Научная статья на тему 'Инновационно-педагогические технологии формирования корпоративной культуры учащихся в поликультурной среде школы'

Инновационно-педагогические технологии формирования корпоративной культуры учащихся в поликультурной среде школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / CORPORATE CULTURE / СРЕДНЯЯ ШКОЛА / HIGH SCHOOL / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / AND INNOVATIVE TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Н.М.

В статье представлены основные инновационнопедагогические технологии для формирования корпоративной культуры в поликультурной среде школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGY CORPORATE CULTURE OF STUDENTS IN THE MULTICULTURAL ENVIRONMENT OF THE SCHOOL

The article presents the main innovation and educational technology for the formation of corporate culture in a multicultural environment of the school.

Текст научной работы на тему «Инновационно-педагогические технологии формирования корпоративной культуры учащихся в поликультурной среде школы»

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009. 16 с.

2. Запесоцкий А. С. Культурология и педагогика: проблемы взаимосвязи // Педагогика. 2010. № 6. С. 3-8.

3. Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990.

4. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии / под ред. Г. А. Урунтаевой. М., 1995.

5. Данилюк А. Я. Принцип культурогенеза в образовании // Педагогика. 2008. № 10. С. 3-9.

ИННОВАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ

INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGY CORPORATE CULTURE OF STUDENTS IN THE MULTICULTURAL ENVIRONMENT OF THE SCHOOL

Н. М. Николаева

В статье представлены основные инновационно-педагогические технологии для формирования корпоративной культуры в поликультурной среде школы.

Ключевые слова: корпоративная культура, средняя школа, инновационные технологии.

N. M. Nikolaeva

The article presents the main innovation and educational technology for the formation of corporate culture in a multicultural environment of the school.

Keywords: corporate culture, high school, and innovative technology.

Образовательная школа России переживает очередной этап реформирования. Делается попытка «встроить» российскую школу и образование вообще в образовательную систему западного образца. В результате резко усложняется управление процессом развития современной школы. Перед современной школой стоит очень много важных задач. Важнейшая из них, на которой хочется остановить внимание, - это формирование и развитие у школьников корпоративной культуры. Корпоративная культура - совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и в результате внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации.

Компонентами корпоративной культуры являются:

• принятая система лидерства;

• стили разрешения конфликтов;

• действующая система коммуникации;

• положение индивида в организации;

• принятая символика: лозунги, организационные табу, ритуалы [1].

Смысл воспитания в школе - приобщение к нормам и ценностям корпоративной культуры, приобщение учеников к нормам жизни, к традициям школы, к особенностям сложившихся взаимоотношений. Корпоративная культура, корпоративная идеология не могут быть навязаны

свыше - они формируются на основе культурно-образовательных потребностей, интересов, ценностей.

Важнейшим средством достижения эффективности процесса формирования корпоративной культуры является комплекс мер по управлению качеством воспитательной работы.

МБОУ СОШ № 22 является экспериментальной площадкой по формированию корпоративной культуры учащихся. Корпоративная культура в школе осуществляется на основании ценностей и организационных норм в ходе учебного процесса. Под нормами понимаются управляющие поведением учеников обобщенные правила, которые приводят к достижению целей.

В качестве начального метода экспериментального исследования было проведено анкетирование на предмет исследования компонентов корпоративной культуры учащихся 9-10-х классов. Данные классы были выбраны с целью того, чтобы проследить, как развиты: коммуникабельность, самоконтроль в общении, коммуникативность, уважение к социальным нормам и этическим требованиям, уровень знаний о корпоративной культуре у детей разных возрастных групп. Отвечая на вопросы анкеты, ученики задумывались о наличии корпоративной культуры в своей среде, степени ее влияния на учебный процесс и необходимых преобразованиях для наилучшего развития.

Инновационные педагогические технологии для формирования корпоративной культуры в поликультурной среде школы в целях педагогического процесса

Для формирования коммуникативных умений и навыков используем тренинг. Задачи данного тренинга -расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях, отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми.

Предлагаемый тренинг направлен на овладение приемами эффективного общения через игровые ситуации и активного слушания.

«Через стекло» - формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.

«Дискуссия» - совершенствование взаимоотношения партнеров по общению.

«Передача движения по кругу» - приобретение навыков координации и взаимодействия, развитие воображения.

«Техника активного слушания» - повторение последних слов собеседника, повторение последних фраз.

Заключительное упражнение можно провести в форме диспута.

Следующей ступенью нашего исследования является создание инновационных педагогических технологий для формирования корпоративной культуры в поликультурной среде школы в целях педагогического процесса.

К основным технологиям можно отнести: введение в обязательные предметы дополнительной информации, направленной на формирование таких знаний, умений и

Рис. Применение инновационных педагогических технологий в образовании

навыков, которые обеспечивают развитие корпоративной культуры учащихся. Так, например, при изучении истории и обществознания вводится тема «Корпоративная культура», в которой рассматривается понятие корпоративной культуры, ее место и роль в развитии общества. В рамках предмета русский язык рассматривается тема «Культура речи», в которых акцентируется внимание на формировании навыков установления контактов, культуры общения, грамотной речи. При изучении темы «Нравственные и эстетические ценности» курса «Основы православной культуры» особый акцент ставится на формировании у учащихся понятия ценностей и их роли в жизни человека.

Дополнительные технологии: введение в процесс обучения факультативов и курсов по выбору учащихся. На факультативе по выбору «Психология личности. Межличностные отношения. Межгрупповые отношения» большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков группового и командного взаимодействия, способности подстраиваться под собеседника. Вводятся творческие бинарные уроки «История народов Ставропольского края», «Литературное Старопо-лье», «Флора и фауна Северного Кавказа», «География Ставропольского края».

Изучение каждого блока завершалось практическим уроком, на которых уделялось несколько минут на выпол-

Таблица

Перечень факультативов и курсов по выбору

Название курса Тема Компонент корпоративной культуры

«Деловое общение» 1. Роль и значение делового общения в жизни. 2. Понятие, виды, формы делового общения. 3. Значение, функции и эффективность делового общения принятая система лидерства; стили разрешения конфликтов; действующая система коммуникации; положение индивида в организации; принятая символика: лозунги, организационные табу, ритуалы

«Деловая риторика и культура речи» 1. История развития риторики. 2. Образцы деловой риторики. 3. Саморазвитие культуры делового общения

«Социология конфликта в организации» 1. Что такое конфликт, теории и стадии конфликтов. 2. Классификация, типы и виды проявления конфликтов. 3. Пути разрешения конфликта

«Организационное поведение» 1. Значение организационного поведения. 2. Влияние организационного поведения на эффективность деятельности организации

нение терминологического теста, целью которого являлась проверка сформированности навыков изложения основных понятий.

Примеры практических уроков

«Основы формирования корпоративной культуры».

Тема урока: «Понятие и сущность корпоративной культуры».

Цель: усвоение понятия и компонентов корпоративной культуры, определение роли учащихся в развитии учреждения.

Обсуждения можно проводить в небольших группах на основе предоставленного учителем материала.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие корпоративная культура.

2. Взаимосвязь понятий культура, организационная культура, корпоративная культура.

3. Степень влияния корпоративной культуры на участников педагогического процесса.

4. Правда ли что корпоративная культура является системой взаимосвязанных компонентов.

В заключительной части урока каждая группа отвечает на общие вопросы: «Какие проявления корпоративной культуры существуют в вашей школе?», «Что необходимо озвучивать в школьном коллективе для создания здоровой корпоративной культуры?».

В организации внеучебной деятельности учащихся по формированию корпоративной культуры значительную роль играет ученическое самоуправление. Стратегия развития ученического самоуправления, повышение социальной активности учащихся МБОУ СОШ № 22 является одним из условий формирования корпоративной культуры в поликультурной среде школы.

Внеучебная деятельность. Поскольку школа является поликультурным образовательным учреждением, важным в ходе эксперимента является повышение эффективности межэтнического общения.

Правовой основой этнокультурного образования школы с полиэтническим составом учащихся являются Конституция РФ, «Закон об образовании» РФ. Это дает нам возможность обогатить содержание образования за счет включения в него материала, отражающего культурное достояние народа, региональные особенности развития культуры. Этнокультурная направленность содержания образования реализовывалась также через изучение курсов на выбор: «Культура и обычаи народов Ставрополья», «Культура народов Северного Кавказа». С целью формирования представления о многообразии культур в России и мире, воспитания уважения к истории и культуре других народов, позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс всего человечества, в школе активно используется региональный компонент. Одним из форм является интеллектуально-творческая игра для учащихся «Заочное путешествие по республикам Северного Кавказа».

Тема урока: «Обычаи, обряды, традиции Народов Северного Кавказа». Цели:

• сформировать у учащихся духовных ценностей своего народа во взаимосвязи с культурами других этносов;

• привить интерес к национальной культуре народов Северного Кавказа, развивать творческие способности, познакомить учащихся с играми, загадками, пословицами народов России, Дагестана, Карачаево-Черкесии;

• расширить кругозор учащихся за счет изучения фольклора народов Северного Кавказа, воспитать интерес к традициям, обрядам, обычаям русского народа, а также уважительное отношение к культуре многонационального народа России.

Особый интерес представляет корпоративная культура в учреждениях образования Северо-Кавказского региона, где сосредоточены многочисленные этносы, обладающие древними культурными традициями. Достаточно сказать, что в данном регионе проживают более 50 автономных народов, многочисленные группы некоренного населения, попавших сюда в результате миграционных процессов последних десятилетий. Сегодня Кавказ - это сложная система множества мощных культур, каждая из которых характеризуется собственной национальной идеей. Одним из серьезных препятствий на пути стабилизации межэтнических отношений в регионе является отсутствие позитивного образа этнических отношений в общественном сознании. В такие напряженные периоды истории, которые сейчас переживает Северный Кавказ, исключительно важное значение имеет объединение всех реалистически мыслящих людей в русле гармонизации межэтнических отношений, воспитания культуры межнационального общения и толерантного поведения в обществе.

Таким образом, эффективность предлагаемых нами воспитательных средств для формирования и улучшения корпоративной культуры у учащихся заключается в том, что вырабатывается умение определять общую для группы систему принципов, обычаев и ценностей, позволяющих всему коллективу двигаться в одном направлении как единому целому, проявлять творческий подход к выполнению работы. Среди личностных качеств у экспериментальной группы выработалась целеустремленность, неконфликтность, уважение друг к другу [2].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Корпоративная культура // Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: М1р://ги.,шк1реШа.о^/'№1к1/Корпоративная_ культура (дата обращения 13.08.2012).

2. Албакова Ф. Современные проблемы национально-этнического сознания на Северном Кавказе // База данных Изд. дома CA&CC Press® AB [Электронный ресурс]. URL: http://www.ca-c. org/datarus/albakova. shtml (дата обращения 13.08.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.