Научная статья на тему 'О некоторых аспектах экстремизма неофитов в российской Федерации'

О некоторых аспектах экстремизма неофитов в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
395
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
неофиты / новообращение молодежи в ислам / исламский религиозный экстремизм / прозелитизм / джихад / незаконные вооруженные формирования / «Исламское государство» / террористические группировки. / neophytes / youth conversion to Islam / Islamic religious extremism / proselytism / Jihad / illegal armed groups / Islamic state / terrorist groups.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анатолий Юрьевич Олимпиев, Артур Хамидбиевич Кодзоков

Рассматривается сравнительно новое социальное явление среди российской молодежи — новообращение в ислам; истоки и факторы его возникновения в российском обществе; наиболее часто используемые способы и методы вербовки лиц, новообращенных в ислам, в незаконные вооруженные формирования, в том числе с использованием сети Интернет. Исследован комплекс методов воздействия на объект вербовки с учетом его морально-психологических качеств, социального статус и пр. Затрагиваются проблемы отсутствия в российском обществе идеологии, что негативно сказывается на формировании мировоззренческих взглядов личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Анатолий Юрьевич Олимпиев, Артур Хамидбиевич Кодзоков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME ASPECTS OF NEOPHYTE EXTREMISM IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with a relatively new social phenomenon among the Russian youth-the new conversion to Islam, the origins and factors of its emergence in the Russian society, the most commonly used methods and methods of recruitment of persons converted to Islam, in illegal armed groups, including the use of the Internet. As the complex of methods of influence on the recruitment, given his moral and psychological qualities, social status, etc., Addresses the problem of the absence in the Russian society ideology, which negatively affects the formation of attitudes of the individual.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах экстремизма неофитов в российской Федерации»

УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10153

ББК 67 © А.Ю. Олимпиев, А.Х. Кодзоков, 2019

Научная специальность 12.00.09 — уголовный процесс

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ЭКСТРЕМИЗМА НЕОФИТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Анатолий Юрьевич Олимпиев, доцент кафедры противодействия незаконному обороту наркотиков, доктор исторических, кандидат юридических

Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (142007, Московская область, г. Домодедово, 1 микрорайон Авиационный, Пихтовая ул., д. 3) E-mail: [email protected]

Артур Хамидбиевич Кодзоков, старший преподаватель кафедры противодействия незаконному обороту наркотиков, подполковник полиции

Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (142007, Московская область, г. Домодедово, 1 микрорайон Авиационный, Пихтовая ул., д. 3) E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассматривается сравнительно новое социальное явление среди российской молодежи — новообращение в ислам; истоки и факторы его возникновения в российском обществе; наиболее часто используемые способы и методы вербовки лиц, новообращенных в ислам, в незаконные вооруженные формирования, в том числе с использованием сети Интернет. Исследован комплекс методов воздействия на объект вербовки с учетом его морально-психологических качеств, социального статус и пр. Затрагиваются проблемы отсутствия в российском обществе идеологии, что негативно сказывается на формировании мировоззренческих взглядов личности.

Ключевые слова: неофиты, новообращение молодежи в ислам, исламский религиозный экстремизм, прозелитизм, джихад, незаконные вооруженные формирования, «Исламское государство», террористические группировки.

ON SOME ASPECTS OF NEOPHYTE EXTREMISM IN THE RUSSIAN FEDERATION

Anatoly Yrevich Olimpiev, Associate Professor of the Department of Counteraction to illicit Drag Trafficking, PhD, doctor of historical sciences

Russian Institute of Advanced Training of the Officers of the Ministry of internal Affairs of Russia (142007, Moscow region, Domodedovo, 1 microdistrict Aviatsionniy, Pikhtovaya stree, 3) E-mail: [email protected]

Artur Hamidbievich Kodzokov, senior lecturer of the Department of combating illegal drug trafficking, police Lieutenant Colonel

Russian Institute of Advanced Training of the Officers of the Ministry of internal Affairs of Russia (142007, Moscow region, Domodedovo, 1 microdistrict Aviatsionniy, Pikhtovaya stree, 3) E-mail: [email protected]

Annotation. The article deals with a relatively new social phenomenon among the Russian youth-the new conversion to Islam, the origins and factors of its emergence in the Russian society, the most commonly used methods and methods of recruitment of persons converted to Islam, in illegal armed groups, including the use of the Internet. As the complex of methods of influence on the recruitment, given his moral and psychological qualities, social status, etc., Addresses the problem of the absence in the Russian society ideology, which negatively affects the formation of attitudes of the individual.

Keywords: neophytes, youth conversion to Islam, Islamic religious extremism, proselytism, Jihad, illegal armed groups, Islamic state, terrorist groups.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Олимпиев А.Ю., Кодзоков А.Х., О некоторых аспектах экстремизма неофитов в Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(3):141-4.

В Российской Федерации наблюдается тенденция к увеличению роста числа неофитов1, а именно новообращенных в ислам и его течение ваххабизм.

На сегодняшний день экстремизм остается сложной социальной проблемой для правоохранительных органов Российской Федерации2.

Одной из самых его опасных форм является исламский религиозный экстремизм, идеи которого основаны на приверженности к радикальным взглядам и действиям, отрицанию существующих в обществе норм и правил, стремлении переустройства мира в соответствии со своими религиозными взглядами.

Отличительной особенностью религиозных экстремистов является пропаганда истинности и исключительности своего вероисповедания, фанатичная нетерпимость и агрессивное отношение к представителям иных религий.

У представителей исламского религиозного экстремизма ярко выражено стремление к искоренению представителей иной религии вплоть до их физического истребления, проявление крайней неприязни к представителям различных течений внутри своей же религии и принуждение их к соблюдению особой системы религиозной веры.

В последние годы в Российской Федерации наблюдается тенденция к увеличению роста числа неофитов, а именно новообращенных в ислам и его течение вах-хабизм3.

Возникшее после распада СССР, данное социальное явление, распространилось практически во всех странах постсоветского пространства. В свою очередь, предпосылками к массовому новообращению молодежи в ислам можно считать внутриполитическую нестабильность СССР в конце 80-х годов прошлого века, выражавшуюся в распространении политического, национального и религиозного экстремизма во всех союзных республиках.

Российская Федерация, «унаследовав» проявления всех видов экстремизма, с первых же дней своего существования столкнулась с вытекающими из них проблемами. Особенно четко это видно на примере северокавказских республик, где уже в полной мере среди населения пропагандировались различные экстремистские настроения, в особенности националистические и религиозные. На фоне этих событий в российском обществе начало расти количество неофитов. Ранее носившее единичный характер, данное явление к середине 90-х годов, под влиянием активизации вооруженного бандитского подполья северокавказских республик и боевых действий на Ближнем Востоке, обрело массовый характер.

Рассматривая новообращение молодежи в ислам как социальное явление можно отметить, что основны-

ми факторами его возникновения является отсутствие у определенной категории граждан жизненных целей, а также кризисное состояние общества и отсутствие в нём моральных устоев. Поэтому к лицам, наиболее подверженным внушению и легко принимающим идеи радикального ислама, стоит относить именно неофитов.

Особое усердие в прозелитизме4 проявляют так называемые идеологи религиозного экстремизма.

При подборе кандидата с целью приобщения к учениям ваххабизма, идеологами учитываются особенности его дружеского окружения, из которого, в свою очередь, формируются личные интересы (участие в различных социальных сетях, увлечение спортом и прочее), что становится основным ориентиром для вербовщиков перед началом психологической обработки.

По сути, вовлечение в ислам и дальнейшее приобщение к экстремистской деятельности — это поэтапная работа, представляющая собой целый комплекс методов воздействия на объект вербовки с учетом его морально-психологических качеств, социального статуса, мировоззрения, материального благосостояния.

Вербовка неофитов представителями экстремистских организаций ведется практически по всей территории России.

Как правило, чаще «под прицел» исламистских идеологов попадают люди недовольные существующей властью, страдающие нехваткой общения, с серьезными материальными трудностями, а также лица, на которых в распоряжении вербовщиков имеются определенные компрометирующие сведения. Для определенной категории неофитов, принявших ислам, характерно увлечение идеями одного из его крайне радикального течения ваххабизм. Именно лица новообращенные в мусульманство особо ценны для идеологов радикального ислама и считаются идеальным объектом вербовки в ряды вооруженных формирований, так как они легче подвергаются внушению и психологической обработке. Соответственно, в дальнейшем это приводит к вовлечению их в различные исламистские экстремистские организации. Одной из таких организаций является «Исламское Государство Ирака и Леванта»5 («Исламское государство», «ИГИЛ»), международная исламистская экстремистская террористическая организация, основной целью которой является создание единого исламского государства, охватывающего Ближний Восток, Центральную Азию, часть Европы, Африки и России.

Принимая ислам и придерживаясь идей ваххабизма, неофиты начинают демонстрировать религиозное рвение, стремясь доказать, что они нарывных с другими мусульманами. Именно этот факт способствует их активному вступлению в ряды вооруженных формирований «Исламского государства» и участия в так

называемом джихаде6.

Рост влияния «Исламского государства» на политическую ситуацию на Ближнем Востоке, наблюдающийся в последнее десятилетие, является для России крайне нежелательным процессом.

Малейшее расширение сферы влияния «Исламского государства» на Россию вызывает активизацию его боевиков в северокавказских республиках и влечет за собой рост количества россиян, желающих принять ислам, вступить в ряды «ИГИЛ», отправится в Сирию и участвовать в джихаде.

Возникшая в 2006 году и обретшая широкую известность летом 2014 года после начала наступления на северные и западные районы Ирака, а также север Сирии (Курдистан), организация «Исламское государство» вкладывает огромные деньги в пропаганду своих идей, что позволяет бесперебойно пополнять свои ряды новобранцами всех мастей.

После ударов российской авиации по позициям боевиков в Сирии осенью 2015 года боевики «ИГИЛ» объявили России очередной джихад. Почти одновременно с этим в сети «Интернет» появилось заявление главарей этой организации о воссоздании в Российской федерации террористической группировки, действовавшей на территории Северного Кавказа под названием «Имарат Кавказ»7, боевики которой присягнули на верность «Исламскому государству». Естественно, что такие заявления не могли не повлиять на боевой дух «новоиспеченных» радикалов, которые готовы в любую минуту исполнить волю своих духовных наставников.

Осенью 2015 г. в Российской Федерации были отмечены факты возникновения джамаатов8, в основном состоящих из новообращенных мусульман радикальных взглядов, готовых вступить в джихад как на Северном Кавказе, так и за пределами Российской Федерации.

По сведениям различных источников в настоящее время на территории Сирии и Ирака в рядах вооруженных формирования «Исламского государства», террористических группировок «Джебхат Ан-Нусра»9 и «Джейшаль-Мухаджириналь-Ансар»10 воюют, по разным данным, около 4-5 тысяч граждан России, среди которых несколько сот неофитов, многие из которых уничтожены в ходе боевых действий или задержаны.

В качестве примеров преступной деятельности неофитов на территории России можно привести уроженца г. Улан-Удэ Республики Александра Тихомирова, 1982 г.р., известного как Саид Бурятский, уничтоженного в марте 2010 г. в ходе спецоперации в Республике Ингушетия, участника экстремистско-террористической группы действовавшей на Северном Кавказе, одного из организаторов подрыва поезда «Невский экспресс» 27 ноября 2009, причастного

к покушению на президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова; уроженца г. Нальчик Кабардино-Балкарской республики Эдуарда Миронова 1974 г.р. осужденного Верховным судом Кабардино-Балкарской республики в 2014 г. к пожизненному заключению за участие в нападение на правоохранительные органы г. Нальчика в октябре 2005 года; жителя г. Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа Анатолия Землянка 1987 г.р., состоявшего в рядах боевиков «ИГИЛ» с 2013 г., уничтоженного в ходе боёв за г. Мосул в Ираке, ставшего «героем», распространённого в сети Интернет видеоролика казни жителя Чечни Магомеда Хасиева (неофит, ранее Евгений Юдин) обвиненного в связях с спецслужбами России.

В основном пропаганда радикальных идей и дальнейшая вербовка в ряды вооруженных формирований происходит преимущественно на популярных социальных сетях Интернета. Профессиональными вербовщиками на страницах социальных интернет-сетей ведется целенаправленная работа по распространению идей исламского религиозного экстремизма и привлечению молодежи в свои ряды, используя целый арсенал всевозможных психологических трюков. При этом упор делается на незнание человеком своих духовных традиций, используя его религиозное невежество, в конечном итоге, лишая свободы выбора.

Как пример результата работы идеологов ваххабизма можно привести случаи в Волгоградской области и Красноярском крае, когда новообращенные в ислам русские девушки вербовали своих подруг в качестве шахидов — смертников для совершения терактов на Северном Кавказе. Также зафиксирован случай, когда в 2013 году в Тверской области 14-летний подросток через социальные сети принял ислам, стал приверженцем ваххабизма, после чего изготовил взрывное устройство, с помощью которого намеревался взорвать одно из местных отделений полиции.

Известно, что в северокавказских республиках Российской Федерации молодежь традиционно увлечена всевозможными видами спортивных единоборств. Поэтому спорт является одним из излюбленных областей вербовки в радикальный ислам. Трезвый образ жизни, сплоченность и дисциплинированность спортсменов — все это на руку вербовщикам и упрощает их задачу. Помимо психологической обработки, спортсменов заинтересовывают материально — оказывают финансовую помощь для приобретения необходимых спортивных принадлежностей, спонсируют их участие в соревнованиях и сборах различных уровней (оплачивают транспортные расходы, проживание, питание и т.д.) в результате чего спортсмены попадают в определенную зависимость от экстремистски настроенных группировок.

Целый ряд этнических русских православных спортсменов приняли ислам ваххабитского толка и выехали в Сирию для участия в боевых действиях в составе вооруженных формирований «Исламского государства»

Так, в марте 2016 г. в Сирии в ходе боёв был убит чемпион России по боксу, уроженец г. Уфы Республики Башкортостан Вячеслав Лапшин, 1981 г.р., воевавший на стороне вооруженных формирований «ИГИЛ». И таких примеров множество.

Кроме того, огромное число неофитов вовлекаются не только в противоправную деятельность террористической и экстремистской направленности, мотивированную религиозными убеждениями, но и в другие тяжкие преступления — убийства, разбои, вымогательство, торговлю оружием и наркотическими средствами11.

Таким образом, отсутствие в Российской Федерации правовой идеологии негативно сказывается на формировании мировоззренческих взглядов у молодежи.

1 Лица, новообращенные в какое-либо учение или религию.

2 Подробнее об этом см., например: Олимпиев А.Ю. О некоторых проблемах определения понятия «организованная преступность» и противодействия ей в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 9. С. 93-95.

3 Религиозно-политическое движение в исламе, сформиро-

вавшееся в ХУШ веке, названого по имени арабского теолога Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба.

4 Стремление обратить других в свою веру, а также деятельность, направленная на достижение этой цели.

5 Решением Верховного суда Российской Федерации от 29.12.2014 г. признана террористической, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации.

6 Понятие в исламе, означающее борьбу за свою веру. В понятии экстремистов - «борьба с неверными».

7 Исламистская террористическая организация, действовавшая на Северном Кавказе с 2007 г. и ставившая своей целью создание независимого исламского государства (эмирата). Была провозглашена 07.10.2007 г. Президентом Чеченской Республики Ичкерия в изгнании Доку Умаровым.

8 Община, объединение мусульман, посещающих одну мечеть. В понятии экстремистов - боевое подразделение, готовое к участию в джихаде.

9 Террористическая организация на территории Сирии и Ливана. Решением Верховного суда Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. признана террористической, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации.

10 Одна из повстанческих организаций в Сирии, воюющих против режима Башара Асада.

11 Подробнее об этом см., например: Олимпиев А.Ю. Криминальный оборот наркотиков как одна из разновидностей организованной преступности // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 3. С. 116-118; Олимпиев А.Ю., Гаврюш-кин Ю.Б. Уголовная ответственность как одна из форм противодействия неправомерному обороту наркотиков в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД Рос-сии. 2015. № 4. С. 137-138.

Уголовный процесс. Проблемы теории и практики. Учебник. Под ред. А.В. Ендольцевой, О.В. Химичевой. 799 с. 2019 г. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Учебник соответствует ФГОС высшего образования, определяющим уровень подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре (направление подготовки 40.07.01 «Юриспруденция»), а также в аспирантуре (направление подготовки 40.06.01 «Юриспруденция»).

Рассматриваются актуальные теоретические, законодательные и правоприменительные проблемы уголовного судопроизводства. Содержатся правовые основы, отражающие изменения законодательства на момент издания настоящего учебника, обзор теоретических основ, включая основные, наиболее значимые точки зрения, выработанные в науке, проблемные вопросы для научной дискуссии и дальнейших научных исследований.

Для адъюнктов (аспирантов) и преподавателей образовательных организаций высшего образования, научных работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.