Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белинова Наталья Владимировна, Курилкина Екатерина Викторовна, Назарова Екатерина Николаевна

Статья направлена на изучение актуальности феномена творческой профессиональной компетентности воспитателей дошкольных образовательных организаций. Современные условия функционирования образовательных организаций, необходимости их соответствия запросам государства и родительской общественности, требуют от педагогов постоянного совершенствования их профессиональной компетентности и личностных качеств. Высокий уровень компетентности педагогических работников дошкольного образования становится все более объективно актуальным в силу технологической сложности и динамичности образовательных проблем. Расширение социального опыта педагогов, сферы образовательных функций, появление инновационных типов дошкольных образовательных программ, проектов, технологий, информатизация и цифровизация отечественного образования, а также повышение уровня социальной запроса к воспитанию и обучению детей: все это обусловливает многослойность и разнообразие педагогической работы в детском саду. Деятельность воспитателя, таким образом, обусловлена личностно-профессиональными мотивами, что в свою очередь выводит нас на такое явление как творческая профессиональная компетентность, наиболее соответствующая требованиям мобильности и многозадачности специалиста в детском саду. В статье рассмотрены профессиональные характеристики педагогов на примере исследований российских ученых. Также актуализированы понятия профессиональной компетентности педагога дошкольного образования и творческой компетентности и выявлены направления творческой деятельности, которые могут быть использованы для актуализации творческих компетенций педагогов дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белинова Наталья Владимировна, Курилкина Екатерина Викторовна, Назарова Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER OF PRESCHOOL EDUCATION

The article is aimed at studying the relevance of the process of development of preschool educators creative professional competence. Modern conditions for educational systems that meet the needs of specific consumers of educational services require teachers to constantly improve their professional competence and personal mobility. The high level of competence of teachers of preschool education is becoming more objectively relevant due to the technological complexity and dynamism of educational problems. Expansion of the social experience of teachers, the scope of educational functions, the rise of innovative types of preschool curricula, projects, technologies, digitalization of education, as well as an increase in the level of social demand for the upbringing and education of children: all this determines the diversity of pedagogical work in kindergarten. The activities of the educator, therefore, are impact by personal and professional motives, which in turn leads to a phenomenon of creative professional competence, which is most consistent with the requirements of mobility and multitasking of a specialist in kindergarten. The article considers the professional characteristics of teachers on the research by Russian scientists. Also, the concepts of professional competence of a preschool education teacher and creative competence are updated and areas of creative activity that can be used to update the creative competencies of preschool education teachers are highlighted.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

4. Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых образовательных отношений: методология и технология обучения педагогических команд образовательных организаций: [сайт]. - URL: https://partner.sberbank-school.ru/programs/18983/about (дата обращения: 30.10.2022).

Педагогика

УДК 371.13

кандидат педагогических наук, доцент Белинова Наталья Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); аспирант Курилкина Екатерина Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Назарова Екатерина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья направлена на изучение актуальности феномена творческой профессиональной компетентности воспитателей дошкольных образовательных организаций. Современные условия функционирования образовательных организаций, необходимости их соответствия запросам государства и родительской общественности, требуют от педагогов постоянного совершенствования их профессиональной компетентности и личностных качеств. Высокий уровень компетентности педагогических работников дошкольного образования становится все более объективно актуальным в силу технологической сложности и динамичности образовательных проблем. Расширение социального опыта педагогов, сферы образовательных функций, появление инновационных типов дошкольных образовательных программ, проектов, технологий, информатизация и цифровизация отечественного образования, а также повышение уровня социальной запроса к воспитанию и обучению детей: все это обусловливает многослойность и разнообразие педагогической работы в детском саду. Деятельность воспитателя, таким образом, обусловлена личностно-профессиональными мотивами, что в свою очередь выводит нас на такое явление как творческая профессиональная компетентность, наиболее соответствующая требованиям мобильности и многозадачности специалиста в детском саду. В статье рассмотрены профессиональные характеристики педагогов на примере исследований российских ученых. Также актуализированы понятия профессиональной компетентности педагога дошкольного образования и творческой компетентности и выявлены направления творческой деятельности, которые могут быть использованы для актуализации творческих компетенций педагогов дошкольного образования.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, дошкольное образование, творческая профессиональная компетентность, педагог дошкольного образования, педагогическое творчество.

Annotation. The article is aimed at studying the relevance of the process of development of preschool educators creative professional competence. Modern conditions for educational systems that meet the needs of specific consumers of educational services require teachers to constantly improve their professional competence and personal mobility. The high level of competence of teachers of preschool education is becoming more objectively relevant due to the technological complexity and dynamism of educational problems. Expansion of the social experience of teachers, the scope of educational functions, the rise of innovative types of preschool curricula, projects, technologies, digitalization of education, as well as an increase in the level of social demand for the upbringing and education of children: all this determines the diversity of pedagogical work in kindergarten. The activities of the educator, therefore, are impact by personal and professional motives, which in turn leads to a phenomenon of creative professional competence, which is most consistent with the requirements of mobility and multitasking of a specialist in kindergarten. The article considers the professional characteristics of teachers on the research by Russian scientists. Also, the concepts of professional competence of a preschool education teacher and creative competence are updated and areas of creative activity that can be used to update the creative competencies of preschool education teachers are highlighted.

Key words: professional competence, preschool education, creative professional competence, preschool education teacher, pedagogical creativity.

Введение. Стратегии подготовки педагогов дошкольного образования постоянно актуализируются в связи с инновационным преобразованием контекста отечественного образования. Современные исследователи уделяют особое внимание подготовке специалистов, способных и готовых творчески реализовывать методы обучения в новых жизненных условиях и быстро меняющихся реалиях образовательной среды. В этом отношении противоречивый процесс современной российской педагогики связан с изменением содержательных характеристик. Одна из ведущих особенностей этих процессов заключается в том, что осуществляется переосмысление подходов к формированию и совершенствованию профессиональной готовности обучающихся педагогических вузов и работающих воспитателей в формате непрерывного образования [1, 3, 5].

Политические, социально-экономические и культурные изменения, нарастание влияния мировых тенденций глобализации и интеграции обусловили глубокую модернизацию образовательной системы Российской Федерации. Модернизационные преобразования, в свою очередь, привели к смене мировоззренческой парадигмы, ориентированной на высокий уровень квалификацией и конкурентоспособности педагога. Соответственно, неизбежно возрастают требования со стороны государства и общества к профессиональной подготовке будущих педагогов дошкольных образовательных организаций при сохранении базовой целевой установки на результат их деятельности - обеспечить гармоничное развитие и социализацию детей на этапе дошкольного образования и заложить прочную основу для их дальнейшего обучения и воспитания в школе [2, 7].

Крайне важным аспектом дошкольного образования становится обеспечение дошкольных образовательных организаций профессионально компетентными кадрами, способными эффективно проектировать и реализовывать образовательную деятельность, обеспечивать условия для позитивной социализации дошкольников на основе творческого подхода. Поэтому важной задачей профессионального образования является формирование у будущих воспитателей личностно и профессионально важных качеств, развитие творческих способностей, определяющих их профессиональную подготовку к работе с современными дошкольниками [6, 8, 9, 10].

В ходе анализа работ российских ученых был актуализирован ряд профессиональных характеристик педагогов: личностно-профессиональное самоопределение педагога «относительно ребенка как базовой ценности образовательного процесса» (Н.А. Добролюбов, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский); фундаментальные знания и умения применять их на практике (П.П. Блонский, К.Н. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, В.И. Водовозов, К.Д. Ушинский); творческий подход к педагогической работе, готовность совершенствовать и осмысливать собственную деятельность (К.Н. Ветцель, Н.Ф. Бунаков, Н.А. Корф, К.Н. Каптерев, В.А. Сухомлинский). В современных исследованиях эти черты выступают как компоненты профессиональных образовательных способностей (активных, познавательных, рефлексивных и др.), а вопрос их формирования широко обсуждается в научных работах ряда авторов - П.А. Абдуллиной, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова и др.

Все авторы подчеркивают многогранный, сложный и системный характер компетентности, что, возможно, объясняет, почему их трактовки до сих пор характеризуются большой «разбросанностью» структурных компонентов.

Цель статьи - актуализировать процесс формирования профессиональной компетентности воспитателей с точки зрения творческого подхода. Для этого авторами был проведен ретроспективный анализ классических педагогических исследований и их соотнесение с рядом современных исследований. Методами исследования являются анализ и систематизация данных и результатов исследований отечественных и зарубежных ученых.

Изложение основного материала статьи. В соответствии с рядом федеральных нормативных документов в спектр универсальных и общепрофессиональных компетенций, а также трудовых функций входит разработка и реализация компонентов образовательной программы дошкольного образования, обновление содержания с учетом социально-экономических изменений и готовность к повышению своей компетентности путем самообразования и саморазвития. Последнее наиболее наглядно отражает творческий аспект профессиональной деятельности, поскольку педагог, во многом, локально сам или совместно с педагогическим коллективом определяет методы, пути и средства в исполнении своих трудовых действий.

При этом профессиональная компетентность выступает, как отдельный обобщенный показатель профессионализма, как способность личности свободно ориентироваться в сложных условиях профессии, определять субъектные и объективные компоненты работы и осуществлять поиск, зачастую разработку и внедрение новых способов исполнительской деятельности и технологии [2, 10, 11].

Профессиональные навыки педагога дошкольного образования можно определить, как знания и профессиональный уровень, позволяющие при любых обстоятельствах принимать правильные решения при организации образовательного процесса в дошкольной организации [12, 14].

В качестве основных компонентов профессиональной компетентности специалиста дошкольного образования традиционно выделяют:

- знания основ профессиональной деятельности, традиционных и инновационных образовательных технологий, предметных методик по образовательным областям;

- умения применять образовательные технологий и методики в профессиональной деятельности с опорой на конкретную социальную ситуацию (контингент и уровень детей, наличие необходимых ресурсов, взаимодействие с родителями и социальными партнерами и т.п.);

- навыки выполнения трудовых действий в образовательной деятельности, воспитательной работе, организации взаимодействия с участниками образовательного процесса;

- активную профессиональную позицию, обеспечивающую поступательное развитие профессиональной компетентности педагога по мере расширения его профессионального опыта.

Формальным стимулом и средством развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования непосредственно в детском саду является деятельность методической службы, которая целенаправленно сопровождает и поддерживает педагогов путем совершенствования когнитивного, профессионального и личностного компонентов профессиональной компетентности с учетом ожиданий соответствующей образовательной организации и индивидуальных способностей педагогов [13, 14].

Несмотря на достаточно большое количество исследований, посвященных творчеству педагога, определению творческой компетентности и ее компонентов, однозначного определения на сегодняшний день не выработано. Творческая компетентность в совокупности предполагает профессиональную компетентность, наличие значимых личностно-профессиональных качеств и мотивационную составляющую, как доминанту в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования [2, 15, 16].

В классических исследованиях творчество воспитателя обычно ассоциируется с реализацией деятельности в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Современный контекст образования наглядно демонстрирует, что творческая профессиональная компетентность педагога востребована во всех образовательных областях, а также в дополнительном образовании, в активном взаимодействии с участниками образовательного процесса и с профессиональным сообществом.

Если посмотреть на образовательную деятельность, то очевидным представляется классический подход, так как в дошкольном возрасте дети уже воспринимают свое влияние на творчество, могут создавать свои собственные рисунки, новые дизайны и фантазировать. Объекты их деятельности уникальны, имеют различные вариации. Мышление ребенка становится мобильным и гибким.

Дошкольный возраст характеризуется приобретением творческих способностей на данном этапе развития детей. Особенностью этого вида деятельности является то, что дети реагируют на ситуацию из мысли, а не наоборот, как в других видах деятельности.

Во многом такой активности способствует развивающая среда, большой выбор игровых обучающих пособий, многие из которых носят многофункциональный характер и успешно интегрируются в различных образовательных областях. Педагог дошкольного образования, таким образом, осваивает робототехнику, средства цифровой мультипликации, электронные пособия, цифровое программное обеспечение, апробирует и внедряет технологию дополненной реальности в образовательный процесс.

Творчество необходимо и в организации взаимодействия с родителями, поскольку современный родитель уже давно шагнул за рамки классического родительского собрания с набором сообщений о динамике развития его ребенка. Современный родитель - это равноправный партнер воспитателя в организации воспитания и развития детей, для организации полноценного взаимодействия педагог использует цифровые и электронные ресурсы, социальные сети, проводит творческие мастер-классы и организует проведение интерактивных событий самими родителями. Каждое такое событие - это, по сути своей, уникальная методическая практика [7, 5].

Уникальными творческими практиками мы считаем и взаимодействие с социальными партнерами. Сегодня этот круг существенно расширился - вместе с библиотеками, школами оздоровительными учреждениями, специальными службами,

центрами дополнительного образования в него вошли инновационные форматы организации досуга детей (технопарки, кванториумы, точки роста, развлекательные центры и др.) Вектором в развитии подобного взаимодействия выступает активная деятельность и инициативность самого воспитателя, который задает направление от поиска интересных и продуктивных партнеров, к долгосрочному перспективному планированию сотрудничества и до реализации конструктивной образовательной деятельности на базе этих партнеров или с их вовлечением в работу, проводимую на базе детского сада.

Вершиной творческого профессионализма педагога является его деятельность в профессиональном сообществе. Активность в профессиональной среде осуществляется, прежде всего, за счет зрелой профессиональной позиции, устойчивого стремления к саморазвитию и самовыражению в профессиональной среде, осознание ценности своей профессиональной деятельности и готовности делится своим опытом с другими педагогами. Зрелость профессиональной позиции выражается в настрое к позитивному восприятию преобразований в педагогической сфере, готовности к восприятию конструктивной критике и сформированной культуре педагогического общения.

Профессиональная среда в профессиональных сообществах очень благоприятна для обеспечения возможности к самореализации и представлена в различных форматах: цифровые порталы для публикации методических практик, научно-практических исследований, профессиональные конкурсы, олимпиады в очном и заочном форматах, дискуссионные площадки, экспертные события и много другое.

Выводы. Таким образом, творческая профессиональная компетентность современного педагога дошкольного образования включает ряд компонентов, таких как профессиональная компетентность в традиционной совокупности универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, определяемых современными стандартами подготовки педагога; активная профессиональная позиция, определяемая через готовность к конструктивной деятельности в процессе модернизации современного образования на локальном и федеральном уровнях; сформированность профессионально значимых личностных качеств и высокий уровень осознанной внутренней мотивации к профессиональной деятельности.

Творческая профессиональная компетентность педагога проявляется в организации образовательного процесса на качественном уровне, с использованием инновационных технологий и средств, во взаимодействии с участниками образовательного процесса и в активной позиции педагога в профессиональном педагогическом сообществе.

Литература:

1. Андрианова, Е.И. К проблеме подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения / Е.И. Андрианова, Т.А. Котлякова // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 3(82). - С. 16-18

2. Белинова, Н.В. Готовность педагогов к внедрению инновационных технологий речевого развития в образовательный процесс детского сада / Н.В. Белинова, А.В. Хижная, Т.А. Конакова // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2019. - № 8. - С. 1-12

3. Белинова, Н.В. Предпосылки и психологические особенности развития креативности будущих педагогов дошкольного образования в вузе / Н.В. Белинова, Е.В. Курилкина // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-2. - С. 394-397

4. Вахитова, Г.Х. Система дополнительного образования: формирование профессиональной компетентности педагога предшкольного образования / Г.Х. Вахитова // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2016. - № 1. -С. 13-17

5. Вахитова, Г.Х. Формирование профессиональной компетентности педагога предшкольного образования в системе дополнительного образования / Г.Х. Вахитова // Образование и наука. - 2015. - № 2(121). - С. 74-85

6. Дунаева, Н.И. Проблема конкурентоспособности личности студента в условиях образовательной среды вуза в отечественных и зарубежных исследованиях / Н.И. Дунаева, О.В. Суворова // Вестник Мининского университета. - 2020. -Т. 8. - № 1(30). - С. 8.

7. Иванцова, И.В. Новые компетентности педагогов дошкольного образования в современных условиях / И.В. Иванцова, М.Г. Петрашова, А.С. Мельник // Электронный научный журнал. - 2021. - № 8(46). - С. 23-27

8. Кожевникова, И.А. Развитие творческого потенциала и повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования / И.А. Кожевникова, Н.В. Андреева // Проблемы и перспективы развития дошкольного образования: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 110-летию Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина, Нижний Новгород, 20 апреля 2021 года. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2021. - С. 175-178

9. Курилкина, Е.В. Творческая деятельность будущих педагогов дошкольного образования как основа его профессиональной компетентности / Е.В. Курилкина // VII Международная научно-практическая конференция "Гармонизация межнациональных отношений в условиях глобального общества", XXVI Нижегородская сессия молодых ученых (гуманитарные науки): Сборник статей и тезисов молодых ученых, Нижний Новгород, 17-18 ноября 2021 года. -Нижний Новгород: Издательство "Перо", 2021. - С. 233-236

10. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№ 1(38).

11. Наримбаева, Л.К. Развитие творческой компетентности педагога дошкольного образования / Л.К. Наримбаева // European Science. - 2021. - № 1(57). - С. 53-56

12. Опарина, С.А. Становление субъектности и реализация субъектно-компетентностного подхода в процессе профессиональной подготовки будущего педагога / С.А. Опарина, Е.А. Жесткова // Наука и школа. - 2019. - № 1. - С. 40-47

13. Рослякова, Н.И. Профессиональная индивидуальность в содержании подготовки педагога дошкольного образования / Н.И. Рослякова, А.В. Черенкова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. -С. 866-868

14. Смирнова, Н.В. Современное состояние вопроса формирования профессиональной компетентности будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций / Н.В. Смирнова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. - 2015. - Т. 1 (67). - № 3. - С. 79-87

15. Черемных, А.А. Реализация компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущего педагога / А.А. Черемных // Профессиональные компетенции как интегральные качества личности специалиста: Материалы Международной научно-практической конференции, в 3 частях, Шадринск, 28 февраля 2019 года / Международная академия наук педагогического образования, Шадринский государственный педагогический университет, Барановичский государственный университет, Центр поддержки производственных систем и предпринимательства ШГПУ. - Шадринск: Шадринский государственный педагогический университет, 2019. - С. 202-207

16. Developing preschool teachers' professional competencies with regard to forming children's safe traffic participation skills / N.V. Belinova, I.B. Bicheva, L.V. Krasilnikova [et al.] // Espacios. - 2018. - Vol. 39. - № 49. - P. 16.

17. Features of professional ethics formation of the future teacher / N.V. Belinova, I.B. Bicheva, O.V. Kolesova [et al.] // Espacios. - 2017. - Vol. 38. - № 25. - P. 9.

18. Formation of professional readiness of future preschool teachers for pedagogical creativity / S.M. Havryliuk, S.I. Semchuk, S.S. Popychenko [et al.] // Astra Salvensis. - 2019. - Vol. 7. - № 1. - P. 335-353

Педагогика

УДК 378.2

доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник

высшей школы Российской Федерации, заведующий кафедрой теории и методики

непрерывного профессионального образования Бережнова Людмила Николаевна

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук Тарасов Дмитрий Юрьевич

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего

образования «Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала

армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации» (г. Новосибирск)

КРАТКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПОЗИЦИОНИРУЮЩИХ СЕБЯ

КАК КОНЦЕПЦИЯ

Аннотация. В публикации осуществляется краткий анализ актуальных диссертационных исследований позиционирующих себя как концептуальные. Производится их группировка по близким сферам научных исследований. Определяется в каких сферах профессионального образования педагогических исследований позиционирующих себя как концепция больше.

Ключевые слова: концепт, концепции, педагогическая концепция, диссертационное исследование, профессиональное образование.

Annotation. The publication provides a brief analysis of current dissertation research positioning itself as conceptual. They are grouped according to close areas of scientific research. It is determined in which areas of professional education pedagogical research positioning itself as a concept more.

Key words: concept, concepts, pedagogical concept, dissertation research, professional education.

Введение. Тридцатое десятилетие второго тысячелетия отмечено в России ростом интереса отдельной когорты молодых исследователей к созданию концептуальных педагогических положений или к созданию педагогических концепций, этим научным интересам на данный момент посвящено порядка 50 диссертационных исследований. Это обусловило наш интерес к этому направлению научных изысканий современных молодых учёных.

Изложение основного материала статьи. Признанные научным сообществом источники дают своё понимание дефиниции «концепция» (лат. Conceptio) - понимается как «система взаимосвязанных и вытекающих один из другого взглядов на те или иные явления, процессы; способ понимания, трактовки явлений, событий; основополагающая идея какой — либо теории; общий замысел, главная мысль» [8, С. 346]. «Концепция - комплекс ключевых положений, достаточно полно и всесторонне раскрывающих сущность, содержание и особенности исследуемого явления, его существования в действительности или практической деятельности человека» [4, С. 366]. «Концепция - система взглядов начто-нибудь; основная мысль» [6, С. 293], множество единых идей и принципов научно - исследовательской деятельности в конкретной области науки [3, С. 75]. Если анализировать концепцию в виде производной понятия «концепт» она предстаёт как отражение «о тех смыслах, которыми оперирует человек в процессах мышления и которые отражают содержание

результатов познания мира в виде неких «квантов» знания»....«формулировка, умственный образ, общая мысль, понятие»

[5, С. 90]. Концепты (отдельные смыслы) объединяют спектр констатируемых (или воображаемых) смыслов сводя их в единый раздел, под определенные выработанные социумом признаки, виды, классы, делая их «строительными элементами концептуальной системы». Последующая эволюция этого понятия привела к появлению и дальнейшему использованию новых терминов. Так под упомянутой нами концептуальной системой (концептуальной структурой) ряд исследователей понимают - «тот ментальный уровень или ту ментальная (психическая) организация, где сосредоточена совокупность всех концептов, данных уму человека, их упорядоченное объединение»; это система знаний о мире, отражающая познавательный опыт человека, составляющей которой являются отдельные смыслы или концепты (кванты знания)». Концептуализацию некоторые специалисты трактуют и понимают как (понятийную классификацию), - «процесс познавательной деятельности человека, «заключающийся в осмыслении поступающей к нему информации и приводящий к образованию концептов, концептуальных структур и всей концептуальной системы в мозгу (психике) человека». Современный период с 2014 года до 2022года включительно отмечен спектром диссертационных исследований педагогической сферы рассматривающих в той или ной плоскости концептуальные основы. Мы можем отметить около пятидесяти таких работ. В частности:

Подготовке профессиональных качеств будущих кадровых резервов (среднее специальное образование, бакалавр, магистр, специалист) было посвящено 14 диссертационных исследований:

1. «Концепция формирования эколого - профессиональной компетентности студентов гуманитарного вуза» - автор Гришаева Ю.М.

2. «Организационно-педагогическая система комплексной подготовки кадрового состава вуза к экспертизе качества образования: концепция, модель, технологии» - автор Денисова О.П.

3. «Концепция и технологии профессиональной подготовки специалиста железнодорожного транспорта в вузе» -автор Овчинникова Л.П.

4. «Концепция формирования профессиональной культуры будущих экономистов в вузе» - автор Гущина Г.А.

5. «Концепция развития надпрофессиональной коммуникативной компетентности студентов в вузе» - автор Барахович И.И.

6. «Дидактическая концепция профессиональной подготовки журналистов в высшей школе России» - автор Владимирова Т.Н.

7. «Аксиологическая концепция ориентации школьников на рабочие профессии» - автор Скрипова Н.Е.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.