СПЕЦИФИКА ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИЭТНИЧНОМ РЕГИОНЕ
Ю. А. Ерохина, Н. А. Черникова
SPE CIFICS OF CIVIL EDUCATION IN POLYETHNIC REGION
Chernikova N. A., Erokhina J. A.
The article considers new approaches to the problem of civil education development in a polyethnic region.
В статье рассматриваются новые подходы к проблеме формирования гражданского образования в полиэтничномрегионе.
Ключевые слова: гражданское образование, патриотизм, этническая идентичность, поликультурное образование, принцип мультикультурализма.
УДК 378.14: 321.7
Современные проблемы гражданского образования и воспитания обусловлены ростом значимости этнической идентичности в условиях трансформации социально-экономических и политических аспектов жизни. Все более частое обращение как групп этнических меньшинств, так и групп большинства к «корням» своей этнической культуры не могло не сказаться на переосмыслении задач ведущих институтов социализации личности.
Важным фактором развития различных моделей гражданского образования в полиэтничной среде является учет межэтнической напряженности, характерной для такого региона, как Юг России. Закономерны попытки ее преодоления и профилактика на уровне образовательных институтов. Сама жизнь в поликультурном обществе даже в благоприятных ее проявлениях приводит к межгрупповой напряженности в широком смысле слова. Напряженность может выражаться не только в форме конфликтных действий, но и в скрытой, тлеющей форме.
В процессе гражданского образования в полиэтничном регионе необходим учет различных национально-культурных интересов этнических групп, и Юг России является в данном случае предметом особо пристального внимания.
Представители разных этнолингвистических и этноконфессиональных групп, культур размещались в Ставропольском крае параллельно с образованием русской этничной территории, в соседстве с горски-
ми автохтонными и степными народами, которые составляют микросоциум не только по характеру хозяйственных занятий, этнической принадлежности и вероисповедания, но и по индивидуальному культурному облику (4).
Полноправными участниками межнационального взаимодействия стали горские и степные народы, русские (в том числе и казачество), украинцы, белорусы, армяне, греки, представители народов Дагестана, татары, туркмены, азербайджанцы, немцы, грузины, осетины, евреи, корейцы и многие другие (1, с. 14). Такая многонациональ-ность может сохраниться лишь при взаимодействии народов, на основе главных концептов отечественного культурного процесса - многообразии, универсальности, отзывчивости, терпимости, гуманизме, развитии межнационального общения и межнациональных коммуникаций (3, с. 102).
Для последнего десятилетия в России характерно этническое возрождение, осознание этносами собственной уникальности, при этом, наряду с позитивными явлениями в этом процессе, имеются и негативные последствия. В сочетании с политической нестабильностью они могут становиться катализаторами неблагоприятных тенденций: роста миграционных процессов, роста преступности на этнической основе, межнациональных конфликтов (6, с. 178). Данные обстоятельства задают необходимость разработки новых образовательных подходов с учетом полиэтничной социальной среды, в которой сегодня социализируется молодежь Юга России.
Гражданское образование осуществляется в таких социальных институтах, как семья, детские учреждения, школы. Именно здесь начинается формирование гражданина. В поликультурном обществе в структуре гражданского образования актуализируется принцип поликультурного образования. В школах и других образовательных, воспитательных учреждениях необходимо создание также психологического климата, при котором каждый учащийся, независимо от пола, социального статуса, этнического проис-
хождения, имел бы возможности для разностороннего развития.
В основу поликультурного образования может быть положена идеология, основывающаяся на мультикультурализме, посредством которой полиэтничные национальные общества реализуют стратегии социального согласия и стабильности. Однако для российского общества и российской системы образования необходимо более глубокое понимание мультикультурности. Зачастую поликультурное образование рассматривают слишком узко, понимая его как образование, обеспечивающее формирование толерантности учащихся. В тоже время необходимо учитывать, что в российской школе, особенно это характерно полиэтнич-ных регионов, происходит взаимовлияние разных национальных культур, традиций, обычаев. Общепринятая задача поликультурного образования - обеспечение равных возможностей обучения и развития для учащихся из разных культурных и социальных групп. Для этого необходимо учитывать культурные особенности представителей различных национальностей и в тоже время обеспечивать межкультурный диалог в сочетании с воспитанием гражданственности и патриотизма.
Развитие поликультурного образования включает в себя несколько факторов. Во-первых, это разработка соответствующей образовательной политики. Во-вторых, реализация программ подготовки учителей, владеющих помимо профессиональных компетенций, умениями и навыками работы с учащимися разных национальностей. В-третьих, содержание образования должно учитывать фактор полиэтничности российского общества.
Поликультурное образование предполагает развитие образованности детей разных культурных групп и одновременно способствует снижению конфликтности в поликультурном регионе. Основу поликультурного образования составляют: теория познания, теория развития и ценностные основания общенациональной культуры.
Теория познания поликультурного образования опирается на теорию конструктивизма, согласно которой роль образования заключается не в передаче знаний, а в помощи ученику сконструировать свои знания об обществе, человеке, окружающем мире (6, с. 175). Каждый ребенок должен «построить» свои знания. У каждого есть множество только ему свойственных способов построения знаний, основанных на его этническом, расовом происхождении, а также языковых, культурных идентичностях. Поэтому центральное место на уроке отводится не столько приобретению знаний, сколько активному мысленному конструированию. Задача педагога - организовать для учащихся ситуации, в которых они неизбежно создадут верные и разумные конструкции. Наличие активной позиции ребенка на уроке -предпосылка и следствие того, чтобы он сам при помощи взрослого конструировал свои знания.
Теория развития опирается на культурно-историческую психологию Л. С. Выготского. Ее основные положения и вытекающие из нее следствия таковы: источники и детерминанты психического развития лежат в исторически развивающейся культуре (6, с.176). Соответственно, такие культурные факторы, как язык, образование, семья, обычаи являются детерминантами по отношению к уровню и темпам психического и в том числе интеллектуального развития. У людей различных культурных групп складываются разные представления о мире, разные интеллектуальные предпочтения, развиваются разные аспекты интеллекта.
Аксиологические основы поликультурного образования базируются на гуманистическом понимании природы человека. Их можно сформулировать в следующих положениях: ученики вне зависимости от пола, культурной или национальной принадлежности - личности, способные к глубоким эмоциональным переживаниям. Каждый уникален, достоин уважения и не обладает никакими привилегиями, в том числе связанными с принадлежностью к той или иной культуре. Ученики принимают свою культурную идентичность, обладают правом де-
монстрировать это окружающим, отказываются от насилия в отношении других культурных групп.
Организация поликультурного образования достаточно сложная проблема и для ее разрешения требуется высокая заинтересованность педагогов, наличие у них высокой мотивации к такой работе, поскольку именно от них потребуется сделать первые шаги, связанные с перестройкой собственной идеологии. Становление общества образованных граждан в полиэтничном регионе возможно лишь при формировании уважения к представителям разных культур. В рамках проблемы образования в полиэтнич-ной среде необходима актуализация таких ее звеньев, как национальная и этнонациональ-ная школа.
Н. Б. Крылова указывает на то, что «национальная школа» - это школа и общероссийская, и этническая. И это символично, поскольку любая школа в стране, какие бы конкретные культурные проблемы она ни решала, всегда будет выражением как общечеловеческих ценностей, так и национальных идей и интересов (5, с. 126).
На практике национальную школу обычно связывают с отражением в содержании и формах школьного обучения и воспитания определенной национальной культуры и ценностей этноса. Такое понимание можно назвать конкретным, максимально приближенным к реалиям повседневной педагогической деятельности в существующей культурной среде. И тогда любая школа будет национальной - входит ли она в систему образования национального округа, республики или мегаполиса, потому что образование всегда культуросообразно, в нем всегда представлены явно или неявно разнообразные национально-культурные ценности. В России более ста этносов и этнических групп, и все они стремятся посредством образования дать детям представления о мире, помочь им в их культурном самоопределении и развитии, в том числе в становлении их как граждан государства.
Ряд авторов проводят разграничение между понятиями «национальная школа» и «этнонациональная школа».
Национальная школа - общее понятие (того же уровня, что и принятые понятия «национальная безопасность», «национальная экономика», «национальная доктрина», «национальные интересы»). Оно указывает на принадлежность школы к определенной стране и системе образования определенной страны. Пространство национальной школы всегда мультикультурное (в этом смысле школа не может ограничивать содержание образования детей конкретными этнокультурными интересами, содержание образование должно строиться на принципе культурного разнообразия).
Этнонациональная школа - более частное понятие. Оно отражает включенность школы одновременно и в широкие мульти-культурные процессы, и в конкретное пространство развития определенного этноса (5, с. 128).
Школа для каждого этноса - это и очаг национальной культуры, и среда цивилизованного диалога культур, и пространство сознательной этнической и гражданской идентификации.
Нельзя не учитывать, что отношение к этнонациональной школе далеко не однозначно: можно встретить и ее поклонников (рассматривающих образование как одну из основных форм существования конкретной национальной культуры), и оппонентов (относящихся к образованию как универсальному средству развития общецивилизацион-ных процессов и межнационального общения, т. е. объективно идущих мультикуль-турных процессов).
Действительно, школа не может не быть общенациональной, она не может замкнуться в рамках одного этноса и его национальной уникальности, особенно в условиях современного этапа культурной эволюции, когда не только экономика стала мультикультурной, но и развитие образования идет в том же направление. Президент РФ Д. А. Медведев в послании Федеральному собранию Российской Федерации от 5 октября 2008 года особо отметил: «Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыг-
рать возрождение российской образовательной системы» (9). Основной акцент в образовательной политике должен быть сделан на школьном образовании.
Огромные возможности для влияния на процесс формирования гражданского самосознания имеет школа. Еще в детстве ребенок обретает свою этническую идентичность и соотносит ее с другими, вырабатывает средства ее стабилизации и защиты. Школа как образовательный институт является одновременно и одним из составляющих элементов организации непрерывного образования, главными звеньями в системе которой является школа - вуз. Обучение в школе должно быть направлено на развитие гражданского самосознания, толерантного отношения к представителям других национальностей, этнокульутрной грамотности. В связи с этим, одной из главных задач института системы высшего образования является подготовка специалиста, обладающего набором соответствующих компетенций, которые позволят воспитать в подрастающем ребенке личность, гражданина, патриота.
По мнению В. А. Шаповалова, важнейшим социальным институтом в странах с полиэтничным составом населения, обеспечивающим устойчивость социума, являются классические университеты, которые получают в «социальном заказе» от государства дополнительную функцию языковой, культурной и духовной консолидации полиэт-ничного общества, его сплочения в единую социально-политическую общность. Государство заинтересовано, чтобы университеты были инструментом не только образования, но и политической консолидации этнически разнородного населения (7, с. 12).
По нашему мнению, позитивным может быть подход, позволяющий определять элементы, которые влияют на эффективность образования с учетом разнообразия этносов - субъектов образования. В этом плане, представляет интерес определение инновационных элементов в системе образования, ориентированных на разнообразие, которое предлагает немецкий этнопсихолог
M. Zeichner. Он обозначает 16 ключевых элементов:
- Демонстрировать принятие и признание студентов на основе культурной сен-зитивности и ответственности в отношении их образования, и особенно тех из них, принадлежит разным этническим и расовым группам и был неуспешен в школе.
- Помочь студентам осмыслить их собственную этническую и культурную идентичность.
- Помочь студентам проверить (и оценить) их отношение к другим этнокультурным группам.
- Научить студентов видеть причины проявления предубеждений и расизма в среде однокурсников и преодолевать их.
- Научить студентов видеть причины привилегии и экономического притеснения, а также понимать, как социальное неравенство может воспроизводиться в школьной практике.
- Учебный план и образовательные программы для учителей следует ориентировать на многообразие историй и вклад в них различных этнокультурных групп.
- Информировать студентов об особенностях и стилях учебной деятельности различных групп и индивидуумов, а также об ограничениях этой информации.
- В учебном плане и программах педагогического образования уделять большое внимание социокультурным исследованиям взаимоотношений посредством языка, культуры и образования.
- Научить студентов разным способам получения информации о сообществах, представленных в классе.
- Научить студентов видеть взаимосвязь между методами, которые они используют.
- Научить студентов использовать различные учебные стратегии и процедуры оценки.
- Демонстрировать студентам примеры успешного обучения учащихся, относящихся к этническим и лингвистическим меньшинствам.
- Студенты завершают опытную практику в сообществе взрослых и/или детей
других этнокультурных групп рефлексией вместе с руководителем.
- Студенты заканчивают практикум и/или свою работу в качестве учителя в школах, где учатся учащиеся, относящихся к этническим и лингвистическим меньшинствам.
- Студенты сами живут и учатся в сообществе, где существуют меньшинства (они погружены в него).
- Обучение осуществляется в рамках групповой жизнедеятельности, которая обеспечивает и интеллектуальное развитие, и социальную поддержку (8, с. 146-147).
По нашему мнению, к вышеуказанным элементам можно так же отнести:
- формирование у студентов толерантности к различным религиозным конфессиям;
- формирование патриотизма и гражданственности;
- формирование гражданского самосознания, которое играет исключительную роль в становлении и развитии ценностных установок, мировоззрения, основ нравственной культуры личности.
Примером реализации инновационных подходов в образовательной системе классического университета является реализация Ставропольским государственным университетом инновационной образовательной программы, которая направлена на формирование инновационного научно-образовательного пространства как условия подготовки нового поколения специалистов, способных реализовать стратегию национальной безопасности и позитивный сценарий развития Северо-Кавказского макрорегиона. Концепция СГУ предполагает ориентацию на такие приоритетные цели, как совершенствование образовательного процесса на основе использования инновационных технологий, формирование компетентного специалиста, способного обеспечить нарастание конструктивных тенденций в экономических и социально-политических процессах в регионе; создание инновационной образовательной среды, формирующей у студенческой молодежи гражданственность, патриотизм, профессионализм и социальный
оптимизм. Одной из главных задач инновационной образовательной программы по направлению «Безопасность и противодействие терроризму» является формирование у выпускников университета набора базовых компетенций для:
- системного изучения угроз общественной безопасности и конкретизация их региональной специфики;
- цивилизованного урегулирования и разрешения конфликтов, стабилизации общественных процессов и отношений;
- формирования новой демократической культуры конфликта, ориентированной на урегулирование и разрешение конфликтов с конструктивными результатами.
Перечисленные компетенции позволят будущему специалисту успешно работать в образовательной среде полиэтничного региона.
Комплексность преподавания дисциплин гражданско-патриотического содержания - важный принцип в построении учебных программ Ставропольского государственного университета, позволяющий достичь максимальной эффективности гуманитарного гражданского образования. В Ставропольском государственном университете в рамках деятельности лаборатории «Социально-политических процессов на Северном Кавказе» осуществляются исследования и проводится мониторинг оценок в массовом сознании населения Ставропольского края по проблемам межнационального и межкультурного взаимодействия. Функционирует «Региональный научно-методический центр патриотического и гражданского воспитания», «Инновационный центр научно-методического обеспечения гуманитарных дисциплин вариативной части ГОС ВПО», основополагающей задачей работы указанных центров является обеспечение теоретико-методологической базы преподавателей вуза, разрабатывающих инновационные курсы по выбору.
С целью оптимизации учебно-воспитательной среды в Ставропольском государственном университете у студентов формируется набор компетенций для реализации стратегии региональной безопасности,
осуществления антиконфликтогенного менеджмента, инновационного управления и постконфликтной реконструкции, необходимых для обеспечения стабильности и эффективного развития поликультурного регионального социума.
В рамках анализа и решения проблемы становления и развития гражданского образования в полиэтничном регионе авторами данной публикации разрабатывается, апробируется в учебном процессе Ставропольского государственного университета учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия образования». Целью курса является формирование основ философской культуры как неотъемлемого компонента профессиональной компетентности будущего специалиста; создание мировоззренческой позиции толерантного и уважительного отношения к национальным культурам, гармоничного сочетания личных устремлений с интересами других социальных субъектов, компетентного отношения к основам образовательной политики.
Предполагается, что в ходе освоения учебного курса по выбору «Философия образования» студент сможет сформировать следующие компетенции:
• общепрофессиональную (сформировать представление о: образовании как социальном институте; месте и роли человека, общества, государства в образовательном мировом пространстве).
• общенаучную (уметь критически оценивать, анализировать и применять на практике знания о современных образовательных реформах и процессах в мире, в России, на Северном Кавказе;
• социально-личностную (сформировать мировоззренческую позицию толерантного и уважительного отношения к национальным культурам, гармоничного сочетания личных устремлений с интересами других социальных субъектов, компетентного отношения к основам образовательной политики) (2, с. 3).
Обозначенные компетенции будут способствовать формированию и развитию
гражданского самосознания, толерантного отношения к представителям других национальностей, этнокульутрной грамотности, а само гражданское образование займет достойное место, как в системе высшего образования, так и в региональной политике.
В сфере образования существуют задачи, которые требуют усилий со стороны всех социальных институтов, только системный характер при решении обозначенных проблем может наметить ощутимые сдвиги в развитии гражданского образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авксеньтьев В. А. Северный Кавказ: сегодняшние реалии и опыт этнополитического прогноза // Этнические проблемы современности. - Ставрополь, 1999. - Вып. 4.
2. Ерохина Ю. А. Черникова Н. А. Философия образования. - Ставрополь, 2009.
3. Воробьев С. М., Ерохин А. М. Этнополитиче-ские процессы на Северном Кавказе: источники, движущие силы, тенденции. - Ставрополь, 2002.
4. Каширин В. И. Глобалистика и философия планетарного сознания. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998.
5. Крылова Н. Б. Современные мультикультур-ные процессы в образовании и роль в них эт-
нонациональной школы // Новые ценности образования. - 2005. - № 3.
6. Хухлаева О. В. Поликультурное образование как фактор сохранения психологического здоровья школьников // Новые ценности образования. - 2008. - № 4.
7. Шаповалов В. А. Высшее образование в поликультурном обществе. - Ставрополь, 2006.
8. Цит. по: Originally published in Educating Teachers for Cultural Diversity by M. Zeichner, 1993 // Новые ценности образования. - 2005. - № 3.
9. http://www.kremlin.ru/appears/2008/11/05/
Об авторах
Ерохина Юлия Алексеевна, Ставропольский государственный университет, кандидат философских наук, начальник отдела по изучению иностранных языков, доцент кафедры философии. Сфера научных интересов - формирование гражданского общества, гражданского самосознания.
Черникова Наталья Алексеевна, Ставропольский государственный университет, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Ставропольского государственного университета. Сфера научных интересов - философия образования.
cherNat82 @rambler.ru