Научная статья на тему 'Технологический процесс формирования у дошкольников правовой культуры участников дорожного движения в условиях дополнительного образования: результаты эмпирического исследования'

Технологический процесс формирования у дошкольников правовой культуры участников дорожного движения в условиях дополнительного образования: результаты эмпирического исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
228
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОНГИТЮДНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭКСПРЕСС-ОПРОС

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Соколова Т. Б.

В работе рассматривается процесс формирования у дошкольников правовой культуры участников дорожного движения на основе технологий социально-культурной деятельности. Представлены результаты лонгитюдного наблюдениями и экспресс-опроса родителей детей дошкольного возраста и воспитателей детских садов по итогам эксперимента по формированию у дошкольников правовой культуры участников дорожного движения для их социокультурного развития во взаимодействии учреждений дополнительного и дошкольного образования. Результаты эксперимента подтверждают необходимость организации системного подхода к процессу формирования у дошкольников правовой культуры участников дорожного движения для их социокультурного развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Соколова Т. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL PROCESS OF FORMING PRESCHOOLERS’ LEGAL CULTURE WITHIN THE ADDITIONAL EDUCATION: RESULTS OF EMPIRICAL RESEARCH

The process of forming the preschoolers’ legal culture of road users based on social and cultural activities is considered in the article. The author presents the results of the longitudinal observations and rapid survey of preschoolers’ parents and kindergarten teachers on the results of the experiment on forming the preschoolers’ legal culture of road users to their social and cultural development within interaction of supplementary and pre-school education. The experimental results confirm the necessity of implementing a systematic approach to form the preschoolers’ legal culture of road users to their social and cultural development

Текст научной работы на тему «Технологический процесс формирования у дошкольников правовой культуры участников дорожного движения в условиях дополнительного образования: результаты эмпирического исследования»

УДК 379.8

Т.Б.Соколова

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В работе рассматривается процесс формирования у дошкольников правовой культуры участников дорожного движения на основе технологий социально-культурной деятельности. Представлены результаты лонгитюдного наблюдениями и экспресс-опроса родителей детей дошкольного возраста и воспитателей детских садов по итогам эксперимента по формированию у дошкольников правовой культуры участников дорожного движения для их социокультурного развития во взаимодействии учреждений дополнительного и дошкольного образования. Результаты эксперимента подтверждают необходимость организации системного подхода к процессу формирования у дошкольников правовой культуры участников дорожного движения для их социокультурного развития.

Ключевые слова: лонгитюдное наблюдение, правовая культура участников дорожного движения, социокультурное развитие дошкольников, технологии социально-культурной деятельности, экспресс-опрос.

T.BSokolova TECHNOLOGICAL process OF FORMING PRESCHOOLERS' legal culture WITHIN THE ADDITIONAL EDUCATION: RESULTS OF EMPIRICAL RESEARCH

The process of forming the preschoolers' legal culture of road users based on social and cultural activities is considered in the article. The author presents the results of the longitudinal observations and rapid survey of preschoolers' parents and kindergarten teachers on the results of the experiment on forming the preschoolers' legal culture of road users to their social and cultural development within interaction of supplementary and pre-school education. The experimental results confirm the necessity of implementing a systematic approach to form the preschoolers' legal culture of road users to their social and cultural development.

Key words: longitudinal observation, the legal culture of road users, social and cultural development of

preschoolers, technologies of social and cultural activities, rapid survey.

В теоретическом исследовании нами установлено, что в социально-культурной практике России недостаточно внимания уделяется проблемам социокультурного развития дошкольников в процессе формирования основ правовой культуры участников дорожного движения, отсутствуют теоретические и практические исследования данных проблем средствами социально-культурной деятельности. Рассмотренные теоретические подходы к данным проблемам потребовали практического подтверждения сделанных выводов. Для этого в рамках эмпирического исследования проводился педагогический эксперимент, включающий педагогическую диагностику, лонгитюдное наблюдение, экспресс-опрос.

Ранее нами были опубликованы результаты педагогической диагностики [3]. В данной работе нам представляется важным рассмотреть предлагаемые составляющие эксперимента. Цель лонгитюдного наблюдения заключалась в анализе условий и влияния технологий на

социокультурное развитие дошкольников в процессе формирования основ правовой культуры участников дорожного движения. В качестве условий предлагалась система деятельности, основанная на технологическом процессе.

Технологический процесс формирования основ правовой культуры участников дорожного движения представляет собой систему деятельности, направленную на социокультурное развитие дошкольников, включает следующие технологии социально-культурной деятельности:

образовательные, обучающие, просветительные; культуроориентированные; культуротворческие; оздоровительные (спортивно-оздоровительные); творчески развивающие; коммуникативные; художественно-зрелищные; технологии социального прогнозирования и проектирования.

Объектами системы деятельности по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганде безопасности дорожного движения в рамках эксперимента являлись дети дошкольного возраста (4-7 лет), их родители и педагогические работники детских садов.

В ходе лонгитюдного наблюдения особое внимание уделялось влиянию технологий на социокультурное развитие дошкольников (развитие психических процессов и способностей

дошкольников; становление и формирование характера детей; овладение дошкольниками

культурными средствами (речь, счет, письмо), формами (правовая и духовная культура) и методами; усвоение детьми ценностей, норм, установок). В результате наблюдения нами сделаны

определенные выводы.

Образовательные, обучающие, игровые технологии способствовали развитию отдельных психических процессов и способностей, которые в большей степени проявлялись в умении детей запоминать необходимое количество изучаемых терминов (предметов), отгадывании загадок, кроссвордов и др. по теме безопасности дорожного движения. Мыслительные способности детей развивались при помощи решения заданий и действий, связанных с ориентировкой в дорожных ситуациях на картинах, макетах, учебном перекрестке, в реальных условиях дорожного движения в сопровождении взрослых. При этом дети овладевали новыми способами мышления, приемами практического и теоретического освоения действий (культурными методами).

Влияние на развитие математических способностей и овладение счетом оказывалось целенаправленно. Взрослые, соприкасаясь с какими-нибудь предметами по теме безопасности дорожного движения, обращали внимание детей на их количество и предлагали посчитать. В дидактических играх дети писали цифры по точкам, соединяя их между собой.

Коммуникативные технологии, в большей степени, влияли на развитие литературных способностей и овладение речью, что проявлялось при заучивании стихотворного материала (двухстрочных стихов-«малюток», песен), в беседах о литературных героях и др.

Культуротворческие технологии способствовали развитию конструктивных способностей, которые проявлялись в конструировании транспорта и других сооружений, связанных с темами по безопасности дорожного движения. Кроме этого в продуктивной деятельности, направленной на овладение духовной культурой (рисование, лепка, аппликация, ручной труд) развивались творческие способности. Где творчество детей проявлялось в создании ими продуктов (изделий). В процессе работы дошкольниками самостоятельно применялись усвоенные знания, умения и навыки.

При этом соблюдалось необходимое условие, при котором, согласно И. П. Волкову, проявляется творчество, индивидуальность - это отступление от образца или его отсутствие [см.: 2, с. 97]. Поэтому во время продуктивной деятельности детям не предлагались образцы из соответствующего материала (пластилина, бумаги и др.), а выставлялась картина с изображением предмета в реальном виде, выполненная на высоком профессиональном уровне (художником).

Наблюдая за продуктивной деятельностью без образцов, мы отметили, что у детей возникали трудности. Но, мы согласны с мнением ША.Амонашвили о том, что «развитие требует трудностей», «трудности... необходимое условие и источник развития». «Трудности нужны не только и не столько для того, чтобы способствовать сосредоточению внимания, а для того, чтобы развивать, формировать, воспитывать» [1, с. 55-57]. При этом, К. Д.Ушинский отмечает, что следует развивать в ребенке желание и способность самостоятельно приобретать новые познания для развития его «наблюдательности, памяти, воображения, фантазии и рассудка» [4, с. 27].

Творчески развивающие (смотр-конкурс, праздник, марафон и др.) и художественнозрелищные (кинофестиваль, съемка и показ видеороликов) технологии, в большей степени, способствовали развитию творческих способностей и овладению речью.

Оздоровительные технологии (спортивно-оздоровительные) влияли на овладение социальными ролями участников дорожного движения (пешеходов, роллеров, пассажиров, водителей велосипедов), развитие отдельных психических процессов (внимание, мышление).

Культуроориентированные технологии (экскурсии в музеи отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения и Учебно-методического центра безопасности дорожного движения детей и юношества) способствовали изучению и освоению культурных ценностей, связанных с историей правового регулирования в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Технологии социального прогнозирования, проектирования (диагностика, проекты «Семейное обучение», «Безопасное лето») оказывали влияние на все направления социокультурного развития детей.

В целом, все технологии способствовали овладению правовыми ценностями, нормами, установками, направленными на правомерное поведение участников дорожного движения; формированию свойств характера детей. Это проявлялось при оценке поступков окружающих участников дорожного движения в реальных условиях улично-дорожной сети либо в имитированных ситуациях на картинах, макетах, учебных перекрестках и др.

Закон РФ «Правила дорожного движения», как социальная и культурная норма, проходит «красной линией» через весь технологический процесс формирования у дошкольников основ

правовой культуры участников дорожного движения и формирует установку на законопослушное поведение, ответственность за личную безопасность и безопасность окружающих, бережное отношению к основным жизненным ценностям.

Взаимодействие дошкольников и их родителей, а также накопление индивидуального опыта поведения участников дорожного движения, способствовали формированию у первых личностных ценностей, отражающихся в форме ценностных ориентаций. В данном случае родители являлись идеалом, как высшей ценностью, для своих детей, - образцом для подражания.

Участвуя в технологическом процессе вместе с детьми, взрослые повысили уровень своей компетентности по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. При этом, у них, в разной степени, проявлялись творческие способности: стремление к познанию и открытиям; умение познавать; живость ума; умение в привычном находить нестандартное; умение применять на практике полученные знания, опыт; свободное воображение; фантазия и интуиция, в результате которых появляются открытия.

Выводы, сделанные нами в процессе наблюдения, подтвердил экспресс-опрос родителей (970 чел.) и воспитателей детских садов (120 чел.), участвующих в эксперименте. В процессе опроса родителей мы стремились изучить: степень участия родителей в мероприятиях и их качество; значение проведенных мероприятий для развития личных способностей; мнение об изменениях в социокультурном развитии ребенка. Результаты опроса родителей показали следующее:

1) в мероприятиях во время эксперимента 90% родителей участвовали частично; 10% -участвовали во всех;

2) качество, проводимых мероприятий 80% оценивают на «отлично»; 20% - на «хорошо»;

3) проводимые мероприятия помогли раскрыть или проявить способности родителей, а именно: применять на практике полученные знания, опыт (80,4%); умение в привычном находить нестандартное и применять на практике полученные знания, опыт (5,3%); свободное воображение и применять на практике полученные знания, опыт (4,4%); стремление к познанию, открытиям и применять на практике полученные знания, опыт (3,6%); фантазия и интуиция (2,3%); свободное воображение, фантазия и интуиция (2,1%); фантазия и интуиция, применять на практике полученные знания, опыт (1,9%);

4) участвовали в проекте «Семейное обучение» 98,7% - регулярно; 1,3% - иногда;

5) произошли изменения в социокультурном развитии ребенка, а именно:

- затруднились ответить или не конкретизировали изменения (0,9%); никаких изменений не заметили (0,6%); изменения незначительные (0,3%);

- стал более грамотным в вопросах безопасности дорожного движения (37,4%); обращает внимание на действия других участников дорожного движения, обсуждает их поведение, выражает свое мнение о происходящем (21,4%); стал внимательнее, осторожнее, сдержаннее, серьезнее, самостоятельнее в реальных условиях дорожного движения (18,9%); лучше ориентируется в условиях дорожного движения (4%); появился интерес к изучению правил дорожного движения (3,4%); применяет теоретические знания правил на практике, соблюдает правила (3,3%); стало дисциплинированное поведение на дороге и в транспорте (2,4%); рассказывает правила дорожного движения и стихи, изученные в детском саду (2,2%); контролирует соблюдение правил родителями, делает им замечания (2,2%); учит правилам своих близких и сверстников (1,9%); появилась уверенность в своих знаниях правил (0,5%); стал более ответственным и осознает опасность на дорогах, понимает необходимость соблюдения правил как участника дорожного движения со своими правами и обязанностями (0,4%); положительные изменения в социальном развитии (0,2%).

Цель опроса воспитателей заключалась в изучении степени участия воспитателей в разработке технологий; мнения о качестве, проводимых мероприятий; значение проведенных мероприятий для развития личных способностей; степень применения образовательной технологии (учебно-мето-дический комплекс программы). Результаты опроса воспитателей показали следующее:

1) участвовали в разработке технологий: 90% - частично участвовали; 10% - не участвовали;

2) качество проводимых мероприятий: 50% оценивают на «отлично»; 50% - на «хорошо»;

3) проводимые мероприятия, помогли раскрыть или проявить способности воспитателей, а именно: применять на практике полученные знания, опыт (30%); в привычном находить нестандартное и применять на практике полученные знания, опыт (20%); свободное воображение, фантазия и интуиция (15%); фантазия и интуиция, стремление к познанию и открытиям (10%); стремление к познанию и открытиям, применять на практике полученные знания, опыт (10%);

свободное воображение и применять на практике полученные знания, опыт (10%); фантазия и интуиция, применять на практике полученные знания, опыт (5%);

4) образовательную технологию (учебно-методический комплекс программы) использовали

100%;

5) изменения и дополнения в учебно-методическом комплексе программы не потребовались -отметили 100% респондентов.

Таким образом, опытно-экспериментальная работа активизировала внимание родителей дошкольников к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма. Технологический процесс формирования у дошкольников основ правовой культуры участников дорожного движения являлся основой в организации системы деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганде безопасности дорожного движения в экспериментальных детских садах. Это способствовало положительной динамике социокультурного развития дошкольников, значительно повысило степень эффективности правового просвещения взрослых по вопросам безопасности дорожного движения и степень эффективности формирования и повышения правовой культуры участников дорожного движения в системе дополнительного образования.

Литература

1.Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет. - М.: Педагогика, 1986. - 176 с.

2.Педагогический поиск / сост. И.Н. Баженова. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1988. - 472 с.

3.Соколова Т.Б. Социокультурное развитие детей в условиях дополнительного образования / / Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. - 2012. - № 20. - С. 156-168.

4.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в двух томах / сост. Э.Д. Днепров. - Т. 2. - М.: Педагогика, 1974. - 440 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.