Научная статья на тему 'Особенности развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста'

Особенности развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
9050
832
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / КОМПОНЕНТЫ РАЗВИТИЯ / КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ / COGNITIVE PROCESSES / COMPONENTS OF THE DEVELOPMENT / COMPONENTS OF THE PSYCHOLOGICAL READINESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гусова А. Д.

Статья посвящена изучению развития психических процессов перед поступлением первоклассников в школу. В частности, рассмотрены особенности развития психических процессов 6-7 лет. В статье анализируются аспекты отечественных авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE PROCESSES OF THE OLDER PRE-SCHOOL-AGE CHILDREN

The article is devoted to the study of mental processes of first graders before entering school. In particular, it presents the features of the development of mental processes of 6-7-year-old children. The article analyzes the aspects of Russian authors.

Текст научной работы на тему «Особенности развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-233-240

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Гусова А.Д.

ORCID: 0000-0002-7560-5157, Северо-Осетинский Государственный университет

им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ, Российская Федерация

Статья посвящена изучению развития психических процессов перед поступлением первоклассников в школу. В частности, рассмотрены особенности развития психических процессов 6-7 лет. В статье анализируются аспекты отечественных авторов.

Ключевые слова: познавательные процессы; компоненты развития; компоненты психологической готовности.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE PROCESSES OF THE OLDER PRE-SCHOOL-AGE CHILDREN

GusovaA.D.

ORCID: 0000-0002-7560-5157,

North Ossetian State University named after Kosta Levanovich Khetagurov, Vladikavkaz, Russian Federation

The article is devoted to the study of mental processes of first graders before entering school. In particular, it presents the features of the development of mental processes of 6-7-year-old children. The article analyzes the aspects of Russian authors.

Keywords: cognitive processes; components of the development; components of the psychological readiness.

В настоящее время в нашей стране развитие познавательных процессов рассматривается, как один из самых важных компонентов развития детей. Перед поступлением в школу особенно актуальной становится развития компонентов. Результаты будущего школьного обучения в большей степени обусловлены решением проблем развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста. Одновременно с этим, не все семилетние дети бывают готовым к школьному обучению. Наиболее актуальной проблема повышения уровня готовности к школе становится из-за введения новых стандартов в начальной школе.

Психологические аспекты развитие познавательных процессов продуктивно изучались многими отечественными исследователями (Белкина В.Н., Блонский П.П., Бобошко И.М., Веракса Н.Е. [3], Вергелес Г.И., Виноградова Н.Ф., Выготский JI.C., Журова JI.E., Запорожец A.B., Зинченко П.И., Истомина З.М., Истратова О.Н., Кравцова Е.Е., Кулагина И.Ю., Матвеева JI.A., Мухина B.C., Пар-няков A.B., Петровский A.B., Пиаже Ж., Подъяков Н.М., Раев А.И., Рубенштейн С.И., Смирнова Е.О.[19], Сидоров П.И., Ушакова О.С., Эксакусто Т.В., Эльконин Д.Б., Якимова М.Н.). Стоит отметить, что, несмотря на наличие большое количество исследований, проблема развития познавательных процессов остается актуальной.

Одной из малоизученных является проблема всестороннего развития детей 6—7 лет в период подготовки детей к школе. С нашей точки зрения данная проблема имеет важное значение в поиске эффективных средств формирования познавательных процессов. Целью статьи является изучение познавательных процессов перед поступлением в первый класс. Научная новизна статьи заключается в том, что изучается развитие познавательных процессов компонентов психологической готовности к школе у старших дошкольников перед поступлением в первый класс.

Формирование психики - трудный процесс развития, а не случайное стечение обстоятельств. Человечество испокон веков хотело понять и познать характер процесса развития человека. Проблемы познавательных процессов детей 6-7 лет заключаются в осознании,

принятии и необходимости осуществления идеи развития личности педагогом и у большинства взрослых вызывают множество вопросов. Вот некоторые из них: что такое развитие и личность, каковы ее основные характеристики? Каковы особенности психическою развития?

Понимание поведения человека во всей его многоплановости это сложная задача. Вместе с тем отмечается, что развитие человека это очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Развитие отдельных видов ощущений определяется тем, что они включаются в решение все новых и новых задач, для которых требуется более тонкое различение отдельных признаков, свойств и предметов. В реальной жизни отражение отдельных свойств, предметов ощущение всегда включено в процесс восприятия [21, с. 199-202].

А восприятие в дошкольном возрасте растрачивает свой первоначально аффективный характер: персептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Немалое значение в развитии восприятия занимает в это время речь, которую ребенок начинает активно употреблять в названиях качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними [11, с. 90—92]. Сравнительно с ранним детством, словарный запас дошкольника увеличивается в три раза. Лексикон 6-7 летних детей может достигать 4—5 тыс. слов [14, с. 24].

В старшем дошкольном возрасте у детей вырабатываются знания о некоторых измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами. Дети начинают устанавливать расположение предметов относительно друг друга (за, перед, сверху, снизу, между, слева, справа и т. п.). Немаловажно, чтобы дети усвоили, также именуемые, глазомерные действия. Это происходит, когда дошкольники овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту, форму, объем предметов. Развитие этих способностей тесно связано с развитием речи, а также с обучением детей рисованию, лепке, конструированию, то есть продуктивным видам деятельности [8, с. 46-55]. А также, проанализировано развитие восприятия рисунка в дошкольном возрасте. Показано, как у ребенка постепенно формируется навык правильно

соотносить рисунок и реальность, видеть конкретно то, что на нем изображено [13, с. 168-176]. Итак, с приходом в школу с довольно развитыми процессами восприятия (с высокой остротой зрения и слуха, хорошей ориентацией в различных формах и цветах), но их восприятие в учебной деятельности сводится лишь к узнаванию и называнию формы и цвета [4]. Познание мира начинается с восприятия. Восприятие даёт строительный материал, на базе которого развиваются память, мышление и воображение [6, с. 2-3].

Зинченко П.И. исследовал непроизвольное запоминание у детей 5—7 лет, и установил, что продуктивность непроизвольного запоминания растет, когда задание для ребенка предполагает не только пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале, выполнение мыслительных операций [9, с. 70]. К 6-7 годам в жизни ребенка появляется важное психологическое новообразование. Дети дошкольного возраста постигают собственно мнемическую деятельность, у них возникает произвольная память.

Степень развития произвольной памяти у детей 5-7 лет можно делится на три уровня. Первый уровень заключается в отсутствии вычленения цели запоминания или припоминания; второй — в наличии конкретной цели, но без применения каких-либо способов, направленных на ее осуществление; третий - в наличии цели запоминания или припоминания с применением мнемических способов. Дети 6—7 лет постигают второй и третий уровня развития памяти [10, с. 10-11]. Известного психолог Блонский П.П. считает, что дети раньше всего сохраняют в памяти, выполненные ими движения, далее запоминают пережитые чувства и эмоциональные состояния [2, с. 132].

По подсчетам психологов, около 10,8 процента наиболее ранних воспоминаний взрослых приходятся на второй год жизни, 74,9 процента — на третий-четвертый, 11,3 процента — на пятый, а 2,8 процента - на шестой [20, с. 196]. Развитие внимания у дошкольников является функцией общеорганического развития и, перво-наперво, структурного и функционального развития центральной нервной системы [7, с. 521].

Любознательность ребенка непрерывно нацелена на усвоение и формирование своей картины окружающего мира. Ребенок играет, исследует, устанавливает причинно-следственные связи и зависимости [10, с. 47]. В своих работах Ж. Пиаже отмечает, что мышление ребенка при начальном обучении в школе различается эгоцентризмом, особой умственной позицией, которая вызвана отсутствием знаний, которые необходимы для верного решения конкретизированных проблемных ситуаций. У детей 5-6 лет происходит интенсивное развитие навыков и умений, которые способствуют исследованию окружающей среды, анализу свойств предметов. Этот уровень умственного развития, а именно, наглядно-действенное мышление, является подготовительным [15, с. 162-165]. По данным психологов, наглядно-образное мышление - основа для образования логического мышления, которое связанно с употреблением и превращением понятий. Следственно, к 6—7 годам дети могут устранить проблемную ситуацию тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление.

Старший дошкольный возраст следует рассматривать только как период, когда должно начаться интенсивное формирование логического мышления, как бы определяя тем самым ближайшую перспективу умственного развития [17, с. 406—416]. К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей [12, с. 91—93]. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словестно-логичесному мышлению. Ж. Пиаже назвал конкретными, поскольку они могут применяться только на конкретном, наглядном материале. Школьное обучение строится таким образом, что словестно-логическое мышление получает приемушественное развитие [16, с. 128]. Следовательно, успешность учебной деятельности во многом зависит от особенностей развития мышления. Именно в младшем школьном возрасте, как показывают специальные исследования, должно достаточно интенсивно развиваться абстрактно-логическое мышление [4, с. 2—4].

Воображение это психический процесс создания новых образов (представлений) путем переработки прошлого опыта человека.

Целостный образ начинает строиться способом «включения»: он по-прежнему создается на основе отдельного элемента действительности, но этот элемент начинает занимать не центральное, а второстепенное место, становится деталью образа воображения. Именно в этом возрасте воображение превращается в особый психический процесс [1, с. 196-201].

Дошкольный возраст—это «период первоначального фактического склада личности». Именно в этот период происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание и самооценка [12, с. 94]. А движущая сила развития самосознания является «растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений». К 6 годам ребенок становится значительно самостоятельнее, независимее от взрослого, расширяются, усложняются его отношения с окружающими. Ведь, как справедливо заметил Ананьев Б.Г., оценочное суждение ребенка, «непрерывно переплетается с оценочными отношениями к нему со стороны товарищей и особенно воспитательницы». Итак, оценки и самооценки шестилетних детей оказались в высокой степени связанными с оценками педагогов, как в детском саду, так и в школе [1, с. 108-112].

Развитие эмоционально-волевой сферы связано со становлением регулятивной функции психики. В рассматриваемый возрастной период дети склонны к сильным переживаниям, из-за пластичности нервных процессов происходит быстрая смена чувств. Таким образом, можно сказать, дошкольное детство это этап познания мира человеческих отношений. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка совершенствования его ориентировки во внешних свойствах, отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Следовательно, в старшем дошкольном возрасте появляется один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства - это психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается не в

том, что у него уже к моменту поступления в школу складываются психологические черты, которые отличают школьника. Они могут сложиться только в самом ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности. Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства это психологическая готовность ребенка к школьному обучению.

Список литературы

1. Белкина В .Н. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие для вузов [Текст] / В.Н. Белкина. М., 2005.

2. Блонский П.П. Память и мышление [Текст] / П.П. Блонский. СПб., 2001.2.

3. Веракса Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве [Текст] /Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса: учебное пособие. Гриф УМО по классическому университетскому образованию. М., Мозаика-Синтез, 2012.

4. Вергелес Г.И. Младший школьник. Помоги ему учится: книга для учителей и родителей [Текст] / Г.И. Вергелес, JI.A Матвеева, А.И. Раев. СПб., 2000.

5. Виноградова Н.Ф. Готов ли ваш ребенок к школе? Советы педагога и психолога: книга для родителей [Текст] / Н.Ф. Виноградова, Л.Е. Журова. М„ 1992.

6. Петровский A.B. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под. ред. A.B. Петровского. М., 1973.

7. Выготский Л.С. Психология [Текст] / Выготский Л.С. М., Изд-во: ЭСМО-Пресс, 2000.

8. Запорожец A.B. Психология детей дошкольного возраста [Текст] / Запорожец A.B. Эльконин Д.Б. М., 1964.

9. Зинченко П.И. Проблема непроизвольного запоминания [Текст] / П.И. Зинченко // Научные записки Харьковского гос. пед. инта иностр. яз. Харьков, 1989.

Ю.Истомина З.М. Развитие памяти: учебнометодическое пособие

[Текст] / З.М. Истомина. М., 1978. П.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст] / Е.Е. Кравцова. М., 1991.

12. Кулагиной И.Ю. Педагогическая психология / Учебное пособие. М.: Т.Ц. Сфера, 2008.

13. Мухина B.C. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: учеб. пособие для студ. пед. вузов [Текст] / Сост. и науч. ред. B.C. Мухина, A.A. Хвостов. 7е изд. перераб. М., 2008.

14. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка: пер. с фр. [Текст] / Ж. Пиаже. М., Л., 1932.

15. Поддьяков H.H. Мышление дошкольника [Текст] / Под ред. H.H. Подь-якова. М., 1972.

16. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы: психологическая готовность к школьному обучению, адаптация детей к школе, психодиагностика младшего школьника, коррекционная работа психолога в начальной школе, развитие интеллектуальных способностей [Текст] / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакуста. Ростов н/Д., 2006.

П.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 1 [Текст] / С.Л. Рубинштейн. М., 1989.

18. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для вузов. Зе изд., перераб. [Текст] /Е.О. Смирнова. СПб., 2009.

19.Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений [Текст]: / Д.Б. Эльконин. М., 2005.

20. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] /Д.Б. Эльконин. М., 1974.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.