Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1557
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В БЫТУ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / НАВЫКИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ / ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / PRESCHOOL CHILDREN / SAFE BEHAVIOR AT HOME / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / SAFE BEHAVIOR SKILLS / DANGEROUS SITUATIONS / EVERYDAY LIFE / EXPERIMENTAL RESEARCH / SKILLS DEVELOPMENT / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ханова Татьяна Геннадьевна, Вьюшкина Екатерина Евгеньевна

Статья посвящена одной из актуальных на современном этапе проблем дошкольного образования - проблеме воспитания навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в быту. Анализируются подходы к трактовке понятия «безопасное поведение детей», предложенные разными учеными, вскрываются его содержание и структура относительно специфики дошкольного возраста. Авторами акцентируется внимание на необходимости учета ряда факторов, влияющих на характер поведения дошкольника в опасной ситуации. Подчеркивается, что ведущая роль в решении указанной проблемы принадлежит педагогу, осознающему необходимость целенаправленной деятельности по формированию навыков безопасного поведения подрастающего поколения. Описаны этапы и методика экспериментальной работы, дан глубокий анализ результатов констатирующего эксперимента, охарактеризованы актуальные уровни сформированности знаний и навыков безопасного поведения участников исследования. Определены основные формы и методы осуществления образовательного процесса, направленного на решение поставленных задач в рамках формирующего этапа исследования. Экспериментальным путем доказана эффективность комплекса педагогических условий воспитания культуры безопасного поведения старших дошкольников, включающий организацию оптимальной развивающей предметно-пространственной среды, учет возрастных особенностей детей, сотрудничество педагогов и родителей воспитанников. Сделан вывод о необходимости использования образовательных технологий, адаптированных возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ханова Татьяна Геннадьевна, Вьюшкина Екатерина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHING SKILLS OF SAFE BEHAVIOR IN LIFE AT SENIOR PRESCHOOLERS

The article is devoted to one of the problems of preschool education that is relevant at the present stage - the problem of developing the skills of safe behavior of older preschool children in everyday life. The approaches to the interpretation of the concept of “safe behavior of children” proposed by different scientists are analyzed, its content and structure regarding the specifics of preschool age are revealed. The authors focus on the need to take into account a number of factors that affect the nature of behavior of a preschooler in a dangerous situation. It is emphasized that the leading role in solving this problem belongs to the teacher, who is aware of the need for purposeful activity in the formation of safe behavior skills of the younger generation. The stages and methods of experimental work are described, a deep analysis of the results of the ascertaining experiment is given, the current levels of knowledge and skills of safe behavior of the study participants are characterized. The main forms and methods of the educational process aimed at solving the tasks in the formative stage of the study are determined. Experimentally proved the effectiveness of the complex of pedagogical conditions for the education of a culture of safe behavior of senior preschoolers, including the organization of the optimal developing subject-spatial environment, taking into account the age characteristics of children, the cooperation of teachers and parents of pupils. It is concluded that it is necessary to use educational technologies adapted to the age characteristics of preschool children.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Khanova Tatyana Gennadievna, Vyushkina Ekaterina Evgenievna FEATURES OF TEACHING SKILLS OF SAFE BEHAVIOR IN LIFE .

pedagogical sciences

УДК 373.2

DOI: 10.26140/knz4-2020-0903-0004

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

© 2020

SPIN-код: 1008-2081

AuthorlD: 736186

Ханова Татьяна Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования Вьюшкина Екатерина Евгеньевна, студент Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603095, Россия, Н. Новгород, пл. Минина, д.7, e-mail: tanyaha10@mail.ru)

Аннотация. Статья посвящена одной из актуальных на современном этапе проблем дошкольного образования -проблеме воспитания навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в быту. Анализируются подходы к трактовке понятия «безопасное поведение детей», предложенные разными учеными, вскрываются его содержание и структура относительно специфики дошкольного возраста. Авторами акцентируется внимание на необходимости учета ряда факторов, влияющих на характер поведения дошкольника в опасной ситуации. Подчеркивается, что ведущая роль в решении указанной проблемы принадлежит педагогу, осознающему необходимость целенаправленной деятельности по формированию навыков безопасного поведения подрастающего поколения. Описаны этапы и методика экспериментальной работы, дан глубокий анализ результатов констатирующего эксперимента, охарактеризованы актуальные уровни сформированности знаний и навыков безопасного поведения участников исследования. Определены основные формы и методы осуществления образовательного процесса, направленного на решение поставленных задач в рамках формирующего этапа исследования. Экспериментальным путем доказана эффективность комплекса педагогических условий воспитания культуры безопасного поведения старших дошкольников, включающий организацию оптимальной развивающей предметно-пространственной среды, учет возрастных особенностей детей, сотрудничество педагогов и родителей воспитанников. Сделан вывод о необходимости использования образовательных технологий, адаптированных возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, безопасное поведение в быту, дошкольная образовательная организация, навыки безопасного поведения, опасные ситуации, повседневная жизнь, экспериментальное исследование, формирование навыков, образовательный процесс.

FEATURES OF TEACHING SKILLS OF SAFE BEHAVIOR IN LIFE AT SENIOR PRESCHOOLERS

© 2020

Khanova Tatyana Gennadievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of department of psychology and pedagogy of preschool and primary education Vyushkina Ekaterina Evgenievna, student Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod (603095 Russia, Nizhny Novgorod, Minin Square,7, medvedeva4278@yandex.ru)

Abstract. The article is devoted to one of the problems of preschool education that is relevant at the present stage - the problem of developing the skills of safe behavior of older preschool children in everyday life. The approaches to the interpretation of the concept of "safe behavior of children" proposed by different scientists are analyzed, its content and structure regarding the specifics of preschool age are revealed. The authors focus on the need to take into account a number of factors that affect the nature of behavior of a preschooler in a dangerous situation. It is emphasized that the leading role in solving this problem belongs to the teacher, who is aware of the need for purposeful activity in the formation of safe behavior skills of the younger generation. The stages and methods of experimental work are described, a deep analysis of the results of the ascertaining experiment is given, the current levels of knowledge and skills of safe behavior of the study participants are characterized. The main forms and methods of the educational process aimed at solving the tasks in the formative stage of the study are determined. Experimentally proved the effectiveness of the complex of pedagogical conditions for the education of a culture of safe behavior of senior preschoolers, including the organization of the optimal developing subject-spatial environment, taking into account the age characteristics of children, the cooperation of teachers and parents of pupils. It is concluded that it is necessary to use educational technologies adapted to the age characteristics of preschool children.

Keywords: preschool children, safe behavior at home, preschool educational organization, safe behavior skills, dangerous situations, everyday life, experimental research, skills development, educational process.

ВВЕДЕНИЕ.

В современном мире никто не застрахован от социальных потрясений, стихийных бедствий, экологических катастроф, роста преступности или экономической нестабильности. Вопрос о безопасности жизнедеятельности человека представляет серьезную проблему современности; жизнь постоянно доказывает необходимость обучения навыкам безопасного поведения не только взрослых, но и детей, начиная с дошкольного возраста. Период дошкольного детства, по признанию большинства специалистов, составляет тот базис, на котором строится все дальнейшее развитие человека и закладываются основы здоровья, характера, направленности и другие ключевые особенности личности. Однако, в силу своих возрастных особенностей дошкольник еще не способен к адекватной оценке степени безопасности конкретной ситуации и осознанной регуляции своих действий, его естественное любопытство может стать

для него небезопасным и привести к серьезным последствиям. Актуальность проблемы обусловлена ростом количества несчастных случаев, детского травматизма не только в детском саду, на улице, детских площадках, но и дома. Так, согласно данным статистики детского травматизма, 70 % травм дети получают дома. Среди наиболее распространенных причин трагедий выделяют следующие: выпадение детей из окон, утопление, удушение, пожары и отравления (лекарствами, токсичными веществами).

Специалисты утверждают, что формирование ответственного отношения к собственной безопасности должно происходить на всех этапах жизни человека, и начинать его стоит с раннего детства. Взрослые основную свою миссию видят преимущественно в том, чтобы защищать и оберегать ребенка от опасностей, однако намного важнее подготовить его самого к реальной жизни, насыщенной разными событиями, встречами, ситуация-

18

Karelian Scientific Journal. 2020. Т. 9. № 3(32)

педагогические науки

Ханова Татьяна Геннадьевна, Вьюшкина Екатерина Евгеньевна ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ...

ми, сформировать умения реально оценивать опасность, правильно реагировать, поэтому одной из важнейших задач дошкольного образования выступает задача сохранения жизни и здоровья детей, формирования культуры безопасного поведения.

МЕТОДОЛОГИЯ.

Целью данного исследования стало изучение педагогических условия формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту. Были поставлены следующие задачи исследования:

1) проанализировать теоретические основы проблемы формирования у дошкольников основ безопасного поведения;

2) определить уровень сформированности культуры безопасного поведения в быту у старших дошкольников;

3) разработать и реализовать комплекс педагогических условий формирования культуры безопасного поведения в дошкольной организации;

4) осуществить сравнительный анализ полученных результатов, сделать выводы.

Для решения указанных задач использовались методы исследования: анализ научно-методической литературы, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.

Методологическую основу исследования составили работы таких ученых, как Н.Н. Авдеева [1], Л.П. Анастасова [2], С.М. Башинова [3], К.Ю. Белая [4], С.А. Козлова [5], Л.В. Коломийченко [6], Р.Б. Стеркина [7], Т.Г. Храмцова [8], Т.А. Шорыгина [9] и др. Несмотря на серьезные разработки в данном направлении, в исследованиях не уделяется должного внимания характеристике безопасного поведения как составляющей, определяющей уровень активности личности, направленной на сохранение собственной жизни и здоровья в соответствии с собственным отношением к окружающей среде и к самому себе.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

На основе проведенного анализа психолого-педагогической литературы, «безопасное поведение» определяется как система действий или поступков личности, направленных на обеспечение оптимального уровня ее защищенности во всех сферах жизнедеятельности, что характеризует общее отношение человека как к собственной безопасности по отношению к жизни и здоровью, так и окружающих, экологически безопасной окружающей среды. Безопасное поведение детей рассматривается через понятие «личностное отношение к опасности», которое определяет эмоциональное восприятие человеком угрозы (эмоциональный компонент), которое рассматривается через призму оценки вероятности негативных последствий (когнитивный компонент) и собственной возможности контролировать ситуацию (поведенческий компонент).

Безопасное поведение в повседневной жизни - первоначальное знание основных правил поведения и мер предосторожности, направленных на устранение неправильного поведения, которое может привести к возникновению чрезвычайных и трагических ситуаций [2, с. 54]. Понятие «основы безопасного поведения» следует трактовать, как совокупность стереотипов и действий в изменяющейся среде, которые позволят сохранить индивидуальную целостность и комфортность поведения, предотвратить физические и психические травмы, создать оптимальные условия взаимодействия между людьми.

Безопасность - это знания об определенных опасных ситуациях, которые могут угрожать здоровью и жизни, умения правильно вести себя в разных случаях; навыки поиска и принятия самостоятельных решений в определенных чрезвычайных ситуациях. На основе изучения психолого-педагогической литературы установлено, что современные исследователи рассматривают проблему воспитания безопасного поведения как необходимую составляющую жизненной компетентности, направленную на сохранение жизни и здоровья [10]. Понятие «без-

опасное поведение личности в быту» включает действия и поступки дошкольника, направленные на предупреждение, избегание и преодоление опасных ситуаций в повседневной жизни для сохранения собственной жизни и здоровья.

Отметим, что поведение личности в опасной ситуации зависит от ряда факторов: психофизиологических свойств и общего состояния организма (А.Э. Березовский, А.И. Захаров, Г. Селье), врожденных форм поведения - безусловных рефлексов (3. Фрейд), направленности личности, ее ценностных ориентаций, стремлений, потребностей (И.Д. Бех, Т.А. Пироженко), уровня владения правилами безопасного поведения и опыта решения опасных ситуаций личностью (П. Статмен, Т.Г. Храмцова) [8]. Исследователи делают вывод о том, что именно владение правилами безопасного поведения, ценностное отношение к своей жизни и здоровью, в совокупности с опытом решения опасных ситуаций дают возможность сформировать навыки безопасного поведения, которые личность будет применять в случае необходимости в ситуации реальной опасности.

Подчеркнем, от дошкольников еще не следует ожидать самостоятельных правильных решений в опасных ситуациях. Безопасное поведение детей должно формироваться через совокупность важных составляющих [11]:

- сообщение знаний о возможных опасностях (дома, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми и т.д.), которые могут угрожать здоровью и жизни ребенка;

- изучение правил безопасности в быту;

- упражнение детей в соблюдении правил безопасного поведения в различных жизненных ситуациях;

- обучение детей умению предвидеть последствия своих поступков;

- выработка у детей навыков принятия самостоятельных решений;

- приучение детей к здоровому и безопасному образу жизни, содействие выработке механизмов самозащиты, которые автоматически срабатывают в нужный момент [11].

Изучение культуры безопасного поведения в быту у старших дошкольников потребовало проведения экспериментальной работы. На основе анализа психолого-педагогической, научной и методической литературы по проблеме формирования знаний и опыта безопасного поведения детей дошкольного возраста было проведено экспериментальное исследование с воспитанниками подготовительной группы МБДОУ «Детский сад № 277» Нижнего Новгорода, включающее три этапа.

На констатирующем этапе была поставлена задача: выявить уровень знаний и навыков безопасности поведения старших дошкольников в быту, для решения которой проводилась диагностика. Для выявления осведомленности детей старшего дошкольного возраста о безопасном поведении в быту были выбраны следующие диагностические методики:

1) модифицированная методика диагностики по программе Л.В. Коломийченко «Дорогою добра» (ситуации и наглядный материал для детей был дополнен нами) [6];

2) игровые диагностические ситуации Т.Г. Храм-цовой: дидактические игры «Опасность», «Домик улитки», «Раз, два, три, что тут опасное - назови!» [8].

В процессе проведения первой диагностической методики детям задавались вопросы с опорой на ситуативные картинки (включенный утюг, медикаменты и бытовая химия, электрические розетки, горячий чайник и т.д.). Основываясь на полученных результатах, можно сказать, что в двух группах дошкольников - контрольной и экспериментальной, они оказались практически идентичными. Так, старшие дошкольники показали преимущественно низкий уровень знаний по безопасности поведения в быту: 7 (63,64%) испытуемых в экспери-

Khanova Tatyana Gennadievna, Vyushkina Ekaterina Evgenievna pedagogical

FEATURES OF TEACHING SKILLS OF SAFE BEHAVIOR IN LIFE ... sciences

ментальной группе и 6 (54,55%) в контрольной. Средний уровень был выявлен у четырех (36,36%) дошкольников в каждой группе. В контрольной группе 1 (9,09%) ребенок показал высокий уровень знаний, в экспериментальной группе высокий уровень знаний не был выявлен ни у одного из участников.

По результатам детального анализа тем и ситуативных картинок, мы пришли к выводу о том, что больше всего дошкольники осведомлены об опасности, связанной с огнем, в частности, это опасность электричества (розетки, бытовая техника) и игр со спичками или самостоятельного их использования. Однако стоит отметить, что дети знают об опасности огня и электроприборов, электрического тока, но прослеживается недостаточная осведомленность в том, как поступать в случаях уже случившегося пожара или опасной ситуации. Приблизительно половина старших дошкольников знает об опасности острых предметов, однако, продолжает ими пользоваться без контроля взрослых, поскольку в их представлении опасность ножниц, ножа или иглы недооценивается в виду отсутствия опыта и недостаточности знаний. Кроме того, дети абсолютно не знакомы с необходимыми действиями при получении травмы от острых предметов, не знают, как поступать, если поранился ножом или ножницами. Наиболее сложными для детей оказались вопросы, которые относятся к опасности лекарственных препаратов, бытовой химии и ядовитых веществ в доме. Старшие дошкольники не знают о том, что пробовать на вкус лекарства и химические вещества нельзя, многие отвечали, что «иногда можно взять аптечку, посмотреть или понюхать некоторые бутылочки», «если аккуратно, то можно все посмотреть и попробовать». Недостаточны знания дошкольников об опасности посуды, бьющихся предметов, которыми можно пораниться, или обжечься горячей водой из опрокинутой чашки и т.п.

Итак, мы пришли к убеждению, что дети старшего дошкольного возраста не способны прогнозировать возможные опасные ситуации, которые могут сложиться в повседневных бытовых ситуациях, не видят опасность, связанную с водой: большинство детей отметило, что не знают, что делать, если комната заполнится водой.

Рассмотрим результаты диагностической методики Т.Г. Храмцовой. Для выявления уровня знаний испытуемых о безопасном поведении в быту были подобраны игровые диагностические ситуации и игры «Опасность», «Раз, два, три, что может быть опасно -найди» и «Домик улитки» [12]. Согласно полученным данным, отмечен преимущественно средний и низкий уровни сформированности знаний и навыков безопасного поведения в быту. Так, по результатам проведения игры «Опасность», средний уровень был выявлен у 63,6% испытуемых экспериментальной группы и у 72,7% контрольной группы, высокого уровня не было отмечено. В результате проведения игры «Раз, два, три, что может быть опасно - найди» был выявлен средний уровень сформированности навыков безопасного поведения (81,8% - ЭГ, 63,6% - КГ), только два испытуемых (18,2%), контрольной группы показали высокий уровень, низкий был выявлен у двух детей (18,2%) в обеих группах. Низкий уровень знаний и навыков преобладал в результате участия дошкольников в игре «Домик улитки» (63,6% - ЭГ и 72,7% - КГ), два ребенка экспериментальной группы показали высокий результат (18,2%). Так, дети со средним уровнем знаний и опыта старались самостоятельно выполнить игровые задания, отвечали на вопросы с минимальными подсказками педагога, находили правильное решение ситуации, проявляли интерес к заданиям, рассуждали, приводили похожие примеры из собственной жизни. Дошкольники с низким уровнем знаний и опыта безопасного поведения не смогли выполнить условия игры даже с помощью воспитателя, не проявляли интереса к заданиям, и вообще не стремились выполнять игровые действия. 20

Итак, обследовав детей по двум методикам (Л.В. Коломийченко, Т.Г. Храмцовой), мы пришли к выводу о том, что в обеих группах испытуемых преобладает средний и низкий уровень сформированности навыков и знаний о культуре безопасного поведения детей в быту, поэтому возникла необходимость целенаправленной, систематической работы по формированию у старших дошкольников навыков безопасного поведения в быту.

На формирующем этапе исследования целью стала разработка и внедрение комплекса педагогических условий воспитания основ безопасного поведения детей в быту. К задачам мы отнесли следующие: дать представления об опасных для жизни и здоровья предметах быта, учить самостоятельно определять, когда огонь, электричество, вода, плита враги, а когда - друзья; расширить и углубить представления детей о путях сохранения их здоровья и способах безопасного поведения в различных ситуациях; развивать способность реально оценивать возможную опасность, стимулировать развитие у дошкольников самостоятельности и ответственности; воспитывать чувства осторожности и самосохранения, уверенности в своих силах; прививать практические навыки поведения детей в быту; учить элементарным действиям в опасных ситуациях и др.

Педагогическими условиями, которые обеспечили воспитание навыков безопасного поведения дошкольников в быту, выступили создание развивающей комфортной среды в дошкольной образовательной организации; построение конструктивного взаимодействия педагогов с семьями воспитанников по реализации задач воспитания безопасного поведения в быту, учет возрастных и индивидуальных особенностей развития старших дошкольников в процессе воспитания безопасного поведения в быту, что должно обеспечить единство формирования всех компонентов культуры безопасного поведения, реализацию субъект-субъектных отношений в системе «взрослый - дошкольник» [13]. Эффективность экспериментальной работы во многом обусловлена содержанием предметно-развивающей среды, создаваемой в дошкольном учреждении, в которую включаются уголки безопасности в группах, информационные стенды для родителей, образовательные и рекламные материалы.

Для формирования навыков безопасного поведения в рамках формирующего этапа исследования активно применялись следующие методы и формы работы: рассказы воспитателя; показ тематических мультимедийных презентаций; метод игрового моделирования; обсуждение с детьми альбомов с рисунками (например, на тему «С электричеством шутки плохи»); использование игровых обучающих ситуаций; метод придумывания сказок и рассказов на тему безопасности в быту [14; 15]. Так, детям было предложено придумать продолжение к известной сказке, дополнить предложения, придумать счастливый конец. Подчеркнем, обучая детей навыкам безопасного поведения, важно не напугать их, не сломать их естественную любознательность и заинтересованность в окружающем мире. Следовательно, необходимо грамотно подходить к отбору содержания работы в данном направлении, которое бы способствовало осознанию детьми ценности свой жизни и здоровья, овладению способами их сохранения и укрепления, овладению четкими действиями в опасных ситуациях, воспитанию осторожности, самостоятельности и ответственности. Это актуализирует проблему формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в области воспитания у детей основ безопасного поведения [16-20], а также необходимость построения конструктивного диалога педагогов с родителями воспитанников по формированию родительской компетентности в данном вопросе [21].

После завершения формирующего этапа эксперимента было проведено контрольное исследование. Результаты контрольного эксперимента показали повышение уровня сформированности безопасного поведе-Karelian Scientific Journal. 2020. Т. 9. № 3(32)

педагогические науки

Ханова Татьяна Геннадьевна, Вьюшкина Екатерина Евгеньевна ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ...

ния воспитанников экспериментальной группы, общий итог по диагностике двух методик показал следующие результаты: высокий уровень - 26,05%, средний - 66,45 %, низкий - 7,5%. Следовательно, наблюдается позитивная динамика результатов детей экспериментальной группы: высокий уровень повысился на 23,05%, средний повысился на 21,2%, а низкий уровень в свою очередь стал ниже на 44%. Данные показатели свидетельствуют об эффективности проведенной работы. Разработанный и экспериментально проверенный комплекс педагогических условий обеспечил повышение уровня сформиро-ванности безопасного поведения у старших дошкольников в быту. В рамках организованной образовательной среды формирующего эксперимента дети научились дифференцировать понятие «безопасное» - «опасное», получили знания и овладели практическими навыками поведения в опасных ситуациях во время пребывания дома.

ВЫВОДЫ.

Итак, в ходе исследования было определено, что детям необходимо овладеть навыками безопасного поведения в быту, такими, как уберечь собственное жилье от попадания в него злоумышленников, избегать опасных игр со спичками, острыми инструментами, средствами бытовой химии и др., предусматривать негативные последствия нарушения правил безопасного поведения дома, уметь действовать в сложившейся опасной ситуации (пожар, повреждение электрического оборудования, газо- и водоснабжения и т.п.) и др. Работа по формированию навыков безопасного поведения детей должна проводиться систематически. Основными ее направлениями должны стать следующие: формирование элементарной жизненной компетенции и опыта в вопросах безопасности в быту, обучение навыкам безопасного поведения дошкольников [22]. При организации образовательной работы по вопросам безопасности в быту и условиях детского сада педагогам следует руководствоваться принципом, согласно которому образовательная работа не должна ограничиваться только усвоением детьми готовых норм и правил безопасного поведения, намного важнее научить детей осторожности, сформировать навыки и умения ориентироваться и быстро принимать верные решения в экстремальной для них ситуации. При этом соблюдать единую стратегическую линию в деятельности педагогического, детского и родительского коллективов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019. -144 с.

2. Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. - М.: Знание, 2016.

- 120 с.

3. Башинова С.Н., Маивеева М.Г., Ульянова Э.Э. Советы психолога по основам безопасности жизни детей // Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей. - 2016.

- №4. - С. 15-20.

4. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М.: Знание, 2016. - 90 с.

5. Козлова С.А. «Я - человек»: Программа приобщения ребенка к социальному миру. - М.: Знание, 2016. - 240 с.

6. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития дошкольников //Детский сад от А до Я. - 2016. - №4. - С.15-20.

7. Стеркина Р.Б. Программа для дошкольных образовательных учреждений. Основы безопасности детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 5. - С. 15-20.

8. Храмцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. - М.: Педагогическое общество России, 2016. - 80 с.

9. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. - М.: Сфера, 2016. - 80 с.

10. Борягина А.Г., Горюнова М.В., Ханова Т.Г. Проблема воспитания культуры безопасного поведения дошкольников // Детский сад от А до Я. - 2019. - №2(98). - С. 79-85.

11. Шевцова Н.П. Педагогические условия обучения дошкольников безопасному поведению в быту // Человек-Природа-Общество: теория и практика безопасности жизнедеятельности, экологии и валео-логии. - 2009. - № 2. - С. 110-115.

12. Лбова О.В. К вопросу о формировании опыта безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста в процессе

дидактических игр //Молодой ученый. - 2016. - № 28(132). - С. 912-914.

13. Вьюшкина Е.Е., Ханова Т.Г. Методы воспитания культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста // Современное дошкольное и начальное образование: проблемы и тенденции развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (21 апреля 2020 года). - В 2 ч. - Ч. 1. Дошкольное образование. -Нижний Новгород: Мининский университет, 2020. С. 64-68.

14. Двойцова Н.В., Борягина А.Г., Ханова Т.Г. Использование игровых обучающих ситуаций в формировании у дошкольников основ безопасного поведения на дороге // Детский сад от А до Я. - 2019. - № 6(102). - С. 136-145.

15. Ханова Т.Г., Бичева И.Б., Куликова Т.А. Технологии воспитания культуры безопасного поведения дошкольников на дороге // Наука и практика регионов. - 2019. - № 4 (17). - С. 85-90.

16. Белинова Н.В., Бичева И.Б. Разработка профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении // Перспективы науки и образования. - 2018. - № 1 (31). - С. 44-48.

17. Погодаева М.В., Шеметова А.А. Влияние экологического и социального рисков на становление пространства безопасного детства в жизненном мире ребенка // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 116-119.

18. Бичева И.Б. Методические основы формирования педагога безопасного типа поведения в дошкольной образовательной организации // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. - 2019. - № 4 (32). - С. 218-231.

19. СередкинаН.Д., СоловьеваН.А., ШинкарёваН.А. Особенности проявления культуры поведения в общественных местах детьми старшего дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 312-315.

20. Belinova N.V., Bicheva I.B., Krasilnikova L.V., Khanova T.G., Khizhnaya A.V. Developing preschool teachers' professional competencies with regard to forming children's safe traffic participation skills // Espacios. - 2018. - Т. 39. - No 49. - С. 16.

21. Погодина М.В., Ханова Т.Г. Повышение компетентности родителей в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста // Наука и практика регионов. - 2019. - № 2(15). - С. 126-132.

22. Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2016. - №8. - С. 13-16.

Статья поступила в редакцию 25.05.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.