Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
545
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОСТРАНСТВА / ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ханова Татьяна Геннадьевна, Мезенцева Татьяна Николаевна, Смирнова Светлана Александровна

В статье рассматриваются современные подходы к вопросам организации экологического воспитания детей дошкольного возраста, показана актуальность данного направления образовательной работы с детьми, обусловленная необходимостью воспитания с детского возраста основ экологического мышления, стратегий разумного природопользования. Авторами выделены педагогические условия совершенствования результативности экологического воспитания дошкольников, определены основные технологии его реализации с учетом возрастных и психологических особенностей детей, дана их характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ханова Татьяна Геннадьевна, Мезенцева Татьяна Николаевна, Смирнова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES FOR ORGANIZING ENVIRONMENTAL EDUCATION IN PRESCHOOL AGE

The article discusses modern approaches to the organization of environmental education of preschool children, shows the relevance of this direction of educational work with children, due to the need to educate from childhood the foundations of ecological thinking, strategies for rational use of natural resources. The authors singled out the pedagogical conditions for improving the effectiveness of environmental education of preschoolers, determined the main technologies for its implementation, taking into account the age and psychological characteristics of children, and gave their characteristics.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

Таким образом, обучающиеся успешной репродуктивной деятельности, прежде всего, отличаются от всех других памятью.

В содержании обязательно должны быть выделены основные понятия курса. Не стоит заучивать правило. Лучше ориентироваться на то, что есть понятие психическое здоровье, физическое здоровье, социальное здоровье и привести всему этому примеры. Также объяснить, что есть такое понятие: «чрезвычайная ситуация» и что это такое. Есть понятие, что есть экологическая чрезвычайная ситуация, вредные привычки, безопасность, предвидение. Это всё нужно уметь доступно объяснить, привести пример и т.д. [6].

Ещё важными и специфическими понятиями для «Основ медзнаний и здорового образа жизни» являются природные, техногенные, социальные факторы опасности. Также есть очень важное понятие: «национальная безопасность».

Существенным содержанием обучения являются и медицинские знания, и умения.

Понятие репродуктивное здоровье - это оказание первой помощи при отравлениях, травмах, опасностях, связанных с алкоголем, наркотиками, поведение при эпидемиях людей и животных. В программе безусловно должно даваться понятие, примерное содержание тем проектов.

Выводы. Таким образом, методы преподавания в вузе «Основ медзнаний и здорового образа жизни» дают студентам знать, что практическая психология и этика являются обязательной составляющей врачебной профессиональной деятельности, предполагающей непосредственное воздействие на психическую реальность человека. Современная жизнь человека в обществе протекает так, что по существу любая сфера общественной жизни оказывает в той или иной мере на него такое воздействие [7].

Результатом проведенного исследования, в ходе которого рассматривались методические особенности проведения занятий по основам медзнаний и здорового образа жизни, явилось раскрытие и установление результативности занятий с обучающимися. Подобные занятия воспитывают и формируют личность обучающегося, дают основы медицинских знаний, и умений оказывать первую помощь при отравлениях, травмах, опасностях, связанных с алкоголем, наркотиками, поведение при эпидемиях людей и животных.

Литература:

1. Алексеева Н. Т. Морально-нравственное становление личности студентов младших курсов медицинского вуза / Н.Т. Алексеева, А.М. Карандеева, А.Г. Кварацхелия, Ж.А. Анохина // Биоэтика и современные проблемы медицинской этики и деонтологии: матер. Республиканской научно-практической конференции с международным участием. - Витебск. -2016. - С. 221-224.

2. Акбашева Р.С. Психологические особенности развития этнического самосознания студентов (на материале вузов Карачаево-Черкесской республики) / автореферат дис. ... кандидата психологических наук / Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т. -Ставрополь, 2007

3. Лепшокова Е.А. Роль дистанционного обучения при преподавании и изучении иностранного языка / Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 7 (185). - С. 203-206.

4. Лепшокова Е.А. Значимость дистанционного обучения в условиях самоизоляции / Клычевские чтения - 2020 // Материалы научно-практической конференции с международным участием. - Карачаевск, 2020. - С. 140-144.

5. Лепшокова Е.А. Проблема внедрения информационных технологий в образовательный процесс / Лепшокова Е.А. // Родной язык сегодня: проблемы сохранения и развития / Материалы региональной с международным участием научно-практической конференции, посвященной Международному дню родного языка. - Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, 2021. - С. 219-222.

6. Фетисов С.О. Проблемы формирования профессиональных компетенций в процессе самостоятельной работе студентов, обучающихся на иностранном языке / С.О. Фетисов, А.М. Карандеева, М.Ю. Соболева // Медицинское образование XXI века: компетентностный подход и его реализация в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования: матер. республиканской научно-практ. конф. с междунар. участием. ВГМУ. - 2017. -С. 477-479.

7. Физиология человека: учебник / под ред. Н.А. Агаджаняна, В.И. Циркина. - 4-е изд. - Москва: Медицинская книга, 2003. - 528 с.

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Ханова Татьяна Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Мезенцева Татьяна Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород), воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 167» (г. Нижний Новгород);

магистрант Смирнова Светлана Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород),

старший воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №325» (г. Нижний Новгород)

ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы к вопросам организации экологического воспитания детей дошкольного возраста, показана актуальность данного направления образовательной работы с детьми, обусловленная необходимостью воспитания с детского возраста основ экологического мышления, стратегий разумного природопользования. Авторами выделены педагогические условия совершенствования результативности экологического воспитания дошкольников, определены основные технологии его реализации с учетом возрастных и психологических особенностей детей, дана их характеристика.

Ключевые слова: дошкольный возраст, экологическое воспитание, ознакомление с природой, образовательные технологии, экологические пространства, природоохранная деятельность.

An^tatton. The article discusses modern approaches to the Organization of environmental education of preschool children, shows the relevance of this direction of educational work with children, due to the need to educate from childhood the foundations of ecological thinking, strategies for rational use of natural resources. The authors singled out the pedagogical conditions for improving the effectiveness of environmental education of preschoolers, determined the main technologies for its implementation, taking into account the age and psychological characteristics of children, and gave their characteristics.

Keywords: preschool age, ecological education, acquaintance with nature, educational technologies, ecological spaces, nature conservation activity.

Введение. Накопление человеком экологических знаний, стремление сохранять и приумножать природные ресурсы, овладение навыками природоохранной деятельности, ценностным отношением к живой природе - важнейшие направления современного экологического воспитания, которое необходимо начинать с дошкольного детства. В этом возрасте освоение представлений об окружающей среде происходит наиболее эффективно, потому что ребенок становится более эмоционально отзывчивым, познавательно активным, задает вопросы причинно-следственного характера, осваивает практические навыки взаимодействия с миром природы, культуры безопасного поведения, др. Дошкольный возраст представляет собой первоначальную ступень непрерывного экологического образования, уникальную ступень развития человека и формирования его мировоззрения.

Изложение основного материала статьи. Успешность экологического образования обусловлена положительным примером поведения взрослых, прежде всего, родителей, в ситуациях взаимодействия с природой. Именно родители призваны объяснить ребенку ценность окружающего мира, важность сохранения природы как для человечества, так и для обитателей природного мира; убедить в том, что нужно беречь и охранять природу; научить, как это можно делать. Стоит добавить, что семья обладает неоценимыми возможностями для экологического образования детей [1]. Так, вместе с родителями дети могут выезжать на природу (лес, рыбалка, пляж, путешествие) и приобретать реальный опыт природоохранного поведения, принимать посильное участие в выращивании овощей на дачном участке, ухаживать за домашними питомцами, комнатными растениями, др.

Результативность воспитания часто зависит от того, насколько ценным является окружение ребенка, как его воспринимают старшие поколения. С.Н. Николаева [6] доказала, что умение правильно и интересно организовывать занятия с дошкольниками способствует повышению интереса детей к познанию мира природы, формированию внимательного, гуманного отношения к окружающему, поэтому в образовательной работе нужно использовать комплекс методов и технологий приобщения детей к миру природы, выбор которых обуславливается возрастными возможностями и индивидуальными особенностями детей, содержанием решаемых задач, возможностями ближайшего природного окружения. В экологическом образовании дошкольников важна уверенность воспитателя в себе, способность стать примером в вопросах охраны природного мира, т.е. экологическая компетентность педагога [13].

Г.А. Рысбаева предлагает ряд педагогических условий, необходимых для эффективного формирования основ экологической культуры детей [9]:

1) оборудование в группе экологического центра/природного уголка;

2) создание на территории дошкольной организации, в зависимости от особенностей ландшафта и конкретных климатических и географических условий, различных экологических пространств, где дети могли бы применять знания на практике, эмоционально взаимодействовать с природными объектами (цветник, экологическая тропа, фитоогород, метеостанция, др.);

3) установление партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников для совместной работы по формированию основ экологической культуры;

4) высокий уровень педагогической и экологической культуры педагога, развитая компетентность в вопросах содержания и технологии ознакомления детей с миром природы;

5) интеграция видов деятельности, имеющих отношение к миру природы (игра, труд, экспериментирование, чтение художественной литературы и т.д.).

Как уже было отмечено выше, для решения задач экологического воспитания важно грамотное оборудование природного уголка в группах, ухоженная территория дошкольной организации, что позволит ребенку активно взаимодействовать с живой и неживой природой. Такой контакт с окружающим миром служить важным стимулом приобщения ребенка к труду, поэтому на территории детского сада необходимо создать такие экологические пространства, где каждый воспитанник сможет применять свои знания в практической деятельности, тем самым, приобщиться к бережному сохранению природы.

Итак, общение с природой, позитивный пример родителей и педагогов, непосредственное природное окружение детей, комплексное использование разнообразных методов и технологий образовательной работы, эколого-педагогическая компетентность педагогов рассматриваются нами как важные условия результативности экологического воспитания.

К числу современных образовательных технологий, которые широко используются в экологическом воспитании дошкольников, Т.Б. Казарцева и Е.В Дудова относят игровые технологии, технологию исследовательской деятельности, технологию проектной деятельности, здоровьесберегающие технологии и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) [5].

Игровые технологии наиболее эффективны в экологическом воспитании дошкольников, поскольку игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, органично объединяет в себе игровое и познавательное начало, стимулирует у детей интерес и позитивную мотивацию [8]. Дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно-ролевые и другие игры экологической направленности используются для того, чтобы уточнить, закрепить, обобщить и систематизировать имеющиеся представления о мире живой и неживой природы, сезонных явлениях, экологических закономерностях и взаимосвязях, деятельности человека в природе. Детям особенно нравятся игры на открытом воздухе, связанные с отображением повадок и образа жизни животных («Кот и мыши», «Зоопарк», «Наседка и цыплята»), некоторых явлений неживой природы («Солнышко и дождик», «День - ночь»); это так называемые подвижные игры, развивающие физические качества. Игра превращает обучение в творческую лабораторию, активизирует самовоспитание и саморазвитие, помогая детям освоить знания в доступной занимательной форме, способствует выработке правильного поведения в определенных ситуациях, оказания посильной помощи в решении экологических проблем [4].

Технологии исследовательской деятельности. Использование исследовательской деятельности, направленной на выявление свойств природных объектов, в процессе экологического воспитания дошкольников удовлетворяет их врожденную любознательность, стимулирует развитие познавательной мотивации и интереса. Исследовательская активность является естественным состоянием ребенка дошкольного возраста, его ежедневной деятельностью, создает

основу для того, чтобы «психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития». В рамках исследовательской деятельности находит продуктивную реализацию природное любопытство ребенка дошкольного возраста, проявляющего интерес к изучению мира природы, взаимосвязи между его объектами: почему, зачем и как устроен мир? Основные методы и приемы организации исследовательской деятельности детей: наблюдение, моделирование, эксперимент, решение логических задач («Свойства снега», «Предметы из стекла и металла», «Природа вокруг нас», «Я и природа», «Почему цветы осенью вянут?», др.). Дошкольник познает мир в процессе практической деятельности, приобретает знания на основе практических навыков.

Здоровьесберегающие технологии. Используя данные технологии в процессе экологического воспитания, педагог воспитывает у детей бережное отношение к своему здоровью, обитателям природного мира, природе в целом; учит правилам безопасного поведения, оказания первой медицинской помощи. Использование здоровьесберегающих технологий в ходе ознакомления детей с природой (игры с песком и водой, пальчиковые игры, ароматерапия, босохождение, физкультминутки и динамические паузы, гимнастика для глаз, релаксация и др.) обеспечивает формирование осознанного отношения к жизни и здоровью, взаимодействию с природой, расширение представлений об объектах природного окружения.

Технологии проектной деятельности. Проектная деятельность включает решение поисковых, исследовательских и практических задач по любому направлению образования, путем вовлечения субъектов в практическую деятельность [31. Тематика экологических проектов определяется программой, интересами детей, может быть спровоцирована детским вопросами, случайно привлекшими внимание ребенка природными объектами: «Откуда хлеб пришел?», «История одной лампочки», «Ходят капельки по кругу», др. Организация творческих проектов включает серию творческих заданий экологической направленности (рисование «Цветочная поляна», «Весенний день», создание фотовыставки «Мой четвероногий друг», аппликация «Радужные льдинки», «Зимние деревья», оригами из бумаги «Корзина фруктов», др.), которые помогут детям выразить своё отношение к окружающему миру, его обитателям (животным, птицам, насекомым), ко всему живому.

Информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ как эффективного средства экологического воспитания дошкольников позволяет перейти от теоретического обучения к деятельности, в которой ребенок становится активным субъектом обучения; позволяет не только привлечь внимание детей, но и показать взаимосвязь между животными и растениями, живым организмом и средой обитания [71. Для формулирования общих представлений об объектах или явлениях природы эффективнее использовать компьютерные игры из серии: «Четвертый лишний», «Найди сову», «Прогулка в лес», «Ягоды и грибы в лесу», способствующие развитию логического мышления, внимания, способностей.

При проектировании педагогического процесса экологического образования дошкольников целесообразно применять прогулки в разное время года, чтобы дети научились замечать сезонные изменения в природе, с уважением относились к природным объектам, обогащали представления о сезонных изменениях. Развлечения, акции включают организацию совместных праздников и мероприятий экологической направленности («Путешествие в страну Осень», акция «Время добрых дел», «Юные экологи») воспитывают сознательное отношение к хорошим поступкам и стремление совершать добрые дела [12].

В экологическом воспитании большое место занимает природоведческая литература. Такая литература не только воспитывает в детях бережное отношение к природе, чувство любви к ней, умение увидеть красоту природы, но и формирует определенные природоведческие знания. Познавательные беседы, рассказы, проводимые с различными наглядными и иллюстративными материалами, нацелены на изучение мира живой и неживой природы (как вести календарь погоды, применение лекарственных трав, уход за домашними животными, зимующими и перелетными птицами, морфология растений, необходимость чистого воздуха для человека и др.) [111. Чтение познавательной, энциклопедической и художественной литературы способствует расширению экологических представлений, позволяет показать детям то, что недоступно для наблюдения [10]. Из книг дети получают новые знания о ранее неизвестных явлениях и предметах природы, устанавливают отношения и связи, которые существуют в природе [2]. Природоведческая литература является хорошим средством обобщения и систематизации полученных ранее знаний, развивает логическое мышление, умение оценивать, сопоставлять, анализировать, сравнивать.

Организация детской трудовой деятельности, направленной на развитие у детей дошкольного возраста навыков ухода за животными и растениями (собрать листья для гербария, сделать кормушку для птиц, пересадить комнатное растение, полить растения в цветнике, насыпать корм попугаю) помогает детям в практической деятельности реализовать имеющиеся знания и способности, приобщает к природоохранному труду, сознательному отношению к природе, умению работать вместе, помогать друг другу.

Выводы. Этап дошкольного детства характеризуется тем, что у дошкольников складывается первоначальное преставление об окружающем, формируются основы научной картины мира. Первые детские впечатления носят эмоционально выраженный и непосредственный характер, но именно они становятся предпосылкой формирования экологического мышления, культуры взаимодействия с природой. Окружающие дошкольников взрослые - педагоги и родители - являются носителями экологической культуры, компетентными в вопросах природосбережения, помогают детям выстроить оптимальные взаимоотношения с миром.

Литература:

1. Бичева И.Б., Вялова Н.В., Рязанова Е.А. Организационно-методические основы взаимодействия педагогов с родителями в дошкольном образовании // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-4. -С. 44-47.

2. Борокина В.А., Ханова Т.Г. Особенности формирования познавательного отношения детей к природе // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-1. - С. 28-31.

3. Гримовская Л.М. Развитие познавательных способностей детей в проектной деятельности по экологической тематике // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, №2. - С. 6. - URL: www.elibrary.ru/item.asp?id=42902487 (дата обращения: 30.10.2021)

4. Губанова Н.Ф. Социокультурное развитие дошкольников средствами игровых технологий // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 2-1 (56). - С. 114-116.

5. Казарцева Т.Б, Дудова Е.В. Инновационные технологии в экологическом воспитании дошкольников // Современные исследования: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. - Нефтекамск, Республика Башкортостан, 2018. - С. 55-60

6. Николаева С.Н., Рыжова Н.А. Экологическая культура в дошкольном детстве // Образовательная политика. - 2017. - № 1(75). - С. 87-93.

7. Лифанова Ж.Н., Ханова Т.Г. Экологическое образование детей дошкольного возраста с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий // Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы,

перспективы развития. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, 2018. - С. 204-206.

8. Платова А.Г., Ханова Т.Г. Игра как метод экологического воспитания в дошкольном возрасте // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования в свете реализации ФГОС. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, 2016. - С. 70-73.

9. Рысбаева Г.А., Ахметова Б.Т. Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста // Категория "социального" в современной педагогике и психологии. Материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: в 2 частях. - М., 2015. - С. 87-90.

10. Сипович Т.В., Ханова Т.Г. Экологическая азбука как средство ознакомления старших дошкольников с природой // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-3. - С. 176-179

11. Терентьева Л.И. Роль детской литературы в экологическом образовании и воспитании дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2015. - № 1(53). - С. 46-53.

12. Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Быстрай Е.Б., Павлова В.И., Камскова Ю.Г. Музыкальная деятельность в речевом развитии младших дошкольников // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, №2. - С. 9. - URL: www.elibrary.ru/item.asp?id=42902490 (дата обращения: 04.11.2021).

13. Ханова Т.Г., Мартынова И.Г., Платова А.Г., Курбатова А.С. Организация методической работы в системе повышения эколого-педагогической компетентности педагога дошкольного образования // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. - 2018. - № 1 (25). - С. 263-272. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32711626 (дата обращения: 10.11.2021).

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Хлыбова Марина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (г. Пермь)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИКИ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы использования вики технологий в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Отмечается, что использование вики-технологии в процессе обучения иностранному языку способствует повышению эффективности освоения учебного материала за счет новизны формы взаимодействия, проблемного и творческого характера работы. В статье подчеркивается, что вики-ресурсы являются удобной платформой для создания разнообразных совместных проектов, формирования письменно-речевых умений, развития грамматических навыков речи. В статье описывается использование вики-платформы для создания проектной деятельности по составлению двуязычного терминологического словаря студентами неязыкового вуза. Подчеркивается, что создание коллективных вики-проектов способствует формированию навыков взаимодействия, сотрудничества, интенсификации обмена знаниями и опытом. Использование вики-технологии в процессе обучения иностранному языку обеспечивают высокую интерактивность и мультимедийность обучения, способствуют формированию навыков самостоятельности, само- и взаимооценивания. В статье описываются педагогические условия, которые должны соблюдаться при интеграции вики-технологии в образовательный процесс.

Ключевые слова: вики-технология, вики-словарь, вики-проект, проектная деятельность, цифровые образовательные ресурсы, обучение иностранному языку, неязыковой вуз.

Annotation. The article deals with the use of wiki technology in the course of teaching a foreign language in a non-linguistic university. It is noted that the use of wiki technology in the process of teaching a foreign language contributes to an increase in the efficiency of mastering educational material due to the novelty of the form of interaction, the problematic and creative nature of the work. The article emphasizes that wiki resources are a convenient tool for developing the collaborative projects, mastering writing and speech skills. The article describes the use of a wiki platform to create project activities for the compilation of a bilingual terminological dictionary by students. It is emphasized that the creation of collaborative wiki projects contributes to the formation of skills of cooperation, intensification of the exchange of knowledge and experience. The use of wiki technology in the process of teaching a foreign language ensures high interactivity, contributes to the formation of skills of independence, and self-assessment. The article describes the pedagogical conditions that should be met when integrating wiki technology into the educational process.

Keywords: wiki-technology, wiki-dictionary, wiki-project, project activity, digital educational resources, foreign language training, non-linguistic university.

Введение. В настоящее время процесс всеобъемлющей информатизации образования обуславливает актуальность применения цифровых технологий в образовательном процессе. Использование цифровых образовательных ресурсов в вузе позволяет разнообразить занятия, расширить количество организационных форм обучения, способствует интерактивности учебного процесса [2]. Важным фактором информатизации образования в вузе выступает положительное отношение обучающихся к современным технологиям в образовании, их готовность использовать новые методы и формы обучения.

Применение цифровых ресурсов в обучении иностранному языку определяет актуальные задачи, для выполнения которых необходимо совершенствование организации образовательного процесса, определение методов и форм обучения, содержания обучения в цифровом виде и т.д. Современные цифровые ресурсы являются комплексными и охватывают все компоненты образовательного процесса, включая получение информации, практическое применение знаний, контроль и самоконтроль обучающихся.

Интерактивность выступает в качестве одной из ключевых характеристик цифровых ресурсов и способствует реализации таких дидактических свойств, как коммуникативность, мультимедийность, возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения. Применение современных цифровых ресурсов позволяет значительно расширить спектр интерактивных форм, используемых в процессе обучения.

Формирование и развитие навыков чтения, письменной речи, аудирования и говорения происходит с помощью цифровых интерактивных ресурсов, в том числе технологий поколения Web 2.0 - социальных сетей [7], подкастов [1, 8], вики-сервисов [3-6, 9, 12-13] и др.

Целью данной статьи является рассмотрение использования вики-технологии в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.