Научная статья на тему 'Специфика проведения уроков истории с учащимися VIII вида в "школе-интернате для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи"'

Специфика проведения уроков истории с учащимися VIII вида в "школе-интернате для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / КОРРЕКЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / TRAINING / CORRECTIONAL EDUCATION / HISTORY / TEACHING MATERIALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Писарев Алексей Александрович

Обучающиеся VIII вида относятся к категории умственно отсталых детей. Причем, в современной школе их наличие существенно прогрессирует, составляя одну из наиболее многочисленных категорий детей с отклонением развития. Инновационные подходы в образовании показывают, что все дети так или иначе обучаемы с использованием соответствующих приемов и методик. Соответственно, коррекционное обучение в современном мире является вполне востребованным, эффективным и доступным средством для обучающихся VIII вида. В частности, такой подход носит актуальный оттенок на таком информационно-насыщенном предмете как история.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Писарев Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF HISTORY LESSONS WITH STUDENTS OF VIII TYPE IN " BOARDING SCHOOL FOR STUDENTS IN NEED OF PSYCHOLOGICAL, PEDAGOGICAL, MEDICAL AND SOCIAL ASSISTANCE"

Students of VIII type belong to the category of mentally retarded children. Moreover, in modern school, their presence significantly progresses, making one of the most numerous categories of children with developmental disabilities. Innovative approaches in education show that all children are somehow taught using appropriate techniques and techniques. Accordingly, correctional training in the modern world is quite popular, effective and affordable means for students of the VIII type. In particular, this approach has an actual shade on such an information-rich subject as history.

Текст научной работы на тему «Специфика проведения уроков истории с учащимися VIII вида в "школе-интернате для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи"»

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ИСТОРИИ С УЧАЩИМИСЯ VIII ВИДА В «ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ» Писарев Алексей Александрович

Школа-интернат для обучающихся, нуждающихся в ППМС помощи,

г. Томск, Россия pisarevfortuna777@gmail.com

Обучающиеся VIII вида относятся к категории умственно отсталых детей. Причем, в современной школе их наличие существенно прогрессирует, составляя одну из наиболее многочисленных категорий детей с отклонением развития. Инновационные подходы в образовании показывают, что все дети так или иначе обучаемы с использованием соответствующих приемов и методик. Соответственно, коррекционное обучение в современном мире является вполне востребованным, эффективным и доступным средством для обучающихся VIII вида. В частности, такой подход носит актуальный оттенок на таком информационно-насыщенном предмете как история.

Ключевые слова: обучение, коррекционное образование, история, дидактические материалы

В последнее время российская педагогика завоевала достаточно широкую популярность в области интеграции. Эти инновационные идеи распространились, прежде всего, на процесс образования умственно отсталых детей. Эксперименты четко показывают, что даже, на первый взгляд безнадежных обучающихся, можно чему-либо научить, грамотно используя специфические методы, приемы и средства обучения [1]. Процесс обучения и воспитания такого контингента людей в классах VIII вида имеет коррекционную направленность. В данном случае подразумевается исправление недостатков психического и физического развития умственно отсталых обучающихся. Оно сводится к максимальному приближению развития этих детей до уровня полноценных школьников. Эффективность зависит от правильной постановки всего учебно-воспитательного процесса и выбора метода обучения.

Практика показывает, что большинство выпускников классов VIII вида достаточно хорошо подготовлены к жизни обычного среднестатистического человека: они успешно обустраивают свой быт, с удовольствием работают по полученной профессии, являются законопослушными гражданами [2]. Для достижения должного эффекта важен индивидуальный подход к каждому из таких обучающихся. Он предполагает всестороннее изучение и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей ученика. Опираясь на эти данные, учитель намечает ближайшие перспективные задачи и разрабатывает для их решения

систему педагогических мер для применения в условиях фронтальной работы с классом, а в отдельных случаях - дополнительной индивидуальной

[3].

Индивидуальный подход необходим школьникам независимо от успехов в учебе: дополнительные задания поддерживают наработанный уровень и, в то же время, повышают интерес к дальнейшему обучению. Разрабатывая дидактический материал, важными составляющими элементами должны служить определенные факторы: воспитывающая и развивающая направленность; доступность для понимания; систематичность и последовательность; связь с повседневностью; межпредметная связь [4]. Соответственно, в практике обучения классов VIII вида наиболее эффективным является комбинированный урок. Такой тип подачи материала в данном случае популярен ввиду дозированных знаний, наличием необходимого времени для решения дидактических задач, закрепления, повторения, уточнения знаний и разнообразия приемов учебного процесса.

Учитывая, что История как предмет достаточно информативен и входит в учебную программу коррекционных классов VIII вида, подача материала должна быть тщательно проработана и максимально донесена до обучающихся. Для этого необходимо создание наиболее точных зрительных образов, которые будут формировать представление о подаваемой информации. К ним относятся картины, таблицы, схемы, иллюстрации. При этом, одна из важнейших проблем, которая стоит перед учителем на уроке Истории с классом VIII вида - развитие речи обучающихся с умением грамотно мыслить, анализировать и выражать собственную точку зрения [6]. Неоценимую помощь в таких моментах оказывают адаптированные иллюстративные произведения, особенно с краеведческим уклоном на местность проживания обучающихся. В качестве проверки знаний широко используются слайды с загадками и викторины с поясняющими картинками. В качестве наглядного материала является атлас, с помощью которого закрепляются рассматриваемые события. Дополнением к нему выступают контурные карты, способствующие не только хорошему запоминанию фактов, но и, в то же время, развивают элементы творчества при оформлении, либо выбора цветовой гаммы для прорисовывания тех или иных пунктов задания. Такой подход является существенной частью коррекци-онной работы на уроках истории.

Однако, особая роль в категории зрительных образов для обучающихся 8 вида отводится демонстрации видеоматериалов [5]. В этом аспекте широко используется просмотр тематических мультфильмов. Таким образом, по крайней мере на подсознательном уровне, происходит усвоение данной информации. Наибольшего эффекта достигает выполнение обучающимися рисунков, либо раскрасок по увиденному материалу, беседа об увиденных сюжетах и выделение положительных и отрицательных моментов событий, либо героев.

Заключительным этапом желательно проведение тематических экскурсий. На этой стадии изучения определенной темы урока или раздела внимание обучающихся переключается к наиболее существенным, значимым объектам, вычленяя из общего частное [7].

Всё увиденное и услышанное детьми необходимо обязательно закреплять «по свежим следам» - делиться впечатлениями, мнениями, рассуждениями. В этот момент четко прослеживаются еще немаловажные элементы для дальнейшей работы с обучающимися 8 вида: чувства, эмоции, мимика, жесты, которые могут сыграть важную роль в изучении последующих тем, свидетельствуя об уровне заинтересованности и понимания детьми пройденного материала [8].

Таким образом, с помощью примитивной подачи материала Истории для обучающихся VIII вида, начиная с наглядного метода и плавным переходом на диалоги можно достичь достаточно усвоения информации. Без тени сомнения можно утверждать, что большая часть обязательно останется в памяти этих детей и будет проявляться в жизненных ситуациях. Список литературы

1. Пузанов Б. П. Обучение детей с нарушениями в интеллектуальном развитии.- М.: Академия, 2008. С.24.

2. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 2005. С.184.

3. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Под ред. Б. П. Пузанова. - М.: Академия, 2007. С.6.

4. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие / Под ред. Б. П. Пузанова. - М.: Академия, 1999. С.93.

5. Акимова М. К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьника - М.: Академия, 2008. С.271.

6. Соловьев И. М. Восприятие умственно отсталых школьников. - М., 2003. С.164.

7. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. -М.: ВЛАДОС, 2010. С.39

8. Педагогическая коррекция. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии // Под ред. Б.П. Пузанова - М.: Академия, 2007. С.297.

Pisarev Alexey Alexandrovich

Boarding school for students in need of PPMS assistance, Tomsk, Russia

pisarevfortuna777@gmail.com

SPECIFICITY OF HISTORY LESSONS WITH STUDENTS OF VIII TYPE IN " BOARDING SCHOOL FOR STUDENTS IN NEED OF PSYCHOLOGICAL, PEDAGOGICAL, MEDICAL AND SOCIAL ASSISTANCE»

Students of VIII type belong to the category of mentally retarded children. Moreover, in modern school, their presence significantly progresses, making one of the most numerous categories of children with developmental disabilities. Innovative approaches in education show that all children are somehow taught using appropriate techniques and techniques. Accordingly, correctional training in the modern world is quite popular, effective and affordable means for students of the VIII type. In particular, this approach has an actual shade on such an information-rich subject as history.

Keywords: training, correctional education, history, teaching materials

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.