Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА РАСКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИИ, СОВЕРШЕННЫХ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА'

СПЕЦИФИКА РАСКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИИ, СОВЕРШЕННЫХ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
149
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПРАВОВОЕ / ПОЛИЦИЯ / СУБЪЕКТ / ОБЪЕКТ / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Подрезов Александр Анатольевич, Сергеев Кирилл Александрович, Чаптыков Олег Андреевич

Предметом исследования данной работы являются вопросы специфики выявления, проведения оперативных мероприятий сотрудниками полиции при совершении правонарушений на транспорте. Объектом исследования являются различные стадии необходимых мероприятий при раскрытии правонарушений. Автор рассматривает современные принципы, нормативную базу и инструментарий необходимый сотрудникам полиции при проведении оперативных мероприятий на транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Подрезов Александр Анатольевич, Сергеев Кирилл Александрович, Чаптыков Олег Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF SOLVING CRIMES COMMITTED AT TRANSPORT FACILITIES

The subject of the study of this work is the issues of the specifics of identifying and conducting operational measures by police officers when committing offenses in transport. The object of the study is the various stages of the necessary measures in the disclosure of offenses. The author examines the modern principles, regulatory framework and tools necessary for police officers when conducting operational activities in transport.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА РАСКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИИ, СОВЕРШЕННЫХ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342.92 ББК 67.401.011

DOI 10.24412/2073-0454-2021-4-215-218 © Подрезов А.А., Сергеев К.А., Чаптыков О.А., 2021

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

СПЕЦИФИКА РАСКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИИ, СОВЕРШЕННЫХ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА

Александр Анатольевич Подрезов, начальник кафедры огневой и физической подготовки Международного межведомственного Центра подготовки и переподготовки специалистов по борьбе с терроризмом и экстремизмом, кандидат экономических наук

Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (142007, Московская область,

г. Домодедово, мкрн. Авиационный, ул. Пихтовая, д. 3)

E-mail:padre70@mail.ru

Кирилл Александрович Сергеев, старший преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Международного межведомственного центра подготовки сотрудников оперативных подразделений им. генерал-лейтенанта милиции А.Н. Сергеева

Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (142007, Московская область, г. Домодедово, мкрн. Авиационный, ул. Пихтовая, д. 3) E-mail: bstr13@mail.ru

Олег Андреевич Чаптыков, преподаватель кафедры подготовки сотрудников полиции в сфере транспортной безопасности Центра подготовки сотрудников полиции для подразделений по охране общественного порядка Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (142007, Московская область, г. Домодедово, мкрн. Авиационный, ул. Пихтовая, д. 3) E-mail: uoso1986@mail.ru

Аннотация. Предметом исследования данной работы являются вопросы специфики выявления, проведения оперативных мероприятий сотрудниками полиции при совершении правонарушений на транспорте. Объектом исследования являются различные стадии необходимых мероприятий при раскрытии правонарушений. Автор рассматривает современные принципы, нормативную базу и инструментарий необходимый сотрудникам полиции при проведении оперативных мероприятий на транспорте.

Ключевые слова: правонарушение, правовое, полиция, субъект, объект, оперативно-разыскная деятельность.

Alexander A. Podrezov, Head of the Department of Fire and Physical Training of the International Interdepartmental Center for Training and Retraining of Specialists in the Fight against Terrorism and Extremism, Candidate of Economic Sciences All-Russian Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation (142007, Moscow region, Domodedovo, Aviatsionniy district, Pikhtovaya str., 3) E-mail:padre70@mail.ru

Kirill A. Sergeev, Senior Lecturer of the Department of Operational and Investigative Activities of the Internal Affairs Bodies of the International Interdepartmental Training Center for Employees of Operational Units named after Lieutenant General of the Militia A.N. Sergeev

All-Russian Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation (142007, Moscow region, Domodedovo, Aviatsionniy district, Pikhtovaya str., 3) E-mail: bstr13@mail.ru

Oleg A. Chaptykov, Teacher of the Department of Training of Police Officers in the field of transport Security of the Center for Training of Police Officers for Public Order Protection Units

All-Russian Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation (142007, Moscow region, Domodedovo, Aviatsionniy district, Pikhtovaya str., 3) E-mail: uoso1986@mail.ru

Abstract. The subject of the study of this work is the issues of the specifics of identifying and conducting operational measures by police officers when committing offenses in transport. The object of the study is the various stages of the necessary measures in the disclosure of offenses. The author examines the modern principles, regulatory framework and tools necessary for

SPECIFICS OF SOLVING CRIMES COMMITTED AT TRANSPORT FACILITIES

police officers when conducting operational activities in transport.

Keywords: offense, legal, police, subject, object, operational search activity.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Подрезов А.А., Сергеев К.А., Чаптыков О.А. Специфика раскрытия преступлений, совершенных на объектах транспорта. Вестник Московского университета МВД России. 2021;(4):215-218.

Транспорт — это не только отрасль экономики, которая является средством мобильного передвижения людей и грузов, но и источник повышенной опасности, а также объект преступного посягательства. Поэтому к числу приоритетных проблем, решаемых государством, относится обеспечение безопасности транспорта и транспортной инфраструктуры. Нормативную базу в этой сфере составляет Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16 ФЗ «О транспортной безопасности»1.

Правоохранительная деятельность на объектах транспорта осуществляется в специфических и сложных условиях, предопределяемых его круглосуточной работой транспорта, значительной концентрацией людей на вокзалах, станциях, в портах и поездах, повышенной опасностью, интенсивным перемещением граждан по территории Российской Федерации и за ее пределы, сосредоточением на обслуживаемых объектах больших объемов перевозимых грузов, а также значительной протяженностью участков оперативного обслуживания2.

Ввиду этого, специфика деятельности органов внутренних дел на транспорте обусловлена в первую очередь не административными границами субъектов Российской Федерации, а географическими и экономическими особенностями регионов дислокации объектов оперативного обслуживания.

Например, организация и обеспечение пропускного и внутриобъектового режима в аэропорту существенно отличается от железнодорожного транспорта. Можно выделить основные направления:

1) Пропускной и внутриобъектовый режим в аэропорту организуется в соответствии с инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режиму, которая утверждается администрацией аэропорта по согласованию с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и подразделением вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации.

1 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Электронный ресурс. СПС «КонсультантПлюс».

2 Федеральный закон от 07.02.2011 N З-ФЗ «О полиции» // СПС «Консультант-Плюс».

2) Территории аэродромов совместного базирования или использования должны быть огорожены, въезды (выезды) должны находиться под контролем САБ и подразделений, осуществляющих охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры и иметь средства принудительной остановки автотранспорта.

3) Авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, обязаны соблюдать требования инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму.

4) Члены экипажа воздушного судна для выполнения полетного задания или иных служебных обязанностей допускаются в рабочую площадь аэропорта, прилегающую к ней территорию и расположенные вблизи здания или часть их, доступ в которые контролируется (далее — контролируемая зона аэропорта) по удостоверениям членов экипажей воздушных судов в порядке, установленном администрацией аэропорта, после прохождения процедуры предполетного досмотра.

5) Авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, сотрудники пограничных, таможенных и иных органов, осуществляющих государственный контроль, а также автотранспорт допускаются в контролируемую зону аэропорта по пропускам установленного в данном аэропорту образца и в соответствии с требованиями инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму. Указанные лица при нахождении в контролируемой зоне аэропорта должны иметь на верхней одежде с левой стороны личные пропуска с фотографиями и указанием секторов допуска.

6) Лица сторонних организаций и посетители в контролируемую зону аэропорта допускаются в установленном инструкцией, утвержденной уполномоченным администрацией аэропорта должностным лицом, порядке по разовым или временным пропускам с указанием конкретного сектора(ов) допуска.

7) В контролируемой зоне аэропорта не допускается:

• эксплуатация автомобилей и механизмов, не

зарегистрированных в установленном порядке, а также личного транспорта;

• использование без разрешения администрации аэропорта кинокамер, фото- и видеоаппаратуры;

• нахождение авиационного персонала, работников авиационных предприятий и иных лиц, осуществляющих свою деятельность на территории аэропорта после окончания рабочего времени (смены) без разрешения администрации;

• курение и разведение огня в не предусмотренных для этого местах;

• загромождение территории строительными и другими материалами, предметами, которые затрудняют движение транспорта;

• нецелевое использование аэродромной территории.

8) КПП аэропорта оборудуются средствами связи, освещением, турникетами, металлическими воротами с автоматизированными системами открытия и закрытия, приводимыми в действие с помощью средств дистанционного управления, системой видеонаблюдения и видеозаписи, тревожной сигнализацией, стационарными техническими средствами досмотра физических лиц, а также смотровыми площадками, специальными устройствами для досмотра транспортных средств и грузов и принудительной остановки.

9) В помещениях КПП оборудуются стенды с образцами действующих в аэропорту удостоверений и пропусков, а также с образцами подписей должностных лиц, имеющих право подписи постоянных, временных, разовых и материальных пропусков.

10) В периметровом ограждении территории аэропорта предусматривается необходимое количество запасных выездов, оборудованных запираемыми воротами и системой охранной сигнализации.

Анализируя оперативную обстановку на железнодорожном транспорте можно отметить, что например, Ивановский ЛО МВД России на транспорте обслуживает участок Северной железной дороги длиной 580 км, пролегающий по территории 10 районов Ивановской области, 4-х — Владимирской области, а также Нерехтинского района Костромской области, железнодорожные вокзалы городов Иваново и Кинешма, 35 железнодорожных станций, 10 остановочных платформ и 28 пакгаузов.

По данному участку пролегают маршруты поездов дальнего следования «Иваново — Санкт-Петербург» и «Санкт-Петербург — Самара», местного сообщения «Иваново — Москва», «Кинешма — Москва» и 24 поезда местного сообщения1.

1 Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Заключена в г. Нью-Йорке 15.12.1997 г., ратифицирована Россией Федеральным законом от 13.02.2001 г. № 19-ФЗ).

Кроме того в зону ответственности линейного отдела входит Кинешемский речной порт, акватория реки Волга, протяженностью 220 км, пролегающая по территории Приволжского, Кинешемского, Юрьевец-кого, Пучежского районов Ивановской области и Сокольского района Нижегородской области.

Также объектом оперативного обслуживания Ивановского ЛО МВД России на транспорте является аэропорт г. Иваново, откуда осуществляются регулярные рейсы сообщением Иваново — С. Петербург, а в летний период Иваново — Сочи и Иваново — Анапа2.

Согласно ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» одной из задач оперативно-разыскной деятельности является: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших [2].

Раскрытие преступлений — это деятельность правоохранительных органов, направленная на обнаружение подготавливаемых, совершающихся или уже совершенных преступлений, установление причастных к ним лиц, а также обстоятельств, подлежащих доказыванию и последующее применение к ним уголовного наказания или других предусмотренных законом мер [1, с. 38].

По нашему мнению, существует ряд специфических особенностей функционирования железнодорожного транспорта, которые следует учитывать при организации оперативного обслуживания:

а) нахождение поездов в постоянном движении от начальной станции «А» до конечной станции «Б», с остановками по маршруту его движения на промежуточных станциях разных регионов Российской Федерации. При этом, учитывая географическое положение Российской Федерации, расстояние между станциями «А» и «Б» может составлять от нескольких сотен до нескольких тысяч километров;

б) посадка и высадка пассажиров на промежуточных станциях по пути следования в нескольких субъектах Российской Федерации;

в) сменность сотрудников транспорта, обслуживающих поезд в пути следования;

г) временное нахождение большого количества людей, не взаимосвязанных между собой, проживающих в различных регионах нашей страны, а также иностранных граждан странах, в сравнительно небольшом помещении (вагоне) [3, с. 52].

Предположим, что в пассажирском поезде сооб-

2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2007 г. № 45 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений» // СПС «Консультант-Плюс».

щением Санкт-Петербург — Самара едут: постоянно проживающий в г. Рыбинск гражданин И., следующий домой с работы и зарегистрированный в г. Санкт-Петербурге гражданин П. — по служебной необходимости до стации Нижний Новгород.

Маршрут данного поезда проходит по территории оперативного обслуживания Ивановского линейного отдела МВД России на транспорте. Пассажиры П. и И. едут в одном вагоне, и ночью гражданин И. совершает кражу мобильного телефона. Пока гражданин П. спит, И. доезжает до нужной ему станции и выходит, а его место занимает другой пассажир. Утром гражданин П. обнаруживает отсутствие своего телефона и сообщает об этом проводнику вагона, который в свою очередь докладывает начальнику поезда. Последний через машиниста локомотива по средствам радиосвязи передает информацию дежурному по стации, который сообщает в ближайшее транспортное отделение полиции по маршруту следования поезда.

На ближайшей крупной станции в поезд подсаживается следственно-оперативная группа, которая осуществляет оперативно-разыскные мероприятия и необходимые следственные действия. И в отличие от территориальных органов сотрудники транспортной полиции вынуждены работать в пути следования поезда из-за отсутствия возможности задержать поезд сверх времени, определенного его расписанием. После сбора первичного материала следственно-оперативная группа возвращается обратно к месту постоянной дислокации на любом следующем в обратном направлении поезде.

Для объективного, полного и всестороннего расследования преступлений данной категории необходимо допросить всех пассажиров вагона, в котором было совершено преступление, а также часть поездной бригады. Все опрашиваемые граждане проживают в населенных пунктах различных субъектов Рос-

сийской Федерации, а возможно и за ее пределами. Члены поездной бригады проживают на отдалении от места дислокации линейного отдела, а также, ввиду специфики их работы, постоянно перемещаются по территории страны.

Таким образом, на примере хищения личного имущества гражданина в пассажирском поезде, можно проследить, что специфика работы органов внутренних дел на транспорте заключается в трансрегиональности совершения преступлений, необходимости сбора информации для уголовного дела в разных регионах Российской Федерации, отдаленности места дислокации линейного отдела, как от места совершения преступления, так и участников события преступления.

Литература

1. Кирин А.В. Теория административно-деликт-ного законодательства: Дис. ... д-ра юрид. наук. С. 38.

2. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный) / Ю.Е. Аврутин, С.П. Булавин, Ю.П. Соловей и др. М.: Проспект, 2012. 552 с.

3. Копытов Ю.А. Административное право. М.: Юрист, 2013.

References

1. Kirin A.V. The theory of administrative-tort legislation: Dis. ... Dr. yurid. P. 38.

2. The commentary to the Federal law "On police" (itemized) / Yu.E. Avrutin, S.P. Bulavin, Yu.P. Solovey, etc. M.: Prospekt, 2012. 552 p.

3. Kopytov Yu.A. Administrative law. Moscow: Yurist, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.