Medvedeva Elena Yuryevna, Olkhina Elena Alexandrovna FORMATION OF SAFE-BEHAVIOR-ON-ROADS ...
pedagogical sciences
УДК 376.3
DOI: 10.26140/knz4-2019-0801-0007
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ
© 2019
Медведева Елена Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Ольхина Елена Александровна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603095 Россия, Н. Новгород, пл. Минина д.7, [email protected])
Аннотация. Статья посвящена актуальной, практически значимой проблеме формирования транспортной культуры и навыков безопасного дорожного движения у детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью дошкольного возраста. В ней анализируется специфика и трудности формирования навыков безопасного поведения на дороге с учетом нозологического статуса дошкольников. Уточняется, что обучающиеся, имеющие ограничения по здоровью находятся в группе риска участников дорожного движения. Акцентируется внимание на необходимости проведения комплексной и систематической работы образовательной организации по воспитанию культуры безопасного поведения на дорогах у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Подчеркивается важность обеспечения особых образовательных потребностей и создание специальных условий в процессе обучения правилам дорожной безопасности и транспортной культуры детей. Анализируются характерные особенности формирования навыков безопасного дорожного движения в дошкольном возрасте, общие и специфические закономерности процесса овладения этими навыками у различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Определяются оптимальные пути и средства формирования навыков безопасного поведения на дорогах у дошкольников. Раскрываются этапы и алгоритм работы педагогов в данном направлении. Доказывается необходимость целенаправленного педагогического руководства процессом формирования основ безопасного поведения в условиях отклоняющегося развития.
Ключевые слова: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, безопасное дорожное движение, безопасное поведение на дорогах, транспортная культура, образовательная организация, навыки безопасного поведения, безопасное детство, дети дошкольного возраста.
FORMATION OF SAFE-BEHAVIOR-ON-ROADS SKILLS IN PRESCHOOLERS WITH SPECIAL NEEDS
© 2019
Medvedeva Elena Yuryevna, candidate of psychological sciences, associate professor, associate professor of department of special pedagogy and psychology Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603095 Russia, Nizhny Novgorod, Minin Square,7, [email protected]) Olkhina Elena Alexandrovna, candidate of psychological sciences, associate professor, associate professor of department of special pedagogy and psychology Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603095 Russia, Nizhny Novgorod, Minin Square,7, [email protected])
Abstract. The article covers pressing issue of the practical importance; formation of transportation etiquette and road safety among preschoolers with various health statuses. It observes peculiarities and challenges of the skill developing process specifying that preschoolers with disabilities are at risk of road accidents therefore are in need of a comprehensive and systematic educational help. The article establishes the importance of providing all educational needs and creating special environment for the preschoolers for more efficient teaching of the traffic rules and transportation etiquette resulting in development of skills of safe behavior on roads. The article follows with an analysis of the peculiarities of the skill development as well as general and specific patterns of the mastering process by the preschoolers. It states the most efficient ways and means for the skill formation in the children. It defines the stages teachers are to follow during the process and proves the necessity of purposeful pedagogical management of the safe behavior on roads in kids with various disabilities.
Keywords: Students with Disabilities, Road Safety, Safe Behavior on Roads, Transportation Etiquette, Educational Institution, Safe Behavior Skills, Safe Childhood, Preschoolers.
Согласно данным статистики дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью значительно чаще, чем их нормально развивающиеся сверстники попадают в дорожно-транспортные происшествия. Но несмотря на злободневность данной проблемы вопросы транспортной культуры и безопасного поведения на дорогах обучающихся с ОВЗ и инвалидностью не являются предметом детального научного анализа. Имеются лишь отдельные разработки по формированию основ безопасного поведения отдельных нозологических групп [1]. На сегодняшний день недостаточно изученными остаются вопросы, связанные с особенностями и закономерностями процесса становления безопасного поведения в условиях отклоняющегося развития и факторы, обуславливающие возникновение потенциально опасных ситуаций, связанных с последствиями той или иной патологии [2]. Нуждаются в детализации вопросы формирования навыков безопасного поведения на дорогах в различные возрастные периоды [3]. Особо острую социальную и педагогическую проблему представляет собой дошкольный возраст, возраст когда закладываются основы транспортной культуры и 28
навыки безопасного поведения на дороге. Именно дошкольники наиболее часто подвержены повышенному риску участия в дорожно-транспортных происшествиях. Данную ситуацию утяжеляет наличие ограниченных возможностей здоровья, затрудняющих передвижение в пространстве, реакцию и оценку дорожной ситуации и пр. [4]. Возможные опасности на дорогах диктуют дошкольной образовательной организации острую необходимость уделять пристальное внимание вопросам целенаправленного формирования культуры безопасного поведения на дорогах у детей с ОВЗ и инвалидностью [5]. Несмотря на важность проблемы практические работники образования сталкиваются с дефицитом программно-методического обеспечения работы детского сада в этом направлении. На сегодняшний день в психолого-педагогической литературе недостаточно представлены исследования в области проектирования и реализации программ комплексного сопровождения безопасного девства дошкольников, имеющих ограничения по здоровью. При этом, методика и технологии работы по формированию навыков безопасного дорожного движения незначительно разработаны как с позиции анализа осо-Karelian Scientific Journal. 2019. Т. 8. № 1(26)
педагогические науки
Медведева Елена Юрьевна, Ольхина Елена Александровна ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ...
бых образовательных потребностей, так и разнообразия контингента дошкольников с ОВЗ и инвалидностью. Поэтому возникает необходимость расширения анализа трудностей и особенностей формирования навыков безопасного дорожного движения у дошкольников с учетом их нозологического статуса и психологических особенностей. Изучая специфику данного процесса необходимо учитывать ряд факторов: время возникновения, степень и характер патологии, наличие вторичных отклонений в развитии, специфика возраста, социальное и психофизическое развитие ребенка и пр. [6].
Анализ педагогической- литературы показывает, что к возрастным особенностям усвоения навыков дорожной безопасности у дошкольников относятся трудности в распознавании источников шума, его направления и интенсивности. До восьми лет ребенок обращает внимание преимущественно на те звуки, которые ему интересны, что затрудняет ориентировку в дорожной шумной обстановке [7, 8]. У дошкольника сужены поля зрения по сравнению со взрослым человеком, недостаточно сформированы навыки право-левосторонней ориентации, снижен объем и скорость переключения внимания. Находятся на стадии становления прогнозирующая и контролирующая функции деятельности [9]. Дети дошкольного возраста еще не имеют достаточных знаний о движении различных видов транспорта и не обладают необходимым опытом реального самостоятельного поведения в многообразных дорожных ситуациях. Эти возрастные особенности определяют специфику формирования когнитивного и поведенческого компонентов культуры поведения на дорогах [10, 11]. В сочетании с невысоким ростом и двигательной активностью детей возникает потенциально большее количество опасных дорожных ситуаций, чем в другие возрастные периоды [12, 13].
Учет возрастных особенностей дошкольников в условиях отклоняющегося развития особенно важен в совокупности с анализом общих проблемных зон в формировании навыков правильного дорожного поведения детей с ОВЗ и инвалидностью. К ним следует отнести трудности формирования навыков безопасного поведения на основе простого подражания, что во многих ситуациях доступно их нормально развивающимся сверстникам. Без систематического и целенаправленного обучения эта категория воспитанников самостоятельно не сможет освоить рациональные способы ориентировки в дорожной ситуации, алгоритмы действий, модели поведения в опасных ситуациях и пр. Детям с ограниченными возможностями здоровья требуется значительно больше времени на усвоение и закрепление поведенческих навыков [14]. У них отмечаются трудности при переносе знаний о дорожном движении в новую или практическую ситуацию, им достаточно сложно контролировать ситуацию на дорогах и приобретать опыт поведения с учетом многочисленных правил дорожного движения. Большинство детей с ОВЗ и инвалидностью нуждаются в процессе овладения теми или иными навыками в многократных повторениях, это вызывает достаточно большие трудности в динамично меняющемся реальном дорожном движении. Для многих дошкольников этой категории овладение реальным опытом участия в дорожном движении резко ограничивается условиями семейного воспитания. Значительная часть родителей выбирает гиперопекаемый воспитательный стиль, при котором овладение опытом самостоятельной продуктивной деятельности затруднено [15]. Таким образом, наряду с общими закономерностями становления навыков безопасного участия в дорожном движении важно определить специфические проявления данного процесса по основным нозологиям.
Специфику становления правильного поведения на дорогах у детей с нарушениями слуха следует анализировать с учетом степени, времени потери слуха, уровня их речевого развития, наличия дошкольной подготовки
и пр. Ограничение слуховой функции ставит ребенка в потенциально опасную ситуацию из-за невозможности или трудности услышать источник и направление звука, предупреждающие сигналы автомобиля и пр. Интенсивный дорожный шум, также осложняет ориентировку слабослышащих и глухих детей на дороге. Им нужно значительно больше времени, чтобы отличить один звуковой раздражитель от другого и выбрать правильную тактику поведения [16]. Достаточно тяжело контролировать дорожную ситуацию опираясь преимущественно на ведущий зрительный анализатор, который в силу возраста не позволяет в полном объеме отображать обстановку. Длительное время требуется на оценку и реакцию на опасность или нестандартную дорожную ситуацию из-за наличия нарушений вестибулярного аппарата, координации движений и скоростных качеств дошкольников с нарушениями слуха. Сложности могут возникнуть у ребенка при необходимости объяснить ситуацию, в которую он попал словесно или жестами. Следовательно, дети с нарушениями слуха объективно чаще могут оказаться в опасной дорожной обстановке, что требует более пристального внимания педагогов и родителей.
Обучающиеся с нарушениями зрения также представляют собой особую группу риска среди участников дорожного движения. Слепота или слабовидение, затрудняя ориентировку в пространстве, является серьезным препятствием на пути овладения навыками передвижения по дороге, перехода проезжей части, определения расстояния до движущегося транспорта и пр. Отсутствие или нарушения зрения сокращают объем и качество поступающей информации, что значительно увеличивает вероятность возникновения опасных ситуаций. Сложности в оценке удаленности и месторасположения объектов на дороге, скорости движения, замедленность пространственной ориентировки требует особого внимания педагогов при обучении детей навыкам безопасного дорожного поведения. Из-за нарушения зрения ребенок не может целостно обозревать окружающую действительность и вовремя реагировать на препятствие и возможную опасную дорожную ситуацию
[17, 18].
Особое внимание при формировании навыков безопасного передвижения на дороге следует уделить не только остроте зрения, но и состоянию зрительных функций. Так при нарушении боковых полей зрения, наличии скотом затруднено восприятие движущегося транспорта, передвижение возле остановившегося транспортного средства и пр. При нарушениях нижней границы полей зрения осложнено восприятие препятствий на дороге и пути следования. На качество ориентировки в дорожной обстановке ребенка с глубокими нарушениями зрения может повлиять время года и суток, особенности дорожного покрытия, погодные условия и пр. В зимнее время, особенно в снегопад, значительно затрудняется переход дороги и продвижение по тротуару. В дождь ухудшается видимость и условия ориентировки незрячего на слух, поверхность дороги становится мокрой и скользкой и пр[19].
Обедненность чувственного опыта, фрагментарность, нечеткость и вербализм представлений затрудняют формирование у дошкольников со зрительными нарушениями знаний о дорожных знаках, разметке, различных видах транспортных средств и пр. Избирательность восприятия и недостатки в дифференцировании существенных и несущественных признаков предметов осложняют овладение детьми правилами безопасного дорожного движения. Своеобразная психологическая реакция на дорожную обстановку, боязнь нового пространства, невозможность освоить навык безопасного поведения на основе простого подражания определяет необходимость специального обучения детей с глубокими нарушениями зрения транспортной культуре. В итоге этот процесс, как показывает тифлопедагогическая практика, осу-
Medvedeva Elena Yuryevna, Olkhina Elena Alexandrovna pedagogical
FORMATION OF SAFE-BEHAVIOR-ON-ROADS ... sciences
ществляется замедленно и информативно беднее, чем у нормально видящих дошкольников.
О наличии характерных особенностей формирования навыков безопасного поведения на дорогах свидетельствует практический опыт работы с обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА). Эта специфика обусловлена в первую очередь степенью двигательных нарушений. При тяжелой степени выраженности дефекта дети самостоятельно не овладевают навыками ходьбы и манипулятивной деятельности. Как участники дорожного движения они передвигаться в креслах-колясках и нуждаются в сопровождении взрослых. В этой ситуации сопровождающий должен владеть правилами грамотного обращения и передвижения кресла-коляски, а также этикой общения с ребенком, имеющим нарушения ОДА. Основополагающим для этой категории воспитанников при овладении основами транспортной культуры является наличие безбарьерной дорожной среды. Все участники и организаторы дорожного движения должны придерживаться норм инклюзивного взаимодействия и нести ответственность по создание дороги без барьеров в соответствии с установленными законодательными нормами архитектурной доступности. В обязанность водителей входит внимательное и предупредительное отношение к этой категории граждан.
Обучающиеся со средней степенью ограничений двигательных функций овладевают ходьбой, но передвигаются неуверенно и с помощью специальных приспособлений. Поэтому им требуется значительно больше времени на передвижение по дороге. Дошкольники с легкой степенью двигательных нарушений ходят и ездят на городском транспорте самостоятельно в сопровождении взрослых. Они не нуждаются в создании специальных условий, но будут испытывать определенные трудности, связанные с наличием неправильных патологических поз и положения тела, нарушениями походки, двигательной неловкостью и пр. Эти трудности не окажут принципиального влияния на овладение детьми нормами безопасного поведения на дорогах, но потребуют от всех участников транспортных отношений более внимательного и толерантного отношения.
Категория лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС) неоднородна по своему составу и включает в себя психологические характеристики аномального поведения, затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся разноплановых стереотипов и аутостимуляций [20]. Это нарушение психического развития, которое захватывает все стороны психики. Меняется сам стиль организации взаимоотношений с миром и его познание. При этом характерно, что наибольшие трудности детей связаны не с самим усвоением знаний и умений, а с их практическим использованием. Наиболее трудным в этом плане будет усвоение навыков безопасного поведения на дорогах, требующих четкого соблюдения правил в часто нестабильной дорожной обстановке. Именно эта часть повседневной жизни вызывает серьезные трудности у детей с РАС и постоянные опасения родителей. Согласно статистическим данным среди самых частых причин гибели этой категории дошкольников считается и дорожно-транспортные происшествия [20]. Проблематичным для воспитанников с РАС будет взаимодействие с людьми на улицах при возникновении опасных и/или нестандартных ситуаций. В условиях городского шума, большого количества незнакомых лиц и голосов эти дети будут испытывать значительные сложности ориентировки в окружающей обстановке и адекватного поведения в ней. При этом важно учитывать, что овладение навыками безопасного поведения на дорогах будет зависеть от форм аутизма. Согласно классификации Никольской, О. С., выделяются четыре формы детского аутизма, каждая из которых определяется патохарактерологическими особенностя-30
ми. При этом дети, которым характерна полная отрешенность от происходящего и отвержение реальности нуждаются в постоянном сопровождении взрослого и не могут стать самостоятельными участниками дорожного движения. Дети, которым свойственна захваченность аутистическими интересами и чрезвычайные трудности в организации общения и взаимодействия будут нуждаться в создании специальных условий обучения навыкам безопасного дорожного движения.
Таким образом, обобщенный анализ трудностей и особенностей формирования навыков безопасного дорожного движения у дошкольников с ОВЗ и инвалидностью позволяет выявить общие и специфические закономерности в данном процессе. Важно подчеркнуть, что стихийно без целенаправленного педагогического руководства у данной категории дошкольников основы транспортной культуры формироваться не будут или приобретут искаженный характер. Следовательно, образовательные организации в тесном взаимодействии с родителями должны уделять пристальное внимание становлению культуры безопасного дорожного поведения у детей. Важнейшим направлением в этой работе должна стать своевременная профилактика дорожно-транспортного травматизма, основанная на четком понимании трудностей и особенностей формирования навыков безопасного дорожного движения у каждой нозологической группы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Волосовец Т. В., Сазонова С. Н. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. М.: ВЛАДОС, 2004. 232 с.
2. Илюхина И. В., СемочкинаН. А. Формирование основ культуры безопасности по правилам дорожного движения у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: авторская программа. — Сызрань, 2014. 14 с.
3. Комплексная безопасность и реабилитация детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования // Материалы III научной (национальной) конференции под. ред. А. А. Михайлова. Шуя. 2017. 441 с.
4. КартавыхМ. А., Камерилова Г. С. Научно-методическое обеспечение дополнительных профессиональных программ повышения квалификации преподавательского состава в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении // Вестник Мининского университета. Том 6 №1
5. Погодаева М. В. Моя безопасность в большом мире: образовательная программа для дошкольных учреждений [Текст] / М. В. Погодаева, Л.Н. Гречман. Иркутск, 2013. 31 с.
6. Основы безопасности дошкольников [Текст]: пособие для воспитателей детских садов / сост. В. А. Ананьев [и др.] / под ред. В. А. Ананьева. Томск: Изд-во Том.ун-та, 2000. 332 с.
7. Баряева Л. Б. Азбука дорожного движения: программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения. - М.: Дрофа, 2008. 211 с.
8. Козловская Е. А., Козловский С. А. Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных образовательных учреждений — М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006. 48 с.
9. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора: ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения для работы с детьми 3-7 лет. — М.: Мозайка — Синтез, 2010. 112 с.
10. Белоногова Т. А. Приемы формирования безопасного поведения с детьми дошкольного возраста: методическое пособие. — Анжеро-Судженск, 2015. 189 с.
11. Погодаева М. В. Проектирование пространства безопасного детства (на примере дошкольного возраста): диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01. - Кемерово, 2017. 319 с.
12. НегановаМ. Б., Царегородцева Е. А. Формирование безопасного поведения детей и подростков на дорогах и улицах: методические рекомендации. — Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2013. 97 с.
13. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 368 с.
14. Шмакова В. А. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на основе проектного метода // http:// forum.schoolpress.ru/article/0/1023
15. Шумарина В. А. Формирование основ безопасности жизнедеятельности - путь социальной интеграции детей с ОВЗ // В сборнике: Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у участников образовательного процесса. Саратов. 2014. С. 241 - 243
16. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2001. 304 с.
17. Аникина Н. С. Особенности обучения слабовидящих детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах // Режим доступа -http://www.apkpro.ru/doc/%D0%90%D0%BD%D0%B
Karelian Scientific Journal. 2019. Т. 8. № 1(26)
педагогические науки
Медведева Елена Юрьевна, Ольхина Елена Александровна ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ...
8%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0.pdf
18. Медведева Е. Ю., Ольхина Е. А. Особенности формирования навыков безопасного поведения в быту у дошкольников с нарушениями зрения //Карельский научный журнал. 2018. Том 7 №4 (25) С. 33 - 36
19. Фомичева, Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. - СПб.: КАРО, 2007. 245 с.
20. Манелис Н.Г., Аксенова Е.И., Богорад П.Л., Волгина Н.Н., Загуменная О.В., Калабухова А.А., Панцырь С.Н., Феррои Л.М. Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВОМГППУ, 2016. 57 с.
Статья поступила в редакцию 26.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019