Научная статья на тему 'Феномен корпоративной культуры вуза в системе развития познавательной активности студентов'

Феномен корпоративной культуры вуза в системе развития познавательной активности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ/УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ/КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / ORGANIZATIONAL/MANAGERIAL/CORPORATE CULTURE / COGNITIVE ACTIVITY / PROFESSIONAL CULTURE / A SYSTEM OF PROFESSIONAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Онищенко Элла Васильевна

В статье в контексте ведущих тенденций развития системы высшего профессионального образования анализируется такое явление, как познавательная активность студентов, ее структура и основные закономерности развития. В качестве одного из эффективных средств стимулирования развития познавательной активности рассматривается корпоративная культура. Представлена характеристика требований к организации процесса приобщения студентов к нормам и принципам функционирования вуза как корпоративного профессионального сообщества. Дается оценка потенциальных возможностей использования корпоративной культуры в процессе развития основных компонентов познавательной активности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The phenomenon of the corporate culture of the university system in the development of the cognitive activity of students

In an article in the context of major trends in higher professional education system analyzes the phenomenon of students’ cognitive activity, its structure and the basic laws of development. As one of the most effective means of stimulating the development of cognitive activity is considered a corporate culture. Characteristics of the requirements for organizing the process of familiarizing students to the norms and principles in the university as a corporate professional community. Assesses the potential use of the corporate culture in the development of the main components of the cognitive activity of students.

Текст научной работы на тему «Феномен корпоративной культуры вуза в системе развития познавательной активности студентов»

Основой развития познавательного интереса у учащихся в процессе обучения математике должен выступать принцип «каждый ученик талантлив». Ценное познавательно-воспитательное воздействие на учащихся оказывает урок, на котором подчеркивается доверие и уважение к ученику, признание за школьниками прав растущей и нравственно развивающейся личности. Такие взаимоотношения способствуют лучшему усвоению материала, стимулируют познавательную деятельность учеников, вызывают творческую инициативу как учеников, так и учителя.

Примечания

1. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988.

2. Там же. С. 16.

3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для вуза. 3-е изд. стер. М.: Аеааеш1А, 2007. С. 19.

4. Щукина Г. И. Указ. соч.

5. Сапогова И. В. Культурно-педагогические факторы развития познавательного интереса // Культура педагогического труда в XXI веке: материалы Всерос. науч. конф. Проект № 04-06-14082 г. РГНФ (Хабаровск, 18-19 ноября 2004 г.): в 2 т. Т. 2. / под ред. Н. Г. Григорьевой. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2004. С. 168-172.

6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1997. С. 767.

7. Боярский М. Д. Реализация педагогического потенциала общего математического образования в развитии познавательных интересов личности: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999.

8. Щукина Г. И. Эксперимент как метод изучения познавательных интересов школьников // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Вып. 1: сб. науч. тр. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1975. С. 132-142.

9. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979.

10. Синютина Г. А. Развитие познавательных интересов старшеклассников как условие их подготовки к самообразованию: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск: Изд-во МГПИ, 1998. 28 с.

11. Демченко Н. А., Моисеева Е. А. Формирование познавательного интереса у учащихся // Математика. 2004. № 19. С. 2.

12. Блинова Т. А. Имитационные дидактические игры как средство развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения математике в общеобразовательной школе: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2003.

13. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.

14. Блинова Т. А. Указ. соч. С. 56.

УДК 378.18

Э. В. Онищенко

ФЕНОМЕН КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье в контексте ведущих тенденций развития системы высшего профессионального образования анализируется такое явление, как познавательная активность студентов, ее структура и основные закономерности развития. В качестве одного из эффективных средств стимулирования развития познавательной активности рассматривается корпоративная культура. Представлена характеристика требований к организации процесса приобщения студентов к нормам и принципам функционирования вуза как корпоративного профессионального сообщества. Дается оценка потенциальных возможностей использования корпоративной культуры в процессе развития основных компонентов познавательной активности учащихся.

In an article in the context of major trends in higher professional education system analyzes the phenomenon of students' cognitive activity, its structure and the basic laws of development. As one of the most effective means of stimulating the development of cognitive activity is considered a corporate culture. Characteristics of the requirements for organizing the process of familiarizing students to the norms and principles in the university as a corporate professional community. Assesses the potential use of the corporate culture in the development of the main components of the cognitive activity of students.

Ключевые слова: организационная/управленческая/корпоративная культура, познавательная активность, профессиональная культура, система профессиональных ценностей.

Keywords: organizational/managerial/corporate culture, cognitive activity, professional culture, a system of professional values.

Начало третьего тысячелетия характеризуется кардинальными изменениями в культуре и системе образования, в том числе и в рамках деятельности высшей профессиональной школы в России. Динамика происходящих социальных, экономических, культурных и других перемен, ход научно-технического прогресса меняют представления о сущности профессиональной подготовки специалиста, которая все больше ориентируется на переход к концепции «многократного» или непрерывного образования человека на протяжении всей его активной жизни. Так, например, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» (более известной как Программа — 2020) отмечено, что развивающееся общество должно создавать условия для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала и его исполь-

© Онищенко Э. В., 2011

зования в интересах инновационного развития страны. При этом особо выделяется необходимость обеспечения высокой профессиональной и территориальной мобильности учащихся и формирование их профессиональной культуры с учетом ценностных ориентиров в сфере трудовой и предпринимательской деятельности.

Одновременно в современных условиях обновления российского общества происходит значительная трансформация материальных и духовных ценностей, ценностных ориентаций всех слоев общества. Этот процесс детерминирован проявлением:

— отчетливых нарушений преемственности передачи профессионального опыта как элемента профессиональной культуры;

— роста индивидуализма и взаимной отчужденности между людьми, социальными слоями и профессиональными группами;

— ослабления устойчивых связей в профессиональном сообществе, зачастую приводящего к острой конкуренции между отдельными профессиональными группами.

Подобные тенденции являются, прежде всего, следствием неадекватного отношения к самому феномену культуры, в том числе и профессиональной. Сегодня статистика позволяет констатировать тот факт, что из общего числа выпускников вузов только около 20—30% продолжают работу в соответствии с полученной специальностью. Это свидетельствует о том, что в подготовке студентов отсутствует или не проявляется достаточно четко направленность на признание значимости и ценности получаемой профессии. Можно говорить, с одной стороны, о явно выраженной и широко распространенной в современных условиях профессиональной корпоративности, замкнутости и ограниченности, которые характеризуют отдельные отрасли высшего специального образования, а с другой — о значительной широте системы подготовки, которая позволяет им профессионально реализоваться в различных сферах трудовой занятости.

Разрешение подобных противоречий современной профессиональной подготовки может стать основанием для повышения эффективности организации учебного процесса в вузе. Что же является концептуальными доминантами подобной деятельности? В первую очередь необходимо сформировать объективную систему мотивации, направленную на освоение профессии и приобщение подрастающего поколения к системе этических ценностей, характеризующих будущую трудовую деятельность. Именно эта система целенаправленной мотивации на освоение основ профессиональной деятельности и может определить как результативность собственно процесса образования в вузе, так и его личностную зна-

чимость для каждого отдельного студента. Он должен получить целый спектр знаний, умений, навыков, чтобы мыслить и действовать «профессионально». Кроме того, будущий специалист должен быть «открыт» для постоянного профессионального роста и хорошо ориентироваться в своеобразии будущей профессиональной среды.

В силу объективных закономерностей проблема профессиональной мотивации учащихся имеет двойственную направленность: материальную и духовную. В связи с отсутствием у высшей школы возможностей последовательно влиять на первую составляющую, необходимо сосредоточить свое внимание на второй — духовной. При этом следует особое внимание уделить оформлению профессионально ориентированной среды уже в стенах самого образовательного учреждения (ОУ). Одновременно возникает потребность интенсификации процесса интеграции студентов в профессиональное сообщество, приобщения к процедуре обмена профессиональной информацией, а также изучения сферы профессиональной деятельности. Можно констатировать тот факт, что высшая школа должна возложить на себя ответственность не только за качественную профессиональную подготовку будущего специалиста, но и за обеспечение его дальнейшего личностного развития и профессионального роста. Поэтому каждый вуз должен предоставить возможность для формирования системы этических установок каждого студента, в том числе на основе становления его отношения к собственному учебному заведению как "alma mater".

При этом необходимо определиться как с новым образовательно-воспитательным идеалом, обеспечивающим ценностные установки, цели и задачи подобной деятельности, так и с инновационными механизмами и средствами его оформления в условиях образовательного процесса вуза. С этой целью деятельность учебного заведения следует ориентировать на признание системы нравственных ценностей, характерных как для общества в целом, так и для наиболее значимых для соответствующей сферы будущей профессиональной деятельности. Изучение работ А. А. Деркача, Е. А. Климова, В. И. Кнорринг, Н. В. Кузьминой, Л. Г. Лаптева, Н. Ф. Масло-вой, P. X. Шакурова, Т. И. Шамовой и других позволяет сделать вывод о том, что система профессиональных ценностей в той или иной сфере деятельности применительно к конкретному учебному заведению (как реально функционирующей и целенаправленно управляемой организации) может быть представлена в том числе и посредством такого феномена, как «организационная, управленческая или корпоративная культура вуза». Поэтому обращение к проблеме повышения качества оформления образовательного про-

странства вуза и его «профессионализации» может быть ориентировано именно на идею формирования корпоративной культуры ОУ.

Рассмотрим более подробно своеобразие данного явления. Теоретический анализ исследований, связанных с оценкой корпоративной культуры (М. Армстронг, Р. Л. Кричевский, И. Г. Са-

мойлова, В. В. Томилов, Б. Ф. Усманов, Е. Н. Хан-дурова и др.), показывает наличие многозначности трактовки самого этого понятия. Современными авторами выделяется более 40 сосуществующих сегодня определений «корпоративной культуры». Наиболее распространенные представлены в таблице.

Основные определения термина «корпоративная культура»

Автор(ы) Определение

М. Армстронг Совокупность убеждений, отношений, норм поведения и ценностей, общих для всех сотрудников данной организации. Они могут не быть четко выражены, но при отсутствии прямых инструкций определяют способ действий и взаимодействий людей и в значительной мере влияют на ход выполнения работы

К. Годц Уникальные характеристики воспринимаемых особенностей организации, того, что отличает ее от всех других в отрасли

Б. Карлофф Культура корпорации- определенные позиции, точки зрения, манеры поведения, в которых воплощаются основные ценности, выражение этих ценностей претворено в организационной структуре и в кадровой политике

А. Кромби, Л. Элдридж Уникальная совокупность норм, ценностей, убеждений, образцов поведения и т. п., которые определяют способ объединения групп и отдельных личностей в организацию для достижения поставленных перед ней целей

Д. Мацумото Организационная культура- динамическая система правил, разделяемых членами организации. Такие правила включают в себя разнообразные психологические конструкты, например отношения, ценности, убеждения, нормы и поведение. Это нечто большее, чем просто поведенческие практики, которые мы наблюдаем в повседневной производственной деятельности. Она имеет отношение к глубоко укорененным ценностям и убеждениям, которые считают важными для себя не только отдельные работники, но и вся организация в целом

В. Сате Культура представляет собой набор важных установок (часто не формулируемых), разделяемых членами того или иного общества. Эти важнейшие понятия состоят из норм, ценностей, подходов, убеждений

Э. Шейн Совокупность коллективных базовых правил, изобретенных, открытых или выработанных определенной группой людей, по мере того как она училась решать проблемы, связанные с адаптацией к внешней среде и внутренней интеграцией, и разработанных достаточно хорошо, для того чтобы считаться ценными

Р. Л. Кричевский Корпоративная культура охватывает большую часть явлений духовной и материальной жизни коллектива: доминирующие в нем моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, манера персонала одеваться и установленные стандарты качества выпускаемого продукта и т. д.

А.А. Максименко Отношения, нормы и ценности, стили поведения, которые воспроизводятся между людьми, считая признак воспроизводства ключевым в анализе и функционировании организационной культуры

3. П. Румянцева Вырабатываемые организацией совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности

И. Г. Самойлова, Е. Н. Хандурова Интегральная характеристика организации (ее ценностей, образцов поведения, способов оценки результатов деятельности, представленной в образе организации)

В. А. Спивак Очень сложное, многослойное, динамичное явление, включающее и материальное, и духовное в поведении организации по отношению к субъектам внешней среды и к собственным сотрудникам

В. В. Томилов Корпоративная культура - это совокупность мышления, определяющая внутреннюю жизнь организации; это образ мышления, действия и существования. Культура корпорации может рассматриваться как выражение основных ценностей в организационной структуре; системе управления; кадровой политике, оказывая на них свое влияние

Б. Ф. Усманов Традиции и манера поведения, в которых воплощаются основные ценности организации, ее кадрового состава

Суммируя ведущие для данного термина характеристики, можно сделать обобщающий вывод о том, что под корпоративной культурой сегодня понимается уникальная система, целостная совокупность норм, ценностей, убеждений, образцов поведения, форм отношений и взаимодействия между сотрудниками, которые регламентируют и определяют способы их профессионального объединения для достижения поставленных руководством ОУ и принимаемых всем коллективом целей развития как собственно организации, так и творческого совершенствования сотрудников и студентов. Именно корпоративная культура позволяет определиться со своеобразием ОУ в системе профессиональной подготовки в целом и с его статусом среди себе подобных в частности.

Поэтому именно корпоративная культура может быть признана значимым условием, своеобразным импульсом развития вуза, мощным стратегическим инструментом совершенствования его учебной деятельности и внедрения инновационных технологий обучения будущих специалистов. Как отмечают современные исследователи, проявляется корпоративная культура, прежде всего, в поведении ее преподавателей как адептов этой культуры, их взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды. На этом основании можно сделать вполне оправданный вывод о том, что культуру ОУ можно рассматривать как одно из эффективных средств развития различных видов и форм активности учащихся.

Согласно типологии К. А. Абульхано-вой-Славской, многочисленные виды активности личности стратифицированы по видам деятельности: трудовая, интеллектуальная, познавательная, учебная, коммуникативная, религиозная и др. При этом каждому возрастному периоду соответствует свой вид активности. Так, например, в работах М. И. Воловиковой отмечается, что ведущей активностью в младшем школьном возрасте является учебная, в подростковом — коммуникативная, в старшем — социальная. В современных психолого-педагогических исследованиях (К. А. Абульханова-Славская, Л. Ф. Алексеева, Б. Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, А. С. Белкин, Л. С. Выготский, О. С. Гребенюк, В. С. Даню-шенков, Н.Ф.Добрынин, А. К. Дусавицкий,

A. Г. Ковалев, А. И. Крупнов, А. Ф. Лазурский,

B. Г. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Н. Г. Морозова,

B. Н. Мясищев, А. В. Петровский, В. В. Репкин,

C. Л. Рубинштейн, С. Д. Смирнов и др.) особо подчеркивается, что активность выступает собственно показателем эффективности самого образовательного процесса. Поэтому анализ своеобразия проявления активности в ходе профессиональной подготовки в вузе свидетельствует, что студент (как взрослый человек) выступает в каче-

стве субъекта познания и труда, его деятельность все более становится саморегулируемой и самоуправляемой. В процессе образования активность личности является одной из основных предпосылок достижения целей обучения и воспитания, общего и профессионального развития личности будущего специалиста.

В связи с этим на первый план выступает необходимость обеспечения качества образования за счет развития познавательной активности каждого человека, не только овладевающего в ходе своего образования определенным стандартом современных знаний, но и побуждаемого применять их в реальной жизни. Студент постоянно находится в режиме инновационного познавательного поиска необходимой информации с целью применения ее в существующих социально-экономических, интеллектуально-культурных условиях окружающей его жизни. Таким образом, одним из важнейших видов активности в студенческом возрасте, безусловно, является познавательная. Уровень развития познавательной активности определяется не только предметным содержанием в данном случае учебной деятельности, но и особенностями личности, ее направленностью.

Познавательная активность является важнейшим компонентом в системе профессиональной подготовки студентов, от которого напрямую зависит качество приобретаемых ими знаний. В структуре познавательной активности выделяются три составляющие:

— потребностно-мотивационная;

— операционно-познавательная;

— морально-волевая.

В основу оценки уровня познавательной активности студентов в ряде исследований положены:

— побудительный критерий, обращенный к характеру познавательной активности. В частности, направленность побуждения может быть профессионально детерминированной, личност-но детерминированной, ситуативно детерминированной;

— деятельностно-практический критерий, оценивающий характер протекания деятельности (алгоритмизированная, трансформационная, креативная познавательная активность);

— регулировочный критерий, устанавливающий степень выраженности волевых усилий (высокая, средняя, низкая познавательная активность) (Ж. Г. Симонова).

Поэтому образование в высшей школе должно быть ориентировано на учет и использование таких факторов, которые в первую очередь учитывали бы внутреннюю мотивацию и избирательную активность студентов. Познавательная активность (как специфический интеллектуаль-

но-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление студента к учению и выполнение индивидуальных и общих заданий) стимулирует интерес к учебной деятельности, исходя из особенностей своего структурирования. Этот феномен состоит из трех составляющих: мотиваци-онного, содержательно-операционного, волевого. Особую значимость имеет мотивационный компонент как потребности, мотивы, интересы, т. е. все то, что обеспечивает включение студента в процесс активного учения и поддерживает эту активность на протяжении всех этапов учебной деятельности.

Основу развития познавательной активности составляет стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности со стороны преподавателей, т. е. возникновение/создание ситуаций или наличие стимулов, обеспечивающих потребность в них. Так, например, в работах Л. Ю. Донской особо отмечается, что проявление активности студента в процессе обучения избирательно и характеризуется стремлением реализовать свои творческие силы [1]. На этой основе у учащихся должна формироваться потребность в непрерывном образовании и совершенствовании своего индивидуального опыта и постоянного освоения опыта других представителей своего профессионального пространства, а также достижений науки.

Ю. Н. Кулюткин подтверждает данный тезис. В частности, он констатирует: «Познавательная активность приобретает профессиональную направленность вследствие внутренних побуждений и потребностей личности в самоактуализации и самореализации в профессиональной деятельности» [2]. При этом доминирующей по содержанию и строению в структуре мотивационной сферы является направленность деятельности как совокупность профессионально значимых мотивов. Направленность, в свою очередь, детерминирована предметом деятельности, объективными целями и задачами, условиями их выполнения. Таким образом, согласно данным исследования О. В. Осиповой, профессиональная направленность личности представляет собой ее ориентацию в профессиональной деятельности на объектно-предметное содержание профессии, ее главные цели и задачи, которые приобретают личностную значимость для субъекта, реализующего данную деятельность [3].

В процессе формирования познавательной активности важная роль отводится формированию ценностной сферы обучаемого, являющейся регулятором социального поведения личности, где центральное место должна занять внешняя среда. В связи с этим вполне закономерно предположить, что в качестве одного из факторов развития познавательной активности студентов мо-

жет выступать корпоративная культура как феномен образовательного пространства современного ОУ. Модель формирования познавательной активности студентов на основе приобщения к корпоративной культуре вуза следует представить как специально спроектированную дидактическую систему, направленную:

— на сознательное и целенаправленное овладение профессиональными компетенциями,

— проявление познавательных интересов, расширение профессионального и общего кругозора,

— обогащение жизненного опыта и выработку субъектного характера знаний и овладение способами применения этих знаний и умений в измененных условиях,

— формирование глобального мышления, на создание условий для творческой самореализации студентов и предпосылок для их дальнейшего самообразования и саморазвития.

Модель включает в себя цель, дидактические и методические задачи, а также принципы, характерные для корпоративной культуры ОУ как центра формирования профессионального сообщества, содержание, технологию, критерии, показатели, обеспечивающие эффективную реализацию данной модели. Реализация модели формирования познавательной активности студентов обеспечивается посредством внедрения специальных механизмов формирования корпоративной культуры вуза, которые ориентируют:

— на освоение объема знаний, связанных с приобщением к культуре и осознанию ее основных раритетов;

— репрезентацию (знакомство с явлениями и фактами становления и развития вуза как профессиональной корпорации);

— овладение особенностями профессионального корпоративного поведения;

— проведение компаративного анализа культуры «своей» корпорации в сопоставлении с аналогичными (В. В. Кабакчи);

— разрушение стереотипов восприятия профессиональных традиций других регионов, подготовку к эффективной межкультурной коммуникации;

— интерпретацию, активизацию и систематизацию приобретенных знаний в процессе решения проблемных задач профессионально, лично-стно, социально и глобально ориентированного характера;

— развитие умений работать в команде с учетом имеющегося корпоративного опыта организации профессиональных коммуникационных процессов;

— оформление и презентацию оригинального индивидуального образовательного опыта корпоративной деятельности в различных сферах работы вуза.

Как признают современные исследователи, своеобразие корпоративной культуры ОУ задается в том числе и разработкой таких значимых средств, как «цель организации», ее «миссия и политика», существующая система стандартов (И. Н. Кузнецов), которые одновременно являются компонентами приобщения всего кадрового состава и студенчества вуза к нормам функционирования профессионального сообщества. При этом возможно выделить потенциальные возможности оказания управляющего воздействия на корпоративную культуру, что, в свою очередь, может стать условием реализации общей стратегии создания и совершенствования системы управления качеством на трех уровнях (согласно модели Э. Шейна):

— поверхностный: артефакты (материальные ресурсы и внешняя атрибутика);

— внешний: система декларируемых ценностей и норм (миссия, политика);

— глубинный: поведение персонала, признание и принятие архетипов, аксиологических установок, их реализация в собственной деятельности (О. Осипова).

Поэтому можно уверенно констатировать, что ведущие направления формирования познавательной активности студентов четко коррелируют с первичными и вторичными механизмами оформления корпоративной культуры, среди которых:

— выделение объектов внимания, оценки и контроля руководителя;

— декларация миссии и политики организации;

— намеренное создание образцов для подражания;

— критерии распределения поощрений и вознаграждений;

— критерии отбора при приеме на работу, повышении в должности и увольнении;

— композиция и структура организации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— система и принципы деятельности организации;

— регламентация деятельности организации;

— история и «мифология» организации, ее культурные артефакты, ценности, символы, ритуалы;

— стратегии разрешения критических ситуаций и кризисов;

— дизайн и оформление способствующей рекламе символики организации и внутреннего интерьера помещений.

Это позволяет предположить, что наличие подобной связи может стать основанием для активизации процедуры взаимодействия данных феноменов и их соответствующего развития и

совершенствования. При этом целенаправленное формирование корпоративной культуры вуза позволяет оформить личностную и профессиональную культуру, адекватную статусу ОУ; повысить признание учащимися системы ценностей, пропагандируемых в соответствующей профессиональной сфере; сформировать творчески взаимодействующие профессиональные команды, группы преподавателей и студентов.

Для реализации задач повышения эффективности учебного процесса необходимо последовательно и системно организовать работу по вовлечению студентов в условиях вуза в своеобразную «профессиональную корпорацию», приобщение к «фирменной» культуре ОУ, культуре организации деятельности его сотрудников и профессорско-преподавательского состава, культуре созданной образовательной среды. Современные руководители, владеющие методологией развития и совершенствования своего ОУ, принимающие принципы менеджмента качества, адекватно оценивают значимость корпоративной культуры и используют ее как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать структурные подразделения и весь кадровый состав вуза на общие цели и ценностные установки, мобилизуя инициативу коллектива, обеспечивая преданность своей "alma-mater", облегчая общение и достигая взаимопонимания.

Таким образом, в использовании корпоративной культуры в ходе формирования познавательной активности учащихся в процессе обучения в вузе заключены значительные резервы для повышения качества профессиональной подготовки высококвалифицированного специалиста. Именно приобщение к корпоративной культуре направляет студентов на постоянное и непрерывное профессиональное самосовершенствование с учетом освоенных принципов, традиций, стандартов своего ОУ как профессиональной корпорации.

Примечания

1. Донская А. Ю. Разнообразие видов и форм активности у студентов // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Сер. Гуманитарные науки. 2008. № 6. С. 123-126.

2. Кулюткин Ю. Н. Практическая деятельность учителя и его потребность в непрерывном образовании // Взаимосвязь теории и практики в процессе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Ю. Н. Кулюткина. М., 1990. С. 4-8.

3. Осипова О. В. К определению понятия «профессионально направленная познавательная активность учителя» // Научный журнал КубГАУ. 2007. № 27(3). С. 1-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.