педагогические Медведева Елена Юрьевна, Ольхина Елена Александровна
науки ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ...
УДК 376.3
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
© 2018
Медведева Елена Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Ольхина Елена Александровна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603095, Россия, Н. Новгород, пл. Минина д.7, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена актуальной, практически значимой проблеме безопасного детства. В ней актуализируются вопросы формирования навыков безопасного поведения в быту у дошкольников с нарушениями зрения, как важнейшей задачи дошкольного образования. Подчеркивается роль и значение концепции безопасного детствавпрактикеработыдошкольнойорганизации.Доказьтаетсянеобходимостьцеленаправленногопедагогического руководства процессом формирования основ безопасного поведения в условиях нарушенного зрения. Осуществлен краткий теоретический обзор литературы по проблеме исследования. Представлена программа экспериментального исследования в соответствии с программным материалом адаптированной основной образовательной программы дошкольной образовательной организации. Определены критерии и показатели диагностики по трем блокам с учетом специфики дошкольного возраста. Подведены итоги эксперимента, подтверждающие наличие проблемных зон в когнитивном и поведенческом компонентах безопасного поведения в быту у слабовидящих дошкольников. Изучены особенности усвоения испытуемыми алгоритма поведения в опасных ситуациях и знания слабовидящих детей о правилах обращения с предметами быта. Анализируются причины и трудности овладения детьми с нарушениями зрения вариантов безопасного поведения в различных бытовых ситуациях. Раскрывается понимание слабовидящими детьми дошкольного возраста норм и способов опасного и безопасного поведения.
Ключевые слова: безопасное поведение, дошкольный возраст, дети с нарушениями зрения, слабовидящие дошкольники, безопасное детство, дошкольная образовательная организация, навыки безопасного поведения, безопасное поведение в быту.
FEATURES OF THE SAFETY BEHAVIOR SKILL FORMATION IN VISUALLY IMPAIRED PRESCHOOLERS
© 2018
Medvedeva Elena Yuryevna, candidate of psychological sciences, associate professor,
associate professor of department of special pedagogy and psychology Olkhina Elena Alexandrovna, candidate of psychological sciences, associate professor, associate professor of department of special pedagogy and psychology Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603095, Russia, Nizhny Novgorod, Minin Square, 7, e-mail: [email protected])
Abstract. The article covers pressing issue of the practical importance; the safe childhood problem. It updates on the subject of visually impaired children's home safety behavior emphasizing the role and the importance of the safe childhood concept inside a pre-school institution. The article establishes the necessity of a purposeful educational guidance to form a basis for safety behavior in visually impaired children. Following an initial brief introduction to analyses of according to the topic academic writing, the article zooms in an experimental study program which is formed based on the specialized curriculum (AOOP) for preschoolers with vision impairment. The following article specifies three blocks of criteria and tests results according to key features of pre-school age. The carried out results of the study confirm the presence of problem areas in the cognitive and behavioral components of preschoolers with low vision in the framework of every day safety behavior. The article observes peculiarities of the individuals understanding of the proper behavior pattern in dangerous situations as far as their knowledge about household items handling. The study analyzes the obstacles visually impaired kids face as well as their prerequisites for adopting safe behavior in various home-related situations. The article shows how preschoolers with low vision understand norms and methods of dangerous and safe behavior.
Keywords: safety behavior, pre-school childhood, visually impaired children, preschoolers with low vision, safe childhood, pre-school education organization, safe behavior skills, safe behavior in everyday life.
Формирование навыков безопасного поведения в дошкольном возрасте является важнейшим условием успешной социализации ребенка и приобретения им жизненного опыта. Данная проблема традиционно вызывала интерес в научно-методической литературе и была изучена с позиции анализа понятий опасное и безопасное поведение в детском возрасте. В современных исследованиях рассмотрены механизмы и условия формирования навыков безопасного поведения в различных ситуациях и определены возможности каждого возрастного этапа по овладению компетенциями в области безопасного поведения. В публикациях представлены развернутые междисциплинарные исследования об организации и содержании работы образовательной организации по формированию культуры безопасного поведения в различных сферах: бытовой, социальной, транспортной и пр. Авторами доказана необходимость целенаправленного психолого-педагогического сопровождения процесса формирования безопасного поведения ребенка с раннего возраста в быту, в социуме, на транспорте. Концепция безопасного детства продекларирована в ряде важнейших государственных норматив-Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 4(25)
но-правовых документах [1-6].
Не смотря очевидный научный интерес к данной проблеме, вопросы формирования навыков безопасного поведения в быту у дошкольников с нарушениями зрения не стали предметом специального научного изучения. Теоретический анализ литературных источников по данной проблематике позволяет констатировать, что клинико-психологические и возрастные особенности слепых и слабовидящих детей дошкольного возраста изучены достаточно подробно. Развернуто представлены требования к организации и содержанию дошкольного образования этой категории обучающихся. Детально рассмотрены вопросы реализации коррекционно-разви-вающей работы с воспитанниками с нарушениями зрения в детском саду [7-14]. В тифлопедагогической литературе определено, что слепые и слабовидящие дети в своей повседневной практической деятельности объективно чаще, чем их нормально видящие сверстники подвергаются различного рода опасностям. Нарушения зрения, снижая объем и качество поступающей информации и затрудняя ориентировку в пространстве, являются причинами возникновения потенциально опасных
Medvedeva Elena Yuryevna, Olkhina Elena Alexandrovna pedagogical
FEATURES OF THE SAFETY BEHAVIOR ... sciences
ситуаций. Учитывая эти трудности, в методическом сопровождении коррекционного курса по социально-бытовой ориентировке уделяется внимание методам и приемам обучения навыкам безопасного обращения с бытовыми и кухонными приборами слепых и слабовидящих обучающихся [15-20]. Анализ программно-методических материалов, в частности примерной адаптированной основной образовательной программы (АООП) дошкольного образования слабовидящих детей, детей с амблиопией, косоглазием, позволяет конкретизировать, что работа дошкольной образовательной организации (ДОО) по формированию навыков безопасного поведения предусмотрена только в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и некоторых коррекционных курсах. Резюмируя краткий литературный обзор проблемы исследования, необходимо констатировать, что комплексный анализ изучаемого вопроса в тифлопедагогике представлен недостаточно полно [21-22].
Актуальность проблемы и ее весомая практическая значимость определили необходимость проведения экспериментального исследования. Его целью явилось изучение особенностей и трудностей формирования навыков безопасного поведения в быту у слабовидящих дошкольников. В эксперименте приняли участие 18 воспитанников с нарушениями зрения в возрасте 6-7 лет. Диагностическая программа составлялась с учетом содержания адаптированной основной образовательной программы детского сада, в рамках которой формирование основ безопасности является составляющей образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». В соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования и требованиями АООП, ребенок старшего дошкольного возраста должен:
- знать правила обращения с бытовыми приборами;
- уметь соблюдать меры предосторожности;
- уметь оценивать свои возможности при возникновении опасной ситуации и знать правила поведения при возникновении опасной ситуации;
- знать о работе экстренных служб.
Учитывая содержание образовательной программы, возрастные и психологические особенности дошкольников с нарушениями зрения нами был составлен диагностический комплекс, состоящий из 3 блоков. Первый блок направлен на изучение уровня знаний слабовидящих детей об опасных и безопасных предметах в быту. Учитывая трудности детей с нарушениями зрения при переносе теоретических знаний в практическую деятельность, был проанализирован уровень сформированности навыков безопасного пользования опасными бытовыми предметами (нож, ножницы). Второй блок направлен на изучение способности к выявлению и предупреждению источников опасности и опасных ситуаций в быту. Третий блок направлен на анализ знаний детей с нарушениями зрения о работе экстренных служб и умениями ими пользоваться.
Анализ результатов 1 блока диагностических методик позволил констатировать, что 44,4% испытуемых обладают средним уровнем знаний об окружающих их опасных бытовых предметах. Они смогли распределить бытовые предметы по категории опасных - безопасных, но затруднялись с описанием возможных трудных ситуаций, связанных с ними. Слабовидящие дети смогли назвать некоторые правила безопасного использования бытовой техники и кухонной утвари только при направляющей помощи педагога. Наблюдение за испытуемыми позволило установить, что они знакомы с основными приемами безопасного обращения с ножом и ножницами при минимальном контроле зрения. Они владеют навыками использования сохранных анализаторов при обращении с данными предметами и не подносят их близко к глазам, но попытки выполнить практическое действия только с помощью зрения и в непосредственной близости от глаз встречаются. Дети с нарушениями зрения го-34
ворили о том, что они могут пользоваться газовой или электрической плитой под присмотром взрослых. Они высказывались о том, что родители разрешают им самостоятельно пользоваться розетками для подключения зарядного устройства к электронным гаджетам.
Низкий уровень представлений об опасных предметах быта продемонстрировали 55,6% участников эксперимента. Они с ошибками распределяли предложенные предметы по степени опасности и в большинстве случаев затруднялись объяснить правила безопасного поведения с ними. Слабовидящие воспитанники утверждали, что родители разрешают им самостоятельно пользоваться, например, миксером. К сожалению, часть слабовидящих дошкольников определило нож как возможный предмет для игр, которым можно пользоваться без присмотра и разрешения взрослых.
Дети этой группы не умеют использовать в быту опасные предметы с учетом нарушенного зрения и без участия зрительного контроля. При показе правил поведения с игрушкой - заместителем ножа и ножниц, дети близко подносили его к глазам и брали за лезвие. Они не знали, как правильно расположить нож относительно себя, убрать и достать его из ящика с минимальным контролем зрения. При использовании ножниц испытуемые демонстрировали трудности, связанные с недостаточным контролем над своими действиями, связанными с вырезыванием. Из-за недостатков зрительного восприятия, испытуемые испытывали трудности при вырезании по линии и подносили предмет близко к глазам, создавая тем самым опасную ситуацию.
Таким образом, обобщая результаты 1 блока исследования можно выделить типичные ошибки в овладении навыками безопасного обращения с бытовыми предметами: слабовидящие дошкольники не убирают острый предмет в безопасное место после использования, допускают ошибки при соблюдении техники безопасности. Не достаточно владеют специальными навыками обращения с опасными предметами в условиях слабовидения: дети сокращают расстояние между лицом и предметом, создавая при этом опасную ситуацию, не используют навыки дополнительного осязательного обследования.
Итоги экспериментального анализа второго блока методик позволили установить, что 83,3% слабовидящих воспитанников способны распознавать возможную опасную ситуацию, прокомментировать ее и рассказать о правильном поведении по предупреждению опасности. Испытывали значительные трудности при выполнении задания 16,7% испытуемых. Они определили только 1-2 опасных ситуации, хорошо знакомых им из повседневной жизни, но описать правильную модель поведения, исключающую опасность не смогли.
Наиболее узнаваемыми для детей стали ситуации часто встречающиеся дома и изучаемые в детском саду. Игры с розеткой и спичками осудили 88,8% респондентов и объяснили предполагаемые негативные последствия. Они предложили верную модель поведения и указали, что сами не будут «баловаться» с этими предметами и предупредят об опасности другого ребенка. Менее узнаваемой ситуацией оказался кипящий на плите чайник, что обусловлено и тем, что во многих семьях сейчас используются электрические приборы. В этом случае дети затруднялись определить варианты исправления или предупреждения ситуации. Меньше всего верных ответов было дано по картинке с изображением открытого окна. Только 11,1% испытуемых определили эту ситуацию как опасную и объяснили почему. Некоторые дети отнесли открытое окно к потенциальным опасностям, но связали это с тем, что может «подуть ветер» или «залететь птица».
Таким образом, второй блок исследования констатирует, что большинство слабовидящих детей способны распознавать и предвидеть последствия хорошо знакомых ситуаций. Однако расширение компетенций детей Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)
педагогические науки
Медведева Елена Юрьевна, Ольхина Елена Александровна ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ...
в этом вопросе важнейшая задача педагогов с учетом опасных ситуаций, связанных с нарушенным зрением. Так пользуясь только нарушенным зрением, ребенок может не заметить острых предметов и получить травму, не опираясь на специальные навыки безопасного поведения. У детей с глубокими нарушениями зрения в отсутствии адекватной тифлопедагогической помощи с раннего возраста может возникать боязнь окружающего пространства. Это обстоятельство не только снижает активность ребенка в познании окружающего мира, но и тормозит овладение им навыками безопасного поведения. Следовательно, обучение навыкам безопасного поведения не может идти в разрыве с овладениями навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки, а также всего комплекса коррекционно-разви-вающих занятий в дошкольной образовательной организации.
Третий блок исследования позволил установить, что 22,2% слабовидящих респондентов знают название и назначение экстренных служб и умеют позвонить туда с мобильного и стационарного телефона. Моделирование ситуации показало, что эти дети знают последовательность своих действий в подобной ситуации. Имеют четкие теоретические представления об экстренных службах 44,4% дошкольников с нарушениями зрения. Однако при проигрывании ситуации они затруднились с демонстрацией и описанием последовательности своих практических действий. Низкий уровень знаний и умений продемонстрировали 33,4% слабовидящих детей. Они путали название и назначение экстренных служб, затруднялись правильно вести себя в моделируемой ситуации, демонстрируя хаотичное поведение.
Таким образом, результаты третьего блока наглядно свидетельствуют о наличии у слабовидящих дошкольников трудностей при переносе теоретических знаний о службах экстренного реагирования в практическую плоскость. Эта группа воспитанников не сможет грамотно и своевременно сориентироваться в опасной ситуации. Следовательно, итоги третьего блока исследования наглядно показывают острую необходимость усиления внимания педагогов к формированию устойчивых навыков и алгоритмов поведения в процессе взаимодействия с экстренными службами.
Подводя итоги по трем блокам диагностической программы необходимо подчеркнуть, что слабовидящие дошкольники испытывают трудности в овладении навыками безопасного поведения в быту, обусловленными возрастом и наличием зрительной патологии. У большинства детей с нарушениями зрения обнаружены пробелы в формировании представлений об опасных предметах и трудных ситуацией, знании экстренных служб и пр. Слабовидящие обучающиеся затрудняются в практическом овладении навыками безопасного поведения в ситуациях, выходящих за рамки их повседневной жизни. Недостаточно ориентированы в опасных ситуациях в быту, связанных с нарушенным зрением. Следовательно, требуется усиление работы образовательной организации совместно с семьей по формированию навыков безопасного поведения в различных бытовых ситуациях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Авдеева, Н. Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста [Текст] /Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. — М.: Просвещение, 2007. 278 с.
2. Баева, И. А. Психология безопасности как теоретическая основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии [Текст] /И. А. Баева. — СПб.: Изд-воРГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 197 с.
3. Белоногова, Т. А. Приемы формирования безопасного поведения с детьми дошкольного возраста: методическое пособие. -Анжеро-Судженск, 2015. 189 с.
4. Мельникова, Н. Один дома [Текст]: обучение старших дошкольников правилам поведения в экстремальных ситуациях в быту: План-программа «Один дома»/Н. Мельникова, Захарова Л., Шакурова Г. //Дошкольное воспитание. -1999. № 10. С. 44-52.
5. Основы безопасности дошкольников [Текст]: пособие для воспитателей детских садов / сост. В. А. Ананьев [и др.] / под ред. В. А. Ананьева. Томск: Изд-во Том.ун-та, 2000. 332 с.
6. Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей и подростков. — Екатеринбург: ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо», 2014. 52 с.
7. Борозинец, Н.М., Евмененко, Е.В., Полчанинова, О.Н. Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях предшкольного образования: Учебное пособие. Ставрополь: СГПИ, 2009. 108 с
8. В помощь тифлопедагогу ДОУ: Учебно-методическое пособие для студентов высших педагогических учебных заведений дефектологических факультетов / Авторы-сост. Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова. Челябинск: Цецеро, 2010. с
9. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. М.:ГороД. 1998. 324 с.
10. Ремезова Л.А. Программно-методический комплекс «Развитие конструктивной деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения»: опыт разработки и апробации //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 166-171.
11. Дружинина, Л.А. Модель индивидуализации медико-психолого-педагогического сопровождения дошкольников с нарушениями зрения. М.: Национальный книжный центр, 2009. 192 с.
12. Как помочь ребенку дошкольного возраста с нарушениями зрения [Текст]: методические рекомендации / сост. Л.А. Дружинина, Л.И. Плаксина. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. 65 с.
13. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих: Учеб. пособие для студентов высш. пед.учеб. заведений /А.Г.Литвак. СПб.: КАРО, 2006. 328 с.
14. Ремезова Л.А. Психолого-педагогические основы построения модели комплексного сопровождения развития конструктивной деятельности детей дошкольного возрастас нарушениями зрения с позиций ФГОС дошкольного образования //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 128-131.
15. Корниенко, Н. А., Ольхина, Е. А. Особенности формирования навыков безопасного поведения в быту у дошкольников с нарушениями зрения и задержкой психического развития // Неофит. В сборнике статей по материалам научно-практических конференций аспирантов магистрантов, студентов. 2018. С 101-105.
16. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения. Методическое пособие. п/ред. Л. М. Шипициной.- С-Петербург, Образование, 2000. 203 с.
17. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000. 240 с.
18. Ольхина Е. А. Тифлопедагогика с основами тифлопсихологии. Н. Новгород: НГПУ, 2016. 93 с.
19. Погодаева, М. В. Проектирование пространства безопасного детства (на примере дошкольного возраста): диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01. - Кемерово, 2017. 231 с.
20. Погодаева, М. В. Моя безопасность в большом мире: образовательная программа для дошкольных учреждений [Текст] / М. В. Погодаева, Л.Н. Гречман. Иркутск, 2013. 31 с.
21. Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства. М., 2000. 354 с.
22. Фомичева, Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. - СПб.: КАРО, 2007. 245 с.
Статья поступила в редакцию 18.10.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018
Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 4(25)
35