Специфика разработки адаптированной основной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДОО
Яковлева Н.Н.,
кандидат психологических наук, заведующая кафедрой специальной (коррекционной) педагогики СПб АППО, Санкт-Петербург, Россия
В настоящее время огромное значение придается образованию детей, имеющих различные образовательные потребности (дети с ограниченными возможностями здоровья; дети-мигранты, для которых русский язык является иностранным; дети и подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию; одаренные дети и др.). Это право детей закреплено и рядом нормативных документов («Закон об образовании в РФ», «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» и др.). Мы коснемся проблемы разработки адаптированной основной образовательной программы (далее АООП) для детей с ОВЗ, воспитывающихся в условиях реализации ФГОС ДОО.
Специфика АООП прослеживается, начиная с общих подходов к ее разработке.
Разработка АООП осуществляется с учетом результатов психолого-педагогического и медицинского обследования детей. Кроме того, в случае инвалидизации детей с ОВЗ учитываются рекомендации, предложенные в индивидуальной программе реабилитации.
Разработка и реализация АООП осуществляется поэтапно.
Первый этап. Аналитический (первичный). Анализируются, в первую очередь, условия, созданные в ОУ для реализации АООП, определенные ФГОС ДОО (материально-технические, кадровые и пр.). На первом этапе формируется и утверждается приказом руководителя ДОО рабочая группа по разработке Программы. Порядок разработки и корректировки адаптированной образовательной программы в образовательной организации может быть закреплен локальным нормативным актом (Положением о разработке адаптированной основной образовательной программы), который позволяет упорядочить работу педагогов посредством четкого разъяснения в его содержании структуры адаптированной образовательной программы, порядка ее разработки, реализации и корректировки.
Второй этап. Формулировка цели АООП, ее содержания. Цель определяется исходя из особенностей психофизического развития той или иной категории детей. Цель должна быть конкретной, реалистичной.
На этом же этапе определяется содержание программы, предполагаемые результаты освоения программы на каждый год обучения, методы, формы реализации программы, проходит ее согласование на педагогическом совете ОО.
Третий этап. Реализация образовательной программы осуществляется с обязательным сопровождением специалистами (психолог, логопед, дефектолог (тифлопедагог, сурдопедагог), специалист АФК).
Четвертый этап. Аналитический (вторичный). Оценивается эффективность реализации программы, исходя из результатов анализа качества образования, достижений ребенка при освоении образовательной программы. На этом же этапе конкретизируются отдельные
направления программы, определяется возможность снижения или повышения требований, предъявляемых к освоению программы.
Адаптированная основная образовательная программа разрабатывается на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной и состоит из следующих разделов: целевой, содержательный, организационный разделы.
Целевой раздел включает следующие компоненты:
- пояснительная записка, включающая психолого-педагогическую характеристику особенностей психофизиологического развития ребенка с ОВЗ; определение цели, задач, учитывающих особенности развития и индивидуализацию процесса обучения;
- планируемые результаты освоения обучающимися ИОП:
Планируемые результаты освоения обучающимися АОП должны быть представлены в виде целевых ориентиров. Спецификой целевых ориентиров детей с ОВЗ является особый подход к формулированию предполагаемого результата с учетом психофизического развития детей, кроме того, целевые ориентиры определяются еще для одного раздела -коррекционной работы.
Система оценки достижения планируемых результатов определяется особенностями психолого-педагогической диагностики освоения образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Обязательным условием, позволяющим адекватно выстроить коррекционно-развивающую работу, является диагностика развития детей специалистами (логопед, дефектолог, психолог и др.)
Содержательный компонент Программы определяет содержание работы по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие, которое зависит от возраста детей: младенческий, ранний, дошкольный).
Обязательным компонентом содержательного раздела является программа коррекционной работы, которая определяется для всех специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья; вариативная часть программы.
Кроме того, в содержательном разделе определяется основное содержание работы с родителями как полноправными участниками образовательных отношений. В организационный раздел АООП включаются:
- описание организации образовательного процесса;
- организационные условия;
- психолого-педагогические условия;
- примерное ежедневное время, необходимое на реализацию Программы, включая время для:
> непосредственно образовательной деятельности;
^ образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах;
> взаимодействия с семьями детей по реализации
- материально-техническое обеспечение;
- обеспеченность методическими материалами и средствами обучения.
Важным в организационном разделе является описание специфики вышеперечисленных условий с учетом психофизических возможностей детей.
На основании адаптированной основной образовательной программы всеми специалистами, воспитателями дошкольной образовательной организации разрабатывается рабочая программа. Предлагаем «примерный конструктор» рабочей программы учителя-логопеда, учителя-дефектолога.
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в группе _ разработана на основе адаптированной общеобразовательной программы ДОО № _, утвержденной _ .
Рабочая программа разработана на период 2014-2015 учебного года (с 01.09.201_ по 30.06.201_ года).
При разработке программы учитывался контингент детей группы (краткая характеристика воспитанников группы).
Цель программы:
Задачи:
2. Целевые ориентиры
II. Содержательный раздел
Пример 1. Содержание рабочей программы учителя-логопеда.
Подготовительный этап.
> Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений...
> Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики.
Основной этап
^ Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций.
Развитие общих речевых навыков ...
Развитие фонетических компонентов речи ...
Активизация и формирование словаря ... и т.д.
Пример 2 . Содержание рабочей программы тифлопедагога.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Игра
Ролевые игры. Игры с сюжетными игрушками. Учить детей имитировать движения животных, издаваемые ими звуки.
Дидактические игры. Игры, направленные на формирование предметных представлений. Обучение умению удерживать предмет одной рукой и обследовать его другой, устанавливать предмет или находить его в пространстве помещения.
Коммуникация
Развитие мышечного аппарата экспрессивных зон лица и обучение элементам мимических движений:
- зона бровей - опускать и поднимать брови, сдвигать их;
- мышцы губ - выпячивать губы вперед, делать улыбку, показывать передние зубки;
Развитие мышечного аппарата, участвующего в жестовых и пантомимических
движениях:
- мышцы шеи - медленные круговые движения головы слева направо и справа налево .
Безопасность жизнедеятельности ..
Труд .
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Конструирование.
- Преставления о себе и об окружающем природном мире.
- Развитие элементарных математических представлений.
Образовательная область «Речевоеразвитие»...
Коррекционно-развивающая область
Развитие зрительного восприятия и знакомство с окружающим миром
Развивать соотносящие практические действия (пробное прикладывание предметов друг к другу, наложение одного объекта на другой), учить приспосабливать движения руки к особенностям предмета, осуществлять зрительный контроль за выполнением соотносящих действий путем выделения педагогом свойств предмета и их называния,
включение мануальных обследовательских действий ребенка, выделение контура предмета, его основных частей. III. Организационный раздел
Реализация рабочей программы обеспечивается специально подобранным УМК... Технологии реализации рабочей программы ... Условия реализации рабочей программы
- Организационные условия
- Материально-техническое (информационное, методическое) оснащение образовательного процесса.
- Психолого-педагогические условия Учебно-методические средства обучения