшает показатели психических процессов, а также изменяет процесс адаптации детей первых классов к школьному обучению. Особенно важен индивидуальный подход к детям для повышения успешной школьной адаптации. В любых ситуациях на этапе адаптации(первоклассников) к школьной жизни всем детям, требуется оказание психологической помощи, и поддержки, создание ситуации успеха и благоприятных условий для успешного обучения. В настоящее время в городе Владикавказ дети посещающие «детский сад - школа», подготовительные классы призваны осуществить преемственность между дошкольным учреждением и начальной школой для того чтобы улучшить успешность в адаптации первоклассников к новым социальным условиям. В научной работе мы, прежде всего, исследуем показатели познавательных процессов и устойчивость состояния эмоциональной сферы детей 6-8 лет в адаптационный период непрерывного образования.
Проведённые, исследования в начальной школе, показали, что дети, посещавшие «детский сад - школу», подготовительные классы готовы к школьному обучению и их адаптация проходит в более лёгкой форме, а дети, не посещавшие «детский сад - школа», трудно адаптируются к учебному процессу, так как у детей изменилась социальная среда. В результате показателей исследования отмечается, что дети, обучающиеся в учреждениях типа «детский сад - школа» и подготовительных классах, по общему показателю готовности к
школе, способности к обучению и уровню развития, отличаются тем, что в начальной школе адаптируются в более лёгкой форме, так как период адаптации прошел. Следует отметить, что дети посещающие «детский сад - школа» и подготовительные классы могут быстрее приспосабливаться к школьной жизни и быстрее адаптироваться к школе. Следовательно, существует различие в показателях устойчивости состояние эмоциональной сферы детей, а также сходство в результатах исследования адаптации.
Действительно, в настоящее время обучение в учреждениях типа «детский сад - школа» и подготовительных классах даёт больше возможности для адаптации детей к новой социальной среде. При снижении и повышении уровня эмоциональных процессов у первоклассников показатели психических процессов изменяются, а при норме восстанавливаются, и тогда адаптацию первоклассники проходят успешней. Поэтому, на наш взгляд, прежде всего, необходимо в каждой школе ввести подготовительные классы, пересмотреть программы и разработать общие подходы к организации воспитательно-образовательного процесса и выработать общие принципы построения программ и методик для педагогов специалистов г. Владикавказ. Считается, что только комплексное решение всех этих проблем позволит на практике реализовать идею преемственности детского сада и школы в нашем регионе.
Список литературы
1. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учеб. пособ. 3-е изд., сте-реот. [Текст]: / Наследов А.Д. С.П.: Речь, 2007.392 с. ISBN: 5-92680275-7.
2. Ясюкова JI.A. Методика определения готовности к школе [Текст] / JI.A. Ясюкова II Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. СПб.: 1999. 184 с. ISBN: 5-7822-0024-3.