Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность в структуре профессиограммы педагога дошкольного образования'

Коммуникативная компетентность в структуре профессиограммы педагога дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2539
512
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникация / коммуникативные знания и умения / коммуникативная компетентность / дошкольное образовательное учреждение / педагог дошкольного образования / communication / communicative knowledge and skills / communicative competence / nursery school / nursery school teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лашкова Лия Луттовна

В статье отмечается полифункциональность деятельности педагога дошкольного образования, обозначена роль коммуникативных знаний и умений в процессе реализации профессиональных задач, намечены формы и методы формирования коммуникативной компетентности у будущего воспитателя детского сада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The polyfunctionality of nursery school teachers" activity is noted in the article. The author defi nes the role of communicative knowledge and skills in the process of professional task solution and outlines the forms and methods of forming of future nursery school teachers" communicative competence.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность в структуре профессиограммы педагога дошкольного образования»

Л. Л. Лашкова

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОГРАММЫ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа представлена кафедрой теории и методики дошкольного образования Шадринского государственного педагогического института.

В статье отмечается полифункциональность деятельности педагога дошкольного образования, обозначена роль коммуникативных знаний и умений в процессе реализации профессиональных задач, намечены формы и методы формирования коммуникативной компетентности у будущего воспитателя детского сада.

Ключевые слова: коммуникация, коммуникативные знания и умения, коммуникативная компетентность, дошкольное образовательное учреждение, педагог дошкольного образования.

L. Lashkova

COMMUNICATIVE COMPETENCE IN THE STRUCTURE OF A NURSERY SCHOOL TEACHER’S JOB DESCRIPTION

The polyfunctionality of nursery school teachers ’ activity is noted in the article. The author defines the role of communicative knowledge and skills in the process ofprofessional task solution and outlines the forms and methods offorming offuture nursery school teachers’ communicative competence.

Key words: communication, communicative knowledge and skills, communicative competence, nursery school, nursery school teacher.

Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования связана с необходимостью постоянного общения с широким кругом людей: детьми, разными по индиви-

дуально-психологическим характеристикам; родителями, имеющими различный образовательный и возрастной статус; коллегами, администрацией детского сада и др. Этот факт

указывает на коммуникативную ответственность специалистов и повышенные требования к уровню их коммуникативных знаний и умений.

В Концепции дошкольного воспитания представлен портрет педагога, работающего с детьми. В нем отмечается важность воздействия взрослого на личность ребенка. Педагог выступает главным организатором и активным участником речевой среды в образовательном процессе, его образ является для ребенка языковым авторитетом.

В настоящее время существенно повышаются требования к качеству выполнения воспитателем профессиональных функций, что обусловлено предоставленной свободой творчества, вариативностью комплексных и парциальных программ, разнообразием видов дошкольных учреждений. В процессе успешного решения образовательных задач в детском саду особую роль играет характер педагога (общительность, оптимизм, юмор, интеллигентность, целеустремленность и др.), а также его профессиональные качества.

Определение этих качеств базируется на функциональном анализе педагогической деятельности воспитателя. Результаты такого анализа отражаются в профессиограмме, которую А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева и др. определяют как идеальную модель, образец, эталон, в котором представлены основные качества личности педагога, а также знания, умения, навыки, необходимые для выполнения профессиональных функций.

Исходя из такого понимания смысла понятия «профессиограмма», можно говорить о профессиогафическом методе изучения личности, при котором осуществляется сравнение имеющихся у педагога знаний, умений и навыков с теми, которые могли бы у него быть в соответствии с идеальной моделью [1, с. 60].

По мнению Е. С. Романовой, професси-ограмма составляется на основе анализа содержания профессиональной деятельности и включает в себя общую характеристику профессии и требования, которые профессия предъявляет к человеку. Каждая професси-ограмма состоит из следующих разделов:

• классификационная карточка профессий;

• доминирующие виды деятельности;

• качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (способности, личностные качества, интересы, склонности);

• качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности;

• области применения профессиональных знаний;

• история профессии;

• некоторые профессии, которые также подходят человеку с заданным типом личности;

• учебные заведения, обучающие данной профессии [6, с. 9].

Среди приоритетных качеств личности педагога Е. С. Романова определяет такие, как склонность к работе с детьми, высокая степень личной ответственности, терпимость, коммуникабельность, эмпатия, тактичность, наблюдательность и др.

Определение профессионально важных качеств педагога дошкольного образования, необходимых для успешной организации педагогической деятельности, базируется на анализе профессиональных функций. Основными из них, по мнению Т. А. Куликовой, являются:

• создание педагогических условий для успешного воспитания детей;

• обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья дошкольников;

• осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми;

• участие в педагогическом просвещении родителей;

• регулирование и согласование воспитательных воздействий семьи и дошкольного учреждения;

• самообразование педагога;

• участие в научно-исследовательской работе.

Полифункциональность деятельности педагога дошкольного образования предполагает овладение разнообразными умениями: гностическими, конструктивными, коммуникативными, организаторскими, специальными. В рамках поставленной проблемы особо

следует подчеркнуть приоритетность умений педагога в области коммуникации (постановка и решение коммуникативных задач, владение приемами эффективного общения и пр.). Пристальное внимание исследователей к коммуникативным процессам в педагогике можно объяснить тем, что это центральное звено, сущность профессии. Коммуникация является движущим механизмом всего образования.

Основным видом устноречевой коммуникации, обусловленным выражением мыслей и чувств как в инициативной, так и реактивной формах, является говорение, высшим уровнем которого признана динамичная, спонтанная, инициативная, действенная речь.

Для осуществления говорения М. А. Васи-лик определяет следующие предпосылки:

• наличие коммуникативно-речевой ситуации, которая служит стимулом говорения;

• наличие цели сообщения своих мыслей, коммуникативной направленности взаимодействия;

• наличие знаний о предметном содержании, компонентах ситуации, об объеме речевого произведения, т. е. о том, что определяет процесс говорения;

• отношение к объекту речи - собеседнику, понимание его настроения, чувств, системы взглядов, знание его потребностей в общении и т. д.;

• наличие средств выражения своих мыслей и чувств, средств выражения своего отношения и реализации речевого действия; такими средствами являются речевое умение и составляющие его навыки [4, с. 230].

При изучении коммуникативного процесса важно обратить внимание на его эффект - изменения в знаниях, установках, поведении коммуникантов, которые происходят в результате приема и переработки полученной информации. Чем оперативнее обратная связь, тем в большей степени можно ожидать повышения эффекта коммуникации, от которого зависит успех личности в любой профессиональной деятельности, в том числе в сфере дошкольного образования.

Исходя из этого положения, будем считать эффективной коммуникацией обмен инфор-

мацией эмоционального и интеллектуального содержания, при котором коммуниканты организуют свое речевое поведение, обеспечивая оперативную обратную связь, и демонстрируют умения действенного говорения и активного, понимающего слушания.

Заявляя об особой культуре - «культуре слушания», А. П. Панфилова рекомендует придерживаться следующих правил:

• выявляйте свои привычки слушания;

• не уходите от ответственности за общение;

• определите цели своего слушания;

• умейте сосредоточиться на том, что говорит собеседник;

• будьте внимательны;

• старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника;

• умейте быть наблюдательным;

• высказывайте одобрительную реакцию по отношению к собеседнику [5, с. 52].

Следует отметить, что педагогическую коммуникацию нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой. В отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами, здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Это значит, что каждый участник коммуникативного процесса, направляя информацию, предполагает активность в своем партнере и учитывает его мотивы, цели, установки.

Диалог двух культур (мира взрослых и мира детей) предполагает личностно ориентированное взаимодействие с дошкольниками, при котором приоритетными способами общения выступают признание, понимание, принятие личности ребенка, учет его чувств и желаний. Личностная позиция педагога заключается в построении ситуаций общения с детьми как полноценными партнерами, что исключает разного рода манипуляции. Предпочитаемой тактикой взаимодействия является сотрудничество с использованием многообразия коммуникативных средств, стимулирующих детскую активность.

Отказ от корпоративного стереотипа «воспитатель всегда прав» предполагает умения с юмором отнестись к отдельным моментам педагогической ситуации, быть готовым к улыбке, владеть тонами и полутонами; слушать и слышать ребенка, не прерывая его высказываний; воздействовать на детей не прямо, а косвенно, через создание условий для проявления у них желаемого качества; не бояться обратной связи, пусть даже непредсказуемой.

В связи с этим становление и развитие коммуникативной компетентности как стержневой составляющей профессионализма педагога дошкольного образования является актуальной проблемой современной науки и практики. Важными в деятельности специалистов являются не только собственно коммуникативные знания, умения и навыки, но и формирование способности к организации коммуникативной профессиональной деятельности в условиях возрастающей профессиональной мобильности. Очевидной является необходимость осуществления адекватной педагогической деятельности, повышающей интерес к изучению предметов коммуникативного цикла в высшей школе и применению их возможностей в процессе организации эффективной коммуникации в дошкольном образовательном учреждении.

Прежде чем определить наиболее эффективные формы и методы становления и развития у воспитателей детского сада коммуникативной компетентности, необходимо разобраться в сущности данного педагогического явления. Анализ современной научной литературы позволяет говорить сегодня о данном виде компетентности как о междисциплинарном феномене, в определении которого отсутствует стандартизация. Размытость границ термина порой приводит к многочисленным дефинициям: коммуникативное совершенство, речевая компетентность, коммуникативная грамотность, социолингвистическая компетентность и др.

Исследование коммуникативной компетентности личности профессионала представлено во многих социологических, лингвистических, психолого-педагогических

трудах с разных точек зрения. Социологи и психологи (А. А. Бодалев, А. Б. Добрович, Л. А. Петровская, Е. В. Руденский и др.) связывают данное понятие с развитием умений давать социально-психологический прогноз ситуации общения, вживаться в атмосферу коммуникативной ситуации и осуществлять управление процессом общения группы, коллектива, команды. В лингвистических и педагогических исследованиях (Е. А. Быстрова, В. Н. Введенский, В. Ф. Жеребкина, И. А. Зимняя, Д. И. Изаренков, А. А. Леонтьев, Н. А. Морева и др.) коммуникативная компетентность определяется как способность осуществлять речевую деятельность, как реализация коммуникативного поведения на основе мотивации, когнитивного и поведенческого компонентов.

Для людей с высокой коммуникативной компетентностью Н. А. Морева приписывает следующие характерные признаки:

• быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации взаимодействия и в партнерах;

• стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации;

• установка в контакте не только на дело, но и на партнера; уважительное, доброжелательное отношение к нему, учет его состояния и возможностей;

• уверенность в себе, раскованность, адекватная включенность в ситуацию;

• владение ситуацией, гибкость, готовность проявить инициативу в общении или передать ее партнеру;

• большая удовлетворенность общением и уменьшение нервно-психических затрат в процессе коммуникации;

• умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях, устанавливая и поддерживая требуемые рабочие контакты независимо, а иногда вопреки сложившимся отношениям;

• высокий статус и популярность в том или ином коллективе;

• умение организовывать дружную совместную работу, добиваться высокого результата деятельности, включая людей в решение общегрупповой задачи;

• способность создавать благоприятный климат в коллективе, добиваться стабильности состава [3, с. 61].

По мнению В. Ф. Жеребкиной, использование механизма обратной связи в процессе формирования педагогической коммуникативной компетентности позволит:

• создать возможность незамедлительного соотнесения полученной информации и деятельности, эмоционального проживания моделей поведения;

• обнаружить дефициты умений и навыков, пробелы знаний в теоретической подготовке, а также неадекватность имеющихся установок;

• соотносить результаты своей деятельности и поведения с целями обучения, что необходимо для внесения коррекции в их протекание;

• производить замену неэффективных моделей поведения на новые, более эффективные [2, с. 52].

Следует отметить, что компетентностный подход имеет определенные перспективы, так как придает содержанию образования деятельностную, практико-ориентированную направленность; означает учет особенностей личност-но ориентированного обучения и попытку перейти от предметной дифференциации к междисциплинарной интеграции.

Интеграционные процессы, которые должны иметь место при обучении будущих педагогов эффективной коммуникации, невозможны без скоординированности деятельности преподавателей высшей школы, без их информированности о содержании учебных курсов и программ, без их стремления к созданию междисциплинарного облика коммуникативного обучения студентов. Иными словами, коммуникативная компетентность будущих педагогов дошкольного образования формируется в процессе изучения всех дисциплин учебного плана на основе интеграции коммуникативных знаний и умений.

Анализ ГОС ВПО по специальности «Дошкольная педагогика и психология» позволил установить, на какие блоки учебных дисциплин возложена ответственность по формированию отдельных компетенций общей коммуни-

кативной компетентности будущего педагога дошкольного образовательного учреждения.

По нашему мнению, при изучении общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (Отечественная история, Культурология, Русский язык и культура речи, Философия и др.) у студентов формируются следующие коммуникативные компетенции:

• мотивационно-ценностное отношение к коммуникации и личности коммуникантов;

• знания о коммуникации, эффективной коммуникации, коммуникативных тактиках и стратегиях;

• наличие умений эффективного говорения и слушания;

• уместное использование невербальных средств коммуникации;

• соблюдение этических норм в процессе взаимодействия с собеседниками.

Изучение блока общематематических и естественнонаучных дисциплин (Математика и информатика, Концепции современного естествознания, Аудиовизуальные технологии обучения) будет способствовать формированию таких коммуникативных компетенций, как:

• знания о физиологии, здоровье, эмоциях человека; эмоционально-ценностное отношение к собеседнику;

• умения использовать интерактивные технологии обучения коммуникации в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

Общепрофессиональные дисциплины (Психология, Педагогика, Управление дошкольным образованием, Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе и др.) направлены на формирование следующих коммуникативных компетенций:

• мотивационно-ценностное отношение к педагогической коммуникации;

• знания о месте коммуникативных умений в структуре профессиограммы педагога;

• знания о психологической структуре коммуникации и механизме речевой деятельности, ее основных видах и формах;

• умения строить коммуникацию, ориентируясь на возрастную периодизацию.

В ходе изучения дисциплин предметной подготовки (Основы педагогического мастерства, Тренинг педагогического общения, Педагогическая психология, Детская психология, Дошкольная педагогика, Теория и методика дошкольного образования) формируются такие коммуникативные компетенции, как:

• знания специфики коммуникативных умений в рамках профессиограммы педагога дошкольного образовательного учреждения;

• знания построения педагогической коммуникации с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей раннего и дошкольного возрастов;

• умения создать развивающую коммуникативную среду в различных видах деятельности детей (игровой, учебной, трудовой, строительно-конструктивной, театрализованной и др.);

• умения строить субъкт-субъектное взаимодействие с дошкольниками в рамках лич-ностно ориентированной педагогики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Межпредметные связи общепрофессиональных дисциплин с целым рядом специальных методик по организации различных видов детской деятельности носят комплексный характер, относятся к группе сопутствующих и имеют непосредственный выход в практическую деятельность.

При дальнейшем развитии коммуникативной компетентности у педагогов с высшим педагогическим образованием, целесообразна организация методической работы детского сада, в процессе которой будет осуществляться решение профессиональных педагогических задач. Реализация такого подхода обеспечивается следующими условиями: включение в содержание методических мероприятий проблемного контекста, создание эмоционально-ценностного фона, вариативное использование форм сотрудничества, актуализация субъектного опыта в сфере коммуникаций и расширение субъектных функций специалистов сферы дошкольного образования.

Кроме того, необходимо ввести в содержание запланированных мероприятий информацию о значимости эффективной коммуникации в педагогической деятельности, об основных предпосылках формирования коммуникативных знаний и умений у детей

дошкольного возраста, о взаимозависимости коммуникативной компетентности воспитателя и коммуникативной компетенции воспитанников.

Формирование у педагогов смыслообразующих мотивов и ценностных ориентаций на эффективную коммуникацию осуществляется посредством организации бесед, диспутов, дискуссий, наблюдений за коммуникативным поведением коллег при взаимодействии с детьми, их родителями, администрацией дошкольного образовательного учреждения, составление и решение на их основе проблемных ситуаций и задач коммуникативного характера, анализ собственных коммуникативных способностей.

Особо значимо проведение педагогических советов, теоретических семинаров, семинаров-практикумов, интегрирующих научные знания из области лингвистики, теории коммуникации, детской психологии, дошкольной педагогики. При этом внимание педагогов следует сконцентрировать на следующих вопросах:

• теоретические аспекты проблемы коммуникации в педагогическом процессе (структурные модели коммуникации, коммуникативные барьеры, закономерности внутреннего взаимодействия);

• конкретные способы речевого поведения в трудных ситуациях взаимодействия (конфликтные ситуации, преодоление критики, выступление на публике, контакты, реализуемые в дошкольных образовательных учреждениях и пр.);

• самопознание своей личности в процессе общения (как меня воспринимают другие, как я воздействую на других в общении, в чем трудности моего общения и т. д.).

В практике обучения коммуникации особенно популярны разнообразные тренинги, участвуя в которых педагоги непосредственно соприкасаются с изучаемой реальностью, приобретают жизненный опыт, моделируемый в групповом взаимодействии. Технологии, используемые в современном коммуникативном тренинге, включают стандартный набор таких методов активного обучения, как мозговой штурм, разбор кейса, задачи или упражнения,

ролевая игра и «разыгрывание» ситуаций в ролях, имитационные игры, видеодемонстрации и др.

Использование различных видов игр в процессе подготовки начинающих педагогов к общению с коллегами, детьми и их родителями позволяет радикально сократить время накопления собственного социального опыта, развивает предусмотрительность в выборе коммуникативных тактик и стратегий, преобразует обобщенные коммуникативные знания в личностно значимые.

При моделировании педагогической коммуникации и подборе коммуникативных проблем целесообразно приблизить их к реальным профессиональным ситуациям, к которым могут быть отнесены совершенствование предметно-развивающей среды дошкольных образовательных учреждений, выступление на педагогических советах,

проведение индивидуальных и коллективных консультаций для родителей, организация словесно-дидактических игр и этических бесед с детьми и др.

Таким образом, реализация традиционных и интерактивных методов обучения эффективной коммуникации будет способствовать становлению и развитию у педагогов дошкольного образования коммуникативной компетентности, под которой мы понимаем профессионально значимое, интегративное качество, основными составляющими компонентами которого являются: информированность о целях, сущности, структуре, средствах, особенностях педагогического общения; толерантность, экстраверсия; способность эффективно конструировать прямую и обратную связь, нестандартно, творчески решая при этом задачи педагогической коммуникации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений I А. С. Ро-ботова, Т. В. Леонтьева и др.; под ред. А. С. Роботовой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 208 с.

2. Жеребкина В. Ф. Формирование педагогической коммуникативной компетентности будущих учителей в процессе обучения в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2001. 189 с.

3. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения: учеб. пособие для вузов. М.: Просвещение, 2003. 304 с.

4. Основы теории коммуникации: учебник I под ред. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2005. 615 с.

5. Панфилова А. П. Теория и практика общения: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 288 с.

6. Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. СПб.: Питер, 2004. 464 с.

REFERENCES

1. Vvedeniye v pedagogicheskuyu deyatel’nost’: ucheb. posobiye dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy / A. S. Robotova, T. V. Leont’yeva i dr.; pod red. A. S. Robotovoy. M.: Izdatel’skiy tsentr «Akademiya», 2002. 208 s.

2. Zherebkina V. F. Formirovaniye pedagogicheskoy kommunikativnoy kompetentnosti budushchikh uchiteley v protsesse obucheniya v vuze: dis. ... kand. ped. nauk. Chelyabinsk, 2001. 189 s.

3. Moreva N. A. Trening pedagogicheskogo obshcheniya: ucheb. posobiye dlya vuzov. M.: Prosveshcheniye, 2003. 304 s.

4. Osnovy teorii kommunikatsii: uchebnik / pod red. M. A. Vasilika. M.: Gardariki, 2005. 615 s.

5. PanfilovaA. P. Teoriya i praktika obshcheniya: ucheb. posobiye dlya stud. sred. ucheb. zavedeniy. M.: Izdatel’skiy tsentr «Akademiya», 2007. 288 s.

6. Romanova E. S. 99 populyarnykh professiy. Psikhologicheskiy analiz i professiogrammy. SPb.: Piter, 2004. 464 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.