Научная статья на тему 'АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ'

АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
190
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПРАВОВОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА / ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / ПОЛИЦИЯ / СУБЪЕКТ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОАП РФ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Султанов Камиль Арифович, Кашкина Екатерина Валерьевна

Анализируются понятия форм профилактического воздействия в рамках Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Выявляются несоответствия категорий лиц, установленных федеральным законодательством и ведомственными нормативными актами МВД России, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа с целью профилактики совершения новых административных правонарушений. Обосновывается неэффективность существующих профилактических мер. Методология работы представлена совокупностью наиболее распространенных приемов и методов исследований. Среди них можно отметить такие, как анализ и синтез законодательства в рамках темы исследования, использование формально-юридического метода, структурно-логическое изложение исследуемого материала. Предлагаются новые подходы, позволяющие скорректировать исследование проблемы индивидуальной профилактики, направленные на разработку более эффективных форм профилактического воздействия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Султанов Камиль Арифович, Кашкина Екатерина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF ADMINISTRATIVE AND JURISDICTIONAL ACTIVITIES OF THE POLICE FOR THE PREVENTION OF ADMINISTRATIVE OFFENSES

The article analyzes the concepts of forms of preventive influence in the framework of Federal law No. 182-FZ of 23.06.2016 «On the basics of the system of crime prevention in the Russian Federation». Inconsistencies between the categories of persons established by Federal legislation and departmental regulations of the Ministry of internal Affairs of Russia, in respect of which individual preventive work is carried out in order to prevent the Commission of new administrative offenses, are identified. The ineffectiveness of existing preventive measures is justified. The methodology of the work is represented by a set of the most common research techniques and methods. Among them are the analysis and synthesis of legislation in the framework of the research topic, the use of the formal legal method, and the structural and logical presentation of the material under study. New approaches are proposed to correct the study of the problem of individual prevention, aimed at developing more effective forms of preventive action.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ»

УДК 342.92 ББК 67.401.011

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10391 © К.А. Султанов, Е.В. Кашкина, 2020

Научная специальность 12.00.14 - административное право; административный процесс

АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПОЛИЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Камиль Арифович Султанов,

старший преподаватель кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса,

кандидат экономических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: mpkr@mail.ru; Екатерина Валерьевна Кашкина, доцент кафедры подготовки сотрудников полиции для подразделений по охране общественного порядка и подразделений по вопросам миграции,

кандидат юридических наук, доцент Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (142007, Домодедово, мкрн. Авиационный, ул. Пихтовая, д. 3)

E-mail: 000049@bk.ru

Аннотация. Анализируются понятия форм профилактического воздействия в рамках Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Выявляются несоответствия категорий лиц, установленных федеральным законодательством и ведомственными нормативными актами МВД России, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа с целью профилактики совершения новых административных правонарушений. Обосновывается неэффективность существующих профилактических мер. Методология работы представлена совокупностью наиболее распространенных приемов и методов исследований. Среди них можно отметить такие, как анализ и синтез законодательства в рамках темы исследования, использование формально-юридического метода, структурно-логическое изложение исследуемого материала. Предлагаются новые подходы, позволяющие скорректировать исследование проблемы индивидуальной профилактики, направленные на разработку более эффективных форм профилактического воздействия.

Ключевые слова: индивидуальная профилактика, правонарушение, правовое информирование, профилактическая беседа, формы профилактического воздействия, полиция, субъект, административная деятельность, КоАП РФ.

ANALYSIS OF ADMINISTRATIVE AND JURISDICTIONAL ACTIVITIES OF THE POLICE FOR THE PREVENTION OF ADMINISTRATIVE OFFENSES

Kamil' A. Sultanov,

Senior Lecturer of the Department of Civil and Labor Law, Civil Procedure Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Ekaterina V. Kashkina,

Associate Professor of the Department of Training Police Officers for Units for the Protection of Public Order and Units on Migration Issues, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor All-Russian Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia

(142007, Domodedovo, mkrn. Aviatsionnyy, ul. Pikhtovaya, d. 3)

Abstract. The article analyzes the concepts of forms of preventive influence in the framework of Federal law No. 182-FZ of 23.06.2016 «On the basics of the system of crime prevention in the Russian Federation». Inconsistencies between the categories of persons established by Federal legislation and departmental regulations of the Ministry of internal Affairs of Russia, in respect of which individual preventive work is carried out in order to prevent the Commission of new administrative offenses, are identified. The ineffectiveness of existing preventive measures is justified. The methodology of the work is represented by a set of the most common research techniques and methods. Among them are the analysis and synthesis of legislation in the framework of the research topic, the use of the formal legal method, and the structural and logical presentation of the material under study. New approaches are proposed to correct the study of the problem of individual prevention, aimed at developing more effective forms of preventive action.

Keywords: individual prevention, offence, legal information, preventive conversation, forms of preventive exposure, police, subject, administrative activity, Administrative code of the Russian Federation.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Султанов К.А., Кашкина Е.В. Анализ административно-юрисдикционной деятельности полиции по профилактике административных правонарушений. Вестник экономической безопасности. 2020;(6):235-9.

Для выполнения обязанностей по защите личности от угроз жизни и здоровью, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности полиция наделена соответствующими правами и полномочиями, значительный объем которых реализуется в сфере принятия правовых решений в административном порядке. Особенную роль в системе профилактики совершения новых административных правонарушений в МВД России занимают участковые уполномоченные полиции [2, с. 17-33].

В 2019 году Министерством юстиции Российской Федерации был зарегистрирован приказ МВД России, утверждающий Инструкцию по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке (далее Инструкция). Указанный документ в действии меньше года, однако за столь малый период его существования возникли вопросы по его применению и его соответствию ряду положений федерального законодательства. Рассмотрим лишь некоторые из них - это формы профилактического воздействия, регламентированные п. 35 Инструкции, а именно правовое информирование и профилактическая беседа. Итак, подпункт 35.1, в части проведения правового информирования участковым уполномоченным полиции, содержит отсылку к лицам, указанным в подпунктах 24.224.6, которым уделяется особое внимание при проведении правового информирования. Разбирая приведенные пункты, мы увидим, что, во-первых, подпунктов всего четыре, от 24.1 до 24.4, а во-вторых, внимание должно уделяться:

«24.2 Посещает жилые помещения в целях общения и установления взаимного доверия с их собственниками и иными гражданами, проживающими в них.

24.3. Взаимодействует с собственниками или представителями собственников объектов, расположенных на территории административного участка, в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

24.4. Вручает визитные карточки гражданам и представителям организаций, расположенных на территории административного участка».

Скорее всего, разработчики допустили техническую ошибку, и предполагалось, что особое вни-

мание при правовом информировании должно уделяться лицам, указанным в подпунктах 25.2-25.6, а именно:

иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим или временно находящимся на территории Российской Федерации с нарушением правил въезда либо режима пребывания (проживания);

лицам, склонным к совершению бытовых преступлений;

лицам, страдающим наркоманией и алкоголизмом;

лицам, пострадавшим от преступлений или подверженных риску стать таковыми в силу их малолетнего либо престарелого возраста, а также имеющим психические расстройства;

лицам без определенного места жительства и занятий, находящихся на территории обслуживаемого административного участка.

Далее обратим внимание на круг лиц, фигурирующих в пп. 35.1 Инструкции, а именно отсылки к категориям, указанным в пп. 33.1-33.6 отсутствует, следовательно правовое информирование до сведения всех граждан, проживающих на административном участке.

Определив, с какими категориями лиц, согласно Инструкции, проводится индивидуальная профилактика, отметим, что одним из нововведений в Инструкции является закрепление такой формы профилактического воздействия как правовое информирование, заключающееся в доведении до сведения граждан и организаций информации, направленной на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от противоправных посягательств. Приведенное определение понятия «правовое информирование» закреплено в ст. 18 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской» (далее ФЗ № 182), и перекликается с пп. 97 п. 11 Положения о МВД России [7].

Существуют различные взгляды касаемо сущности правового информирования. Так, А.В. Жай-воронок, С.А. Тимко, А.Д. Щербаков считают индивидуальную профилактику, к которой относится правовое информирование, виктимилогической профилактикой, которая сводится к оказанию по-

мощи лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковым (пп. 25.5 Инструкции). Соответственно, реализация данной формы профилактики, исходя из определения, однобока и направлена на виктимность, то есть на повышение правовой грамотности, бдительности граждан, проживающих на обслуживаемом административном участке, недопущение и нейтрализацию фактов, провоцирующих к совершению преступлений и правонарушений в отношении данных лиц.

Однако правовая информация доводится до лиц путем применения различных мер образовательного, воспитательного, информационного, организационного или методического характера. По мнению Р.А. Осипова, правовое информирование необходимо рассматривать в контексте его взаимосвязи с правовым воспитанием [3, с. 153-158], которое включает в себя правовую пропаганду, правовое обучение, юридическую практику, самовоспитание [4, с. 325].

Допустим, что формированию определенной системы знаний о базовых понятиях права, его принципах и действующих правовых норм, определяющих должное поведение, формирующих правовую культуру и повышающих правосознание членов общества способствует совокупность приведенных элементов правового информирования. Тем не менее, предложенный в Инструкции способ доведения до сведения граждан информации путем размещения ее на информационных стендах, в средствах массовой информации, в сети «Интернет» и т.п., носит методический характер. Подобное ограничивает возможный потенциал рассматриваемой формы индивидуального воздействия, что подтверждает виктимный характер и однобокость приведенного способа. С одной стороны информация доведена (обратят внимание лица правосознательные), а с другой - не востребована той целевой аудиторией, на которую рассчитана (лиц, указанных в пп. 25.225.6 Инструкции) либо должна быть рассчитана, но не предусмотрена (пп. 33.1-33.6 Инструкции).

Мы не будем приводить характеристики лиц, указанных в рассматриваемых подпунктах, укажем лишь, что одной из причин культивирования нигилизма в их среде является неудовлетворенность своим социально-правовым статусом, за счет чего про-

исходит падение уровня культуры и правосознания. Если не превозносить экономику, финансы и технологический прогресс, а во главу угла поставить дисциплину, законопочетание и, политико-правовую культуру, то есть произвести модернизацию в головах людей и их сознании [2, с. 31], это поспособствует выработке у них, принимаемым обществом и государством, линии правомерного поведения. Соответственно, вышеприведенные составляющие формы правового информирования способствуют не только защите лиц, от преступных посягательств, но и являются сдерживающим фактором, в случае если с лицом была проведена разъяснительная (профилактическая) беседа, с соблюдением основных педагогических требований [1, с. 155-160].

Профилактическая беседа, регламентированная ст. 20 ФЗ № 182, также вменяется обязанностью участковому уполномоченному (пп. 35.2 Инструкции). Однако участковые уполномоченные полиции в ходе опроса, проводимого в рамках занятий во Всероссийском институте повышения квалификации сотрудников МВД России, отмечают низкую эффективность профилактической беседы, так как категории лиц, с которыми ведется индивидуальная профилактическая работа (пп. 33.1-33.6 Инструкции), в большей мере имеют устойчивое, в нередких случаях ярко выраженное, антисоциальное поведение. Помимо этого, при умении расположить к себе во время беседы, с целью установления доверительных отношений, участковый уполномоченный должен, на основе жизненного и профессионального опыта, способствовать решению различного рода проблем, провоцирующих к противоправному поведению, тем не менее, исходя из определения профилактическая беседа следует, что данная норма носит сдерживающий характер, так как направлена исключительно на разъяснение негативных последствий антиобщественного поведения.

Примечательно, что меры воспитательного воздействия, направленные на лиц, предусмотренных ч. 2 ст. 24 ФЗ № 182, не соответствуют с лицами, указанными в пп. 33.1-33.6 Инструкции:

1. Безнадзорные и беспризорные дети - в отношении данной категории, согласно п. 33 Инструкции, участковым уполномоченным полиции не проводится профилактическая работа. Исходя из

Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в отношении данной категории несовершеннолетних, согласно приказу МВД России от 15.10.2013 № 845, участковый уполномоченный осуществляет контроль за поведением, в пределах компетенции.

2. Лица, отбывающие наказания, не связанные с лишением свободы - в отношении которых участковый уполномоченный полиции осуществляет контроль за поведением, что также подтверждено пп. 3 п. 7 Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России, по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительной инспекции, преступлений и других правонарушений [6].

3. Лица, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством - как отдельная категория не входит в перечень п. 33 Инструкции.

4. Несовершеннолетние, подвергнутые принудительным мерам воспитательного воздействия -

5. Лица без определенного места жительства -как отдельная категория не входит в перечень п. 33 Инструкции.

6. Другие категории лиц, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе лица, прошедшие курс лечения от наркомании, алкоголизма и токсикомании и реабилитацию, а также лица, не способные самостоятельно обеспечить свою безопасность, с их согласия:

- обращаем внимание, что пп. 33.4 и 33.5 инструкции говориться о лицах, больных алкоголизмом и наркоманией, тогда как ФЗ № 182 - о лицах, прошедших курс лечения от данных болезней;

- лица, не способные самостоятельно обеспечить свою безопасность - отдельной категорией, согласно Инструкции, не являются, им уделяется лишь особое внимание при правовом информировании и проведении участковым уполномоченным полиции профилактического обхода административного участка;

- остаются другие категории лиц, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и здесь можно возразить - в данное понятие и войдут лица, предусмотренные п. 33 Инструкции. При внимательном изучении части 2 ст. 24 ФЗ № 182 мы увидим, что законодатель под лицами, в отношении

которых проводиться индивидуальная профилактическая работа, подразумевал лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, под которой понимается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно [8].

Соответственно, круг лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа строго ограничен рамками пункта 33 Инструкции, следовательно возникает вопрос о легитимности осуществления профилактической деятельности участкового уполномоченного полиции в рамках ФЗ № 182, а равно об эффективности и целесообразности существующих форм профилактического воздействия на лиц, в отношении которых осуществляется профилактическая деятельность.

Для проведения профилактических бесед и правового информирования, участковый уполномоченный должен знать обширную нормативную базу не только в сфере юриспруденции, но и здравоохранения, социальной сфере, обладать психолого-педагогическими знаниями и навыками решения сложившихся сложных жизненных ситуаций, владеть информацией о существующих видах государственной помощи, для направления по подведомственности нуждающегося в ней, в том числе достаточно большим жизненным опытом. Подобное будет вызывать уважение и доверие со стороны граждан и лиц, проживающих на обслуживаемом административном участке. К сожалению, уровень доверия к участковому уполномоченному на сегодняшний день по данным ВЦМОМ [5], составляет 59%, что означает, есть к чему стремиться и над чем работать. Полагаем, для начала необходимо:

• посредством опроса установить, сколько лиц обращает внимание на различного рода информацию (информационно-правовую), размещенную в общественных местах на стендах и в периодической печати, насколько эффективна представленная информация;

• средний возраст участкового уполномоченного полиции и стаж в должности, его коммуникативные навыки, умение довести информацию как информационного, так и профилактического характера;

• определить среднестатистический портрет профилактируемых лиц и разработать рекомендации и иную литературу, способствующую установлению контакта и проведения профилактической работы;

• повышение квалификации участковых уполномоченных полиции, как по профилю деятельности, так и по смежным деятельности направлениям.

В соответствии с полученными результатами возможно потребуется корректировка концепции содержания и методов проведения правового информирования и профилактической беседы.

Литература

1. Кириллов С.И., Уткин В.А., Шмарион П.В. Содержание и методика проведения профилактических бесед с лицами, состоящими на учете в органах внутренних дел // Вестник Воронежского института МВД России. 2019. № 3. С. 155-160.

2. Матузов Н.И. Правовой нигилизм как образ жизни // Вестник Саратовской юридической академии. 2012 . № 4 (87). С. 17-33.

3. Осипов Р. А. Правовое информирование: понятие и соотношение со смежными категориями // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 3 (104). С. 153-158.

4. Общая теория государства и права: академический курс: в 3 т. 2-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2001. Т. 3. С. 325.

5. Опрос показал, сколько россиян доверяют сотрудникам полиции // РИА Новости. 6 ноября 2019. https://ria.ru/20191106/ (дата обращения: 01.09.2020 г.).

6. Приказ Минюста России и МВД России от 4.10.2012 № 190/912 «Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительной инспекций, преступлений и других правонарушений» // СПС «Консультант-Плюс».

7. Указ Президента РФ от 21.12.2016 № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс».

8. Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.