5. Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года», распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. № 2950-р. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// http://government.ru/docs/35231/.
6. Кто есть кто: памятная книжка Вологодской губернии (1853-1916). Лопухина Нина Исидоровна -Пам. кн.1915. - 91 с.
7. Рожденные Вологодчиной: Энциклопедический словарь биографий / Сост. М.В. Суров. - Вологда, 2005. - 784 с.
8. Панова, В.Ф. Спутники / В.Ф. Панова. - Л.: Советский писатель, 1988. - 248 с.
9. Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru /docs/35231/.
Педагогика
УДК 37.072
кандидат педагогических наук, доцент Белинова Наталья Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Жирнова Ольга Витальевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Сухарева Наталья Борисовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО
УЧАСТИЯ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье дается аналитический обзор современного состояния проблемы формирования навыков безопасного участия в дорожном движении детей дошкольного возраста. Авторы приводят основные документы, регламентирующую данную деятельность в современном контексте. В статье дан краткий обзор деятельности в ряде зарубежных стран - Германии, Австрии и Японии в сравнении с деятельностью, проводимой в Российской Федерации. Раскрывается необходимость соблюдения требований к работе воспитателя с детьми дошкольного возраста, а также анализируются психофизиологические особенности дошкольников, которые выступает факторами риска в условиях дорожного движения.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, безопасное участие в дорожном движении, безопасность на дорогах, формирование навыков у дошкольников.
Annotation. The article provides an analytical review of the current state of the problem of developing the skills of safe participation in the road traffic of preschool children. The authors cite the main documents regulating this activity in the modern context. The article provides a brief overview of activities in a number of foreign countries -Germany, Austria and Japan in comparison with activities carried out in the Russian Federation. The article reveals the need to comply with the requirements for the work of a teacher with preschool children, and also analyzes the psychophysiological characteristics of preschoolers, which act as risk factors in traffic conditions.
Keywords: preschool children, safe road participation, road safety, skills development for preschoolers.
Введение. Проблема о формировании безопасного поведения людей на дорогах является одним из важных приоритетов во всем мире на протяжении нескольких десятков лет. ОНН объявляло период 2011-2020 гг. «Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения» [3]. И за это время было проделано немало работы по снижению рисков травматизма и гибели людей, было внедрено большое количество проектов, обеспечивающих системное и планомерное поддержание стабильной ситуации.
Формирование навыков безопасного участия в дорожном движении является одной из важных государственных задач Российской Федерации. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 03.10.2013 № 864, а затем и Федеральный проект «Безопасность дорожного движения» реализуемый в настоящее время в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» определяют обучение детей и подростков правилам дорожного движения, формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах, укрепление и контроль дисциплины участия детей в дорожном движении и создание условий безопасного участия детей в дорожном движении.
Современная нормативно-правовая база дает возможность решать широкомасштабные задачи профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в соответствии с требованиями федеральных законов «О безопасности дорожного движения», «Об образовании в Российской Федерации», и федеральным требованиям в области охраны здоровья обучающихся и воспитанников.
С одной стороны, как подчеркивает Афонина Е.Г., анализ источников показывает значительный опыт накопленный в образовательной практике и в части планирования, и в части содержания и организации деятельности в вопросах формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении с участием всех заинтересованных субъектов: родителей, педагогов, детей, представителей администрации, социальных партнеров, спецслужб, которым в обязанности также вменяется кураторство над этими вопросами. [1]. С другой стороны, несмотря на достаточное количество существующих и применяемых на практике методов, в вопросах формирования у детей навыков безопасного
участия в дорожном движении, показатели детского дорожно-транспортного травматизма в нашей стране остаются на высоком уровне и в разы превышает показатели Европейских стран.
Следовательно, современное дошкольное образование ориентировано на решение воспитательных задач в соответствие с задаваемыми стандартами. Гражданское общество уже пришло к пониманию того, что эти стандарты должны быть направлены на гуманизацию педагогического процесса, всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка, охрану и укрепления здоровья и эмоционального благополучия, развитие креативных, познавательных, умственных способностей детей с учетом их возрастных особенностей и с учетом социально-экономического контекста [14].
Подход к ребенку носит индивидуальный, персонализированный характер, учитывается его субъектность. Педагогу необходимо построить свое обучение таким образом, чтобы оно способствовало развитию креативного и свободного мышления. Педагогам необходимо уйти от «шаблонных» методов воспитания, и направить организацию обучения на совместную деятельность с детьми [13]. В практике, однако, всегда наблюдается расхождение между требованиями и реальным состоянием дел, что и обусловливает диалектику развития образования.
Изложение основного материала статьи. В образовательной практике широко представлен зарубежный и российский опыт профилактики детского дорожно-транспортного травматизма сотрудниками полиции. Ежегодно ГИБДД МВД России совместно с общественными и образовательными организациями проводят ряд системных мероприятий:
1) перед началом и в период каникул проводится акция «Внимание: дети!», в рамках которой проводятся беседы с водителями, рейды на предмет нарушения водителями правил дорожного движения, устанавливаются дополнительные предупреждающие знаки, широко распространяется социальная реклама, а образовательные организации совместно с сотрудниками ГИБДД проводят беседы с детьми и родителями, организуют викторины и конкурсы;
2) в образовательных организациях, включая и детские сады создаются отряды юных инспекторов дорожного движения, которые также активно включаются в проведение пропаганды, разъяснительных бесед, проведение мероприятий разного уровня от муниципального до международного [8].
В Германии и Австрии обучении детей безопасного поведению на дорогах начинается в семье. Такое обучение продолжается в детском саду, на специально организованных прогулках и занятиях. Более конкретное и целостное обучение правилам дорожного движения проходит в школьных организациях этих стран. В русле такой деятельности разрабатываются печатные издания, проектируются программы внеурочных занятий по развитию навыков безопасности поведения на дороге [1].
В Германии работу по профилактике безопасного поведения на дороге курируют органы полиции, которые определит и сопровождают работу по обеспечению безопасности дорожного движения совместно с педагогами в воспитательной работе. В процессе данной работы были разработаны книги по правилам дорожного движения в соответствии с возрастными особенностям детьми. В данной литературе даны рекомендации родителям, детям и педагогам по соблюдению правил участия в дорожном движении.
Развитые страны такие, как США и Япония имеют первичный опыт в реализации программы повышения безопасности дорожного движения. В Штатах Америки такие программы проходили в 1966 по 1 977 годы, а в Японии с 1970 по 1 980 годы. Велась активная работа по профилактике дорожных происшествий, которая дала большой успех. В прошлом веке с 70-х годов такая работа в Японии стала обязательной [6].
Анализируя опыт России и опыт зарубежных стран по формированию навыков безопасного участия в дорожном движении у детей, можно сказать, что важным в такой работе является учет принципа систематичности и последовательности деятельности. Особенное внимание в формирование навыка безопасного поведения на дорогах традиционно уделяется дошкольному образованию детей. Это связано с тем, что в дошкольном образовании происходит активная социализация детей в окружающем мире, и у детского сада есть все возможности для успешного формирования и развития навыков безопасного участия в дорожном движении учётом педагогического, материально-технического и средового потенциала [2].
При формировании у дошкольников навыков безопасного участия в дорожном движении педагогам важно привлекать к процессу работы родителей детей (законных представителей). Также к педагогам дошкольных образовательных организаций предъявляются серьезные требования не только в части совершенствования своих компетенций для формирования данных навыков, но и внедрение в свою работу эффективных форм, приемов и методов [7].
В образовательном процессе можно иногда зафиксировать ряд ошибок, осознание которых способствует корректировке деятельности воспитателя, например:
- не рекомендуется использовать слова и фразы заместители, когда воспитатель объясняет детям правила дорожного движения. Рекомендовано использовать устоявшиеся шаблоны - не «цвет» или «свет светофора», а «сигнал светофора»; не «дорожка», а «проезжая часть». Это дисциплинирует детей, в дальнейшем это помогает им освоить другие роли участника дорожного движения - водителя;
- не рекомендуется использовать конструкции с уменьшительно-ласкательными словами, например, «машинка» или «дорожка», необходимо вести диалог на равных с ребенком и называть вещи своими именами [12];
- использование изображений с непохожими на реальные объектами и мультфильмов также рекомендовано исключить из образовательного процесса. По мнению ряда исследователей, образы в мультфильмах отвлекают детей, и приводят к обратному результату. Необходима максимальная привязка к реальным объектам и ситуациям;
- обучение по неактуальным (устаревшим) правилам. Такая ошибка недопустима в ситуации современного города, где постоянно происходит изменения в дорожной среде.
Статистика указывает на то, что большинство аварий с участием детей случаются в обстоятельствах «ловушках». «Ловушки» - это закрытый обзор для водителей и детей, и перехода проезжай части в неположенном месте. Также дорожно-транспортные аварии происходят не всегда из-за несоблюдения правил детьми, но и из-за их быстрой и легкой переключаемости внимания. Обстоятельства могут быть разными: ребенка окликнули, и он повернулся, он увидел яркий заинтересовавший его предмет и не обратил внимание на дорогу.
Большое количество ДТП случаются с детьми в возрасте до 7 лет и от 10 до 14 лет. В авариях с детьми до 7 лет отмечается рост. Дети не могут адекватно оценить обстоятельства опасности, поэтому они попадают
в ДТП зачастую по вине взрослых. Родители иногда сажают своих детей на переднее сиденье, садятся за руль в состоянии опьянения, не уделяют особого внимания на формирования навыков безопасного участия детей в дорожном движении.
Старцева О.Ю. в своих исследованиях приводит наиболее частые причины, по которым дети попадают в ДТП:
- внимание детей еще не сформировано, так как у взрослых, дети быстро отвлекаются, не могут долго концентрироваться на чем-то одном, не могут удержать в поле зрения сразу несколько объектов и учесть несколько факторов одновременно;
- дети не соблюдают правила дорожного движения потому что не знают их, или подражают взрослым, которые игнорируют эти правила, либо просто проявляют свое я, пытаясь самоутвердится, не осознавая серьезность ситуации;
- недостаточный обзор дороги (погодные условия, одежда, закрывающая обзор);
- плохое состояние дорожного покрытия;
- неблагоприятное эмоциональное состояние во время участия в дорожном движении;
- недооценка опасности, например, мотоцикл детьми часто воспринимается как неопасное транспортное средство;
- узкий угол зрения: у ребенка дошкольника угол в десять раз меньше, чем у взрослого;
- у детей более медленная реакция, чем у взрослых - в минуту опасности эта реакция еще более замедляется;
- отсутствие контроля за ребенком со стороны взрослых, появление ребенка на дороге мегаполиса без сопровождения взрослых многие предлагают считать за чрезвычайное происшествие [11].
Рассмотрим особенности обучения детей ПДД. О.Ю. Старцева, оценив более 500 случаев ДТП, где участвовали дети, в своих работах указывает, что 80% аварий случились рядом с домом, по сути, это места, которые дети должны знать. В детских садах изучаются ПДД, с привлечением сотрудников дорожной инспекции, показываются по ТВ специальные передачи по теме, выпускается большое количество печатного материала по проблематике, а ситуация к улучшению идет медленно.
Родители иногда демонстрируют неадекватную реакцию при опасной ситуации, в которой участником является ребенок, они винят ребенка в его действиях, ругают его, наказывают [9].
Но также известно, что детей возможно научить выполнять все правила безопасного поведения на дороге не используя запугивание. Необходимо внедрить детям в сознание информацию о том, что дорога, проезжая часть нужна только для транспортных средств, и конечно, не для игр. Задача детского сада и школы совместно сформировать до школы у ребенка навыки ориентировки в транспортном пространстве (обзор дороги, тротуара, направление движения транспорта); навыки предугадывания развития стандартных ситуаций на дороге (например, обязательно переходить дорогу на зеленый сигнал для пешеходов, но при этом смотреть по сторонам, так как не все водители успевают затормозить, некоторые сознательно пренебрегают соблюдение сигналов светофора; навык определения безопасного места для перехода дороги и навык проявлять терпение и уважение к другим участникам дорожного движения.
Данные навыки также определяют формирование полезных привычек, например, привычки фиксировать остановку перед тем, как шагнуть на проезжую часть - «Стопинг».
В практической деятельности формирование «Стопинга» происходит таким образом:
1) регулярное проговаривание и осознанная остановка перед проезжей частью;
2) демонстрация перехода с быстрого шага или даже бега на размеренный шаг при переходе улицы, с объяснением, что при беге трудно смотреть по сторонам, а при ходьбе можно смотреть во все стороны дорожного движения.
В практике работы детского сада выработка такой привычки проводится на игровой площадке на улице в ходе сюжетно-дидактической игры.
Выводы. Таким образом, в настоящее время ведется системная и последовательная работа по формированию навыков безопасного участия в дорожном движении у детей дошкольного возраста. В отечественной практике мы наблюдаем как особенности и образцы лучших практик из зарубежного опыта, так и собственные успешные наработки. Подчеркивается важность образовательной деятельности именно с детьми дошкольного возраста в силу психофизиологических характеристик, которые выступают факторами риска на дороге, сензитивности данного возрастного периода и необходимости обеспечения преемственности в системе работы по формированию навыков безопасного участия в дорожном движении.
Литература:
1. Афонина Е.Г. Зарубежный и Российский опыт профилактики детского дорожно-транспортного травматизма сотрудниками полиции. - 2014. - №5 (66).
2. Балдова А.С., Ханова Т.Г. Пути и средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. - 2019. - № 6 (102). - С. 12-18.
3. Глобальный план осуществления Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011-2020 гг. [Электронный ресурс] // URL:https://www.who.int/roadsafety/decade_of_action/plan/ru/ (дата обращения 08.10.2019)
4. Госавтоинспекция: [сайт] Режим доступа [Электронный ресурс] // URL :https://гибдд.рф
5. Козлова С.М. Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения через ознакомление с экстремальными природными явлениями // Детский сад от А до Я. - 2018. - № 6 (96). - С. 93-100
6. Корсун Г.А., Полякова С.В. Основные направления профилактики дорожно-транспортного травматизма детей младшего школьного возраста в отечественной и зарубежной практике // Инновационная наука. - 2016. - №11-3.
7. Куликова Т.А., Ханова Т.Г. Особенности построения предметно-игровой среды в дошкольной организации // Мир педагогики и психологии. - 2018. - № 11 (28). - С. 14-22.
8. Овчаренко М.С., Овчаренко А.А., Кольцов А.С. Анализ и прогноз дорожно-транспортных происшествий с участием детей в РФ // Известия СПбГАУ. - 2015. - №39.
9. Санникова А.С., Ханова Т.Г. Сотрудничество дошкольной организации с семьей и социальными партнерами // Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 томах. - Нижний Новгород: Мининский университет, 2019. - С. 259-262.
10. Сорокин А.Н., Яковлева Е.И., Фильченкова И.Ф, Ширяева Ю.С., Краснопевцева Т.Ф. Компетенции научно-образовательного центра: определение, перечень и структура // Вестник Мининского университета. -2021. - Т.9. - №1. - С. 4.
11. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. - М.: ТЦ Сфера, 2010, 2-е изд. - 64 с.
12. Фролова С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - №2. - С. 4.
13. Ханова Т.Г. Педагогические условия развития детской игры // Нижегородское образование. - 2015. - №3. - С. 152-155.
14. Ханова Т.Г., Вьюшкина Е.Е. Особенности воспитания навыков безопасного поведения в быту у старших дошкольников // Карельский научный журнал. - 2020. - Т. 9. - № 3 (32). - С. 18-21.
Педагогика
УДК 37.072
кандидат педагогических наук, доцент Белинова Наталья Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Сергеева Татьяна Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО СЕРВИСА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ
Аннотация. Работа посвящена осмыслению роли и значимости электронных сервисов в социально-экономическом развитии Российской Федерации. Авторы исследуют предпосылки и нормативно-правовую основу цифровизации основных процессов и предлагают идею создания специализированного электронного сервиса оценки эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций. В технические характеристики электронного сервиса предлагается включение базовых функций, таких как календарь событий, личный кабинет участника, портал обратной связи с функцией FAQ, контакты. Также рассматривается проектирование специфических функций, имплементируемых в электронный сервис и обеспечивающих проведение экспертной оценки эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций с разведением ролей субъектов - участников этой процедуры. Авторы предлагают включение основных инструментов оценки - модель оценки, опрос руководителей образовательных организаций, представителей органов управления образованием о деятельности педагогической ассоциации и анкетирование самих участников профессиональной педагогической ассоциации. В качестве дополнительных инструментов оценки деятельности педагогических ассоциаций предлагается размещение на электронном сервисе отзывов о деятельности ассоциации писем и поддержки от социальных партнеров ассоциаций.
Ключевые слова: электронный сервис, профессиональные педагогические ассоциации, оценка эффективности деятельности.
Annotation. The work is devoted to understanding the role and importance of electronic services in the socioeconomic development of the Russian Federation. The authors investigate the prerequisites and regulatory framework for digitalization of the main processes and propose the idea of creating a specialized electronic service for assessing the effectiveness of the activities of professional pedagogical associations. In the technical characteristics of the electronic service, it is proposed to include basic functions, such as a calendar of events, a participant's personal account, a feedback portal with the FAQ function, contacts. It also examines the design of specific functions implemented in an electronic service and providing an expert assessment of the effectiveness of the activities of professional pedagogical associations with the division of the roles of the subjects participating in this procedure. The authors propose the main assessment tools - an assessment model, a survey of the heads of educational organizations, representatives of education authorities about the activities of the pedagogical association and a questionnaire survey of the members of the professional pedagogical associations. As optional tools for assessing the activities of pedagogical associations, it is proposed to post on the electronic service feedback on the activities of the association of letters and support from the social partners of the associations.
Keywords: electronic service, professional pedagogical associations, performance assessment.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, научный проект № 730000Ф.99.1.БВ10АА00006 «Показатели эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций» в рамках выполнения государственного задания № 07300081-21-02 от 14.07.2021 г.
Введение. Благодаря достижениям мирового научно-технического прогресса, стремительно меняется социально-экономический ландшафт и образ жизни людей, формируется новое мировоззрение. Как следствие, появился ряд регулятивных документов, закрепляющих научные открытия в качестве основных механизмов развития, как цивилизация в целом, так и отдельных национальных сообществ. В Российской Федерации один из подобных документов - Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», вектором задающий дизайн и дальнейшее формирование цифрового социально-экономического дискурса страны [8]. В рамках Стратегии была инициирована Национальная программа «Цифровая экономика развития Российской Федерации», направленная на постановку и решение ключевых задач цифровизации в России: создание условий для развития общества знаний, повышение благосостояния и качества жизни