17. Щуркова, Н.Е. Нравственные основы жизни человека: учеб. пособие / Н.Е. Щуркова. - М.: 2012. - 82 с.
18. Навигатор образовательных программ дошкольного образования [электронный ресурс]. - URL.: https://www.maam.ru/detskijsad/model-obrazovatelnogo-prcesa-fgos-do.html /- (дата обращения: 26.12.2021).
Педагогика
УДК 378.4
кандидат психологических наук, доцент Белинова Наталья Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистр Додонова Валентина Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО УЧАСТИЯ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ
Аннотация. Проблема формирования навыков безопасного поведения на дороге является особенно актуальной в современной образовательной практике. Исследования позволят выявить разные аспекты данной проблемы, но основным направлением по-прежнему остается - охрана жизни человека, ребенка, формирование общественной культуры безопасности. Недостаточное количество знаний, умений и навыков у детей дошкольного возраста в данных вопросах с одной стороны закономерны: жизненный и социальный опыт ребенка развивается постепенно и непосредственно коррелирует с его психофизиологическими особенностями, а с другой стороны меняющиеся социально-экономические условия обязывают постоянно модернизировать образовательную практику формирования данных навыков. Одной из современных эффективных технологий образовательной практики считается проектная деятельность. В статье описан анализ изучения готовности педагогов в детском саду к применению проектной деятельности для формирования у детей навыков в рамках исследуемой проблемы. В заключении авторы рассматривают необходимость разработки программы профессиональной подготовки педагогов к реализации проектной деятельности по данному направлению.
Ключевые слова: проектная деятельность, формирование навыков безопасного участия в дорожном движении, дети дошкольного возраста, педагог дошкольного образования.
Annоtation. The problem of developing skills of safe behavior on the road is especially relevant in modern educational practice. Research will reveal different aspects of this problem, but the main direction still remains - the protection of the life of a person, a child, the formation of a public culture of safety. Insufficient knowledge, skills and abilities in preschool children in these matters are, on the one hand, natural: the life and social experience of the child develops gradually and directly correlates with its psychophysiological characteristics, and on the other hand, changing socio-economic conditions oblige to constantly modernize the educational practice of data generation skills. One of the modern effective technologies of educational practice is project activity. The article describes an analysis of the study of the readiness of kindergarten teachers to use project activities to develop children's skills within the framework of the problem under study. In conclusion, the authors consider the need to develop a program for the professional training of teachers for the implementation of project activities in this area.
Key words: project activity, вумудщзштп of skills for safe participation in road traffic, preschool children, teacher of preschool education.
Введение. Одним из основных направлений работы педагогов в детском саду в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию является формирование у детей навыков безопасного участия в дорожном движении. Это очень яркий и насыщенный аспект профессиональной деятельности, требующий комплексного и интегрального подхода к проектированию образовательных событий, развивающей предметно-пространственной среды, отбору форм, методов и средств работы с детьми дошкольного возраста [9, 3].
Наряду с работой с детьми педагог дошкольного образования также должен целенаправленно и планомерно осуществлять работу с родителями, на которых возлагается основной функционал по поддержанию и дальнейшему совершенствованию формируемых навыков [6, 13], а также по воспитанию культуры безопасного поведения в обществе на уровне семьи, формированию ценностей социального и личностного гармоничного благополучия.
Наиболее перспективным методологическим решением в этой связи представляется использование технологии проектной деятельности [10], поскольку она позволяет обеспечить не только линейное построение образовательного процесса, но и провести ряд входных, итоговых и промежуточных срезов динамики работы с ее последующей корректировкой [7]. В рамках проектной деятельности можно наиболее эффективно обеспечить вовлечение различных участников в образовательный процесс.
Освоение технологии проектной деятельности педагогами дошкольного образования проводится в непосредственной связи с практикой, а также в ходе курсовой подготовки и методических мероприятий, обеспечивающих тиражирование и диссеминацию опыта в профессиональной среде.
Таким образом, в рамках статьи мы предлагаем рассмотреть аспекты подготовки педагогов к проектной деятельности по формированию навыков безопасного участия в дорожном движении у детей дошкольного возраста.
Изложение основного материала статьи. Современные методические и педагогические теории ориентируют педагогов на освоение и внедрение инновационных технологий и, в частности, на технологию проектной деятельности, потому что именно она в полной мере позволяет формировать самостоятельность ребенка, развитие креативности [1, 12]. Также проектная деятельность позволяет более эффективно организовать ряд элементов образовательного процесса, привлекать необходимы для этого ресурсы.
Анализ педагогических проектов по исследуемой тематике показывает, что большинство педагогов предпочитают именно проектную деятельность в решении этой актуальной задачи.
Ряд исследователей: К.В. Агафонова, В.П. Клименко, О.А. Скоролупова, Т.А. Шорыгина, - утверждают, что технологии проектирования в данной области позволяют обеспечить дошкольникам и их родителям роль активных участников образовательного события [5, 14].
Необходимо довести до понимания педагогов ожидаемые результаты работы по данному направлению, а именно, что если дошкольник успешно справится с работой по проекту, то в дальнейшем он окажется более приспособленным во взрослой жизни [11]: сумеет грамотно планировать собственную деятельность, хорошо ориентироваться в различных
ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Огромную роль в реализации проекта играет именно выбор темы [2].
Таким образом, с помощью проектной деятельности дошкольники смогут приобрести навыки ориентирования на знакомых ему улицах, территории рядом с детским садом; будут более бдительными и осторожными при переходе через дорожное полотно; познакомятся с основными дорожными знаками; научатся правильно вести себя на улице, соблюдая правила культуры поведения в общественных местах, так как будут иметь четкое представление о том, что правила, определённые для пассажиров, пешеходов, водителей, направлены, на обеспечение безопасности здоровья и жизни, поэтому обязательны для выполнять [4, 8].
Таким образом, все полученные знания «дорожной грамоты», приобретенные в детском саду, помогут будущим школьникам стать более дисциплинированными и самостоятельным.
Нами было проведено исследование готовности педагогов детского сада к реализации проектной деятельности по исследуемой тематике на базе ряда детских садов г. Н. Новгорода. Экспериментальную выборку составили 35 педагогов дошкольного образования. Оцениваемые навыки организации проектной деятельности педагогами ДОО представлены в таблице.
Таблица
Уровни, критерии и показатели навыков проектной деятельности
Уровень сформированности навыка Критерий оценки навыка Показатели критерия оценки навыка
Проектирование Самостоятельно разрабатывает проекты с учетом потребностей дошкольников.
Высокий Учет методических особенностей проектирования деятельности в детском саду Проект разрабатывается с учетом психофизиологических особенностей воспитанников, предполагает индивидуализацию и опирается на субъектный подход к работе с детьми. В рамках проекта доминирует практика отработки формируемых навыков, реализуется творческий подход, развиваются креативность и вариативность. Проект предусматривает сотрудничество воспитателя с детьми, а не директивные указания. Реализуется тактика «скрытого» направления проектной деятельности, обеспечивающая естественную мотивацию воспитанников к участию в деятельности. К реализации проектной деятельности привлекаются родители и социальные партнёры, максимально используются ресурсы детского сада и партнеров. Проект обеспечивает интерактивное взаимодействие всех его участников.
Обеспечен планомерный целенаправленный процесс приобретения и отработки знаний педагогов по теме проекта Педагог владеет материалом по формированию у детей навыков безопасного участия в дорожном движении; знает основные проекты федерального и регионального уровня; владеет знаниями и навыками использования материальных и программных ресурсов по проблеме.
Проектирование Проектирование осуществляется при поддержке старшего воспитателя, методиста или научного консультанта. Рол педагога сводится к оформлению и содержательному наполнению проектной деятельности.
Средний Учет методических особенностей проектирования деятельности в детском саду В целом реализация проекта осуществляется с учетом детской индивидуальности. Педагог активно поддерживает детскую инициативу. В реализации проекта принимает участие инициативная группа родителей. Проектная деятельность осуществляется в соответствии с основной образовательной программой. В проект приглашаются профильные специалисты.
Обеспечен планомерный целенаправленный процесс приобретения и отработки знаний педагогов по теме проекта Педагог владеет материалом по теме проекта в объеме, предусмотренным комплексной программой и парциальными программами. Педагог знает основные дидактические пособия, которые традиционно применяются в работе по теме проекта, имеет навык их использования в работе.
Низкий Проектирование Педагогом используются готовые проекты, представленные на сетевых педагогических порталах. Отбор проектов происходит стихийно без учета региональной специфики, особенностей детского сада.
Учет методических особенностей проектирования деятельности в детском саду Реализация проекта осуществляется по шаблону, не предусматривает индивидуализацию и субъектный подход. Проект проводится на принципах догматизма, отсутствует сотрудничество как с детьми, так и с родителями. Педагог полностью управляет проектом, не отступая от плана, не предусмотрена импровизация или корректировка деятельности в связи с развитием образовательного события.
Обеспечен планомерный целенаправленный процесс приобретения и отработки знаний педагогов по теме проекта Знания педагога о тематике проекта фрагментарны и разрознены. Педагог не владеет информацией об основных федеральных и региональных проектов. Педагог не проявляет мотивированного интереса к проектной деятельности, к саморазвитию в рамках проектной деятельности.
Анализ проводился с помощью методов опроса и изучения хода и продуктов профессиональной деятельности педагогов, а также путем опроса родителей и администрации детского сада. Результаты оценки навыков организации проектной деятельности педагогами ДОО показали следующие результаты: 27% - высокий уровень; 53% - средний уровень; 20% - низкий уровень.
По результатам обследования можно сделать следующие выводы, большинство педагогов знакомы с проектной деятельность, но не до конца понимают, как именно организовать её, также не все педагоги знакомы со структурой данной деятельности, в одном из вопросов «Какому уровню соответствует ваше профессиональное мастерство в осуществлении педагогической деятельности на основе проектного метода по формированию навыков безопасного участия в дорожном движении дошкольников?» 60% респондентов оценили себя на «низком уровне».
Таким образом, анализ исследования свидетельствует о необходимости разработки и апробации программы профессиональной подготовки педагогов по формированию навыков безопасного участия в дорожном движении у дошкольников.
Программа профессиональной подготовки педагогов состояла из 6 тем и итогового занятия на тему «Проблемы формирования у старших дошкольников безопасного участия в дорожном движении с помощью проектной деятельности».
Целью данной программы является: повышение квалификации у педагогов дошкольной образовательной организации.
Задачи:
- формировать у педагогов ключевые компетенции в сфере формирования навыков безопасного участия в дорожном движении, а также транспортной культуры у детей старшего дошкольного возраста;
- актуализировать навыки и умения педагогов по реализации методики формирования навыков безопасного участия в дорожном движении у дошкольников;
- формировать у педагогов ключевые компетенции по вопросам создания необходимых условий для формирования навыков безопасного участия в дорожном движении у дошкольников;
- формировать у педагогов умения и навыки свободного владения проективными методами обучения для формирования навыков безопасного участия в дорожном движении у дошкольников;
- формировать у педагогов умения и навыки развития навыков систематического контроля знаний.
При отборе форм организации занятий по повышению квалификации у педагогов дошкольной образовательной организации использовались следующие виды учебных работ и учебных занятий: семинары по обмену опытом, семинарские и практические занятия, лекции, круглые столы, выполнение проектной работы [2].
По итогам проведенной работы по повышению квалификации у педагогов ДОО, должны быть усовершенствованы основные профессиональные компетенции:
1) коммуникативная компетенция;
2) профессионально-ориентированная компетенция;
3) психолого-педагогическая компетенция;
4) предметно-методологическая компетенция.
По итогам проведенной работы по повышению квалификации у педагогов ДОО, педагоги:
умеют:
- проводить анализ актуальных нормативно-правовых документов;
- работать с методической, научной и учебной литературой, а также электронными образовательными ресурсами, Интернет-ресурсами;
- реализовывать на практике планы-конспекты занятий, программы;
- использовать проектную деятельность в процессе формирования навыков у детей старшего дошкольного возраста;
- оформлять соответствующие ресурсно-информационные зоны в том числе и для родителей;
- принимать участие в создании необходимых условий для формирования навыков нужных навыков;
- составлять профессиограмму педагога ДОО, обеспечивающего формирование навыков в рамках исследования;
- совершенствовать профессиональные компетенции, повышать профессиональное мастерство;
знают:
- современные методические и научные подходы по проблеме;
- содержание и перечень актуальных нормативно-правовых документов;
- специфику формирования необходимых навыков у детей в условиях ДОО;
- приемы и методы, образовательные технологии, формы формирования навыков (в том числе игровые проекты, творческие проекты и т.п.).
После проведения программы профессиональной подготовки педагогов нами было проведено анкетирование с целью изучению эффективности проделанной работы.
На такие вопросы как: «Станете ли вы больше применять проектную деятельность в своей профессиональной деятельности?»; «Как вы оцениваете свои знания в области применения проектной деятельности?»; «Как вы оцениваете рост своих компетенций именно в проектной деятельности?» большая часть респондентов, а именно 80% отмечали, что, обучаясь на данной программе они узнали много нового, также усовершенствовали свои практические навыки в проведении данной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Многие педагоги отметили, что в ходе курсовой подготовки они обменялись идеями проектов, а также инновационными методами и эффективными приемами профессионального мастерства. Многие отметили повышение своей осведомленности о ключевых проектах, ресурсах и программном обеспечении.
В заключение педагогам было предложено повторно оценить свои навыки организации проектной деятельности педагогами ДОО. Результаты составили: 73% - высокий уровень; 27% - низкий уровень.
Выводы. Таким образом, результаты оценок и анализ анкет свидетельствует, что проделанная работа качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ, реализации индивидуальных возможностей.
Разработка и апробация программы профессиональной подготовки педагогов по формированию навыков безопасного участия в дорожном движении у дошкольников способствовало повышению квалификации у педагогов дошкольной образовательной организации в данной области.
Литература:
1. Авдеева, Н.Н. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. - М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 2014. - 98 с.
2. Авдеева, Н.Н.: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. - М.: АСТ, 2015. - 211 с.
3. Белая, К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: книга для воспитателей детских сада и родителей / К.Ю. Белая, В.Н. Зимовина. - М.: Просвещение, 2015. - 187 с.
4. Белинова, Н.В., Бичева И.Б. Разработка профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении / Белинова Н.В., Бичева И.Б. // Перспективы науки и образования. - 2018. - №1 (31). - С. 44-48.
5. Бичева, И.Б., Казначеева С.Н., Волкова Г.А., Степаненкова А.В. Безопасное поведение как актуальное направление социально-культурного образования ребенка дошкольного возраста / Бичева И.Б., Казначеева С.Н., Волкова Г.А., Степаненкова А.В. // Современные наукоемкие технологии. - 2020. - № 10. - С. 130-134.
6. Васильева, М. Учим правила безопасности / М. Васильева // Дошкольное воспитание. - 2017. - С. 60.
7. Добрушин, А.Д. Учебное пособие по изучению основ Правил дорожного движения / А.Д. Добрушин. - СПб., 2009. - 130 с.
8. Клименко, В.П. Обучайте дошкольников правилам движения / В.П. Клименко. - М.: Просвещение, 2013. - 98 с.
9. Клочанов, О.С. Дорога, ребенок, безопасность: методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей / О.С. Клочанов. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 70 с.
10. Майорова, Ф.С. Изучаем дорожную азбуку: перспективное планирование, занятия, досуг / Ф.С. Майорова. - М.: Скрипторий, 2015. - 150 с.
11. Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических училищ. - СПб., 2014. - 95 с.
12. Семенюк, В.И. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения / В.И. Семенюк, Н.В. Владимиров. - М., 2013. - 54 с.
13. Ханова Т.Г., Бичева И.Б., Куликова Т.А. Технологии воспитания культуры безопасного поведения дошкольников на дороге / Ханова Т.Г., Бичева И.Б., Куликова Т.А. // Наука и практика регионов. - 2019. - № 4 (17). - С. 85-90.
14. Шмелева, Е.А. Просоциальная активность будущих педагогов / Е.А. Шмелева, П.А. Кисляков, Л.В. Стародубцева, Н.Ю. Прияткина // Вестник Мининского университета. - 2021. - Том 9, № 4.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Белова Ирина Леонидовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);
доцент Удалова Алла Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);
магистрант Козлова Ирина Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ДИЗАЙН ДЕТСКОЙ ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РАЗВИТИИ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ
Аннотация. В статье освещаются проблемы полиграфического дизайна и книжной графики для детей. Исследуется роль книги как эффективного средства формирования художественно-эстетического вкуса. Творческого воображения у детей дошкольного и школьного возраста, как важного фактора развития их визуальной культуры. Приводится анализ метода опоры на визуальные образы обучения и развития детей. Метод визуального образа следует рассматривать как наглядную конструкцию, графический результат полиграфической продукции. Сделан акцент на обобщенных трудовых функциях, входящих в Профессиональный стандарт «сфера трудовой деятельности графического дизайнера». Анализируются перспективные направления дизайна полиграфической продукции. Рассматриваются методы, приемы и новые подходы в иллюстрировании полиграфической продукции. Полиграфическая продукция является неотъемлемой частью визуальной информации современных детей. Так же рассматриваются виды полиграфической продукции для детей. Учитываются возрастные особенности детей в концепции визуального оформления. Особое внимание уделяется визуализации, полиграфическому дизайну, книжной графике. Авторы затрагивают актуальные вопросы, связные с разработкой объектов визуальной информации для детей - книг, журналов, настольных игр, дидактических карточек и т.д. Разработка объектов визуальной информации для детей создается при помощи компьютерной графики. Новые возможности технологического процесса упрощают и ускоряют процесс создания полиграфической продукции.
Ключевые слова: Полиграфический дизайн, книжная графика, иллюстрация, игра как основной вид деятельности ребенка, визуальная культура ребенка, визуальная информация.
Annotation. The article highlights the problems of printing design and book graphics for children. The role of the book as an effective means of forming artistic and aesthetic taste is investigated. Creative imagination in preschool and school-age children, as an important factor in the development of their visual culture. The analysis of the method of relying on visual images of learning and development of children is given. The method of visual image should be considered as a visual design, a graphic result of printing products. The emphasis is placed on generalized labor functions included in the Professional Standard "the sphere of work of a graphic designer". The perspective directions of design of printing products are analyzed. Methods, techniques and new approaches