redactor@ progress-human.com
Ссылка для цитирования этой статьи:
Матюшевская А.К. Воспитание трудолюбия у будущих работников // Human progress. 2018. Том 4, № 12. URL: http://progress-human.com/images/2018/Tom4_12/Matyushevskaya.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
УДК 331.108.4: 373.24
ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ У БУДУЩИХ РАБОТНИКОВ
Матюшевская Александра Кайратовна
Начальник почтового отделения ФГУП УФПС Почта России
Магистрант направления «Управление персоналом»
[email protected] пер.Загородный , 5 г. Екатеринбург, РФ, 620030 +7(992) 020-85-57
Аннотация. Статья посвящена исследованию воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста, как у будущих работников, посредством трудовой деятельности в дошкольной образовательной организации. В ходе исследования была проанализирована деятельность дошкольной образовательной организации по воспитанию трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста, как у будущих работников. Была проведена первичная диагностика на определение уровня сформированности трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста, которая показала низкий уровень у 30% будущих работников. В статье показана необходимость воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации и недостаточность методических рекомендаций и пособий для педагогов дошкольной образовательной организации по данному вопросу. Выявлено, каким должно быть содержание воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации, для успешной адаптации в будущем на рынке труда. На основе теоретических и полученных эмпирических данных был разработан комплекс занятий по воспитанию трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации посредством трудовой деятельности. Показаны рациональные способы организации и осуществления труда.
Ключевые слова: трудовая деятельность; воспитание; дети старшего дошкольного возраста; будущие работники; трудолюбие.
JEL коды: J 13; J 15; J 20.
redactor@ progress-human.com
Введение
Тема воспитания трудолюбия у детей является актуальной в наши дни, так как наша страна в последнее время переживает весомые изменения в социально-экономической сфере, а именно: происходит активное совершенствование условий труда. Также происходит переключение все большего количества учреждений на новые, усовершенствованные технологии. В связи с этим изменяется инфраструктура страны, возникают условия жесткой конкурентности на рынке труда, увеличивается доля безработного населения, повышается востребованность в инициативном, компетентном, гибком, многопрофильном специалисте.
В связи с данными изменениями особые требования предъявляются к подготовке и развитию личности, инициативной, самостоятельной, ответственной [1, с. 28], имеющей устойчивый интерес к трудовой деятельности, потребность в труде, способной легко адаптироваться в постоянно меняющихся условиях среды и обеспечивать высокий уровень производства.
Актуальность проблемы воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на социально-педагогическом уровне продиктована тем, что социальный заказ государства в образовании направлен на развитие социально активной и ответственной личности ребенка дошкольного возраста [2], любящей труд, способной к преобразованию окружающего мира, что отражено в Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Воспитание у детей такого качества, как трудолюбие, в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания [3; 4; 5], т.к. необходимо решать проблему подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса. Дети в процессе воспитания и обучения в дошкольной образовательной организации должны научиться самостоятельно ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия,
redactor@ progress-human.com
организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.
Проблемой воспитания трудолюбия в детском возрасте занимались многие известные психологи, педагоги, экономисты, а также представители других, смежных наук.
Еще Я.И. Коменским были освещены ряд вопросов о детской самостоятельности. Л.И Божович [6], П.Я. Гальперин, С.Л. Рубенштейн, а также многие другие внесли огромный вклад в изучение активности и самостоятельности, у детей дошкольного возраста. В настоящее время такие ученые как Л.И. Анцыферова [7], Р.С. Буре [8], А.К. Осницкий, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманская изучали психолого-педагогические условия формирования самостоятельности у детей. Среди экономистов можно выделить труды И.А.Кульковой, занимающейся формированием трудового поведения в детском возрасте [9].
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать типовой комплекс занятий по воспитанию трудолюбия у будущих работников, а пока - детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
1. Анализ деятельности дошкольной образовательной организации по воспитанию трудолюбия
Для воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста воспитатели ДОО в качестве основной формы обучения используют специальные занятия, а также естественную жизнь детской группы.
В детском саду дети имеют возможность участвовать в дежурстве. Дети наводят порядок в игровом уголке, убирают за собой посуду, стирают кукольную одежду и другие. В процессе выполнения трудовых умений иногда бывают непредсказуемые ситуации. И тогда ребенок имеет отличную возможность принять собственное решение и выполнить что-то самостоятельно. Например, во время дежурства дети должны вытирать пыль, поливать цветы. Иногда кто-то может нечаянно уронить какие-то игрушки. В этой ситуации появляется необходимость собрать игрушки и расставить на места. Ребенок может не помнить, как стояли игрушки до этого, и ставит их в таком порядке, как ему кажется красиво. Самостоятельно принимая решение расставить игрушки, ребенок учится быть самостоятельным в бытовом труде. Постоянно выполняя трудовые задания, дети учатся проявлять самостоятельность и инициативу в быту.
Понятно, что детям надоедает изо дня в день выполнять одинаковые обязанности, например, стирать пыль с книжной полочки. Им легче выполнять какое-то разовое поручение, пока не пропал интерес к труду.
redactor@ progress-human.com
Приучая детей к аккуратности, воспитатель предлагает посмотреть вокруг. Если что-то в группе не в порядке, дети могут предложить сами, что нужно сделать.
Также у каждого ребенка в группе есть свой шкафчик для одежды. Воспитатели дают задание детям навести порядок в своих шкафчиках. Если они приучатся это делать, то всегда будут следить за порядком в шкафчике, и будут самостоятельно прибирать там. Это тоже относится к бытовому детскому труду.
Была проведена первичная диагностика на определение уровня сформированности трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста по методике Р.Р.Калининой «Сюжетные картинки». В исследовании участвовали 20 детей.
Таблица 1 - Результаты исследования с применением методики «Сюжетные картинки»1
Испытуемые № Результаты
Баллы Уровень сформированности трудолюбия
Алеша И. 1 Низкий
Алиса П. 2 Допустимый
Антон К. 1 Низкий
Арина Д. 2 Допустимый
Артем Е. 1 Низкий
Виталий Н. 1 Низкий
Даша И. 2 Допустимый
Дима К. 3 Высокий
Илья С. 3 Высокий
Катя П. 2 Допустимый
Костя Т. 3 Высокий
Ксения В. 3 Высокий
Лев М. 2 Допустимый
Лена Б. 3 Высокий
Лёша Б. 2 Допустимый
Маша Г. 1 Низкий
Надя Т. 3 Высокий
Рома К. 2 Допустимый
Света Л. 1 Низкий
Софья В. 2 Допустимый
По данным, полученным после проведения методики, выяснилось, что у 6 детей (30%) группы высокий уровень сформированности трудолюбия. Дети правильно оценивали поведение детей и мотивировали свою оценку; 8 детей (40%) обладают допустимым уровнем сформированности трудолюбия, они правильно оценивали поведение детей, но не мотивировали свою оценку, что говорит о том, что дети осознают понятие трудолюбие, но,
1 Составлено автором по результатам собственного исследования © А.К.Матюшевская 4
redactor@ progress-human.com
не придают ему особого значения (внимания), и 6 детей имеют низкий уровень сформированности трудолюбия, их доля составляет (30%).
2. Рекомендации по содержанию воспитания трудолюбия у детей в дошкольной образовательной организации
Трудовое воспитание в дошкольном возрасте напрямую связано с нравственным воспитанием [10]. Между детьми в процессе трудовой деятельности успешно воспитываются нравственные качества и положительные взаимоотношения между детьми. Благодаря труду получается очевидный результат. Важно понимать под результатом труда дошкольников не только материальное воплощение, но и моральную составляющую. Доброжелательное отношение, чувство благодарности, приятные эмоции - вот, что должен видеть ребенок в ответ на свою трудовую деятельность. Данная стратегия приносит положительный эффект, благодаря эмоциональному подкреплению результата труда. Это и составляет его главную педагогическую ценность.
Общественная работа - залог того чтобы труд стал средством нравственного воспитания, т.к. в процессе направления усилий ребенка в общественно-полезную работу, у ребенка происходит удовлетворение своей трудовой деятельностью в пользу других людей, ребенок также начинает осознавать свою связь со всеми. Именно поэтому так важно уже в дошкольном возрасте, одновременно с привитием трудовых навыков, направлять усилия ребенка на общественно-полезную работу. Предлагая помощь, развивая умение уступить, оказывая услуги, проявляя доброжелательность, у детей в ходе трудовой деятельности формируются дружеские взаимоотношения. Помимо этого происходит зарождение деловых взаимоотношений. Для деловых взаимоотношений присуще: уметь распределять и планировать совместную групповую работу, обладать стремлением самостоятельно доводить начатое дело до конца и ждать того же от других участников трудового процесса, помогать друг другу и иметь ответственное отношение к порученному делу.
Наиболее значима для детей старшего дошкольного возраста трудовая деятельность совместно с взрослыми. В старшем дошкольном возрасте легче усваивается характер взаимоотношений и происходит удовлетворение своих потребностей в общении. Совместная деятельность старших и младших по возрасту детей также является достаточно полезной для нравственного воспитания. В процессе общения со старшими детьми, младшие по возрасту дети начинают учиться принимать помощь, также для них является привлекательным близость интересов. В это же время у старших по возрасту детей происходит более успешное
redactor@ progress-human.com
формирование ответственности и добросовестности при выполнении трудовых заданий, также происходит совершенствование навыков коллективных взаимоотношений.
Нами был разработан комплекс занятий по воспитанию трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Цель комплекса занятий: совершенствование процесса воспитания трудолюбия у старших дошкольников в образовательном процессе дошкольного учреждения. Задачи комплекса занятий:
- Воспитание трудолюбия в процессе организации продуктивной деятельности.
- Осознание детьми необходимости выполнять бытовые процессы, исходя из личной и их общественной значимости.
- Осознание нравственных норм, определяющих поведение в бытовой деятельности. Комплекс занятий по воспитанию трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста
включает в себя два направления: работу с детьми и работу с родителями.
Таблица 2 - Комплекс занятий по воспитанию нравственных качеству детей старшего
2
дошкольного возраста в ДОО
№ Занятие Форма Метод Средство
Первое направление - работа с детьми
1 Мы-дежурные коллективная разъяснение, поощрение трудовая деятельность
2 Беседа «Другу нужна помощь» коллективная разъяснение, беседа слово
3 Занятие «Коллективный труд в уголке природы» коллективная разъяснение, поощрение трудовая деятельность
4 Изготовление кормушек для птиц коллективная поощрение, пример трудовая деятельность
5 Чтение басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей» коллективная беседа, разъяснение, поощрение, убеждение. слово
6 Занятие «Изготовление поделок» индивидуальная разъяснение, поощрение трудовая деятельность
7 Посадка цветов коллективная поощрение, пример трудовая деятельность
Второе направление - работа с родителями
1 Родительское собрание «Что мы знаем о трудолюбии?» коллективная беседа, разъяснение слово
2 Занятие «Помощь маме» коллективная пример, беседа слово
3 Занятие «Наши достижения» коллективная беседа, разъяснение слово, трудовая деятельность
4 Игра «Из чего складывается трудолюбие» коллективная поощрение, разъяснение сюжетно-ролевая игра
5 Беседа «Был бы я взрослым» коллективная беседа, разъяснение слово
2 Составлено автором © А.К.Матюшевская
redactor@ progress-human.com
Необходимость разработки комплекса занятий обусловлена высокой долей детей с несформированными навыками трудолюбия. При составлении комплекса занятий были выбраны те занятия, которые наиболее информативны [11] и, вместе с тем, достаточно удобны и просты для того, чтобы занятия могли использоваться воспитателями, не обладающими психологическими навыками и умениями.
Заключение
Таким образом, трудовое воспитание является важным элементом дальнейшего обучения [12] и благополучия будущих работников [13]. Нами была проведена диагностика на определение уровня воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста, которая показала, что уровень воспитания трудолюбия у детей в ДОО находится на среднем уровне.
Был разработан комплекс занятий. Данный комплекс направлен на воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО. Целью комплекса является воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в ДОО. Комплекс занятий по воспитанию трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста включает в себя два направления: работу с детьми и работу с родителями. Осуществляется поддержка детской инициативы в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, познавательной и т.д.). Данный комплекс достаточно удобен и прост, он может применяться воспитателями и педагогами-психологами.
Литература
1. Беседин, А.Н. Книга практического психолога. Харьков: Академия, 2011. 145 с.
2. Борисова, О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника // Детский сад от А до Я. 2008. №1. С.124-125.
3. Banev, J. The Upbringing of the Creative Person as a Goal of Education and the Forms of Compulsion in Normative Educational Communication // Strategies for Policy in Science and Education - Strategii na Obrazovatelnata i Nauchnata Politika. 2018, Т.: 26, Вып.: 4. С.: 356-386.
4. Godyna, M.K. Zone Scientific Conference on Problems of Psychology of Education, Upbringing and Labor in Conditions of Scientifico-Technical Progress // Voprosy Psikhologii, 1976, Вып.: 1. С.: 188-190.
5. Smith, M. Professional Identity in the Care and Upbringing of Children: Towards a praxis of residential childcare // Professional Identity and Social Work, 2017, С.: 166-179.
6. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. М.:
redactor@ progress-human.com
АПН РСФСР, 1948. 129 с.
7. Анциферова, Л.И. О развитии самосознания у детей // Дошкольное воспитание.11953. №2. С.97-102.
8. Буре, Р.С. Развитие самостоятельности и организованности в повседневной жизни детского сада. М.: АПН РСФСР, 1962. с.18-19.
9. Кулькова, И.А. Управление трудовым поведением как фактор усиления трудовой мотивации. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / ФГУП "Всероссийский центр уровня жизни". Москва, 2009.
10. Mardakhaev, L.; Egorychev, A.; Volenko, O.; с соавторами. Upbringing System by A.S.Makarenko: Synergetic Analysis of Its Development / Конференция: 3rd International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts, SGEM 2016, Vol. I. Серия книг: International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts, С.: 12191226.
11. Дыбина, О.В. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации. М.: Центр педагогического образования, 2008г. 98 с.
12. Lupu, I.; Spence, C.; Empson, L. When the past comes back to haunt you: The enduring influence of upbringing on the work-family decisions of professional parents // Human Relations, 2018, Т.: 71, Вып.: 2. С.: 155-181.
13. Martin, S.R.; Cote, S.; Woodruff, T. Echoes of Our Upbringing: How Growing up Wealthy or Poor Relates to Narcissism, Leader Behavior, and Leader Effectiveness // Academy of Management Journal, 2016, Т.: 59, Вып.: 6. С.: 2157-2177.
FUTURE EMPLOYEES' EDUCATION OF DILIGENCE
Aleksandra Matyushevskaya Master Student in Ural State University of Economics Yekaterinburg, Russia
Abstract. The article is devoted to the study of the older preschool age children' education of diligence through work activities in pre-school educational organization, as in future workers. In the course of the study, the activities of preschool educational organization on the diligence development in children of preschool age, as in future employees, were analyzed. Primary
redactor@ progress-human.com
diagnostics were conducted to determine the level of diligence in children of preschool age. The article shows the need for the diligence education in children of senior preschool age in preschool educational organizations and the lack of methodological recommendations and manuals for teachers of preschool educational organizations on this issue. It is revealed what should be the content of diligence education in children of senior preschool age in a pre-school educational organization, for successful adaptation in the future on the labor market. On the basis of theoretical and obtained empirical data, a set of classes on the development of diligence in children of senior preschool age in a pre-school educational organization, through work activities, was developed. Rational ways of organizing and implementing of work are shown.
Key words: labor activity; education; children of senior preschool age; future employees; diligence.
JEL Code: J 13; J 15; J 20.
References:
1. Besedin, A.N. The book is a practical psychologist. Kharkov: Academy, 2011. 145 p.
2. Borisova, O.F. Independence as a basis for the formation of social competencies of a preschooler // Kindergarten from A to Z. 2008. №1. P.124-125.
3. Banev, J. The Upbringing of the Creative Person as a Goal of Education and the Forms of Compulsion in Normative Educational Communication // Strategies for Policy in Science and Education - Strategii na Obrazovatelnata i Nauchnata Politika. 2018, T.: 26, Issue: 4. P.: 356-386.
4. Godyna, M.K. Zone Scientific Conference on Problems of Psychology of Education, Upbringing and Labor in Conditions of Scientifico-Technical Progress // Voprosy Psikhologii, 1976, Issue: 1. P.: 188-190.
5. Smith, M. Professional Identity in the Care and Upbringing of Children: Towards a praxis of residential childcare // Professional Identity and Social Work, 2017, P.: 166-179.
6. Bozovic, L.I. Psychological issues of the child's readiness for school. M.: APS RSFSR, 1948. 129 p.
7. Antsiferova, L.I. On the development of self-awareness in children // Preschool education. 1953. №2. P.97-102.
8. Bure, R.S. The development of independence and organization in the daily life of the kindergarten. M .: APN RSFSR, 1962. p.18-19.
9. Kulkova, I.A. Management of labor behavior as a factor in enhancing labor motivation. Thesis for the degree of Doctor of Economic Sciences / FSUE "All-Russian Center for Living Standards". Moscow, 2009.
redactor@ progress-human.com
10. Mardakhaev, L.; Egorychev, A.; Volenko, O.; с соавторами. Upbringing System by A.S.Makarenko: Synergetic Analysis of Its Development / Conference: 3rd International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts, SGEM 2016, Vol. I. Book series: International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts, P.: 12191226.
11. Dybina, O.V. The educational environment and the organization of independent activities of senior preschool age: guidelines. M.: Center for Teacher Education, 2008. 98 p.
12. Lupu, I.; Spence, C.; Empson, L. When the past comes back to haunt you: The enduring influence of upbringing on the work-family decisions of professional parents // Human Relations, 2018, Vol.: 71, Issue: 2. P.: 155-181.
13. Martin, S.R.; Cote, S.; Woodruff, T. Echoes of Our Upbringing: How Growing up Wealthy or Poor Relates to Narcissism, Leader Behavior, and Leader Effectiveness // Academy of Management Journal, 2016, Vol.: 59, Issue: 6. P.: 2157-2177.
Contact
Aleksandra Matyushevskaya
Ural State University of Economics
62-455, 8th of March Str., 620144, Yekaterinburg, Russia