Научная статья на тему 'Особенности содержания программ предшкольной подготовки и их роль в обеспечении непрерывности социального развития детей предшкольного и младшего школьного возраста'

Особенности содержания программ предшкольной подготовки и их роль в обеспечении непрерывности социального развития детей предшкольного и младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
908
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PRESCHOOL AGE / SOCIAL DEVELOPMENT / PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Ирина Евгеньевна

В настоящее время возрастает количество детей, не посещающих детские образовательные учреждения, что определяет актуальность проблемы непрерывности социального развития детей предшкольного и младшего школьного возраста. В статье исследованы программы предшкольной подготовки детей. Для анализа программ автором определены критерии полноценного социального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Показывается, какие социальные умения и навыки формируются у детей при использовании различных программ предшкольной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of the preschool education programs and their role in the continuation of the social development of the children at preschool age and junior school age

At present time the quantity of children who don't attend nursery schools increases and it determines the actual problems of the continuation of preschool education. The article studies the programs of children preschool education. For the analysis of the programs the author determines the criteria of the full social deve-lopment of children at preschool and junior school age. In the article it is shown what social abilities are formed while using different programs of preschool education.

Текст научной работы на тему «Особенности содержания программ предшкольной подготовки и их роль в обеспечении непрерывности социального развития детей предшкольного и младшего школьного возраста»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011

УДК 373.2

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММ ПРЕДШКОЛЬНОй ПОДГОТОВКИ И ИХ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НЕПРЕРЫВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© И. Е. БАРАНОВА Московский государственный областной гуманитарный институт, кафедра педагогики начального обучения e-mail: rd3dd@bk.ru

Баранова И. Е. - Особенности содержания программ предшкольной подготовки и их роль в обеспечении непрерывности социального развития детей предшкольного и младшего школьного возраста // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 550-553. - В настоящее время возрастает количество детей, не посещающих детские образовательные учреждения, что определяет актуальность проблемы непрерывности социального развития детей предшкольного и младшего школьного возраста. В статье исследованы программы предшкольной подготовки детей. Для анализа программ автором определены критерии полноценного социального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Показывается, какие социальные умения и навыки формируются у детей при использовании различных программ предшкольной подготовки.

Ключевые слова: дошкольный возраст, социальное развитие, предшкольная подготовка.

Baranova I. E. - The peculiarities of the preschool education programs and their role in the continuation of the social development of the children at preschool age and junior school age // Izv. Penz. gos. pedagog. univ.

im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 550-553. - At present time the quantity of children who don’t attend nursery schools increases and it determines the actual problems of the continuation of preschool education. The article studies the programs of children preschool education. For the analysis of the programs the author determines the criteria of the full social development of children at preschool and junior school age. In the article it is shown what social abilities are formed while using different programs of preschool education.

Key words: preschool age, social development, preschool education.

В современных социально-экономических условиях наиболее актуальной является проблема недостаточного количества мест в дошкольных образовательных учреждениях, что создает угрозу полноценного социального развития детей предшкольного возраста.Многиедети лишены возможности посеще-ниядошкольныхобразовательныхучрежденийвсилу сложившейся ситуации. На сегодняшний день четко установленасвязьмеждусоциально-эмоциональным благополучием ребенка в сообществе, учебном коллективе и его успешностью в учебной деятельности. Для детей, не имеющих возможность посещать детские образовательные учреждения необходимо предусмотреть условия полноценного социального развития в рамках реализации предшкольной подготовки.

Сегодня в подготовительную к школе группу приходят дети, имеющие разный уровень развития и разную степень осведомленности в разделах программы, поэтому и традиционная методика работы должна быть изменена.

Существуют ли на сегодняшний день программы подготовки к школе, обеспечивающие непрерывность социального развития детей предшкольного и младшего школьного возраста?

Для определения критериев и показателей социального развития детей предшкольного и младшего школьного возраста нами был предварительно проведён анализ научно-методической литературы, отраженный в первой главе нашей работы.

По нашему мнению основными критериями полноценного социального развития детей в программах предшкольной подготовки детей могут выступать следующие:

1. Научно-практическая новизна программы. Практическая значимость - реальный эффект, получаемый в результате внедрения данной разработки.

2. Обеспечение программой (содержательно и технологически) деятельностно-практического компонента социализации ребёнка.

3. Актуальность программы с точки зрения времени, своевременность.

4. Компетенции педагога, необходимые для реализации целей и задач данной программы.

5. Доступность и необходимость предлагаемых ребёнку знаний и умений.

6. Полнота представленных социальных связей, представленная на субъектном уровне: я - другой; я -другие; я - общество в целом; я - человечество.

7. Полученные в ходе обучения по программе социальные навыки, их возрастосообразность.

8. Степень адаптации ребенка к роли «я - учащийся» в ходе обучения по данной программе.

9. Ориентация на потребность в общении со взрослыми и сверстниками, ориентация на партнера по общению.

10. Формирование умения действовать в различных социальных ситуациях, в пределах дееспособности дошкольника.

11. Профилактика асоциального поведения в ходе реализации задач программы.

12.Наличиедосуговогокомпонента,способству-ющего многоролевому взаимодействию детей и взрослых, укреплению семейных взаимоотношений.

Анализ дошкольных программ и программ начальной школы показал, что требования к детям 6-7 лет различные в разныхпрограммах. Следовательно, эти программы не вносят ясности для педагогов, занимающихся подготовкой старших дошкольников к школе, какие представления о себе и окружающем мире должны быть сформированы, чтобы ребенок был успешным в начальной школе.

Внастоящеевремясуществуетогромноеколиче-ство программ предшкольной подготовки детей. Программа реализации преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе (Ав-торы:Р.А.Должиков,Г.М.Федосимов,Н.Н.Кулинич, И.П.Ищенко), Программа предшкольной подготовки детей 6 лет «Школа АБВГДейка» (Автор: А.Н.Овечкина), «Академия дошкольных наук: программа предшкольного образования детей 5-7 лет» (под ред. А.П.Щербака) «Введение в школьную жизнь» (Авторы: Цукерман Г.А., Поливанова К.Н.), «Предшкольнаяпора» (под ред. ВиноградовойН.Ф.), «Дошкольная группа». Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст (Авторы О.П. Гаврилушкина, Г.В. Глушкова и др.), Программа «Преемственность». Подготовка к школе (Авторы Н.А. Федосова, Т. С. Комарова, и др.)

Для анализа мы остановимся на следующих программах по предшкольной подготовке, рекомендованных Ученым советом Института содержания и методов обучения РАО, Департаментом общего и среднего образования Министерства Образования РФ:

1. Программа под ред. Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора»

2. Программапод ред. М.М. Безруких «Ступеньки к школе»

3. «Преемственность» Н.А. Федосовой и др.

Программа «Предшкольная пора» под редакцией

Н.Ф. Виноградовой предназначена для подготовки к

школе детей, которые не посещали (не посещают) дошкольное учреждение.

Эта позиция определяет две важнейшие цели данной комплексной программы:

социальная цель - обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников;

педагогическая цель - развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.

Авторы проекта обращают особое внимание на развитие тех качеств личности, тех особенностей пси-хическихпроцессовитехвидовдеятельности,которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе.

Исходя из этого, программа «Предшкольная пора» построена в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к себе и др.

В программу входят: программа обучения и развития (для групп подготовки к школе детей с 5 лет); средстваобучениядлядошкольника(рабочиететради, учебные книги), методические пособия и рекомендации для педагога по каждому разделу.

Впрограммевыделяютсяпятьразделов,отража-ющихосновныелинииразвитияребенка-дошкольника в результате его обучения: «Познаем других людей и себя», «Познаем мир», «Учимся думать, рассуждать, фантазировать», «Учимся родному языку», «Учимся рисовать», «Играем и фантазируем» [2].

Отличительной особенностью данной программы можно считать особое отношение авторов к организации игрового часа. В соответствии с замыслом авторов программы «Предшкольная пора» игра выступает не только как метод обучения, но и как свободная самостоятельная деятельность детей. Значение организации такого игрового часа состоит в том, что свободная игровая деятельность требует от каждого ребенка импровизации и творчества, что способствует развитию творческих качеств личности, способности решать инициативно и творчески любую задачу. Эта способность очень важна для выполнения различных учебных задач, с которыми ребенок встретится в школе.

Идея организации специального игрового часа как средства подготовки к школе возникла у авторов потому, что в школу приходят «недоигравшие» дети, а это отрицательно влияет на успешность их обучения. Зависимостьмеждусформированностьюигровойдея-тельности и успехами в школе определяется ее влиянием на развитие учебной деятельности и просматривается на любом виде игр.

Достаточно полно представлены социальные связи: я - другой; я - другие; я - общество, но не нашла своего отражения социальная связь «я - человечество».

В ходе реализации данной программы ребенок ориентируется на потребность в общении, у него формируется умение действовать в различных социальных ситуациях.

24 2011

В ходе усвоения программы «Предшкольная пора» ребёнок приобретает следующие социальные навыки: знание своих ролей всемье, овладевает умением определять своеичужоеэмоциональное состояние, умение накапливать жизненные ситуации, позволяющие объективно оценивать свои успехи, умения, проявлять желание участвовать в разговоре, совместных играх со сверстниками и взрослыми, соблюдать правила поведения в природе, умение вести себя в транспорте, знание профессий и т. д.

Мы считаем, что в программе нарушен режимный критерий. По мнению М.М. Безруких ребенок 5-6 лет способен сконцентрироваться, работать внимательно, интенсивно и с высокой отдачей не более чем 3 раза в неделю и не более чем на 3 занятиях по 20 минут. В программе же предложено 5 занятий в неделю по 30 минут. Причем авторами предложено увеличить количество занятий в день до 4, что по нашему мнению является не приемлемым.

Отмечаем, что данная программа рассчитана на детей, не посещающих дошкольные учреждения. То есть это дети, которые не привыкли к режиму образовательным учреждений, которые, возможно, не имеют достаточного опыта долговременного пребывания в многочисленной группе сверстников.

Целью учебно-методического комплекта «Ступеньки к школе» под редакцией М.М. Безруких - подготовка детей 5-6 летнего возраста к школе с учетом индивидуальных особенностей развития школьнозначимых функций.

Отличительной особенностью является принцип работы по данной программе: по определенной методике авторы выделяют у ребенка факторы риска. Например, выясняют, что у него не очень хорошо сформирована моторика и речь, а очень хорошо - допустим, образное мышление и восприятие. И тогда во главу угла ставится сильная, хорошо развитая функция, на которой авторы строят базис, а с остальными функциями работают, стараясь их развивать. В этом -существеннейшееотличиеданнойметодикиоткоррек-ционных программ, основанных на тренировке выявленного дефицита развития. Еще одной особенностью являетсяиспользованиесказоквразныхтетрадях,что, по мнению авторов программы, повышает заинтересованность ребенка, дает положительные эмоции и способствует развитию творческого воображения.

Программа включает в себя несколько учебнометодических комплектов (УМК) - «Ступеньки к школе», «Ступеньки к грамоте», «Азбука».

В УМК «Ступеньки к грамоте» 5 рабочих тетрадей, которые ознакомят ребенка с буквами русского алфавита. Для удобства алфавит разбит на 5 блоков (тетрадей): А - Е, Е - Л, М - С, Т - Ч, Ш - Я. Пособия рассчитанынасовместнуютворческуюработуребенка со взрослым. Ребенку под контролем взрослого придется выполнять разнообразные упражнения и интересные игровые задания, чтобы ненавязчиво научиться основам грамоты.

УМК «Ступеньки к школе» включает 14 рабочих тетрадей для дошкольников («Учимся рисовать фигу-

ры», «Учимся рассказывать по картинкам», «Цвет», «Учимся учиться» и т. д.) и книгу-руководство для педагогов и родителей. Каждая из тетрадей имеет свое назначение [1].

Авторы УМК говорят о необходимости выполнения следующих требований при работе по данной программе: занятия должны проводиться в первой половине дня, продолжительность каждого занятия должна быть не больше 30 минут, перерывы между занятиями - 10 минут, в течение одного дня не рекомен-дуетсябольше трехзанятий. Пожалуй,самое главное-это возможность индивидуальной работы. Авторы рекомендуют группу не меньше 7 и не больше 12 человек. В этом случае и ребенок, и педагог готовы взаимо-действовать.Ипоследнеепреимущество-этовозмож-ность эффективного взаимодействия с родителями. Ничто не дает такого эффекта при работе с дошкольником, как присутствие родителей. Они многому учатся, причем учатся потому, что наблюдают работу воспитателя и педагога, и не только со своим ребенком, учатся в реальной ситуации общения и обучения.

К формируемым социальным навыкам в процессе занятий можно отнести возможность самостоятельных открытий, самоконтроль, анализ различных жизненных ситуаций, понимание и оценивание своих чувств и чувств других людей.

Т. к. в данной программе используются сказки, то здесь присутствует компонент профилактики асоциальных явлений (в отличие от программы «Пред-школьная пора», где данный компонент отсутствует). Ведь в сказках всегда присутствуют отрицательные герои, что дает возможность оценить их поступки.

Как и в программе «Предшкольная пора» не нашла своего отражения социальная связь «я - человечество», нет указания на источник и способ приобретения опыта действия.

В отличие от программы «Предшкольная пора», где большое внимание уделяется игровому часу, в данной программе не представлен досуговый компонент, хотяестьвозможностьэффективноговзаимодействия с родителями (присутствие последних на занятиях).

Учебно-методический комплект «Преемственность». Авторы: Н.А. Федосова и др.

Учебно-методический комплект «Преемственность», по мнению авторов-составителей, поможет учителям начальных классов в условиях школы (дошкольная гимназия), воспитателям и родителям организовать занятия по систематической подготовке детей 5-6 лет к школе.

Отличительнаяособенностьданнойпрограммы-все пособия подготовлены авторами учебников для начальной школы, что, по мнению авторов, исключает дублирование программы и предполагает полное соответствие содержания возрастным особенностям будущих учеников, а значит, обеспечивается полная преемственность между дошкольным и школьным образованием.

УМК «Преемственность» включает в себя следующие пособия: «От слова к букве: в 2 ч.» Н.А. Федосовой, «Риторика для малышей»авторовГ.И. Соро-

киной, Р.И. Никольской, «Математические ступеньки» С.И. Волковой, «Зеленая тропинка» А.А. Плешакова [3, 4].

В данной программе, в отличие от предыдущих программ («Предшкольная пора» и «Ступеньки к школе»), включен компонент самопроверки после изучения каждой темы.

Данная программа формирует следующие соци-альныенавыки:пробуждаетудетейжеланиеобщаться, вызвать интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начать формирование элементарных навыков культуры речи, умения слушать собеседника, формирование бережного отношения к природе, формирует навыки наблюдения за явлениями природы, создается достаточно целостная первоначальная картина мира. В данной программе недостаточно полно отражены следующие компоненты социального развития: формирование умения действовать в различных социальных ситуациях, приобретение опыта действия с различными источниками информации, профилактики асоциального поведения. Отсутствует досуговый компонент, способствующий многоролевому взаимодействию детей и взрослых, укреплению семейных взаимоотношений.

Сравнительный анализ существующих российских программ в области предшкольного образования показывает, что большинство из них опирается на хорошо разработанные в отечественной психологии и пе-дагогикетеоретические,методологическиеиметодиче-ские походы. Взятые в совокупности, эти программы направлены на развитие всех основных психологических новообразований дошкольного возраста; обеспечивая речевое, интеллектуальное, социальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие детей.

Программы значительно различаются по своим методическим установкам, формам и методам работы с детьми.

Во многих программах сформулированы положения о необходимости специальной работы с педагогами и родителями, чтобы они могли реализовать эти программы, и описаны формы и методы такой работы.

В целом, существующие программы предшколь-ной подготовки содержат богатый и содержательный материал, который необходимо использовать при разработке модели подготовки будущего учителя начальных классов к обеспечению непрерывности социального развития детей предшкольного и младшего школьного возраста.

В то же время проблема социального развития в этих программах в комплексном виде не решалась. Это ни в коей мере не является недостатком этих программ, поскольку их авторы ставили перед собой иные психолого-педагогическиезадачи.Мыжесчитаем,что на современном этапе необходима целостная концепция, программы и методики, направленные именно на социальное развитие детей предшкольного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Книга для педагогов и родителей. М.: Дрофа, 2002. 256 с.

2. Виноградова Н.Ф. Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора». М.: Вентана-Граф, 2008. 32 с.

3. Федосова Н. А. и др. Программа «Преемственность», подготовка к школе. М.: АПКиПРО, 2000.

4. Федосова Н.А. Дошкольное обучение. Подготовка к школе. М.: Просвещение, 2007. 64 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.