Научная статья на тему 'Проблема программно-методического обеспечения инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья'

Проблема программно-методического обеспечения инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2735
569
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / АДАПТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гонеев А.Д.

В статье рассматривается проблема программно-методического обеспечения процесса реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации. Раскрываются аспекты взаимосвязи общеобразовательных программ и адаптированных образовательных программ, предназначенных для обучающихся с особыми образовательными потребностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гонеев А.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема программно-методического обеспечения инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 373.1

ПРОБЛЕМА ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

© 2016 А. Д. Гонеев

докт. пед. наук, профессор, e-mail: pedagogy@kursksu. ru

Курский государственный университет

В статье рассматривается проблема программно-методического обеспечения процесса реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации. Раскрываются аспекты взаимосвязи общеобразовательных программ и адаптированных образовательных программ, предназначенных для обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья, адаптированные образовательные программы, программно-методическое обеспечение

Среди многообразия проблем, связанных с внедрением инклюзивного образования в общеобразовательные организации: своевременность подготовки квалифицированных педагогических кадров, формирование безбарьерной образовательной среды, создание необходимой нормативно-правовой базы и т.д., -важное место занимает разработка программно-методического обеспечения данного процесса. Именно здесь остро стоит проблема совмещения задач, реализуемых в системе общего образования, и требований, предъявляемых к обучению детей, имеющих особые образовательные потребности. Возникает масса вопросов о совмещении продолжительности образования обычных детей и детей, имеющих ограниченные возможности здоровья; о распределении содержания и объёма учебных программ, об использовании индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса; о выделении времени педагогу на разработку основной и адаптированной образовательной программ и т.д. Всё это должно быть отражено в материалах программно-методического обеспечения инклюзивного образования:

1) программе коррекционной работы, являющейся составной частью ООП, разрабатываемой образовательной организацией на основе рекомендованного перечня общеобразовательных программ;

2) адаптированной основной общеобразовательной программе;

3) адаптированной образовательной программе, разрабатываемой образовательной организацией с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и его особых образовательных потребностей.

Основная образовательная программа (ООП) как начального, так и основного общего образования определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, самосовершенствование, обеспечивающее социальную успешность развития творческих и физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа состоит из трёх разделов: целевого, содержательного и организационного. В содержательном разделе ООП размещены

программа развития универсальных учебных действий; программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных; программа воспитания и социализации обучающихся, а также программа коррекционной работы. Во ФГОСе основного общего образования сделана пометка в отношении этой программы: она разрабатывается при наличии в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Программа коррекционной работы, согласно п.18.2.4 ФГОС основного общего образования, направлена на коррекцию недостатков, психологического и (или) физического развития детей с ОВЗ, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории.

Программа должна содержать:

• цели и задачи коррекционной работы с обучающимися на ступени основного общего образования;

• перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению обучающимися с ОВЗ основной образовательной программы;

• систему комплексного сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ, включающую комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы;

• механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников образовательного учреждения, других образовательных учреждений и социальных институтов, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;

• планируемые результаты деятельности [Федеральный государственный образовательный стандарт 2010].

Предназначение данной программы в системе общего образования обучающихся состоит в том, что она должна обеспечивать:

- выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ при освоении ими ООП и их дальнейшую интеграцию в образовательный процесс;

- реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с ОВЗ с учетом состояния их здоровья и особенностей психофизического развития.

Особое внимание обращено на создание специальных условий воспитания и обучения детей с ОВЗ, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности; использование специальных образовательных программ, специальных учебных программ, специальных учебных и дидактических пособий, соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; предоставление услуг ассистента, помощника, оказывающего необходимую техническую помощь.

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19.12.2014 г. №1598, с 1 сентября 2016 г. общеобразовательные организации должны приступить к обучению детей,

зачисленных до 01.09.2016 г., по адаптированным образовательным программам. Данный ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Данный стандарт рассчитан на реализацию образования детей всего спектра нарушения развития и является основанием для разработки адаптированных основных общеобразовательных программ НОО одного или нескольких вариантов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ. Реализация АООП НОО может быть организована как совместно с другими обучающимися, что следует особо подчеркнуть, при реализации инклюзивного образования, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. То есть ФГОС предназначен для реализации АООП НОО как в системе бывшего «специального (коррекционного) образования», так и в системе основного общего образования в рамках инклюзивного образования.

В стандарте особо подчеркивается, что обучение и воспитание признается как единый процесс организации познавательной, речевой и предметно-практической деятельности обучающихся с ОВЗ, обеспечивающий овладение ими содержанием образования в качестве основного средства достижения цели образования; что развитие личности обучающихся с ОВЗ осуществляется в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации, реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающих развитие способностей каждого обучающегося, разработку содержания и технологий НОО обучающихся с ОВЗ, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития, разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ, позволяющих раскрыть их творческий потенциал, сформировать познавательные мотивы, обогатить формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми [Федеральный государственный образовательный стандарт 2015: 59-60].

В качестве ведущих задач ФГОСа определены единые задачи для всех обучающихся начального общего образования:

во-первых, формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающегося с ОВЗ (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);

во-вторых, охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей, в том числе социального и эмоционального благополучия;

в-третьих, формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

в-четвертых, создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями;

в-пятых, обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО и организационных форм получения образования обучающимися с учетом их образовательных потребностей;

в-шестых, формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся [Там же: 60-61].

В данном стандарте, как и в других ФГОСах, прописаны требования к структуре и содержанию адаптированной основной образовательной программы начального общего образования и к условиям ее реализации.

Согласно п. 2 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В п. 28 ст. 2 Федерального закона разъясняется, что адаптированная образовательная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (п. 6, ст. 11) обеспечение права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются ФГОСом или в федеральные государственные образовательные стандарты включаются специальные требования.

В проекте концепции ФГОС для детей с ОВЗ предлагаются четыре варианта образовательных программ.

1. Вариант образовательной программы (А)

Основную образовательную программу обучающихся с ОВЗ осваивают в рамках структуры программы коррекционной работы. Обучающийся полностью включен в общий образовательный поток (инклюзия). Может создаваться индивидуальной учебный план. Этот вариант программы предлагается для обучающихся с ОВЗ имеющих нарушения слуха, зрения при сохраненном интеллекте.

2. Вариант образовательной программы (В)

Адаптированная образовательная программа создается на основе ФГОСа. При

необходимости она может индивидуализироваться. К данной образовательной Программе может быть создано несколько учебных планов или индивидуальный учебный план с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся. Обучающиеся с ОВЗ получают образование, сопоставимое по итогам достижения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные (удлиненные) календарные сроки, которые определяются стандартом. Обучение детей с ОВЗ может осуществляться совместно с обычными школьниками, а также в отдельных классах или в отдельных организациях. Этот вариант образовательной программы предназначается для обучающихся с ОВЗ, имеющих задержку психического развития (ЗПР), нарушение зрения или слуха, тяжелые нарушения речи.

3. Вариант образовательной программы (С)

Данный вариант адаптированной образовательной программы также создается на основе стандарта, при необходимости возможна ее индивидуализация. К образовательной программе может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы с учетом образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ. К моменту завершения обучения обучающиеся с ОВЗ получают образование, не сопоставимое с образованием сверстников. Данный вариант программы предназначен для обучающихся, имеющих умственную отсталость.

4. Вариант образовательной программы (Д)

Обучающиеся с ОВЗ получают образование по адаптированной основной

образовательной программе, созданной на основе индивидуального учебного плана. Данный вариант образовательной Программы предназначен для детей с ОВЗ, имеющих сложные и множественные нарушения развития [Малофеев 2009].

Адаптированная основная общеобразовательная программа - это образовательная программа, приспособленная для обучения определенных категорий

лиц с ограниченными возможностями здоровья. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» выделяют образовательные организации (п. 5, ст. 79) для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Важным моментом в программно-методическом обеспечении инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ является разработка и проектирование адаптированных образовательных программ.

Исходным пунктом в проектировании программы являются принятие локального нормативного акта «Положение об адаптированной образовательной программе», который дает возможность четко определить порядок ее разработки, логику, этапы, содержание и структуру.

При проектировании и реализации образовательной программы для детей с ОВЗ необходимо соблюдать определенную последовательность действий. Прежде чем проектировать адаптированную образовательную программу, необходимо:

- внимательно изучить и проанализировать Федеральный государственный образовательный стандарт и требования к содержанию основных общеобразовательных программ и учебного плана;

- провести исследование и проанализировать результаты комплексного изучения психолого-педагогического статуса ребенка с ОВЗ (проводят специалисты ПМПк);

- определить временные границы реализации адаптированной образовательной программы. Оптимальный вариант разработки адаптированной образовательной программы для обучающихся составляет один год. После промежуточной диагностики результатов ее реализации в конце учебного года могут быть внесены коррективы в ее содержание;

- сформировать цели адаптированной программы. В общем виде цели воспитания и обучения обучающихся задаются ФГОСом, в адаптированной образовательной программе они уточняются и корректируются. Цель должна быть корректна, измерима, непротиворечива и согласована с целью и задачами работы образовательной организации;

- определить круг задач, конкретизирующих цель коррекционной работы. Задачи программы определяют направления учебно-воспитательной и коррекционной работы с ребенком;

- конкретизировать содержание адаптированной образовательной программы, описать способы и приемы, с помощью которых обучающийся будет осваивать содержания образования;

- осуществить планирование форм реализации разделов адаптированной программы (индивидуальных, индивидуально-групповых, групповых и др.);

- спланировать формы участия в реализации адаптированной образовательной программы педагогических работников (учитель, психолог, логопед, социальный педагог, педагог дополнительного образования и др.), а также родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ;

- определить критерии промежуточной и итоговой оценки эффективности результатов реализации программы [Зубарева 2015].

Структура адаптированной образовательной программы соотносится со структурой основной образовательной программы основного общего образования и включает титульный лист, пояснительную записку, учебный план, содержание программы, заключение и рекомендации.

1. Титульный лист включает наименование образовательной организации, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия и имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, педагогическим советом образовательной организации, согласование с родителями.

2. Пояснительная записка. Излагается психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной мере.

Формулируются цели и задачи сопровождения ребенка и специальные условия для получения образования которые представлены в п. 3. ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В пояснительной записке могут быть раскрыты и специальные образовательные условия, которые необходимо соблюдать при проектировании адаптированной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ любой категории.

3. Учебный план. Разрабатываются индивидуальные учебные планы на основе базисного учебного плана для детей с ОВЗ и отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету на основе основных адаптированных образовательных программ и ФГОСа для детей с ОВЗ. Для организации и проведения коррекционных и развивающих занятий в учебном плане предусматриваются часы за счет части учебного плана либо за счет реализации программ дополнительного образования интеллектуально-познавательной направленности.

4. Основное содержание программы. Содержание адаптированной образовательной программы, как правило, делится на три блока: образовательный, коррекционный, воспитательный.

В образовательном блоке раскрывается содержание образования на определенной ступени обучения с включением адаптированных рабочих программ по предметам и критериев оценивания достижений.

Содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и «формирование жизненной компетенции».

«Академический» компонент - это накопление потенциальных возможностей для активной реализации их в настоящем и будущем. Следует предположить, что впоследствии ребенок сможет самостоятельно выбрать из накопленного потребные (необходимые) ему знания, умения, навыки для личного, профессионального и социального развития.

Компонент «формирование жизненной компетенции» рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями, навыками, жизненно необходимыми ему в обыденной жизни для развития отношений с окружающими. Важно, чтобы окружающая среда стимулировала, а не подавляла его развитие.

Коррекционный блок раскрывает основные направления коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Здесь представлены разделы работы учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-предметника, реализующего коррекционно-развивающую деятельность в урочной и внеурочной работе по предмету.

Воспитательный блок - планируемая работа классного руководителя, воспитателя, педагога дополнительного образования; характер взаимодействия специалистов и родителей обучающихся в процессе их психолого-педагогического сопровождения; социально-адаптированная работа с обучающимися.

5. Заключение и рекомендации. Включают обоснование внесения корректив в содержание программы по результатам промежуточной диагностики; мониторинг результатов освоения АОП (продвижение обучающихся в личностном развитии; достижения по отдельным учебным предметам; овладение общеучебными умениями -

личностными, предметными и метапредметными): педагогические выводы и заключение по реализации адаптированной образовательной программы в целом; рекомендации по составлению АОП на следующий учебный год.

На основе составленных адаптированных образовательных программ педагог разрабатывает их учебно-методическое и дидактическое обеспечение, осуществляет календарно-тематическое планирование, разрабатывает технологические карты уроков с учётом потребностей всех обучающихся и возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласовывает всё это со специалистами: дефектологом, педагогом-психологом, помощником (ассистентом) и др., что, несомненно, повысит эффективность инклюзивного образования обучающихся.

Библиографический список

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Проспект, 2013. 160 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования №1897 от 17.12.2010 г. М., 2011. 50 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Вестник образования, 2015. № 5. С. 57-78

Актуальные вопросы обучения отдельных категорий детей в образовательных организациях / авт.-сост.: Т.Г. Зубарева, Н.Г. Петелина, Н.В. Ефремова, О.В. Полячихина, А.И. Бекетова. Курск, 2015. 152с.

Малофеев Н.Н. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: Основные положения концепции // Дефектология. 2009. №1. С. 5-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.