Научная статья на тему 'Организация и содержание логопедической помощи умственно отсталым учащимся школы-интерната VIII вида'

Организация и содержание логопедической помощи умственно отсталым учащимся школы-интерната VIII вида Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ЛЕГКАЯ УМСТВЕННАЯ ОСТАЛОСЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / УСТНАЯ РЕЧЬ / ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / EASY MENTAL TRAINING / ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS / ORAL SPEECH / WRITTEN SPEECH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Просторова А.Р.

В данной статье представлена организационно-содержательная модель коррекционно-логопедической работы по коррекции устной и письменной речи у младших школьников (1-2 класс) с легкой умственной отсталостью, а также представлены результаты констатирующего эксперимента доказывающие эффективность предложенной нами модели оказания логопедической помощи в условиях СКОУ VIII.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND MAINTENANCE OF SPEECH THERAPY ASSISTANCE TO MENTALLY RETARDED STUDENTS OF BOARDING SCHOOL VIII TYPE

This article presents the organizational and content model of correctional speech therapy work on the correction of oral and written speech in younger students (grade 1-2) with mild mental retardation, as well as the results of the ascertaining experiment proving the effectiveness of the proposed model of speech therapy in the conditions of SKOU VIII.

Текст научной работы на тему «Организация и содержание логопедической помощи умственно отсталым учащимся школы-интерната VIII вида»

иной области тела по схеме с использованием лек-сико-грамматических конструкций.

Список литературы

1. Гиппократ. Избранные книги: Пер. с греческ. - М., 1936. - С. 93.

2. Гартман Франц. Жизнь Парацельса и сущность его учения. - М.: Культурный центр «Новый Акрополь», 2009. - 272 с.

3. Жданов Д.А. Леонардо да Винчи - анатом. -М.: Государственное издательство медицинской литературы, - 1955.

4. Фатеева Ю.Г. Комическое в произведениях о медицине и медработниках. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2016. - 148 с.

5. Дворецкий Л.И. Живопись и медицина. - М.: Медиа Медика, 2010. - 312 с.

6. Медицина и искусство: повышение врачебной квалификации в музее // Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева, 2014. - Режим доступа:

https://expertmus.livejournal.com/185049.html

7. Amy Dockser Marcus Doctors Enlist Paintings to Hone Skills // The wall street journal. - 2014. - Режим доступа: https://www.wsj.com/articles/doctors-enlist-paintings-to-hone-skills-1420052107

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМ УЧАЩИМСЯ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА VIII ВИДА

Просторова А.Р.

магистрант,

Самарский государственный социально-педагогический университет

ORGANIZATION AND MAINTENANCE OF SPEECH THERAPY ASSISTANCE TO MENTALLY RETARDED STUDENTS OF BOARDING SCHOOL VIII TYPE

Prostorova A.

master's degree, Samara state social and pedagogical University

Аннотация

В данной статье представлена организационно-содержательная модель коррекционно-логопедиче-ской работы по коррекции устной и письменной речи у младших школьников (1-2 класс) с легкой умственной отсталостью, а также представлены результаты констатирующего эксперимента доказывающие эффективность предложенной нами модели оказания логопедической помощи в условиях СКОУ VIII.

Abstract

This article presents the organizational and content model of correctional speech therapy work on the correction of oral and written speech in younger students (grade 1-2) with mild mental retardation, as well as the results of the ascertaining experiment proving the effectiveness of the proposed model of speech therapy in the conditions of SKOU VIII.

Ключевые слова: легкая умственная осталось, младшие школьники, устная речь, письменная речь.

Keywords: easy mental training, elementary school students, oral speech, written speech.

Нами было разработана организационно-содержательная модель коррекционно-логопедиче-ской работы, включающая 2 блока.

Первый блок мероприятий по оказанию логопедической помощи был направлен на развитие устной речи первоклассников с умственной отсталостью с целью предупреждения специфических нарушений письма и чтения и создания условий для усвоения материала по родному языку и литературе.

Второй блок коррекционно-логопедической работы был направлен на преодоление разных форм дисграфии и дислексии.

Учащимся, обучающимся в ГБС(К)ОУ школа-интернат с. Старый Буян, логопедическая помощь оказывается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 № 288 «Об утверждении Типового Положения о специальном (коррек-ционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановлением Правительства РФ от

10.03.2000 № 212 «О внесении изменений и дополнений в Типовое Положение о специальном (кор-рекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». Основной формой организации коррек-ционно-логопедической работы являются групповые фронтальные занятия, продолжительностью 40 минут..

Результаты проведенного экспериментального исследования показали разнородный уровень сфор-мированности устной и письменной речи учащихся 1-2-3 классов. С учетом полученных данных были скомплектованы следующие группы для проведения фронтальных логопедических занятий:

Для учащихся 1 класса:

• с нарушением фонетико-фонематических компонентов речи;

• с нерезко выраженным системным нарушением речи;

• с выраженным системным нарушением речи;

Для учащихся 2-3 класса:

• с разными формами нарушения письма и чтения.

Наполняемость коррекционных групп при проведении фронтальных занятий 3 - 6 человек.

В группы подбираются учащиеся с однородными нарушениями речи. Допускается комплектование групп учащихся из разных классов.

Результаты экспериментального исследования позволили выделить 2 группы учащихся ГБС(К)ОУ школы-интерната с. Старый Буян:

1. дети с нарушением устной речи;

2. учащиеся с нарушением письма и чтения.

Структура речевого дефекта и степень его выраженности определяют задачи и основные направления логопедической работы в каждой из этих групп.

Организация и основные направления логопедической работы с умственно отсталыми учащимися с нарушением устной речи

Основными задачами логопедической работы с учащимися первой подгруппы, имеющими недоразвитие фонетико-фонематических компонентов речи были:

1. постановка звуков и закрепление их в спонтанной речи;

2. дифференциация поставленных звуков со сходными по акустическим и артикуляционным характеристикам звуками (по необходимости);

3. развитие фонематического слуха (восприятия, представлений, анализа и синтеза);

4. формирование элементарных навыков письма и чтения, предупреждение дисграфии и дислексии.

В соответствии с поставленными задачами были определены следующие этапы и направления работы:

I этап Подготовительный

Цель - формирование психических процессов и подготовка органов артикуляции к правильному произнесению звуков.

Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с интеллектуальной недостаточностью на данном этапе осуществлялась по следующим направлениям:

1. Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления).

2. Подготовка органов артикуляционного аппарата к постановке звуков.

3. Развитие речевого дыхания.

II этап Основной

Направления данного этапа:

1. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков);

2. Развитие фонематического слуха (восприятия, представлений, анализа и синтеза);

3. Подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты;

4. Формирование лексико-грамматических категорий (развитие словаря и навыков словоизменения и словообразования).

Коррекционно-логопедическая работа рассчитана на один учебный год.

Содержание логопедической работы с умственно отсталыми учащимися с нарушением письменной речи

Изучив различные подходы к формированию письменной речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью, учитывая результаты экспериментального исследования, мы разработали этапы и направления коррекционно-логопедической работы по преодолению дисграфии и дислексии учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии.

Нами были определены приоритетные направления логопедической работы с каждой группой умственно отсталых детей, разработано кален-дарно-тематическое планирование, определены конечные результаты.

Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза

Основными задачами коррекционного обучения будут:

1. Развитие фонематического анализа и синтеза;

2. Развитие слогового анализа и синтеза;

3. Развитие языкового анализа и синтеза.

Программа рассчитана на 85 часов.

Преодоление аграмматической дисграфии и дислексии

Программа рассчитана на 80 часов и охватывает следующие уровни: слово, предложение, текст.

Задачи коррекционного обучения:

1. Учить устанавливать логические и языковые связи между предложениями;

2. Уточнять морфологическую структуру слова (приставка, суффикс, корень, окончание);

3. Развивать навыки словоизменения и словообразования;

4. Формировать навыки правильного употребления предложно-падежных конструкций;

5. Учить использовать в речи различные виды связи слов в словосочетаниях (управления и согласования);

6. Учить синтаксически правильно оформлять предложения;

7. Учить конструировать сложное предложение.

Преодоление оптической дисграфии и дислексии

Эта форма дисграфии тесно связана с недоразвитием зрительного гнозиса и праксиса, пространственных и временных представлений у детей.

Данная часть программы рассчитана на 80 часов, однако количество занятий может меняться в сторону увеличения, либо уменьшения в зависимости от количества смешиваемых букв и степени усвоения навыка детьми.

Логопедическая работа осуществляется по двум основным направлениям:

1. Развитие зрительных процессов и оптико-пространственной ориентировки на предметном и буквенном уровне;

2. Дифференциация сходных по начертанию букв.

Коррекционно-логопедическая работа включает:

1. Конструирование, реконструирование букв.

2. Установление связей между графемой (буквой) и артикулемой (звуком).

3. Работа со словами, состоящими из графически сходных букв и отличающихся одной буквой.

Преодоление акустической дисграфии и фонематической дислексии

Период обучения составляет 91-105 часов (2-3 раза в неделю в зависимости от тяжести нарушения.

Задачи логопедической работы:

1. Уточнять произношение звуков с опорой на зрительное и слуховое восприятие, а также на тактильные и кинетические ощущения;

2. Учить дифференцировать звуки в произношении и на слух.

3. Обучать простым и сложным формам звуко-буквенного анализа и синтеза;

4. Учить вычленять звуки на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста;

5. Определять положение звука по отношению к другим звукам;

Для выявления степени успешности коррекции был проведен контрольный эксперимент.

Результаты: Для выявления эффективности предложенной нами модели оказания логопедической помощи в условиях СКОУ УШвида нами был проведен контрольный эксперимента, направленный на выявление сформированности устной и письменной речи учащихся после обучения. Экспериментальную группу составили 10 первоклассников с нарушением устной речи и 15 учащихся 2-3 классов с нарушениями письма и чтения и умственной отсталостью. В контрольную группу вошло такое же количество учеников СКОУ, которые обучались по традиционной программе.

Обследование устной речи младших школьников показало, что все дети повысили свои показатели. Причем у 38% учеников были полностью устранены речевые нарушения и снизился процент детей, у которых нарушения еще присутствовали. Важно отметить, что логопедическая работа по предложенной нами модели дала более высокие результаты, чем по традиционной. Результаты приве-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дены на рисунке № 1.

Рисунок №1.

Состояние устной речи детей, обучавшихся по разработанной модели и традиционной методике

Повторный анализ сформированности навыков письма и чтения учеников экспериментальной группы показал, что количество специфических ошибок снизилось. На рисунке №2представлен сравнительный анализ наиболее частотных ошибок до коррекционного обучения и после. Причем у школьников, обучавшихся по предложенной нами модели, не только уменьшилось количество дисгра-фических и дислексических ошибок, но и их разновидностей. У учеников, обучавшихся по традиционной методике, неоднородность нарушений 50%

0°/

'' ° 18,4% 15,4% 18,5%

J.0,4-70 15,4% J-=>,D,o

письма и чтения сохранилась. Важно отметить, что у учащихся ЭГ произошли качественные изменения в овладении способом чтения. Так 4 школьника перешли от побуквенного чтения к послоговому. 2 ребенка перешли на использование синтетических приемов чтения. В КГ результаты были хуже: 2 ученика перешли на ступень послогового чтения. Синтетическими приемами не овладел ни один ребенок.

дообучения после обучения

я пропуски буке

щ смешения графически сходных букв ш нарушения обозначения границ предложений ошибки обозначения границ слов

Рисунок №2. Сравнительный анализ наиболее частотных ошибок на письме до коррекционного обучения

и после (% от общего количества ошибок)

Результаты контрольного исследования показали, что после коррекционного обучения с использованием предложенной нами модели успешность выполнения заданий повысилась.

Итак, сравнение результатов выполнения заданий умственно отсталыми учащимися экспериментальной группы до коррекционного обучения и после показало положительную динамику в преодолении нарушений устной и письменной речи и подтвердило эффективность разработанной нами модели оказания логопедической помощи в СКОУ VIII вида.

Список литературы

1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной(коррекционной) школе: Учеб.для студ. дефектол. фак. педву-зов.[Текст] /А.К. Аксенова- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 320 с.

2. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.[Текст] /И.Р. Гальперин - М.: Наука, 1981. - 138 с.

3. Егоров, Т.Г. Психологическая классификация ошибок чтения [Текст] /Т.Г. Егоров // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: Василий 2 тт. Т II/ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 656с.: ил.

4. Забрамная, С.Д. Развивающие занятия с детьми: Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование».[Текст] /С.Д.Заб-рамная, Ю.А. Костенкова- М., 2002. - 38 с.

5. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Как помочь «особому» ребенку: Книга для педагогов и родите-лей.[Текст] /Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Л.А. Нис-невич- СПб., 2000. - 96 с.

ВВЕДЕНИЕ РУБРИКА ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ИНОСТРАННЫЙ

ЯЗЫК» В ВУЗЕ

Тусупбекова М.Ж.

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева к.п.н., ассоц.проф., доцент кафедры иностранных языков

филологического факультета

INTRODUCTION OF RUBRICS FOR ASSESSING STUDENTS' KNOWLEDGE ON "PROFESSIONALLY-ORIENTED" DISCIPLINE IN HIGHER SCHOOL

Tussupbekova M.

L.N. Gumilyov Eurasian National University PhD, prof. offoreign languages department philological faculty

Аннотация

В данной статье рассматривается рубрика как один эффективных методов оценивания знаний студентов в обучении английскому языку в вузе. Автором представлен теоретический и практический материал по изучаемой проблеме и результаты исследования.

Abstract

This article denotes rubrics as one of effective methods for assessing students' knowledge in teaching English in higher schools. The author presents theoretical and practical materials on the studied problem and the research results.

Ключевые слова: рубрика, оценивание, метод, силлабус, эффективность.

Keywords: rubrics, assessment, method, syllabus, efficiency.

В настоящее время профессионально-ориентированный подход в обучении английскому языку приобретает особую актуальность в связи с тем, что Государственный образовательный стандарт высшего образования Республики Казахстан предусматривает учет профессиональной специфики при изучении иностранного языка в вузе. Обучение иностранному языку является обязательным компонентом профессиональной подготовки специалиста [1].

Профессионально-ориентированный подход включает в себя систему дидактических средств (цель, содержание, формы), которые необходимы при организации учебного процесса. Кроме того, профессионально-ориентированный подход предполагает активную роль преподавателя. Преподава-

тель должен учитывать языковую подготовку студента, определить цели, выработать критерии для развития рациональных навыков самостоятельной работы студентов, осуществлять системный подход к овладению знаниями, интегрировать со специальными дисциплинами с целью получения дополнительных профессиональных знаний и формирования профессионально значимых качеств личности.

Основная цель преподавания дисциплины профессионально-ориентированный иностранный язык (английский) обучения является обучение профессионально-ориентированному иноязычному общению, приобретение специальных навыков, основанных на профессиональных и лингвистических знаниях [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.