Научная статья на тему 'Роль корпоративной культуры в развитии личности в системе вузовского образования'

Роль корпоративной культуры в развитии личности в системе вузовского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
573
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ТРАДИЦИИ / ЦЕННОСТИ / ПРИОБЩЕНИЕ К КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чистюхина Юлия Сергевна

В статье определяется роль корпоративной культуры вуза в развитии личности. Рассмотрены основные мероприятия, позволяющие студентам приобщиться к корпоративной культуре университета. Приведены результаты исследования корпоративной культуры вуза (филиал ВГУЭС в г. Находка).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of corporate culture in the development of the person in a system of high school formation

In the article the role of corporate culture of high school in development of the person is defined, the basic actions allowing students to join corporate culture of university are considered. In the article are shown the results of research of corporate culture of high school VSUES, affiliate in the Nakhodka.

Текст научной работы на тему «Роль корпоративной культуры в развитии личности в системе вузовского образования»

УДК 378

Ю. С. Чистюхина1

РОЛЬ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье определяется роль корпоративной культуры вуза в развитии личности. Рассмотрены основные мероприятия, позволяющие студентам приобщиться к корпоративной культуре университета. Приведены результаты исследования корпоративной культуры вуза (филиал ВГУЭС в г. Находка).

Ключевые слова: корпоративная культура, культура личности, традиции, ценности, приобщение к корпоративной культуре.

Высшее профессиональное образование как социальное явление ориентировано на формирование личности, на выполнение важнейших функций социального института профессионализации, социализации и инкультурации человека. Современная система образования ориентирована на актуализацию общечеловеческой культуры, на социализацию активной, инициативной и предприимчивой личности, способной на качественные преобразования социальных отношений, творческий труд по оздоровлению культурной и природной среды.

Корпоративная культура современного вуза является инструментом, обеспечивающим формирование морально-этических ценностей и установок жизнедеятельности, побуждающих сотрудников и студентов вуза использовать потенциал интеллектуальной и духовной энергии человеческих ресурсов в созидательной деятельности [1].

Корпоративная культура вуза является комплексом разделяемых всеми членами организации ценностей, представлений, понятий и убеждений, а также поведенческих норм и артефактов, которые создает организация по мере преодоления препятствий внутреннего и внешнего характера на пути к успеху и процветанию [2]. Корпоративная культура рассматривается как атрибут современного университета, имеет функциональную направленность, предопределяющую совпадение ценностей вуза, сотрудников и студентов, качественное улучшение их совместной жизнедеятельности.

1 © Юлия Сергевна Чистюхина, аспирант кафедры философии и психологии

Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, ул. Гоголя, 41, г. Владивосток, Приморский край, 690014, Россия, E-mail: [email protected].

Под непосредственным влиянием корпоративной культуры происходит упрочение связей сотрудников с руководством университета, объединение работников всех уровней, а также включение студентов в социокультурную среду на основе ценностей, норм и традиций организации. Корпоративная культура организует работу и распоряжается человеческими ресурсами таким образом, чтобы деятельность университета обеспечивала высокую мобильность, обогащение, социальную защиту тех, кто в нем работает и учится. Чрезвычайно важна ее роль в создании фирменного стиля, направленного на развитие культуры качества, процветание организации, стимулирование удовлетворенности трудом, учебой и повышение социального вклада в общество.

Основы личностного становления молодого человека, формирование стереотипов его поведения закладывают семья и школа. Однако по-настоящему нравственное и профессиональное становление личности происходит в студенческие годы посредством приобщения к социокультурному пространству вуза через корпоративную культуру. Именно вуз закладывает основы профессионального мастерства и занимает особое место в становлении личности будущего специалиста, его мышления, кругозора, социальных установок, характера и работоспособности. Понятие корпоративной культуры определяет то, ради чего студенты поступили в данный вуз; то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и ценности они разделяют.

Нами было проведено исследование корпоративной культуры вуза в два этапа: методом наблюдения и интервьюирования с целью выявления способов приобщения студентов к корпоративному пространству университета и формирования культуры личности - филиал ВГУЭС в г. Находке.

Первый этап. Наблюдение проводилось с сентября 2009 г. по июль 2011 г. Нами был выявлен ряд систематических мероприятий, проводимых вузом в течение этого периода. Студенты и сотрудники филиала активно участвуют во всех традиционных мероприятиях вуза, что способствует приобщению к корпоративной культуре и поддержанию корпоративного духа коллектива и студенческой среды, а так же формированию культуры личности.

Приобщение будущих студентов к корпоративной культуре начинается в филиале ВГУЭС в г. Находка с посещения Дня открытых дверей для абитуриентов и их родителей. День открытых дверей является очень важным мероприятием в жизни вуза. От того, как пройдет мероприятие, будет зависеть выбор вуза абитуриентом. Посещение музея филиала и вручение буклета ВГУЭС обязательны в этот день. Ни один вуз г. Находка не может похвастаться ценнейшей коллекцией артефактов и экспонатов, да и музеем вообще. Музей - центр изучения истории Приморья и особенно города Находки, а также истории создания и развития филиала

Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. У гостей музея есть возможность познакомиться с историей образования города и появления филиала ВГУЭС в г. Находка. Музей филиала играет большую роль в ознакомительно-адаптационной программе для первокурсников, формирует у студентов чувство гордости за свой вуз и развивает корпоративный дух. Адаптивная функция корпоративной культуры решает задачу воспитания приверженности ценностям и нормам культуры филиала и приобщения к климату вуза.

С первых дней обучения деканом факультета совместно с кураторами групп, заведующим музеем и библиотекой филиала проводится «Неделя первокурсника» с целью ознакомить студентов с историей факультета, университета, правовым и социальным статусом студента, первокурсники получают элементарные сведения об организации учебной деятельности, культуре умственного труда, изучают бюджет времени студентов, узнают, как устранить перегрузки в учебном расписании, а также знакомятся с Правилами пользования библиотекой и каталогом библиотеки. Программа «Неделя первокурсника» рассчитана на улучшение адаптации и легкое приобщение к корпоративной культуре вуза первокурсников.

Первым официальным корпоративным мероприятием для поступивших абитуриентов считается «Посвящение в студенты». Это знаменательный день для первокурсника, который останется в памяти на долгие годы. Традиционно он начинается с поднятия флага России и флага ВГУЭС под исполнение гимна России. Г имн филиала ВГУЭС в г. Находка - неотъемлемый элемент корпоративной культуры вуза, и его исполнение обязательно на каждом традиционном мероприятии.

Традиция «Посвящение в студенты» имеет цель «посвятить» тех, кто только сдал вступительные экзамены, дать возможность проникнуться духом тех стен, где им придётся учиться, познакомиться поближе со старшими коллегами и просто отдохнуть от повседневности. Торжественная «линейка» традиционно начинается со знакомства со старшекурсниками, которые проявили себя во время учёбы. Именно они представляют все достопримечательности университета: новый читальный зал, новые компьютерные аудитории, который соответствует всем современным требованиям по безопасности и санитарным нормам, деканаты и кафедры, спортивный, гимнастический и тренажерные залы. После успешного прохождения знакомства с вузом перед студентами традиционно выступает с поздравлениями директор филиала Татьяна Григорьевна Римская. Под громкие аплодисменты вручаются новоиспечённым студентам заветные зачётные книжки. После официальной части каждая группа первокурсников показывает приветствие, отображая свое направление. Первокурсники считаются посвященными, после того как их «проштампуют» печатью ВГУЭС старшекурсники и представители Молодежного центра филиала.

Для развития и реализации культурного потенциала студентов в филиале создан Молодежный центр, который является организатором и участником всех внеучебных и досуговых мероприятий на вузовском, городском, краевом уровнях. Молодежный центр проводит активную работу по созданию и возрождению студенческих традиций, проведению культмассовых мероприятий, выполняя ориентирующую и коммуникативную функцию корпоративной культуры в студенческой среде.

Молодежный центр филиала проводит работу по выявлению социально-активных и творчески одаренных студентов, созданию системы студенческого самоуправления, организации мероприятий творческого, познавательного, развлекательного характера с вовлечением максимально возможного числа студентов филиала, обеспечению участия вуза в городских и краевых мероприятиях творческого направления, организации взаимодействия с другими вузами по всем направлениям деятельности Молодежного центра.

Творческие коллективы филиала являются постоянными участниками городских праздников: День города, День Победы, Татьянин день, Новый год, День св. Валентина, 8 Марта, День защитника Отечества, Международный день студента, городское посвящение в студенты и др., а также осуществляют рекламную деятельность, выступая с концертами на дне открытых дверей, ярмарках учебных мест, на выпускных вечерах в школах города.

Внеучебная деятельность является одним из самых действенных форм рекламы и во многом формирует имидж вуза, поэтому творческие коллективы Молодежного центра являются непременными участниками всех городских конкурсов и смотров города и края. Таким образом, реализуется функция формирования положительного имиджа филиала среди населения.

Молодежный центр проводит активную работу по созданию и возрождению студенческих традиций, проведению культмассовых мероприятий: праздник, посвященный началу учебного года, День здоровья, сбор-семинар студенческого актива на базе б/о «Шепалово», посвящение в студенты, конкурс газет «Знакомьтесь, это МЫ!», день открытых дверей, праздник «Уіуаі:, Оаиёеашш!», посвященный Международному Дню студента, новогодний вечер для студентов, конкурс новогодних газет, новогодний утренник для детей, Татьянин день, «Мисс и мистер ВГУЭС», День св. Валентина, конкурс по амреслингу, посвященный празднованию Дня защитника Отечества, 8 Марта, конкурс газет, посвященный 8 Марта, «Леди ВГУЭС», Межфакультетские игры КВН, конкурс художественной самодеятельности студентов «Студенческая весна», юморина, конкурс газет, посвященный Дню смеха, Шахматный турнир между студентами и

преподавателями филиала, внутривузовкие игры по брейн-рингу, праздник, посвященный окончанию учебного года, выпускной вечер.

В рамках реализации планов культурно-воспитательной работы проводятся традиционные факультетские мероприятия, праздники, конкурсы и олимпиады:

1. Праздник «Неделя факультета»

2. Конкурс «Виртуальный брейн-ринг».

з. Конкурс «Лучший маркетолог».

4. Выставка студенческого творчества.

5. Факультетские игры по брейн-рингу.

6. Выездной конкурс «Туристические песни».

7. Конкурс «Юный дизайнер».

s. Профессиональный конкурс среди студентов специальности «Ди

зайн».

9. Ежегодная выставка работ студентов специальности «Дизайн».

10. Конкурс на английском языке по библиотечному делу.

11. Конкурс английского языка «Рождество по-английски».

12. Англоязычные игры по проекту телеигры «Кто хочет стать мил

лионером?».

1з. Праздник «Японской культуры» (конкурс кимоно).

14. Творческий конкурс по написанию эссе на английском языке «Хо-

чу сказать...» («I want to say...»).

В Филиале регулярно проводится курс лекций для первокурсников о вреде наркомании, венерических заболеваниях, на которых присутствуют все студенты 1 курса. Лекции читают приглашенные специалисты из наркологического центра, кожного венерологического диспансера, Центра реабилитации. Студенты филиала принимают участие в семинарах, посвященных проблемам наркомании и венерических заболеваний на уровне города и края, где они обсуждают эти острые проблемы, знакомятся с новыми формами агитации молодежи за здоровый образ жизни. Студентами специальности «Дизайн» ежегодно проводится выставка социального плаката «Молодежь за здоровый образ жизни».

Филиал ВГУЭС заботиться о здоровье своих сотрудников и студентов. В рамках этой программы традиционно проводится «День здоровья». Данное мероприятие проводится для студентов и лицеистов в сентябре с выездом в район с. Новая Сила Партизанского района. Туристический слет проводится в один день. В программу включены различные виды соревнований (разжигание костра, установка палатки, метание гранаты в цель, перетягивание каната, полоса препятствий) и показ художественной самодеятельности (конкурсы газет и «лесных красавиц»).

Также ведется работа по вовлечению студентов в занятия спортом. С 199s года стало традицией проводить спортивные соревнования между

факультетами филиала по шахматам, настольному теннису, легкой атлетике, волейболу.

Приобщение студентов к социокультурному пространству вуза посредством воспитательной работы способствует формированию у них активной гражданской позиции, правовой и политической культуры, патриотизма; формированию личностных качеств, необходимых для профессиональной деятельности; воспитанию нравственности и гуманизма; развитию умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления; сохранению и развитию традиций филиала; совершенствованию физического состояния; стремлению к здоровому образу жизни.

Второй этап - интервьюирование. В качественном исследовании, проведенном по методике С.Д.Резника и М.В. Черниковской «Диагностика механизмов управления организационной культуры в студенческой среде», приняли участие студенты с первого по пятый курс филиала ВГУЭС в г. Находка [3]. Анализ полученных данных позволил выявить следующие тенденции в формировании культуры личности и приобщении к корпоративной культуре вуза:

1. Имидж и внешний вид студента. Большинство студентов филиала считают, что внешний вид служит показателем организованности человека. Они отмечают влияние внешнего вида на успех в жизни. Эти студенты уже сейчас относятся к своей внешности как необходимому атрибуту, связанному с обучением в вузе и дальнейшим поступлением на работу, поэтому всегда выглядят аккуратно и привлекательно.

2. Организация взаимоотношений в студенческой среде. Анализ внутригрупповых взаимоотношений в студенческой среде показал, что 40% студентов считают свою группу сплоченной. Сплоченность группы, взаимоуважение и равенство в отношениях являются важными показателями, влияющими на успеваемость, высокую оценку преподавателей и их отношение к студентам.

3. Подготовка к публичным выступлениям. Большая часть респондентов (70%) очень ответственно подходят к подготовке семинарских занятий. Целью для них - это самореализация и заинтересованность слушателей, их понимание и восприятие. Добиваются поставленной цели при помощи презентаций, раздаточного материала, таблиц и графиков. У студентов 4 и 5 курсов происходит осознание того, что умение выступать перед аудиторией эффективно и убедительно - один из самых ценных навыков современного человека, будущего выпускника вуза. Это ключ к высокой успеваемости и творческой активности. Более 4% опрашиваемых стесняются выступать перед аудиторией по внутренним убеждениям.

4. Соблюдение студентами норм поведения в вузе и обществе. Более 80% студентов отметили, что в филиале ВГУЭС учатся довольно воспи-

танные студенты. В большинстве студенческих групп нормы поведения соблюдаются 70% учащихся. При ответе особое внимание уделили тому, что большинство норм поведения воспитала семья, а институт их закрепил. Социальная категория учащихся различна. Студенты, оставшиеся без попечения родителей, заметили, что институт оказал большое влияние в процессе социализации и инкультурации личности. Почти все опрашиваемые студенты (90%) считают, что знание этикета позволяет произвести приятное впечатление не только на преподавателей вуза, но и в дальнейшем - на работодателя.

5. Повышение творческой активности студента. Активность студента, его способность преобразовывать учебную информацию на основе овладения корпоративной культурой проявляются в творчестве, эмоциональных действиях, направленных на освоение профессии, общении и отношении к учебной работе. Большинство (80%) опрашиваемых студентов четко понимают, что творческая активность заключается не только в участии в разнообразных творческих коллективах, но и в процессе учебной деятельности. Отметили, что филиал развивает в них творческий потенциал, раскрывает способности, которых учащиеся ранее стеснялись, другими словами, преподаватели не ограничивают студентов в проявлении творчества на семинарских занятиях, а наоборот, дают свободу, мотивируя студентов высокими балами оценивания подготовки.

6. Умение излагать мысли. Для каждого студента важно научиться излагать свои мысли письменно, так как учебный процесс предполагает выполнение различного рода письменных работ. К сожалению, только 30% студентам проще писать, чем говорить, т. к в письменной форме излагают мысли четко, умеют делать выводы. Большей части опрашиваемых (60%) проще выражать свои мысли в устной речи. Только 10% ответили, что строго следуют требованию преподавателя относительно письменных и устных работ.

7. Умение беречь время. Большинство старшекурсников совмещают учебу с работой на предприятии, поэтому именно эти студенты стараются рассчитать время, отведенное на учебный процесс (25%). Остальные 75% указали, что выполнение учебных заданий в основном зависит от сложности предмета. Но большинство из этих 75% оставляют все на последний день («раскладываю по полочкам» - «делаю быстро, иногда некачественно, лишь бы сделать»).

8. Пример преподавателя. В современном вузе возрастает роль преподавателя, расширяется диапазон его психологического и педагогического воздействия на учащихся. Преподаватель не только проводник знаний и информации, он педагог и психолог. Большинство опрашиваемых ответили, что преподаватель для них - это старший советник по вопросам, касающимся не только учебы, но и жизни. Лишь 0,5% студентов от- 78 -

ветили, что не могут подойти к преподавателям либо по личным убеждениям, либо просто опасаются испортить мнение о себе.

В целом исследование показало, что уровень корпоративной культуры в филиале достаточно высок. Корпоративная культура является единым пространством студентов и преподавателей вуза. Корпоративная культура обеспечивает преемственность ценностей в студенческой среде, способствует становлению культуры личности студентов. Вплетение корпоративной структуры в систему действующего вузовского управления повышает эффективность деятельности студенческого самоуправления. В связи с этим устанавливается баланс интересов всех групп, вовлеченных в функционирование вуза.

Мотивационные установки, ценности, деловые качества личности, модели поведения и самооценки будущих специалистов и бакалавров реализуются в дальнейшем на рабочем месте «поведенческой средой» образовательного учреждения или его корпоративной культурой. Представляя собой набор ценностных ориентаций, определенных способов поведения сотрудников вуза, корпоративная культура влияет на способности будущих специалистов к личностному и профессиональному самоопределению в динамичных условиях рынка, к самостоятельному профессиональному росту в условиях выбора и личной ответственности.

Все основные функции корпоративной культуры реализованы благодаря воспитательной работе филиала, которая включает в себя ведущие направления, отражает как специфику профессиональной деятельности будущих специалистов, так и потребности студентов в различных формах культурно-досуговой и спортивно-оздоровительной деятельности.

1. Козлов В.В. Корпоративная культура. - М.: Альфа-пресс, 2009. - 304 с.

2. Кузнецов И.Н. Корпоративная культура. - Минск: Книжный дом; Мисанта, 2006. - 304 с.

3. Резник С., Черниковская М. Организационная культура студенчества: система и механизмы управления // Проблемы теории и практики управления. - 2010.- № 9. - С. 35-42.

4. Семенов Ю.Г. Организационная культура. - М.: Университетская книга; Логос, 2006. - 256 с.

5. Стеклова О.Е. Организационная культура. - Ульяновск: УлГТУ, 2007. - 127 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.