Научная статья на тему 'Диагностика представлений детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых'

Диагностика представлений детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2678
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ / ПРОФЕССИЯ / ТРУДОЛЮБИЕ / ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / РАБОЧИЕ ПРОФЕССИИ / FAMILIARIZATION WITH ADULT WORK / PROFESSION / HARD WORK / ATTITUDE TO WORK / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / WORKING PROFESSIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черкасов Илья Александрович

В статье рассматривается проблема ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых. Анализируются знания и отношение дошкольников к различным профессиям. Трудовое воспитание дошкольников целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых. Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности одна из центральных задач трудового воспитания детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черкасов Илья Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSIS OF REPRESENTATIONS OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN ABOUT ADULT WORK

The article considers the problem of introducing preschool children to adult labor. The knowledge and attitude of preschoolers to various professions are analyzed. Labor education of preschoolers is a purposeful process of forming a positive attitude towards work, desire and ability to work, morally valuable qualities, and respect for adult work in children. The origins of labor education lie in preschool age, when the child first begins to feel the need for independent activity, declaring his intentions and manifesting himself as the subject of his desires and interests. Raising this need is one of the central tasks of the labor education of children.

Текст научной работы на тему «Диагностика представлений детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых»

3. Rao Z. "Chinese students' perceptions of communication and non-communicative activities in EFL classroom". China. ELT journal, 2002. P. 85-105.

4. Robinson J. & Selman M. "Partnerships in learning: Teaching ESL to adults". Toronto. Pippin Publishing Corporation, 2000. P. 86-159.

ДИАГНОСТИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ Черкасов И.А. Email: [email protected]

Черкасов Илья Александрович - магистрант, кафедра дошкольного и начального образования. Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского,

г. Липецк

Аннотация: в статье рассматривается проблема ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых. Анализируются знания и отношение дошкольников к различным профессиям. Трудовое воспитание дошкольников - целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых. Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных задач трудового воспитания детей. Ключевые слова: ознакомление с трудом взрослых, профессия, трудолюбие, отношение к труду, дети старшего дошкольного возраста, рабочие профессии.

DIAGNOSIS OF REPRESENTATIONS OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN ABOUT ADULT WORK Cherkasov I.A.

Cherkasov Ilya Alexandrovich - Undergraduate, DEPARTMENT OF PRESCHOOL AND PRIMARY EDUCATION, LIPETSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER P.P. SEMENOV-TYAN-SHANSKY,

LIPETSK

Abstract: the article considers the problem of introducing preschool children to adult labor. The knowledge and attitude of preschoolers to various professions are analyzed. Labor education of preschoolers is a purposeful process of forming a positive attitude towards work, desire and ability to work, morally valuable qualities, and respect for adult work in children.

The origins of labor education lie in preschool age, when the child first begins to feel the need for independent activity, declaring his intentions and manifesting himself as the subject of his desires and interests. Raising this need is one of the central tasks of the labor education of children.

Keywords: familiarization with adult work, profession, hard work, attitude to work, children of preschool age, working professions.

УДК 1174

Ознакомление детей с трудом взрослых рассматривается в контексте проблем трудового воспитания, формирования моральных качеств и развития личности

дошкольника. Знания о профессиях обогащают компетентность, способствуют воспитанию у ребят трудолюбия, чувства уважения к труду.

Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики «взращивания» с дошкольного возраста личности способной стать в будущем профессионалом своего дела на основе формирования представлений о том, что труд — это почетная обязанность каждого человека, живущего в нашем обществе.

Решение проблем трудового воспитания детей дошкольного возраста связывают с российскими (М.В.Крулехт, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, С.Ф. Сударчикова, Д.А. Шингаркина и др.) и украинскими (З.Н. Борисова, А.В. Беленькая, Н.Б. Кривошея, М.А. Машовец и др.) исследователями.

Особое внимание ознакомлению с трудом взрослых уделяется старшим дошкольникам. Н.Б. Кривошея указывает на существующие возможности „формирования у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых и воспитании к нему чувства уважения" [3, 11]. Основой знаний детей, должны стать знания о трудовой деятельности взрослых. Они влияют на „ориентировку в действительности, умственное развитие ребенка, развитие его речевой, изобразительной, игровой, трудовой деятельности", отмечает С.Ф. Сударчикова [4, 6]. Более того, знания о профессиях влияют на воспитание трудолюбия детей, которое проявляется в „положительном отношении к трудовой деятельности, устойчивой потребности трудиться и заинтересованности ребенка в достижении положительных результатов своего труда" [5, 11], утверждает Д.А. Шингаркина. А.В. Беленькая подчеркивает, что цель ознакомления детей с трудом взрослых — формирование „знаний о трудовом процессе, положительного отношения к труду, уважения к человеку-труженику и продуктам его труда" [2, 20]. Поэтому целью статьи является профориентация дошкольников посредством ознакомления с трудом взрослых.

С этой целью я разработал проект «Все работы хороши — выбирай на вкус», который был реализован мной в старшей группе. Проект возник не случайно. Данные анкетирования родителей показали, что они плохо представляют значимость профориентационной работы, считая, что дети «вырастут и сами решат, что делать и где работать». Некоторые родители ответили, что дети «пойдут по их стопам». Отдельные родители хотели бы видеть своих детей благополучными и самодостаточными, живущими в роскоши и богатстве, поэтому уже сейчас работают для того, чтобы материально помочь своим детям и направить учиться в престижное учебное заведение.

Опрос детей старшего дошкольного возраста показал, что только 30% из них имеет отчетливое представление о многообразии профессий, правильно обосновывают значимость труда. 40% детей имеют представление о значимости разных профессий, устанавливают связи между разными видами труда. Остальные дети 30% знают названия только некоторых отдельных профессий, не могли объяснить, где работают родители, в чем ценность их труда, а познавательное отношение к труду у этих дошкольников неустойчивое. Исходя из этих данных и результатов основой работы стали прием «погружение в профессию», знакомство с профессиями родителей (встречи с интересными людьми) и экскурсии.

Актуальность: В настоящее время уделяется большое внимание формированию предпосылок трудовой деятельности и профессиональному развития дошкольников. Именно поэтому актуальной стала проблема развития нравственно-патриотических качеств детей дошкольного возраста посредством трудового воспитания, где одной из главных задач является формирование у детей понятия о профессиональной деятельности взрослых.

Задачи:

— Продолжать знакомить детей с трудом взрослых;

— Расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимостью их труда для семьи и общества;

— Учить отображать представления о профессиях родителей в игровой деятельности;

— Заинтересовать родителей совместными мероприятиями, привлечь к проведению совместных экскурсий на рабочие объекты;

— Активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.

Вид проекта: информационно-практический. Возраст детей: 6-7 лет.

Продолжительность: долгосрочный

Участники: воспитатели, родители, дети.

Этапы работы над проектом.

Поставленные задачи я буду выполнять с помощью:

1. Экскурсий.

2. Бесед с детьми о профессиях, рассказ родителей о своих профессиях.

3. Чтение и обыгрывание стихов о профессиях.

4. Дидактических и СРИ.

5. Выставки рисунков, создания фотоальбома профессий.

1. Подготовительный этап.

— Составление плана совместной деятельности — организация выставок детских работ и поделок

6. Просмотр слайдов и видеоматериалов о профессиях.

7. Экспериментирования с помощью алгоритма.

с детьми, педагогами и родителями.

— Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических).

— Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных.

— Подбор песен, музыкальных композиций, связанных с темой проекта.

— Сотрудничество с родителями.

— Оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подборка фото, литературы.

— Беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательному и образовательному процессу в ДОУ.

2. Основной этап

Мероприятия по работе с детьми: чтение художественной литературы, просмотр презентаций, беседы, экскурсии, наблюдения, рисование, аппликации, изготовлением поделок, дидактические игры.

Мероприятия по работе с педагогами:

— широкое использование игрушек, кукол, одетых в профессиональные костюмы (врач, повар и др.)

— использование раздаточного материала, в соответствии с темой проекта,

— использование мультимедийной презентации,

— изготовление пособий для занятий и декораций,

— проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок, кукол, детских костюмов, декораций, книжек-малышек.

3. Заключительный этап.

— изготовление цифрового фотоальбома «Профессии наших родителей».

— подведение итогов конкурса среди семей книжки-малышки «Профессии»,

— вручение памятных дипломов, призов,

— оформление фото выставки,

— вечер досуга «Праздник профессий».

— оформление выставки кукол в профессиональных костюмах,

— оформление выставки коллективных работ, — презентация проекта.

Ожидаемый результат:

Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.

Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

Дети знают и называют большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии. Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой цели атрибуты и наряды. У родителей появилось развлечение.

— изготовление приглашения для родителей на интерес к образовательному процессу, развитию творчества «Праздник профессий»,

— оформление выставки детских работ «Портреты профессий» знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.

Формы работы: мнемотаблицы и книжки-малышкт о профессиях.

Таблица 1. Формы работы

Формы работы (ноябрь) Содержание

1. Непосредственная образовательная деятельность • Начальная диагностика, направленная на выявление знаний детей о профессиях • Составление рассказов по картинам. Тема: «Профессии». • НОД «Путешествие в прошлое профессий» • Беседа «Что такое профессия» • Экскурсия по детскому саду с целью ознакомления с профессиями людей, работающих в детском саду. (прачка, кухня, кабинет заведующей, библиотека, кабинет медицинской сестры, помещение плотника)

2. Совместная деятельность с детьми Беседы с работниками детского сада Беседа «Кем работают мои родители» «Берем интервью» Д/И «Кто где работает?» «Кто это делает?» Д/и «Кто что делает?» Д/и «Исправь ошибку» Д/и «Для человека какой профессии это нужно?» Д/и «Кому что нужно для работы?» Д/и «Хлопните в ладоши, если это надо для ... (название профессии)» Д\и «Кто больше назовет действий?» (с мячом) Д/и «Продолжи предложение» Д/и «Кто на фото?»; «Найди и расскажи» (по фотографии) Д/и «Нарисуем портрет» (речевой) Д/и «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете» Изготовление гербов профессий работников детского сада

3. Самостоятельная деятельность детей Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?». Чтение загадок о труде взрослых. Просмотр презентации «Профессии прошлого и настоящего» • Рассматривание картин, иллюстраций: повар, пожарный, учитель, парикмахер, военный, врач, продавец, предметы и инструменты людей разных профессий.

4. Взаимодействие с семьей • Рисование людей и предметов нужных для работы. • Раскрашивание раскрасок по теме «Профессии». Аппликация. Тема: «Детский сад мы строим сами». Рисование. Тема: «Кем я буду?». • Подборка иллюстраций о профессиях Беседы дома о профессиях родителей. Подбор иллюстраций для создания фото альбома «Профессии моих родителей»

Дети в большинстве ориентируются лишь на отдельные характеристики труда взрослых, как правило, связанные с деньгами, материальными ценностями, популярностью представителей некоторых профессий в обществе, а также с потребностями людей. Некоторые ребята видят пользу труда для общества и отдельно взятого человека, но чувства уважения к трудовой деятельности нет. Перспективами дальнейших исследований станет оценка эффективности программы ознакомления старших дошкольников рабочими профессиями, содержание которых ориентировано на воспитание у детей чувства уважения к труду взрослых, раскрытию его социальной и личностной значимости.

Список литературы /References

1. Базовый компонент дошкольного образования // Дошкольное воспитания, 2012. № 7.

2. Беленькая В. Рост дошкольника в труде. // М.: Школьный мир, 2010.

3. Кривошея Н.Б. // Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых как средство первоначального экономического воспитания: Автореф. дис. ... канд. пед. науч. К., 1997.

4. Сударчикова С.Ф. // Формирование системных знаний в труде взрослых у детей пятого года жизни: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1988.

5. Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. // М., 2013.

6. БурмистоваН.Н. // Путешествие в мир профессий // Воспитатель ДОУ, 2013. № 9.

7. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старший возраст). Москва, 2002.

8. МаханеваМ.Д. Скворцова О.В. // Учим детей трудиться. М., 2012.

9. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010.

10. Профессии. Демонстрационный материал. М., 2013.

11. Профессии. Демонстрационный плакат М., 2013.

12. Дошкольная педагогика 101 // Н.А. Васильева. Путешествие по станциям с родителями и детьми среднего дошкольного возраста (по произведениям В. Осеевой).

13. Савина И.В. // Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ, 2012. № 3.

14. Шорыгина Т.А. // Беседы о профессиях. Метод. Пособие М., 2014.

15. Шорыгина Т.А. // Трудовые сказки. М. ТЦ Сфера, 2014.

16. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-trud-i-igra-trud-i-tvorchestvo-starshaja-grupa.html/ (дата обращения: 25.12.2019).

17. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vseodetishkax.ru/gotovnost-k-shkole/64-psixologicheskaya-gotovnost-k-shkole-psixologam/686-diagnostika-gotovnosti-detej-6-7-let-k-shkolnomu-obucheniyu/ (дата обращения: 25.12.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.