МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ
VIII ВИДА
Ступак Ольга Владимировна
заместитель директора по учебной работе краевого государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Минусинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа -
интернат VIII вида», РФ, г. Минусинск E-mail: stupak-olga@mail. ru
MODEL DEVELOPMENT MANAGEMENT OF CORPORATE CULTURE SPECIAL (CORRECTIONAL) BOARDING SCHOOL VIII KIND
Stupak Olga,
Deputy Director for Academic Affairs of the regional state fiscal special (correctional) educational institutions for students and pupils with disabilities "Minusinskaya special (correctional) boarding obscheobrazovatelnaya shkola
VIIItype", Russia, Minusinsk
АННОТАЦИЯ
В современных условиях модернизации образования появились высокие требования государства к процессу образования как единому целенаправленному процессу воспитания и обучения. Доказывается, что модель управления развитием корпоративной культуры специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида позволит решать управленческие задачи через развитие корпоративной культуры участников образовательного процесса, формирование условий, мотивирующих педагогических работников к саморазвитию, повышение знаний и умений в различных направлениях педагогической деятельности.
ABSTRACT
In modern conditions of modernization of education were high demands on the state in the process of education as a single purposeful process of education and training. It is proved that the model of management of development of the corporate culture of special (correctional) educational institution type VIII will allow to solve management problems through the development of corporate culture participants in
Created by DocuFreezer | www.DocuFreezer.com |
the educational process, to create conditions that motivate teaching staff to self-development, increase knowledge and skills in various areas of teaching.
Ключевые слова: корпоративная культура; специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида; модель управления корпоративной культуры.
Keywords: the nature and structure of the corporate culture; the special (correctional ) educational institution VIII species specificity of oligofrenopedagogov management model of corporate culture.
Актуальность проблемы. В современных условиях модернизации образования появились высокие требования государства к процессу образования как единому целенаправленному процессу воспитания и обучения. В связи с этим возникла необходимость формирования принципиально новой культуры педагогического труда. Это означает, что образовательные учреждения в своей деятельности должны стремиться использовать потенциал корпоративной культуры для развития современных образованных, нравственных, предприимчивых педагогов-профессионалов, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающих, развитым чувством ответственности за судьбу страны.
В современных условиях очевидна необходимость разработки и внедрения новых, перспективных идей в системе управления образовательным учреждением, в том числе в области корпоративной культуры.
Теоретический анализ психолого-педагогических исследований в области развития корпоративной культуры образовательных учреждений позволил выявить, что феномен "корпоративная культура" и вопросы управление ее развитием в специальных (коррекционных) школах-интернатах VIII вида практически не изучен. Между тем, наблюдается ряд противоречий между:
• между непрерывным и системным характером изменений условий жизнедеятельности системы специального образования и неэффективностью традиционной модели функционального управления;
• между возрастающей потребностью в использовании потенциала корпоративной культуры школы-интерната и отсутствием концептуальной разработки путей управления ее развитием. Необходимость разрешения данного противоречия обусловила выбор темы настоящего исследования.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и описании авторской модели управления развитием корпоративной культуры в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида.
Степень изученности проблемы в науке. Вопросы развития корпоративной культуры образовательного учреждения как фактора менеджмента качества обучения, воспитания и развития рассматриваются в работах Р.К. Баскаева [1], Е.Д. Бреуса [2], О.С. Виханского, А.И. Наумова [3], Горбатько О.И., Т.Б. Сергеевой [4], Н.Ф. Яковлевой [6]. Так, например, Н.Ф. Яковлева относит корпоративную культуру к факторам внутренней среды образовательного учреждения, влияющим на успешность воспитания духовно-нравственных и деятельно-волевых черт характера воспитанников образовательных учреждений интернатного типа [7, с. 1335]. Анализ сущности корпоративной культуры показал, что она представлена комплексом разделяемых всеми поведенческих норм, ценностей, представлений и понятий. Структура корпоративной культуры образована нормами, традициями, психологическим климатом, трудовой этикой, мировоззрением и выполняет следующие функции: познавательную, коммуникационную, нормативно-регулирующую, мотивирующую и стабилизационную.
На формирование корпоративной культуры влияет ряд внешних (жизненные ценности, установки, стереотипы, правовой статус и др.) и внутренних (традиции, ритуалы, структура организации, мифы и истории, стиль поведения руководителя и др.) факторов.
Корпоративная культура специальных (коррекционных) образовательных учреждений определяется спецификой деятельности олигофренопедагогов [5]. Как правило, специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида являются учреждениями интернатного типа, для которых характерно круглосуточное пребывание воспитанников в учреждении и их деятельность регламентируется графиком. Педагоги вынуждены работать в первую и во вторую смену, они должны обеспечивать воспитанникам комфортные условия проживания в учреждении, создавать и поддерживать доброжелательную обстановку в коллективе педагогов и детей, не допускать возникновения конфликтной ситуации между детьми, детьми и взрослыми, а в случае возникновения конфликта обязаны в короткий срок погасить его. Педагоги должны всегда иметь хорошее настроение и быть примером для детей.
Специфика работы олигофренопедагогов требует от них постоянного развития и совершенствования своего профессионального мастерства. Профессиональная деятельность педагога тесно переплетается с социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической и другими видами деятельности.
Деятельность олигофренопедагов сопряжена с факторами, оказывающими отрицательное влияние на состояние их здоровья, в числе которых интенсивность труда, психоэмоциональные перегрузки и др., что делает олигофренопедагогов уязвимыми в отношении развития психического выгорания, психоэмоциональное истощения, профессиональной деформации, отражающимися на корпоративной культуре школы-интерната.
Изучение проявлений корпоративной культуры Минусинской коррекционной школы-интерната VIII вида автором данной работы были проведены исследования по методике, приведенной в учебном модуле «Корпоративная культура образовательного учреждения» дополнительной профессиональной программы «Менеджмент в образовании», включающей исследование психологического климата коллектива, стиля управления руководителя; личностных характеристик сотрудников, организационной
структуры управления; сильных и слабых сторон, возможностей и угроз учреждения [8].
Результаты проведенного исследования показали, что образовательное учреждение имеет линейно-функциональную систему управления, достоинствами которой являются высокая заинтересованность педагогов в результатах своей деятельности; достаточная компетентность заместителей директора. Было выявлено, что связь «руководитель-подчиненный» построена по иерархической лестнице, при которой каждый работник подчинен только одному руководителю.
Недостатками данной системы управления являются отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия сотрудников; большой объем времени на принятие решений и их согласование с директором учреждения.
Также было установлено, что в основе управления образовательным учреждением лежит принцип единоначалия и преобладает авторитарно-либеральный стиль управления.
Психологический климат коллектива по результатам исследования является неустойчивый и по ряду факторов находится в интервале между неблагоприятным и среднеблагоприятным климатом, что говорит о наличии в коллективе позитивных и негативных факторов. С одной стороны (позитивные факторы) выявлено стремление педагогов к самосовершенствованию, потребность в соблюдении форм и правил поведения в учреждении, эпизодические проявления солидарности, взаимной поддержки. С другой (негативные факторы) — отсутствие команды единомышленников, недооценка общественной значимости педагогического труда, недостаточная профессиональная компетентность педагогов в вопросах специального образования, высокая текучесть кадров, «стареющий» коллектив.
Только каждый второй сотрудник отмечает доброжелательные отношения в коллективе (54 %); каждый четвертый отмечает, что во взаимоотношениях сотрудников встречаются проявления конфликтности (24 %) и враждебности (32 %). Каждый десятый сотрудник (12 %) проявляет желание вместе
проводить время; более половины сотрудников предпочитают нейтральные отношения в коллективе (54 %). В коллективе преобладают такие личностные характеристики, как: подозрительность, молчаливость и комформность.
Комплексный анализ полученных данных позволил выявить сильные и слабые стороны корпоративной культуры образовательного учреждения и разработать модель управления ее развитием (рис. 1).
Рисунок 1. Модель управления развитием корпоративной культуры в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида
Данная модель направлена на усиление позитивных (сильных) и ослабление негативных (слабых) сторон корпоративной культуры учреждения и представлена следующими компонентами: организационные ценности, нормы, традиции, психологический климат, стиль управления, корпоративные коммуникации.
Данные компоненты направлены на развитие лучших корпоративных норм и традиций учреждения, преодоление сложившихся негативных тенденций в развитии корпоративной культуры учреждения. Организационные ценности раскрывают культуру условий деятельности учреждения, культуру средств и определяют создание условий для развития корпоративного и индивидуального имиджа педагогов, создания яркого, уникального имиджа школы-интерната во внешней среде. Стиль управления позволяет раскрыть условия для плодотворной деятельности коллектива. Психологический климат отражает относительно устойчивую духовную атмосферу в коллективе, способствует раскрытию личностных и профессиональных качеств, обеспечивающих успех деятельности учреждения.
Научные выводы. Разработанная модель учитывает специфику корпоративной культуры коррекционной школы-интерната и обеспечивает управление ее развитием, что, в свою очередь, позволяет решать управленческие задачи по реализации качественного образования детей и подростков с нарушениями умственного развития.
Список литературы:
1. Баскаев Р.К. Организационная культура педколлектива и руководитель // Учитель. — 2004. — № 5. — С. 18.
2. Бреус Е.Д. Психологические основы управления: Учебно-методический комплекс к спецпрактикуму по курсу «Психологические основы управления» Ростов-н/Д., 2007.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Гардарика, 1998.
4. Сергеева Т.Б., Горбатько О.И. Особенности корпоративной культуры образовательного учреждения // Педагогика. 2006. № 10.
5. Специальная педагогика. Учебник для вузов. Под ред. Н.М. Назаровой. М.: ACADEMA, 2000.
6. Яковлева Н.Ф. Стратегический менеджмент в воспитании характера детей-сирот: монография; Краснояр. гос.пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013.
7. Яковлева Н.Ф. Воспитание характера детей-сирот: учебное пособие / Н.Ф. Яковлева; Краснояр. гос. пед. ун-т. им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2010.
8. Яковлева Н.Ф. Дополнительная профессиональная образовательная программа профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании». Модуль «Корпоративная культура в образовательном учреждении»: электронный учебно-методический комплекс для дистанционного обучения [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http: //dpo .kspu.ru/course/view.php?id=7 7.
9. Iakovleva N.F. Criterion-Factor Modeling of Character Education of Orphans / Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 9 (2013, 6), — pp. 1333—1347.