Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия формирования навыков безопасного поведения на дорогах у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья'

Психолого-педагогические условия формирования навыков безопасного поведения на дорогах у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
404
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ / БЕЗОПАСНОЕ ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА ДОРОГАХ / ТРАНСПОРТНАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / НАВЫКИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ / БЕЗОПАСНОЕ ДЕТСТВО / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ / STUDENTS WITH DISABILITIES / ROAD SAFETY / SAFE BEHAVIOR ON ROADS / TRANSPORTATION ETIQUETTE / EDUCATIONAL INSTITUTION / SAFE BEHAVIOR SKILLS / SAFE CHILDHOOD / PRESCHOOLERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Елена Юрьевна, Ольхина Елена Александровна

В статье акцентируется внимание на необходимости детального научного анализа проблемы формирования навыков безопасного поведения на дорогах у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Подчёркивается недостаточная изученность проблематики в психолого-педагогической литературе. Отмечается дефицит программно-методического обеспечения работы образовательной организации по формированию основ транспортной культуры у детей с ограничениями по здоровью, что снижает качество учебно-воспитательного процесса. В статье предлагается развернутый анализ психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность работы педагогов по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у обучающихся различных нозологических групп.Исходя из особых образовательных потребностей каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, предлагаются приемы и методы работы по формированию транспортной культуры. Раскрываются варианты адаптации учебного материала в рамках тематики безопасного дорожного движения и приводятся конкретные примеры. Рассматриваются способы эффективного взаимодействия с обучающимися, имеющими ограничения по здоровью на занятии. Подчеркивается значение использования адаптированных учебно-методических материалов и грамотно подобранной наглядности. Особое внимание уделяется необходимости создания специальных условий обучения правилам дорожной безопасности детей с учетом их нозологического статуса. Доказывается важность целенаправленного педагогического руководства процессом формирования основ безопасного поведения на дорогах в условиях отклоняющегося развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведева Елена Юрьевна, Ольхина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF SKILLS OF SAFE BEHAVIOR ON THE ROADS IN STUDENTS WITH DISABILITIES

The article focuses on the need for a detailed scientific analysis of the problem of formation of skills of safe behavior on the roads of students with disabilities. Insufficient study of problems in psychological and pedagogical literature is emphasized. There is a shortage of software and methodological support for the work of the educational organization to form the foundations of transport culture in children with health restrictions, which reduces the quality of the educational process. The article offers a detailed analysis of psychological and pedagogical conditions that ensure the effectiveness of teachers in the formation of skills of safe behavior on the roads in students of different nosological groups. Based on the special educational needs of each category of children with disabilities and disabilities, the methods and methods of work on the formation of transport culture are proposed. The variants of adaptation of the educational material in the framework of the theme of safe road traffic are revealed and specific examples are given. The ways of effective interaction with students who have health restrictions in the classroom are considered. The importance of using adapted teaching materials and well-chosen visibility is emphasized. Special attention is paid to the need to create special conditions for teaching the rules of road safety of children, taking into account their nosological status. The importance of purposeful pedagogical management of the process of forming the foundations of safe behavior on the roads in conditions of deviant development is proved.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия формирования навыков безопасного поведения на дорогах у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Medvedeva Elena Yuryevna, Olkhina Elena Alexandrovna PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS .

УДК 376.3

DOI: 10.26140/knz4-2019-0804-0011

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

© 2019

ResearcherID: K-2438-2017

ORCID: 0000-0003-4144-2721

Scopus ID:57192677455

Медведева Елена Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики и психологии

ResearcherID: К-4324-2017

ORCID: 0000-0002-3755-9938

Ольхина Елена Александровна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603095, Россия, Н. Новгород, пл. Минина, д.7, olkhina.e@yandex.ru)

Аннотация. В статье акцентируется внимание на необходимости детального научного анализа проблемы формирования навыков безопасного поведения на дорогах у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Подчёркивается недостаточная изученность проблематики в психолого-педагогической литературе. Отмечается дефицит программно-методического обеспечения работы образовательной организации по формированию основ транспортной культуры у детей с ограничениями по здоровью, что снижает качество учебно-воспитательного процесса. В статье предлагается развернутый анализ психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность работы педагогов по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у обучающихся различных нозологических групп.Исходя из особых образовательных потребностей каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, предлагаются приемы и методы работы по формированию транспортной культуры. Раскрываются варианты адаптации учебного материала в рамках тематики безопасного дорожного движения и приводятся конкретные примеры. Рассматриваются способы эффективного взаимодействия с обучающимися, имеющими ограничения по здоровью на занятии. Подчеркивается значение использования адаптированных учебно-методических материалов и грамотно подобранной наглядности. Особое внимание уделяется необходимости создания специальных условий обучения правилам дорожной безопасности детей с учетом их нозологического статуса. Доказывается важность целенаправленного педагогического руководства процессом формирования основ безопасного поведения на дорогах в условиях отклоняющегося развития.

Ключевые слова: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, безопасное дорожное движение, безопасное поведение на дорогах, транспортная культура, образовательная организация, навыки безопасного поведения, безопасное детство, психолого-педагогические условия, специальные условия обучения.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF SKILLS OF SAFE BEHAVIOR ON THE ROADS IN STUDENTS WITH DISABILITIES

© 2019

Medvedeva Elena Yuryevna, candidate of psychological sciences, associate professor,

associate professor of department of special pedagogy and psychology Olkhina Elena Alexandrovna, candidate of psychological sciences, associate professor, associate professor of department of special pedagogy and psychology Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (Minin University) (603095, Russia, Nizhny Novgorod, Minin Square,7, olkhina.e@yandex.ru)

Abstract. The article focuses on the need for a detailed scientific analysis of the problem of formation of skills of safe behavior on the roads of students with disabilities. Insufficient study of problems in psychological and pedagogical literature is emphasized. There is a shortage of software and methodological support for the work of the educational organization to form the foundations of transport culture in children with health restrictions, which reduces the quality of the educational process. The article offers a detailed analysis of psychological and pedagogical conditions that ensure the effectiveness of teachers in the formation of skills of safe behavior on the roads in students of different nosological groups. Based on the special educational needs of each category of children with disabilities and disabilities, the methods and methods of work on the formation of transport culture are proposed. The variants of adaptation of the educational material in the framework of the theme of safe road traffic are revealed and specific examples are given. The ways of effective interaction with students who have health restrictions in the classroom are considered. The importance of using adapted teaching materials and well-chosen visibility is emphasized. Special attention is paid to the need to create special conditions for teaching the rules of road safety of children, taking into account their nosological status. The importance of purposeful pedagogical management of the process of forming the foundations of safe behavior on the roads in conditions of deviant development is proved.

Keywords: Students with Disabilities, Road Safety, Safe Behavior on Roads, Transportation Etiquette, Educational Institution, Safe Behavior Skills, Safe Childhood, Preschoolers.

ВВЕДЕНИЕ

В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детского населения указом президента Российской Федерации №240 от 29 мая 2017 в России объявлено десятилетие детства [1]. Одним из разделов этой государственной программы является обеспечение безопасности детей. Реализация концепции безопасного детства продекларирована в основных нормативных документах как как базовый компонент качественного образования. Согласно статье 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ необходимо создавать безопас-

ные условия обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации [2]. Следуя требованиям законодательства, образовательные организации обеспечивают не только безопасность жизнедеятельности воспитанников, но и проводят активную работу по формированию культуры безопасного поведения обучающихся. Особое внимание в рамках данного направления учебно-воспитательного процесса уделяется вопросам безопасного участия обучающихся в дорожном движении [3, 4]. Для решения задач по формирова-

нию у детей навыков безопасного поведения на дорогах педагоги могут воспользоваться богатым арсеналом научной литературы и программно-методического обеспечения. В настоящее время психолого-педагогические исследования раскрывают сущностные характеристики опасного и безопасного поведения, определяют факторы и закономерности его становления. Научному анализу подвергнуты компоненты и критерии безопасного поведения на дорогах и определены требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся на каждой образовательной ступени [5, 6, 7].

В условиях цензового образования запросы к уровню транспортной культуры детей остаются едиными на территории нашей страны, что требует реализации комплексной единообразной системы обучения правилам безопасного участия в дорожном движении [8]. Однако с практической точки зрения остро встает вопрос о необходимости реализации в процессе обучения дифференцированного похода с учетом разнообразия образовательных потребностей, состояния здоровья, интеллектуального и познавательного развития ребенка. К сожалению, данный аспект недостаточно рассмотрен в научно-методической литературе и нуждается в детализации с позиции анализа контингента обучающихся. Значительный процент среди воспитанников дошкольного и школьного возраста составляют дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. В силу наличия у них разной степени выраженности и тяжести ограничений по здоровью, риск участия в дорожно-транспортных происшествиях резко возрастает [9]. Но несмотря на злободневность данной проблемы вопросы транспортной культуры и безопасного поведения на дорогах, этой категории обучающихся не являются предметом детального научного анализа. Имеются лишь некоторые разработки по формированию основ безопасного поведения отдельных нозологических групп. Практические работники образования испытывают серьезный дефицит научно обоснованных программно-методических материалов по организации и содержанию работы образовательной организации по данному вопросу. В связи с этим представляется актуальным и практически значимым комплексный анализ психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность работы педагогов по формированию навыков безопасного поведения на дорогах детей с ОВЗ и инвалидностью.

МЕТОДОЛОГИЯ

При создании этих условий важно придерживаться единых принципов и подходов в проектировании и реализации процесса обучения навыкам безопасного дорожного движения всех детей, имеющих ограничения по здоровью. К основополагающим принципам следует отнести учет особых образовательных потребностей, обучающихся в соответствии с их возрастом и нозологическим статусом [10]. Исходя из разнообразия этих потребностей, определяется важнейший принцип создания специальных условий обучения. Среди них определяющие позиции занимает принцип разработки и реализации адаптированной образовательной программы, содержание которой не может расходиться с содержательным контентом обучения основам транспортной культуры. Непосредственно проведение занятий по тематике безопасного поведения на дорогах должно подчиняться принципам безбарьерной дидактики и реализовываться с позиции индивидуально-дифференцированного подхода. В ходе учебной работы по основам дорожной безопасности целесообразно помнить, что у обучающихся с ОВЗ и инвалидностью затруднен перенос полученных знаний в новую, практическую ситуацию. Вызывает сложности овладение навыками на основе простого подражания, что требуют обеспечение принципа коррекционной и практической направленности обучения. Перечисленные принципы и подходы будут актуальны для всех категорий, обучающихся с ОВЗ

и инвалидностью. Однако с практической точки зрения важно рассмотреть специфические психолого-педагогические условия и требования к организации процесса обучения навыкам безопасного участия в дорожном движении каждой нозологической группы обучающихся [9, 11, 12].

РЕЗУЛЬТАТЫ

При обучении детей с нарушениями слуха основам транспортной культуры практическим работникам образования необходимо учитывать: аудиологическое состояние, уровень речевого развития и слуховые возможности ребенка. В связи с этим любое обращение или задание должно быть предложено внятно, четко, достаточно громко. Если ребенок умеет читать по губам, при предъявлении задания необходимо расположиться так, чтобы лицо педагога было хорошо видно. Принципиальное значение в обеспечении результативности процесса обучения навыкам безопасного поведения имеет исправность и систематическое использование слухового аппарата [13]. В образовательной деятельности педагог должен учитывать особые образовательные потребности ребенка с нарушениями слуха и создать для него специальные условия обучения. К психолого-педагогическим условиям необходимо отнести:

- обеспечение деловой и эмоционально комфортной атмосферы, способствующей качественному образованию и личностному развитию глухих и слабослышащих обучающихся;

- обучение навыкам рационального использования нарушенного слуха и сохранных анализаторов;

- обучение словесной речи (в устной и письменной формах) в условиях специально педагогически созданной слухоречевой среды;

- использование вспомогательных средств общения (дактилология, жестовая речь), табличек и пр.;

- формирование и развитие возможностей восприятия звучащего мира, в том числе дорожной ситуации, слухового восприятия неречевых звучаний и речи;

В обучении безопасному дорожному движению обязательно должен присутствовать пропедевтический период и предварительная работа, выясняющая знания и представления детей с нарушениями слуха об изучаемом вопросе. Эта работа включает в себя первичное знакомство с терминами и понятиями, что будет выступать базой развития навыков планирования и прогнозирования практической и речевой деятельности. В ходе проведения занятий важно обращать особое внимание на формулировки, терминологию и выводы. Важно обеспечить 100% обратную связь с ребенком для выявления правильности усвоения программного материала. Речь педагога должна быть четкой, конкретной, понятной, естественной без излишней артикуляции. Если в процессе занятия используются аудио- и видеоматериалы, нужно убедиться в наличии субтитров. Предоставлять презентации и учебные материалы желательно заранее, так как большинство детей с нарушением слуха не могут одновременно смотреть на говорящего и воспринимать материал демонстрации. При организации учебной работы/образовательной деятельности педагогу важно заранее продумать и своевременно предоставить обучающемуся с нарушениями слуха четкую инструкцию по выполнению заданий и предусмотреть более длительные сроки ее выполнения. Инструкция должна содержать все этапы выполнения задания, рекомендации по форме предъявления материалов. Объем и содержание учебной работы обучающихся с нарушениями слуха определяется индивидуально, с учетом навыков самостоятельного моделирования высказываний и их актуализации в речи. Одним из основных требований будет выступать дози-рованность материала.

Обязательным условием обучения детей с нарушениями слуха является смена видов деятельности в ходе занятия. Это способствует сохранению внимания и работоспособности обучающихся данной нозологической

Medvedeva Elena Yuryevna, Olkhina Elena Alexandrovna pedagogical

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS ... sciences

группы. При организации занятия возможно варьировать объем заданий и виды педагогической помощи: предлагать глухим и слабослышащим детям помощь в планировании своей деятельности; использовать дополнительное инструктирование в ходе познавательной деятельности; алгоритмизация проверки усвоения и самоконтроля в обучении; стимулирование речевой деятельности посредством предоставления справочно-информационного, иллюстративного и демонстрационного материала и образцов речевых высказываний. Все это обеспечит индивидуальный подход к обучающимся, имеющим нарушения слуха.

Пространство, в котором осуществляются занятия, должно быть максимально приспособлено к нуждам и потребностям детей с нарушением слуха. Столы могут быть расположены полукругом, на максимально близком расстоянии от педагога. Ребёнок с нарушениями слуха должен иметь возможность поворачиваться к говорящему для зрительной поддержки восприятия звуковой информации. Нельзя допускать повышенного уровня шума в помещении. Необходимо включать «минутки тишины», которые являются своеобразным отдыхом для слуха и будут полезны всем обучающимся [14].

Таким образом, на специально организованных занятиях по формированию навыков безопасного поведения на дорогах педагог должен учитывать особые образовательные потребности и возрастные особенности обучающихся. Основу этих занятий составляет обучение практическим действиям, моделирование ситуаций, формирование конкретных алгоритмов поведения в дорожной ситуации с опорой на сохранные анализаторы и компенсаторные возможности детей:

- умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать, что такое опасные и безопасные действия на дорогах;

- умение использовать боковое зрение, необходимое для ориентации в дорожных ситуациях, слуховое и зрительное восприятие дорожной среды;

- умение адекватно оценивать скорость, расстояние, размеры движущегося транспорта;

- умение быстро принимать правильные решения в дорожно-транспортных ситуациях;

- умение моделировать пути безопасного поведения;

- умение вступать в коммуникацию с окружающими при возникновении сложных ситуаций на дороге.

Процесс формирования навыков дорожного движения у обучающихся с нарушениями зрения определяется спецификой особых образовательных потребностей. Их учет предполагает знание педагогом офтальмологического статуса и зрительных возможностей ребенка при той или иной патологии зрения. При обучении этой категории детей важно соблюдать офтальмо-гигиениче-ские и тифлопедагогические требования к занятиям [15]. К первой группе требований следует отмести освещенность помещения и рабочей поверхности, рассадку, правильный рабочую позу детей во время занятий, режим зрительной и тактильной работы в соответствии с рекомендациями офтальмолога и пр. К психолого-педагогическим условиям и требованиям необходимо отнести грамотную подачу демонстрационного материала, более медленный темп обучения, обеспечение 100% обратной связи и пр.

Основной задачей педагога во время занятий является обеспечение доступности визуальной информации. Для слабовидящих обучающихся раздаточный материал, презентации и пр., оформляются крупным шрифтом формата Arial, изображения и текст должны быть: максимально реалистичными, пропорциональными, контрастными и четкими. Демонстрируемый фон разгружен от лишних деталей, усложняющих восприятие наглядности. Для незрячих детей визуальная информация переводится в доступный аудио формат, шрифт Брайля и пр. В подростковом и более старшем возраста необходимо предусмотреть возможность использования 42

ассистивных технологий, в том числе звукозаписывающих устройств для конспектирования учебного материала. Предпочтительным видом наглядного материала для детей с нарушениями зрения являются макеты, (улиц, перекрестков, домов, светофоров, машин и пр.), тактильные схемы дорог, объемные пособия и т.д. Их предъявление обеспечит формирование целостного и адекватного образа изучаемого объекта. Целесообразно предусмотреть возможность непосредственного знакомства с различными видами транспорта на специально организованных экскурсиях в троллейбусный и автобусный автопарк.

При организации занятий педагогу важно заранее продумать и своевременно предложить ребенку с нарушениями зрения четкую инструкцию по выполнению заданий и предусмотреть более длительные сроки ее выполнения. Инструкция должна содержать все этапы работы над заданием, рекомендации по форме предъявления материалов. При условии письменного предъявления инструкции на доске или презентации важно озвучивать свои действия и содержание задания. Не лишним будет заранее обсудить с обучающимся возможные трудности, связанные с выполнением учебных заданий, их оформлением и поиском информации. Данный педагогический прием обеспечит взаимопонимание и позволит в дальнейшем избежать неправомочной оценки [16].

В обучении навыкам дорожного движения для детей с нарушениями зрения важно предусмотреть пропедевтический период, в рамках которого происходит знакомство с новыми словами, терминами и понятиями, выяснение уровня осведомленности слепых и слабовидящих детей об изучаемом предмете. Этот этап обеспечит успешное усвоение материала и будет способствовать преодолению вербализма и формализма знаний у воспитанников.

В процессе проведения занятий необходимо внимательно следить за зрительной и тактильной нагрузкой обучающихся, а также проводить профилактику переутомления. Его предупреждение возможно через проведение систематических гимнастик, смены видов деятельности, активное использование сохранных анализаторов и пр. Это способствует сохранению внимания и работоспособности детей данной нозологической группы.

Таким образом, у обучающихся с нарушениями зрения в процессе овладения навыками безопасного участия в дорожном движении должны сформироваться следующие компетенции:

- владение навыками безопасной ориентировки в дорожной ситуации с опорой на сохранные анализаторы;

- умение рационально использовать остаточное зрение в процессе ориентирования на дороге;

- знание различных видов транспортных средств и специфики их передвижения с учетом возраста ребенка:

- владение навыками моделирования ближайшего пространства на плане, схеме, составлять рассказы по темам «Безопасный путь до сада/школы», «Как я хожу в детский сад/школу»;

- умение ориентироваться в нестандартных и /или опасных ситуациях на дороге;

- умение попросить помощь при переходе улице или иных затруднительных случаях;

В отношении обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) процесс формирования навыков безопасного дорожного движения будет также подчинен учету их особых образовательных потребностей, требующих прежде всего наличия доступной безбарьерной среды. Непосредственно на занятии педагог особое внимание уделяет созданию психологически комфортной атмосферы и успешности ребенка с двигательными нарушениями в процессе овладения знаниями. Обязательным условием для детей с двигательными нарушениями является соблюдение индивидуального режима и темпа обучения. В соответствии с рекомендациями врача-ортопеда, практические работники об-Karelian Scientific Journal. 2019. Т. 8. № 4(29)

разования соблюдают правила посадки и передвижения ребенка с использованием технических средств реабилитации [17]. Определяются рефлекс-запрещающие позиции, которые помогают снизить активность патологических рефлексов и нормализовать мышечный тонус. Они обеспечивают максимально комфортное положение ребенка в пространстве и возможность осуществления движений. Ребенок с нарушениями двигательных функций не должен более 20 минут находиться в одной и той же позе и в положении с опущенной вниз головой, согнутыми коленями и ногами длительное время. Это приводит к стойкой патологической позе, способствует развитию сгибательных контрактур коленных и тазобедренных суставов [18].

Таким образом, учитывая неравномерность психического и физического развития детей с НОДА, образовательный процесс по основам безопасности дорожного движения должен быть построен на основе дидактических закономерностей: от простого к сложному; от непонимания к пониманию; от частного к общему; от конкретного к абстрактному; от абстрактного к конкретному. Для адекватного поведения в дорожной обстановке необходимо:

- формировать и развивать у обучающихся с двигательными нарушениями устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;

-обеспечивать осмысление и осознание опасных и безопасных действий на улицах и дорогах, в транспорте;

- способствовать развитию самоконтроля, саморегуляции и самоорганизации правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Проектируя и реализуя образовательный процесс с обучающимися, имеющими расстройства аутистическо-го спектра (РАС), важно в первую очередь обеспечивать адаптацию учебных материалов. Способ адаптации зависит от особенностей переработки информации, уровня сформированности учебных навыков, интеллектуального развития детей с РАС. Практическим работникам образования необходимо позаботится об упрощении инструкции к заданию. Данный способ адаптации предполагает создание многоступенчатой инструкции с четким алгоритмом выполнения задания, замену сложных для понимания слов или фраз пиктограммами, на которых схематически показана последовательность действий. Применительно к дорожной обстановке целесообразно предложить аутичному ребенку в виде алгоритма правила поведения на пешеходном переходе, перекрестке, в общественном транспорте и пр.

В процессе проведения занятия педагог предусматривает индивидуализацию стимульных материалов с учетом специфических интересов обучающихся с РАС. Например, при знакомстве с различными видами легкового транспорта использовать игрушечные машинки из любимого ребенком мультфильма «Тачки». Повысит эффективность усвоения изучаемого материала прием дополнительной визуализации. При возникновении у детей с РАС трудностей понимания условий задания необходимо использовать не только краткую запись и схему, но и наглядную реалистичную иллюстрацию или инсценировку ситуации с помощью предметов-заменителей. Уместно систематически включать в процесс обучения навыкам безопасного поведения на дорогах прием проблемно-ситуативного моделирования и драматизации, позволяющие детям в комфортной обстановке и удобном для них темпе овладеть основами дорожной безопасности [19].

Успешному пониманию учебного материала обучающимися с аутистическими расстройствами будет способствовать сокращение объема заданий при сохранении уровня их сложности. В связи со специфическими нарушениями произвольного внимания, трудностями переработки информации, программирования собственной деятельности, у этой категории детей отмечается

замедленный темп работы и низкая скорость письма. В связи с этим предоставление ребенку возможности выполнить меньшее количество заданий позволит повысить качество усвоения программного материала и создать ситуацию успеха.

Важнейшим условием, обеспечивающим успешность овладения навыкам безопасного участия в дорожном движении аутичных детей, является минимизация двойных требований. Нежелательно в процессе обучения предлагать детям задания, содержащие одновременно несколько требований: объяснить ситуацию и записать объяснение в тетрадь и т.д. В подобных случаях важно сконцентрироваться на первостепенной цели и максимально исключить дополнительные задания. При заучивании правил дорожного движения основной задачей выступает их понимание и практическая реализация. Умение записать правило или нарисовать перекресток остается второстепенной задачей.

Для эффективного решения образовательной цели и задач педагог должен грамотно варьировать и подбирать методы и приемы обучения навыкам безопасного поведения на дорогах. Опираясь на традиционную классификацию методов обучения важно учитывать возможность их адаптации под особые образовательные потребности детей с аутистическими расстройствами. При применении наглядных методов часто используется прием визуальной поддержки, для чего демонстрируются такие средства как:

- опорные и пошаговые схемы/алгоритмы поведения на дороге;

- сюжетные и/или разрезные картинки, демонстрирующие ту или иную дорожную ситуацию;

- реальные фотографии знаков, различных видов светофоров, дорожной разметки, видов транспорта;

- карточки PECS: для получения обратной связи от неговорящих аутичных детей;

- мультимедийные средства обучения: ролики, мультфильмы, презентации и анимации о правилах дорожного движения и правильного безопасного поведения его участников на дороге.

В процессе реализации словесных методов обучения особые требования предъявляются к речи педагога. Она должна быть четкой, конкретной и эмоционально окрещённой. В качестве приемов обучения целесообразно активно использовать набор социальных историй. В ходе рассказа истории педагог описывает проблемную ситуацию на дороге максимально приближенную к жизни. Предлагаемый герой сюжета должен соответствовать конкретному ученику. Далее дается четкая инструкция, как ребенку необходимо вести себя в моделируемой ситуации. Социальная история впоследствии может стать для ребенка с РАС хорошей подсказкой для регулирования собственного поведения.

Реализуя словесные методы, педагог внимательно следит за грамотной постановкой вопросов. По ходу занятия важно встроить вопросно-ответную форму обучения в строгой логической последовательности, подводящей детей к определенным выводам. Недопустимо использование сдвоенных вопросов и преобладание вопросительных предложений только репродуктивного характера. Важно установить при помощи вопросов степень усвоения материала и обратную связь с аутичным обучающихся. В определенных случаях возможно получение ответов при помощи тьютора или с использованием карточек PECS, а также других средств альтернативной коммуникации. Например, на какой цвет светофора перешел мальчик в мультфильме? - Ребенок показывает красный цвет на карточке. Для школьников с РАС задавание вопросов является важным приемом для развития навыка коммуникативной компетенции.

Систематическое использование словесных указаний необходимо для акцентирования внимания обучающегося на пошаговой инструкции при выполнении самостоятельного задания. Прием разъяснения важен для выяв-

Medvedeva Elena Yuryevna, Olkhina Elena Alexandrovna pedagogical

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS ... sciences

ления причинно-следственных связей между событиями в той или иной дорожной обстановке. Переносу знаний детей в реальную ситуацию на дороге будет способствовать прием комментариев, применяемый для акцентирования внимания на определенных труднопонимаемых моментах (система знаков, регулирующих поведение участников дорожного движения).

Учитывая трудности переноса знаний в повседневную и новую ситуацию, педагог активно использует практические методы обучения. В качестве результативных средств обучения выступают упражнения, которые могут выполняться с помощью тьютора на наиболее приемлемом для обучающегося с РАС материале. Упражнения выполняются с опорой на наглядность и с использованием упрощенной или пошаговой инструкции педагога. Обязательным компонентом обучения навыкам безопасного дорожного движения являются практические работы в реальной обстановке. Они могут быть выполнены с родителями или тьютером при выходе на улицу. Обучающиеся с РАС демонстрируют полученные им навыки при переходе через реальную дорогу, ищут заданные им знаки дорожного движения, оценивают ситуацию на дороге вокруг себя. Если это неговорящие дети, то ответы на вопросы учителя они дают с помощью карточек PECS уже в классе. Для формирования навыка безопасного поведения необходима помощь родителей, которые закрепляют полученные знания на практике. Педагогу необходимо объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей на дороге, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме.

Таким образом, выработка у ребенка с аутизмом четких алгоритмов деятельности снизит вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий с его участием. Особое внимание педагог и родители должны уделять индивидуальному подходу к обучающемуся с РАС с применением наглядности. Целесообразно предоставление информации в виде схем, алгоритмов, карточек с правилами дорожного движения, перехода дороги и пр. По мере необходимости детям с РАС можно предложить письменную короткую и четкую инструкцию. Педагог должен учитывать особые образовательные потребности детей с РАС, создавая и поддерживая специальные условия обучения:

- создавать комфортную и безопасную среду в классе/группе: включающую зону отдыха и исключающую резкий шум и яркой свет;

- соблюдать охранительный режим во избежание перегрузки нервной системы детей с РАС: использовать смену видов деятельности, заканчивать задание с каждым ребенком во избежание его застревания в нем; использовать задания, включающие все анализаторные системы, делать перерывы на разминочные минутки.

- использовать средства альтернативной коммуникации, если в этом есть необходимость.

Необходимость создания специальных психолого-педагогических условий обучения навыкам безопасного участия в дорожном движении продиктована и в отношении детей с задержкой психического развития (ЗПР). Учитывая особенности их психофизического развития, педагог должен помнить о том, что у этой категории обучающихся страдают предпосылки интеллектуальной деятельности. На фоне низкой работоспособности дети нуждаются в систематическом использовании приемов активизации произвольного внимания на всех этапах занятия. При формировании навыков безопасного движения на дорогах важно учитывать, что высокая степень истощаемости ребенка с ЗПР может принимать форму, как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому необходимо придерживать более медленного темпа обучения и менять виды детской деятельности. Для профилактики утомления детей следует проводить различного рода физкультминутки и гимнастики. В структуре урока/занятия должна присутствовать разминка в виде 44

пальчиковых упражнений и артикуляционной гимнастики. Целесообразнее (если ребенок с ЗПР инклюзирован в группу/класс) посадить рядом с педагогом, что обеспечить контакт глаза в глаза и поможет удерживать внимание [20].

Эффективность процесса формирования транспортной культуры у обучающихся повисит грамотная и продуманная адаптация программного материала к познавательным возможностям детей. Предпочтительнее подача изучаемого материала небольшими порциями с обязательным выделением главных и существенных признаков предмета или явления. В каждой теме должен быть выделен главный, базовый материал, подлежащий многократному повторению. После каждой части учебного материала педагогу необходимо проверять правильность его понимания обучающимися с ЗПР.

Объем и характер учебной деятельности должны быть строго дозированы. Ее сложность необходимо увеличивать постепенно и только по мере полного овладения ранее изученных правил дорожного движения. Имеет смысл изыскивать способы облегчения трудных заданий с помощью наводящих и/или направляющих вопросов, картинных планов, опорных схем, программированных карточек, графических моделей, карточек-помощниц и пр.

Дети с ЗПР нуждаются в большем количестве проб, чтобы усвоить то или иное правило поведения в дорожной ситуации, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях. Для качественного усвоения понятий и правил дорожного движения требуется многократное повторение действий и терминов обозначающих дорожную обстановку. Для обучающихся с ЗПР необходимо предлагать пошаговую инструкцию, дробить задание отдельные части и предъявлять ребенку их поэтапно. Например, вместо инструкции «Объясни, как правильно переходить через дорогу» целесообразно сказать следующее: «Вспомни, на что мы обращаем внимания, когда переходим через дорогу? На какой свет мы переходим дорогу? Нужно ли смотреть по сторонам. Почему? Расскажи».

В процессе обучения следует применять реалистичную и пропорциональную наглядность, фон которой разгружен от лишних деталей. Эффективно использование символической наглядности в виде опорных схем, таблиц карт, пиктограмм. Целесообразно использовать подвижные таблицы, чтобы вывод рождался на глазах у детей, а учащиеся были бы активно задействованы в процессе поиска причинно-следственных связей.

ВЫВОДЫ

Таким образом, создание психолого-педагогических условий с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и инвалидность обеспечит эффективность и качество обучения навыкам безопасного участия в дорожном движении. Необходимость их реализации продиктована нормативными и законодательными актами в сфере образования. Рациональное и грамотное их использование в практической деятельности педагога является обязательной составляющей его профессиональной компетентности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Указ президента Российской Федерации №240 от 29 мая 2017 г.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ

3. КартавыхМ. А., Камерилова Г. С. Научно-методическое обеспечение дополнительных профессиональных программ повышения квалификации преподавательского состава в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении // Вестник Мининского университета. Том 6 №1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Козловская Е.А. Формирование и функционирование системы обучения безопасному поведению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (для органов управления образованием и образовательных учреждений) / Е.А. Козловская, С.А. Козловский. М., 2006.213 с.

5. Тер-Григорьянц Р.Г. Формирование компетентностно-функ-ционального подхода в системе непрерывного обучения безопасному поведению дошкольников и школьников в дорожном движении. 2016.

№ 5. С. 926-929.

6. Неганова М. Б., Царегородцева Е. А. Формирование безопасного поведения детей и подростков на дорогах и улицах: методические рекомендации. — Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2013. 97 с.

7. Белугин М.Г., Ахмадиева Р.Ш. Педагогические условия организационно-педагогического сопровождения обеспечения безопасности дорожного движения школьников //Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-6. С. 8-19.

8. Вашкевич, А.В., Толочко, Е.И., Исхаков, М.М. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, ГБОУ ДОД ЦДЮТТ «Охта». 2012. - 224 с.

9. Медведева ЕЮ. Ольхина Е.А. Особенности формирования навыков безопасного поведения на дорогах у дошкольников с ОВЗ и инвалидностью/Карельский научный журнал. -2019 -Т.8. -№ 1(26). -С. 28-31.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N1598)

11. Волосовец Т. В., Сазонова С. Н. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. - М.: ВЛАДОС, 2004. — 232 с.

12. Илюхина И. В., Семочкина Н. А. Формирование основ культуры безопасности по правилам дорожного движения у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: авторская программа. — Сызрань, 2014. — 14 с.

13. Кодолбенко К. Л. Обучение глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста правилам дорожного движения посредством чтения с губ, 2010 URL: http://textarchive.ru/c-1404686-pall.html

14. Шумарина В. А. Формирование основ безопасности жизнедеятельности — путь социальной интеграции детей с ОВЗ //В сборнике: Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у участников образовательного процесса. Саратов. 2014. С. 241 - 243

15. Фомичева, Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. - СПб.: КАРО, 2007. 245 с.

16. Аникина Н. С. Особенности обучения слабовидящих детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах // Режим доступа -http://www.apkpro.ru/doc/%D0%90%D0%BD%D0%B 8%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0.pdf

17. Организация и содержание психолого-педагогической работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата: / [сост. А. В. Королева] . Сыктывкар: КРИРО, 2015. — 63 с.

18. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.

19. Богорад П.Л., Загуменная О.В., Хаустов А.В. Адаптация учебных материалов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. А.В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУВО МГППУ, 2017. 80 с.

20. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развива-ющего обучения/Под ред. С.Г. Шевченко. — М.: АРКТИ, 2001. — 224 с.

Статья поступила в редакцию 02.11.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.