Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание обучающихся специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида во внеклассной работе'

Духовно-нравственное воспитание обучающихся специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида во внеклассной работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
772
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / MORAL EDUCATION / СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА / SPECIAL (CORRECTIONAL) BOARDING SCHOOL VIII TYPE / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / STUDENTS / ВОСПИТАННИКИ / PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малышева Валентина Григорьевна, Москвина Ольга Владимировна, Третьякова Елена Валентиновна

В статье излагается опыт духовно-нравственного воспитания обучающихся Торжокской коррекционной школы-интерната VIII вида во внеклассной работе. Обсуждаются результаты воспитания, достигнутые в течение двух лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малышева Валентина Григорьевна, Москвина Ольга Владимировна, Третьякова Елена Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION OF STUDENTS IN SPECIAL (CORRECTIONAL) BOARDING SCHOOL VIII TYPE IN EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES

The article presents the experience of spiritual and moral education Torzhok correctional boarding school type VIII in extra-curricular activities. The article discusses the results of education achieved within two years.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание обучающихся специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида во внеклассной работе»

УДК: 372.367

Малышева Валентина Григорьевна, канд. биол. наук, доцент кафедры математического и естественнонаучного образования Института педагогического образования ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», г. Тверь е-mail: pedagog.natural@tversu.ru

Москвина Ольга Владимировна, воспитатель ГКОУ «Торжокская

школа-интернат»

е-mail: olqa.v2017@bk.ru

Третьякова Елена Валентиновна, воспитатель ГКОУ «Торжокская

школа-интернат»

е-mail: tezeikina@mail.ru

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА VIII ВИДА ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

Аннотация. В статье излагается опыт духовно-нравственного воспитания обучающихся Торжокской коррекционной школы-интерната VIII вида во внеклассной работе. Обсуждаются результаты воспитания, достигнутые в течение двух лет.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида, обучающиеся, воспитанники.

Malysheva Valentina Grigorievna, associate Professor of mathematics and science education Tver State University е-mail: pedagog.natural@tversu.ru

Moskvina Olga Vladimirovna, the teacher of Torzhokskiy correctional

boarding school

е-mail: olqa.v2017@bk.ru

Tretyakova Elena Valentinovna, the teacher of Torzhokskiy correctional

boarding school

е-mail: tezeikina@mail.ru

SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION OF STUDENTS IN SPECIAL (CORRECTIONAL) BOARDING SCHOOL VIII TYPE IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Abstract. The article presents the experience of spiritual and moral education Torzhok correctional boarding school type VIII in extra-curricular

activities. The article discusses the results of education achieved within two years.

Keywords: moral education, special (correctional) boarding school VIII type, students, pupils.

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в нашей стране в последнее время приобрела особую значимость. Это связано с тем, что формирование новой общественно-политической системы сопровождается выделением других приоритетов общечеловеческих ценностей, например приоритета материальных ценностей над духовными. Особую тревогу вызывает изменение отношения к моральным ценностям, в частности, к нормативным представлениям о добре и зле, справедливости и несправедливости, сочувствию и милосердию и т.д. Претерпевает изменение содержание нравственной оценки поступков людей с точки зрения их моральной значимости.

Особое значение имеет духовно-нравственное воспитание детей, обучающихся в специальных коррекционных школах и детей, оставшихся без попечения родителей. В нашей стране для воспитания и обучения различных категорий детей с отклонениями в развитии функционируют разнообразные учреждения государственного и частного статуса.

Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида для умственно отсталых детей является одним из звеньев общей системы образовании. Она определяет социальное и правовое положение лиц с умственной отсталостью в обществе, узаконивает для них равные гражданские права на получение образования и решает три основных задачи: сформировать у обучающихся знания, умения и навыки по общеобразовательным предмета; воспитать у них положительные личностные качества - честность и ответственность, доброту и отзывчивость, трудолюбие, культуру общения, доброжелательность к

окружающим; скорректировать имеющиеся у детей дефекты и таким образом подготовить их к социальной адаптации и интеграции в общество [1,2]. Умственно отсталые дети - наиболее многочисленная категория аномальных детей. Умственная отсталость - это качественные изменения всей психики, воли, личности в целом, в результате перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая аномалия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие и другие высшие психические функции [3, 4, 6, 7]. Это необходимо учитывать педагогам при организации учебно-воспитательного процесса в таких образовательных учреждениях.

В статье излагаются некоторые результаты духовно-нравственного воспитания обучающихся Торжокской специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида во внеклассной работе. В школе живут и обучаются около 80 человек из районов Тверской области в возрасте от 8 до 23 лет. Большинство детей имеют диагноз олигофрения в умеренной или легкой степени дебильности ^70). Приоритетными направлениями в организации учебно-воспитательного процесса в школе являются: духовно-нравственное; здоровьесберегающее; культуротворческое и эстетическое воспитание.

Приступив к работе с обучающимися 4-го класса в возрасте от 10 до14 лет (6 человек), мы поставили задачу провести диагностику уровня сформированности у них следующих духовно-нравственных качеств личности: готовность прийти на помощь, уважение к старшим, дружелюбие, доброта и отзывчивость, трудолюбие, стремление к совершенствованию, культура общения, творческая активность, коллективизм, честность и ответственность, опрятность. При проведении диагностики учитывали методические рекомендации Лаврентьевой Л.И., Ериной Э.Г., Тацинской Л.И. [5]. Исследование проводилось методами

наблюдения, беседы и тестирования. Результаты исследования оценивались в баллах: 3 балла - ответ правильный полный, качество личности проявляется регулярно; 2 балла - ответ правильный неполный, качество личности проявляется нерегулярно; 1 балл - ответ неправильный или нет ответа, качество личности проявляется очень редко. Максимальное количество баллов - 33.

Анализ полученных результатов показал, что у обучающихся большинство духовно-нравственных качеств не сформированы (рис. 1).

100% 90% 80% качество личности проявляется очень

70°% редко

60°% 50% 40% качество личности проявляется не

30% регулярно

20% 10% 0% качество личности проявляется

123456789 10 11 регулярно

Рис. 1. Показатели сформированности качеств личности у обучающихся на констатирующем этапе исследования: 1 - готовность прийти на помощь; 2 - уважение к старшим; 3 - дружелюбие; 4 - доброта и отзывчивость; 5 - трудолюбие; 6 - стремление к совершенствованию; 7 -культура общения; 8 - творческая активность; 9 - коллективизм; 10 -честность и ответственность; 11 - опрятность.

Так, готовность прийти на помощь, честность, ответственность наблюдались только у двоих испытуемых, уважение к старшим проявляли только три человека (50%), доброту, отзывчивость, трудолюбие и творческую активность продемонстрировали два человека (33%). А такие качества, как опрятность, стремление к самосовершенствованию и культура общения не были выявлены ни у одного респондента.

Обобщив результаты исследования по всем показателям, на основании общей суммы баллов, полученных каждым воспитанником, выяснили, что 83% из них показали низкий и 17% - средний уровень сформированности духовно-нравственных качеств личности.

Учитывая результаты констатирующего этапа исследования, психолого-педагогические особенности обучающихся, опыт работы и методические рекомендации коллег, мы разработали и апробировали в течение двух лет программу духовно-нравственного воспитания обучающихся. При разработке и реализации программы руководствовались высказыванием выдающегося педагога В.А. Сухомлинского что «воспитание человека происходит только среди людей, и от того, насколько глубоко отражаются в этой среде моральные достижения человечества, мир человека, идеи общества и государства, зависит эффективность рассчитанных, предусмотренных, целенаправленных усилий воспитателя. Моральная воспитанность состоит в конце концов в том, что человек стремится делать добро и не может делать зло» [8:284].

В работе с умственно отсталыми детьми особую значимость приобретают личностные качества воспитателя, его нравственные принципы. От него зависит психологический климат в детском коллективе, стиль педагогического общения, степень ограничения обучающихся в свободе и др. Поэтому мы руководствовались в работе с детьми принципом уважительного отношения к воспитанникам, никогда не повышали на них голос; перед тем как ругать, провинившегося хвалили (иначе после упреков и претензий возникает оборонительная реакция со стороны воспитанника, и тогда бывает очень трудно найти с ним взаимопонимание); помнили, что человек не может измениться сразу, поэтому необходимо проявлять терпение, выдержку и многократно повторять попытку решить поставленную задачу.

В процессе работы с детьми применялись различные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса: беседы, игры, практические работы, конкурсы, экскурсии, спортивные мероприятия, моделирование, встречи с интересными людьми и некоторые другие.

На первом этапе работы знакомили обучающихся с правилами и нормами поведения в школе. В ходе бесед «Мы взрослеем», «Учимся быть культурными», «Разрешите представиться», «Общение в моей жизни», «Конфликт - неизбежность или...», создавали благоприятную атмосферу в классе, расширяли представления детей о правилах этикета. Формировали умение правильно оценивать себя и других, навыки культурного поведения в повседневной жизни и опыт нравственных взаимоотношений в коллективе. В воспитании культуры общения первостепенное значение имеет пример педагога. Педагог приветствует любого, кто входит в группу, доброжелательно к нему обращается, дает образец культуры ведения диалога. Речь взрослых, их манеры, положительные эмоциональные проявления должны стать образцом для детей.

Культура общения - эта та часть поведения, которая выражается главным образом в речи и когда ребенок осваивает ее грамматический строй, учится правильно строить простые фразы, необходимо приучать его называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы», корректировать произношение, учить детей говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов. Не менее важно в это же время научить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящего.

Формирование культуры общения невозможно себе представить без использования художественной литературы. Чтение книг: А. Барто, К. Чуковского, С. Михалкова, А. Маршака постоянно используется нами на занятиях и при индивидуальном чтении детьми книг, взятых в библиотеке. После чтения сказок, рассказов, стихов, мы обсуждали с детьми поступки

героев. Задавали вопросы, позволяющие думать и делать выводы, кто из героев поступил правильно, а кто нет. Занятия-обобщения проводили в форме викторин «Если с другом вышел в путь...», отгадывания загадок о вежливости, разбора ситуаций по картинкам. Пытались использовать на занятиях пословицы и поговорки о дружбе и друзьях.

Отметим роль музыки в воспитании культуры общения. Она формирует такие качества, как коллективизм, любовь к своим близким, бережное отношение к природе. Дети учатся сопереживать. Музыка звучит на физминутках, на занятиях и в свободное время.

Познакомив детей на занятиях с теми или иными правилами поведения, мы закрепляли их через дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно-ролевые игры, в повседневной жизни. Так, в совместной деятельности проводилась игра-импровизация «Встреча гостей». Дети учились, как можно благодарить хозяина за проведенный вечер. В другой игре «Правильно или нет» ребята учились здороваться и прощаться. Проведенные сюжетно-ролевые игры «День рождения», «Гости», «Давайте познакомимся», «Азбука общения» позволили увидеть, какие навыки уже есть у детей, чему еще нужно научиться. В процессе игры объясняли, как нужно вести себя, как обращаться с близкими людьми, как принимать гостей, как себя вести в гостях. Подбирая игры и игровые ситуации для занятий, мы основывались на своих наблюдениях за поведением детей. Прослеживали изменения в поведении ребят, корректировали содержание игр-занятий с учетом конкретных условий и возможностей детей. С целью закрепления умений и навыков мы использовали иллюстрации, фотографии, мультфильмы, которые в доступной форме напоминают детям о правилах общения.

Большое внимание мы уделяли конфликтам детей и умению договариваться. Нацеливали на помощь друг другу, умению помочь

взрослому. Поощряли детей различными способами к выбору правильного поведенческого шага, формировали опыт доброжелательных проявлений.

Важное значение в духовно-нравственном воспитании детей с нарушенным интеллектом имеет ознакомление их с историей и культурой своего родного края. Беседы и творческие работы на темы « Герои земли русской» и «Военный орден» способствовали воспитанию любви к Родине и формированию положительной оценки защитников родной земли. Экскурсии в природу, на предприятия, посещение архитектурных сооружений, исторических памятников позволили детям составить целостное представление об окружающем его мире, узнать много нового об истории и природе своего края. Под руководством воспитателя дети вычленяли основные элементы, определяли их положение (центр поселка, его окраина и т.д.), устанавливали значение объекта для жителей. Многократное выполнение таких заданий способствовало развитию наблюдательности, что в свою очередь позволило детям составить целостное и в то же время детальное представление об объекте.

Участие в общешкольных днях здоровья на природе воспитывали силу, ловкость, развивает морально-волевые качества, выносливость, стойкость, дисциплинированность, учит любить каждый уголок, вырабатывает потребность в её защите от загрязнения и истребления.

Важное место в духовно-нравственном воспитании обучающихся в специальной (коррекционной) школе занимали разнообразные встречи с интересными людьми. Образ конкретного человека, его поступки всегда более убедительны для учеников школы-интерната, нежели рассказ воспитателя, чтение книг. Участниками встреч были разные люди: ветераны войны и труда, участники и очевидцы знаменательных событий, старожилы и знатоки родных мест, писатели, поэты, люди разных профессий. Именно те встречи, которые были направлены на установление контакта, развития внимания к собеседнику, формирование умения

адекватно реагировать на состояние другого человека, способствовали эмоциональной подготовке к дальнейшей работе, создавали положительный настрой.

Развитию творческой активности, стремления к совершенствованию способствовали проведение различных конкурсов (рисунков, аппликаций, поделок из пластилина, природных материалов; песенный конкурс «Кто кого перепоет» и др.), игры в теннис, шашки, оформление стенгазеты «Правила сотрудничества» и др. Двое наших ребят приняли участие в региональном этапе летней Всероссийской спартакиады воспитанников детских домов и школ-интернатов «Малые игры доброй воли» среди юношей и девушек по шашкам, где заняли 1 -е и 3-е места.

Спустя два учебных года с целью оценки эффективности разработанной программы духовно-нравственного воспитания обучающихся был проведен контрольный этап исследования, который показал, что для большинства воспитанников характерно нерегулярное проявление почти всех духовно-нравственных качеств личности, кроме творческой активности. Это качество личности у 67% детей стало проявляться регулярно. В целом можно заключить, что все показатели значительно улучшились, так как на констатирующем этапе исследования у большинства обучающихся рассматриваемые качества личности отсутствовали или проявлялись очень редко.

Сравнив результаты исследования, полученные на констатирующем и контрольном этапах, мы выяснили, что обучающихся с низким уровнем воспитанности, который преобладали на констатирующем этапе, на контрольном этапе не оказалось. 67% (4 человека) из них повысили свой уровень до среднего, а один воспитанник - до высокого уровня развития духовно - нравственных качеств личности. Обучающийся, который на констатирующем этапе имел средний уровень воспитанности, на контрольном показал высокий уровень (рис. 2).

Рис. 2. Изменение уровня развития духовно-нравственных качеств у обучающихся: 1 -контрольный этап; 2 - констатирующий этап.

Таким образом, за два учебных года нам удалось значительно улучшить личностные качества воспитанников, углубить их представления о добре и зле, справедливости и честности, сформировать умения вести себя адекватно в коллективе и за пределами школы, проявлять уважение к старшим и готовность прийти на помощь к тем, кто в ней нуждается. У большинства детей появилось стремление к самосовершенствованию и развитию творческих способностей. Из изложенного выше можно заключить, что методически грамотно спланированная и целенаправленно осуществляемая внеклассная работа по духовно-нравственному воспитанию обучающихся с нарушенным умственным развитием позволяет достигать положительных результатов.

Список литературы

1. Бойков Д.В. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. - М.: Новый учебник. 2003. 176 с.

2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. / Под редакцией Воронковой В.В. - М.: Школа-Пресс. 1994. 416 с.

3. Дети с отклонениями в развитии /Под редакцией Певзнёра М.С. - М.: Просвещение. 1996. 261 с.

4. Коррекционная педагогика / под ред. Кукушкина В.С. - М.: ИКЦ «МАРТ». 2005. 352 с.

5. Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г. Тацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. - М., 2004. № 6. с. 118.

6. Никуленко Т.Г. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью. / Коррекционная педагогика. - М.: ИКЦ «МАРТ». 2008. с. 77-98.

7. Рубинштейн С. А. Психология умственно отсталого школьника. -М.: Просвещение. 1970. 237 с.

8. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. // Избранные педагогические сочинения: в 3 т. - М., 1979. т 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.