15. Шепелева, В.И. Принципы организации внеклассной работы / В.И. Шепелева. М.: 1991. - 117 с.
16. Якушина, Л.З. Связь уроков с внеклассной работой по иностранному языку / Л.З. Якушина. - Москва: Высшая школа, 1990. - 132 с.
Психология
УДК 378.4
кандидат педагогических наук, доцент Белинова Наталья Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); аспирант Курилкина Екатерина Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
К ВОПРОСУ О НАВЫКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Проблема профессионального общения педагогов дошкольного образования является одним из ключевых факторов эффективной организации образовательного процесса в детском саду. Несмотря на то, что в современной науке и практике уже накоплен и описан достаточный материал о формировании и совершенствовании навыков профессионального общения и коммуникативной компетентности педагога в целом, вопросы совершенствования профессионального мастерства являются наиболее актуальными и востребованными в профессиональной деятельности. В статье описаны ключевые определения и подходы к профессиональному общению педагогов, их коммуникативной компетентности. Авторами проведено рефлексивное исследование отношения педагогов дошкольного образования к профессиональному общению, а также определены наиболее эффективные форматы совершенствования навыков профессионального педагогического общения в непрерывном образовании, непосредственно в практике реализации профессиональной деятельности педагогов в детском саду. В заключении авторы приходят к выводам, что наряду с традиционными форматами совершенствования навыков профессионального общения (углубление знаний о предмете исследования) современные педагоги остро чувствуют необходимость приобретения и развития навыков публичной коммуникации для тиражирования своего опыта, для профессионального самовыражения.
Ключевые слова: профессиональное общение, педагоги дошкольного образования, коммуникативные способности, коммуникативная компетентность.
An^tatton. The problem of professional communication of a preschool teachers is one of the key factors in the effective organization of the educational process in kindergarten. Despite the fact that in modern science and practice sufficient material has already been accumulated and described on the development and mastering of professional communication skills and the communicative competence of a teacher in general, the issues of improving professional skills are the most relevant and in demand in professional activities. The article describes the key definitions and approaches to the professional communication of teachers, their communicative competence. The authors conducted a reflexive study of the attitude of preschool teachers to professional communication, and also identified the most effective formats for improving the skills of professional pedagogical communication in lifelong education, directly in the practice of implementing the professional activities of teachers in kindergarten. In conclusion, the authors come to the conclusion that, along with traditional formats for improving professional communication skills (deepening knowledge about the subject of research), modern teachers acutely feel the need to acquire and develop public communication skills in order to replicate their experience, for professional self-expression.
Key words: professional communication, teachers of preschool education, communication skills, communicative competence.
Введение. Уровень развития коммуникативной компетентности педагога дошкольного образования - актуальная проблема современной науки, поскольку она связана с необходимостью и важностью формирования грамотного общения в профессиональной педагогической деятельности в дошкольном образовании. Эффективность применения современных стандартов в системе дошкольного образования напрямую определяется профессионально-педагогической компетентностью педагогов, которая, в свою очередь, характеризуется критерием педагогической коммуникативной компетенции, определяемой педагогической коммуникативной компетентностью [4]. Воспринимать, принимать, понимать и адекватно поддерживать ребёнка, обучая его способам культурного общения, а также уметь проектировать и распространять свой профессиональный опыт - наиболее востребованные профессиональные навыки педагога в современном образовательном контексте [10].
Изложение основного материала статьи. Термин «коммуникативная компетентность» долгое время использовался в социальной психологии и был принят как способность устанавливать и использовать множественные контакты с другими людьми на основе использования внутренних ресурсов, таких как коммуникативные знания и навыки. В отечественной научной теории нет однозначного определения коммуникативной компетентности [4].
Под коммуникативными навыками ряд исследователей понимает «умение строить и поддерживать множество отношений с другими людьми». По мнению исследователя, процесс эффективного общения характеризуется достижением взаимопонимания внутри коммуникаторов, а также глубокого понимания ситуации и основы общения. Это, в свою очередь, является предпосылкой решения задач и достижения коммуникативных целей при небольшой трате имеющегося потенциала [1, 4, 6].
Говоря о коммуникативных способностях педагогов, следует отметить, что развитие учебных коммуникативных знаний, коммуникативных умений и коммуникативных навыков должно происходить на протяжении всей образовательной деятельности. Это выражение может различать элементы образовательной способности, в том числе и образовательную коммуникацию [5].
В то же время ошибочно оценивать педагогическое общение только как процесс передачи информации одной системой передачи или получения ее другой системой. В случае образовательной коммуникации уместно говорить об отношениях между двумя личностями, каждая из которых является активным субъектом, по сравнению с обычным процессом обмена информацией. Это, в свою очередь, подчёркивает необходимость того, чтобы каждая сторона общения играла активную роль в передаче информации, принимая во внимание цели, мотивы и установки партнёра по общению [9].
В этом случае важно изучить природу и особенности коммуникативных навыков как важного элемента профессионализма педагога. Потому что знания, умения и навыки общения не являются главными важными факторами в деятельности. В условиях развития знаний специалистов дошкольного образования и неуклонного роста востребованности
профессии воспитателя дошкольного образования важную роль играет организация профессиональной деятельности в сфере общения.
Коммуникативный процесс рассматривается как структурный элемент известных базовых педагогических способностей. В этом аспекте элементы выражаются в свободном общении, терпимости к неопределённости, оптимизме, коммуникабельности [2].
Темпы развития общества, склонность обучающихся к инновациям, а также образовательно-воспитательная работа, проводимая в детском саду, требуют сочетания растущих требований общества. Педагоги должны привлекать дошкольников к себе. Дошкольники должны с нетерпением ожидать, что каждый день они будут сталкиваться с чем - то новым, получать новые знания, им должно быть интересно ходить в детский сад, общаться с педагогом. Педагоги, знающие все тонкости педагогического процесса, не только не устают работать с дошкольниками, но и получают удовольствие от этой работы. Работа и занятия таких педагогов с высоким профессионализмом и компетентностью интересны и увлекательны. Дошкольники любят их, относятся к ним с уважением и проявляют энтузиазм к их урокам. Все это требует от воспитателя постоянной работы над собой, повышения своего профессионализма, а также расширения своих творческих возможностей, поиска инноваций [7].
Профессиональное отношение педагога к своей работе стимулирует его получать удовольствие от своей работы, работать с большим энтузиазмом, продуктивно и вдохновлять на новые достижения. Такие педагоги никогда не жалуются на занятия, работу, детей. Напротив, в общении с дошкольниками, они находятся в прекрасном эмоциональном настроении. Интересно, что дошкольники также с большим энтузиазмом принимают участие в занятиях таких педагогов, находясь вдали от напряжения, заинтересованы в обучении и получении новых знаний. Педагогическая профессиональная культура - это не абстрактное понятие. Это та культура, которая проявляется, видна, отражается в ходе педагогической деятельности педагога. Это культура, которая проявляется в поведении педагога, в речи, в общении с дошкольниками, с родителями, с коллегами. Как педагог относится к ним, как он разговаривает, как он обращается к ним и как он требует их, как он действует и ведёт себя в детском саду и т.д. все это проявляется как конкретное выражение его педагогической профессиональной культуры [3].
Таким образом, можно показать, что содержание педагогической профессиональной культуры педагога конкретно состоит из:
1) культуры педагога, проявляющейся в процессе его педагогической деятельности;
2) культуры педагогического общения с детьми, родителями и коллегами;
3) личностной, своеобразной культуры педагога;
4) отношения педагога к детям во внеурочное время;
5) культуры педагога, основанной на конкретных национальных и общечеловеческих ценностях [3].
Указанные компоненты педагогической профессиональной культуры педагога объединены единым образом, формируя общую профессиональную культуру педагога, отсутствие или слабость части которой приводит к определенным недостаткам в профессиональной педагогической культуре педагога.
Педагогическая деятельность педагога выступает основной базой в повышении уровня его профессионализма. По мере того как педагогическая деятельность расширяется и обогащается инновациями, также возникают и становятся все более полными качества, необходимые для профессионализма. Расширение сферы деятельности педагога приводит к появлению новых качеств, переходу иерархии ценностей с одной ступени на другую, на более высокий уровень. Педагог старается приобрести новые качества, лучше чувствуя себя в системе профессиональной педагогической деятельности, что создает стимулы для дальнейшего углубления его профессионализма.
Личный пример педагога занимает важное место в образовательном пространстве. Педагог имеет сильное влияние на детей. Этот эффект, который происходит как прямо, так и косвенно, и без использования слов, то есть «будь как я» или «делай как я», часто является более сильным, более эффективным, чем эффект, производимый словами. Поэтому он не должен забывать, что все его действия и поведение, манера речи, манера общения с коллегами и дошкольниками, даже мимика и пантомима, в той или иной степени влияют на детей, он всегда должен ожидать самовыражения [7].
Педагог должен быть коммуникабельным человеком. Общение - это взаимодействие людей. Это взаимные, совместные отношения людей друг с другом с целью выяснения отношений, координации усилий и достижения общего результата. Это очень важное для педагога качество имеет высокую силу влияния на его педагогическую деятельность. Демократический стиль общения формирует у обучающихся чуткое отношение к педагогу, интерес к занятиям, положительное отношение к профессии педагога. Это создаёт искреннее, деловое и эффективное сотрудничество между педагогом и дошкольником.
В педагогической литературе и практике указывается, что существует ряд стилей общения педагога с обучающимися. Это авторитарные, демократические и либеральные формы (типы) общения, каждая из которых в соответствии со своей сущностью влияет на характер и воспитание обучающихся.
Авторитарный стиль общения - это стиль общения, основанный на личности педагога. В это время выполняются только указания педагога, и он стремится к тому, чтобы вся работа выполнялась так, как он сам этого хочет. Здесь педагог обычно является главным, направляющим героем, а ребенок послушным, исполнительным объектом.
Демократический стиль общения является наиболее удобным способом формирования общения педагог-дошкольник, эффективным средством формирования личности дошкольника. В процессе такого общения между педагогом и ребенком возникает взаимное деловое сотрудничество. Педагоги при таком стиле общения рассматривают обучащихся как личность, внимательно относятся к их словам, предложениям, выслушивают их, учитывают их мнения и потребности. Эмоциональный уровень детей при таком стиле общения с педагогом высок, и они не сталкиваются с проблемами, которые вызывают у них нервозность, волнуют их.
Либеральный стиль общения как нездоровый стиль общения в отношениях педагог-дошкольник оказывает негативное влияние на весь процесс обучения и воспитания. Педагог с таким стилем общения относятся ко всем поступкам дошкольников как к обычным делам, делают им слишком много уступок и не проявляют требовательности. Либерально-коммуникативные педагоги ведут беседы, шутят так, что порой подрывают общение с дошкольниками, воспитывают безразличное отношение к процессу воспитания. Хотя раньше они хорошо воспринимались своими воспитанниками, позже их метод такого подхода показывает свои негативные последствия, и их репутация постепенно падает [10].
Формирование педагогической профессиональной культуры характеризуется рядом факторов. Они проявляются во всей полноте личности педагога, начиная с общей культуры педагога, охватывая его знания, умения и привычки. Педагог как эталонная личность должен уметь упорядочивать свои действия и поведение, речь, манеру общения, как в учебно-воспитательном процессе, так и в ходе другой деятельности, добиваться реализации этих умений на высоком уровне [1].
Наличие культуры общения является одним из важнейших показателей профессионализма педагога. Недемократичность или неправильная организация педагогического общения приводит к тому, что в педагогическом процессе возникают пробелы. Здесь также теряются существующие следы профессионализма и компетентности. Поэтому
правильно выстроенная педагогическая коммуникация выступает в качестве одного из основных инструментов профессионализма педагога.
Педагогический профессионализм и компетентность проявляются как процесс, постоянно коррелирующий с педагогическим общением. Один из них может проявляться как причина другого, а также как следствие. Поскольку педагогическое общение проявляется как отношения взаимодействия между педагогами и дошкольниками, то эти отношения влияют на педагогический процесс в той или иной степени [7].
Эффективность общения педагога - дошкольника во многом зависит от профессионализма педагога, наличия у него ряда навыков и умений. Поскольку педагог в своей педагогической деятельности сталкивается с детьми с разным характером, разным темпераментом, он должен обладать способностью к индивидуальному общению с каждым из них, умением к индивидуальному подходу. Он должен уметь «находить язык» с ними, чтобы ни один из дошкольников не остался незамеченным, «вне общения». Он должен осознавать индивидуальные особенности каждого дошкольника, «находить ключ» к общению с ними. А это требует профессионализма в педагогической работе, компетентности в деятельности.
Для анализа фактического и практического процесса реализации профессионального общения в педагогической деятельности, мы провели исследование с использованием метода опроса, в котором приняло участие 57 педагогов дошкольных образовательных организаций. Приведем обзор некоторых позиций.
Опрос проводился на добровольной и анонимной основе. В целом среди респондентов преобладают молодые педагоги, у которых стаж работы до пяти лет 68,4% ответов, следом идут педагоги со стажем от 5 до 10 лет их процент составляет 14%, далее от 10 до 15 лет и больше 15 лет - 8,8%
На вопрос о понятии «педагогическое общение» (выбор предлагаемых определений) большинство респондентов -49.1% - выбрали ответ о многоплановости процесса взаимодействия между педагогом и обучающимся, и оставшаяся часть опрошенных выбрали такие варианты ответов, как «процесс передачи учебной информации», «общение педагога и обучающегося».
На вопрос о «стиле педагогического общения» - Что в большей мере характеризует стиль педагогического общения? -большинство, а именно 59,6%, респондентов выбрали вариант «общение на основе дружеского расположения». И 36,8% выбрали общение - дистанция. И это становится не только информацией к размышлению, но и точкой роста к преобразованиям.
На вопрос о «наиболее важных коммуникативных умениях педагога» большинство респондентов (47,3%) указали вариант социальной перцепции: для них важно понимать и оценивать психологическое состояние ребёнка. Также такой вариант ответа, как умения устанавливать эмоциональный контакт во время общения с ребёнком тоже лидирует (41,2%). Наименее важным умением по мнению педагогов, был вариант - невербальные умения (10,5%).
На вопрос о возможности повышения голоса со стороны педагога во время занятий, в связи с снижением внимания к себе, мы получили следующие результаты - 43,9% респондентов ответили, что бывает, что они повышают голос, но через некоторое время они об этом сожалеют; 24,6 % ответили - без этого не обойтись; 19,3 % нет, никогда и 12,3% ответили -«да, часто».
Следующий вопрос - насколько активно педагоги используют в невербальные средства общения. Большинство респондентов указали, что затрудняются ответить, другая половина ответила утвердительно, что сложно в педагогической деятельности обойтись без этого. И только 12,3% ответили, что не используют, т.к. это отвлекает как педагога, так и обучающихся.
Полученные данные на вопрос «Чувствуете ли вы изменение настроения детей в группе во время занятия? (скука, оживление и др.)» говорят о следующем: 77,2% опрошенных чувствуют это настроения, 14% опрошенных иногда замечают, но не окончательно уверены, что правильно интерпретируют настроение и 8,8% педагогов не чувствуют настроения детей в группе во время занятия.
Далее нами была организована практическая деятельность с педагогами в детском саду, в рамках которого было организовано поэтапное углубление знаний педагогов о психолого-педагогических основах общения, знакомство со стилями и приёмами, которые позволят оптимально организовать педагогическое общения, а также умения снять барьеры в общения педагогов с детьми.
В ходе этой деятельности мы предлагаем несколько блоков работы:
- во-первых, уточнение теоретических положений о педагогическом общении. Мы предложили изучить ряд текстовых и видео ресурсов, на основе которых педагоги затем выполняли задания - эссе и просмотр видео-занятий с детьми в детском саду для анализа педагогического общения других педагогов.
Далее, на основе анализа занятий, далее мы предложили погружение в стили, приемы и методы педагогического общения. Нами также был предложен ряд источников для изучения теоретических аспектов блока, рефлексия просмотренных видеофрагментов и, наконец, вопросник для наших воспитателей, который позволили им экстраполировать полученные знания и впечатления на собственную профессиональную деятельность. Мы предложили проанализировать стили общения педагога с детьми, обосновать тот стиль, который каждый педагог непосредственно использует. Далее мы предложили составить выборку приемов, тех, которые педагог непосредственно применяет на практике, тех, которые он не применяет, но обязательно будет использовать в дальнейшей деятельности и тех, которые он считает факультативными, необязательными для своей работы.
И, в-третьих, мы посчитали необходимым обратиться к компетенциям публичного выступления, поскольку они тоже имеют влияние на ход образовательной деятельности. Через призму работы над публичным выступлением педагог задумывается над построением точных и лаконичных конструкций, выразительностью речи, невербальными средствами. Для это мы провели тренинг, способствующий совершенствованию как компетенций публичного выступления, так и умений педагогического общения в целом.
Выводы. Таким образом мы пришли к следующим выводам. В ходе модернизации и оптимизации дошкольного образования к коммуникативной компетентности педагога предъявляются серьёзные требования. Профессиональная деятельность педагога дошкольных образовательных организаций постоянно связана с общением с широким кругом людей: родителями, коллегами, администрацией детского сада, воспитанниками. Концепция дошкольного образования представляет собой портрет педагога, работающего с дошкольниками. В нем отмечается важность влияния взрослого на личность дошкольника. Педагог действует потому, что является главным организатором и активным участником речевой среды в рамках образовательного процесса, его образ может быть языковым авторитетом для дошкольника.
Литература:
1. Бичева, И.Б. Управление профессиональным развитием педагогов образовательной организации: партисипативный подход / И.Б. Бичева, Е.А. Коровина, Н.М. Сомова // Бизнес. Образование. Право. - 2016. - № 1 (34). - С. 242-246.
2. Бичева, И.Б. Профессиональное развитие педагога дошкольного образования: пространство реализации индивидуальных возможностей / И.Б. Бичева, Т.Г. Ханова // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. - 2021. - № 2 (38). - С. 190-203.
3. Горина, Е.Е. К вопросу формирования профессионально-важных качеств у будущих работников в период их обучения: результаты эмпирического исследования / Е.Е. Горина, М.А. Саулина // Социальные отношения. - 2016. -№4(19). - С. 121-129.
4. Данич, О.В. Коммуникативная компетентность воспитателя дошкольного учреждения / О.В. Данич, Н.В. Крицкая, А.Ф. Солодкова // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. - 2016. - № 1 (3). - С. 46-49.
5. Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности / Ю.Н. Емельянов. - М.: Просвещение, 2010. - 183 с.
6. Карелина, Е.В. Формирование коммуникативной компетентности воспитателей / Е.В. Карелина // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2014. - №5. - С. 107-111.
7. Красильникова, Л.В., Игровые тренинги в повышении профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации / Л.В. Красильникова, Н.С. Карабанова // Мир педагогики и психологии. - 2018. - № 11 (28). -С. 75-83.
8. Лабунская, В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивные подходы) / В.А. Лабунская. - Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского ун-та, 2001. - 312 с.
9. Панфилова, А.П. Психология общения / А.П. Панфилова. - М.: Издательский центр «Академия». - 2013. - 368 с.
10. Шмелева, Е.А. Просоциальная активность будущих педагогов / Е.А. Шмелева, П.А. Кисляков, Л.В. Стародубцева, Н.Ю. Прияткина// Вестник Мининского университета. - 2021. - Том 9, № 4. - https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-4-13
Психология
УДК 159.944
старший преподаватель кафедры физического воспитания Гончарова Елена Викторовна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики начального и дошкольного образования Тимохина Татьяна Васильевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)
К ПРОБЛЕМЕ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ПЕРВОКУРСНИКОВ И РЕЖИМА ИХ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
Аннотация. В статье освящены различные аспекты протекания адаптации студентов - первокурсников в зависимости от их психических состояний и двигательного режима. Выполнен обзор литературных источников по изучаемому направлению, проведено психодиагностическое исследование психических состояний студентов-первокурсников и дальнейшая обработка полученных данных с помощью математико-статистических данных. Основа первоначальной гипотезы состоит в том, что первокурсник во время адаптации к вузу испытывает определенный стресс. Процесс привыкания к условиям вуза, преподавателям, новым требованиям может быть значительно облегчен, если изучить и использовать в образовательном процессе материал, полученный в результате исследования психических состояний студентов, существенно влияющих на адаптацию к учебной деятельности. Теоретически обобщено, что адаптация представляет собой сложный многоуровневый процесс, включающий в себя множество компонентов, взаимосвязанных между собой, главным из которых является психофизическое здоровье. Организация эффективного адаптационного процесса студента - первокурсника в полисубъектной образовательной среде является одной из первостепенных задач учебного заведения. Психофизическое здоровье рассмотрено как интегральная характеристика, где оба показателя: физическое и психическое здоровье взаимосвязаны. Для улучшения психического здоровья необходимо влиять на физическое, которое прямо пропорционально объему двигательной активности человека. С опорой на многочисленные исследования в статье утверждается, что физически активные люди обладают более низким уровнем тревожности, стрессоустойчивы, социально активны, работоспособны и общительны. Эксперимент направлен на доказательство гипотезы о том, что уровень психического здоровья прямо пропорционален здоровью физическому, зависящему от регулярности и объема двигательной активности. Улучшая соматическое здоровье студента - первокурсника, обеспечивая ему необходимый двигательный режим, можно положительно влиять на протекание его психических процессов, в том числе и на возможности адаптации его к обучению. Сделаны выводы о повышенном объеме двигательной активности у юношей, чем у девушек. Показатели психических состояний первокурсников находятся в прямой зависимости от того, на сколько часто они занимаются физической культурой и спортом. Психастенические характеристики значительно возрастают со снижением физической подвижности студентов. Высоким уровнем нервно-психической неустойчивости обладают студенты с низким объемом физической активности. Уровень невротизации студентов, относящихся к группам I и II значительно ниже того же показателя студентов группы III.
Ключевые слова: студент, адаптация, психические состояния, двигательная активность, исследование.
Annotation. The article deals with various aspects of the course of adaptation of first-year students, depending on their mental states and motor regimen. A review of literary sources in the field under study was carried out, a psychodiagnostic study of the mental states of first-year students was carried out and further processing of the data obtained using mathematical and statistical data. The basis of the initial hypothesis is that a freshman experiences a certain amount of stress while adapting to a university. The process of getting used to the conditions of the university, teachers, new requirements can be greatly facilitated if you study and use in the educational process the material obtained as a result of studying the mental states of students, which significantly affect adaptation to educational activities. Theoretically, it is generalized that adaptation is a complex multi-level process that includes many interrelated components, the main of which is psychophysical health. The organization of an effective adaptation process of a first-year student in a multi-subject educational environment is one of the primary tasks of an educational institution. Psychophysical health is considered as an integral characteristic, where both indicators: physical and mental health are interconnected. To improve mental health, it is necessary to influence the physical, which is directly proportional to the amount of human physical activity. Based on numerous studies, the article states that physically active people have a lower level of anxiety, are stress-resistant, socially active, efficient and sociable. The experiment is aimed at proving the hypothesis that the level of mental health is directly proportional to physical health, which depends on the regularity and volume of physical activity. Improving the somatic health of a first-year student,