Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1702
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ТРУДОЛЮБИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ТРУДУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ханова Татьяна Геннадьевна, Кочурова Наталья Витальевна, Вялова Наталия Вячеславовна

Статья посвящена изучению проблемы воспитания трудолюбия детей старшего дошкольного возраста как важного качества в системе нравственных ценностей общества, формирующегося в условиях трудовой деятельности. Актуальность проблемы обуславливается недостаточной изученностью данного вопроса в дошкольной педагогике. Авторы убеждены, что труд детей способствует воспитанию нравственно ценных качеств, компетентностей, коммуникативных способностей и обогащению когнитивного опыта, тем самым позволяет подготовить детей к возможным трудностям, которые могут возникнуть в процессе обучения в школе. Важную роль в этом процессе авторы отводят собственной трудовой деятельности детей как ведущему средству воспитания трудолюбия и готовности к труду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE UPBRINGING OF HARD WORK IN CHILDREN OF OLDER PRESCHOOL AGE

The article is devoted to the study of the problem of upbringing the industriousness of older preschool children as an important quality in the system of moral values of the society that is formed in the conditions of labor activity. The urgency of the problem is due to the insufficient study of this issue in preschool pedagogy. The authors are convinced that the work of children contributes to the upbringing of morally valuable qualities, competencies, communication skills and enrichment of cognitive experience, thereby preparing children for possible difficulties that may arise during the learning process at school. The authors assign an important role in this process to the children's own labor activity as a leading means of fostering hard work and readiness for work.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Выводы. Таким образом, приобщение старших школьников к активным формам музыкально-исполнительской и художественно-просветительской деятельности способствует углублению знаний, эстетических представлений, музыкальных ориентаций. Однако музыкальная практика приобретает позитивные качества и развивающий характер, если она обусловлена самостоятельными и инициативными действиями самих обучающихся. Только самообразовательная деятельность в области музыки, проявление конкретной индивидуальности несет в себе личностное своеобразие, которое и порождает новое творческое начало. Именно оно движет человеком, вызывая желание непрерывного самосовершенствования, непрерывного образования.

Литература:

1. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков как дидактическая проблема / Ю.Б Алиев. - М.: Издательство СГУ, 2012. - 479 с.

2. Олексюк О.Н. Развитие духовного потенциала личности в постнеклассическом художественном образовании: монография / О.Н. Олексюк. - К.: Киев. ун - т им. Б. Гринченко, 2019. - 268 с.

3. Падалка Г.Н. Педагогика искусства: (теория и методика преподавания искусствоведческих дисциплин): монография / Г.Н. Падалка; глав. ред. К. А. Романова. - К.: Образование Украины, 2008. - 274 с.

4. Свешинская Н.В. Методика преподавания музыкального инструмента (фортепиано): учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения искусства и музыкально-педагогических факультетов / Н.В. Свещинская. - Кировоград РВВ КДПУ им.В. Винниченка, 2008. - 72 с.

5. Сухомлинова М.В. Активизация познавательской деятельности студентов в процессе изучения музыкально-исполнительских дисциплин: автор. дис...канд. пед. наук: 13.00.02 / Сухомлинова М.В. -Ташкент, 1990. - 19 с.

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Ханова Татьяна Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); воспитатель Кочурова Наталья Витальевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 103» (г. Нижний Новгород);

старший преподаватель Вялова Наталия Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы воспитания трудолюбия детей старшего дошкольного возраста как важного качества в системе нравственных ценностей общества, формирующегося в условиях трудовой деятельности. Актуальность проблемы обуславливается недостаточной изученностью данного вопроса в дошкольной педагогике. Авторы убеждены, что труд детей способствует воспитанию нравственно ценных качеств, компетентностей, коммуникативных способностей и обогащению когнитивного опыта, тем самым позволяет подготовить детей к возможным трудностям, которые могут возникнуть в процессе обучения в школе. Важную роль в этом процессе авторы отводят собственной трудовой деятельности детей как ведущему средству воспитания трудолюбия и готовности к труду.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, образовательный процесс, трудолюбие, педагогические технологии, трудовая деятельность, готовность к труду.

Annоtation. The article is devoted to the study of the problem of upbringing the industriousness of older preschool children as an important quality in the system of moral values of the society that is formed in the conditions of labor activity. The urgency of the problem is due to the insufficient study of this issue in preschool pedagogy. The authors are convinced that the work of children contributes to the upbringing of morally valuable qualities, competencies, communication skills and enrichment of cognitive experience, thereby preparing children for possible difficulties that may arise during the learning process at school. The authors assign an important role in this process to the children's own labor activity as a leading means of fostering hard work and readiness for work.

Keywords: senior preschool age, educational process, hard work, pedagogical technologies, labor activity, readiness for work.

Введение. Нынешний век является эпохой глобальных политических, экономических и социальных преобразований в обществе, что влечет за собой острую потребность в развитии личности, готовой к трудовому усилию, творческой самореализации и общественной активности на протяжении всей жизни. Личность, обладающую данными качествами, можно назвать конкурентоспособной, лишь подобная личность сможет добиться высоких результатов в своей деятельности.

Проблема воспитания позитивного отношения к труду или трудолюбия сегодня вновь актуализировалась в связи с возрастанием роли активности и инициативности дошкольников в образовательном процессе, необходимости создания условий для самореализации личности. Приобщение к труду с ранних лет развивает у детей такие качества, как самостоятельность, организованность, активность, инициативность, настойчивость, трудолюбие. Труд формирует ребенка, способствует самоопределению и развитию всех сфер личности. Для современной науки вопрос о развитии трудолюбия в дошкольном возрасте оказывается одним из самых актуальных. В новейших разработках речь идет о необходимости воспитания позитивного отношения детей к труду, что по сути своей и составляет трудолюбие.

Следует отметить, что в наши дни вопросу трудового воспитания дошкольников уделяется не так много внимания, как ранее. Изданные в прошлом методические пособия и рекомендации сегодня оказываются

редкими и потому малодоступными для педагогов. Подавляющее большинство дошкольных образовательных организаций ставит вопрос об организации трудового воспитания дошкольников на одно из последних мест. Дошкольники не обладают трудолюбием и желанием трудиться, педагоги не уделяют должного внимания этому вопросу [4]. Полноценный труд в детских садах становится редким явлением, а его педагогический потенциал не реализуется в полном объеме.

Изложение основного материала статьи. Воспитание трудолюбия дошкольников является, на наш взгляд, важнейшей составляющей в работе педагогов детского сада. Трудовой деятельности назначено свое место в педагогическом процессе детского сада, определена ее программа, разработаны педагогические условия и технологии. Труд, как известно, является одним из главных средств разностороннего воспитания личности. В ходе трудовой деятельности формируется личность дошкольника, его взаимоотношения с другими детьми, самостоятельность и самооценка, ценностное отношение к окружающему как результату труда. Трудолюбие, являясь одним из важнейших нравственных качеств, сопряжено с воспитанием других нравственно ценных навыков и привычек поведения. Педагогический смысл воспитания трудолюбия заключается в том, что совместно с привитием желания трудиться, у детей формируются нравственные мотивы, которые стимулируют трудовую деятельность, в частности, стремление к созидательной деятельности как жизненной позиции человека в будущем [1].

Определяя понятие «трудолюбие», следует выделить ряд подходов к рассмотрению его сущности. Во-первых, трудолюбие трактуется как нравственно-волевое качество (И.В. Житко, Г.С. Малунова, др.); во-вторых, это свойство личности, черта характера (А.И. Кочетов, Д.В. Сергеева, др.); в-третьих, можно рассматривать трудолюбие как проявление позитивного отношения к труду (А.Г. Тулегенова, др.); и наконец, трудолюбие - в смысле привычка к труду (Т.И. Данюшевская, др.) [13]. Так, согласно позиции И.В. Житко, «трудолюбие - формирующееся качество личности, которое выражается в устойчивом интересе и уважении к труду взрослых и сверстников, участии в различных видах деятельности без принуждения, в старательности» [7]. Ряд педагогических исследований рассматривает трудолюбие как одно из ключевых интегрированных качеств личности. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставится задача формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей [10].

Трудолюбие как качество личности следует рассматривать в единстве четырех компонентов: когнитивного, эмоционального, личностного и поведенческого [3]. Когнитивный компонент представляет собой наличие представлений о труде, трудовых процессах и профессиях, понимание необходимости и социальной значимости труда. Эмоциональный компонент - это интерес к трудовой деятельности, желание трудиться, удовлетворение от процесса и результата труда. К личностному компоненту относят проявление качеств активности, инициативности, самостоятельности, аккуратности, настойчивости, ответственности, креативности и др. Поведенческий компонент трудолюбия включает сформированность практических умений: умение планировать, владение навыками трудовой деятельности, умение адекватно оценивать результаты труда, осуществлять самоконтроль, др.

Процесс трудового воспитания детей должен быть ориентирован на то, чтобы детям был понятен смысл труда, его необходимость и польза для себя или для других. Это одно из основных условий воспитания трудолюбия.

Одним из перспективных подходов к организации детского труда и воспитанию трудолюбия сегодня является технология «вхождения ребёнка в настоящие трудовые связи» М.В. Крулехт [9]. Ее отличительная черта состоит в проектировании педагогического процесса, который сконцентрирован на поэтапном процессе формирования дошкольника как субъекта деятельности. Организация образовательного процесса на основе интеграции средств трудового воспитания определяет алгоритм приобщения дошкольника к современному миру в контексте разных видов детской деятельности [9]. Согласно технологии М.В. Крулехт, начальный этап ознакомления с современным миром выражается в процессе накопления сведений об окружающих объектах и трудовой деятельности старших. Так, в младшем возрасте это осуществляется через наблюдение за процессом создания взрослыми различных продуктов (поделок, построек); в среднем дошкольном возрасте с детьми организуют наблюдения за трудом сотрудников дошкольной организации; старшие дошкольники интересуются профессиональной деятельностью родителей, их домашним трудом и увлечениями.

Второй этап характеризуется приобретением таких умений, как регулирование своих действий и умение оценивать их. Так, в младшей группе дети учатся обслуживать себя, удовлетворять свои потребностей собственными силами; в средней группе дошкольники осваивают навыки сервировки стола и мытья игрушечной посуды; в старшем возрасте дети должны освоить уборку дома с помощью пылесоса, научиться пришивать пуговицу, готовить элементарные блюда.

Третий этап связан с налаживанием взаимоотношений между дошкольником и окружающими в процессе труда. Для осуществления данного этапа в группе необходимо оборудовать предметно-пространственную среду, учитывающую возраст воспитанников, их гендерную принадлежность, интересы, способности и увлечения. Для малышей важные яркие дидактические пособия, способствующие обучению умениям застегивать пуговицы, шнуровать и т.д. В группе старших дошкольников необходимо предусмотреть центры детского творчества с оборудованием для мальчиков и девочек.

В возрасте 4-5 лет дошкольники уже могут самостоятельно обозначать определенные цели и осуществлять их, но отсутствуют навыки планирования собственной деятельности. В старшем возрасте у дошкольников развивается привычка доводить начатое дело до конца, а также умения действовать совместно со сверстниками, договариваться, помогать, вместе отвечать за порученное дело. Педагог стимулирует у дошкольников заинтересованность трудовой деятельностью родителей, сотрудников детского сада и окружающих взрослых людей, параллельно с этим расширяя общий кругозор и обогащая активный словарь. Детей подводят к осознанию значимости деятельности человека конкретной профессии, тем самым решая задачи ранней профориентации и позитивной социализации [2]. Воспитатель проводит беседы, в ходе которых воспитывает уважение к труду взрослых, трудящемуся человеку, показывает общественную значимость продуктов труда, знакомит с миром современных профессий, имеющих наглядный и значимый результат. Педагог подводит к пониманию, что разные виды профессий могут быть взаимосвязаны между собой.

Педагог знакомит детей с произведениями художественной литературы и организует дидактические игры, обогащающие представления о труде и людях труда. Одна из задач педагога - поддерживать у детей стремление к самообслуживанию, желание и готовность трудиться, формирование практических умений и

навыков. Данные аспекты находят свое решение в применении игровых приемов, регулярных упражнениях и мониторинге детской деятельности. Положительное оценивание работы дошкольника, а особенно, вознаграждение за отличные результаты трудовой деятельности, являются хорошей мотивацией для ребенка.

Важным аспектом жизни ребенка в детском саду становится хозяйственно-бытовой труд. Организовывать этот вид трудовой деятельности следует в виде различных поручений и увлекательных заданий для ребенка. Именно они позволяют постепенно вызывать интерес к процессу труда. Самыми действенными методами воспитания трудолюбия принято считать взаимодействие между ребенком и взрослым, поощрение и игровые приемы. Совместная трудовая деятельность со взрослым (воспитателем, родителями, дворником, др.) вызывает у дошкольника положительные эмоции, актуализирует интерес и желание вместе трудиться. В ходе совместной деятельности взрослым нужно подавать дошкольникам наглядный пример трудолюбия, ответственности, положительных взаимоотношений друг с другом.

У старших дошкольников необходимо воспитывать ценностное отношение к результатам труда, как своего, так и других. Так, если дошкольник подклеил книгу, то он не только сам старается бережно обращаться с ней, но и призывает к этому сверстников. В старшем дошкольном возрасте происходит знакомство детей с трудовой деятельностью взрослых с помощью прогулок и экскурсий за пределы детского сада, занятий, встреч [5]. Пример старшего поколения, по нашему мнению, играет важнейшую роль для детей дошкольного возраста, они учатся бережному отношению к вещам, природе. На данном возрастном этапе возможно использование опосредованного способа ознакомления с трудом взрослых: просмотр диафильмов, видеороликов, чтение художественной литературы, рассказы воспитателя о трудовых подвигах народа [8]. Дидактические игры будут являться эффективным способом закрепления пройденного материала.

Чтобы детский труд действительно стал средством нравственного воспитания, параллельно с развитием трудовых умений и навыков, необходимо направлять усилия дошкольника на работу, которая будет полезна для всего детского коллектива, в которой проявляется удовлетворение от результатов собственного труда для других, осознание значимости своих взаимоотношений со сверстниками. В ходе трудовой деятельности между детьми складываются дружеские отношения, отношения взаимовыручки и взаимопомощи. Зарождаются деловые отношения, умения совместно планировать работу, справедливо распределять объем, ответственное отношение к труду, т.е. в ходе труда закрепляются освоенные правила культуры поведения.

При организации сюжетно-ролевых игр важно создавать условия для включения знакомых трудовых процессов с настоящими инструментами в условно-игровой сюжет. В то же время необходимо широко применять в практике приемы, побуждающие к творческому развитию замысла, самостоятельному поиску необходимых для реализации игрового сюжета материалов (предметов-заместителей, воображаемых предметов).

Некоторую специфику имеет методика обучения дошкольников дежурству. Важно, чтобы воспитанники поняли, что дежурство - обязанность каждого ребенка перед группой сверстников, поэтому не педагог дает оценку деятельности дежурных, а весь детский коллектив группы, для которой выполнялся труд. Во время дежурства необходимо обращать внимание детей на нравственную направленность труда, воспитывать доброжелательные взаимоотношения в коллективном труде, умение объективно оценивать результаты труда.

Следует упомянуть о важности природоведческого труда в воспитании у дошкольников позитивного отношения к труду. Спецификой данного вида труда является необходимость взаимодействия с живыми объектами (растениями, животными), требующая, прежде всего, наличия знаний о способах ухода, а также бережного и ответственного отношения к объектам труда. В течение года воспитанники активно ухаживают вместе с воспитателем за комнатными растениями и животными в специально обустроенном уголке природы; эта работа может быть частью проектной деятельности по экологическому воспитанию [6]. Во время знакомства детей с трудовыми обязанностями дежурных по уголку природы педагог обращает внимание на необходимость грамотного ухода с опорой на имеющиеся представления о потребностях живых организмов, стимулирует интерес к миру природы и миру труда, подчеркивает зависимость состояния растений от качества ухода за ними.

Воспитание у дошкольников навыков культуры труда осуществляется в ходе подготовки рабочего места и необходимых инструментов и оборудования; в процессе труда воспитатель обращает внимание на правильное и безопасное пользование инструментами (ножницы, игла), рациональное использование материалов (бумаги, клея, др.); после работы - на необходимость навести порядок на рабочем месте.

Дошкольнику важно трудиться рядом со взрослым, встав на позицию партнерства и делового сотрудничества, быть причастным к настоящему «взрослому» миру, испытывая позитивные эмоции от совместного труда, способствующие воспитанию интереса к труду, желанию трудиться для других. В процессе труда у воспитанников проявляются и формируются такие личностные качества, как бережное отношение к труду, доброта и человечность, активность и инициативность, творческий подход, ответственность, готовность прийти на помощь, отзывчивость, стремление выполнить работу до конца качественно и самостоятельно.

Отметим, что в старшем дошкольном возрасте педагогу важно учитывать гендерные предпочтения и интересы детей к разным видам труда. С этой целью рекомендуется организация мини-центров детского творчества (вышивания, вязания для девочек, конструирования для мальчиков), творческих мастерских, художественных студий и кружков.

В целях реализации нравственного развития и воспитания трудолюбия следует найти возможность для организации межвозрастного общения и взаимодействия детей. В совместной деятельности младшие дети учатся принимать помощь от старших ребят, во многом им подражают; старшие дошкольники приобретают навыки оказания помощи младшим, совершенствуют свои коммуникативные способности и межличностные отношения, учатся быть ответственными и доброжелательными.

В содержании современного дошкольного образования появилось новое направление - экономическое воспитание, предполагающее пропедевтическую работу с детьми по изучению основных экономических категорий и воспитанию бережного отношения к предметам и ресурсам [11]. Экономическое воспитание дошкольников, как часть нравственно-трудового воспитания, предполагает изучение детьми азов финансовой грамотности, таких категорий, как труд, продукт, стоимость, расходы - доходы, товар, бюджет и др., формирование качеств разумного потребителя (рациональность, бережливость, экономность, разумность, расчетливость) [12].

Выводы. Итак, трудовая деятельность имеет глубокий нравственный контекст: дошкольники осознают, что их труд, результат их труда кому-то необходим, кому-то приятен и вызывает чувство благодарности, этим стимулируется развитие желания трудиться и трудолюбия. Такая эмоциональная поддержка результата детского труда составляет его главную педагогическую ценность. Собственный труд детей следует считать важнейшим средством воспитания трудолюбия. Сформированные трудовые навыки и умения являются базой для воспитания привычки к труду и готовности выполнять работу, положительной оценке трудовой деятельности.

Литература:

1. Алиева Л.Ш., Рамазанова Э.А. Сущность трудолюбия как качества личности дошкольника // Январские педагогические чтения. - 2018. - № 4 (16). - С. 68-71.

2. Белова Е.Е., Ханова Т.Г. Необходимость ранней профориентации в дошкольном возрасте // Педагогический вестник. - 2020. - Вып. 16. - С. 4-6.

3. Белоусова С.С., Бушмакина О.П. Воспитание положительного отношения к труду детей дошкольного возраста // Приоритеты педагогики и современного образования: сб. статей V Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2019. - С. 107-109.

4. Бичева И.Б., Казначеева С.Н. Развитие правовой компетенции педагога дошкольного образования // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - №4. - С. 1

5. Бобер В.С. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых // Молодежь в XXI веке: философия, право, педагогика и менеджмент: сб. науч. статей VI Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: УГПУ, 2015. - С. 75-77.

6. Гримовская Л.М. Развитие познавательных способностей детей в проектной деятельности по экологической тематике // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т.8. - № 2(31). - С. 6

7. Жидко И.В. Педагогическая диагностика в процессе формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1990. - 17 с.

8. Корона Ю.А. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: сб. материалов V Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2015. - С. 109-113.

9. Крулехт М.В. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2010.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: Центр педагогического образования, 2014. - 32 с.

11. Ханова Т.Г., Еракова Т.Н. Экономическое воспитание дошкольников в процессе игровой деятельности // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-4. - С. 250-253

12. Ханова Т.Г., Прокофьева Н.М. Экономическое воспитание в дошкольном возрасте // Государственный советник. - 2018. - № 1 (21). - С. 25-31.

13. Шингаркина Д.А. Педагогические условия формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых // Педагогика, психология, теория и методика обучения. - 2016. - № 6. - С. 277-281.

Педагогика

УДК 377

преподаватель Хасенгалиев Алексей Львович

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Волгоградский колледж управления и новых технологий имени Ю. Гагарина» (г. Волгоград); доктор педагогических наук, профессор Спирина Валентина Ивановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА К ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования профессиональной готовности будущих педагогов к профилактике девиантного поведения в подростковой среде. Раскрыты содержание и компонентный состав профилактической деятельности среди подростков, склонных к девиантному поведению. Дана характеристика возможностей педагогической практики для профессиональной подготовки по применению современных педагогических технологий в системе среднего профессионального образования.

Ключевые слова: педагог, педагогические условия, профессиональная готовность, педагогический колледж, образование, педагогические технологии, девиантное поведение.

Anmtation. The article deals with the problem of formation of professional readiness of future teachers to prevent deviant behavior in the adolescent environment. There is shown the content and components of prevention work among teenagers with deviant behavior. The authors make an attempt to identify and characterize the real possibilities of pedagogical practice of professional training in the application of the modern pedagogical technologies in the system of (secondary) vocational education.

Keywords: teacher, pedagogical conditions, professional readiness, pedagogical college, education, pedagogical technologies, deviant behavior.

Введение. Актуальность исследования связана с проблемой повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов сферы образования, которая характеризуется поиском наиболее эффективных путей решения, имеющих педагогическую значимость для успешной организации профилактической работы в подростковой среде.

В связи с распространением различных проявлений девиантного поведения среди несовершеннолетних серьезный акцент необходимо делать на профилактике данного социального явления. В связи с этим

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.