Научная статья на тему 'Социально-культурная деятельность как основной структурный компонент социокультурного развития детей в процессе формирования основ правовой культуры участников дорожного движения'

Социально-культурная деятельность как основной структурный компонент социокультурного развития детей в процессе формирования основ правовой культуры участников дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHILDREN''S ROAD TRAFFIC INJURIES / ВИДЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДЕТСКИЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАВМАТИЗМ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ / TYPES OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES / LEGAL CULTURE / SOCIAL AND CULTURAL DEVELOPMENT OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Т. Б.

В работе исследуется один из аспектов социокультурного развития детей, связанный с формированием правовой культуры участников дорожного движения. Особо отмечаются возможности социально-культурной деятельности для профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Впервые рассматривается социокультурное развитие детей в процессе реализации отдельных видов социально-культурной деятельности для формирования основ правовой культуры участников дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES AS A BASIC STRUCTURAL COMPONENT FOR PRESCHOOL CHILDREN DEVELOPING WITHIN FORMING PRINCIPLES OF ROAD LEGAL CULTURE

The author of the article investigates one aspect for social and cultural development of children connected with forming legal culture of road users. The opportunities for social and cultural activities preventing children's road traffic injuries are highlighted. For the first time the author examines the social and cultural development of children within the framework of implementing the certain types of social and cultural activities to form the bases for legal culture of road users.

Текст научной работы на тему «Социально-культурная деятельность как основной структурный компонент социокультурного развития детей в процессе формирования основ правовой культуры участников дорожного движения»

УДК 379.8

Sokolova T.B. SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES AS A BASIC STRUCTURAL COMPONENT FOR PRESCHOOL CHILDREN DEVELOPING WITHIN FORMING PRINCIPLES OF ROAD LEGAL CULTURE. The author of the article investigates one aspect for social and cultural development of children connected with forming legal culture of road users. The opportunities for social and cultural activities preventing children's road traffic injuries are highlighted. For the first time the author examines the social and cultural development of children within the framework of implementing the certain types of social and cultural activities to form the bases for legal culture of road users.

Key words: types of social and cultural activities, children's road traffic injuries, legal culture, social and cultural development of children.

Т.Б. Соколова, аспирант Кемеровского гос. университета культуры и искусств,

г. Кемерово, E-mail: сok134@yandex.ru

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВНОЙ СТРУКТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

В работе исследуется один из аспектов социокультурного развития детей, связанный с формированием правовой культуры участников дорожного движения. Особо отмечаются возможности социально-культурной деятельности для профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Впервые рассматривается социокультурное развитие детей в процессе реализации отдельных видов социально-культурной деятельности для формирования основ правовой культуры участников дорожного движения.

Ключевые слова: виды социально-культурной деятельности, детский дорожно-транспортный травматизм, правовая культура, социокультурное развитие детей.

В настоящее время в российском обществе остро стоит проблема детского дорожно-транспортного травматизма, которая особо выделена в нормативно-правовых документах в области обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации. В связи с ростом транспортного потока в улично-дорожной сети городов, уровень аварийности стал недопустимо высоким, поэтому важной государственной задачей является не только сокращение числа участников и жертв дорожнотранспортных происшествий среди детей, но и принятие исчерпывающих мер по их предупреждению и предотвращению [1].

При этом особую значимость стала приобретать деятельность, направленная на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма в учреждениях различных типов и видов, включая учреждения дополнительного образования. На актуальность системного подхода к воспитанию и обучению детей безопасному поведению на дорогах с использованием современных средств, форм, методов, социально-культурных технологий указывают такие авторы как: Л.А. Дорошук, С.Я. Ермолич, Е.А. Козловская, С.А. Козловский, Н.Р. Минниханов, Н.В. Рыбкина, И.А. Халиуллин и др.

Проведенный нами анализ научных публикаций за последние двадцать лет показывает, что социокультурное развитие детей в процессе формирования основ правовой культуры участников дорожного движения, не изучалось и не являлось предметом рассмотрения в научных исследованиях. Нами осуществлено научное исследование социокультурного развития детей в процессе формирования основ правовой культуры участников дорожного движения в условиях дополнительного образования.

В ходе теоретического исследования нами отмечается, что социокультурное развитие детей происходит через культурные формы, в том числе правовую культуру, которая является результатом правового воспитания и правового обучения. Кроме этого, мы определили, что социокультурное развитие детей может успешно осуществляться именно в процессе социально-культурной деятельности, поскольку она представляется управляемой системой, а ее компоненты приемлемы к использованию в процессе социокультурного развития детей [2].

На данном этапе исследования мы считаем важным рассмотреть возможности социально-культурной деятельности, в частности, ее видов (коммуникативной, познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной деятельностей) в процессе формирования у детей основ правовой культуры участников дорожного движения, включающем такие важные структурные элементы, как правовые ценности, источники права, правосознание, мотивацию на формы правомерного поведения и др.

При этом, необходимо уделить особое внимание социокультурному развитию детей в процессе формирования основ правовой культуры участников дорожного движения, направленного, на наш взгляд, на:

- развитие психических процессов и способностей;

- формирование и становление характера;

- овладение культурными средствами, формами и методами;

- усвоение ценностей, норм, установок.

Заметим, что формирование основ правовой культуры участников дорожного движения более эффективно может осуществляться, начиная с дошкольного периода детства. Это суждение подкрепляется психологическими особенностями дошкольного возраста, педагогической практикой исследователя и результатами социологического опроса родителей дошкольников (484 чел.). Кроме основных видов социально-культурной деятельности, этот процесс строится с учетом, выделенных в психологии, ведущих для каждого периода детства типов деятельности, оказывающих решающую роль на развитие психических процессов и социокультурное развитие детей.

По мнению А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др., дошкольному периоду соответствует сюжетно-ролевая игра, как ведущая деятельность. Поэтому в отдельных видах социально-культурной деятельности именно игры способствуют более успешному социокультурному развитию дошкольников в процессе формирования основ правовой культуры участников дорожного движения.

Коммуникативная деятельность дошкольников, в большей степени, реализуется в сюжетно-ролевых играх по теме дорожного движения. Во время игрового общения дети осваивают социальные роли участников дорожного движения, самостоятельно выстраивают сюжет игры и определяют ее условия. Но в общении и поведении дети подражают взрослым пешеходам, пассажирам и водителям. При этом роли участников дорожного движения не усваиваются детьми в полной мере, так как они не относятся к самостоятельной категории населения, способной нести ответственность за свои действия, дошкольники не знакомы с правами и обязанностями, составляющими суть этих ролей.

К концу дошкольного периода коммуникативная деятельность детей осуществляется с учетом установленных правил не только в игах, но улично-дорожной сети. Систематическое правовое воспитание и обучение безопасному участию в дорожном движении, а также положительный пример взрослых способствуют мотивации на формы правомерного поведения, поэтому дошкольники на дорогах становятся более внимательными, наблюдательными, сдержанными, законопослушными.

Кроме активной коммуникативной деятельности, важную роль в дошкольном периоде играет познавательная деятельность. При этом, развитию психических процессов (внимание, мышление, память, воображение) в познавательной деятельности дошкольников способствуют как игры, так и сказочные персонажи. Использование сказочных героев, игрушек в процессе правового воспитания и обучения детей безопасному участию в дорожном движении объясняется развитием в этом возрасте образного мышления (логическое мышление еще не сформировано). Поэтому более эффективно дошкольники воспринимают и понимают источники права (положения закона РФ «Правила дорожного движения») посредством действий сказочных героев или игрушек в дорожных ситуациях.

Коммуникативная и познавательная деятельности детей в процессе правового воспитания и обучения безопасному участию в дорожном движении, на наш взгляд, в большей степени влияют на развитие общих способностей. Так, развиваются способности воспринимать правовую информацию, запоминать и произносить термины, мыслить в познавательных играх (ребусы, кроссворды) и решении заданий по теме дорожного движения. В процессе формирования основ правовой культуры участников дорожного движения наряду с общими способностями, развиваются отдельные специальные способности. Например, в конструировании транспортных средств и улично-дорожной сети умение мыслить, реализовывать замысел и воображать влияет на результат преобразовательной деятельности - получаемый продукт. При этом, закладываются основы конструктивно-технических и творческих способностей.

Кроме этого, на развитие творческих и художественно-изобразительных способностей дошкольников влияет освоение духовной культуры (изобразительное искусство) в преобразовательной деятельности. Уже в младшем дошкольном возрасте с помощью рисования дети закрепляют и расширяют свои знания о транспорте, частях дороги, средствах регулирования дорожного движения и др. Старшие дошкольники рисуют уличнодорожную сеть, также определяют на графических изображениях поведение участников дорожного движения, выделяя их разными цветами, где, например, зеленый цвет соответствует хорошим пешеходам и пассажирам, а красный - плохим. Свои знания основ правил дорожного движения дошкольники закрепляют в такой преобразовательной деятельности, как аппликация, лепка, ручной труд, сюжетно-ролевые продуктивные игры.

В процессе коммуникативной, познавательной и преобразовательной деятельностях дошкольники овладевают культурными средствами (навыки беглой и повествовательной речи, счет) и методами (новые способы мышления, приемы, операции). В процессе стремительного овладения речью дошкольники могут объяснять ход и результат своей деятельности. Например, сосчитать определенное количество строительного материала в конструировании либо деталей в аппликации, ручном труде, затем объяснить свой замысел, а после его воплощения, рассказать о полученном продукте. При этом, овладению культурными средствами и методами в деятельности способствуют познавательные, дидактические и другие игры, занятия, разучивание стихов и песен, разнообразные культурно-досуговые формы по правилам безопасного дорожного движения и др.

В коммуникативной, познавательной и преобразовательной деятельности дошкольников в процессе правового воспитания и обучения безопасному участию в дорожном движении усваиваются этические оценки. Младшие дошкольники, в основном, оценивают поступки сказочных героев. При этом, дети не могут осмыслить действия героев. Этическая оценка детей исходит из эмоционального отношения к героям. Старшие дошкольники начинают осознавать себя субъектами в системе социальных отношений, в процессе чего формируется их внутренняя позиция.

По мнению И.С. Кона, «совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием» [3, с. 9]. При этом правовое самосознание к концу старшего дошкольного возраста проявляется в действиях детей в имитированных условиях дорожного движения, оценке поступков окружающих участников дорожного движения в реальных условиях, выражении своего отношения к происходящему, выборе для себя определенного стиля поведения (хороший пешеход, пассажир или нарушитель правил). В результате определенного поведения, оценки и отношения к окружающим в дорожном движении у дошкольников формируется характер.

Усвоение правовых ценностей, установок на законопослушное поведение происходит во всех видах деятельности дошкольников. Большое значение в дошкольном возрасте имеет пример родителей либо других взрослых, сопровождающих детей в дорожном движении. Для дошкольников, в первую очередь, родители являются идеалом, как высшей ценностью, - образцом для подражания. От родителей во многом зависит результат процесса формирования основ правовой культуры участников дорожного движения.

Младший школьный возраст - это особый период в жизни человека, который не имеет глубокие исторические корни и не касается тех, кто не посещает школу или ограничивает свое образование ее начальной ступенью. По мнению В.В. Давыдова, А. В. Петровского и др., ведущим типом деятельности в младшем школьном возрасте является учеба, либо учебная деятельность.

В этот период детства во всех видах деятельности дети начинают проявлять самостоятельность, относиться к выполнению своей деятельности более ответственно. Круг общения младших школьников выходит за пределы семьи. Поэтому наряду с авторитетом родителей появляется авторитет учителя, педагога дополнительного образования, которые участвуют в его правовом воспитании и обучении безопасному участию в дорожном движении. Взаимодействие детей и взрослых в коммуникативной деятельности направлено на закрепление полученных детьми в дошкольном детстве знаний и навыков безопасного дорожного движения, воспитание дисциплинированности, осознанного отношения к соблюдению закона РФ «Правила дорожного движения».

При этом взрослые создают условия для адаптации детей к новой реальной роли - самостоятельного участника дорожного движения. Поэтому правовое воспитание и обучение детей безопасному участию в дорожном движении осуществляется с учетом возрастных и психологических особенностей поведения детей в улично-дорожной сети. Эффективность процесса формирования у младших школьников основ правовой культуры участников дорожного движения обеспечивается системным подходом, при котором активизируются все субъекты деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

В младшем школьном возрасте на первый план выходит познавательная деятельность, которая в процессе правового воспитания и обучения младшего школьника безопасному участию в дорожном движении переходит на новый уровень, где ребенок должен глубже освоить источники права и, имея немногочисленный личный опыт, научиться самостоятельно действовать в реальных условиях дорожного движения. Поэтому развитие психических процессов младших школьников в познавательной деятельности осуществляется в освоении новых источников права, применении правовой информации на практике, наблюдении за движением на дорогах, оценке правомерности действий участников дорожного движения. Этому способствуют теоретические занятия по программам дополнительного образования, самостоятельная работа по выполнению заданий в рабочих тетрадях, ролевые игры на учебных территориях, культурно-досуговая деятельность и др.

Кроме существенных изменений в коммуникативной и познавательной деятельности у младших школьников обновляется преобразовательная деятельность. Преобразовательная деятельность младших школьников начинает реализовываться в объединениях социально-педагогической и спортивно-технической направленностей в учреждениях дополнительного образования. В таких объединениях дети те только получают теоретические правовые знания о безопасном дорожном движении, но и приобретают навыки эксплуатации доступных для их возраста транспортных средств (велосипеды, веломобили и др.). Кроме этого, дети участвуют в социальных акциях и агитбригадах, коллективно-творческих делах, социально-образовательных проектах по проблемам безопасности дорожного движения.

В коммуникативной, познавательной и преобразовательной деятельностях младших школьников происходит дальнейшее развитие способностей, овладение культурными средствами, формами и методами. В процессе ведущего типа деятельности (учебы) целенаправленно совершенствуются речь и счет, осваивается письмо, расширяются представления не только о духовной культуре, но и других культурных формах, применяются новые культурные методы. Наряду с развитием общих способностей, выделяются отдельные специальные способности, на-

пример, литературные. Для развития литературных способностей в процессе правового воспитания и обучения используются литературные, словесные игры и др.

Большое значение в младшем школьном возрасте имеет становление креативности (способность к творчеству в разных видах деятельности), на которую влияют индивидуальные и возрастные особенности ребенка. Развитие креативности младшего школьника играет важную роль в формировании его умений продуктивно использовать полученные знания, находить различные способы решения сложных задач. Наличие этих способностей помогает ребенку адаптироваться в самых разнообразных ситуациях в дорожном движении. Творческие способности сказываются на уровне выполняемой деятельности, способе общения с другими людьми, осознании собственных качеств, достоинств и недостатков.

Усвоение ценностей, норм, установок в младшем школьном возрасте происходит на том же уровне, что и у старших дошкольников: в процессе разной деятельности, через оценку своих действий, соотнесение своих поступков с поступками окружающих. Приобретение младшими школьниками личного опыта самостоятельных участников дорожного движения, а также свойственная им настойчивость, постепенно выражаются в оценке общественно значимых поступков, ответственности, что, на наш взгляд, является ценностно-ориентационной деятельностью. При целенаправленном правовом воспитании и обучении младшие школьники, в отличие от дошкольников, могут более адекватно оценивать обстановку и действия участников дорожного движения, осознавать свое поведение и принимать решение на основе имеющихся знаний, отвечать за свои поступки перед взрослыми и сверстниками, нести моральную ответственность за безопасность окружающих, связанную с действиями детей в улично-дорожной сети.

Библиографический список

Таким образом, социокультурное развитие детей в процессе формирования основ правовой культуры участников дорожного движения осуществляется более успешно начиная с дошкольного возраста. При этом взрослые создают условия для реализации детьми различных видов социально-культурной деятельности с учетом ведущих для каждого периода детства типов деятельности. Так, в дошкольном детстве на основе игры, а в младшем школьном возрасте - учебы, активное участие детей в отдельных видах социально-культурной деятельности способствует: формированию характера; развитию психических процессов и способностей; овладению культурными средствами, формами и методами; усвоению ценностей, норм, установок.

В целом, все виды социально-культурной деятельности в процессе правового воспитания и обучения безопасному участию в дорожном движении взаимосвязаны, но каждая из них в различные периоды детства имеет разную степень активности. Можно отметить, что коммуникативная деятельность детей активно наблюдается на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста, именно на ее основе строятся все остальные виды деятельности. Познавательная деятельность становится преобладающей у младших школьников. В этом же возрасте начинает реализовываться ценностно-ориентационная деятельность. Преобразовательная деятельность в дошкольном и младшем школьном возрасте, в основном, осуществляется в форме потребления.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что социально-культурная деятельность, реализующаяся дошкольниками и младшими школьниками в ее видах, является основным структурным компонентов социокультурного развития детей в процессе формирования основ правовой культуры участников дорожного движения.

1. Аналитический доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации к четвертому Международному конгрессу «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни» [Э/р]. - Р/д: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2012/26_469/ VSF_NEW_26_469.pdf

2. Соколова, Т.Б. Социокультурное развитие детей в условиях дополнительного образования // Вестник Кемеровского гос. университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. - 2012. - № 20.

3. Кон, И.С. Открытие «Я». - М., 1978.

Bibliography

1. Analiticheskiyj doklad Soveta Federacii Federaljnogo Sobraniya Rossiyjskoyj Federacii k chetvertomu Mezhdunarodnomu kongressu «Bezopasnostj na dorogakh radi bezopasnosti zhizni» [Eh/r]. - R/d: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2012/26_469/ VSF_NEW_26_469.pdf

2. Sokolova, T.B. Sociokuljturnoe razvitie deteyj v usloviyakh dopolniteljnogo obrazovaniya // Vestnik Kemerovskogo gos. universiteta kuljturih i iskusstv: zhurnal teoreticheskikh i prikladnihkh issledovaniyj. - 2012. - № 20.

3. Kon, I.S. Otkrihtie «Ya». - M., 1978.

Статья поступила в редакцию 16.04.13

УДК 14.35.09

Stolyarova N.N., Khalina N.V., Soloshenko K.V., Shmidt E.I. THE CONSTRUCTION OF DISCIPLINE IN THEORETICAL LINGUISTICS IN THE ASIAN-RUSSIAN UNIVERSITY. The article considers the problem of constructing a theoretical linguistic discipline in accordance with the categorical logic, which involves the actual premises of the theoretical pattern in the categorical space modeled by a conceptual thinking student.

Key words: competent institutionalization , category approach, categorical space, theoretical knowledge, theoretical thinking, connection elements.

Н.Н. Столярова, канд. филол. наук, доц. каф. английского языка Алтайского гос. технического университет им. И.И. Ползунова, г. Барнаул, E-mail: nadezhda_stolyar@mail.ru; Н.В. Халина, д-р филол. наук, проф. каф. общего и исторического языкознания Алтайского гос. университета, г. Барнаул, E-mail: nkhalina@yandex.ru; К.В. Солошенко, магистрант каф. общего и исторического языкознания Алтайского гос. университета, г. Барнаул, E-mail-airy_ksenya@bk.ru; Е.И. Шмидт магистрант каф. общего и исторического языкознания Алтайского гос. университета, г. Барнаул, E-mail: binberry@bk.ru

КОНСТРУИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЛИНГВИСТИКЕ В АЗИАТСКО-РОССИЙСКОМ ВУЗЕ

Статья рассматривает проблему конструирования теоретической лингвистической дисциплины в соответствии с категорийной логикой, которая предполагает фактическое помещения теоретического паттерна в категорийное пространство, моделируемое понятийным мышлением обучаемого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.