Научная статья на тему 'Культурно-образовательное пространство полиэтничного макрорегиона: тенденции современного развития'

Культурно-образовательное пространство полиэтничного макрорегиона: тенденции современного развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОЛИЭТНИЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН / ГЛОБАЛЬНЫЕ И ЛОКАЛЬНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ / КУЛЬТУРА МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багдасарова Анна Борисовна

Статья посвящена исследованию специфики формирования и функционирования культурно-образовательного пространства в условиях полиэтничности. Культурно-образовательное пространство полиэтничного макрорегиона рассматривается как часть единого культурно-образовательного пространства России. Выявляются основные характеристики, функции, принципы формирования и функционирования культурно-образовательного пространства в полиэтничном макрорегионе. Автор статьи выделяет в культурно-образовательном пространстве полиэтничного макрорегиона этнический компонент. Для культурно-образовательного пространства полиэтничного макрорегиона характерен межкультурный диалог. В статье рассматриваются методы и формы, используемые в образовательном процессе и способствующие формированию этнокультурной компетентности, грамотности и подготовке специалиста к работе в поликультурной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурно-образовательное пространство полиэтничного макрорегиона: тенденции современного развития»

культурно-образовательное пространство ПолиЭтничного макрорегиона: тенденции современного развития

А.Б. Багдасарова

Аннотация. Статья посвящена исследованию специфики формирования и функционирования культурно-образовательного пространства в условиях полиэтничнос-ти. Культурно-образовательное пространство полиэтничного макрорегиона рассматривается как часть единого культурно-образовательного пространства России. Выявляются основные характеристики, функции, принципы формирования и функционирования культурно-образовательного пространства в полиэтничном макрорегионе. Автор статьи выделяет в культурно-образовательном пространстве полиэтничного макрорегиона этнический компонент. Для культурно-образовательного пространства полиэтничного макрорегиона характерен межкультурный диалог. В статье рассматриваются методы и формы, используемые в образовательном процессе и способствующие формированию этнокультурной компетентности, грамотности и подготовке специалиста к работе в поликультурной среде.

Ключевые слова: философия образования, культурно-образовательное пространство, поликультурное образовательное пространство, полиэтничный макрорегион, глобальные и локальные трансформации, гуманизация образования, инновационная методология, этнокультурное многообразие, культура межэтнического общения, диалог культур, этнокультурная компетентность.

Summary. The formation and functioning of cultural and educational space in the specifics of polyethnicity are discussed in the paper. The cultural and educational space of the polyethnic macroregion is studied as a part of Russia's cultural and educational space. The main characteristics, functions, principles offormation and functioning of cultural and educational space in the polyethnic macroregion are identified. The author highlights the ethnic component in the cultural and educational space of the polyethnic macroregion. The intercultural dialogue is typical for the cultural and educational space of the polyethnic macroregion. The methods and forms that used in the educational process and contribute to the formation of ethnocultural competences, literacy and training for the multicultural space activity are discussed in the paper.

Keywords: philosophy of education, cultural and educational space, multicultural educational space, polyethnic macroregion, global and local transformations, humanization and education, innovational methodology, ethnocultural diversity, interethnic communications culture, dialogue of cultures, ethnocultural competences.

Стратегия социально-политическо- турой и образованием качественно но-го развития России как полиэт- вые задачи: формирование навыков ничного государства ставит перед куль- самообразования и самореализации

Преподаватель XXI

1 / 2009

личности; осознание национальной системы ценностей посредством исторической преемственности поколений; формирование толерантного отношения к традициям и культуре других народов; гармонизация национальных и этнокультурных отношений; сохранение и развитие языков и культур всех народов Российской Федерации; подготовка специалистов к работе в условиях полиэтничности и поликультурности. В этой связи, роль культурно-образовательного пространства в преодолении отчужденности образования от культуры и науки, в переходе от традиционных образовательных систем к созданию инновационных, в формировании личности, ориентированной на удовлетворение потребностей современности, свободное саморазвитие, творческую самореализацию, индивидуальное самоопределение в культуре значительно возрастает в современных условиях. Это актуализирует необходимость целостного и системного анализа современного культурно-образовательного пространства вообще и культурно-образовательного пространства полиэтнич-ного макрорегиона, в частности.

Потребность углубленного исследования специфики формирования и функционирования культурно-образовательного пространства в полиэт-ничном макрорегионе связана, во-первых, с глобальными и локальными изменениями в мире; во-вторых, с особенностями социокультурного развития России; в-третьих, с модернизаци-онными процессами в сфере культуры и образования; в-четвертых, с изменением содержания, принципов и подходов к системе воспитания и образования; в-пятых, с привнесением в теоретическую педагогику и социально-

гуманитарное знание понятия «культурно-образовательное пространство»; в-шестых, с гуманизацией образования, переходом к образованию личностно-ориентированного типа; в-седьмых, с поиском путей достижения локальной устойчивости в условиях глобализации в полиэтническом пространстве Российской Федерации.

В научных публикациях последних лет проблеме культурно-образовательного пространства уделяется все больше внимания. В этих работах рассмотрены: культурное пространство как своеобразный синтез внутреннего и внешнего мира человека (А.В. Бабаева); культурное пространство как форма бытия культуры (А.Н. Быстрова); культурное пространство и его ценностная архитектоника (В.А. Конев); факторы формирования единого образовательного пространства России (Т. А. Антипова); «образовательное пространство» как педагогическая категория (Е.С. Купреева); локальная образовательная система как новая форма организации образовательного пространства (Н.В. Нестерова); образовательное пространство как поле интеграции (А.А. Правоторова); мировое образовательное пространство (Б.Л. Вульфсон); подструктуры образовательного пространства, среди которых поликультурное образовательное пространство (В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк); образовательное пространство Российской Федерации в условиях полиэтнич-ности (О.И. Артеменко, М.Н. Кузьмин); особенности развития личности в поликультурном образовательном пространстве (Н.П. Шалхакова); культурно-образовательное пространство в качестве формы бытия современного образования (А.И. Бондаревская);

особенности формирования единого культурно-образовательного пространства региона (Р.З. Богоудинова); структура культурно-образовательного пространства (Н.В. Щиголева); единство образовательного и культурно-воспитательного пространства в системе высшей школы (В.И. Шумейко); культурно-образовательное пространство школы (Н.Н. Гладченкова, И.М. Ничипуренко, Н.Н. Усатоя).

В настоящее время в отечественной педагогике, психологии и философии идет активный поиск инновационной методологии, способствующей приобщению современного человека к миру культуры. Вместе с тем философский аспект формирования и функционирования культурно-образовательного пространства рассмотрен недостаточно. В то же время именно философия образования во взаимодействии с педагогической наукой призваны создать новую модель образования, ориентированную на профессионально-личностное саморазвитие человека.

Междисциплинарность исследуемой проблемы, возникшей на стыке исследовательских направлений ряда наук социально-гуманитарного знания: педагогики, культурологии, психологии, социальной философии, философской антропологии, философии культуры, обязывает исследователя рассмотреть и проанализировать существующие в этих науках позиции и подходы по данной проблеме.

Большинство авторов сходится во мнении, что культурно-образовательное пространство представляет собой сложноструктурное образование, включающее в себя три составляющие — культуру, образование и пространство (культурное и образовательное про-

странства), которые могут быть объектом самостоятельного рассмотрения и исследования. Своеобразная структура и многофункциональность культурно-образовательного пространства создает определенные сложности и вместе с тем преимущества в рассмотрении тех или иных аспектов его формирования и функционирования. С одной стороны, каждая из составляющих культурно-образовательного пространства исследована наукой, с другой, культурно-образовательное пространство как целостное явление с позиции философского знания изучено недостаточно.

Авторы отдельных работ выделяют полиэтнический, поликультурный и региональный аспекты функционирования современного образовательного и культурного пространства Российской Федерации. По мнению ряда авторов, образовательное пространство в поликультурном обществе должно строиться с учетом специфики современной социокультурной среды. Причем, в процессе становления и функционирования поликультурного образовательного пространства необходимо учитывать мировые и региональные тенденции развития современного образования.

О.И. Артеменко и М.Н. Кузьмин определяют общеобразовательное учреждение как важнейший социальный институт в условиях полиэтничности, который призван выполнять «дополнительную функцию языковой, культурной и духовной консолидации по-лиэтничного общества, его сплочения в единую политическую нацию» [1]. Культурное пространство, по мнению Ю.В. Аленьковой, это, «прежде всего, антропологическое пространство, способ существования человека в культуре» [2]. Образовательным пространс-

твом, по выражению Е.С. Купреевой, можно назвать «всю ту совокупность воспитывающих средовых явлений, характерных для современного социума, которые определяют возможности для саморазвития личности на разных этапах ее биографии» [3] (педагогический аспект).

Эвристически ценной, на наш взгляд, является концепция Н.В. Щи-голевой, в которой культурно-образовательное пространство рассматривается как развивающаяся целостность, «структурные элементы которой используются субъектами образовательного процесса для освоения и трансляции гуманистических ценностей» [4]. По мнению Н.В. Щиголевой, культурно-образовательное пространство следует рассматривать как условие обучения и воспитания школьников. Она считает, что модель культурно-образовательного пространства включает в себя три компонента: пространственно-семантический; содержательно-методический; коммуникационно-организационный.

Культура и образование представляют собой важнейшие системообразующие «компоненты цивилизационно-го развития» [5]. В этой связи, процесс духовного становления и развития общества предусматривает особое отношение к культуре, образованию и их взаимодействию, так как взаимодействие культуры и образования является важнейшим условием развития личности, ее способностей адаптироваться к противоречивым, сложным социально-политическим, экономическим и иным условиям, определяющим современную реальность.

Следует отметить, что для современного развития России региональный фактор стал особо значимым.

Причем, «в максимальной степени требование учета региональной специфики относится к сфере образования, тем более что образование активно смыкается с повседневностью, где как раз задействованы «альтернативные способы познания мира (религия, искусство, иррациональные представления)»[6]. Противоречия в межэтнической сфере имеют под собой не только социально-политические, экономические, но и духовные основания, в первую очередь — различия в культурных, ценностных и иных установках. Одним из методов предупреждения конфликтных ситуаций в регионе является формирование навыков межкультурного взаимодействия. Как показывает практика межэтнических отношений в современном культурно-образовательном пространстве, необходимо учитывать этнокультурное многообразие конкретного региона.

Специфической чертой культурно-образовательного пространства полиэтничного макрорегиона является его вовлеченность в этнические процессы. Культурно-образовательное пространство полиэтничного, поликультурного макрорегиона характеризуется взаимодействием, диалогом, интеграцией этнических культур. По меткому выражению И.С. Карабулато-вой, в условиях «полиэтничных контактов приграничья индивид, обретая этническую идентичность, также обретает культурно-историческую память, глубокие исторические и культурные корни, связь с традицией, ощущение исторической и межпоколенной преемственности, непрерывности и устойчивости» [7].

Культурно-образовательное пространство полиэтничного макрореги-

она — это часть единого культурно-образовательного пространства России. Это специфически организованная, с учетом национально-регионального компонента, социокультурная и педагогическая среда, способствующая развитию и саморазвитию индивида. В рамках культурно-образовательного пространства полиэтничного макрорегиона происходит взаимодействие и формирование навыков межэтнического, межкультурного диалога, представляющего собой процесс обмена между представителями различных этнических групп элементами материальной и духовной культуры.

Культурно-образовательное пространство полиэтничного макрорегиона выполняет ряд функций: научно-образовательную, ценностную, гуманистическую, коммуникативно-интег-ративную, адаптивную, рефлексивную, воспитательную, этнокультурную. Научно-образовательная функция определяет степень профессиональной и в целом социальной востребованности индивида, способствует овладению необходимой суммой знаний о мире и о человеке, соответствующих требованиям современной цивилизации. Ценностная функция определяет совокупность идейных установок, убеждений, принципов. Гуманистическая — способствует приобщению индивида к общечеловеческим ценностям и формирует соответствующее этим ценностям поведение. Коммуни-кативно-интегративная функция определяет предпосылки культурного, образовательного и этнического взаимодействия, формирует навыки межэтнического и межкультурного диалога. Адаптивная отражает степень приспособленности индивида к современным социально-политическим, эконо-

мическим, этническим условиям. Рефлексивная выступает в форме самопознания. Сущность данной функции заключается в осознании своего «я» и своего отличия от других. Воспитательная способствует формированию ценностного отношения к миру, к культуре, осознанию своего места в этом мире, развитию своего «я». Этнокультурная — формирует позитивное отношение к этнической культуре собственного этноса и иноэтничных общностей (образы «мы» и «они»).

В рамках культурно-образовательного пространства полиэтничного макрорегиона формируются этнические особенности, ценностные ориентации, принципы и стереотипы поведения людей, представителей различных этнических общностей. Культурно-образовательное пространство полиэтничного макрорегиона представляет собой условие формирования и развития этноспецифических черт и качеств человека как представителя конкретной этнической группы. В границах культурно-образовательного пространства осуществляется процесс усвоения и трансляции субъектом этнонациональных и других гуманистических ценностей с учетом региональной специфики.

Целенаправленная реорганизация и функционирование культурно-образовательного пространства полиэт-ничного макрорегиона предполагает:

• создание и внедрение в учебный процесс интегрированных курсов с учетом этнокультурного компонента; авторских инновационных программ, учитывающих государственную (общероссийскую), национально-региональную и конфессиональную специфику;

• создание необходимых условий для выработки индивидом собствен-

ной жизненной, гражданской и этно-национальной позиции;

• формирование навыков культуры межэтнического общения;

• формирование гражданской, этнической и этнокультурной иден-тичностей;

• формирование этнического самосознания, способности к самоопределению в этнической культуре.

Особое внимание хочется обратить на некоторые из представленных позиций. Так, на формирование навыков культуры межэтнического общения оказывают влияние особенности духовной жизни этноса, прежде всего — особенности этнической культуры, традиции, обычаи, нравы, нормы поведения и общения, особенности психологического склада и этикет. Культура межэтнического общения возникает на основе обмена опытом социального и культурного творчества. Подобная система отношений формируется в условиях, когда процесс взаимодействия одной этнической группы с иноэтничными общностями строится на основе ряда принципов: равноправия, учета интересов другой стороны, взаимообмена результатами материальной и духовной деятельности. Формирование навыков межэтнического общения во многом зависит от этнического самосознания, влияющего на уровень межэтнического взаимодействия. В этническом самосознании сосредоточены представления этноса о себе и взаимоотношении с другими этносами.

Полиэтничность, поликультурность и полиментальность населения Российской Федерации ставят перед российской системой образования целый комплекс задач, от решения которых во многом зависит культурно-цен-

ностное и языковое единство общества, культурная и духовная консолидация этносов и отдельных людей, подготовка личности к жизни и культурное обеспечение полноценной самореализации личности. В условиях полиэтничного макрорегиона образовательные учреждения и, в первую очередь, классический университет выполняют функцию этнокультурной консолидации социума и обеспечения его устойчивости, т.е. становятся инструментом не только образования, но и политической консолидации этнически разнородного населения [8]. В этой ситуации на университет возлагается ответственная задача по формированию знаний и навыков в области поликультурного образования, социального проектирования и межкультурной коммуникации. Университет в полиэтничном макрорегионе должен способствовать координации взаимодействия всех культурных общностей, представленных в регионе, вести работу по сохранению культурной самоидентичности и поиску путей взаимодействия между представителями различных этнических групп.

Обращение в процессе обучения к этническим и этнокультурным особенностям народов, представляющих по-лиэтничный макрорегион, актуализируется по ряду причин: в этнической культуре сконцентрирован жизненный и культурный опыт того или иного народа, сохраняются и передаются от поколения к поколению достижения и устои нравственности; культурные особенности этноса позволяют обратиться к истокам во многом объясняющим поведение людей в разных средовых ситуациях; знание истории, традиций и особенностей психологического склада, живущих вместе наро-

дов, способствует снятию межэтнической напряженности и развитию межкультурных связей, сохранению и развитию этнических культур в современных условиях.

Подготовка специалиста к работе в поликультурной среде, с этнически многообразным составом учащихся предполагает формирование, воспитание этнокультурной компетентности, навыков конструктивного межкультурного диалога.

«Формирование единого социокультурного и образовательного пространства, — считает А.А. Фурсенко, — приобщение молодежи к национальной и русской культуре, профессиональное определение ...становятся важнейшими практическими задачами, решение которых имеет не только для Юга России, но и для всей страны геополитическое значение» [9, 23]. Межкультурный диалог возможен на основе знаний об истории происхождения, особенностях культуры этносов, населяющих территорию региона. Формировать культуру межнационального общения и способствовать развитию этнокультурной компетентности — важнейшие задачи образовательной системы региона. В этой связи, реализация основных направлений деятельности в университете связана с разработкой и апробацией ряда креативных курсов, составленных с учетом национально-регионального компонента и приоритетных научных направлений. Подобные курсы способствуют поддержанию интереса к общероссийским и региональным национально-культурным и духовным ценностям, традициям, культурному наследию в целом. Образовательный процесс в поликультурном вузе представлен этнической, межэтнической

и общечеловеческой составляющими. В этой связи учебно-воспитательная деятельность преподавателя должна быть ориентирована на изучение региональных национально-культурных традиций в диалектическом единстве с российскими и общечеловеческими ценностями. Именно эти принципы должны составлять содержательную основу образования в поликультурном макрорегионе. Подобный подход продиктован необходимостью подготовить будущего специалиста к межкультурному диалогу и работе в поликультурном пространстве макрорегиона.

Современное культурно-образовательное пространство полиэтничного макрорегиона выступает как необходимое условие формирования этнического самосознания, сохранения и развития этнической культуры и совершенствования межэтнического, межкультурного взаимодействия в том или ином регионе. Характер межэтнического взаимодействия определяется рядом факторов, среди которых — этническое сознание и самосознание, представляющие собой конституирующие признаки этнической общности. Достижение межкультурного взаимопонимания, диалога возможно через тесное взаимодействие, постижение самобытности своей культуры и культуры других народов.

Своеобразной основой реорганизации культурно-образовательного пространства полиэтничного макрорегиона в настоящее время могут служить экспериментальные площадки. Так, с 2004 г. на базе прикладной научно-исследовательской лаборатории «Гражданской и этнокультурной идентичности» Ставропольского государственного университета были созданы экспериментальные площадки по

формированию гражданской и этнокультурной идентичности в регионе. Научно-педагогическая деятельность в рамках экспериментальной площадки позволяет использовать этнокультурный подход в образовательном процессе, который заключается в организации образовательной деятельности на основе национальной культурно-исторической традиции России вообще и Северного Кавказа, в частности. С целью развития этнокультурной грамотности в молодежной среде были разработаны и прошли апробацию программы блока этнологических дисциплин: элективные курсы для учеников 10 и 11 классов: «Концепция «русской идеи» в отечественной культуре», «Культура межнационального общения» и «Теория этноса», «Этногенез и этническая картина мира», «Этнические процессы и межкультурная коммуникация», «Этнополитоло-гия» (для студентов исторического факультета).

Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что культурно-образовательное пространство полиэтнич-ного макрорегиона служит своеобразным условием, способствующим формированию индивида как носителя этносоциальных качеств; адаптации индивида к условиям конкретного региона; приобщению индивида к культурным ценностям, наследию, нормам и традициям своего этноса; воспитанию этнокультурной компетентности; формированию уважительного отношения к культурным ценностям и наследию иноэтничных общностей, навыков межэтнического, межкультурного общения, диалога; формированию в единстве региональной, федеральной и цивилизационной составляющих образовательного процесса.

1 / 2009-

литература

1. Артеменко О.И., Кузьмин М.Н. Организация образовательного пространства Российской Федерации в условиях по-лиэтничности // Этнокультурные образовательные потребности народов России. - М., 2004. - С. 9.

2. Аленькова Ю.В. Человек в новом культурном пространстве (наброски современного душевного пейзажа, или философские этюды). http://netgorod. narod.ru / articls / Alenkova_chel.htm

3. Купреева Е.С. «Образовательное пространство» как педагогическая категория // Сборник трудов молодых ученых Владимирского государственного педагогического университета. Выпуск 4. — Владимир, 2004. — С. 186.

4. Щиголева Н.В. Структура культурно-образовательного пространства // Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс]. — М.: oim.ru, 2003 — 04— 10, http://www.oim.ru/.

5. Карцев Е.А. Национальная доктрина образования и универсальные аспекты техногенного развития // Вестник Московского государственного индустриального университета (ГОУ МГИУ). Серия «Гуманитарные науки». — № 2 (4). — 2003. — С. 11.

6. Гожев К.М. Антропология образования

и социальный конфликт. — СПб., Ill 2004. — С. 218.

7. Карабулатова И.С. Трансформация ментальности современного российского полиэтничного региона как явление толерантности // Гуманитарные проблемы миграции: социально-правовые аспекты адаптации соотечественников в Тюменской области. — Часть 1. — Тюмень, 2006. — С. 31.

8. Шаповалов В.А. Высшее образование в поликультурном обществе. — Ставрополь, 2006. — С. 6.

9. Фурсенко А.А. Инновационная деятельность-требование времени // «Сто наций». Межрегиональное обозрение. — № 10-11 (40-41). — 2006. — С. 23. Ц

Преподаватель XXI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.