Научная статья на тему 'Модель формирования корпоративной культуры класса в начальной школе'

Модель формирования корпоративной культуры класса в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
499
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
CORPORATE CLASS CULTURE / MODEL OF DEVELOPING CORPORATE CLASS CULTURE / CORPORATE CLASS CULTURE DEVELOPMENT LEVELS / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КЛАССА / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КЛАССА / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КЛАССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонова И.С.

В статье представлена модель формирования корпоративной культуры класса у детей младшего школьного возраста. Дается определение понятия «корпоративная культура класса», а также выделены ее основные структурные компоненты. Автором описаны критерии и показатели, позволяющие определить уровень сформированности корпоративной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Леонова И.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL OF DEVELOPING CORPORATE CLASS CULTURE IN PRIMARY SCHOOL

The article presents a model of developing corporate class culture in primary school. The author defines «corporate class culture», singles out its basic structural components and describes the criteria and indicators which help to define the corporate class culture development level.

Текст научной работы на тему «Модель формирования корпоративной культуры класса в начальной школе»

С точки зрения дидактических требований виртуальный эксперимент в лабораторной работе № 2 разработан достаточно хорошо, за исключением использования условно-графических обозначений. Требуется определенное время и усилия, чтобы учащиеся смогли разобраться, как пользоваться виртуальными приборами.

Таким образом, моделирование как натурное, так и компьютерное, необходимо использовать в обучении физике, соблюдая два требования: адекватного воспроизведение физических свойств системы и дидактической целесообразности использования модели.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пайерлс Р. Построение физических моделей // Успехи физических наук. - 1983. - Т. 140. -Вып. 2.

2. Песецкий П. В., Галахов М. А. Обоснование возможности и необходимости применения матема-

тического моделирования для исследования сложных объектов и процессов. - [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http://www.mipt.ru/ nauka/51conf/dokl/f_3rf9bx/m_3rfovq.html -[Дата обращения 9.06.09].

3. Гаузнер С. И., Кивилис С. С., Осокина А. П., Павловский А. Н. Измерение массы, объема и плотности. - М.: Изд-во стандартов, 1972.

4. Новый метод измерения плотности воды. -[Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://24. ua/news/show/id/24033.htm. - [Дата обращения 11.06.09].

5. Макарова Н. В. Информатика. - М.: ФиС, 2007.

6. Пурышева Н. С., ВажеевскаяН. Е. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобраз. учеб. заведений - М.: Дрофа, 2001.

7. Виртуальные лабораторные работы по физике. 7-9 классы [Электрон. ресурс]: -М. Новый диск, 2007. - Электрон. опт. диск (CD-ROM).

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КЛАССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

A MODEL OF DEVELOPING CORPORATE CLASS CULTURE IN PRIMARY SCHOOL

И. С. Леонова

В статье представлена модель формирования корпоративной культуры класса у детей младшего школьного возраста. Дается определение понятия «корпоративная культура класса», а также выделены ее основные структурные компоненты. Автором описаны критерии и показатели, позволяющие определить уровень сформированности корпоративной культуры.

I. S. Leonova

The article presents a model of developing corporate class culture in primary school. The author defines «corporate class culture», singles out its basic structural components and describes the criteria and indicators which help to define the corporate class culture development level.

Ключевые слова: корпоративная культура класса, модель формирования корпоративной культуры класса, уровни сформированности корпоративной культуры класса.

Keywords: corporate class culture, model of developing corporate class culture, corporate class culture development levels.

В современной Концепции модернизации российского образования важнейшей задачей названо обновление содержания образования, в том числе и начального, переход к новому качеству образования, повышение его эффективности. Значимым компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на формирование у учащихся деловых качеств, толерантности, позитивного самоотношения, способности к рефлексии и самосовершенствованию, умения строить конструктивные отношения с окружающими. Особую актуальность в этой связи приобретает формирование корпоративной культуры класса.

34

В настоящее время проблеме формирования корпоративной культуры уделяется значительное внимание. В психологических исследованиях (В. Н. Воронин, С. В. Мыскин, Р. М. Гайнутдинов, Е. Д. Короткина, С. А. Липатов и др.) рассматриваются различные аспекты корпоративной культуры. Однако, несмотря на наличие определенных успехов в решении теоретических и практических аспектов рассматриваемой проблемы, мы отмечаем недостаточность разработки проблем формирования корпоративной культуры школьного класса. Практически отсутствуют сущностные характеристики основных составляющих корпоративной культуры класса и базовой системы работы по ее формированию.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы, посвященной психологическим аспектам корпоративной культуры, позволили сделать ряд выводов. Во-первых, корпоративная культура школьного класса представляет собой систему норм, представлений, убеждений и ожиданий школьников в сфере общения и поведения в классе. Она отражает принятые и выработанные ими ценности и проявляется в символике, традициях, правилах. Во-вторых, важная роль в расширении и углублении социального опыта учащихся отводится педагогу. В-третьих, в структурном отношении корпоративная культура включает шесть взаимосвязанных компонентов: мировоззрение, корпоративные ценности, нормы, психологический климат, характеристики поведения, учебную мотивацию.

Корпоративная культура класса является мощным стратегическим инструментом, который позволяет ориентировать всех учащихся на решение общих задач, мобилизовать их инициативу и обеспечить эффективное взаимодействие в образовательной среде на уровнях: «ученик - ученик», «ученик - учитель». Она обеспечивает консолидацию и сплоченность школьников на основе общих ценностей, способствует формированию эффективных моделей поведения школьников, развитию активного учащегося, ориентированного в своей деятельности не только на собственные достижения, но и на общий успех окружающих его людей и сообществ.

Выводы, полученные в ходе констатирующего эксперимента, послужили основой для разработки теоретической модели формирования корпоративной культуры класса у детей младшего школьного возраста. При ее создании учитывались научные подходы, представленные в работах В. Н. Воронина, О. И. Горбатько, С. В. Мыскина, О. В. Андомина, Е. С. Чижиковой и др.

Предложенная модель представляет собой систему, включающую ряд взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного, организационно-технологического, критериально-диагностического и уровнево-результа-тивного (рис.).

Реализация разработанной модели способствует поступательности, непрерывности и последовательности формирования корпоративной культуры.

На основе проведенного анализа сущности корпоративной культуры школьного класса нами были определены критерии и выделены показатели, позволяющие определить уровень сформированности корпоративной культуры.

Ценностно-эмоциональный критерий связан с ценностной ориентацией учащихся относительно корпоративной культуры. Показателями этого критерия являются уровень психологического климата в классе; уровень ценностно-ориентационного единства класса; уровень взаимности и эталонности общности в восприятии ее членов, принятие ценностей и норм, истории, традиций, обычаев класса.

Когнитивный критерий включает такие показатели, как наличие знаний о формальных и неформальных правилах и нормах деятельности, обычаях и традициях, ценностях, обрядах и символике, образцах поведения, регулирующих деятельность класса; осознание и принятие задач и целей, стоящих перед классом, знание правил и норм поведения.

Деятельностный критерий включает такие показателями, как наличие навыков и умений межличностного, внутригруппового и командного взаимодействия; способность действовать в различных сферах жизнедеятельности в соответствии с корпоративными нормами и правилами класса; наличие познавательной и мотиваци-онной активности, инициативность и активность учащихся в организации и проведении корпоративных мероприятий, ритуалов.

В соответствии с названными критериями и показателями мы определили уровни сформированности корпоративной культуры класса.

Высокий уровень корпоративной культуры: выраженное ценностно-ориентационное единство; эффективная система коммуникации; сплоченность, слаженность, взаимодействие (командный дух); принятые в классе позитивные нормы и ценности не только разделяются и поддерживаются одноклассниками, но продуцируются, вырабатываются и новые; высокая познавательная активность, единство в понимании задач, стоящих перед ними и способах их решения; значимость школьных традиций; удовлетворение совместной работой и гордость за ее результаты; устойчиво-положительное отношение к педагогу. Благоприятный психологический климат; положительное отношение к истории и традициям класса; активность и инициативность школьников в корпоративных делах, традициях, ритуалах.

Средний уровень корпоративной культуры: частичное ценностно-ориентационное единство; преобладание индивидуальных интересов над интересами класса; учащиеся знают о задачах, планах класса; демонстрируют преданность школьному классу и готовность соответствовать его нормам, правилам, стандартам, устойчиво-положительное отношение к педагогу. В целом благоприятный психологический климат; корпоративные ценности и позитивные нормы поведения разделяются большинством членов коллектива, но представления о них у учащихся носят разрозненный характер с недостаточно устойчивым положительным отношением к ним, ориентиры находятся на этапе формирования; стремление к работе в команде; недостаточная гибкость в общении. Конфликты в коллективе происходят из-за отсутствия согласованности по поводу того, что в настоящий момент является правильным, важным и действенным; недостаточная активность учащихся в корпоративных мероприятиях.

Низкий уровень корпоративной культуры характеризуется отсутствием ценностного ядра и позитивных общепринятых норм поведения. Низкий уровень навыков командной работы; низкий уровень культуры общения и

35

<и И О

с §

5« О ее

ш

§

!=Г

к д

х &

§ о

о И

и

о

§

§ (ч

а О

>я к к и <0

Ё § ч

Я к я я

Й н л

о я а> И я

о „

я- р >. >> г со

и &

Цель - сформированность корпоративной культуры класса у младших школьников

Принципы

п

Нормативности Деятельностного Личностно- Системный Комплексности

развития подхода ориентированныи методов психолог.

воздействия

и

Содержание

Программа формирования корпоративной культуры класса у детей младшего школьного возраста, состоящая из 5 блоков

п

Личностно- Эмоциональный Коммуникативный Мотивационный Интеграционный

ориентировочныи

Формы Групповые занятия Методы Когнитивные, ролевые, релаксационные, эмоционально-символические Средства Психотехнические упражнения, психологическая информация, коммуникативные игры, психогимнастические игры

Критерии уровня сформированное»! корпоративной культуры класса

Ценностно -эмоциональный

Когнитивный

п

ф

Деятельностный

Уровни сформированности корпоративной культуры класса

Высокий Средний Низкий

Ж

Результат - школьный класс с развитой корпоративной культурой

Рис. Модель формирования корпоративной культуры класса

поведения; низкий уровень коммуникабельности. Неблагоприятный психологический климат; неприятие ценностей класса; отсутствие ценностно-ориентационного единства. Организованность, подготовленность к совместной деятельности, сознательная дисциплина школьников не развиты. Ученикам свойственны пассивность, ощущение незащищенности, эмоциональное напряжение, неудовлетворенность своей принадлежностью к классу. Существуют значительные разногласия, расхождения во взглядах на важные вопросы, касающиеся жизнедеятельности класса; между отдельными учащимися и

36

учителем сложились неблагоприятные отношения. Ученики безынициативны в организации и проведении корпоративных ритуалов, отсутствуют традиции, чувство корпоративной общности.

Предложенная нами модель предполагает, что формирование корпоративной культуры школьного класса осуществляется в единстве учебной и внеучеб-ной деятельности учащихся, а эффективность формирования корпоративной культуры будет проявляться в поэтапном росте значений показателей компонентов в ее структуре.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воронин В. Н. Социально-психологические механизмы формирования организационной культуры: Дис. ... д-ра психол. наук . - М., 1999.

2. Горбатько О. И. Теоретико-педагогические основания особенностей корпоративной культуры образовательного учреждения: Дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2006.

3. Мыскин С. В. Психологические особенности организационной культуры образовательного учреждения: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2005.

4. Сухов А. Н. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. обучения. - М.: Академия, 2002.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

DIAGNOSIS OF PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CONSTRUCTING AN PERSONAL TRAJECTORY FOR DEVELOPING OLDER PRE-SCHOOL AGE CHILDREN'S COGNITIVE READINESS TO STUDY AT SCHOOL

А. В. Качалова

В статье описываются педагогические условия конструирования индивидуальной траектории формирования познавательной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, способствующие эффективности данного процесса.

Ключевые слова: индивидуальная траектория формирования познавательной готовности к обучению в школе.

A. V. Kachalova

The article examines pedagogical conditions of constructing a personal trajectory for developing older pre-school age children's cognitive readiness to study at school which make this process more effective.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: personal trajectory for developing cognitive readiness to study at school.

Под педагогическими условиями мы понимаем взаимосвязанную совокупность объективных возможностей, содержания, форм и методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в исследовании целей и задач.

Для выявления комплекса педагогических условий, способствующих формированию познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе, нами определены такие пути: выявление социального заказа общества; анализ особенностей педагогического процесса в учреждении дошкольного образования; выявление специфики и особенностей процесса формирования познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе; использование возможностей личностно-деятельностного, системного, герменевтического и комплексного подходов; учет результатов констатирующего этапа опытно-поисковой работы.

Необходимо отметить, что в нашем исследовании индивидуальная траектория является ведущим элементом в

формировании познавательной готовности детей к обучению в школе, и мы рассматриваем комплекс педагогических условий как то, что обеспечивает успешность формирования познавательной готовности детей к обучению в школе. Их содержательное описание функционально подчинено структуре, содержанию и этапам конструирования индивидуальной траектории формирования познавательной готовности.

Анализ проблемы формирования познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе по обозначенным выше направлениям позволил нам выделить следующий комплекс педагогических условий, эффективность которого проверялась в ходе опытно-поисковой работы:

Первое педагогическое условие - сохранение целостности развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения. Данное условие предусматривает единство процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое, и рассмотрение процесса форми-

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.