Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПЕРИОДА РАННЕГО ДЕТСТВА'

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПЕРИОДА РАННЕГО ДЕТСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
раннее детство / подготовка педагогов к работе с детьми периода раннего детства / профессиональная подготовка педагога дошкольного образования / профессиональные компетенции педагога дошкольного образования / надпрофессиональные компетенции педагога дошкольного образования / early childhood / training of teachers to work with children of early childhood period / professional training for teachers of preschool education / professional competencies of teachers of preschool education / supra-professional competencies of teachers of preschool education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — З Ш. Магомедова, С З. Умариева

Рассмотрена специфика процесса профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования к эффективной работе с детьми периода раннего детства. В статье представлено толкование понятия «компетентность», наиболее применимое к современному педагогу дошкольного образования. Авторы рассматривают структуру компетентности, которая должна быть сформирована у воспитателя к моменту окончания обучения и позволит ему в дальнейшем эффективно работать с детьми, относящимися к данной возрастной категории. Исследуется система, включающая различные виды профессиональной активности, необходимые для реализации педагогом дошкольного образования по ходу взаимодействия с детьми раннего возраста. Освещаются ключевые знания, умения и навыки, которыми будущий воспитатель должен овладеть для успешной реализации этих видов профессиональной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — З Ш. Магомедова, С З. Умариева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE FUTURE TEACHERS PROFESSIONAL TRAINING TO WORK WITH THE EARLY CHILDHOOD PERIOD CHILDREN

The paper studies how future preschool education teachers are taught to fulfil effective work with early childhood children. At the article’s beginning, the interpretation of the “competence” concept, which is most applicable to the modern preschool education teacher is derived. Next, the authors consider the competence structure that educator should have by the graduation time. It will allow him/her to work effectively with children belonging to this age category in the future. The authors investigate a system that includes various professional activity types necessary for the implementation of preschool education by a teacher in the course of interaction with young children. The paper highlights the key knowledge, skills and abilities that the future educator must master for these professional activity types successful implementation.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПЕРИОДА РАННЕГО ДЕТСТВА»

по культуре Франции, и это мотивирует студентов к познавательной деятельности.

В рамках изучения истории отечественной и зарубежной литературы можно практиковать со студентами применение элементов ролевой игры и драматургической техники, особенно при изучении драматических произведений. Это может быть чтение отрывков драматических произведений по ролям, монологическая декламация, переосмысление в духе драматургии и постановка отрывков текстов, принадлежащих к другим литературным родам [3, с. 97-98].

Нелинейность образовательного процесса предполагает формы работы, создающие условия для самостоятельной работы студента. Если подготовка и участие в каком-либо творческом мероприятии (спектакле, концерте, выставке) занимает довольно длительный период (до двух недель и более), то преподаватель должен определить те темы, которые в случае необходимости можно оставить на самостоятельное изучение, например, в курсе для самостоятельного изучения можно оставить тему «Литература немецкого Возрождения», сопроводив ее списком источников по теме, конспектами лекций с презентационным материалом, заданиями для самопроверки и закрепления материала. Эффективными формами для закрепления и повторения материала по иностранному языку в случае длительного перерыва в обучении могут быть творческие задания, на-

Библиографический список

пример, просмотр фильма на французском языке. Отвечая на вопросы «кто?», «что?», «когда?», «как?», «почему?» и «где?», студенты могут рассказать об увиденном и объяснить его смысл.

Исследование показало:

- для вуза культуры и искусств наиболее оптимальной является нелинейная организация образовательного процесса;

- данная организация образовательного процесса способствует созданию благоприятных условий для реализации индивидуальной образовательной траектории каждого студента с учетом его возрастных, языковых особенностей и уровня предыдущей профессиональной подготовки;

- при реализации нелинейного учебного процесса его формы и методы приобретают особую значимость;

- грамотный подход преподавателя к выбору многообразных форм нелинейного учебного процесса с учетом междисциплинарных связей играет решающую роль.

Таким образом, можно сделать вывод, что организация нелинейного учебного процесса в условиях вуза культуры и искусств позволяет студенту активизировать самостоятельную познавательную деятельность не только в изучении гуманитарных, но и профессиональных дисциплин.

1. Бережная И.Ф. К вопросу о проектировании нелинейного образовательного процесса в системе высшего образования. Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014; Т. 10, Выпуск 5-2: 16-20.

2. Курейчик В.М., Писаренко В.И. Синергетический подход в педагогическом проектировании образовательной среды вуза. Открытое образование. 2014; Выпуск 3: 55-62.

3. Никитина В.К. Инновационные приемы преподавания зарубежной литературы в учреждениях высшего образования. Управление образованием: теория и практика. 2021; Т. 11, № 2: 94-101.

4. Зимина Ф.В., Холмогорова В.Е. О применении инновационных технологий при обучении иностранным языкам в вузе. Арктический хронотоп: материалы Международной научно-практической конференции. Якутск: АГИКИ, 2022: 145-52.

5. Зимина Ф.В. Decouvrir L'Arctique = Откройте для себя Арктику: учебное пособие. Якутск: АГИКИ, 2015.

6. Зимина Ф.В. Faites connaissance: La culture de la France = Знакомьтесь: Культура Франции: учебное пособие. Санкт-Петербург, 2017.

References

1. Berezhnaya I.F. K voprosu o proektirovanii nelinejnogo obrazovatel'nogo processa v sisteme vysshego obrazovaniya. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2014; T. 10, Vypusk 5-2: 16-20.

2. Kurejchik V.M., Pisarenko V.I. Sinergeticheskij podhod v pedagogicheskom proektirovanii obrazovatel'noj sredy vuza. Otkrytoe obrazovanie. 2014; Vypusk 3: 55-62.

3. Nikitina V.K. Innovacionnye priemy prepodavaniya zarubezhnoj literatury v uchrezhdeniyah vysshego obrazovaniya. Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. 2021; T. 11, № 2: 94-101.

4. Zimina F.V., Holmogorova V.E. O primenenii innovacionnyh tehnologij pri obuchenii inostrannym yazykam v vuze. Arkticheskj hronotop: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Yakutsk: AGIKI, 2022: 145-52.

5. Zimina F.V. Decouvrir L'Arctique = Otkrojte dlya sebya Arktiku: uchebnoe posobie. Yakutsk: AGIKI, 2015.

6. Zimina F.V. Faites connaissance: La culture de la France = Znakom'tes': Kul'tura Francii: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg, 2017.

Статья поступила в редакцию 12.05.23

УДК 378

Magomedova Z.Sh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dean of Faculty of Preschool Education, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: zamira-m69@mail.ru

Umarieva S.Z., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Foreign Languages and Methods of Their Teaching, Dagestan State Pedagogical

University (Makhachkala, Russia), E-mail: umariewa@yandex.ru

THE SPECIFICS OF THE FUTURE TEACHERS PROFESSIONAL TRAINING TO WORK WITH THE EARLY CHILDHOOD PERIOD CHILDREN. The paper studies how future preschool education teachers are taught to fulfil effective work with early childhood children. At the article's beginning, the interpretation of the "competence" concept, which is most applicable to the modern preschool education teacher is derived. Next, the authors consider the competence structure that educator should have by the graduation time. It will allow him/her to work effectively with children belonging to this age category in the future. The authors investigate a system that includes various professional activity types necessary for the implementation of preschool education by a teacher in the course of interaction with young children. The paper highlights the key knowledge, skills and abilities that the future educator must master for these professional activity types successful implementation.

Key words: early childhood, training of teachers to work with children of early childhood period, professional training for teachers of preschool education, professional competencies of teachers of preschool education, supra-professional competencies of teachers of preschool education

З.Ш. Магомедова, канд. пед. наук, доц., декан факультета дошкольного образования ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный

педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: zamira-m69@mail.ru

С.З. Умариева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: umariewa@yandex.ru

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПЕРИОДА РАННЕГО ДЕТСТВА

Рассмотрена специфика процесса профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования к эффективной работе с детьми периода раннего детства. В статье представлено толкование понятия «компетентность», наиболее применимое к современному педагогу дошкольного образования. Авторы рассматривают структуру компетентности, которая должна быть сформирована у воспитателя к моменту окончания обучения и позволит ему в дальнейшем эффективно работать с детьми, относящимися к данной возрастной категории. Исследуется система, включающая различные виды профессиональной активности, необходимые для реализации педагогом дошкольного образования по ходу взаимодействия с детьми раннего

возраста. Освещаются ключевые знания, умения и навыки, которыми будущий воспитатель должен овладеть для успешной реализации этих видов профессиональной активности.

Ключевые слова: раннее детство, подготовка педагогов к работе с детьми периода раннего детства, профессиональная подготовка педагога дошкольного образования, профессиональные компетенции педагога дошкольного образования, надпрофессиональные компетенции педагога дошкольного образования

Актуальность темы, раскрываемой на страницах настоящей статьи, обосновывается необходимостью внесения существенных изменений в процесс обучения будущих специалистов, в том числе педагогов, на ступени высшего образования. Современное общество продолжает предъявлять высокие требования к профессиональным компетенциям педагогических работников. Однако неуклонно растущие темпы его развития способствуют возрастанию значимости компетенций надпрофессиональных (А.Ю. Гавриченко, А.С. Коренная, Л.А. Нестерова, З.Ю. Переселкова). Таким образом, усвоение образовательных программ будущими профессионалами соответствующего профиля должно быть во многом ориентировано на формирование системы знаний, умений и навыков, относящихся к данной категории.

Сказанное в полной мере относится к обучению тех педагогических работников, которым предстоит работать с детьми раннего возраста [1, с. 67].

В виду вышеизложенного цель статьи - освещение специфики процесса профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования к работе с детьми периода раннего детства.

Для достижения этой цели с необходимостью должны быть решены следующие задачи:

- вывести толкование понятия «компетентность», наиболее применимое к современному педагогу дошкольного образования;

- изучить структуру его компетентности;

- продемонстрировать систему, включающую различные виды профессиональной активности, необходимые к реализации педагогом дошкольного образования в ходе работы с детьми раннего возраста;

- осветить ключевые знания, умения и навыки, которыми будущий воспитатель должен овладеть для успешной реализации этих видов профессиональной активности.

Для решения этих задач применялись следующие методы исследования:

- изучение публикаций, затрагивающих интересующую нас в данный момент проблематику;

- анализ собственного педагогического опыта авторов.

Научная новизна заключается в том, что было сформулировано толкование понятия «компетентность», наиболее применимое к современному педагогу, работающему с детьми раннего возраста.

Теоретическая значимость состоит в определении видов профессиональной активности, необходимых к реализации педагогом дошкольного образования в ходе работы с детьми раннего возраста.

Практическая значимость видится в демонстрации важнейших знаний, умений и навыков, которыми будущий воспитатель должен овладеть для успешной реализации этих видов профессиональной активности.

Сегодня существует несколько подходов к трактовке термина «профессиональная компетентность» (табл. 1).

Таблица 1

Различные трактовки термина «профессиональная компетентность»

Автор Трактовка

Б.С. Гершунский Интересующий нас феномен понимается как, по существу, функциональная грамотность, реализуемая по ходу осуществления воспитателем его профессиональной деятельности [2, с. 531-532]

Л.М. Митина Сложная категория, включающая, помимо необходимых педагогу знаний, умений и навыков, основные пути их реализации в профессиональной и иных видах деятельности [3, с. 38]

Т. Г Браже Склонен трактовать профессиональную компетентность как явление, в структуру которого входят знания и умения воспитателя, мотивы осуществления им образовательной деятельности, а равно и такие показатели его педагогической культуры, как отношение к собственной деятельности и смежным с ней областям, речь и индивидуальный стиль [4, с. 75]

В.Н. Введенский Интегративная характеристика педагогического работника, в том числе осуществляющего работу с детьми раннего возраста, которая объединяет следующие категории: «профессионализм», «квалификация», «готовность», «профессиональная культура», «компетенция» [5, с. 53]

В.И. Андреев Интересующая нас дефиниция понимается как педагогическая категория, включающая знание базовых понятий и основных закономерностей организации учебного процесса, его методологического и инструментального обеспечения, а также основных методов исследования, принятых в современной педагогической науке и практике [6, с. 231-232]

Так или иначе, но на сегодняшний день представляется очевидным: современный педагог дошкольного образования должен характеризоваться наличием упорядоченной системы профессиональных и личностных компетенций (А.М. Бородич, А.С. Коренная, Л.А. Нестерова). Как уже говорилось, эти, последние, сегодня выходят на первый план (С.К. Бондырева, А.Ю. Гавриченко,

Таблица 2

Вид профессиональной деятельности Критерии компетентности педагога дошкольного образования, необходимой для его осуществления Показатели компетентности педагога дошкольного образования, необходимой для его осуществления

Воспитательно-образовательная Способность к реализации учебно-воспитательного процесса как целостной педагогической системы [1, с. 76] Знакомство педагога со структурой, содержанием, методологией и инструментальной базой процесса воспитания и обучения детей раннего возраста

Система навыков и умений, представляющих необходимость с точки зрения генерации развивающей среды в пространстве ДОО (В.В., Абашина, И.В. Жуковский З.Ю. Переселкова, Е.В. Чирикова) Способность к эффективной реализации профессионально-педагогической деятельности в соответствии с образовательной программой [8, с. 94]

Умения и навыки, позволяющие использовать эффективные меры по охране здоровья и жизни детей [6, с. 233]

Учебно-методическая Планирование хода педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста Знание основных особенностей формирования разных видов деятельности у детей раннего возраста

Умение планировать и реализовывать деятельность по обучению и воспитанию детей раннего возраста

Проектирование дальнейшей профессионально-педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов Владение методологией и инструментальной базой, необходимыми для проведения успешных педагогических исследований [9, с. 212]

Социально-педагогическая Способность генерировать педагогические условия, необходимые с точки зрения эффективной социализации воспитанников Знание основных документов, затрагивающих правовое положение детей в структуре современного общества

Защита интересов и прав детей [5, с. 54]

Способность оказывать консультативную помощь родителям воспитанников [8, с. 220] Наличие достаточного уровня развития навыков эффективной педагогической коммуникации (Н.А. Глузман, Н.С. Ежко-ва, В.А. Романов, И.А. Ушакова)

Система видов профессиональной активности, необходимых к реализации педагогом дошкольного образования

в ходе работы с детьми раннего возраста

В.Н. Гуров, И.В. Жуковский З.Ю. Переселкова). Соответственно, в ряду качеств, которыми должен обладать современный педагогический работник, занимающийся воспитанием и обучением детей раннего возраста, фиксируются:

- креативность [7, с. 218-219];

- осознанное стремление к непрерывному профессиональному и личностному развитию на протяжении всей жизни [8, с. 92];

- готовность к внедрению инноваций по ходу осуществления профессионально-педагогической деятельности;

- наличие потребности и способности к рефлексии собственного педагогического опыта [9, с. 212].

Касательно профессиональных компетенций будущих воспитателей, необходимых для работы с детьми раннего возраста, следует отметить, что процесс их формирования в организации ВО должен быть направлен на систему, включающую три главных вида профессиональной активности (табл. 2).

Сформированность компетенций, необходимых для осуществления вышеперечисленных видов деятельности, предполагает успешное завершение развития в пространстве педагогического вуза следующих знаний, умений и навыков будущих воспитателей:

- знание основных закономерностей, определяющих особенности развития индивида в период раннего детства [10, с. 32];

- знание основных черт, которыми характеризуется учебно-воспитательный процесс, реализуемый в пространстве организации дошкольного образования;

- умение организовывать виды деятельности воспитанников, представляющиеся важнейшими, применительно к детям рассматриваемой возрастной категории [11, с. 120];

- умение планировать, реализовывать, анализировать и, при необходимости, корректировать результаты собственной работы с детьми раннего возраста (В.И. Буренина, Д.Ю. Воронов, Е.Н. Ермош, А.О. Карпов, Н.Г Кочетова, Т.Н. Попова, Т.С. Якушева);

- навык рационального использования приёмов и методов, позволяющих с высокой вероятностью обеспечивать оптимальное развитие детей раннего возраста [12, с. 14];

- навык продуктивного участия в генерации образовательной среды, позволяющей поддерживать эмоциональное благополучие участников учебно-воспитательного процесса [11, с. 123].

На основе вышеизложенного мы можем говорить о наличии определённого плюрализма в части сущностной характеристики профессиональной компетент-

Библиографический список

ности педагога дошкольного образования. С другой стороны, сегодня большинство авторов демонстрируют единство мнений по вопросам её содержания и структуры.

Таким образом, современный педагог дошкольного образования, в том числе работающий с детьми раннего возраста, должен характеризоваться наличием упорядоченной системы профессиональных и личностных компетенций. При этом значение последних сегодня растёт. В их ряду мы можем выделить креативность; осознанное стремление к непрерывному профессиональному и личностному развитию на протяжении всей жизни; готовность к внедрению инноваций по ходу осуществления профессионально-педагогической деятельности; наличие потребности и способности к рефлексии собственного педагогического опыта.

Процесс формирования профессиональных компетенций, необходимых для работы будущих воспитателей с такими детьми, должен быть направлен на систему, включающую три главных вида профессиональной активности: воспитательно-образовательную; учебно-методическую; социально-педагогическую.

В свою очередь, сформированность компетенций, необходимых для осуществления вышеперечисленных видов деятельности, предполагает успешное завершение развития в пространстве педагогического вуза следующих знаний, умений и навыков:

- знание основных закономерностей, определяющих особенности развития индивида в период раннего детства;

- знание основных черт, которыми характеризуется учебно-воспитательный процесс, реализуемый в пространстве организаций дошкольного образования;

- умение организовывать виды деятельности воспитанников, представляющиеся важнейшими применительно к детям рассматриваемой возрастной категории;

- умение планировать, реализовывать, анализировать и, при необходимости, корректировать результаты собственной работы с детьми раннего возраста;

- навык рационального использования приёмов и методов, позволяющих с высокой вероятностью обеспечивать оптимальное развитие детей раннего возраста;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- навык продуктивного участия в генерации образовательной среды, позволяющей поддерживать эмоциональное благополучие участников учебно-воспитательного процесса.

1. Шабаева ТФ., Кинцель В.Н. Модель организации центра игровой поддержки детей раннего возраста в условиях адаптации к дошкольной образовательной организации. Уфа: Мир печати, 2021.

2. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. Москва: ИнтерДиалект+, 1997.

3. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения педагогике. Минск: Вышэйшая школа, 2004.

4. Гаргай В.Г. Повышение квалификации учителей на Западе: рефлексивная модель обучения. Педагогика. 2004; № 2: 72-79.

5. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога. Педагогика. 2003; № 10: 51-55.

6. Панкова Г.В., Лузан М.М., Сергеева М.А. Развитие профессиональной компетентности педагога ДОО в контексте ФГОС ДО и ПС (Профстандарта). Концепт. 2016; Т. 10: 231-235.

7. Насырова Э.Ф., Петрова Л.В. Функциональная грамотность как одна из необходимых компетенций педагога. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 218-220.

8. Пирютко О.Н. Сущностные характеристики подготовки будущих учителей математики к формированию функциональной грамотности обучающихся. Математическое образование: материалы IX Международной конференции. Ереван: АГПУ им. Хачатура Абовяна, 2021: 92-95.

9. Балыкова И.Е., Адольф В.А. Результаты внедрения организационно-педагогических условий формирования общих компетенций будущего учителя в педагогическом колледже. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1 (92): 210-213.

10. Белинова Н.В., Вершинина А.Ю. Использование дидактических игр в сенсорном воспитании детей раннего возраста. Проблемы современного педагогического образования. 2019; № 65-4: 31-35.

11. Коновалова С.А., Буренина В.И. Подготовка специалистов в высшей школе: темпоральные характеристики. Перспективы науки. 2020; № 11 (134): 120-123.

12. Виноградова Н.В. Методологическое мышление как одна из педагогических культур в развитии профессиональных компетенций. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 2 (93): 14-19.

References

1. Shabaeva G.F., Kincel' V.N. Model' organizaciicentra ¡grovojpodderzhki detejrannego vozrasta v usloviyah adaptacii k doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii. Ufa: Mir pechati, 2021.

2. Gershunskij B.S. Filosofiya obrazovaniya dlya XXI veka. Moskva: InterDialekt+, 1997.

3. Kashlev S.S. Interaktivnye metody obucheniya pedagogike. Minsk: Vysh'ejshaya shkola, 2004.

4. Gargaj V.G. Povyshenie kvalifikacii uchitelej na Zapade: refleksivnaya model' obucheniya. Pedagogika. 2004; № 2: 72-79.

5. Vvedenskij V.N. Modelirovanie professional'noj kompetentnosti pedagoga. Pedagogika. 2003; № 10: 51-55.

6. Pankova G.V., Luzan M.M., Sergeeva M.A. Razvitie professional'noj kompetentnosti pedagoga DOO v kontekste FGOS DO i PS (Profstandarta). Koncept. 2016; T. 10: 231-235.

7. Nasyrova 'E.F., Petrova L.V. Funkcional'naya gramotnost' kak odna iz neobhodimyh kompetencij pedagoga. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 218-220.

8. Piryutko O.N. Suschnostnye harakteristiki podgotovki buduschih uchitelej matematiki k formirovaniyu funkcional'noj gramotnosti obuchayuschihsya. Matematicheskoe obrazovanie: materialy IX Mezhdunarodnoj konferencii. Erevan: AGPU im. Hachatura Abovyana, 2021: 92-95.

9. Balykova I.E., Adol'f V.A. Rezul'taty vnedreniya organizacionno-pedagogicheskih uslovij formirovaniya obschih kompetencij buduschego uchitelya v pedagogicheskom kolledzhe. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 210-213.

10. Belinova N.V., Vershinina A.Yu. Ispol'zovanie didakticheskih igr v sensornom vospitanii detej rannego vozrasta. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019; № 65-4: 31-35.

11. Konovalova S.A., Burenina V.I. Podgotovka specialistov v vysshej shkole: temporal'nye harakteristiki. Perspektivy nauki. 2020; № 11 (134): 120-123.

12. Vinogradova N.V. Metodologicheskoe myshlenie kak odna iz pedagogicheskih kul'tur v razvitii professional'nyh kompetencij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 2 (93): 14-19.

Статья поступила в редакцию 10.05.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.