Научная статья на тему 'ДИЗАЙН ДЕТСКОЙ ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РАЗВИТИИ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ'

ДИЗАЙН ДЕТСКОЙ ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РАЗВИТИИ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
675
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / КНИЖНАЯ ГРАФИКА / ИЛЛЮСТРАЦИЯ / ИГРА КАК ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА / ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РЕБЕНКА / ВИЗУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Ирина Леонидовна, Удалова Алла Александровна, Козлова Ирина Сергеевна

В статье освещаются проблемы полиграфического дизайна и книжной графики для детей. Исследуется роль книги как эффективного средства формирования художественно-эстетического вкуса. Творческого воображения у детей дошкольного и школьного возраста, как важного фактора развития их визуальной культуры. Приводится анализ метода опоры на визуальные образы обучения и развития детей. Метод визуального образа следует рассматривать как наглядную конструкцию, графический результат полиграфической продукции. Сделан акцент на обобщенных трудовых функциях, входящих в Профессиональный стандарт «сфера трудовой деятельности графического дизайнера». Анализируются перспективные направления дизайна полиграфической продукции. Рассматриваются методы, приемы и новые подходы в иллюстрировании полиграфической продукции. Полиграфическая продукция является неотъемлемой частью визуальной информации современных детей. Так же рассматриваются виды полиграфической продукции для детей. Учитываются возрастные особенности детей в концепции визуального оформления. Особое внимание уделяется визуализации, полиграфическому дизайну, книжной графике. Авторы затрагивают актуальные вопросы, связные с разработкой объектов визуальной информации для детей - книг, журналов, настольных игр, дидактических карточек и т.д. Разработка объектов визуальной информации для детей создается при помощи компьютерной графики. Новые возможности технологического процесса упрощают и ускоряют процесс создания полиграфической продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова Ирина Леонидовна, Удалова Алла Александровна, Козлова Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN OF CHILDREN'S PRINTED PRODUCTS IN THE DEVELOPMENT OF CHILDREN'S VISUAL CULTURE

The article highlights the problems of printing design and book graphics for children. The role of the book as an effective means of forming artistic and aesthetic taste is investigated. Creative imagination in preschool and school-age children, as an important factor in the development of their visual culture. The analysis of the method of relying on visual images of learning and development of children is given. The method of visual image should be considered as a visual design, a graphic result of printing products. The emphasis is placed on generalized labor functions included in the Professional Standard "the sphere of work of a graphic designer". The perspective directions of design of printing products are analyzed. Methods, techniques and new approaches in illustrating printed products are considered. Printing products are an integral part of the visual information of modern children. The types of printing products for children are also considered. The age characteristics of children are taken into account in the concept of visual design. Special attention is paid to visualization, printing design, book graphics. The authors touch upon topical issues related to the development of visual information objects for children - books, magazines, board games, didactic cards, etc. The development of visual information objects for children is created using computer graphics. New technological process capabilities simplify and accelerate the process of creating printing products.

Текст научной работы на тему «ДИЗАЙН ДЕТСКОЙ ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РАЗВИТИИ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ»

В заключение педагогам было предложено повторно оценить свои навыки организации проектной деятельности педагогами ДОО. Результаты составили: 73% - высокий уровень; 27% - низкий уровень.

Выводы. Таким образом, результаты оценок и анализ анкет свидетельствует, что проделанная работа качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ, реализации индивидуальных возможностей.

Разработка и апробация программы профессиональной подготовки педагогов по формированию навыков безопасного участия в дорожном движении у дошкольников способствовало повышению квалификации у педагогов дошкольной образовательной организации в данной области.

Литература:

1. Авдеева, Н.Н. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. - М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 2014. - 98 с.

2. Авдеева, Н.Н.: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. - М.: АСТ, 2015. - 211 с.

3. Белая, К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: книга для воспитателей детских сада и родителей / К.Ю. Белая, В.Н. Зимовина. - М.: Просвещение, 2015. - 187 с.

4. Белинова, Н.В., Бичева И.Б. Разработка профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении / Белинова Н.В., Бичева И.Б. // Перспективы науки и образования. - 2018. - №1 (31). - С. 44-48.

5. Бичева, И.Б., Казначеева С.Н., Волкова Г.А., Степаненкова А.В. Безопасное поведение как актуальное направление социально-культурного образования ребенка дошкольного возраста / Бичева И.Б., Казначеева С.Н., Волкова Г.А., Степаненкова А.В. // Современные наукоемкие технологии. - 2020. - № 10. - С. 130-134.

6. Васильева, М. Учим правила безопасности / М. Васильева // Дошкольное воспитание. - 2017. - С. 60.

7. Добрушин, А.Д. Учебное пособие по изучению основ Правил дорожного движения / А.Д. Добрушин. - СПб., 2009. - 130 с.

8. Клименко, В.П. Обучайте дошкольников правилам движения / В.П. Клименко. - М.: Просвещение, 2013. - 98 с.

9. Клочанов, О.С. Дорога, ребенок, безопасность: методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей / О.С. Клочанов. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 70 с.

10. Майорова, Ф.С. Изучаем дорожную азбуку: перспективное планирование, занятия, досуг / Ф.С. Майорова. - М.: Скрипторий, 2015. - 150 с.

11. Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических училищ. - СПб., 2014. - 95 с.

12. Семенюк, В.И. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения / В.И. Семенюк, Н.В. Владимиров. - М., 2013. - 54 с.

13. Ханова Т.Г., Бичева И.Б., Куликова Т.А. Технологии воспитания культуры безопасного поведения дошкольников на дороге / Ханова Т.Г., Бичева И.Б., Куликова Т.А. // Наука и практика регионов. - 2019. - № 4 (17). - С. 85-90.

14. Шмелева, Е.А. Просоциальная активность будущих педагогов / Е.А. Шмелева, П.А. Кисляков, Л.В. Стародубцева, Н.Ю. Прияткина // Вестник Мининского университета. - 2021. - Том 9, № 4.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Белова Ирина Леонидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доцент Удалова Алла Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Козлова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ДИЗАЙН ДЕТСКОЙ ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РАЗВИТИИ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ

Аннотация. В статье освещаются проблемы полиграфического дизайна и книжной графики для детей. Исследуется роль книги как эффективного средства формирования художественно-эстетического вкуса. Творческого воображения у детей дошкольного и школьного возраста, как важного фактора развития их визуальной культуры. Приводится анализ метода опоры на визуальные образы обучения и развития детей. Метод визуального образа следует рассматривать как наглядную конструкцию, графический результат полиграфической продукции. Сделан акцент на обобщенных трудовых функциях, входящих в Профессиональный стандарт «сфера трудовой деятельности графического дизайнера». Анализируются перспективные направления дизайна полиграфической продукции. Рассматриваются методы, приемы и новые подходы в иллюстрировании полиграфической продукции. Полиграфическая продукция является неотъемлемой частью визуальной информации современных детей. Так же рассматриваются виды полиграфической продукции для детей. Учитываются возрастные особенности детей в концепции визуального оформления. Особое внимание уделяется визуализации, полиграфическому дизайну, книжной графике. Авторы затрагивают актуальные вопросы, связные с разработкой объектов визуальной информации для детей - книг, журналов, настольных игр, дидактических карточек и т.д. Разработка объектов визуальной информации для детей создается при помощи компьютерной графики. Новые возможности технологического процесса упрощают и ускоряют процесс создания полиграфической продукции.

Ключевые слова: Полиграфический дизайн, книжная графика, иллюстрация, игра как основной вид деятельности ребенка, визуальная культура ребенка, визуальная информация.

Annotation. The article highlights the problems of printing design and book graphics for children. The role of the book as an effective means of forming artistic and aesthetic taste is investigated. Creative imagination in preschool and school-age children, as an important factor in the development of their visual culture. The analysis of the method of relying on visual images of learning and development of children is given. The method of visual image should be considered as a visual design, a graphic result of printing products. The emphasis is placed on generalized labor functions included in the Professional Standard "the sphere of work of a graphic designer". The perspective directions of design of printing products are analyzed. Methods, techniques and new approaches

in illustrating printed products are considered. Printing products are an integral part of the visual information of modern children. The types of printing products for children are also considered. The age characteristics of children are taken into account in the concept of visual design. Special attention is paid to visualization, printing design, book graphics. The authors touch upon topical issues related to the development of visual information objects for children - books, magazines, board games, didactic cards, etc. The development of visual information objects for children is created using computer graphics. New technological process capabilities simplify and accelerate the process of creating printing products.

Key words: Printing design, book graphics, illustration, play as the main activity of the child, visual culture of the child, visual information.

Введение. В современном обществе с каждым годом и с каждым новым поколением, дети становятся все более социально адаптированными, инакомыслящими, независимыми, творчески и интеллектуально развитыми. Сегодня ребенок становится «самостоятельным» уже в раннем возрасте: даже порой не родитель, а сам ребенок объясняет принцип работы того или иного механизма, применяет аргументацию, приводит примеры сравнения предметов и ситуаций. Такое быстрое развитие наглядно-образного и абстрактно-логического мышления детей связано с огромным потоком поступающей информации, стремительным развитием рекламы и информационно-коммуникативных технологий.

Человек, уже будучи взрослым с так называемым «сформировавшимся умом», ежедневно неумышленно поглощает сотни «литров» данных извне (сведений, которые на современном сленге называют «водой»). Из этого водопада информации основную массу мы не запоминаем и не выносим ничего полезного, но при этом наш мозг постоянно анализирует, перерабатывает, сортирует, упаковывает, хранит эти «литры». Мы постепенно приучаемся к поглощению все более огромных порций информации. Но чем больше объем потребления, тем разборчивей становится наш мозг, тем мы требовательнее к качеству контента.

Ребенок буквально с пеленок питается огромным количеством данных, поступающих из искусственной среды, окружающей ребенка, которые физиологически (генетически) встроены и автоматически настроены: становление зрения, различие звуков, определение цветов, распознавание лиц и эмоций и т.д. Можно предположить, о том, что каждый ребенок знает, что после А следует Б, и его не нужно этому учить. Или же нужно, но с учетом прогрессирующего запроса социума на «образование и культурное развитие» подрастающего поколения, стоит обратить внимание на дизайн выпускаемой полиграфической продукции для детей?

В наши дни детский дизайн сталкивается с серьезными проблемами. Одной из проблем является то, что у современных детей пропадает интерес к книгам и настольным играм. Данная проблема во многом связана с появлением информационных технологий, глобальной компьютеризацией. Не менее важной проблемой является, то что полиграфическая продукция, выпускаемая отечественной промышленностью для детей, не всегда соответствует требованиям времени или не доходят до целевой аудитории из-за своей дороговизны.

Актуальность проблемы состоит в необходимости научного обоснования важности дизайн-проектирования детской полиграфической продукции как неотъемлемой части визуальной информации для детей - поколения Z, воспитанных на гаджетах и компьютерных играх. Данное исследование направлено на обоснование дизайна полиграфической продукции как фактора формирования художественно-эстетического вкуса и визуальной культуры ребенка. Сегодня книжный дизайн для детской аудитории и разнообразная полиграфическая печатная продукция: открытки, календари, настольные игры, дидактические пособия, плакаты и пр. выполняют важные функции - обучающую, формирующую и развивающую.

Целью исследования является анализ и обоснование дизайн-проектирования полиграфической продукции для детей, применяемого в процессе обучения студентов-дизайнеров профильным дисциплинам, в качестве эффективного средства профессионального становления и развития творческого потенциала будущего графического дизайнера.

Изложение основного материала статьи. В современном мире понятие «полиграфический дизайн» давно вышло за пределы только лишь разновидности графического дизайна, в задачи которого входит разработка материалов под печатную продукцию. Сегодня полиграфический дизайн является коммуникационной стратегией, значимой для воспитания подрастающего поколения, элементом психологического и эстетического воздействия на целевую аудиторию, важным фактором формирования визуального мышления потребителя.

Для разработки различных полиграфических объектов, в том числе и для детской аудитории, необходима подготовка специалистов, имеющих высокий уровень квалификации в области графического дизайна. Основная цель профессиональной деятельности данного специалиста - это разработка объектов визуальной информации, визуальной коммуникации и идентификации в соответствии с поставленными задачами и потребностями целевой аудитории. В современном и постоянно развивающемся мире абсолютно невозможно представить жизнь человека без влияния графического дизайна. В настоящее время графический, или как его еще называют коммуникационный дизайн, является связующим звеном между многими элементами жизни людей. И не случайно графического дизайнера называют «визуальным информатором и коммуникатором» [1].

Следует сделать акцент на обобщенных трудовых функциях, входящих в Профессиональный стандарт, иначе «сфера трудовой деятельности графического дизайнера»:

- Выполнение работ по созданию элементов объектов визуальной информации, идентификации и коммуникации;

- Проектирование объектов визуальной информации, идентификации и коммуникации;

- Разработка систем визуальной информации, идентификации и коммуникации;

- Руководство деятельностью по разработке объектов и систем визуальной информации, идентификации и коммуникации.

Подробное описание трудовых функций графического дизайнера указано в специально разработанном Профессиональном стандарте «Графический дизайнер» [2].

Полиграфическая и рекламная продукция, разрабатываемая дизайнером, являются объектами визуальной информации и коммуникации. Поэтому студенту, будущему дизайнеру-графику важно уметь использовать особые знания и специальные навыки, для создания оригинальной продукции, которая бы способствовала формированию эстетического вкуса и художественного предпочтения у детей [3].

Какую полиграфическую продукцию для детской аудитории сейчас может предложить рынок? Графический дизайнер способен воплотить свои креативные идеи в проектировании и основное внимание уделить концептуальному графическому оформлению полиграфической продукции для детей различного возраста. На сегодняшний день к наиболее популярным видам полиграфической продукции для детей можно отнести:

1) Книжки-игрушки для самых маленьких детей;

2) Тематические развивающие журналы для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

3) Журналы, книги, энциклопедии с использованием инфографики, для детей младшего и среднего школьного возраста;

4) Дидактические материалы - карточки, Азбуки, Алфавиты (в том числе иностранные);

5) Настольные печатные игры для детей и подростков.

Современная полиграфия для детей (открытки, календари, журналы, книги, настольные игры, дидактические пособия и т.п.), направленная на визуальное восприятие ребенка, способствует благоприятному формированию интеллектуальной активности, развитию фантазию и творческого мышления.

Сегодня полиграфией выпускается много художественных изданий, которые могут заинтересовать, удивить, удовлетворить потребности современных детей. Художественная форма книги является и своего рода визитной карточкой издателя: ее отличают специфические фирменные признаки, по ней судят о качестве продукции. Как показывает мировой опыт, издательства, которые имеют свой стиль, пользуются наибольшим успехом на книжном рынке, создающий некий специфический имидж фирмы. Здесь у ребенка появляется психологический принцип радости узнавания, согласно которому он гораздо охотнее выбирает книгу или журнал уже известного ему автора, художника. В настоящие время существует много способов выполнения иллюстраций. В последнее время становится наиболее популярной компьютерная графика, это обусловлено тем, что новые возможности технологического процесса упрощают и ускоряют процесс создания полиграфической продукции. Важной предпосылкой является то, что детскому восприятию наиболее ближе авторские оригинальные изображения, поэтому хотелось бы повысить интерес к уникальной продукции для детей с запоминающимися, привлекающими внимание ребенка иллюстрациями.

Если углубиться в историю, то первоначально рукописи иллюстрировались миниатюрами, выполненными от руки. И только после изобретения книгопечатания иллюстрации получили возможность тиражироваться, заняв достойное место в книжной графике. Иллюстрация (от лат. «Шш^аНо» - освещение, наглядное изображение) - вид книжной графики, ее основа. Иллюстрация может быть выделена как самостоятельный жанр изобразительного искусства благодаря одному обязательному признаку: ее рассказ определяется не свободным выбором художника, а литературным произведением. Ее назначение - «сделать наглядным» то, о чем рассказывается в книге, а также об идее, которая побудила автора написать книгу. Современный дизайнер стремится соединить накопленные знания, современные технологии, игровые методики, опыт старого поколения и создать оригинальную концепцию визуального оформления книги, тематического детского журнала, настольной игры и т.д.

Дизайн для детей - проектирование и разработка различных дизайн-объектов, обладающих функциональными и художественно-эстетическими свойствами, учитывающих психологические и физиологические особенности детей. Психологи утверждают, что подходить к обучению, воспитанию и развитию ребенка необходимо с помощью игры. Дизайнер, создающий продукт для детей, должен учитывать, что игра - основной вид деятельности ребенка, высококачественный инструмент узнавания мира и передачи другим этого знания с помощью моделирования реальности, способ развития внимания, памяти, мышления, речи, моторики рук.

В психологии игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

Одним из современных методов обучения и развития подрастающего поколения является метод опоры на визуальные образы, который следует рассматривать как наглядную конструкцию, графический результат обработки большого количества сведений в форме опорных сигналов, иллюстративного материала, инфографики, рисунков. Огромная заслуга в разработке визуальной продукции принадлежит дизайнеру-графику, который создает для детской целевой аудитории уникальные макеты полиграфической продукции: книги с оригинальными авторскими иллюстрациями, тематические журналы, открытки, календари, настольные и дидактические игры и т.п.

В современном мире огромную роль в формировании визуальной культуры подрастающего поколения, в воспитании эстетических чувств, развитии умственных и творческих способностей ребенка занимают различные настольные игры. Представляя собой интерактивный способ обучения ребёнка, игра способна прививать чувство самостоятельного детям. Поэтому важно создание такого дизайна и графического оформления продукции, способной заинтересовать ребёнка, обучить его, создать условия для развития коммуникативных навыков. Разработка дизайн-проектов на тему «Полиграфическая продукция для детей» - это прекрасная возможность для студентов проявить свою креативность, художественно-графические навыки и профессиональные умения [4].

Будущему графическому дизайнеру необходимо знать, что при разработке концепции визуального оформления игры для каждой возрастной категории важно учитывать психологические аспекты детей в том или ином возрасте. Так для детей младшего возраста будут более интересны игры с простыми правилами, коротким временем игры и красочным визуальным оформлением. Детям от 11 лет будут интересны более сложные игры, требующие умственных усилий. Знание этих особенностей позволит дизайнеру создать максимально привлекательную игру для возрастной аудитории различного возраста. К процессу разработки полиграфической продукции для детей дошкольного и школьного возраста необходимо ответственно подходить, учитывая функциональную, конструктивную и художественно-эстетическую составляющие, будь это настольная игра, дидактическое пособие, детский журнал или книга.

Выводы. Научный анализ и личный педагогический опыт позволяют сделать вывод о результативности студенческих проектов, возможности их воплощения в виде готовых печатных изданий - книг, настольных игр, детских журналов и пр. Визуально-графический язык передачи информации, понятный и привлекающий внимание, способствует появлению у ребенка интереса, расширению его информационного поля, развитию интеллекта, формированию художественного вкуса и визуальной культуры. Уникальная книжная графика, разработанная студентами, будущими графическими дизайнерами в рамках дисциплины «Дизайн-проектирование» на тему «Разработка полиграфической продукции для детей», учитывает потребительский спрос и художественные вкусы современных детей. Хочется верить, что полиграфическая продукция, разработанная нашими студентами, непременно найдет своего юного покупателя благодаря яркому авторскому дизайну, концептуальному решению, оригинальному визуально-графическому оформлению.

Литература:

1. Абоимова, И.С. Использование предметных средств в формировании профессиональных способностей студентов-дизайнеров / И.С. Абоимова, Д.И. Шавина // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-2. -С. 6-9

2. Белова, И.Л. Визуальное моделирование как метод обучения дизайн-педагогической деятельности / И.Л. Белова, Н.В. Быстрова, Д.М. Михайленко // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-3. - С. 37-39.

3. Белова, И.Л. Развитие проектной культуры будущего дизайнера-педагога в вузе: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Белова Ирина Леонидовна. - Нижний Новгород, 2007. - 20 с.

4. Молькова, Е.Ю. Современные технологии в проектно-художественной деятельности при подготовке студентов-

дизайнеров / Е.Ю. Молькова, И.С. Абоимова // VII Всероссийский фестиваль науки: сборник докладов: в 2 т. - Нижний Новгород: ННГАСУ, 2017. - С. 37-41.

5. Сырова, Н.В. Визуальная культура как средство формирования общей и профессиональной культуры человека / Н.В. Сырова, В.Н. Чикишев // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6. - № 1(22). - С. 5.

6. Яковлева, С.И. Графическое оформление детской художественной литературы как аспект несущий воспитательный и образовательный характер / С.И. Яковлева, А.В. Богатырева // Школа будущего. - 2019. - №4. -С. 254-259.

Педагогика

УДК 372.8

кандидат физико-математических наук, доцент Бельских Юлия Анатольевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); магистрант Морозова Александра Васильевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ИЗУЧЕНИЕ ЧИСЛОВЫХ ФУНКЦИЙ В ФОРМАТЕ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ

Аннотация. Тема «Числовые функции» - одна из ключевых школьных и вузовских тем современного российского математического образования. Однако обычно этот тезис рассматривают лишь с содержательной стороны. То есть традиционно учитывается лишь то, что понятие «функция» пронизывает весь школьный курс математики и является одним из широко применимых в решении различных математических задач. Авторы статьи предлагают к рассмотрению еще один аспект эффективности изучения темы «Числовые функции». Этот раздел математики очень продуктивен в развитии многих математических и метапредметных умений и навыков. Многие из натренированных универсальных учебных действий во время изучения этого раздела математики необходимы не только для сдачи экзаменов в девятом классе, но и для построения траектории обучения в дальнейшем. Заметив это, авторы статьи провели педагогический эксперимент на уроках алгебры и на консультациях для подготовки к ОГЭ по математике в двух девятых классов в одной из школ Орехово-Зуевского городского округа. В статье описана гипотеза эксперимента, сам эксперимент и его результаты. Так как одной из основных задач для школьников девятого класса является подготовка к ОГЭ по математике, то и эксперимент был проведен на заданиях диагностических работ в формате ОГЭ. Кроме этого, приведены примеры применения функций для решения задач ОГЭ по математике. Один из них - уравнение, что классически изучается в школьном курсе математики. Другой - пример, в котором показана интеграция геометрического и алгебраического содержания в рамках подготовки к ОГЭ по математике. Чтобы максимально получить результат от изучения этой темы, необходимо ввести в учебный план девятых классов элективный курс «Функции, их свойства и графики». Занятия будут более эффективными, если учитель будет использовать различные педагогические методы и технологии. Программу данного элективного курса можно составить на весь учебный год (33 урока, один урок в неделю) или на второе полугодие (16 уроков, один урок в неделю), то есть непосредственно после изучения темы «Числовые функции» по основной образовательной программе по алгебре.

Ключевые слова: математика, элективный курс, функция, числовые функции, ОГЭ.

Annotation. The topic "Numerical functions" is one of the key school and university topics of modern Russian mathematics education. However, usually this thesis is considered only from the content side. That is, it is traditionally considered only that the concept "function" penetrates all school mathematics course and is one of widely applied in the solution of various mathematical problems. The authors of the article offer to consider another aspect of the effectiveness of the study of "Numerical functions". This section of mathematics is very productive in the development of many mathematical and meta-disciplinary skills. Many of the trained universal learning activities during the study of this section of mathematics are necessary not only for ninth grade examinations, but also for building a learning trajectory later in life. Noticing this, the authors of the article conducted a pedagogical experiment at algebra lessons and at consultations to prepare for the OGE in mathematics in two ninth grades in one of the schools in Orekhovo-Zuevsky urban district. The article describes the hypothesis of the experiment, the experiment itself, and its results. As one of the main tasks for pupils of the ninth grade is preparation for the OGE in mathematics, the experiment was carried out on tasks of diagnostic works in the format of the OGE. In addition, examples of application of functions for solving OGE tasks in mathematics were given. One of them is an equation, which is classically studied in the school mathematics course. The other is an example, showing the integration of geometric and algebraic content in preparation for the OGE in mathematics. In order to get the most out of studying this topic, we need to introduce an elective course "Functions, their properties and graphs" into the ninth-grade curriculum. The lessons will be more effective if the teacher uses different pedagogical methods and technologies. The program of this elective course could be designed for the whole academic year (33 lessons, one lesson per week) or for the second semester (16 lessons, one lesson per week), i.e. directly after the subject "Numerical functions" in the algebra main curriculum.

Key words: mathematics, elective course, function, numerical functions, OGE.

Введение. В современной школе учащиеся сталкиваются с большим количеством предметов, уроков и заданий, а значит и огромным количеством информации, которую нужно усвоить. Парадигма современного школьного образования говорит о том, что ученик должен овладеть универсальными учебными действиями. Таким образом школьники могут отработать и запомнить основную информацию, которая им необходима для успешной сдачи экзаменов и дальнейшего образования [3, C. 1]. Именно поэтому при составлении учебного плана девятых классов, особенно вариативной его части, учитывают универсальность представленных в них предметов и курсов, чтобы один элективный курс по определенной теме смог в целом помочь учащимся справиться с заданиями ОГЭ.

Изложение основного материала статьи. Само выполнение заданий по теме «Числовые функции» развивает все виды мышления. Рассмотрим три вида мышления, которые выделяют в психологии: наглядно-действенное, наглядное-образное и словесно-логическое [2, С. 229].

Наглядно-действенное мышление у учащихся развивается при изучении новых видов функций. Как изучить свойства нового вида функций? Нужно построить его график. То есть, учащиеся к 9 классу знают «ручной» алгоритм для изучения нового вида функций. Один тип практикоориентированных задач ОГЭ можно решить «ручным методом». Это задача про сложение листов А4. У учащихся на экзамене есть черновики, которые они могут использовать для решения этого типа задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.