Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭТИЧЕСКИХ БЕСЕД'

ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭТИЧЕСКИХ БЕСЕД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
749
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУД / КАЧЕСТВО / ТРУДОЛЮБИЕ / КРИТЕРИИ ТРУДОЛЮБИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ ТРУДОЛЮБИЯ / ЭТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карих Виктория Вячеславовна, Балабаева Ольга Александровна

Цель: выявить особенности трудолюбия детей старшего дошкольного возраста. Методы: диагностическая процедура, ориентированна на оценку структурных компонентов трудолюбия детей старшего дошкольного возраста (познавательного, эмоционально-мотивационного, поведенческого), разработанных Р.С.Буре, И.В. Житко, Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, позволила нам проанализировать особенности трудолюбия и наметить перспективу дальнейшего его воспитания, в части педагогических условий. Результаты : результаты исследования позволили выявить, что большинство детей старшего дошкольного возраста находятся на среднем уровне, для которого характерно проявление интереса со стороны детей к труду взрослых, но недостаточный объем и глубина представлений о труде взрослых, его значении. Детям характерна недостаточная инициативность, самостоятельность. Уровень трудовых навыков в хозяйственно-бытовом труде характеризуется недостаточной ответственностью: дети не поддерживают порядок в группе, забывают убирать за собой игрушки; недостаточно сформирована самостоятельность, инициативность, системность: дети не знают, с чего нужно начать уборку, где взять необходимый инвентарь, как правильно произвести дежурство. Научная новизна : в статье на основе использования комплекса взаимодополняющих методов исследования обоснованы особенности трудолюбия детей старшего дошкольного возраста и определены педагогические условия его воспитания посредством этических бесед. Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть использованы в образовательном процессе и практике педагогов дошкольного и дополнительного образования, а также индивидуальной работе педагогов и родителей с детьми старшего дошкольного возраста для воспитания трудолюбия посредством этических бесед.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карих Виктория Вячеславовна, Балабаева Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF DILIGENCE IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE THROUGH ETHICAL CONVERSATIONS

Objective: identify the features of hard work of children of senior preschool age. Methods: a diagnostic procedure aimed at evaluating the structural components of hard work of children of senior preschool age (cognitive, emotional, motivational, behavioral), developed by R. S. Bure, I. V. Zhitko, G. A. Uruntayeva, Yu. a. Afonkina, allowed us to analyze the features of hard work and outline the prospects for its further education, in terms of pedagogical conditions. Results: the results of the study revealed that the majority of children of senior preschool age are at an average level, which is characterized by a manifestation of interest on the part of children in adult work, but there is insufficient volume and depth of ideas about adult work and its significance. Children are characterized by a lack of initiative and independence. The level of labor skills in household work is characterized by insufficient responsibility: children do not maintain order in the group, forget to clean up their toys; lack of independence, initiative, consistency: children do not know where to start cleaning, where to get the necessary equipment, how to properly perform duty. Scientific novelty: based on the use of a set of complementary research methods, the article substantiates the features of hard work of children of senior preschool age and defines the pedagogical conditions for its education through ethical conversations. Practical significance: the results of this research can be used in the educational process and practice of teachers of preschool and additional education, as well as individual work of teachers and parents with children of older preschool age to foster hard work through ethical conversations.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭТИЧЕСКИХ БЕСЕД»

KARIKH Victoria Vyacheslavovna and others

EDUCATION OF DILIGENCE IN CHILDREN OF PRESCHOOL ..

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

УДК 372.035.3

DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0003

ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭТИЧЕСКИХ БЕСЕД

© Автор(ы) 2021 SPIN: 9283-8949 AuthorlD: 336819

КАРИХ Виктория Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики дошкольного образования» БАЛАБАЕВА Ольга Александровна, студентка Иркутский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, улица Карла Маркса, 1, e-mail: [email protected]) Аннотация. Цель: выявить особенности трудолюбия детей старшего дошкольного возраста. Методы: диагностическая процедура, ориентированна на оценку структурных компонентов трудолюбия детей старшего дошкольного возраста (познавательного, эмоционально-мотивационного, поведенческого), разработанных Р.С.Буре, И.В. Житко, Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, позволила нам проанализировать особенности трудолюбия и наметить перспективу дальнейшего его воспитания, в части педагогических условий. Результаты: результаты исследования позволили выявить, что большинство детей старшего дошкольного возраста находятся на среднем уровне, для которого характерно проявление интереса со стороны детей к труду взрослых, но недостаточный объем и глубина представлений о труде взрослых, его значении. Детям характерна недостаточная инициативность, самостоятельность. Уровень трудовых навыков в хозяйственно-бытовом труде характеризуется недостаточной ответственностью: дети не поддерживают порядок в группе, забывают убирать за собой игрушки; недостаточно сформирована самостоятельность, инициативность, системность: дети не знают, с чего нужно начать уборку, где взять необходимый инвентарь, как правильно произвести дежурство. Научная новизна: в статье на основе использования комплекса взаимодополняющих методов исследования обоснованы особенности трудолюбия детей старшего дошкольного возраста и определены педагогические условия его воспитания посредством этических бесед. Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть использованы в образовательном процессе и практике педагогов дошкольного и дополнительного образования, а также индивидуальной работе педагогов и родителей с детьми старшего дошкольного возраста для воспитания трудолюбия посредством этических бесед.

Ключевые слова: труд, качество, трудолюбие, критерии трудолюбия, показатели трудолюбия, этическая беседа, дети старшего дошкольного возраста.

EDUCATION OF DILIGENCE IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE THROUGH

ETHICAL CONVERSATIONS

© The Author(s) 2021

KARIKH Victoria Vyacheslavovna, candidate of psychological Sciences, associate Professor of "Psychology and pedagogy of preschool education" BALABAEVA Olga Alexandrovna, student Irkutsk State University (664003, Russia, Irkutsk, street Karl Marks, 1, e-mail: [email protected]) Abstract. Objective: identify the features of hard work of children of senior preschool age. Methods: a diagnostic procedure aimed at evaluating the structural components of hard work of children of senior preschool age (cognitive, emotional, motivational, behavioral), developed by R. S. Bure, I. V. Zhitko, G. A. Uruntayeva, Yu. a. Afonkina, allowed us to analyze the features of hard work and outline the prospects for its further education, in terms of pedagogical conditions. Results: the results of the study revealed that the majority of children of senior preschool age are at an average level, which is characterized by a manifestation of interest on the part of children in adult work, but there is insufficient volume and depth of ideas about adult work and its significance. Children are characterized by a lack of initiative and independence. The level of labor skills in household work is characterized by insufficient responsibility: children do not maintain order in the group, forget to clean up their toys; lack of independence, initiative, consistency: children do not know where to start cleaning, where to get the necessary equipment, how to properly perform duty. Scientific novelty: based on the use of a set of complementary research methods, the article substantiates the features of hard work of children of senior preschool age and defines the pedagogical conditions for its education through ethical conversations. Practical significance: the results of this research can be used in the educational process and practice of teachers of preschool and additional education, as well as individual work of teachers and parents with children of older preschool age to foster hard work through ethical conversations.

Keywords: work, quality, hard work, criteria of hard work, indicators of hard work, ethical conversation, children of senior preschool age.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Проблема воспитания трудолюбия дошкольников является актуальной в современном образовании. В Законе РФ «Об образовании» зафиксирован один из основополагающих принципов государственной образовательной политики: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» труд и уважение к труду, являются базовыми национальными ценностями. Будущее ребенка, его нравственное становление во многом определяется содержанием трудового воспи-

тания в дошкольных образовательных организациях и в семье.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, нравственное воспитание является одним из приоритетных направлений дошкольного образования и ориентированно на формирование у дошкольников позитивных установок к различным видам труда взрослого (п.3.1).

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Как показал анализ литературы, сегодня актуально изучение вопроса ранней профориентационной работы с детьми дошкольного возраста [1-4].

По-прежнему актуально изучение общих основ трудового воспитания дошкольников [5-8].

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

КАРИХ Виктория Вячеславовна и другие EDUCATION OF DILIGENCE IN CHILDREN ...

Интересным в аспекте нашего исследования мы полагаем и результаты, опубликованные Е.И. Тимошиной, М.А. Арсеновой, Т.В. Першиной, Н.А. Лосевой, Л.Ю. Швец и др. [9-13], по проблеме формирования ценностных основ воспитания трудолюбия у дошкольников.

В работе З.У. Колокольниковой и Н.А. Михайловой представлен опыт эффективного освоения педагогами «метода Тихеевой», послужившего основой освоения дошкольниками взаимосвязанной деятельности «игра -труд» [14].

Как считают, исследователи Е.А. Шанц, Л.Л. Пру-дякова [15; 16] субъектная позиция и самостоятельность меняется, и развивается с возрастом.

Анализ публикаций, затрагивающих проблематику детско-родительских отношений показывают больший исследовательский интерес к изучению организации в семье ранней профориентации дошкольников [17-21].

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выявить следующие противоречия между: социальной значимостью воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью педагогических условий воспитания трудолюбия; необходимостью воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста посредством этических бесед и недостаточной компетентностью в вопросах воспитания трудолюбия дошкольника у педагогов и родителей.

Наличие данного противоречия позволило обозначить проблему нашего исследования, которая заключается в вопросе, можно ли воспитать трудолюбие у детей старшего дошкольного возраста посредством этических бесед?

Формирование целей статьи. Цель: выявить особенности трудолюбия детей старшего дошкольного возраста и обосновать педагогические условия, направленные на его воспитание посредством этических бесед.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: теория трудового воспитания и обучения дошкольников (Р.С. Буре, Г.М. Киселевой, М.В. Крулехт); идеи Л.А. Мишариной, С.Ф. Сударчиковой о возможности освоения системных знаний в труде у дошкольников; идеи Л.П. Князевой об использовании этических бесед в работе с детьми дошкольного возраста.

Постановка задания. Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Задачи: 1. Изучить состояние проблемы в работах отечественных и зарубежных исследователей. 2. Выделить критерии, подобрать диагностический инструментарий, направленный на выявление фактического уровня трудолюбия детей старшего дошкольного возраста и ресурсные возможности педагогических условий для его воспитания. 3. Обосновать педагогические условия, способствующие воспитанию трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста посредством этических бесед.

Для решения поставленных задач нами использовались методы исследования. Это теоретические методы: анализ и обобщение философской, психологической и педагогической литературы и исследований по проблеме; теоретическое моделирование. Психодиагностические методы: беседа, наблюдение, диагностические задания. При обработке полученных результатов применялся комплекс математико-статистических методов: метод ранжирования, метод оценки независимых экспертов, метод классификационного шкалирования; вычисление и сопоставление среднего арифметического показателя, U-критерия Манна-Уютни.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Проведенный теоретический анализ литературы позволил сформулировать основные выводы, на основании которых нами были намечены пути дальнейшего исследования.

В современной педагогической науке можно выделить несколько подходов, согласно которым трудолюбие

понимается как: нравственно-волевое качество личности (И. В. Житко, Г. С. Малунова и др.); черта характера, свойство личности (А. И. Кочетов, И. Ф. Свадковский, Д. В. Сергеева и др.); положительное отношение к труду (Е. И. Образцова, А. Г. Тулегенова и др.); привычка к труду (Т. И. Данюшевская, С. В. Ушнева и др.).

Однако проблема воспитания трудолюбия дошкольников как основного качества личности еще недостаточно разработана. В связи с этим перед дошкольной образовательной организацией встает важная задача воспитания трудолюбия у подрастающего поколения с периода детства.

Трудолюбие — это формирующееся качество личности, которое выражается в устойчивом интересе и уважении к труду взрослых и сверстников, участии в различных видах деятельности без принуждения, в старательности (И.В. Житко).

Трудолюбие как качество личности включает в себя три основных критерия: познавательный, эмоциональ-но-мотивационный, поведенческий. Каждый из этих критериев характеризуется конкретными показателями: понимание важности, общественной ценности труда (ценностное отношение к труду); умение планировать трудовую деятельность (системность); представления о различных материалах и свойствах в трудовой деятельности (объем); представления о труде взрослых по определенным специальностям (глубина); доведение дела до конца (ответственность); представления о своих обязанностях (осознанность представлений);проявление самостоятельности; проявление интереса к труду; участие в деятельности без принуждения (инициативность) (эмоциональная отзывчивость).

Дошкольный возраст (3-7 лет) - это время, когда закладываются основы физического, психологического, трудового, личностного развития ребенка.

А.Г. Ананьев определил в своих исследованиях, что важной предпосылкой формирования у детей трудолюбия, а также умения действовать с предметами и орудиями труда, являются изменения в сенсорной и моторной сферах развития личности ребенка. Также ученый пишет о некоторых психофизиологических особенностях развития ребенка, например, что с первого года жизни начинает интенсивно формироваться крупная моторика: произвольность движения рук, согласованность работы руки и глаза. Объясняется это тем, что с раннего возраста ребенок видит действия взрослого. Конечно, смысл тех или иных действий ребенку не понятен, но суть в том, что ребенок желает выполнять трудовые действия как взрослый, потому что они его привлекают.

К детям шестого года жизни можно предъявлять уже более высокие требования в отношении качества выполнения работы, самостоятельности, больше опираясь на опыт ребенка, знания и умения. Важно предоставить свободу на проявление творческих способностей, смекалки, трудовых и волевых усилий. В этом возрасте дети способны к коллективному выполнению некоторых поручений, так как они уже могут выслушать задание, продумать план работы, а также распределить обязанности между собой. Что отличает шестилетних детей от пятилетних, это то, что дети уже осознают значимость своего труда, у них появляется чувство ответственности за выполнение как своей работы, так и работы коллектива. Действия ребенка старшего дошкольного возраста аккуратны, работа доводится до конца, при необходимости он может помочь другим детям, не стесняется попросить о помощи. Элемент игры еще присутствует, однако дети отличают игру от труда, получая от последнего моральное удовлетворение при преодолении трудностей (умственных и физических) [21].

Трудолюбие у старших дошкольников проявляется в активности, целеустремленности, инициативности, добросовестности, организованности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда, а также в умении быть полезным обществу и ответственно-

KARIKH Victoria Vyacheslavovna and others Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

EDUCATION OF DILIGENCE IN CHILDREN OF PRESCHOOL ... 2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

сти перед коллективом за свое поведения и действия. Основной задачей педагога является научить ребенка видеть и понимать смысл и результат своего труда.

Стоит отметить, что наиболее эффективно процесс воспитания трудолюбия будет проходить при системе совместно-образовательной деятельности педагогов и родителей, включающей проведение этических бесед с детьми старшего дошкольного возраста.

Ученые в своих педагогических исследованиях определили пути формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста. Так это: систематическое и планомерное воздействие взрослых (Д.В. Сергеева); воспитание готовности к труду на основе его привлекательности (Л.Б. Касперская); воспитание интереса к труду, желания трудиться на пользу людям (Л.Е. Образцова); приобщение каждого ребенка к труду посредством трудовых поручений (Г.М. Киселева).

По мнению Л.П. Князевой [22], одним из эффективных и важных методов формирования нравственных качеств, в том числе трудолюбия, у детей старшего дошкольного возраста, являются этические беседы. Целью этической беседы является формирование личности ребенка. В процессе этической беседы формируются такие качества, как чувство ответственности, доброты, честности, правдивости, смелости, дружбы.

В настоящее время в практике работы дошкольных образовательных организаций уделяется недостаточное внимание планированию работы педагогов, совместной работе с семьей по воспитанию трудолюбия у старших дошкольников, реализации роли взрослого как образца-ориентира в воспитании данного качества личности. В дошкольной образовательной организации предметно-развивающая среда не обеспечивает должного уровня воспитания трудолюбия у дошкольников с учетом современных требований к личности ребенка на всех периодах дошкольного детства.

На первом этапе нашего эмпирического исследования мы изучили комплекс педагогических условий, а также особенности сформированности трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.

Нами был проведен комплекс диагностических процедур, таких как «Беседа, направленная на выявление представлений детей 5-7 лет о значении труда» (Р.С.Буре), «Беседа о трудолюбии» (И.В. Житко), «Изучение особенностей отношения ребенка к процессу труда» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина), «Наблюдение за ребенком в хозяйственно-бытовом труде» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина), который позволил нам проанализировать особенности трудолюбия детей старшего дошкольного возраста. Мы пришли к выводу, что большинство детей находятся на среднем уровне (по 55% детей в экспериментальной и контрольной группах). Так, представления о трудолюбии как качестве личности у детей старшего дошкольного возраста проявляются через системность и осознанность представлений, интерес, но недостаточный объем и глубину знаний. Для детей характерно ценностное отношение к труду, в ответах дети говорили о том, что трудолюбивым быть важно, чтобы помогать взрослым (Артем С.). Особенности отношения к труду у детей проявляются через эмоциональную отзывчивость, ценностное отношение к труду, интерес, самостоятельность, ответственность. Дети характеризуются недостаточным проявлением инициативности: ребенок заранее не намечает план действий, не проговаривает, что он будет делать, а сразу старается выполнить задание, но сталкивается с трудностями «я не знаю, где взять тазик и тряпочки» (Лиза М.), «куда налить воду?» (Лев Н.). Уровень трудовых навыков в хозяйственно-бытовом труде характеризуется недостаточной ответственностью: дети не поддерживают порядок в группе, забывают убирать за собой игрушки; недостаточно сформирована самостоятельность и инициативность: детям требуется помощь воспитателя для того, чтобы разложить материалы для 22

занятий, они выполняют поручения только тогда, когда им скажет это сделать кто-то из взрослых; инициативу не проявляют, недостаточно сформирована системность: дети не знают, с чего нужно начать уборку, где взять необходимый инвентарь, как правильно произвести дежурство, но дети характеризуются эмоциональной отзывчивостью, ценностным отношением к труду: ценят результат своего труда, говорят другим детям о том, что они сегодня убрались в каком-либо центре, радуются, когда и хвалят за выполнение трудового поручения. Это свидетельствует о необходимости организовать работу, направленную на воспитание трудолюбия старшего дошкольного возраста.

Для выявления педагогических условий, способствующих воспитанию трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста, нами был проанализирован показатель компетентности (когнитивный, деятельностно-практический, мотивационно-рефлексивный) педагогов по проблеме воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста. Анализ показал, что преобладает базовый уровень (62,5%) профессиональной готовности педагогов. Он проявляется в частично сформированных представлениях о воспитании трудолюбия детей старшего дошкольного возраста. Так, педагоги определяли трудолюбие как «качество личности, сущность которого составляет наличие потребности в труде, привычки трудиться». По мнению педагогов трудолюбие проявляется у детей старшего дошкольного возраста «в интересе к труду», «понимании ценности труда». Этическую беседу педагоги понимают как «метод воспитания, направленный на формирование нравственных убеждений» и считают необходимым воспитание трудолюбия у дошкольников для того, чтобы «ребенок в будущем вырос достойным гражданином своей страны», «помогал своим родителям», «в будущем получал удовольствие от своей профессии».

Для анализа компетентности родителей по проблеме воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста нами была разработана анкета, с помощью которой мы выявили уровень представлений о воспитании трудолюбия и необходимости его развития у детей. По результатам анкетирования у родителей доминирует базовый уровень (75%). Родители данного уровня понимают трудолюбие как «чувство удовольствия от труда; работа с душевным подъемом и охотой»; считают необходимым воспитание трудолюбия у своего ребенка считают, но этим должны заниматься только педагоги в детском саду. У своего ребенка родители воспитывают трудолюбие собственным примером, читают книги о труде, говорят о важности трудолюбия с помощью бесед; родители считают своего ребенка трудолюбивым и проводят с ним беседы на тему трудолюбия. они отвечали, что к выполнению трудовых обязанностей в семье ребенок относится пассивно, в зависимости от настроения. Родители затруднялись ответить на вопрос «Как Вы думаете, проводится ли педагогами Вашей группы работа, связанная с воспитанием трудолюбия в детском саду?» Родители бы «хотели получить от педагогов детского сада информацию по воспитанию трудолюбия его ребенка для применения этих знаний в домашних условиях», родители бы с удовольствием посетил мероприятия для собственной осведомленности по вопросу воспитания трудолюбия, такие как мастер-классы, чаепитие, тренинг.

В результате на основании экспертного листа «Центра дежурств» в дошкольной образовательной организации нами было определено недостаточное качество условий развивающей предметно-пространственной среды. Развивающая предметно-пространственная среда недостаточно оснащена материалами необходимыми для трудовой деятельности детей.

Выше изложенное свидетельствует о среднекаче-ственной организации образовательного пространства и недостаточном оснащении материалами, которые обе-

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

КАРИХ Виктория Вячеславовна и другие EDUCATION OF DILIGENCE IN CHILDREN ...

спечивают воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.

Целью формирующего этапа являлась обосновании педагогических условий, способствующие воспитанию трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста посредством этических бесед.

Задачи формирующего эксперимента: 1. Определить этапы и содержание образовательной деятельности в рамках формирующего эксперимента. 2. Разработать методику воспитания трудолюбия детей старшего дошкольного возраста посредством этических бесед. 3. Представить последовательность реализации педагогических условий воспитания трудолюбия детей старшего дошкольного возраста посредством этических бесед.

На I этапе - «Подготовительном. Цель: расширять представления детей и вызвать интерес к хозяйственно-бытовому труду посредством обогащения «Центра дежурств» в группе. Мы спланировали обогащение нескольких центров предметно-пространственной среды (представим фрагмент в табл.1).

Таблица 1 - Направления амплификации развивающей предметно-пространственной среды группы

Тематич неделя Задачи Об >азовательные центры в группе

Центр дежурств Центр игр Центр книги

Мамин 1Л ознакомиться Доска со сменными Дидактическая игра «Что Картотека: пословицы.

праздник с разнообразию! карманами для фото сделано руками загадки, потешки о

профессий дежурных человека?» труде взрослого.

взрослых График дежурства Дидактическая игра Художественная

(продавец; врач. Фартуки. Косынки. «Кому что нужно» литература: - Маршак

повар, водитель) Колпаки. Нарукавники. Игра «Кто кем работает?» С.Я. «Почта»; Лиса и

2. Анализировать Алгоритмы выполнения Игра «Мннн-баик» (касса, кувшин» обр. О.

важность труда б действий дежурных. карты кредитные, монеты. Капицы; Э. Успенский

жизни человека Таз. Щетка для сметания деньги бумажные) «25 профессии Маши

3. Формировать крошек со стола. Совок. Сюжетно-ролевая игра Филипенко»; Ю.

элементарные Тематические картинки «Кафе» (набор чайной и Тувнм. «Письмо ко

трудовые умения по хозяйственно- кухонной посуды) всем детям по одному

(помощь бытовом)' труду. Сюжетно-ролевая игра очень важном)' делу»,

воспитателю при Схемы дежурств. «Врач» (набор пер. с польск. С.

подготовке £ Фотографии правильно медицинских Михалкова.

занятию, сервированных столов оборудований) Заучивание наизусть:

дежурство со Сюжетно-ролевая игра « Г. Бнеру. «Мамин

столовой) Водитель» (транспорт день», пер, с молд, Я.

разного назначения) Акима

II этап - «Основной». Цель: воспитывать трудолюбие детей старшего дошкольного возраста посредством этических бесед. В рамках реализации второго этапа формирующего эксперимента в таблице 2 мы представили фрагмент оперативного и тактического планирования по воспитанию трудолюбия у старших дошкольников (табл. 2).

Таблица 2 - Оперативное планирование

Неделя Реальные Социально- Познавательное развитие Речевое развитие

значимые коммуникативное

для детей развитие

события

Мамин Праздник 1 .Познакомиться с 1.Формировать представление о 1 .Совершенствовать

праздник «8 разнообразием разнообразии видов детского словарь детей

Марта» профессий взрослых труда (самообслуживание, существительными,

(продавец, врач, хозяйственно-бытовой труд. обозначающими

повар, учитель). труд б природе, ручной труд). профессии (Ерач,

2. Анализировать 2.Развивать интерес к художник, продавец,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

важность труда в различным видам детского труда повар).

жизни человека. (самообслуживание, 2.Формировать интерес к

3. Формировать хозяйственно-бытовой труд, книге посредством

элементарные труд в природе, ручной труд). рассматривания

трудовые умения 3.Формировать умение иллюстраций о

(помощь устанавливать простейшие связи трудолюбии.

воспитателю при между спецификой профессии 3.Формировать умение

подготовке к человека и его личностных и рассказывать по картине.

занятию, дежурство деловых качествах. используя иллюстрации о

по столовой). трудолюбии.

Таблица 3 - Тактическое планирование по направлению социально-коммуникативного развития

недели деятель ности (СОД) Задачи по образовательной деятельности Ожидаемый планируемый результат

Март

Мамин праздник Беседа «Наши мамы» 1.Познакомиться с разнообразием профессий взрослых (продавец, врач, повар, учитель). 2. Анализировать важность труда в жизни человека. 3. Формировать элементарные трудовые умения (помощь воспитателю при подготовке к занятию, дежурство по столовой). 1.Называет не менее четырех профессий (продавец, врач, повар, учитель). 2.0пределяет и называет пользу не менее четырех профессий (повар - готовит еду для люден; врач - помогает н лечит больных людей: учитель - учит детей, дает знания: продавец -помогает при выборе товара, продает товар). 3.Помогает воспитателю при подготовке к занятию, дежурит по столовой, ответственно выполняет трудовые поручения.

III этап - «Заключительный». Цель: совершенствовать проявление трудолюбия детей старшего дошкольного возраста. На этом этапе мы непосредственно организовывали образовательную работу с детьми в контексте совместно-образовательной деятельности.

Для определения эффективности проведенной работы, мы провели контрольный срез и выявили положительную динамику у детей экспериментальной группы: на высоком уровне - 65% детей, на среднем - 35%.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Полученные данные исследования позволили нам определить особенности компонентов трудолюбия детей старшего дошкольного возраста (познавательный, эмоционально-волевой, поведенческий), обосновать педагогические условия, направленные на его воспитание посредством этических бесед. Педагогические условия воспитания трудолюбия детей старшего дошкольного возраста включают в себя: систему совместно-образовательной деятельности педагогов и родителей, включающей проведение этических бесед на тему трудолюбия; создание условий в дошкольном образовательном учреждении для возможности включения ребёнка в различные виды трудовой деятельности, выполнения трудовых поручений, наблюдения за трудовой деятельностью взрослых, оказания взрослым посильной помощи; развитие интереса детей к хозяйственно-бытовому труду посредством организации развивающей предметно-пространственной среды, а именно «Центра дежурств».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гилязова Р.Р. Педагогические условия ранней профессионализации старших дошкольников //NovaUm.Ru. 2020. № 25. С. 277-280.

2. Иванова Н.В., Виноградова М.А. Теоретические и практические аспекты ранней профориентации детей дошкольного возраста // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 3 (108). С. 38-46.

3. Кузнецова Г.Н. Ранняя профориентация в дошкольном образовании: сущностные характеристики // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 2. С. 42.

4. Субботина Е.С., Пономарева А.С. Ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников посредством игровых технологии // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 63-7. С. 16-18.

5. Бых Е.В. Трудовое воспитание дошкольников // Проблемы педагогики. 2019. № 6 (45). С. 68-70.

6. Козлова С.А. Труд как средство социализации дошкольников // Известия института педагогики и психологии образования. 2017. № 1. С. 107-111.

7. Кощиенко И.В. Реализация содержания трудового воспитания в практике современных дошкольных образовательных организации// Интерактивная наука. 2017. № 1 (11). С. 53-55.

8. Рубинчик Ю.С. Исторический аспект формирования у детей дошкольного возраста стремления к труду // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2019. № 3 (11). С. 14-16.

9. Тимошина Е.И., Арсенова М.А., Першина Т.В. Ценностные основания воспитания трудолюбия у дошкольников // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 3 (90). С. 178-187.

10. Лосева Н.А. К проблеме формирования ценностного отношения к труду у старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № Т31. С. 596-600.

11. Швец Л.Ю. Внедрение модели формирования трудолюбия у детей младшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № S1. С. 46-50.

12. Ясенева Н.А., Кательникова А.С., Андросова Н.А. Воспитывая трудолюбие //Научные исследования: от теории к практике. 2015. Т. 1. № 4 (5). С. 219-220.

13. Козакова Л.И.Воспитание трудолюбия в старшей группе // Молодой ученый. 2016. № 19 (123). С. 355-360.

14. КолокольниковаЗ.У.,МихайловаН.А «Методигры-труда»Е.И. Тихеевой в практике работы современного ДОУ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 1-3. С. 421-423.

15. Шанц Е.А. Технологии развития субъектной позиции дошкольников в трудовой деятельности // Вестник Барановичского государственного университета. Серия: Педагогические науки, Психологические науки, Филологические науки (литературоведение). 2019. № 7. С. 90-95.

16. Прудякова Л.Л. Педагогические условия развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе трудового воспитания //Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № Т10. С. 251-255.

17. Пономарева Л.И., Ган Н.Ю. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе ранней профориентации дошкольников //Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-7. С. 175-181.

18. Гогицаева О.У., Небежева А.В., Шибзухова Д.А. Детско-родительские отношения и самооценка подростка // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 183-186.

19. Щетинина В.В. Формирование опыта сотрудничества старших дошкольников //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 41-44.

20. Ким А.Г. Особенности развития рынка образовательных ус-

KARIKH Victoria Vyacheslavovna and others

EDUCATION OF DILIGENCE IN CHILDREN OF PRESCHOOL .

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

луг (на примере частных дошкольных учреждений г. Владивостока) // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 133-137.

21. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М. : Гардарики, 2005. — 349 с.

22. Князева Л.П. Этические беседы в детском саду. — Пермь : Титул, 1972. - 80 с.

Статья поступила в редакцию 14.08.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.